Jump to content

Джон Филд (композитор)

Джон Филд, Антон Ваксманн [ де ] , ок. 1820 г.

Джон Филд (26 июля 1782, Дублин — 23 января 1837, Москва) — ирландский пианист, композитор и педагог. [1] широко известен как создатель ноктюрна . В то время как другие композиторы писали в аналогичном стиле в то время, Филд был первым, кто использовал термин «Ноктюрн» специально для обозначения характерного произведения, в котором кантабильная мелодия находится под арпеджио .

Он родился в музыкальной семье в Дублине и получил там раннее образование, в частности у итальянского композитора Томмазо Джордани . Семья переехала в Лондон в 1793 году, где Филд учился у Муцио Клементи и под чьей опекой Филд вскоре стал известным и востребованным концертирующим пианистом. Вместе мастер и ученик посетили Париж , Вену и Санкт-Петербург . Неоднозначность окружает решение Филда остаться в бывшей российской столице (Санкт-Петербурге), но вполне вероятно, что Филд выступал в качестве торгового представителя Clementi Pianos.

Филд очень высоко ценился современниками, а его игра и композиции оказали влияние на многих крупных композиторов, в том числе Феликса Мендельсона , Фредерика Шопена , Иоганна Брамса , Роберта Шумана и Ференца Листа . Хотя о Филде мало что известно в России, он, несомненно, внес значительный вклад в концертную и преподавательскую деятельность, а также в развитие русской фортепианной школы. [2]

Известные студенты включают прусского пианиста и композитора Шарля Майера , русского композитора Александра Дюбука и польского пианиста и композитора Антуана де Концкого .

Биография

[ редактировать ]

1782–1801: Молодость

[ редактировать ]
Мемориальная доска в честь Джона Филда на Голден-Лейн в Дублине.

Филд родился 26 июля 1782 года в Голден-Лейн , Дублин. [3] старший сын ирландских родителей, которые были членами Ирландской церкви . Его крестили 30 сентября. Его отец, Роберт Филд, зарабатывал на жизнь игрой на скрипке в театрах Дублина. Филд сначала учился игре на фортепиано у своего деда (которого также звали Джон Филд), который был профессиональным органистом, а затем у Томмазо Джордани . [4] Он дебютировал в возрасте девяти лет, спектакль, который был хорошо принят, 24 марта 1792 года в Дублине. [5] По словам одного из первых биографов У. Х. Грэттана Флуда , Филд начал сочинять музыку в Ирландии, но никаких доказательств, подтверждающих его утверждение, не существует. Флад также утверждал, что семья Филда переехала в Бат, Сомерсет , в 1793 году и прожила там короткое время, и это тоже считается маловероятным современными исследователями. Однако к концу 1793 года Филдсы обосновались в Лондоне, где молодой пианист начал учиться у Муцио Клементи . Эта договоренность стала возможной благодаря отцу Филда, который, возможно, смог обеспечить обучение через Джордани, который знал Клементи.

Филд продолжал давать публичные выступления и вскоре прославился в Лондоне, получив положительные отзывы прессы и местных музыкантов. Около 1795 года его исполнение фортепианного концерта Дуссека получило высокую оценку Гайдна . Филд продолжил обучение у Клементи, а также помогал итальянцу в изготовлении и продаже инструментов. Он также начал заниматься игрой на скрипке, которой учился у Дж. П. Соломона. Его первые опубликованные сочинения были выпущены Клементи в 1795 году; Первое исторически важное произведение, Фортепианный концерт № 1, H 27, было представлено композитором в Лондоне 7 февраля 1799 года, когда ему было 16 лет. Первым официальным опусом Филда был сборник из трех фортепианных сонат, опубликованных (и посвященных ) Клементи в 1801 году. [5]

1802–1829: Поселение в России.

