Романтическая медицина
Романтическая медицина является частью более широкого движения, известного как романтизм , наиболее преобладавшего в период 1800–1840 годов и охватывающего как культурные (гуманитарные науки), так и естественные науки, не говоря уже об усилиях по лучшему пониманию человека в духовном контексте («духовная наука»). ). [1] Романтизм в медицине был неотъемлемой частью романтизма в науке .
- Писатели-романтики гораздо лучше разбирались в медицине, чем мы обычно помним: Байрон сверялся с популярными руководствами по здоровью Адэра и Соломона; Кольридж много читал в библиотеке своего врача Джеймса Гиллмана; Перси Шелли заказал полное собрание сочинений Спалланцани и погрузился в виталистскую полемику, в то время как Мэри Шелли читала Галла и Спурцхайма; Блейк гравировал пластины для медицинской литературы, изданной Джозефом Джонсоном; и Китс, конечно же, имел медицинское образование. [2] [ кто это сказал? ]
Толчком к романтическим идеям в медицине послужили Великобритания и, в частности, Шотландия — Джон Хантер (1728–93) — идея жизни как принципа, не сводящегося к материальным конструкциям, и Джон Браун (1735–88), основатель Бруноновской системы медицины ( см. также « Романтизм в Шотландии#Наука »). Связующим звеном для романтической медицины была Германия, в значительной степени взращиваемая и направляемая немецкими естественнонаучными исследованиями жизненно важных аспектов природы, такими как исследования Иоганна Фридриха Блюменбаха (1752–1840) и его влиятельные идеи относительно жизненного принципа ( Bildungstrieb ), формирующего принципа. драйв ( nisus formatives ), а также философская традиция, которая подчеркивала динамические аспекты человека и природы и их сущностную взаимосвязь как часть единства - немецкий идеализм и натурфилософия - все они руководствовались вызовом Иммануила Канта (1724–1804), призывающим к критическому исследование как основа науки.
Сущность романтической медицины заключалась в преодолении глубокого кризиса, в котором оказалась западная медицина во второй половине XVIII века, посредством науки о жизни (патологии и физиологии, основанной на истории), которая выходила за рамки простого применения метода инерционные науки (физика и химия, основанные на математике), которые так хорошо работали для инертной природы, но оказались недостаточными применительно к жизненной природе, но также и наука о жизни, которая выходила за рамки идеи медицины как субъективного искусства, в значительной степени оставлен для индивидуальной практики. Дух времени романтической медицины стремился объединить непростое партнерство материального естествознания и субъективной клинической практики, чтобы создать настоящую научную основу для западной медицины (см. также Романтизм и эпистемология ).
Вопрос жизни
[ редактировать ]Вопрос жизни – что такое жизнь? – или научные исследования и поиски ( questio ) относительно жизненной природы все больше привлекали внимание философов и ученых в 1700-х годах, после великих достижений в области законов и принципов инертной природы – революций Коперника, Галилея и Ньютона в небесных системах. и земная механика – астрономия и физика. С большой уверенностью и оптимизмом философия и наука обратились к тайне жизни, точнее, здоровья – как его восстановить и сохранить. Больше всего в эту область были вовлечены те, кого беспокоили проблемы со здоровьем, в частности врачи. Таким образом, образовался естественный союз между натуральной философией и наукой, с одной стороны, и медициной — с другой. Общим для них было развитие дисциплины изучения живых функций или физиологии.
Раздражительность
[ редактировать ]Из-за влияния инерционных наук и успеха метода, используемого для получения знаний о законах и принципах, применимых к инертной природе, первоначальный подход заключался в применении того же метода к жизненной природе. Результатом этого стало обширное исследование «раздражительности», проведенное в первой половине 1700-х годов, основанное на центральной нервной системе и задействовавшее физические силы, такие как электричество и магнетизм. Однако механо-материальное объяснение не оказалось плодотворным, когда речь шла о реальной жизни практикующих врачей. Альбрехта фон Галлера (1708–1777) Гипотеза «раздражительности» и ее неспособность адекватно объяснить феномен жизни, а также ослабляющаяся способность западного менталитета участвовать в живой природе, что лежит в основе гиппократовой системы юмора (или умственные способности), привело к расколу между теми, кто цеплялся за древнюю традицию, но только номинально (становясь рутинистами или эмпириками), и теми, в основном в университетах, которые искали (материально-механическую) научную основу жизни и медицины. . Этот раскол привел к широко признанному кризису в западной «медицине» во второй половине 1700-х годов.
