Могила дайвера
Могила дайвера | |
Расположение | Кампания |
---|---|
Координаты | 40 ° 24' с.ш., 15 ° 00' в.д. / 40,4 ° с.ш., 15,0 ° в.д. |
История | |
Материал | Местный известняк |
Основан | V век до нашей эры |
Примечания к сайту | |
Состояние | Содержимое перенесено в Национальный музей Пестума. |
Публичный доступ | в музей |
Могила ныряльщика ( итальянский : Tomba del tuffatore ), которая сейчас находится в музее в Пестуме , Италия, представляет собой гробницу с фресками , датируемую примерно 500–475 годами до нашей эры. [1] и известен загадочным сюжетом потолочной фрески: одинокий ныряльщик, прыгающий в лужу с водой. Контекст гробницы оспаривается: ученые спорят о том, была ли гробница построена людьми из близлежащего греческого поселения Посейдония, ныне Пестум, или древним италийским племенем, жившим в окружающей сельской местности. Гробница была построена из пяти больших каменных плит, на каждой из которых изображена фреска, приписываемая одному из двух художников. Четыре стены украшены сценами симпозиума , что необычно для погребального контекста.
Описание
[ редактировать ]Гробница ныряльщика — археологический памятник, построенный примерно между 500 и 475 годами до нашей эры. [1] и найден итальянским археологом Марио Наполи 3 июня 1968 года во время раскопок небольшого некрополя примерно в 1,5 км к югу от греческого города Пестум в Великой Греции , на территории современной южной Италии . Это могила, сложенная из пяти плит местного известняка , образующих четыре боковые стены и крышу, а пол выкопан в естественной скальной породе. Пять плит, тщательно склеенных штукатуркой , образовывали камеру размером примерно 215 × 100 × 80 см (7,1 × 3,3 × 2,6 фута). Все пять плит, образующих памятник, были расписаны с внутренних сторон в настоящей фресковой технике. Картины на четырех стенах изображают сцену симпозиума , а на перекрытии изображена знаменитая сцена, давшая название гробнице: молодой человек ныряет в вьющийся и колышущийся поток воды. На северной и южной стенах гробницы изображены по три дивана-шезлонга, на которых сидят пять лежащих фигур, либо гостей симпозиума, либо наемных развлечений для упомянутых гостей. [2] Все лежащие фигуры украшены коронами, а на трехногих столах для еды и питья есть дополнительные короны. [2] На северной стене изображен один гость на крайнем левом диване, играющий в коттабо , древнюю игру, в которой бросают вино из чашки в цель. [2] На крайнем правом диване демонстрируется педерастия: молодой человек сопротивляется ухаживаниям старшего гостя-мужчины. [2] На западной стене изображены три фигуры, либо опаздывающие, либо покидающие симпозиум; пожилой мужчина с тростью слева, раздетый мужчина с палантином на плечах и женщина, играющая на флейте справа. [2] Все трое украшены венками . На восточной стене изображен одинокий обнаженный мальчик-слуга, держащий эночое рядом с сервировочным столом, на котором стоит кратер и гирлянда из оливковых листьев. [3]
Внутри гробницы было найдено лишь несколько предметов: рядом с трупом (по общему мнению, это был молодой человек, несмотря на сильно изношенное состояние скелета) находился панцирь черепахи, [4] два арибалла и аттический лекиф . Этот последний объект, выполненный в чернофигурной технике примерно 480 г. до н.э., помог первооткрывателю и другим ученым датировать гробницу примерно 470 г. до н.э.
Источник
[ редактировать ]Есть некоторые споры о том, какой цивилизации отнести постройку этой гробницы: некоторые говорят, что покойный был греком, а другие утверждают, что он мог быть выходцем из италийского племени к югу от Пестума. [3] [2] Когда гробница была обнаружена, ее удивительные фрески показали ее важность, поскольку они оказались единственными греческими фресками с фигуративными изображениями любого древнего периода. [2] Точно так же не было обнаружено ни одной другой греческой гробницы с подобным фигурным орнаментом. [2] Вероятно, это было вдохновлено многочисленными этрусскими расписными гробницами ; Пестум находился в то время в нескольких километрах от границы греческой и этрусской зон влияния на реке Селе . Настенные росписи других типов зданий были обычным явлением в греческом мире, но их сохранившиеся крайне редки. Многие ученые утверждают, что эта гробница явно греческая, поскольку тема симпозиума не была общественной деятельностью, которой, как известно, занимались этруски. [2] Местные кампанцы взяли под свой контроль Пестум примерно к 400 г. до н.э. и оставили множество расписных гробниц, но в основном они проявляют одержимость лошадьми и конным спортом. Некоторые из них также находятся в музее в Пестуме.
