Филипп Отто Рунге
Филипп Отто Рунге | |
---|---|
Рожденный | Вольгаст , Германия | 23 июля 1777 г.
Умер | 2 декабря 1810 г. Гамбург , Германия | ( 33 года
Место отдыха | Ольсдорфское кладбище , Гамбург, Германия (перенесено из церкви Святого Петра, гамбургское кладбище, в 1935 году) |
Известный | Художник: художник и рисовальщик |
Заметная работа | Дети Хюльзенбека , Tageszeiten ( Время суток ), Утро |
Движение | Романтизм |
Филипп Отто Рунге (англ. Немецкий: [ˈʁʊŋə] ; 1777–1810) — немецкий художник, рисовальщик, живописец и теоретик цвета. Рунге и Каспар Давид Фридрих часто считаются ведущими художниками немецкого романтического движения. [1] : 51 с. [2] : 443 стр. Историки искусства часто сравнивают его с Уильямом Блейком , хотя короткую десятилетнюю карьеру Рунге нелегко приравнять к карьере Блейка. [3] : 38 стр. [2] : 343 стр. Судя по всему, он обладал блестящим умом и хорошо разбирался в литературе и философии своего времени. Он был плодовитым писателем и поддерживал переписку и дружбу с такими современниками, как Карл Людвиг Генрих Бергер , Каспар Давид Фридрих , Иоганн Вольфганг фон Гете , [4] Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг , Хенрик Штеффенс и Людвиг Тик . Его картины часто наполнены символизмом и аллегориями. [5] [6] : 37 стр. В течение восьми лет он планировал и совершенствовал свой основополагающий проект Tageszeiten ( «Времена дня »), четыре монументальные картины площадью 50 квадратных метров каждая, которые, в свою очередь, были лишь частью более крупного совместного Gesamtkunstwerk , который должен был включать в себя поэзию, музыку и архитектуру, но остался нереализованным на момент его смерти. [7] : 71 с. При этом он стремился отказаться от традиционной иконографии христианства в европейском искусстве и найти новое выражение духовных ценностей через символизм в пейзажах. [1] : 98, 135 с. Один историк заявил: «В картине Рунге мы явно имеем дело с попыткой представить современную философию в искусстве». [2] : 450 стр. В 1808 году он написал влиятельную книгу по теории цвета « Сфера цветов» , которая была опубликована в том же году, когда он умер. [8]
Рунге родился в 1777 году в Вольгасте , городе на северо-востоке Германии на берегу Балтийского моря ( Шведская Померания в то время ). Он заболел туберкулезом легких в раннем возрасте и всю жизнь имел слабое здоровье. В юности он посещал школу, возглавляемую Людвигом Готхардом Косегартеном . Его отец был успешным торговцем и судовладельцем, а Филиппа и его старшего брата Дэниела готовили следовать за ним в его бизнесе. Даниэль переехал в Гамбург, чтобы управлять филиалом семейного бизнеса, а Филипп вскоре последовал за ним и стал учеником (ок. 1793–96). Там он начал налаживать контакты с поэтами, издателями и коллекционерами произведений искусства, такими как Маттиас Клавдий , Фридрих Готлиб Клопшток , Юстус Пертес и Йоханнес Михаэль Спектер , которые поощряли Рунге в искусстве, философии и интеллектуальных интересах. Он начал брать уроки рисования в Гамбурге в 1797 году у Генриха Иоахима Хертериха и Гердта Хардорфа Старшего, и только после нескольких лет в Гамбурге, когда ему было чуть больше двадцати, Рунге решил сделать карьеру художника. [2] [7] [9] [10]
Рунге изучал живопись в течение трех лет в Копенгагенской академии (ныне Датская королевская академия изящных искусств ), с 1798 по 1801 год у Йенса Юэля и Николая Абильдгаарда , где ему недавно предшествовал Каспар Давид Фридрих, который был на три года старше его. Затем Рунге посещал Дрезденскую академию изящных искусств с 1801 по 1804 год, обучаясь у Антона Граффа и устанавливая контакты с более широким кругом деятелей растущего романтического движения. Поэт и писатель Людвиг Тик оказал особое влияние на знакомство Рунге с новой литературой и мистическими идеями Якоба Беме и Новалиса . Рунге познакомился с Полиной Бассенж в Дрездене в 1801 году, когда ей было 16 лет. Они поженились в Дрездене 3 апреля 1804 года и вскоре вернулись в Гамбург. У них было четверо детей, самый младший родился после смерти Рунге. Рунге умер от чахотки (туберкулеза) в 1810 году в возрасте 33 лет, а работа его жизни длилась немногим более десяти лет. Большая часть его сохранившихся работ была подарена Гамбургскому Кунстхалле его вдовой Полиной Рунге, урожденной Бассенж, в 1872 году. [2] : 435, 443–452 с. [7] : 70–75, 80 и 88 стр. [9] [10]
Жизнь и работа [ править ]
Рунге родился девятым из одиннадцати детей в Вольгасте , Западная Померания , находившаяся тогда под властью Швеции, в семье кораблестроителей, имевшей связи с прусской знатью семьи Сыпневских /фон Рунге. Будучи болезненным ребенком, он часто пропускал школу и в раннем возрасте научился у своей матери искусству вырезания силуэтов ножницами, которое он практиковал на протяжении всей своей жизни. [10] В 1795 году он начал коммерческое обучение в фирме своего старшего брата Даниэля в Гамбурге. В 1799 году Даниэль поддержал Рунге финансово, чтобы он начал изучать живопись под руководством Йенса Джуэля в Копенгагенской академии . В 1801 году он переехал в Дрезден , чтобы продолжить обучение, где познакомился с Каспаром Давидом Фридрихом , Людвигом Тиком и своей будущей женой Полиной Бассенж. Он также начал обширное изучение сочинений мистика 17 века Якоба Беме . В 1803 году во время визита в Веймар Рунге неожиданно встретил Иоганна Вольфганга фон Гете , и у них сложилась дружба, основанная на их общих интересах в цвете и искусстве.
