Jump to content

Aleksey Khomyakov

Автопортрет (1842)

Алексей Степанович Хомяков ( русский : Алексе́й Степанович Хомяко́в ; 13 мая [ OS 1 мая] 1804 г. - 5 октября [ OS 23 сентября] 1860 г.) был русским богословом, философом, поэтом и художником-любителем. он стал одним из основателей славянофильского Вместе с Иваном Киреевским движения и стал одним из наиболее выдающихся его теоретиков.Его сын Николай Хомяков был спикером Государственной Думы .

Биография

[ редактировать ]

Вся жизнь Хомякова была сосредоточена в Москве. Этот «тысячеглавый город» он рассматривал как воплощение русского образа жизни. Столь же успешный как домовладелец и собеседник, он при жизни публиковал очень мало. Его сочинения, посмертно напечатанные его друзьями и учениками, оказали глубокое влияние на Русскую Православную Церковь и русских философов, таких как Федор Достоевский , Константин Победоносцев и Владимир Соловьев .

Для Хомякова социализм и капитализм были одинаково отвратительными порождениями западного упадка. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, поскольку он делал упор на конкуренцию в ущерб сотрудничеству . По его собственным словам, «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты имели свободу, но потеряли единство». [1]

Собственные идеалы Хомякова вращались вокруг термина «соборность» , славянского эквивалента соборности, найденного в Никейском Символе веры ; его можно свободно перевести как «единство» или «симфония». Хомяков считал русскую общину прекрасным примером соборности и превозносил русских крестьян за их смирение.

Хомяков умер от холеры , заразившись от крестьянина, которого он пытался лечить. Похоронен рядом со своим зятем Николаем Языковым и другим учеником Николаем Гоголем в Даниловом монастыре . Советы организовали их эксгумацию и перезахоронили на новом Новодевичьем кладбище .

Последующая оценка работы

[ редактировать ]

Русский религиозный философ Николай Бердяев определил значение Хомякова в его попытке освободить христианство от рационализма. Как писал в своей книге 1912 года Алексей Степанович Хомяков :

Вечная память Хомякову будет прежде всего за его постановку проблемы Церкви и попытку раскрыть сущность Церкви. Хомяков подошел к сущности Церкви изнутри, а не снаружи. Прежде всего он не верил, что можно сформулировать концепцию Церкви. Сущность Церкви невыразима; как и все живые организмы, она не может быть охвачена какой-либо формулой, не подлежит никаким формальным определениям. Церковь есть прежде всего живой организм, единство любви, неизреченная свобода, истина веры, не подлежащая рационализации. Внешне Церковь непознаваема и неопределяема; ее знают только те, кто внутри нее, те, кто являются ее живыми членами. Грех схоластического богословия сформулировать заключался в том, что оно пыталось рационалистически сущность Церкви; то есть, оно попыталось превратить Церковь из тайны, известной только верующим, в нечто, подлежащее познанию объективного разума. [2] : 328 

По Хомякову, свобода должна «осуществляться в соборности , а не в индивидуализме». [2] : 329  Однако соборность – это еще и площадка свободы:

Трудно найти более свободное чувство Церкви. Ничто не принуждает Хомякова. В его отношении к Церкви нет ничего внешнего; все изнутри. Для него жизнь в Церкви – это жизнь в свободе. Действительно, Церковь – это единство в любви и свободе. Церковь – это не институт и не власть. У Церкви нет ничего юридического, никакой рационализации. Для Хомякова, где есть подлинная любовь во Христе, свобода во Христе, единение во Христе, там находится Церковь. Никакие формальные характеристики не определяют сущность Церкви. Даже вселенские соборы действительно универсальны и потому авторитетны лишь потому, что свободно и с любовью одобряются людьми Церкви. Свободная соборность в любви — вот где истинный организм Церкви. Это очень смелая концепция Церкви, которая должна напугать официальных богословов. Эта концепция, возможно, чужда богословской схоластике, но близка духу священного предания и Священного Писания. . дух соборности . Хомяков придает особое значение священной традиции, так как видит в ней Для него Священное Писание есть лишь внутренний факт жизни Церкви, т. е. оно постигается через священное предание. [2] : 330 

Современник Бердяева Павел Флоренский , также известный религиозный философ, не был столь оптимистичен. В своей брошюре 1916 года «Вокруг Хомякова » он обвинил Хомякова в том, что он отнимает трансцендентную истину христианства, уделяя такое большое внимание человеческому согласию. Флоренский считает это имманентизмом , который в конце концов переходит в протестантизм :

Не вызывает ли Хомяков, водопад идей и тем, многих острых и тревожных сомнений?

Главное здесь, конечно, приписывание протестантизма Хомякову . Для Хомякова сущность протестантизма состоит лишь в протесте против католицизма , но с сохранением основных предпосылок и характерных образов мышления последнего. Но так ли это на самом деле? Развитие протестантизма и его производных после Хомякова бесспорно показало, что протестантизм, как главное выражение культуры новейшего времени, основан на гуманизме , возвышении человечества, обожествлении человечества. Если воспользоваться термином, заимствованным из философии, протестантизм основан на имманентизме , означающем намерение человечества создать всю реальность из себя самого, вне и отдельно от Бога, т. е. из ничего и, прежде всего, священной реальности; создать эту реальность во всех смыслах, начиная с образования понятий и кончая духовной реальностью.