[ редактировать ]

Летом 1802 года Филд и Клементи покинули Лондон и отправились по делам в Париж. Вскоре они отправились в Вену, где Филд прошел краткий курс контрапункта у Иоганна Георга Альбрехтсбергера и встретился с Бетховеном , у которого Филд играл в октябре, и Бетховен высоко оценил его. В начале зимы он прибыл в Санкт-Петербург . Филд был склонен остаться, впечатленный художественной жизнью города. Клементи уехал в июне 1803 года, но не раньше, чем обеспечил Филду преподавательскую должность в Нарве и «назначил» молодого человека своим заместителем, чтобы Филд получал столь же высокие гонорары. После ухода Клементи у Филда был напряженный концертный сезон, и в конечном итоге он выступил в недавно основанной Санкт-Петербургской филармонии . В 1805 году Филд отправился в концертное турне по странам Балтии, остановившись на лето в Санкт-Петербурге. В следующем году он дал свой первый концерт в Москве. Клементи организовал публикацию некоторых старых произведений Филда в России в конце 1806 года; очевидно, он продал Филду пианино в обмен на музыку. Филд вернулся в Москву в апреле 1807 года и, по-видимому, не посещал повторно Санкт-Петербург до 1811 года (но свою квартиру он сохранил в Васильевский остров ). В 1810 году он женился на Аделаиде Першерон, французской пианистке и бывшей ученице. [5]

До 1808 года почти все издания музыки Филда представляли собой переиздания старых произведений. В 1808–1809 годах он наконец начал публиковать вновь сочиненные ноты, начав с фортепианных вариаций на русские народные песни: Air russe varié для фортепиано в 4 руки, Н 10, и Камаринскую для фортепиано, Н 22. В 1811 композитор вернулся в Петербург. Он провел здесь следующее десятилетие своей жизни более продуктивно, чем когда-либо прежде, опубликовав множество новых произведений и выпустив исправленные издания старых. Ему удалось установить плодотворное сотрудничество как с HJ Dalmas, самым известным российским издательством того времени, так и с Breitkopf & Härtel , одним из самых важных музыкальных издательств Европы. В 1815 году у Филда родился внебрачный сын Леон Шарпантье (позже Леон Леонов [ ru ] ), но он остался с женой. В 1819 году у них родился сын Адриан; Позже Леон стал известным тенором, работавшим в России, а Адриан пошел по стопам своего отца и стал пианистом. К 1819 году Филд был достаточно богат, чтобы отказаться от предложенной ему должности придворного пианиста. Его образ жизни и социальное поведение становились все более экстравагантными. [5]

В 1818 году Филд вновь посетил Москву по делам, чему способствовало его сотрудничество с издателем Венцелем. Он и его жена дали в городе серию концертов в 1821 году, последний из которых ознаменовал их последнее совместное появление на публике. Вскоре после этого Аделаида покинула Филд (забрав с собой Адриана) и предприняла попытку сольной карьеры, которая оказалась не особенно успешной. Филд остался в Москве и продолжил выступать и издавать свою музыку. В 1822 году он встретил Иоганна Непомука Гуммеля ; они совместно исполнили Сонату Хаммеля для фортепиано в 4 руки, соч. 92. [5]

1830–1837: Последние годы и смерть.

[ редактировать ]

Частично из-за его экстравагантного образа жизни здоровье Филда начало ухудшаться к середине 1820-х годов. Примерно с 1823 года его выступления на концертах стали уменьшаться; к концу 1820-х годов он страдал от рака прямой кишки . Филд уехал в Лондон за медицинской помощью. Он прибыл в сентябре 1831 года и после операции давал концерты там и в Манчестере . Некоторое время он оставался в Англии, встречаясь с выдающимися деятелями, такими как Мендельсон и Мошелес . В марте 1832 года умер его бывший учитель и друг Клементи, и Филд нес гроб на его похоронах. [6] На Рождество 1832 года Филд был в Париже, исполняя свой 7-й фортепианный концерт, который вызвал неоднозначную реакцию, как и на его недавних концертах в Англии. После серии концертов в различных городах Европы Филд провел девять месяцев (1834–1835) в больнице Неаполя . Его спасли российские покровители. Он ненадолго гостил у Карла Черни в Вене, где дал три сольных концерта, а затем вернулся в Москву с сыном Адрианом. [5] Свой последний концерт он дал в марте 1836 года и умер в Москве почти год спустя, 23 января 1837 года, от пневмонии . Похоронен на Введенском кладбище . По свидетельству очевидца, когда на смертном одре его спросили, какова его религия, Филд ответил характерным каламбуром: «Я не кальвинист, а Claveciniste (по-французски клавесинист)». [7]