В 1804 году он женился и переехал с женой в Гамбург . Из-за неминуемой военной опасности (наполеоновская осада Гамбурга ) они переехали в 1805 году в его родительский дом в Вольгасте, где оставались до 1807 года. В 1805 году переписка Рунге с Гете по поводу его художественного творчества и колорита стала более интенсивной. Вернувшись в Гамбург в 1807 году, он и его брат Даниэль сформировали новую компанию, в которой он оставался активным до конца своей жизни. В этом же году он разработал концепцию цветовой сферы. [11] В 1808 году он активизировал свою работу над цветом, в том числе проводил эксперименты по смешиванию цветов на дисках . Он также опубликовал письменные версии двух местных народных сказок «Рыбак и его жена» и «Миндальное дерево» , вошедших позднее в число сказок братьев Гримм . В 1809 году Рунге завершил работу над рукописью «Фарбен-Кугель» («Цветная сфера»), изданной в 1810 году в Гамбурге. [12] В том же году, заболев туберкулезом, Рунге написал еще один автопортрет, а также портреты своей семьи и брата Даниэля. Рунге умер в Гамбурге (присоединенном Наполеоном I к Первой Французской империи 1804–1815 гг.) 2 декабря 1810 года. Последний из его четырех детей родился на следующий день после смерти Рунге. [13]
Рунге обладал мистическим, глубоко христианским складом ума и в своем творчестве пытался выразить представления о гармонии мироздания через символику цвета, формы и чисел. Он считал синий, желтый и красный символами христианской троицы и приравнивал синий цвет к Богу и ночи, красный к утру, вечеру и Иисусу, а желтый к Святому Духу (Runge 1841, I, стр. 17).
Как и некоторые другие художники-романтики, Рунге интересовался Gesamtkunstwerk, или тотальным произведением искусства , которое представляло собой попытку объединить все формы искусства. Он планировал такую работу вокруг серии из четырех картин под названием «Времена дня» , предназначенных для просмотра в специальном здании и просмотра под аккомпанемент музыки и его собственных стихов . В 1803 году Рунге сделал крупноформатные гравюры по рисункам из серии «Времена дня» , ставшей коммерчески успешной, и серию из которых он подарил Гете. Он написал две версии « Утра » (Кунстхалле, Гамбург), но остальные дальше рисунков не продвинулись. «Утро» стало началом нового типа пейзажа, наполненного религией и эмоциями.
Рунге также был одним из лучших немецких портретистов своего времени; несколько примеров находятся в Гамбурге. Его стиль был жестким, резким и напряженным, порой почти наивным.
Рунге и цвет [ править ]
Интерес Рунге к цвету был естественным результатом его работы как художника и пытливого ума. Среди его общепринятых положений было то, что «как известно, существует только три цвета: желтый, красный и синий» (письмо Гете от 3 июля 1806 г.). Его целью было создать полный мир цветов, возникающий в результате смешения трех цветов между собой и вместе с белым и черным. В том же пространном письме Рунге довольно подробно изложил свои взгляды на порядок цветов и включил набросок смешанного круга, в котором три основных цвета образуют равносторонний треугольник, а вместе с их попарными смесями - шестиугольник.
