Jump to content

Konstantin Batyushkov

Konstantin Nikolayevich Batyushkov
Портрет неизвестного художника, 1810-е гг.
Портрет неизвестного художника, 1810-е гг.
Рожденный ( 1787-05-29 ) 29 мая 1787 г.
Вологда , Российская Империя.
Умер 19 июля 1855 г. (1855-07-19) (68 лет)
Вологда, Российская Империя
Занятие
  • Поэт
  • эссеист
  • переводчик
  • дипломат

Konstantin Nikolayevich Batyushkov (Russian: Константи́н Никола́евич Ба́тюшков , IPA: [kənstɐnʲˈtʲin nʲɪkɐˈla(j)ɪvʲɪtɕ ˈbatʲʊʂkəf] ; 29 мая [ OS 18 May] 1787 — 19 июля [ OS 7 июля] 1855) — русский поэт , эссеист и переводчик эпохи романтизма . Он также служил в дипломатическом корпусе, проведя длительный период в 1818 и 1819 годах в качестве секретаря русской дипломатической миссии в Неаполе . [1]

Биография

[ редактировать ]

Первые годы жизни Константина Батюшкова восстановить сложно. Вероятно, первые четыре года своей жизни он провел в Вологде ; точное место его проживания с 1792 по 1796 год неизвестно: возможно, с отцом, возможно, с дедом, Львом Андреевичем Батюшковым, в их родовом имении, селе Даниловском Бежецкого уезда Тверской губернии. Однако именно юность Константина, проведенная в Петербурге , сыграла важнейшую роль в его становлении как поэта.

Самое раннее дошедшее до нас письмо Батюшкова из Петербурга датировано 6 июля 1797 года. Первые годы жизни он провел в пансионатах (частных пансионах). Контакты с родственниками ограничивались перепиской и редкими встречами. С 1797 по 1800 учился в Пансионате под руководством О. П. Жакино; это была довольно дорогая школа для детей из хороших семей. В учебную программу входили русский , французский , немецкий языки , богословие , география , история , статистика , арифметика , химия , ботаника , каллиграфия , рисование и танцы . В 1801 г. Батюшков поступил в пансионат итальянца И. А. Триполи; он окончил его в 1802 году. Именно здесь Батюшков начал изучать итальянский язык . Однако его первым литературным произведением стал перевод на французский язык Обращения митрополита Платона по случаю коронации Александра I в России .

Ранние работы

[ редактировать ]

1802 год условно считается началом поэтической деятельности Батюшкова. В письме Николаю Гнедичу 1 апреля 1810 года он писал, что свое первое стихотворение сочинил в пятнадцать лет. Батюшков цитирует две строки; он чувствовал, что их главная идея — неудовлетворенность действительностью и тоска по «далёким странам», как географическим, так и духовным, — предвосхищала его зрелое произведение: «Муза моя, ещё девственница, угадала». ).

Серьезно писать стихи Батюшков начал в 1804 году (по крайней мере, датировка его первых произведений 1802-1803 годами документально не подтверждена). Два стихотворения условно считаются написанными до первого опубликованного. Первый из них, «Бог» (Бог), представляет собой прямое подражание духовным одам Гаврилы Державина (Отголоски Державина продолжали появляться и в зрелом творчестве Батюшкова, но как лишь один из элементов его собственного, весьма индивидуального стиля). Другое стихотворение — «Мечта» (название, обычно переводимое как «Сон», может также означать «Фантазия» или «Воображение»). Не удовлетворившись реализацией своей идеи, Батюшков до конца своей литературной жизни переделывал «Мечту»; таким образом, проиллюстрировать эволюцию стихосложения и словесного стиля Батюшкова можно лишь на примерах из последовательных редакций этого произведения. Включая как оригинальные, так и переводные фрагменты, это произведение стало манифестом собственной эстетики Батюшкова: «Мечтанье есть душа поэтов и стихов». Это приближает его к Николая Карамзина и Василия Жуковского , но даже в «Мечте» уже проявляется литературная поза эскаписта и гедониста. Скорее всего, именно программный характер этого, в целом довольно слабого, стихотворения продолжал удерживать интерес его в остальном самокритичного автора.

Журналы, в которых были опубликованы первые стихи Батюшкова, легко связать с его личными контактами. Его первым поэтическим произведением было сатирическое «Послание к стихам моим» (Послание на мои стихи); в январе 1805 года оно появилось в «Новостях русской литературы», приложении к журналу Московского университета .