- Это лекарство c. 1800 год оказался в агонии фундаментального кризиса, о чем свидетельствуют многочисленные источники и, прежде всего, документально подтвержденное коллективное стремление всех ведущих европейских стран к тотальному реформированию медицины. Не позднее 1780-х годов, как ясно показывают источники, ведущие врачи осознали критическую ситуацию. [3]
Романтическая медицина и динамика
[ редактировать ]Попытка философов и ученых вплотную заняться вопросом жизни привела к смещению акцента с механики или статики на динамику. Жизнь была действием, живым движением, проявлением глубинной полярности в природе и вселенной. Вместо того, чтобы смотреть на природу с точки зрения «одноглазого, дальтоника» зрителя, нужна была бинокулярная и коллективная перспектива. Наука инерции продвинулась в понимании человеком инертной природы, ее внешней формы или оболочки, того, что Фрэнсис Бэкон назвал natura naturata (внешняя форма или внешний вид). Однако оно не было способно выйти за рамки этого и перейти к более динамичному распознаванию или апперцепции живого внутреннего содержания природы, области жизни – жизни в целом, а не только жизни биологической, как Сэмюэл Тейлор Кольридж, находившейся в философском ядре научной мысли. «Попытка проникнуть в natura naturans», — сказал он, спрашивая далее: «Что не есть жизнь?» основано на понимании жизни как динамической полярности между силами, силами и энергиями. Как написал один наблюдатель: «Die eigentliche Lebenslehre der Romantik aber war: Polarität». Но он тут же добавляет: «Sie klingt uns überall entgegen, nicht nur in der Naturphilosophie». [4] [5]
Основы
[ редактировать ]Бэкона Новый орган
[ редактировать ]Фундамент для этого интенсивного поиска понимания жизни был заложен Фрэнсисом Бэконом , который стремился очистить авгиевы конюшни позднесредневековой схоластики с ее все более тупыми и запутанными попытками подойти к natura naturans (становление природы или «натурирование»), используя древние греческие поэтические способности, уже давно утраченные для западного ума и ушедшие в подполье в искусство, но также и номиналисты, заблудшие в абстракциях и преломлениях в своем изучении natura naturata через вторичные явления, как в изучении цвета Ньютоном (ср. « » Гете Фарбенлере или Исследование цвета). Ни реалисты, ни номиналисты позднесредневековой схоластики не могли справиться с стоявшей перед ними задачей, и Бэкон стремился в начале века науки предложить метод рационального подхода к внешней форме природы, но посредством сознательного использования человеческих возможностей. высшая способность в форме «предусмотрительного исследования» («lux siccum»), то есть исследования, приведшего к определенной идее, сама проявляется через разум и область истинной философии, а именно, «самоопыт ума в акт мышления» (Кольридж Biography Literaria ), или эпистемология. Бэконовский подход был далее развит К.С. Пирсом, который провел различие между индукцией и абдукцией: последняя является методом открытия гипотез, а первая — их проверки. [6]
Кольридж и роль философии
[ редактировать ]Работа Бэкона обеспечила то, что Кольридж назвал «методом» – вывод законов или идей, которые направляют разум ( mens ) в его наблюдении за природой, из которого возникают понимание (концепции) и принципы (разум). Задача философии, как подчеркивал Кольридж, также состоит в том, чтобы «урегулировать номенклатуру», поскольку ключом к науке является терминология, где один термин не является синонимом чего-то другого, как в случае с демотическим языком, а вместо этого термин раскрывает свое значение. смысл и увеличивает понимание и знание. Это было далее развито Хайдеггером и феноменологией (например, с термином Veranlassung ). [7]
Греческая философия (любовь к мудрости или София ) позже превратилась в филологию (любовь к Логосу) для интерпретации философских произведений. Именно такое проникновение в природу с использованием как просветительских (в отличие от проективных) искусств (врожденной мудрости), так и (подкрепленных Логосом) наук для достижения рационального, сознательного понимания природы, как внешней формы, так и внутренней сущности, стало целью тех, кто стал ее частью. представителей романтического движения в Англии и Германии, в частности, искали. Неудивительно, что романтизм как научное стремление и поиски затрагивал не только естественные науки, но и культурные или гуманитарные науки (эпистемологию, филологию, литературу, поэзию, искусство и т. д.).
