Йохан Кристиан Даль
Йохан Кристиан Даль | |
---|---|
![]() Портрет Йохана Кристиана Даля , Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн , 1823 г. | |
Рожденный | Йохан Кристиан Клауссен Даль 24 февраля 1788 г. |
Умер | 14 октября 1857 г. | (69 лет)
Национальность | норвежский |
Известный | Норвежская пейзажная живопись |
Движение | Норвежский романтический национализм , немецкий романтизм |
Награды |
Йохан Кристиан Клауссен Даль (24 февраля 1788 – 14 октября 1857), часто известный как JC Dahl или IC Dahl , был датско- норвежским художником, который считается первым великим художником-романтиком в Норвегии , основателем «золотого века» норвежского искусства. рисование. [1] Его часто называют «отцом норвежской пейзажной живописи». [2] и считается первым норвежским художником, достигшим уровня художественных достижений, сравнимого с уровнем, достигнутым величайшими европейскими художниками того времени. Он также был первым, кто приобрел подлинную известность и культурную известность за рубежом. [3] Как выразился один критик, «Й. К. Даль занимает центральное место в норвежской художественной жизни первой половины XIX века. [4]
Хотя Даль провел большую часть своей жизни за пределами Норвегии, его любовь к своей стране очевидна в мотивах, которые он выбирал для своих картин, и в его выдающихся усилиях в интересах норвежской культуры в целом. Например, он сыграл ключевую роль в основании Норвежской национальной галереи и ряда других крупных художественных учреждений Норвегии, а также в сохранении норвежских деревянных церквей и реставрации собора Нидарос в Тронхейме и крепости Бергенхус в Берген.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]

Даль происходил из простой семьи – его отец был скромным рыбаком в Бергене, Норвегия – и позже он с горечью вспоминал свою молодость. Он сожалел, что в детстве у него так и не было «настоящего учителя», и, несмотря на все свои впечатляющие успехи, считал, что, если бы ему повезло больше при рождении, он добился бы даже большего, чем имел. [ нужна ссылка ]
Время в Бергене
[ редактировать ]
Кристиан Альбрехт Йенсен
(около 1815 г.)
В детстве Даль получил образование у отзывчивого наставника в Бергенском соборе , который сначала подумал, что из этого способного ученика получится хороший священник, но затем, признав его удивительно рано развитые художественные способности, организовал для него обучение как художника. С 1803 по 1809 год Даль учился у художника Йохана Георга Мюллера , чья мастерская была в то время самой важной в Бергене. Тем не менее, Даль вспоминал своего учителя как человека, который держал его в неведении, чтобы эксплуатировать его, заставляя работать над созданием театральных декораций, портретов и видов Бергена и его окрестностей. Другой наставник, Лайдер Саген , показал начинающему художнику книги об искусстве и пробудил в нем интерес к историко-патриотической тематике. Именно Саген собрал коллекцию, которая позволила Далю поехать в 1811 году в Копенгаген, чтобы завершить образование в тамошней академии.
Не менее важным, чем обучение Даля в академии в Копенгагене, был его опыт пребывания в сельской местности и в городских коллекциях произведений искусства. В 1812 году он писал Сагену, что художниками-пейзажистами, которым он больше всего хотел подражать, были Рейсдал и Эвердинген , и по этой причине он изучал «прежде всего природу». великой пейзажной традиции, но он также хотел быть максимально верным самой природе.
- Картина Якоба ван Рейсдала в коллекции Адама Готтлоба Мольтке в 1812 году.
- Копия Даля 1812 года, которая произвела впечатление и на Мольтке, и на принца.
- Еще один Рейсдал в коллекции Мольтке, 1812 год.
- Копия Даля 1813 года, которая снова произвела впечатление и на Мольтке, и на принца.
