Джон Филд (композитор)

Джон Филд (26 июля 1782, Дублин — 23 января 1837, Москва) — ирландский пианист, композитор и педагог. [1] широко известен как создатель ноктюрна . В то время как другие композиторы писали в аналогичном стиле в то время, Филд был первым, кто использовал термин «Ноктюрн» специально для обозначения характерного произведения, в котором кантабильная мелодия находится под арпеджио .
Он родился в музыкальной семье в Дублине и получил там раннее образование, в частности у итальянского композитора Томмазо Джордани . Семья переехала в Лондон в 1793 году, где Филд учился у Муцио Клементи и под чьей опекой Филд вскоре стал известным и востребованным концертирующим пианистом. Вместе мастер и ученик посетили Париж , Вену и Санкт-Петербург . Неоднозначность окружает решение Филда остаться в бывшей российской столице (Санкт-Петербурге), но вполне вероятно, что Филд выступал в качестве торгового представителя Clementi Pianos.
Филд очень высоко ценился современниками, а его игра и композиции оказали влияние на многих крупных композиторов, в том числе Феликса Мендельсона , Фредерика Шопена , Иоганна Брамса , Роберта Шумана и Ференца Листа . Хотя о Филде мало что известно в России, он, несомненно, внес значительный вклад в концертную и преподавательскую деятельность, а также в развитие русской фортепианной школы. [2]
Известные студенты включают прусского пианиста и композитора Шарля Майера , русского композитора Александра Дюбука и польского пианиста и композитора Антуана де Концкого .
Биография
[ редактировать ]1782–1801: Молодость
[ редактировать ]Филд родился 26 июля 1782 года в Голден-Лейн , Дублин. [3] старший сын ирландских родителей, которые были членами Ирландской церкви . Его крестили 30 сентября. Его отец, Роберт Филд, зарабатывал на жизнь игрой на скрипке в театрах Дублина. Филд сначала учился игре на фортепиано у своего деда (которого также звали Джон Филд), который был профессиональным органистом, а затем у Томмазо Джордани . [4] Он дебютировал в возрасте девяти лет, спектакль, который был хорошо принят, 24 марта 1792 года в Дублине. [5] По словам одного из первых биографов У. Х. Грэттана Флуда , Филд начал сочинять музыку в Ирландии, но никаких доказательств, подтверждающих его утверждение, не существует. Флад также утверждал, что семья Филда переехала в Бат, Сомерсет , в 1793 году и прожила там короткое время, и это тоже считается маловероятным современными исследователями. Однако к концу 1793 года Филдсы обосновались в Лондоне, где молодой пианист начал учиться у Муцио Клементи . Эта договоренность стала возможной благодаря отцу Филда, который, возможно, смог обеспечить обучение через Джордани, который знал Клементи.
Филд продолжал давать публичные выступления и вскоре прославился в Лондоне, получив положительные отзывы прессы и местных музыкантов. Около 1795 года его исполнение фортепианного концерта Дуссека получило высокую оценку Гайдна . Филд продолжил обучение у Клементи, а также помогал итальянцу в изготовлении и продаже инструментов. Он также начал заниматься игрой на скрипке, которой учился у Дж. П. Соломона. Его первые опубликованные сочинения были выпущены Клементи в 1795 году; Первое исторически важное произведение, Фортепианный концерт № 1, H 27, было представлено композитором в Лондоне 7 февраля 1799 года, когда ему было 16 лет. Первым официальным опусом Филда был сборник из трех фортепианных сонат, опубликованных (и посвященных ) Клементи в 1801 году. [5]
1802–1829: Поселение в России.