Осенью 1806 г. Наполеон оккупировал Берлин и большую часть Пруссии, союзницы России; Александр I объявил массовый сбор. 13 января 1807 года Батюшков в гражданском чине, соответствующем двенадцатому классу , был прикомандирован к штабу генерала Николая Николаевича Татищева. 22 февраля он записался в Петербургский батальон милиции сотенным и немедленно отправился на Запад. 2 марта он был в Нарве, 19 марта в Риге, откуда отправлял Гнедичу письма, содержащие экспромт и еще одно стихотворное послание. Принимая участие в Прусской кампании, он познакомился с офицером Иваном Александровичем Петиным, который впоследствии стал еще одним его близким другом. Батюшков участвовал в Гутштадтском сражении (22—27 мая); 29 мая он был тяжело ранен в битве при Гейльсберге. (Год спустя, 20 мая 1808 года, за храбрость он был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.) После боя его перевезли в госпиталь, а затем в Ригу, где он выздоравливал в июне и июле 1807 года.

Портрет Ореста Кипренского (1815 г.)

В Риге Батюшков жил в доме купца Мюгеля, в дочь которого Эмилию он влюбился. Этот эпизод лег в основу двух стихотворений: «Выздоровление», 1815—16?), считавшихся Пушкиным одной из лучших элегий Батюшкова, и «Воспоминания 1807 года», о популярности которых свидетельствуют и пушкинские поэмы. примечание в его послании «К Батюшкову» (1814). Оба произведения сильно повлияли на русскую элегию 1810-1820-х годов.

Для начала XIX века характерна идея изложить основные произведения мировой литературы на русском языке и сделать их частью русской художественной литературы. К подобным идеям Батюшков, возможно, пришел под влиянием Гнедича, уже работавшего над переводом «Илиады » . Прежде всего по значимости для литераторов имели героические эпопеи. Вот почему в переписке Батюшкова с Гнедичем «ваш поэт» и «мой поэт» — это Гомер и Тассо, хотя Батюшков считал Торквато Тассо » лишь два отрывка из своего неполного стихотворного перевода « Иерусалимского освобождения заслуживающими публикации . В своем переводе Батюшков проигнорировал метрическую и строфическую форму итальянского оригинала — октаву и использовал «классический» александринский язык.

В июле 1809 года он написал свое знаменитое «Видение на берегах Леты » . «Видение...» вскоре стало широко известно и принесло автору известную известность. В октябре 1809 года оно было отправлено Гнедичу, который разрешил сделать копию, которая быстро размножилась. Батюшков написал стихотворение, следуя французской сатирической традиции, но материал его был целиком русский: оно описывает сон, в котором все современные русские поэты неожиданно умерли и оказались в Элизиуме ; их дела погружены в воды Леты: те, кого недостает, погружаются в забвение. Русские писатели XVIII века не были главным предметом сатиры. В поэме не только пресловутый Иван Барков избегает забвения Василий Тредиаковский , но и вообще презираемый в то время . «Видение» балансирует между насмешкой и непристойностью, оно полно едких аллюзий и оскорбительно трансформированных или переосмысленных цитат. С «Видением» закрепилась репутация Батюшкова; он стал считать себя зрелым и оригинальным поэтом и начал собирать материал для издания собрания своих сочинений.

Вторжение Наполеона

[ редактировать ]

22 апреля 1812 года Батюшков стал помощником хранителя рукописей Императорской публичной библиотеки. Среди его коллег были Гнедич, Крылов и Уваров. В июне он купил квартиру неподалеку. Тихая жизнь («слава богу, у меня есть вино, друзья, табак...») омрачалась только нездоровьем («я так слаб, что не переживу даже своих стихов»).

Но и теперь мир и спокойствие лишили Батюшкова: Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812 года. Батюшков писал Петру Вяземскому, что если бы не лихорадка, он бы немедленно вступил в армию.

Сцены разрушений глубоко повлияли на него и определили его отношение к войне; он писал Гнедичу о французах: «Варвары! Вандалы! И эта нация чудовищ смеет даже говорить о свободе, о философии, о человеколюбии!». 29 марта Батюшков поступил на военную службу в звании младшего капитана. Именно события 1812 года продиктовали настроение послания-элегии «К Дашкову» — переломного момента в поэтике и мировоззрении Батюшкова. Стихотворение перекликается с его личными письмами и выражает его чувства, когда он увидел Москву в руинах. Война становится воплощением Зла: «Мой друг! я видел больше зла / Я неба мстительного кары» (Друг мой! Я видел море зла / И гнев мстительных небес).

В январе 1814 года русские переправились через Рейн , вошли во Францию ​​и заняли столицу. Первый месяц в Париже был для Батюшкова волнующим временем. Ему даже удалось побывать на заседании Академии. Впечатления Батюшкова были отрицательными, и 25 апреля 1814 года он написал, что эпоха славы французской литературы прошла. Это письмо также было литературным произведением; сокращенный вариант был опубликован друзьями поэта в 1827 году. В мае Батюшков заболел, впал в депрессию и решил вернуться домой. Батюшков прибыл в Лондон в середине мая и провел в Англии две недели. 25 мая ему был выдан паспорт для поездки домой через Швецию, и с 30 мая по июнь он отплывал из Харвича в Гетеборг . Переправа была описана в письме от 19 июня 1814 г.; Позднее Батюшков переработал его как зарисовку путешественника, опубликованную в 1827 году.