Никто еще не достиг в полной мере этих смутных эоловых гармоний, этих полуоформившихся вздохов, плывущих по воздуху, тихо причитающих и растворяющихся в восхитительной меланхолии. Никто даже не пробовал этот своеобразный стиль, и особенно никто из тех, кто слышал игру Филда сам, или, скорее, кто слышал, как ему снилась его музыка в моменты, когда он полностью отдавался своему вдохновению.
- Предисловие Ференца Листа к его изданию ноктюрнов Филда, 1859 г. (английский перевод Юлиуса Шуберта, 1859 г.) [8]

Филд стал известен своим постлондонским стилем, который, вероятно, развился в Москве около 1807 года. Характерная текстура представляет собой хроматически оформленную мелодию на фоне звучных партий левой руки, поддерживаемую чувствительным нажатием педалей. Филд также имел склонность к моделям остинато и точкам педалирования, что довольно необычно для преобладающих стилей того времени. Филда Полностью репрезентативными для этих черт являются 18 ноктюрнов и связанные с ними пьесы, такие как Andante inedit , H 64. Эти произведения были одними из самых влиятельных музыкальных произведений раннего романтического периода: они не придерживаются строгой формальной схемы (например, сонатная форма). ), и создают настроение без текста и программы . [5] Этими пьесами восхищались Фредерик Шопен , который впоследствии прославил фортепианный ноктюрн, и Ференц Лист , опубликовавший издание ноктюрнов, основанное на редких русских источниках, включавших поздние редакции Филда. Предисловие Листа к указанному изданию представляло собой обширную хвалебную речь Филду и его ноктюрнам. [8]

Филд также дал несколько уроков молодому Михаилу Глинке , который должен был стать первым известным русским композитором.

Не менее влиятельными были ранние фортепианные концерты Филда, занявшие центральное место в развитии жанра в XIX веке. Уже самые ранние из этих произведений демонстрируют грамотную и творческую оркестровку, а также смелое и оригинальное фортепианное письмо. Одной из интересных особенностей его фортепианных концертов является ограниченный выбор тональностей: все они в какой-то момент используют либо ми-бемоль мажор, либо до-мажор (или обе, в случае с последним концертом). Такие композиторы, как Гуммель, Калькбреннер , Мендельсон и Мошелес, находились под влиянием этих произведений, которые особенно примечательны своими центральными движениями, часто похожими на ноктюрны. Некоторые из менее известных произведений также имели историческое значение: особенно фортепианные фантазии, в которых Филд впервые применил романтическую крупномасштабную эпизодическую структуру. [5]

Ни в одной из его фортепианных сонат и только в двух из семи его фортепианных концертов нет формальной медленной части. В исполнении Филд интерполировал существующий ноктюрн в связанной тональности или импровизировал. [9]

Список работ

[ редактировать ]

Этот список составлен в соответствии с числами Хопкинсона, представленными в каталоге 1961 года Сесилом Хопкинсоном. Многие из этих произведений были аранжированы для других инструментов и/или переработаны самим композитором; такие механизмы и исправленные версии не указаны.