Также высказывались аргументы в пользу того, что эта гробница могла быть построена италийским племенем к югу от Пестума из-за стиля сосудов на восточной стене. [3] Некоторые ученые определили это как спиральный кратер. [2] Отличительной особенностью спиральных кратеров является деталь в виде свитка в верхней части ручек, ближе к устью сосуда, которой нет на кратере в Гробнице Водолаза. [3] Вместо этого восточная стена напоминает кратер-кантарос, сосуд, помещенный у ног трупа в итальянских гробницах к югу от Посейдонии в тот же период, что и Гробница Водолаза. [3] Кратер-кантарос быстро отбрасывается и покрывается матовой краской, во многом напоминающий спиральный кратер, но с более широким корпусом и менее декоративными ручками, и снова изготавливался для погребальных целей. [3]
Другие гробницы с фресками пятого века до нашей эры имеют стилистические украшения, аналогичные Гробнице Водолаза, например, Гробница Пальметт , найденная в Македонии, украшена одноименными пальметтами , которые также можно найти на четырех углах потолка Могила дайвера. [1] Присутствие египетского синего пигмента на фреске говорит нам о том, что покойный был богатым человеком, поскольку египетский синий цвет не был широко доступным цветом для фресок и поэтому был дорогим. [1] Анализ пигментов, использованных в этой гробнице, в сравнении с луканскими фресками, предшествовавшими ей, а также с другими греческими фресками того же периода, привел к выводу, что эта гробница является результатом местного ремесленного стиля живописи в Пестуме. [1]
Символизм
[ редактировать ]Сцены симпозиума
[ редактировать ]Многие ученые считают странным, что Гробница Водолаза представляет собой декорации греческого симпозиума, главным образом потому, что это не традиционный погребальный предмет. [2] Существует теория, что центральная обнаженная фигура на западной стене на самом деле является изображением умершего, и отсутствие его одежды в этой сцене можно интерпретировать как пример формального раздевания, которое наблюдается у греческих богов и героических смертей. [2] Формальное раздевание — это инструмент, используемый в гончарном деле и скульптуре того времени для передачи возвышенного состояния. В сочетании с питьем вина Диониса нагота фигур может быть истолкована как своего рода символизм этого высшего сознания. [2] Если члены группы у западной стены только что прибыли, это можно интерпретировать как оставшиеся два места в залах открыты для пожилого мужчины и центральной обнаженной фигуры, и что девушка с флейтой является еще одним артистом для этих мужчин. Однако если на западной стене изображены эти фигуры, покидающие вечеринку, можно подумать, что, возможно, это праздничные проводы этой центральной фигуры.
Мужчины, лежащие на северной и южной стенах, демонстрируют акты педерастии, социально принятые романтические отношения между пожилым мужчиной и младшим мальчиком в древнегреческой культуре. [5] Симпозиумы были обычным местом для развития таких отношений, потому что они были частным пространством для элитных греческих мужчин, где они могли уйти от реалий своей повседневной жизни. [5] В этих пространствах секс и алкоголь шли рука об руку. Изображения симпозиумов широко распространены в древнегреческом искусстве, но чаще всего их можно было увидеть на керамике, предназначенной для использования на самом симпозиуме. [5] Эти керамические чашки и миски были сделаны с юмором, покрыты сценами животного желания и похмельными мужчинами, которые заболевают на следующее утро. [5] Тот факт, что эта гробница украшена фресками столь неформальной тематики, является аномалией. [2]
Дайвер
[ редактировать ]Сам дайвер также озадачил историков своей причастностью к симпозиуму. Некоторые ученые отмечают, что направление прыжка ныряльщика приведет к тому, что он попадет в поднятую чашу симпозиистов, играющих в коттабо на северной стене, чье брошенное вино затем попадет в чашу человека перед ним, но этот путь действительно приходит только к к жизни, когда потолок представлялся вертикально над северной стеной как продолжение сцены. [2] Сама концепция ныряния не нова для древнегреческой смерти и часто используется в архаической поэзии в сценах страстной утраты, таких как смерть любимого человека. [2] В этом отношении эта сцена, возможно, единственная, имеющая явную связь со смертью в гробнице. Это была бы символическая сцена, напоминающая о переходе в потусторонний мир . Ныряльщик, прыгающий в воду (или океан), может быть представлением темы прыжка в неизведанное, а конструкция, из которой он прыгает, может символизировать пределы известного мира. [6] По словам Пьера Левека , «ныряльщик погружается не только в море (смерть), но и в жизнь (вечность), где он вновь откроет для себя первозданные воды жизни». [7] Похожую ныряющую фигуру можно найти на фреске из Гробницы Охоты и Рыболовства в Некрополе Монтероцци.