Он пришел к концепции цветовой сферы где-то в 1807 году, как указано в его письме Гете от 21 ноября того же года, расширив цветовой круг в сферу, где белый и черный образуют два противоположных полюса. Цветовая смесь в виде двойной треугольной пирамиды была предложена Тобиасом Майером в 1758 году, и этот факт был известен Рунге. Его расширение этого твердого тела в сферу, по-видимому, имело скорее идеалистическую основу, чем логическую необходимость. Своими экспериментами по смешиванию цветов диска в 1807 году он надеялся обеспечить научное обоснование формы сферы. Вдохновленный Гете и другими друзьями, он написал в 1808 году рукопись с описанием цветовой сферы, опубликованную в Гамбурге в начале 1810 года. Помимо описания цветовой сферы, она содержит иллюстрированное эссе о правилах цветовой гармонии и одно о цвете в цвете. природа, написанная другом Рунге Хенриком Стеффенсом . На прилагаемой раскрашенной вручную пластине показаны два разных вида поверхности сферы, а также горизонтальные и вертикальные срезы, показывающие организацию ее внутренней части (см. рисунок слева).
Преждевременная смерть Рунге ограничила влияние этой работы. Гете, прочитавший рукопись перед публикацией, упомянул ее в своей книге «Фарбенлере» 1810 года как «успешное завершение такого рода усилий». Вскоре ее затмила полусферическая система Мишеля Эжена Шеврёля 1839 года. Сферическая система порядка цветов была запатентована в 1900 году Альбертом Генри Манселлом и вскоре заменена твердой формой неправильной формы.
Наследие [ править ]
Рунге был включен в многочисленные крупные ретроспективные выставки, в том числе в Метрополитен-музее «Немецкие мастера девятнадцатого века» и в Гамбургском Кунстхалле «Космос Рунге». Искусствовед Роберт Хьюз охарактеризовал Рунге как «ближайший эквивалент Уильяма Блейка , созданный Германией». [14] Картина Рунге « Утро » 1808 года считается его величайшим произведением. [15] «Утро» планировалось установить как часть серии религиозных фресок под названием « Времена дня» ; четыре картины должны были быть установлены в готической часовне в сопровождении музыки и поэзии, что, как надеялся Рунге, станет ядром новой религии. [14] [15] Серия, за исключением «Утра и дня», никогда не развивалась дальше набора монохромных рисунков: четыре гравюры, подаренные Рунге, были выставлены в Иоганна Вольфганга фон Гете . музыкальной гостиной [16] Использование жестов Рунге и искажения амариллисов и лилий в « Времена дня» были описаны как предшественники аналогичных работ, созданных во время движения в стиле модерн почти 100 лет спустя. [14]
Галерея [ править ]
Все работы представляют собой картины маслом из коллекции Гамбургского Кунстхалле, если не указано иное.
- Урок соловья (1804–05), 105 х 86 см.
- Дети Хюльзенбека (1805–06), 131,5 х 143,5 см.
- Родители художника (1806), 196 х 131 см.
- Отдых на пути в Египет , неоконченный (1806 г.), 96,5 х 129,5 см.
- Петр на море (1806 г.), 116 х 157 см.
- Рождение человеческой души (ок. 1806 г.), 35,5 х 32,7 см., частное собрание.
Время суток
- «День» (1803 г.), перо и карандаш, 95,1 х 63,1 см.
- «Вечер» (1803 г.), перо и карандаш, 95,2 х 64 см.
- «Ночь» (1803 г.), перо и карандаш, 95,3 х 62,5 см.
- «Ночь» (1803 г.), перо и карандаш, 71,4 х 48,2 см.
- Утро , уменьшенное издание (1808 г.), 106 х 81 см.
- Великое утро (1809–10), 152 х 113 см.
- Деталь, Великое утро (1809–10).
- Деталь, Великое утро (1809–10).
Портреты
- Отто Сигизмунд Рунге в складном стуле (1805 г.), 40 х 35,5 см.,
- «Мы трое» , слева направо, брат художника Даниил, жена художника Полина и автопортрет (1805 г.), 100 х 122 см., уничтожен пожаром 1931 г.
- Полина Рунге с сыном , женой и сыном художника (1807), 97 х 73 см., Старая национальная галерея
- Вильгельмина София Хельвиг (1807 г.), 116 х 92 см., Померанский государственный музей.
- Фридрих Август фон Клинковстрем (1808), 65 х 48 см., Австрийская галерея Бельведер
- Портрет молодого человека (без даты), 44 х 35 см., Австрийская галерея Бельведер.
- Автопортрет (1809–10), 48 х 47 см.
Рисунки
- Автопортрет (ок. 1801–02), черно-белый мел, 55,3 х 43,3 см.
- Источник и поэт (1805 г.), тушь и карандаш, 50,9 х 67,1 см.
- Голова собаки (1805–06), мел и свинец, 29,5 х 35,9 см.
- Этюд к «Великому утру» (1809 г.), мел и карандаш, 40,6 х 53,4 см.
- Падение Отечества , этюд (1809 г.), тушь и карандаш 16,7 х 11 см.
