Альберт Эдельфельт
Альберт Эдельфельт | |
---|---|
![]() Автопортрет, гр. 1887 –1890 гг. | |
Рожденный | Альберт Густав Аристидес Эдельфельт 21 июля 1854 г. |
Умер | 18 августа 1905 г. Порвоо, Великое Княжество Финляндское. | (51 год)
Национальность | финский |
Образование | Член Академии художеств (1881). Действительный член Академии художеств (1895 г.) |
Альма-матер | Национальная школа изящных искусств |
Известный | Рисование |
Движение | Реализм |
Супруг | Баронесса Эллан де ла Шапель |
Альберт Густав Аристидес Эдельфельт (21 июля 1854 — 18 августа 1905) — финский художник, известный своим натуралистическим стилем и реалистическим подходом к искусству. [1] Он жил в Великом Княжестве Финляндском и делал финскую культуру видимой за рубежом до того, как Финляндия получила полную независимость. [2] Его считали величайшим финским художником второй половины 19 — первой половины 20 веков и одним из самых выдающихся участников Золотого века финского искусства . [3]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Эдельфельт родился в 1854 году в Порвоо , в семье шведского архитектора Карла Альберта Эдельфельта (1818–1869), жившего в Финляндии с ранней юности, и Александры Эдельфельдт, урожденной Александры Брандт (1833–1901). [4] Его отец умер, когда он был еще молод, и матери пришлось в одиночку воспитывать его и его младших братьев и сестер, что усугублялось финансовыми трудностями. Он был очень близок со своей матерью на протяжении всей своей жизни. [5] [6]
Он начал свое формальное изучение искусства в 1869 году в Рисовальной школе Финского художественного общества в Хельсинки и продолжил обучение у Адольфа фон Беккера (1871–73). Затем он получил стипендию от правительства Финляндии для изучения исторической живописи в Королевской академии изящных искусств в Антверпене , Бельгия . Он учился у Никеза де Кейзера несколько месяцев в 1873-74 годах. [3] и получил награду за выдающиеся достижения за картину Александра Великого на смертном одре. У него также началась длительная дружба с бельгийским художником Эмилем Клаусом . [7]
Прибытие в Париж – историческая живопись
[ редактировать ]Осенью 1874 года, в возрасте девятнадцати лет, следуя совету своего учителя Адольфа фон Беккера , [3] он переехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств . Он делил небольшую студию с финским другом на улице Бонапарт, 24 . Под руководством французского художника Жана-Леона Жерома он продолжал заниматься исторической живописью, особенно сценами длинной серии войн с участием русских , шведов и финнов . [7]
После года в Париже он вернулся в Хельсинки , но вернулся в Париж в 1876 году, сняв студию на бульваре Монпарнас, 81 . Он подружился с художником Жюлем Бастьен-Лепажем , который познакомил его с техникой живописи на пленэре. Его главной работой этого времени было герцога оскорбление шведского Карла IX трупа своего врага Клауса Флеминга (1878 г.). В этой работе формальный академический стиль сочетается с элементами тщательного реализма, такими как пыль на ботинках. Картина эта не произвела фурора в Париже, но имела большой успех в Финляндии; его приобрело Финское общество изящных искусств. [6] [5]
- Герцог Швеции Карл IX оскорбляет труп своего врага Клауса Флеминга (1878 г.)
- Бланш Намюрская , королева Швеции, и принц Акин (1877 г.)
- Сгоревшая деревня – сцена из Финского крестьянского восстания 1596 (1879)
В 1879 году он добился своего первого успеха в Парижском Салоне с исторической картиной под названием «Сожжённая деревня» — сценой из финского крестьянского восстания 1596 года . Французские критики высоко оценили реалистичность фигур, но Эдельфельт заметил несоответствие между историческими фигурами и реалистичной обстановкой на открытом воздухе. Он писал: «Проблема исторических сюжетов заключается в том, что нельзя передать аспект реальности так, как в сценах, которые вы видели сами». [8] Приняв это решение, он почти полностью отказался от исторической живописи и сосредоточился на живописи на пленэре.
Он на время вернулся в Финляндию, затем вернулся в Париж в 1881 году и снял новую студию на авеню де Вилье, 147.
Импрессионизм и живопись на пленэре
[ редактировать ]В начале 1880-х годов Эдельфельт начал адаптировать некоторые характеристики нового импрессионистского движения; природные условия, особенно парки, сады и морское побережье; интимная домашняя обстановка; игра света на фигурах; и быстрое исполнение, чтобы передать ощущение момента. В то же время он так и не стал полностью импрессионистом, следуя своей реалистической подготовке, концентрируясь на точных деталях и используя широкую и сложную палитру цветов. [9]
- Перенос детского гроба (1879)
- Летняя жизнь на островах (1880)
- Мальчики, играющие на берегу (1884)
- Кораблестроители (1886 г.)