Даль считал, что пейзажная живопись должна не просто изображать конкретный вид, но также должна что-то говорить о природе и характере земли – о величии ее прошлого, а также о жизни и творчестве ее нынешних жителей. Настроение часто было идиллическим, часто меланхоличным. Когда он добавлял снег в пейзаж, который рисовал летом, он не хотел показать свет и цвета снега; это было использование снега как символа смерти. Как выразился один критик: «В отличие от радикально романтических работ, появившихся в то время, Даль смягчает свой пейзаж, привнося элементы жанровой живописи, наполняя его анекдотическим материалом: дом охотника на заснеженном поле». Благодаря рекомендациям Сагена и своему личному обаянию Даль вскоре получил доступ к ведущим светским кругам Копенгагена. [5]
Даль принимал участие в ежегодных художественных выставках в Копенгагене, начиная с 1812 года, но настоящий прорыв случился в 1815 году, когда он выставил не менее 13 картин. Принц Кристиан Фредерик Датский, который рано проявил интерес к художественному гению Даля и позаботился о том, чтобы его работы были приобретены для королевской коллекции, стал другом и покровителем художника на всю жизнь. [3]
В 1816 году К.В. Эккерсберг вернулся из-за границы со своими картинами римского декора; Даль сразу впечатлился, и они стали хорошими друзьями и обменялись фотографиями. Картина Даля 1817 года «Den Store Kro i Fredensborg» положила начало его творчеству на протяжении всей жизни, изображающему естественные сюжеты.
После успеха в Копенгагене Даль понял, что хочет жить как независимый, самостоятельный художник. Одна из проблем, стоящих перед ним, заключалась в том, что академические предпочтения того времени отдавались историческим картинам с моральным посланием. Пейзажи считались низшим видом искусства, а может быть, даже и вовсе не искусством, а чисто механическим подражанием природе. Единственными пейзажами, которые можно было считать искусством, по мнению академии, были идеальные, воображаемые пейзажи в пасторальном или героическом стилях. В соответствии с этим господствующим вкусом Даль пытался придать своим датским темам определенный атмосферный характер, чтобы поднять их над тем, что считалось чисто коммерческим уровнем. Но в то же время его самым сокровенным желанием было дать более точную картину норвежской природы, чем предлагали старомодные сухие картины Хааса и Лоренцена . Частично это желание было мотивировано тоской по дому и патриотизмом, но оно также соответствовало вкусам тогдашней публики к «живописным» произведениям.
За границей в Дрездене
[ редактировать ]
Даль отправился в Дрезден в сентябре 1818 года. Он прибыл, знакомясь с ведущими горожанами города и крупными художниками, такими как Каспар Давид Фридрих , который помог ему обосноваться там и стал его близким другом. [3] Один критик написал: «Неподвижные, тщательно выполненные пейзажи Фридриха — произведения искусства, основанные на его строгом протестантском воспитании и поиске божественного в природе — были заслуженно известны к тому времени, когда он и Даль познакомились. Мы можем видеть его Картина «Двое мужчин, созерцающих луну» (1819), которая входит в число его величайших работ, представляет собой две «Рюкфигурены», или фигуры, увиденные сзади, торжественно и дружелюбно смотрящие на молодой серп луны с опушки старого леса «Грейфсвальд в лунном свете». (1816–17) изображено место рождения художника в Померании , на берегу Балтийского моря: залитый ровным, прозрачным лунным светом, старинный университетский городок принимает почти неземной вид». [6] [7]
Фридрих был на четырнадцать лет старше Даля и был признанным художником, но они нашли друг в друге общую любовь к природе и общий энтузиазм по поводу способа изображения природы, основанного на изучении самой природы, а не на академических клише, которые они оба глубоко презирались. Один писатель выразил это так: «Теплый и общительный персонаж, он вскоре встретил и подружился с более замкнутым и замкнутым Фридрихом, записав, как однажды они вместе гуляли в парке Грёссер-Гартен среди «множества прекрасных деревьев разных видов». , и луна выглядела прекрасно за темными елями». [6]
Вместе с Фридрихом и Карлом Густавом Карусами Даль стал одним из дрезденских художников того периода, оказавших решающее влияние на немецкую романтическую живопись. [4]
В Дрездене, как и в Копенгагене, Даль путешествовал по окрестностям, рисуя предметы, которые могли бы ему пригодиться в более крупных работах, которые позже будут написаны в его ателье. В 1818 году он писал принцу Кристиану Фредерику, что «более всего я представляю природу во всей ее свободе и дикости». Даль нашел в окрестностях Дрездена достаточно материала, чтобы создать мотивы для своих картин, но продолжал писать воображаемые пейзажи с лесами, горами и водопадами. Одна такая картина, завершенная в 1819 году, под названием Norsk fjellandskap med elv («Горный норвежский пейзаж с рекой»), привлекла большое внимание молодых художников, которые считали поразительную естественность картины глотком свежего воздуха на застойной художественной сцене Дрездена. Еще одна монументальная картина. Картина с водопадом, завершенная в следующем году, была удостоена похвал критиком Кунстблатта, который сказал, что Даль был больше, чем Якоб ван Рейсдал, которого приняли в Дрезденскую академию в 1820 году.