[ редактировать ]Летом 1802 года Филд и Клементи покинули Лондон и отправились по делам в Париж. Вскоре они отправились в Вену, где Филд прошел краткий курс контрапункта у Иоганна Георга Альбрехтсбергера и встретился с Бетховеном , у которого Филд играл в октябре, и Бетховен высоко оценил его. В начале зимы он прибыл в Санкт-Петербург . Филд был склонен остаться, впечатленный художественной жизнью города. Клементи уехал в июне 1803 года, но не раньше, чем обеспечил Филду преподавательскую должность в Нарве и «назначил» молодого человека своим заместителем, чтобы Филд получал столь же высокие гонорары. После ухода Клементи у Филда был напряженный концертный сезон, и в конечном итоге он выступил в недавно основанной Санкт-Петербургской филармонии . В 1805 году Филд отправился в концертное турне по странам Балтии, остановившись на лето в Санкт-Петербурге. В следующем году он дал свой первый концерт в Москве. Клементи организовал публикацию некоторых старых произведений Филда в России в конце 1806 года; очевидно, он продал Филду пианино в обмен на музыку. Филд вернулся в Москву в апреле 1807 года и, по-видимому, не посещал повторно Санкт-Петербург до 1811 года (но свою квартиру он сохранил в Васильевский остров ). В 1810 году он женился на Аделаиде Першерон, французской пианистке и бывшей ученице. [5]
До 1808 года почти все издания музыки Филда представляли собой переиздания старых произведений. В 1808–1809 годах он наконец начал публиковать вновь сочиненные ноты, начав с фортепианных вариаций на русские народные песни: Air russe varié для фортепиано в 4 руки, Н 10, и Камаринскую для фортепиано, Н 22. В 1811 композитор вернулся в Петербург. Он провел здесь следующее десятилетие своей жизни более продуктивно, чем когда-либо прежде, опубликовав множество новых произведений и выпустив исправленные издания старых. Ему удалось установить плодотворное сотрудничество как с HJ Dalmas, самым известным российским издательством того времени, так и с Breitkopf & Härtel , одним из самых важных музыкальных издательств Европы. В 1815 году у Филда родился внебрачный сын Леон Шарпантье (позже Леон Леонов ), но он остался с женой. В 1819 году у них родился сын Адриан; Позже Леон стал известным тенором, работавшим в России, а Адриан пошел по стопам своего отца и стал пианистом. К 1819 году Филд был достаточно богат, чтобы отказаться от предложенной ему должности придворного пианиста. Его образ жизни и социальное поведение становились все более экстравагантными. [5]
В 1818 году Филд вновь посетил Москву по делам, чему способствовало его сотрудничество с издателем Венцелем. Он и его жена дали в городе серию концертов в 1821 году, последний из которых ознаменовал их последнее совместное появление на публике. Вскоре после этого Аделаида покинула Филд (забрав с собой Адриана) и предприняла попытку сольной карьеры, которая оказалась не особенно успешной. Филд остался в Москве и продолжил выступать и издавать свою музыку. В 1822 году он встретил Иоганна Непомука Гуммеля ; они совместно исполнили Сонату Хаммеля для фортепиано в 4 руки, соч. 92. [5]
1830–1837: Последние годы и смерть.
[ редактировать ]Частично из-за его экстравагантного образа жизни здоровье Филда начало ухудшаться к середине 1820-х годов. Примерно с 1823 года его выступления на концертах стали уменьшаться; к концу 1820-х годов он страдал от рака прямой кишки . Филд уехал в Лондон за медицинской помощью. Он прибыл в сентябре 1831 года и после операции давал концерты там и в Манчестере . Некоторое время он оставался в Англии, встречаясь с выдающимися деятелями, такими как Мендельсон и Мошелес . В марте 1832 года умер его бывший учитель и друг Клементи, и Филд нес гроб на его похоронах. [6] На Рождество 1832 года Филд был в Париже, исполняя свой 7-й фортепианный концерт, который вызвал неоднозначную реакцию, как и на его недавних концертах в Англии. После серии концертов в различных городах Европы Филд провел девять месяцев (1834–1835) в больнице Неаполя . Его спасли российские покровители. Он ненадолго гостил у Карла Черни в Вене, где дал три сольных концерта, а затем вернулся в Москву с сыном Адрианом. [5] Свой последний концерт он дал в марте 1836 года и умер в Москве почти год спустя, 23 января 1837 года, от пневмонии . Похоронен на Введенском кладбище . По свидетельству очевидца, когда на смертном одре его спросили, какова его религия, Филд ответил характерным каламбуром: «Я не кальвинист, а Claveciniste (по-французски клавесинист)». [7]
Музыка
[ редактировать ]Никто еще не достиг в полной мере этих смутных эоловых гармоний, этих полуоформившихся вздохов, плывущих по воздуху, тихо причитающих и растворяющихся в восхитительной меланхолии. Никто даже не пробовал этот своеобразный стиль, и особенно никто из тех, кто слышал игру Филда сам, или, скорее, кто слышал, как ему снилась его музыка в моменты, когда он полностью отдавался своему вдохновению. |
- Предисловие Ференца Листа к его изданию ноктюрнов Филда, 1859 г. (английский перевод Юлиуса Шуберта, 1859 г.) [8] |
Филд стал известен своим постлондонским стилем, который, вероятно, развился в Москве около 1807 года. Характерная текстура представляет собой хроматически оформленную мелодию на фоне звучных партий левой руки, поддерживаемую чувствительным нажатием педалей. Филд также имел склонность к моделям остинато и точкам педалирования, что довольно необычно для преобладающих стилей того времени. Филда Полностью репрезентативными для этих черт являются 18 ноктюрнов и связанные с ними пьесы, такие как Andante inedit , H 64. Эти произведения были одними из самых влиятельных музыкальных произведений раннего романтического периода: они не придерживаются строгой формальной схемы (например, сонатная форма). ), и создают настроение без текста и программы . [5] Этими пьесами восхищались Фредерик Шопен , который впоследствии прославил фортепианный ноктюрн, и Ференц Лист , опубликовавший издание ноктюрнов, основанное на редких русских источниках, включавших поздние редакции Филда. Предисловие Листа к указанному изданию представляло собой обширную хвалебную речь Филду и его ноктюрнам. [8]
Филд также дал несколько уроков молодому Михаилу Глинке , который должен был стать первым известным русским композитором.