- София Сивекинг на смертном одре (1810 г.), черно-белый мел, 43,5 х 51,2 см.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кернер, Джозеф Лео. 1990. Каспар Давид Фридрих и предмет пейзажа. Издательство Йельского университета. Нью-Хейвен, Коннектикут. 256 стр. ISBN 0-300-04926-9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Раух, Александр. 2000. Неоклассицизм и романтическое движение: живопись в Европе между двумя революциями 1789–1848 гг., страницы 318–479. в Томам, Рольф, редактор. Неоклассицизм и романтизм: архитектура, скульптура, живопись, графика, 1750-1848 гг. Кенеманн, Verlagsgesellschaft. Кёльн. 520 стр. ISBN 3-8290-1575-5
- ^ Коннелли, Фрэнсис С. 1993. Поэтические монстры и иероглифы природы: ранний примитивизм Филиппа Отто Рунге. Художественный журнал. 52(2): 31–39.
- ^ Хельмут Фрайгерр фон Мальцан (ред.). 1940. Переписка Филиппа Отто Рунге с Гете. Сочинения Общества Гете (Том 51. Verlag der Goethe-Gesellschaft, Веймар, Германия. 120 стр. [Hellmuth Freiherr von Maltzahn (редактор). 1940. Переписка Филиппа Отто Рунге с Гете : Том 51 Сочинений Общества Гете. Гете Общество, Веймар, Германия, 120 стр.]
- ^ Яффе, Ганс LC 1967. 20 000 лет мировой живописи. Гарри Н. Абрамс, Inc., Публикация. Нью-Йорк. 418 стр. (стр. 295)
- ^ Мизель, Виктор Х. 1972. Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих и романтический национализм. Бюллетень художественной галереи Йельского университета. 33(3): 37–51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брис, Ле Мишель.1981. Романтики и романтизм. Editions d'Art Альберт Скира. Женева/Rizzoli International Publications, Inc. Нью-Йорк. 215 стр. ISBN 0-8478-0371-6
- ^ Клэй, Джин. 1981. Романтизм. Нью-Джерси: Chartwell Books, Inc. Secaucus. 320 стр. (стр. 297) ISBN 0-89009-588-4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клодон, Фрэнсис. 1980. Краткая энциклопедия романтизма. Секаукус, Нью-Джерси: Chartwell Books. 304 стр. (стр. 105) ISBN 0-89009-707-0
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рихтер, Корнелия. 1981. Филипп Отто Рунге, «Я знаю красивый цветок»: Каталог-резоне вырезок из бумаги [ Филипп Отто Рунге, «Я знаю красивый цветок»: Каталог-резонне вырезок из бумаги ]. Ширмер-Мозель. Мюнхен, Германия. 143 стр. ISBN 3921375657
- ^ Мальцан, Х. 1940, переписка Филиппа Отто Рунге с Гете , Веймар: Verlag der Goethe-Gesellschaft .
- ^ Рунге, PO 1810, Цветной шар, или Построение отношений всех цветов друг к другу , Гамбург: Пертес.
- ^ Рунге, PO 1840/41, «Оставленные сочинения», 2-й том, Д. Рунге, изд., Гамбург: Пертес.'
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хьюз, Роберт, 1938–2012 гг. (1990). Ничего, если не критично: избранные очерки об искусстве и художниках (1-е изд.). Нью-Йорк: А.А. Кнопф. п. 114. ИСБН 978-0-307-80959-9 . OCLC 707239996 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Немецкие мастера XIX века: живопись и графика ФРГ . Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Художественная галерея Онтарио. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1981. с. 190. ИСБН 0-87099-263-5 . ОСЛК 8052223 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Времена дня Филиппа Отто Рунге» . Исследовательский институт Гетти .
Внешние ссылки [ править ]
- П.О. Рунге, художник
- Работы Филиппа Отто Рунге в Открытой библиотеке
- «Произведения Филиппа Отто Рунге» . Zeno.org (на немецком языке).
- Работы в Интернет-галерее искусств
- Текст для скачивания П. Ф. Шмидта «Филипп Отто Рунге; его жизнь и творчество», Лейпциг: Insel Verlag 1923.
- Дом Рунге в Вольгасте
- Доступен английский перевод «Фарбен-Кугель» и вспомогательные материалы.
- Немецкие мастера девятнадцатого века: картины и рисунки из Федеративной Республики Германия , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, содержащий материалы о Филиппе Отто Рунге (№ 70–73).
- 1777 рождений
- 1810 смертей
- Немецкие художники-ботаники
- Люди из Вольгаста
- Немецкие художники-романтики
- Люди из Шведской Померании
- Немецкий народ XIX века
- Выпускники Датской королевской академии изящных искусств
- Похороны на кладбище Ольсдорф.
- Смертность от туберкулеза в XIX веке
- Смертность от туберкулеза в Германии