Число Опус Форма Заголовок Ключ Примечания Ссылки Год
Ч 1 Вариация на тему «Фал Лал Ла» для фортепиано майор ? ?
Ч 2 Рондо «Любимый хорнпайп» для фортепиано майор ? ?
Ч 3 Рондо «Иди к черту» для фортепиано До мажор ? ?
Ч 4 Вариация на композицию «С тех пор я обречен» для фортепиано До мажор ? ?
Ч 5 Рондо «Раб, неси сверкающий кубок» для фортепиано соль мажор [n 1] ?
Ч 6 Рондо «Танец двух рабов» для фортепиано. соль мажор ? ?
Ч 7 Вариация на тему «Логии Бьюкена» для фортепиано До мажор ? ?
Ч 8 На. 1 Соната Соната для фортепиано № 1 Ми-бемоль мажор ? ? П 1801 [10]
Соната для фортепиано № 2 майор П 1801
Соната для фортепиано № 3 До минор П 1801
Ч 9 концертанте «Плейель» для фортепиано, скрипки и виолончели. Фа мажор ? ?
Ч 10 Вариация «Air russe» для фортепиано в 4 руки. Несовершеннолетний ? ?
Ч 11 Анданте для фортепиано в 4 руки До минор ? ?
Ч 12 «Наш танец» для фортепиано в 4 руки. Ми-бемоль мажор ? ?
Ч 13 Ноктюрн для фортепиано (12) Ми мажор ? ?
Ч 14 Развлечение № 2 для фортепиано майор ? ?
Ч 14 Ноктюрн для фортепиано (7) майор ? ?
Ч 15 На. 3 Фантастика на тему «Посмотри на меня немного» для фортепиано майор ? ?
Н 16 Триумфальный марш для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ?
Ч 17 Соната для фортепиано си мажор ? ? П 1812
Ч 18 Рондо для фортепиано Квартира мажор ? ?
Вальс
Ч 19 Великий вальс для фортепиано в 4 руки майор ? ?
Ч 20 Вариация на тему "Да здравствует Генрих IV" для фортепиано Несовершеннолетний ? ?
Ч 21 Польский для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ?
Ч 22 Вариация на тему «Камаринская» для фортепиано Си-бемоль мажор ? ?
Ч 23 Рондо «Ускорь плуг» для фортепиано си мажор ? ?
Ч 24 Ноктюрн №1 для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ? П 1814
Ч 25 Ноктюрн № 2 для фортепиано До минор ? ? П 1814
Ч 26 Ноктюрн № 3 для фортепиано Квартира мажор ? ? П 1814
Ч 27 Концертное фортепиано № 1 Ми-бемоль мажор [n 2] ?
Рондо из Фортепианного концерта № 1
Вариация на композицию «В пределах мили» для фортепиано Си-бемоль мажор
Ч 28 Концертное фортепиано № 4 Ми-бемоль мажор [n 3] ?
Рондо из Фортепианного концерта № 4
Ч 29 Рондо из Фортепианного концерта № 3 Ми-бемоль мажор ? ?
Ч 30 Ноктюрн № 9 (8) для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ?
Ч 31 Концертное фортепиано № 2 Квартира мажор ? ?
Не очень медленно из Фортепианного концерта № 2 Ми-бемоль мажор
Рондо из Фортепианного концерта № 2 Квартира мажор
Н 32 Концертное фортепиано № 3 Ми-бемоль мажор [n 4] ?
Н 33 Изучать «Модулированное упражнение на все мажорные и минорные звуки» для фортепиано. ? ?
Н 34 Фортепианный квинтет Квартира мажор ? ?
Н 35 Фантастика на тему «Ах, какой позор» для фортепиано соль мажор ? ?
Н 36 Ноктюрн № 4 для фортепиано майор ? ? П 1817
Н 37 Ноктюрн № 5 для фортепиано Си-бемоль мажор ? ? П 1817
Н 38 Рондо для фортепиано майор ? ?
Н 39 Концертное фортепиано №5 «Пожар грозой» До мажор [n 5] ?
Рондо из Фортепианного концерта № 5
Н 40 Ноктюрн № 6 для фортепиано Фа мажор ? ?
Ч 41 Вариация на тему русской народной песни для фортепиано Ре минор ? ?
Н 42 6 танцев для фортепиано ? ?
Н 43 Рондо для фортепиано в 4 руки соль мажор ? ?
Н 44 Изучать «Упражнение нуво» №1 для фортепиано До мажор ? ?
Н 45 Ноктюрн № 7 (13) для фортепиано До мажор ? ?
Н 46 Ноктюрн № 8 (9) для фортепиано Он несовершеннолетний ? ?
Н 47 «Дева из Вальдарно» [№ 6] ?
Н 48 «Упражнение в стиле модерн» №2 для фортепиано До мажор ? ?
Н 49 Концертное фортепиано № 6 До мажор [n 7] ?
Н 49 Рондо № 6 из Фортепианного концерта До мажор ? ?
Н 50 2 песни ? ?
Н 51 Вальс «Зенсухтс-Вальцер» для фортепиано Ми мажор ? ?
Н 52 Рондолетто для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ?
Н 53 Рондо «Приди еще, приди еще» для фортепиано Ми мажор ? ?
Н 54 Ноктюрн № 10 для фортепиано Он несовершеннолетний ? ?
Н 55 Ноктюрн «Трубадур» для фортепиано До мажор ? ?
Н 56 Ноктюрн № 11 для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ?
Н 57 Фантастика на тему «Мы встретились» для фортепиано соль мажор ? ?
Н 58 Ноктюрн № 12 (14) для фортепиано соль мажор [№ 8] ?
Концертное фортепиано № 7 До минор
Н 59 Ноктюрн № 13 (15) для фортепиано Ре минор ? ?
Н 60 Ноктюрн № 14 (16) для фортепиано До мажор ? ?
Н 61 Ноктюрн № 15 (17) для фортепиано До мажор ? ?
Н 62 Ноктюрн № 16 (18) для фортепиано Фа мажор ? ?
Н 63 Ноктюрн – для фортепиано Си-бемоль мажор ? ?
Н 64 Уникальный Анданте для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ?
Н 65 Пастораль для фортепиано [n 9] ?
Н 66 Ноктюрн «Последняя мысль» для фортепиано [№ 10] ?
Н 67 «88 пальчатых пассажей» для фортепиано [№ 11] ?
H самый лучший Изучать «Упражнение» для фортепиано Квартира мажор ? ?
H самый лучший Фантастика на тему «В саду» для фортепиано Несовершеннолетний ? ?
H самый лучший Длинный для фортепиано До минор ? ?
H самый лучший Прелюдия для фортепиано До минор ? ?
H самый лучший Ноктюрн № 17 для фортепиано Ми-бемоль мажор ? ?