Поиск метода жизненной природы
[ редактировать ]Романтизм отверг применение метода, который так хорошо работал для косной природы, к сфере живой природы или биологической жизни. Хотя живые организмы содержали в себе определенную степень минеральности, материальная природа, к которой можно было подойти с помощью законов материальной физики и химии, сама жизнь не могла быть удовлетворительно объяснена таким образом. С одной стороны, учёные-материалисты искали решение в сведении нематериального или метафизического к «просто» проявлению материального, по существу игнорируя тем самым тот факт, что это вообще не объясняет жизнь. С другой стороны, часть «Старой школы», опираясь на гуморальную теорию Гиппократа (включающую немеханические, эфирные концепции), стремилась подчеркнуть нефизический или витальный аспект природы, который каким-то образом существовал над и вне внешнего мира. природу и направлял ее деятельность. Учёные и философы-романтики отвергли как редукционистский механоматериализм (материальное естествознание), так и конфляционистский мистико-идеализм ( витализм ).
Локк, Фихте и немецкий идеализм
[ редактировать ]Романтизм также включал фундаментальное понимание функциональных полярностей как основы и сущности жизни как Идеи, Закона и Принципа. Одна из этих полярностей в истории культуры заключалась в плодотворном влиянии английского гения и зачаточном или зачаточном гении немецкоязычной культуры. Кольридж упоминает об этом в своих «Очерках о методе» , а эта тема исследуется в книге Д.Е. Фолкнера-Джонса «Английский дух». [8]
Основополагающие идеи относительно научного метода исходили от Фрэнсиса Бэкона и от Джона Локка относительно идей самосознания и разума. Локк установил связь между разумом (субъектом) и внешним миром (объектом), при котором разум приводится в движение объектами, производящими ощущения, но также имеет собственную внутреннюю активность (отражение), которая воздействует на ощущения, создавая восприятие и концепции. Для Локка деятельность разума имеет первостепенное значение, как и для Бэкона, и только посредством деятельности разума (сознания) внешний мир может быть «осознан» как причинный и актуальный. Личность для Локка заключалась в способности «Я» (сознания) объединять разрозненные «деяния» или действия природы (познаваемые разумом) в значимое единство. Для Локка самотождественность не существует ни в чем ином, как в участии в жизни (эфирном) посредством колеблющихся частиц материи, которые становятся значимыми и реальными благодаря действиям разума и сознания. [3] Романтики, как и Локк, отказывались принять точку зрения, согласно которой жизнь есть продукт «случайных вращений непродуктивных частиц» (Кольридж).
Идеи Локка были подхвачены Иоганном Фихте в Германии и развиты в философию природы и естествознания, основанную на разуме и сознании, которую он назвал Wissenschaftslehre . Фихте, как и многие в то время, был также вдохновлен бросить вызов взглядам Канта на человеческую свободу (ограничения со стороны материальных сил) и пределы познания, и искал этого в акценте Локка на разуме и сознании как основных действующих лицах и создателях реальности. . Для Фихте самость ( Ichheit ) — это акт, а не вещь или субстанция, а бытие или идентичность состоят в актах разума и самосознания, так что бытие и идентичность сотрудничают. Работы Фихте сильно повлияли на немецкую философию и науку, что привело к созданию общей системы мышления, известной как немецкий идеализм (включая Шеллинга и Гегеля), хотя этот идеализм либо парадоксально закончился принятием методов материальной науки в пользу естествознания ( Натурфилософия – Шеллинг), или в академической и безжизненной диалектике (Гегель), скорее отрицающей жизнь, чем поддерживающей ее и используемой в политических целях (марксизм).
Идея живого начала
[ редактировать ]До работ Фихте идея жизни как силы и принципа, независимого от материи или субстанции и не сводимая к ней, была выдвинута в Англии и Шотландии в середине 1700-х годов философом Томасом Ридом и Джоном Хантером (хирургом) . очень влиятельный анатом и хирург, а также учёный-наблюдатель, придерживающийся истинной бэконовской традиции. Идея жизненного начала Хантера основывалась на тщательном наблюдении за природой. Для него анатомия и структура, материя и форма были просто внешними выражениями жизненной динамики. [9]
Эта идея нашла восприимчивую почву в немецкой философии и эклектической медицине, представленной Кристофом Гуфеландом (1762–1836), разработавшим концепцию жизненной силы или энергии ( Lebenskraft ). [3] тоже, но тот, который остался в значительной степени спекулятивным или метафорическим. В 1781 году Йохан Фридрих Блюменбах, натурфилософ и исследователь, опубликовал свои мысли о Bildungstrieb , динамической силе, которая была эволюционирующей, прогрессивной и творческой. Работа Блюменбаха обеспечила более позднее важное различие ( Самуэлем Ганеманом ) между поддерживающей силой ( гомеостазом ) и порождающей силой ( Erzeugungskraft ) не только для продолжения рода во всех его бесчисленных формах, но и для творческих актов разума, которые, по словам Кольриджа, включали в себя воображение (в отличие от фантазии), как первичное (бессознательное фигурирование), предполагающее восприятие, так и вторичное, приводящее к апперцептивным понятиям в результате сознательных действий ума (идеям, приложенным к восприятиям).