На протяжении 1880-х годов Эдельфельт продолжал рисовать сцены из жизни Парижа на открытом воздухе, демонстрируя свой талант передавать эффекты света в сочетании с точностью деталей. В тот же период он создал множество интимных домашних сцен, запечатлевших детали парижской жизни.
- Парижское чтение (1880)
- Парижанка (Вирджиния) (1883)
- Люксембургский сад, Париж (1887 г.)
Портрет Луи Пастера
[ редактировать ]В 1880 году Эдельфельт подружился с Жаном-Батистом Пастером, сыном известного химика Луи Пастера , который в следующем году познакомил его с Пастером. Он стал близким другом семьи и в последующие годы написал множество их портретов. У Пастера было хорошее чувство связей с общественностью, и он вместе с Эдельфельтом участвовал в планировании своего собственного портрета. [10] [11]
Портрет Пастера в лаборатории Эдельфельда, написанный в 1885 году, имел большой успех на Парижском салоне 1886 года и стал одним из самых знакомых изображений учёного. Это принесло художнику награду Почетного легиона , когда ему было всего тридцать пять лет. [9]
- Этюд Эдельфельта к портрету Луи Пастера.
- Последний портрет Пастера в его лаборатории (1885 г.)
Российские императорские комиссии
[ редактировать ]Эдельфельт начал с рисования портретов своей семьи и родственников, но его навыки очень быстро принесли ему большую клиентуру. В 1881 году он посетил Санкт-Петербург , где в 1878 году Российская академия удостоила его почетного членства. Великий князь Владимир Александрович , брат российского императора , поручил ему сделать портреты своих детей. Это привело к созданию еще одной комиссии по рисованию детей царя Александра III в России . В 1896 году вернулся в Россию, чтобы написать портрет царя Николая II . [12]
В феврале 1899 года царь Николай II издал указ, ограничивающий политические свободы финнов. Эдельфельт мобилизовал сеть финских художников и деятелей культуры с петицией к российскому правительству под названием «Pro Finlandia», требующей признания независимости искусства в Финляндии. Он также взял на себя роль культурного дипломата в качестве комиссара по участию Финляндии во Всемирной Парижской выставке (1900) . [13]
- Дети великого князя Владимира, брата российского императора (1881 г.)
- Дети императора Александра III России (1882 г.)
- Портрет царя Николая II (1896 г.)
Финская сельская местность
[ редактировать ]Эдельфельт проводил лето в Финляндии, исследуя и рисуя. В то время как его французские картины почти все представляли собой сцены Парижа, его картины в Финляндии запечатлели пейзажи, людей и особый свет финской сельской местности. Он регулярно представлял их на Парижском Салоне. Для своей картины церковной службы на открытом воздухе на побережье в Хайкко, недалеко от Порвоо , он сделал серию этюдов маслом, чтобы точно передать тональности воды и неба. [14]
В 1880 году его семья купила летний дом в прибрежной усадьбе Хайкко на юго-западе страны, а в 1883 году он открыл там студию. Он часто использовал свою семью и местных жителей в качестве моделей. Его картины обладают спонтанностью и естественностью, являющимися результатом его внимательного наблюдения и сочувствия к объектам. [14] [15]
- Церковная служба у моря на архипелаге Уусимаа (1881 г.)
- Под берёзками , 1881.
- Лето 1883 года.
Портретная живопись
[ редактировать ]Эдельфельт в самом начале своей карьеры стал мастером портретной живописи, которая обеспечивала большую часть его доходов. «Портреты для супа, картины для славы», — писал он в 1878 году, цитируя бельгийского художника Антуана Вирца . С 1880 года он участвовал в Парижском салоне, и портреты были его основным источником дохода. [16]
Каждый портрет, который он писал, требовал длительного процесса. Прежде чем написать окончательную картину маслом, у него была серия подготовительных рисунков карандашом и мелком, затем пастелью. Помимо пристального внимания к выражению модели и позе, он уделял пристальное внимание окружению объекта, включая книги, домашних животных или предметы, которые могли пролить свет на личность объекта. [16]
- Профиль молодой женщины (1882 г.)
- Сестра художника Берта Эдельфельт (1884 г.)
Хотя он писал портреты влиятельных и известных людей, таких как Пастер, многие из его лучших портретов не являются постановочными, а изображают финских мужчин и женщин в естественной обстановке, в деревенской жизни или на море.