Не менее влиятельными были ранние фортепианные концерты Филда, занявшие центральное место в развитии жанра в XIX веке. Уже самые ранние из этих произведений демонстрируют грамотную и творческую оркестровку, а также смелое и оригинальное фортепианное письмо. Одной из интересных особенностей его фортепианных концертов является ограниченный выбор тональностей: все они в какой-то момент используют либо ми-бемоль мажор, либо до-мажор (или обе, в случае с последним концертом). Такие композиторы, как Гуммель, Калькбреннер , Мендельсон и Мошелес, находились под влиянием этих произведений, которые особенно примечательны своими центральными движениями, часто похожими на ноктюрны. Некоторые из менее известных произведений также имели историческое значение: особенно фортепианные фантазии, в которых Филд впервые применил романтическую крупномасштабную эпизодическую структуру. [5]
Ни в одной из его фортепианных сонат и только в двух из семи его фортепианных концертов нет формальной медленной части. В исполнении Филд интерполировал существующий ноктюрн в связанной тональности или импровизировал. [9]
Список работ
[ редактировать ]Этот список составлен в соответствии с числами Хопкинсона, представленными в каталоге 1961 года Сесилом Хопкинсоном. Многие из этих произведений были аранжированы для других инструментов и/или переработаны самим композитором; такие механизмы и исправленные версии не указаны.
Число | Опус | Форма | Заголовок | Ключ | Примечания | Ссылки | Год |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ч 1 | – | Вариация | на тему «Фал Лал Ла» для фортепиано | майор | ? | ? | |
Ч 2 | – | Рондо | «Любимый хорнпайп» для фортепиано | майор | ? | ? | |
Ч 3 | – | Рондо | «Иди к черту» для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Ч 4 | – | Вариация | на композицию «С тех пор я обречен» для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Ч 5 | – | Рондо | «Раб, неси сверкающий кубок» для фортепиано | соль мажор | [n 1] | ? | |
Ч 6 | – | Рондо | «Танец двух рабов» для фортепиано. | соль мажор | ? | ? | |
Ч 7 | – | Вариация | на тему «Логии Бьюкена» для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Ч 8 | На. 1 | Соната | Соната для фортепиано № 1 | Ми-бемоль мажор | ? | ? | П 1801 [10] |
Соната для фортепиано № 2 | майор | П 1801 | |||||
Соната для фортепиано № 3 | До минор | П 1801 | |||||
Ч 9 | – | концертанте | «Плейель» для фортепиано, скрипки и виолончели. | Фа мажор | ? | ? | |
Ч 10 | – | Вариация | «Air russe» для фортепиано в 4 руки. | Несовершеннолетний | ? | ? | |
Ч 11 | – | – | Анданте для фортепиано в 4 руки | До минор | ? | ? | |
Ч 12 | – | – | «Наш танец» для фортепиано в 4 руки. | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Ч 13 | – | Ноктюрн | для фортепиано (12) | Ми мажор | ? | ? | |
Ч 14 | – | Развлечение | № 2 для фортепиано | майор | ? | ? | |
Ч 14 | – | Ноктюрн | для фортепиано (7) | майор | ? | ? | |
Ч 15 | На. 3 | Фантастика | на тему «Посмотри на меня немного» для фортепиано | майор | ? | ? | |
Н 16 | – | Триумфальный марш | для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Ч 17 | – | Соната | для фортепиано | си мажор | ? | ? | П 1812 |
Ч 18 | – | Рондо | для фортепиано | Квартира мажор | ? | ? | |
Вальс | |||||||
Ч 19 | – | Великий вальс | для фортепиано в 4 руки | майор | ? | ? | |
Ч 20 | – | Вариация | на тему "Да здравствует Генрих IV" для фортепиано | Несовершеннолетний | ? | ? | |
Ч 21 | – | Польский | для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Ч 22 | – | Вариация | на тему «Камаринская» для фортепиано | Си-бемоль мажор | ? | ? | |