Все это создало климат для идей и концепций, выходящих за рамки механистического метода инерциальной науки, допускающего роль творческих действий разума (произведения искусства), а также реакций на ощущения, связанные с предметами. В равной степени климат способствовал рассмотрению динамики между субъектом (я и разумом/сознанием) и объектом, в которой разум одновременно восприимчив и проактивен, а также в которой разум имеет решающее значение для определения смысла и реальности. любой конкретной стимуляции из внешнего мира.
Кризис в медицине
[ редактировать ]К концу XVIII века медицина не только в Германии, но и во всей Европе находилась в глубоком кризисе. Этот широко признанный кризис был ярко выражен в 1795 году в знаменитом критическом эссе немецкого врача и философа Иоганна Бенджамина Эрхарда (1766–1827): [10] в «выстреле», который был услышан во всем медицинском мире. «Атака Эрхарда сосредоточилась на том, что он назвал «неопределенностью» медицинских знаний и их неспособностью соответствовать критериям философского Wissenschaft . Он обнаружил центральную проблему в отсутствии у врачей четкого представления о болезни в целом или о конкретных заболеваниях. болезни». [11]
«Элементы» новой системы
[ редактировать ]Эссе Иоганна Б. Эрхарда в сочетании с более ранним внедрением брунонской системы в немецкие медицинские круги почти сразу же вызвало значительный всплеск сочинений выпускника-медика Андреаса Рёшлауба . Рёшлауб написал свою докторскую диссертацию на основе работы довольно малоизвестного и тогда малоизвестного шотландского врача Джона Брауна Elementa Medicinae . Почти в то же время, в 1796 году, немецкий врач Самуэль Фридрих Ганеман, резко критиковавший медицинскую практику своего времени, опубликовал замечательное эссе о лечении болезней, которое стало основой гомеопатического подхода к медицине. , как часть более комплексного научного подхода к терапии, он назвал Heilkunde, а затем Heilkunst. (Малые сочинения, стр. 251) [12]
Хотя работа Брауна была доступна в Германии в течение почти 15 лет, с момента ее публикации в 1780 году, она по большей части игнорировалась или отвергалась, как и в самой Англии, поскольку метод, изложенный Брауном, рассматривался как механический подход, что едва ли вызывало к нему симпатию. немецкая философская традиция и образ мышления ищут более динамичный и жизненный подход. Однако Рёшлауб понял, чего не смог сделать никто другой, даже Шеллинг с его «Натурфилософией» , что Браун предоставил те самые элементы подхода к здоровью и болезни, которые были динамическими по своей природе и посредством синтетического понятия — «возбуждения» — это было практическое применение локковско-фихтеанского подхода к проблеме познания субъекта/объекта или наблюдателя/наблюдаемого, к проблеме соотношения качественного и количественного, а также к самой проблеме жизни как таковой. «Брунонианская доктрина, таким образом, выполнила призыв Эрхарда к медицинской практике, основанной на «реальных» причинах болезней, а не на предсказании значения симптомов... там, где Эрхард предлагал только критику, брунонизм предложил альтернативу. Брюнонианство теперь было готово завершить то, что начал Эрхард, и положить начало революции в немецкой медицине». [11]
Рёшлауб и общая теория возмущения и беспорядка
[ редактировать ]В трудах Рёшлауба, главным образом между 1795 и 1806 годами, была раскрыта концепция жизни Брауна: как потенциал в нас, который приводится в действие и реальность в результате воздействия на нас действительных (возбудителей или стимуляторов) и живой принцип как восприимчивая потенциальность («возбудимость», или способность подвергаться посягательствам) и проактивный («возбуждение», или способность реагировать на посягательства), то есть как динамическая сила.