- Пожилая крестьянка (1882 г.)
- В море (1883)
- Девушка с граблями (1886)
- Женщины возле церкви в Руоколахти (1887 г.)
Испаньолизм, Рунеберг и религиозное искусство
[ редактировать ]В апреле и мае 1881 года Эдельфельт провел пять недель в Испании , где изучил много новых аспектов искусства и изучил явление, называемое испанским , то есть влияние, которое испанское влияние оказало на Францию, начиная с 1830-х годов. В Испании Эдельфельт также глубже понял цыганскую культуру и ориентализм, которые всегда его интересовали. Самая важная его картина из Гранады — «Танцующая Гитана I» , жанровый портрет танцующей цыганки. [17]
В 1890-е годы он увлекся иллюстрацией поэзии. [3] Эдельфельт восхищался поэтом Йоханом Людвигом Рунебергом , который был другом семьи. Компания Рунеберга оказала неизгладимое влияние на Эдельфельта, который время от времени обращался в своих картинах к сценам из финской истории. Эдельфельт продолжил иллюстрировать эпическую поэму Рунеберга « Сказки о прапорщике Столе» . [18]
Позже Эдельфельт также пробовал себя в религиозной живописи, а в своей картине «Христос и Мария Магдалина» 1890 года он создал библейскую сцену в финском пейзаже под влиянием Кантелетара . [19] [20]
- Гитана танцует I , 1881 г.
- Христос и Мария Магдалина, финская легенда , 1890 ( фи )
- Марш Порибургского полка , 1892 г.
- Иисус омывает ноги своим ученикам , 1898 г.
- Дева Мария в розовом саду , 1898 год.
Личная жизнь
[ редактировать ]

Когда он был в отъезде, он отправил своей матери сотни писем. В Париже он делил студию с американцем Джулианом Олденом Вейром , который познакомил его с Джоном Сингером Сарджентом . У него были романтические отношения со многими женщинами, в том числе с Антонией Бонжан и Виржини в Париже. [2] [5] Он женился на баронессе Анне Элизе «Эллан» де ла Шапель в 1888 году, и в том же году у них родился ребенок, Эрик. [5] Они были знакомы с детства, но их брак не отличался особой теплотой. [21] Смерть матери в 1901 году сильно повлияла на него. [5]
Он внезапно умер от сердечной недостаточности в 1905 году в возрасте пятидесяти одного года. На его похоронах присутствовало большое количество известных финнов. [21] Его сын Эрик умер вскоре после этого, в 1910 году. [21] [22]
Наследие
[ редактировать ]
В 2013 году картина «Мальчики, играющие на берегу » (1884) была выбрана Nordic Moneta самой значительной картиной Финляндии. [23]
В Финляндии он был одним из основателей реалистического художественного движения. Он оказал влияние на нескольких молодых финских художников и помог таким финским художникам, как Аксели Галлен-Каллела и Гуннар Берндтсон, совершить прорыв в Париже. Среди его учеников был Леон Бакст . Эдельфельт был одним из первых финских художников, добившихся международной известности. Альберт Эдельфельт считается одним из самых выдающихся художников Золотого века финского искусства . [24] В Порвоо действует музей его имени. [25] [26] Он был выбран в качестве основного мотива на финской памятной монете, посвященной 150-летию со дня его рождения, памятной монете Альберта Эдельфельта и живописи стоимостью 100 евро , отчеканенной в 2004 году. На реверсе изображено рельефное лицо художника. [27]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Поммеро, Клод (главный редактор), «Альберт Эдельфельт – Lumières de Finlande» (на французском языке), февраль 2022 г., BeauxArts & Cie Editions. ISBN 979-1-02040-725-2.
- Пеннонен, Анне-Мария и Ханне Селькокари (главные редакторы), «Альберт Эдельфельт», 2023, Национальная галерея Финляндии/Художественный музей Атенеум, Хельсинки. ISBN 978-952-7371-54-1.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Альберт Эдельфельт» . artrenewal.org . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Рейтала, Аймо (1997). «Эдельфельт, Альберт (1854 – 1905)» . 100 лиц из Финляндии – биографический калейдоскоп . Биографический центр Финского литературного общества Финляндия – лучшая страна . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пеннонен, А.-М.; Селькокари, Х. (2023). «Альберт Эдельфельт – золотой мальчик финского искусства». Ин Пеннонен, А.-М.; Селькокари, Х. (ред.). Альберт Эдельфельт . Национальная галерея Финляндии/Художественный музей Атенеум, Хельсинки. стр. 15–34. ISBN 978-952-7371-54-1 .