Ч 23 | – | Рондо | «Ускорь плуг» для фортепиано | си мажор | ? | ? | |
Ч 24 | – | Ноктюрн | №1 для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? | П 1814 |
Ч 25 | – | Ноктюрн | № 2 для фортепиано | До минор | ? | ? | П 1814 |
Ч 26 | – | Ноктюрн | № 3 для фортепиано | Квартира мажор | ? | ? | П 1814 |
Ч 27 | – | Концертное фортепиано | № 1 | Ми-бемоль мажор | [n 2] | ? | |
Рондо | из Фортепианного концерта № 1 | ||||||
Вариация | на композицию «В пределах мили» для фортепиано | Си-бемоль мажор | |||||
Ч 28 | – | Концертное фортепиано | № 4 | Ми-бемоль мажор | [n 3] | ? | |
Рондо | из Фортепианного концерта № 4 | ||||||
Ч 29 | – | Рондо | из Фортепианного концерта № 3 | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Ч 30 | – | Ноктюрн | № 9 (8) для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Ч 31 | – | Концертное фортепиано | № 2 | Квартира мажор | ? | ? | |
Не очень медленно | из Фортепианного концерта № 2 | Ми-бемоль мажор | |||||
Рондо | из Фортепианного концерта № 2 | Квартира мажор | |||||
Н 32 | – | Концертное фортепиано | № 3 | Ми-бемоль мажор | [n 4] | ? | |
Н 33 | – | Изучать | «Модулированное упражнение на все мажорные и минорные звуки» для фортепиано. | – | ? | ? | |
Н 34 | – | Фортепианный квинтет | – | Квартира мажор | ? | ? | |
Н 35 | – | Фантастика | на тему «Ах, какой позор» для фортепиано | соль мажор | ? | ? | |
Н 36 | – | Ноктюрн | № 4 для фортепиано | майор | ? | ? | П 1817 |
Н 37 | – | Ноктюрн | № 5 для фортепиано | Си-бемоль мажор | ? | ? | П 1817 |
Н 38 | – | Рондо | для фортепиано | майор | ? | ? | |
Н 39 | – | Концертное фортепиано | №5 «Пожар грозой» | До мажор | [n 5] | ? | |
Рондо | из Фортепианного концерта № 5 | ||||||
Н 40 | – | Ноктюрн | № 6 для фортепиано | Фа мажор | ? | ? | |
Ч 41 | – | Вариация | на тему русской народной песни для фортепиано | Ре минор | ? | ? | |
Н 42 | – | 6 танцев | для фортепиано | – | ? | ? | |
Н 43 | – | Рондо | для фортепиано в 4 руки | соль мажор | ? | ? | |
Н 44 | – | Изучать | «Упражнение нуво» №1 для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Н 45 | – | Ноктюрн | № 7 (13) для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Н 46 | – | Ноктюрн | № 8 (9) для фортепиано | Он несовершеннолетний | ? | ? | |
Н 47 | – | – | «Дева из Вальдарно» | – | [№ 6] | ? | |
Н 48 | – | – | «Упражнение в стиле модерн» №2 для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Н 49 | – | Концертное фортепиано | № 6 | До мажор | [n 7] | ? | |
Н 49 | – | Рондо | № 6 из Фортепианного концерта | До мажор | ? | ? | |
Н 50 | – | – | 2 песни | – | ? | ? | |
Н 51 | – | Вальс | «Зенсухтс-Вальцер» для фортепиано | Ми мажор | ? | ? | |
Н 52 | – | Рондолетто | для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Н 53 | – | Рондо | «Приди еще, приди еще» для фортепиано | Ми мажор | ? | ? | |
Н 54 | – | Ноктюрн | № 10 для фортепиано | Он несовершеннолетний | ? | ? | |
Н 55 | – | Ноктюрн | «Трубадур» для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Н 56 | – | Ноктюрн | № 11 для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Н 57 | – | Фантастика | на тему «Мы встретились» для фортепиано | соль мажор | ? | ? | |
Н 58 | – | Ноктюрн | № 12 (14) для фортепиано | соль мажор | [№ 8] | ? | |
Концертное фортепиано | № 7 | До минор | |||||
Н 59 | – | Ноктюрн | № 13 (15) для фортепиано | Ре минор | ? | ? | |
Н 60 | – | Ноктюрн | № 14 (16) для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Н 61 | – | Ноктюрн | № 15 (17) для фортепиано | До мажор | ? | ? | |
Н 62 | – | Ноктюрн | № 16 (18) для фортепиано | Фа мажор | ? | ? | |
Н 63 | – | Ноктюрн | – для фортепиано | Си-бемоль мажор | ? | ? | |