За границей в Италии
[ редактировать ]
Принц Кристиан Фредерик написал Далю в 1820 году из Италии и пригласил его присоединиться к нему в Неаполитанском заливе. Даль в то время ухаживал за молодой женщиной по имени Эмили фон Блох , но чувствовал, что должен принять предложение принца, поэтому быстро женился на Эмили и на следующий день отправился в Италию. В итоге он провел 10 месяцев в Италии. Хотя он скучал по своей невесте, это пребывание стало решающим фактором в его художественном развитии. Именно в Италии , с ее ярким южным светом, искусство Даля по-настоящему расцвело. Это заставило его видеть природу просто, без посредничества изображений света и цвета старых мастеров.
Даль отправился в Рим в феврале 1821 года. Он провел много времени, посещая музеи, встречаясь с другими художниками и рисуя картины на продажу. Помимо живописи достопримечательностей Рима и картин Неаполитанского залива , он писал пейзажи, вдохновленные горами Норвегии . Даль сказал, что только в Риме он по-настоящему оценил норвежскую природу. В июне 1821 года Даль вернулся на север, к Эмилии, к спокойной семейной жизни и живописи.

Даль быстро стал членом ведущих кружков Дрездена поэтов, художников и ученых, среди них был археолог К. А. Беттигер , издатель Artistisches Notizenblatt , который опубликовал крупную статью о Дале в 1822 году.
Наставничество
[ редактировать ]
Будучи членом академии, Даль всегда посвящал свое время молодым художникам, которые его искали. В 1824 году он и Фридрих были названы «экстраординарными профессорами», не имевшими кафедры, но получавшими регулярную зарплату. В 1823 году Даль переехал к Фридриху, так что многие из его учеников, такие как Кнуд Бааде , Педер Балке и Томас Фернли , испытали одинаковое влияние обоих художников. «Задолго до их встречи, — пишет один критик, — Даль также нарисовал несколько «лунных лучей» и, путешествуя по Европе, он был в Неаполитанском заливе в 1821 году, когда действовал Везувий. Здесь он написал «Лодки на Пляж недалеко от Неаполя, где рыболовные суда стоят на якоре в спокойных, мерцающих водах, а позади дымятся и пылают две горные вершины. Как и следовало ожидать, после того, как началось его тесное общение с Фридрихом (с 1823 года обе семьи жили в одном доме в Дрездене) он находился под его значительным влиянием, но вскоре возобладал его собственный, более спонтанный и живописный стиль. Клиенты иногда заказывали картины у них обоих: спокойную прибрежную сцену Фридриха в сочетании с более бурным сюжетом Даля». [6]
Даль никогда не формировал вокруг себя «школу», а предпочитал, чтобы его ученики развивали свой собственный стиль; попытки подавить индивидуальность своих учеников противоречили его принципам и уважению к свободе творчества. Именно этот импульс к индивидуальности позже заставил его отказаться от предложения постоянной кафедры в академии – он не хотел чувствовать себя обязанным приходить на занятия, когда был занят работой над картиной.