Использование Брауном в оригинальном латинском языке слова «возбудимость» (а не более узкого термина, используемого в английском языке – «возбудимость») содержало в себе зародыш различия между поддерживающей (Lebenskraft) и порождающей (Bildungstrieb) способностями, как проницательно заметил Кольридж: « Браун не доказал, что сама Возбудимость не может быть изменена – не просто посредством подстрекательства – но и безоговорочно [неопосредованно] – говорится в Йенском недавнем выпуске, февраль 1799 г., № 48 (Тетради 1:38). Он, возможно, имел в виду обсуждение Брауном заразных болезней, в котором мы видим это взаимодействие между общим действием («аффектом») поддерживающей силы (возбудимостью/возбуждением) и более специфическим и различным действием «инфекций» (например, LXXVI: «Заразные болезни] не являются исключением... потому что... никакое общее заболевание не следует за применением заражения, если следствием не является чрезмерный избыток или недостаток возбуждения...»), или его ссылка на прокреативную функцию как а также поддержание власти, как в CCCXXVI («каждая живая система живет в том, что она порождает… что система природы остается и поддерживает вечную силу»).
Добавляя к своему различию между полезными («приятными») и вредными (вредными) «возбудителями», Браун предоставил основу для понимания того, как уровень возбудимости/возбудимости (потенциала) можно сдвинуть вверх (потенциировать). Наконец, Браун выдвинул мощную идею о том, что патология (нездоровая функция) — это просто физиология (здоровая функция), выходящая за пределы определенного диапазона устойчивой изменчивости или пульсации (функция полярностей, составляющих жизнь). [3]
Рёшлауб сначала работал с идеями Фихта, а затем с Шеллингом и его «Натурфилософией» , создавая динамичную философскую основу в естествознании для медицины. Однако он осознавал, что медицина не может ограничиваться естественными науками, даже динамичными науками, основанными на физиологии (зародыши которых были предложены доктором Ричардом Сумаресом в Англии в 1798 году в «Новой системе физиологии») . [http://www.bookdepository.com/New-System-Physiology-Comprehending-Laws-by-Which-Animated-Beings-General-Human-Species-Particular-Are-Governed-Their-Several-States-Health-Disease-Second-Edition-Two-Volumes-1-2-Richard-Saumarez/9781171030492?b=-3&t=-26#Bibliographicdata-26 1] ), но имело художественно-эстетическую сторону. В этом отношении он сначала провел различие между Wissenschaftslehre (естественными науками) и Heilkunde (практической, клинической стороной терапии), в рамках последней работы он совместно с доктором Маркусом основал первую учебную клинику в Бамберге, Германия.
Рёшлауб провел дальнейшее различие между биофизическим ( Heilkunde ) и биомедицинским ( Heilkunst ). Второе привело его в само измерение самой жизни, эфирное, то есть за пределы физического, измерение, которое требовало совершенно иного органа познания, чем интеллект или Sinn ( mens ), который был основой как WissenschaftsHeillehre , так и Heilkunde . поскольку составление протокола влечет за собой искусство . Без его ведома один из его соотечественников работал над развитием и пониманием этой новой когнитивной способности, называемой Гемют . В результате Гете смог «увидеть» ( anschauende Erkenntnis ) в динамическое царство природы ( natura naturans ) и постичь само движение за формами, и те самые функции, которые определяли данную форму, включая динамический архетип ( Kraftwesen ), из которого произошли все формы данной Идеи (например, «растение» или «животное»). Именно Гете основал науку морфологию. Хотя Гете назвал это исследование Metamorphosenlehre Точнее говоря, это был плеоморфный процесс.
Эта новая когнитивная способность — это то, что было необходимо врачу или Лейбарту , чтобы выйти за рамки внутренней симптоматики и внешней семиотики случая как основы для анализа и оценки, используемой старой школой, и избежать ловушек чисто эмпирического подхода. Задача врача заключалась в том, чтобы извлечь («воспитать») и позволить «выйти наружу» ( «Veranlassung and Hervorbringung » Хайдеггера ), [7] естественное состояние здоровья человека, позволяющее ему достичь своей индивидуальной высшей цели в жизни. Heilkunst был не просто еще одной проективной формой искусства, такой как живопись, музыка, скульптура или поэзия, но образовательным искусством, в котором художник, Heilkünstler (Ганеман), стремится выйти из клубка болезней и недугов на всех уровнях. истинная физиологическая самость, полностью освобожденный (свободный следовать своей высшей цели или устремлению) и сознательный (сверхсознательный разум, более высокий, чем обычное или бодрствующее сознание) человек или менш.