Н 64 | – | Уникальный Анданте | для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? | |
Н 65 | – | Пастораль | для фортепиано | – | [n 9] | ? | |
Н 66 | – | Ноктюрн | «Последняя мысль» для фортепиано | – | [№ 10] | ? | |
Н 67 | – | – | «88 пальчатых пассажей» для фортепиано | – | [№ 11] | ? | |
H самый лучший | – | Изучать | «Упражнение» для фортепиано | Квартира мажор | ? | ? | |
H самый лучший | – | Фантастика | на тему «В саду» для фортепиано | Несовершеннолетний | ? | ? | |
H самый лучший | – | Длинный | для фортепиано | До минор | ? | ? | |
H самый лучший | – | Прелюдия | для фортепиано | До минор | ? | ? | |
H самый лучший | – | Ноктюрн | № 17 для фортепиано | Ми-бемоль мажор | ? | ? |
Эфемера
[ редактировать ]В пригороде Дублина Уолкинстауне есть дорога под названием Филд-авеню, одна из так называемых «музыкальных дорог», названных в честь выдающихся ирландских музыкантов.
он упоминается вскользь В «Войне и мире» , когда графиня Ростова зовет ростовского дворового музыканта сыграть ее любимый ноктюрн. [11]
Толстого Кроме того, в « Детстве » Филд, как говорят, научил мать рассказчика играть: «Мама играла второй концерт Филда. Филд был ее мастером». (Библиотека Everyman, пер. CJ Hogarth.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Библиотека Ирландии, «Джон Филд».
- ^ Пигготт, Патрик. 1973. Жизнь и музыка Джона Филда, 1782–1837, создателя ноктюрна . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02412-0
- ↑ Этюд, август 1915 г.
- ^ Этюд (август 1915 г.). «Джон Филд» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2005 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лэнгли, Гроув.
- ^ Мосс, Чарльз К. (4 ноября 2003 г.). «Джон Филд: ирландский романтик» . Классическая связь Каролины. Архивировано из оригинала 6 декабря 2003 года.
- ^ Пигготт 1973, 97–98.
- ^ Перейти обратно: а б Предисловие к: Джон Филд – 18 ноктюрнов под редакцией Ференца Листа. Лейпциг: J. Schuberth & Co., второе издание Schuberth № 140; различные номерные знаки. 1859. Доступно в Интернете .
- ^ Макдональд, Калум. «Джон Филд», Limelight , октябрь 2012 г., стр. 60.
- ^ Хопкинсон, Кейл (1961). Библиографический тематический каталог произведений Джона Филда 1782-1837 гг . Лондон, Великобритания: Harding and Curtis Ltd.
- ^ Толстой, граф Лев Николаевич (1869) [Дата издания на русском языке]. Война и мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 558. ИСБН 9780199232765 .
Библиография
[ редактировать ]- Боланд, Маджелла (2013). Джон Филд в контексте: переоценка ноктюрна и фортепианных концертов (докторская диссертация, Университетский колледж Дублина).
- Хортон, Джулиан (2011). «Джон Филд и альтернативная история формы первой части концерта», в журнале Music and Letters , vol. 92, нет. 1.
- Пигготт, Патрик (1973). Жизнь и музыка Джона Филда (1782–1837), создателя ноктюрна . Лондон: Фабер и Фабер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Джоном Филдом (композитором) , на Викискладе?
- Бесплатные партитуры Джона Филда в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Лэнгли, Робин (2001). «Джон Филд». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- 1782 рождения
- 1837 смертей
- Ирландские композиторы-классики XIX века
- Ирландские классические пианисты XIX века
- Ирландские музыканты-мужчины XIX века
- Burials at Vvedenskoye Cemetery
- Смертность от пневмонии в Российской империи
- Композиторы классического периода
- Композиторы для фортепиано
- Эмигранты в Российской Империи
- Ирландские композиторы-классики мужского пола
- Мужские классические пианисты
- Композиторы Дублина (город)
- Ученики Муцио Клементи
- Композиторы-романтики