Даль продолжал свои исследования природы в окрестностях Дрездена, когда у него было время, или в длительных поездках, которые давали ему темы для его картин. Но чаще всего он рисовал вид Эльбы за окнами при разном освещении. Как и Джон Констебл , Даль чувствовал, что небо является важной частью пейзажной живописи, и ему никогда не надоело наблюдать, как облака движутся по плоской равнине. [3] Один критик сравнил две картины Фридриха и Даля: «В... картине Даля «Мать и дитя у моря» есть отголоски «Женщины у моря» Фридриха (1818). Тогда как в работе Фридриха женщина, одетая для ветреная погода сидит, праздно наблюдая, как мимо проплывают пять рыбацких лодок, на картине Даля, кажется, есть более личная нотка, с отголосками его собственного воспитания в мореплавательском сообществе, поскольку мать и маленький ребенок с нетерпением ждут возвращения маленького корабля из море». [6] Тот же критик написал об одной из своих картин Дрездена: «Даль также отметил великолепные здания в стиле барокко своего приемного города, а версия его « Вид Дрездена при лунном свете » (1838) приехала из Национального музея искусства и архитектуры, и дизайн в Осло. На этой небольшой картине размером всего 18,5 x 34,5 см (7¼ x 13½ дюйма) изображен купол Фрауэнкирхе и башня Хофкирхе, доминирующие над горизонтом, сочетание серебра и темно-синего цвета, придающее ему прекрасную жемчужину; -подобный эффект вместе с определенной элегичностью, возможно, свидетельствует о осознании художником того, что его долгая дружба с Фридрихом близится к концу». [6]
Вернуться домой
[ редактировать ]
Как писал Даль в 1828 году директору Дрезденской академии, он находил территорию вокруг Дрездена полезной для изучения природы, но «настоящей вещи» всегда не хватало; это было то, что он мог найти только на своей горной родине. Он считал себя «более скандинавским художником» с «любовью к морским побережьям, горам, водопадам, парусникам и картинам моря при дневном и лунном свете». Ему очень хотелось вернуться в Норвегию, но только в 1826 году он смог совершить путешествие домой.
Последующие поездки в Норвегию он совершал в 1834, 1839, 1844 и 1850 годах, в основном исследуя и рисуя горы, что привело к созданию монументальных работ «Фортундален» (1836 г.) и «Стальхейм» (1842 г.). [3] Во время своих визитов в Норвегию он получил «восторженный прием как известный художник».
Критик отмечает поздние стилистические изменения Даля: «В его позднем «Фьорде на закате » (1850), основанном на более ранних исследованиях, свободные и смелые мазки изображают затянутое облаками небо и изломанную поверхность воды. Здесь он отошел далеко от чистота и интенсивность творчества Фридриха». [6]
- Дальнейшая жизнь
В 1827 году Эмили Даль умерла при родах, родив четвертого ребенка, а два года спустя двое старших детей умерли от скарлатины. В январе 1830 года Даль женился на своей ученице Амалии фон Бассевиц , но она тоже умерла при родах в декабре того же года. Даль был раздавлен, и прошло много месяцев, прежде чем он снова смог рисовать. Несколько лет спустя этот младший ребенок также умер, оставив Даля с двумя выжившими детьми, Зигвальдом и Кэролайн, которые вышли замуж за норвежского министра Андерса Сандё Эрстеда Булла в 1848 году.

Поездка Даля в Норвегию в 1850 году стала для него последней. Он постарел и ослабел, но продолжал писать пейзажи в горах. Результатом этого последнего путешествия на родину стало создание нескольких великолепных работ, в том числе «Måbødalen» , «Fra Stugunøset» и «Hjelle i Valdres» .
Даль был одним из отцов-основателей Национальной галереи Норвегии (по-норвежски: Nasjonalgalleriet), ныне Национального музея искусства, архитектуры и дизайна, и подарил этому учреждению свою собственную коллекцию произведений искусства.
Смерть
[ редактировать ]

Даль умер после непродолжительной болезни и был похоронен 17 октября 1857 года в Дрездене. была установлена статуя Даля работы норвежского скульптора Амброзии Тоннесен В 1902 году на фасаде Музея декоративного искусства Западной Норвегии в Бергене (1859–1948). В 1934 году его останки были перевезены обратно в Норвегию и захоронены на кладбище церкви Св. Якоба (Sankt Jakob kirke) в Бергене. [8]
Й. К. Даль занимает центральное место в норвежской художественной жизни первой половины XIX века. Его романтическая, но натуралистическая интерпретация норвежских пейзажей вызвала большое восхищение как в Норвегии, так и на европейском континенте, особенно в Дании и Германии.