Между тем сущностью православия является онтологизм — «восприятие действительности от Бога» как данной, а не как созданной человечеством. Сущность православия – смирение и благодарность. Но что мы видим у Хомякова? ... Всматриваясь внимательнее в теории Хомякова, мы, к своему печальному удивлению, видим тот же дух имманентизма, составляющий сущность протестантизма, хотя и в неизмеримо усовершенствованной форме - главным образом через введение идеи соборности ( хотя Идея соборности сознания не вполне чужда западной философии, например, Канту, не говоря уже о Шеллинге последнего периода, Фейербахе, Конте и так далее.)

...не кажутся ли подозрительными православному верующему самые основания его мнения, если их внимательно рассмотреть? В то время как для человека Церкви Церковь выражает Истину — ибо это «желание Святого Духа», и ее задача состоит в том, чтобы открыть независимую от нее истину, пребывающую в Боге, — хомяковская теория Церкви оставляет впечатление, что постановления всей Церкви истинны, потому что они являются постановлениями всей Церкви . Это слово целое предполагает, что постановления Церкви суть не открытие Истины, а выдумка Истины, как если бы Истина была имманентна человеческому разуму, даже если последний взят в своей соборности , и не трансцендентна человеческому разуму. и открылось последнему из своей трансцендентности. Я использовал слово впечатление . Да, впечатление, ибо такого рода цель не могла отчетливо возникнуть в сознании Хомякова и тем более не мог он ее выразить. Мысль Хомякова уклоняется от онтологической определенности, сверкая перед нами перламутровой игрой. Но эта игра поверхностных тонов, блестящих, но не содержательных и потому меняющих свои очертания при малейшем повороте головы, не дает устойчивого содержания мысли и оставляет в сердце тревогу и сомнение. Имманентизм — вот вкус теорий Хомякова. [2] : 323–324 

Тем не менее Флоренский отнюдь не относится к Хомякову пренебрежительно. Он настаивает, что "едва ли можно сомневаться в значении Хомякова-мыслителя и благородстве его личности. Никто не сомневается ни в его талантах и ​​уме, ни в чистоте его личности и самоотверженности его намерений". [2] : 320–321 

Работает

[ редактировать ]
  • Полное собранiе сочиненiй . Томъ I-VIII. Москва , 1900-1914.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ История русской философии Николая Лосского ISBN   978-0-8236-8074-0 стр. 87
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и О духовном единстве: славянофильский читатель Бориса Якима и Роберта Берда ISBN   0-940262-91-6

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Леа Б. Вирагальми: Семантический анализ словаря экклезиологии Хомякова. Будапешт, 2002.
  • Антонелла Кавацца: А.С. Хомяков. Мнение россиян об иностранцах . Болонья , 1997 год.
  • Альбер Гратье: А.С. Хомяков и славянофильское движение (В: Unam Sanctam 5-6), Париж, 1939.
  • Георгио Паша: Учение Хомякова о Церкви. Отрывки из диссертации на соискание ученой степени на богословском факультете Папского Григорианского университета . Загреб , 1943. 38 с.
  • Питер Планк: Parapolimena zur Ekklesiologie AS Chomjakovs (В: Ostkirchliche Studien, Вюрцбург , 1980. стр. 3–29)
  • Иоанн С. Романидес: Православная экклезиология согласно Алексису Хомякову (В: Греческий православный богословский обзор 1956/II.1, стр. 57–73).
  • Бернхард Шульце SJ: Учение Хомякова о Евхаристии (В: Orientalia Christiana Periodica. Vol.XIV. N0 I-II) Roma , 1948. стр. 138–161.
  • Эрнст Кристоф Зуттнер: Откровение, благодать и церковь с А.С. Хомьяковым. (В: Восточное христианство. Новый эпизод 20) Вюрцбург , 1967. 200 с.
  • Юрий Самарин : Предисловие к богословским трудам А. С. Хомякова . (В: Unam Sanctam 7) Париж, 1939. 95 стр.
  • Марцин Кс. Войцеховский: Непогрешимость Церкви Христовой по мнению А. Хомякова и его последователей . Люблин , 1938. 187 с.
  • ред. Владимир Цуриков, А.С. Хомяков: поэт, философ, теолог , Джорданвилль, 2004. 206 с.
  • Е. Скобцова (Мать Мария). Горнило сомнений -- Хомяков, Достоевский, Соловьев, В поисках синтеза, Четыре произведения 1929 года , frsj Publications, 2016, 166 с. ISBN   9780996399234
  • Nicholas Berdyaev. Aleksei Stepanovich Khomyakov , frsj Publications, 2017, 224 p. ISBN   9780996399258
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ae281ec437c940b59d955794ea51015__1714061760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/15/8ae281ec437c940b59d955794ea51015.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleksey Khomyakov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)