- ^ Ставен, Аманда (19 апреля 2013 г.). «Альберт Эдельфельт рисовал людей, свет и историю» . Над . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Соммар, Хайди (22 июля 2016 г.). «Самой важной женщиной в жизни Альберта Эдельфельта была его мать» . Над . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Поммеро, Клод, «Альберт Эдельфельт - Lumières de Finlande» (2022) (на французском языке), стр. 12
- ^ Jump up to: а б Поммеро, с. 12
- ^ Поммеро, Клод, «Альберт Эдельфельт - Lumières de Finlande» (2022) (на французском языке), стр. 13
- ^ Jump up to: а б Поммеро, Клод, «Альберт Эдельфельт - Lumières de Finlande» (2022) (на французском языке), стр. 26
- ^ Вайсберг Р.Э. и Хансен Б. (2015). «Сотрудничество искусства и науки в портрете Луи Пастера Альберта Эдельфельта: создание непреходящей медицинской иконы» . Бюллетень истории медицины . 89 (1): 59–91. дои : 10.1353/bhm.2015.0001 . ПМИД 25913463 . S2CID 38247739 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Луи Пастер Альберт Эдельфельт» . musee-orsay.fr. Архивировано из оригинала 23 сентября 2017 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Поммеро, Клод, «Альберт Эдельфельт - Lumières de Finlande» (2022) (на французском языке), стр. 41
- ^ Поммеро, Клод, «Альберт Эдельфельт - Lumières de Finlande» (2022) (на французском языке), стр. 52–53
- ^ Jump up to: а б Поммеро, Клод, «Альберт Эдельфельт - Lumières de Finlande» (2022) (на французском языке), стр. 49–61
- ^ Утти, Отто (ноябрь 2004 г.). «Альберт Эдельфельт, мастер пленэра» . Финляндия.fi . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Поммеро, Клод, «Альберт Эдельфельт - Lumières de Finlande» (2022) (на французском языке), стр. 38–59
- ^ Лундстрем, Мари-Софи (2006). «Романтик в Испании: андалузская мечта финского художника девятнадцатого века Альберта Эдельфельта». Журнал межкультурных исследований . 27:3, 331–348 (3): 331–348. дои : 10.1080/07256860600779311 . S2CID 144635369 .
- ^ Конттинен, Риитта (26 октября 1997 г.). «Недавнее исследование интерпретирует иллюстрацию Эдельфельта как историографию текста Рунеберга 1890-х годов «Табурет двух народов Ванрикки» . Хельсингин Саномат . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Нуортио, Антти (14 апреля 2014 г.). «Наследие Марии Магдалины живет» . Церковь и город . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «По следам Альберта Эдельфельта» . Над . 1953 год . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Аймо, Рейтала. «Эдельфельт, Альберт (1854 – 1905)» . Национальная биография Финляндии . Перевод Флетчера Родерика . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Рейтала, Аймо (15 марта 2015 г.). «Эдельфельт, Альберт (1854 – 1905)» . Национальная биография (на финском языке) . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Бленкоу, Аннет (5 февраля 2013 г.). «Играющие мальчики на пляже» Альберта Эдельфельта признаны самой значительной картиной Финляндии . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Густафссон, Мия (6 февраля 2020 г.). «Картины Альберта Эдельфельта, считавшиеся утерянными, наконец-то выставлены в Финляндии – еще одну нашли в рулоне на чердаке в Польше» . Над . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Вальстрем, Марко (28 мая 2019 г.). «Вилла Альберт строится быстро — с новой частью количество посетителей Музея-ателье удвоится, к музею протянется линия Эдельфельта» . Восточный проход . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Гостю» . Ателье Альберта Эдельфельта . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «-Художники, о которых я должен был знать» . Articlesandtexticles.co.uk. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Альбертом Эдельфельтом, на Викискладе?
- (на английском языке) Музей-студия Альберта Эдельфельта (Сеть музеев-студий художников)
- Члены Императорской Академии Художеств
- Действительные члены Императорской Академии Художеств.
- 1854 рождения
- 1905 смертей
- Люди из Порвоо
- Жители провинции Уусимаа (Великое княжество Финляндское)
- шведскоязычные финны
- Кавалеры Почетного легиона
- Художники Российской Империи.
- Художники Великого Княжества Финляндского.
- Финские художники XIX века.
- Финские художники-мужчины
- Похороны на кладбище Хиетаниеми
- Финские художники-мужчины XIX века
- Финны шведского происхождения