Почести
[ редактировать ]Даль имел орден Васы и орден Святого Олафа, пожалованные ему королем Норвегии и Швеции . Он также получил орден Даннеброга из Дании . Эти три награды свидетельствуют о его исключительном культурном влиянии на всю Скандинавию. [3]
Известные работы
[ редактировать ]Многие из его работ можно увидеть в Дрездене, особенно большую картину под названием « Норвегия и буря на море» . [9] Бергенский художественный музей в Бергене, Норвегия, содержит несколько его наиболее выдающихся работ. [ по мнению кого? ] произведения, в том числе Måbødalen (1851), Fra Stedje i Sogn (1836), Hjelle i Valdres (1850), Lysekloster (1827), Stedje i Sogn (1836) и Bjerk i Storm (1849).
Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна - Национальная галерея в Осло имеет большую коллекцию его работ, в том числе «Зима на Согне-фьорде» (1827 г.), «Кастелламмаре» (1828 г.), «Кораблекрушение на норвежском побережье » (1832 г.), «Хеллефосс» (1838 г.). , Из Сталхейма (1842 г.), Из Фортундалена (1842 г.) и Стугуносета на Филефьеле (1851 г.). [10] Значительные работы [ по мнению кого? ] (с названиями на норвежском языке) включают следующее:
- Замок Фредериксборг (1817 г.)
- Извержение Везувия (1826 г.)
- Зима в Согне-фьорде (1827 г.)
- Кастелламмаре (1828 г.)
- Кораблекрушение у норвежского побережья (1832 г.)
- Из Стедже и прихода (1836 г.)
- Хеллефосс (1838)
- Сталхейм (1842 г.)
- Из Фортундалена (1842)
- Береза в бурю (1849)
- Хьелле в Вальдресе (1850 г.)
- Стугуносет на Филефьеле (1851 г.)
- Мободален (1851)
Галерея
[ редактировать ]- Церковь Авалдснес (1820 г.)
- Извержение Везувия (1826 г.)
- Зима в Согне-фьорде (1827 г.)
- Въезд в Копенгаген (1830 г.)
- Кораблекрушение на норвежском побережье (1832 г.)
- Вацманн (1835)
- Лишорнет под Бергеном (1836 г.)
- Фрауэнкирхе, Дрезден (1840 г.)
- Поместье Фрогнер (1842 г.)
- Холмстранд (1843)
- Береза в грозу (1849)
- Стугуносет в Филефьельде (1851 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИК Даль» . Интернет-база данных . НРК . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Хаверкамп, Фроде. Ханс Фредрик Гуде: От национального романтизма к реализму в пейзаже (на норвежском языке). пер. Джоан Фуглесанг.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Банг, Мари. «Йохан Кристиан Даль» . Интернет-база данных . СНЛ . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Йохан Кристиан Даль» . Синопсис . Блог «Искусство ландшафта». 20 января 2010 г. Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Ледербель, Томас. "Йохан Кристиан Даль (1788-1857) Зимний пейзаж. Под Вординбургом 1827" . Интернет-статья . Статенский музей. Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 г. Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Король, Аверил. «Восход луны над Европой. Дж. К. Даль и романтический пейзаж» .
- ^ «Йохан Кристиан Даль» . Большая норвежская энциклопедия . 25 февраля 2020 г.
- ^ «- Перманентен: Музей декоративного искусства Западной Норвегии» . Архивировано из оригинала 10 января 2011 г. Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Даль, Иоганн Кристиан ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 731. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Бергенский художественный музей – Вестландет» . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 7 июня 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Обер, Андреас (1893) профессор Даль. Частичка истории искусства и культуры столетия
- Обер, Андреас (1894) Норвежское чувство природы и профессор Даль. Его искусство и его место в развитии века
- Обер, Андреас (1920) Художник Йохан Кристиан Даль. Частица искусства и истории культуры прошлого века.
- Банг, Мари Лёдруп (1988) Йохан Кристиан Даль 1788-1857: Жизнь и творчество, том 1-3 (издание издательства Скандинавского университета)
- Хейльманн, Кристоф (1988) Йохан Кристиан Даль. 1788-1857 Новая пинакотека Мюнхена-1988-1989 (издание Липпа)
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Йоханом Кристианом Клаузеном Далем, на Викискладе?
- Каспар Давид Фридрих: Наблюдатели за луной , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, который содержит материалы о Йохане Кристиане Дале (№ 12–15).