Рёшлауб также осознавал, что Браун предоставил лишь базовые «элементы» метода науки о жизни и что все еще была необходима всеобъемлющая или архетипическая функция, из которой все остальные функции были выведены, получили смысл и направление и которая также затем обеспечивают саму цель и задачи медицины и здоровья, «положительные», а также «негативные» (устранение страданий) стороны здравоохранения. Однако этой всеобъемлющей, архетипической функции придется подождать до 20-го века, чтобы ее открыли и объяснили доктор Вильгельм Райх («Суперналожение» или «Überlagerung» ) и «Метаморфоза» Рудольфа Штайнера, представители лежащего в основе Kraftwesen .
Ганеман и специальная теория болезней
[ редактировать ]В то же время, когда Рёшлауб приступил к поискам истинной науки о жизни и здоровье, его соотечественник, доктор Самуэль Ганеман, который ранее оставил свою медицинскую практику в знак протеста против отсутствия науки и эффективности Старой школы и пустой «метасхематизмы» академических «врачей» также положили начало аналогичным поискам истинной медицинской системы. Эссе Ганемана 1796 года и последующие сочинения, все они являются частью расширенного Organon der Heilkunst , заложили основную основу для различия между поддерживающим ( Lebenserhaltungskraft ) [Афоризм 63, 205 сн., 262] и порождающим ( Erzeugungskraft ) [Афоризм 21- 22] стороны живого принципа, между лекарством, действующим по естественному целительскому закону противоположностей ( contraria contrarius ), и собственно медициной, действующей по естественному лечебному закону подобия (similia similibus), и между болезнью, динамическим воздействием на генеративная сила (дегенерация), нарушение поддерживающей силы или нарушение гомеостаза .
Ганеман далее установил различные принципы применения закона подобия, включая решающее различие между болезнями фиксированной природы (тоническими болезнями) и болезнями переменной природы, что послужило основой для более позднего открытия некоторыми из его последователей двойственного характера. назначение лекарств, причем каждое лекарство воздействует на одну «сторону» заболевания: тоническую и патическую стороны. Ганеман изложил комплексный подход к диагностике и лечению болезней, включая нозологию. [13]
Подробности искусства исцеления
[ редактировать ]Ганеман логически утверждал, что материальные последствия болезни не могут быть их собственной причиной ( causa morbii ). Вместо этого болезнь представляла собой динамическое поражение воспроизводящей силы, вызванное духоподобной болезненной сущностью (Krankheitswesen) [Афоризмы 22, 28], которая имела власть посягать на воспроизводительную силу человека (Menschenkraftwesen) [Афоризм 289 и сл.], действуют как злокачественные «возбудители» в брюнонском смысле. Однако эта сила зависела от восприимчивости или восприимчивости (негативный резонанс), вызванной ослаблением жизненной силы из-за различных злокачественных заболеваний (основной диатез Брауна).
Процесс болезни состоит из двойного действия: начального действия ( Eerstwirkung ) [афоризмы 70,62,64,65] возбудителя болезни, которое посягает на воспроизводительную силу, что обычно незаметно (как, например, начальное заражение корью микроб), и противодействия или последействия ( Gegenwirkung [Aph. 63,112, 115], Nachwirkung ) [Aph. 62,70,71] поддерживающей силы, вызывающей различные страдания, на которые жалуется пациент.
В то время как фиксированную природу тонических заболеваний можно было идентифицировать, распознав лежащее в их основе причинное состояние ума, а также лечебную медицину, основанную на фиксированных принципах, вариабельные или патические заболевания могли быть идентифицированы вместе с их лечебными лекарствами только через симптомы (страдание). или пафос ), вызванный заболеванием у пациента. Однако такой подход был проблематичен, поскольку человек мог иметь более одного заболевания одновременно (Аф. 40–44). Тогда для этого потребовался принцип организации симптомов в идентифицируемый комплекс ( Инбегриф ), соответствующий данному болезненному состоянию. Подобно тому, как каждое тоническое заболевание имеет своеобразное нарушение психического состояния, так и каждое патическое заболевание содержит своеобразное нарушение тепловой организации человека. Такой подход к патическим заболеваниям Ганеман назвал гомеопатией (от греческого homoios и pathos , или подобное страдание). Этот подход расширил эмпиризм от его ограничения рамками Erfahrung (опыта внешних форм или natura naturata) . ) к испытаниям Эрлебниса (опыт через живое тело natura naturans ).