Атрибуция
[ редактировать ]Были отмечены два мастера, причем южную стену расписал менее впечатляющий художник, чем остальные. [8] Работа маэстро дель Туффаторе по способу обрисовки фигур копирует стиль красной аттической росписи. [2] Лучше всего это видно в сценах симпозиума, где хорошо описана анатомия лежащих фигур, а их сходство весьма индивидуалистично. [2] Маэстро дель Туттафоре также использует в своей композиции наложения и ракурсы, создавая сложную, но правдоподобную сцену с фигурами, лежащими друг против друга. [2] Единственная стена, которая, похоже, не соответствует этому стилю, - это восточная стена с одиноким мальчиком-служителем, форма которого определяется лишь минимальным контуром, которого ученые приписывают маэстро делла Ластра Суд. [2] Эта стена действительно включает в себя свои собственные детали мастерства, такие как характерный контур оенохоэ, подразумевающий серебряный материал по сравнению с твердой формой кратера, который, как известно, является керамическим. [2] Однако Маэстро делла Ластра Суд по-прежнему считается худшим художником из-за отсутствия сложности в его композиции и минимальной детализации стены в целом. [2]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Альбергина, Мария Франческа (24 апреля 2020 г.). «Гробница водолаза и гробницы с фресками в Пестуме (южная Италия): новые данные сравнительного археометрического исследования» . ПЛОС ОДИН . 15 (4): e0232375. Бибкод : 2020PLoSO..1532375A . дои : 10.1371/journal.pone.0232375 . ПМЦ 7182217 . ПМИД 32330186 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Холлоуэй, Р. Росс (2006). «Могила дайвера» . Американский журнал археологии . 110 (3): 365–388. дои : 10.3764/aja.110.3.365 . JSTOR 40024548 . S2CID 191633025 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коммуникация идентичности в курсивных сообществах железного века . Книги Оксбоу. 2011. ISBN 978-1-84217-991-8 . JSTOR j.ctt1cd0nnd .
- ↑ Вероятно, часть лиры , деревянная рама которой сгнила.
- ^ Jump up to: а б с д Осборн, Робин (1998). Архаическое и классическое греческое искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-284202-1 . OCLC 40162410 .
- ^ Гуццо, с. 119.
- ^ Левек, с. 127.
- ^ Холлоуэй, с. 373.
Ссылки
[ редактировать ]- Гуццо, Пьер Джованни (1997) [1996]. Великая Греция: Греческие колонии в Древней Италии . Сборник « Открытия Галлимара » (№ 324) (на французском языке). Перевод Лиффрана, Франсуазы. Париж: Editions Gallimard. ISBN 978-2-0705-3418-0 .
- Левек, Пьер (1994) [1990]. Рождение Греции . Серия « Открытия Абрамса ». Перевод Зеленки, Энтони. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0-8109-2843-5 .
- Р. Росс Холлоуэй. Могила дайвера , в Американском журнале археологии , Vol. 110, н. 3 июля 2006 г. (стр. 365–388). (по-английски)
- Анжела Понтрандольфо, Аньес Рувере, Марина Чиприани. Расписные гробницы Пестума . Pandemos Editions, Пестум, 2004 г. ISBN 88-87744-11-4 ; другие версии: Французский ISBN 88-87744-13-0 ; немецкий ISBN 88-87744-12-2 ; итальянский ISBN 88-87744-10-6 ;
- Аньес Рувере. Могила ныряльщика и этрусские фрески: свидетельства о греческой живописи , в Revue Archéologique , 1974, выпуск 1, стр. 15–32.
- Пьер Сомвилль. Могила ныряльщика в Пестуме , в Revue de l'histoire de Religions.Paris , PUF , том 196, выпуск 1, июль 1979 г., стр. 41–51.
- Дейзи Варланд. Могила дайвера: исследование взаимосвязи между симпозиумом и дайвингом. в «Обзоре истории религий» . Париж, PUF, том 213, выпуск 2, 1996 г., с. 143–60 – Реферат онлайн, 23 августа 2007 г. по состоянию на 20 сентября 2007 г.
- Дейзи Варланд. Что изображает фреска на западной стене гробницы водолаза Посейдонии? , в Керносе , 1999, н. 12, с. 195–206.
- «Гробница водолаза и гробницы с фресками в Пестуме (южная Италия): новые данные сравнительного археометрического исследования» Альбергина М.Ф., Джерминарио С., Бартолоцци Г., Браччи С., Грифа С. и др. (2020) Могила дайвера и гробницы с фресками в Пестуме (юг Италии): новые данные сравнительного археометрического исследования. PLOS ONE 15(4): e0232375. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0232375