В пригороде Дублина Уолкинстауне есть дорога под названием Филд-авеню, одна из так называемых «музыкальных дорог», названных в честь выдающихся ирландских музыкантов.

он упоминается вскользь В «Войне и мире» , когда графиня Ростова зовет ростовского дворового музыканта сыграть ее любимый ноктюрн. [11]

Толстого Кроме того, в « Детстве » Филд, как говорят, научил мать рассказчика играть: «Мама играла второй концерт Филда. Филд был ее мастером». (Библиотека Everyman, пер. CJ Hogarth.)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рукопись утеряна.
  2. ^ 1799
  3. ^ 1814 г., переработано в 1819 г.
  4. ^ 1811
  5. ^ 1817
  6. ^ Рукопись утеряна.
  7. ^ 1819 г., переработано в 1820 г.
  8. ^ 1822 г., переработано в 1822–1832 гг.
  9. ^ Рукопись утеряна.
  10. ^ Рукопись утеряна.
  11. ^ Рукопись утеряна.
  1. ^ Библиотека Ирландии, «Джон Филд».
  2. ^ Пигготт, Патрик. 1973. Жизнь и музыка Джона Филда, 1782–1837, создателя ноктюрна . Издательство Калифорнийского университета. ISBN   978-0-520-02412-0
  3. Этюд, август 1915 г.
  4. ^ Этюд (август 1915 г.). «Джон Филд» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2005 года.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лэнгли, Гроув.
  6. ^ Мосс, Чарльз К. (4 ноября 2003 г.). «Джон Филд: ирландский романтик» . Классическая связь Каролины. Архивировано из оригинала 6 декабря 2003 года.
  7. ^ Пигготт 1973, 97–98.
  8. ^ Перейти обратно: а б Предисловие к: Джон Филд – 18 ноктюрнов под редакцией Ференца Листа. Лейпциг: J. Schuberth & Co., второе издание Schuberth № 140; различные номерные знаки. 1859. Доступно в Интернете .
  9. ^ Макдональд, Калум. «Джон Филд», Limelight , октябрь 2012 г., стр. 60.
  10. ^ Хопкинсон, Кейл (1961). Библиографический тематический каталог произведений Джона Филда 1782-1837 гг . Лондон, Великобритания: Harding and Curtis Ltd.
  11. ^ Толстой, граф Лев Николаевич (1869) [Дата издания на русском языке]. Война и мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 558. ИСБН  9780199232765 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Боланд, Маджелла (2013). Джон Филд в контексте: переоценка ноктюрна и фортепианных концертов (докторская диссертация, Университетский колледж Дублина).
  • Хортон, Джулиан (2011). «Джон Филд и альтернативная история формы первой части концерта», в журнале Music and Letters , vol. 92, нет. 1.
  • Пигготт, Патрик (1973). Жизнь и музыка Джона Филда (1782–1837), создателя ноктюрна . Лондон: Фабер и Фабер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9adc1b9c692bc519923a606b87a6158__1717127460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/58/f9adc1b9c692bc519923a606b87a6158.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Field (composer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)