Тонические болезни можно было обнаружить в различных юрисдикциях: гомотоксических (токсины), гомогенных (физические и эмоциональные травмы), патогенных, ятрогенных и идеогенных (духовные болезни, порожденные ложной верой, которые он назвал «высшими болезнями» - по сравнению с «глубочайшие» патические заболевания). Патические заболевания встречаются в обратимых слоях («прописывающие слои»). [14]
Поскольку патические заболевания обычно возникают из более первичных постоянных (тонических) заболеваний, таких как хронические заболевания, возникающие из хронических миазмов, Ганеман также сформулировал принцип, согласно которому сначала следует лечить тонические заболевания, а затем уже оставшиеся патические заболевания. заболевания.
- Для успешного лечения других случаев заболеваний, возникающих у человека и которые, будь они острые или хронические, так сильно различаются между собой [патические], если их нельзя отнести к какому-то первичному заболеванию, постоянному по своему характеру [тоническому ], каждое из них следует рассматривать как своеобразное заболевание, и необходимо назначать лекарство, которое в своем чистом воздействии на здоровое тело проявляет симптомы, аналогичные симптомам рассматриваемого нами случая. (Малые сочинения, стр. 693) [12]
В то время как лечебные лекарства для тонических заболеваний могли в значительной степени определяться принципом, связывающим болезнь и лекарственное средство для соответствующей юрисдикции, лечение патических заболеваний требовало соответствующего образа расстройства Lebenskraft или Leib ( исполнительного органа Kraftwesen ) , чтобы это могло соответствовать изображению, представленному пациентом. Проблема заключалась в том, что у пациента могло быть более одного заболевания, каждое из которых имело определенную группу симптомов, но как врач мог связать, какие симптомы проявляются расстройством(ями) и теми, которые можно отнести к заболеванию, и к какому заболеванию из нескольких возможно в данный момент времени у пациента, и, наконец, как можно проследить происхождение симптомов, выявленных таким образом? Здесь гений Ганемана представил живой опыт ( Erlebnis ) сущности природной субстанции ( Naturwesen ) посредством человеческого доказательства и тем самым обеспечил очень практическую научную основу для устранения барьера, установленного кантовским интеллектом между наблюдателем и человеком. и наблюдал, обращаясь к познавательным способностям Гете Gemüt (Афоризм 253 Organon der Heilkunst ). Сам Гете позже в своей жизни признал, что Ганеман нашел способ применить к человеческой природе и через нее то, что он делал с Матерью-природой. [15]
В свете трудностей с лечением более сложных случаев Ганеман предпринял дальнейшие исследования и разработал теорию хронических миазмов, которые представляют собой заболевания фиксированной природы патогенного типа (первоначально инфекционные, но также и наследственные), которые вызывают все (вторичные) хронические заболевания. , которые носят патический характер (ср. «Патогенез » Рёшлауба ). Ганеман также дал указания относительно того, когда практикующий врач мог сказать, что болезнь излечена подобным лекарством и исцеление идет полным ходом (полный процесс, называемый «heilen» или восстановление). Константин Геринг, которого часто называют отцом гомеопатии в США, развил эти рекомендации, которые часто называют «Законом или принципами Геринга»:
- от менее важных органов к более важным
- в случае боли сверху вниз
- в том же направлении, что и естественный процесс заболевания.
Позже, во второй половине XIX века, это мнение было расширено доктором Джеймсом Тайлером Кентом, который заметил, что когда болезнь подавляется или у пациента с течением времени развивается несколько групп симптомов (заболеваний), процесс выздоровления протекает в порядке, обратном их появление. Это создает основу для последовательного лечения заболеваний. [16] Если некоторые симптомы ухудшаются через некоторое время после приема аналогичного лекарства или даже происходит возвращение старых симптомов, особенно в хронических, сложных случаях, Ганеман определил это как часть процесса исцеления, который включает в себя противодействие поддерживающей силе Kraftwesen против лекарство (аналогично «болезни»).[Aph. 63-64]
Хотя медицина исторически признавала, даже во времена Ганемана, закон подобия (similia similibus), она также опасалась его использования из-за риска причинения вреда при неправильной дозе и в значительной степени отказалась от него в пользу другого изложенного подхода. Гиппократом, включающий закон противоположностей, то есть действие, направленное на поддержку физиса или поддерживающей силы. Доктор Ганеман открыл способ уменьшить дозу, чтобы сделать ее безвредной, но при этом оставаться терапевтически активной, что часто называют «динамизацией». Позже он также открыл способ сублимации или увеличения динамической силы лекарств (ср. Стеническое усиление Брауна).