Батюшков в 1815 году; портрет Николая Уткина

В начале января 1815 года крах супружеских надежд в сочетании с тяжелой болезнью вызвал нервную реакцию. В марте Батюшков отправился на поиски духовного исцеления. Вторую неделю Великого поста он провел в монастыре в Тихвине. Похоже, Батюшков пережил религиозное обращение, свидетельством которого является стихотворение этого года «Надежда». Видимо, в том же году он сочинил стихотворение, сочетающее в себе мотивы любви и смертельной болезни: «Последняя весна», вольная версия «Шляжа фей» Шарля-Юбера Миллевуа, одной из самых популярных элегий среди Русские переводчики 1810-1820-х годов. Другой перевод, «Мщение» из Парного, был составлен как дополнение к более раннему «Привидению» («зеркальному отражению» той же темы), так и, возможно, сублимация его разочарования в любви, которая была еще красноречивой. в его стихах.

В первой половине 1815 года Батюшков приехал встречать молодого Александра Пушкина в Царское Село ; в глазах последующих поколений эта встреча приобрела историческое или даже символическое значение.

Стихотворный том «Опытов» появился в октябре 1817 года. Он был разделен на жанровые разделы: «элегии» (открывались «Надеждой» и завершались новой редакцией «Мечты»); «послания» (сначала «дружеское», «Мои Пенаты», и последнее, «назидательное» к Муравьеву-Апостолу); и «разное» (раздел с неопределенным принципом организации, за которым почему-то следуют три последних произведения Батюшкова). Общественное признание последовало немедленно. 17 октября 1817 г. Батюшков стал почетным членом «Военного общества», 18 ноября — почетным библиотекарем Публичной библиотеки; а в апреле 1818 г. он стал почетным членом «Вольного общества любителей русской словесности».

Безумие и смерть

[ редактировать ]

В 1820 году депрессия Батюшкова нарастала. В августе он подал заявление об отпуске в Германию, который был подтвержден только в апреле 1821 г. С декабря 1820 г. по май 1821 г. он жил в Риме, затем отправился на выздоровление в Теплиц; в ноябре он переехал в Дрезден. Первыми признаками приближающегося безумия был ряд ссор по сравнительно незначительному поводу. В 1820 году редактор журнала «Сыночество» Александр Воейков позволил себе самовольную публикацию эпитафии Батюшкова. Автор перегнул палку: разгневанный Батюшков отправил Гнедичу письмо, предназначенное для "Сына отечества", утверждая, что навсегда забросил писательство. Плетнев, искренний поклонник Батюшкова, попытался смягчить свою «вину», опубликовав панегирическую «надпись» Батюшкову, который воспринял это как очередное оскорбление. Разум Батюшкова помутился, и в приступе депрессии он уничтожил свои последние рукописи.

18 сентября и 12 декабря 1821 г. Батюшков подал прошение об отставке. Вместо этого император Александр I предоставил ему бессрочный отпуск. Он приехал в Петербург 14 апреля 1822 г. и с мая по июль путешествовал по Кавказу; в августе он прибыл в Симферополь , где в последующие месяцы стали очевидны симптомы мании преследования. Он сжег свои книги и трижды пытался покончить жизнь самоубийством . 4 апреля 1823 г. его отправили в Петербург под наблюдением врача. Целый год за ним ухаживали родственники и друзья. В апреле 1824 года он написал императору совершенно безумное письмо с просьбой поступить в монастырь. После слова Жуковского Александр I решил отправить несчастного писателя на лечение за государственный счет. С 1824 по 1828 год Батюшков находился в «Доме здоровья» в Зонненштайне (Саксония), с 1828 по 1833 год — в Москве; а с 1833 г. жил в Вологде. 9 декабря 1833 года неизлечимый Батюшков был наконец освобожден от службы и назначен пожизненной пенсией.

Во время болезни он написал лишь несколько бессвязных текстов. Его последнее стихотворение было написано в Вологде 14 мая 1853 года; это четверостишье, которое заканчивается так: «Я просыпаюсь, чтоб заснуть, / Я сплю, чтоб вечно просыпаться» (Я только просыпаюсь, чтобы заснуть / И сплю, чтобы просыпаться без конца).

Он умер 7 июля 1855 года от тифа и был похоронен в Прилукском монастыре под Вологдой.

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Н. В. Фридман, Поэзия Батюшковой , Москва, Наука, 1971, с. 124, 248.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Константин Батюшков, Сочинения золотого века русской поэзии , Издательство Колумбийского университета, 2017 (Русская библиотека). Представлено и переведено Питером Франсом. ISBN   978-023118541-7 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e67564d90e5c46c6ac02a247e0e1eb1e__1717494000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/1e/e67564d90e5c46c6ac02a247e0e1eb1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Konstantin Batyushkov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)