Благодаря использованию этих двух законов мы имеем две великие области терапии: собственно медицину (медицинскую), которая представляет собой применение закона подобия, и физическую, которая является применением закона противоположностей. Это дает нам взаимно взаимодействующие и поддерживающие юрисдикции истинных Хейлкундигера и Хайлькюнстлера – врача и медика, включая соответственно «физический» подход, основанный на законе противоположностей, и «медицинский» подход, основанный на законе подобия.
Конкуренты, а не соперники
[ редактировать ]Доктор Браун предоставил основные элементы для нового функционального (действия сил, сил и энергий) подхода к пониманию жизни и здоровья, идеи которого были развиты докторами. Рёшлауб и Ганеман. Благодаря их работе возник фундаментальный набор динамических полярностей, с помощью которых можно понять сущностную полярную природу самой жизни:
- поддерживающая и порождающая стороны живой силы
- нарушения, которые сначала приводят к расстройствам, которые могут сделать человека восприимчивым к заболеванию
- физические и медицинские вмешательства – врач и медик
- режим и лечебные средства для физических
- тонические и патические заболевания/хронические миазмы и хронические заболевания
- Опыт / опыт
- Исцеление и лечение
- Болезнетворный процесс: прямое действие существа болезни и противодействие существа человека
- Лечебный процесс: лечебное действие и реакция исцеления
В то же время научная работа Гете об основных жизненных функциях в природе и новая физиология функций доктора Сумареса обеспечили необходимую основу для понимания здоровья и жизни. Под всем этим лежат элементы бруноновской системы с ее динамическим взаимодействием впечатлений и реакций, положительных или отрицательных с точки зрения здоровья (физиологии) и отклонений от него (патологии).
Гете и Ганеман
[ редактировать ]Подход Гете к Матери-Природе заложил теоретическую основу и нашел практическое применение в человеческой природе в работах Самуэля Ганемана. Гете знал о Ганемане и его новом подходе к болезням, и его лечили с использованием медицинской системы Ганемана Heilkunst . Однажды Гете написал:
- ...Доктор. Самуэль Ганеман... безусловно, всемирно известный врач... Я больше, чем когда-либо, верю в теорию этого замечательного врача, поскольку я испытал на себе... и продолжаю так ясно ощущать эффективность очень небольшого введения». А в другом письме он решительно провозгласил себя «учеником Ганемана»… [15]
В своей знаменитой пьесе «Фауст» главный герой Гете, Мефистофель, утверждает гомеопатический принцип подобия: «Нравиться подобным, как бы то ни было; есть определенная помощь».
- В более поздней жизни, в своих сочинениях и дневниках Гете пишет в «Фаусте»: «Similia Similibus применимо ко всем расстройствам», определяя центральную тему гомеопатии и развивая свои симпатии и понимание гомеопатии, как показано в «Ученничестве» Вильгельма Мейстера и его «Тауэрском обществе». которая «принимает гомеопатический подход к своим собственным психологическим методам, используя иррациональные убеждения своих пациентов для их лечения», изображая «ошибочные идеи как болезнь» и используя болезнь для борьбы с болезнью. [также Верте ] [17]
В 1820 году Гете написал несколько писем, в которых упоминал и поддерживал «метод Ганемана», «терминологию Ганемана», заявлял о своем «исповедании веры ученика Ганемана», а также указывал, что он читал его работы и с нетерпением ждал возможности поразмышлять о «чудесном враче». '. [15]
Гете также знал и следовал диетическим правилам Ганемана. В 1826 году он писал великому герцогу Карлу Августу, что его диета была «почти ганемановской по своей строгости». [15]
Ганеман уловил и работал непосредственно с ключевым вкладом Гете в романтическую эпистемологию, Gemüt , или эмоциональным разумом и резонансным органом, а также его полярностью с Geist или духовным разумом, директивным органом: Geist или Gemüths Статус больного ; психические или эмоциональные заболевания ; приятный и интеллектуальный характер ; тип ума ; образ чувств и мыслей ; Психические и эмоциональные органы , эмоциональное расстройство .
Ганеман предпринял в человеческом мире то, что Гете исследовал в растительном мире с помощью своей морфологии, что «приключение разума», как утверждал Кант, было невозможным, и своими глазами наблюдал, посредством живого опыта ( Erlebnis ) воздействие естественного существа (Erlebnis ). динамическая, живая эссенциальная сила) на человеке- существе (первоначально на нем самом, а затем на других добровольцах), создавая систематический образ вызванного им нарушения с точки зрения патологии (изменения в чувствах, функциях и ощущениях) и семиологии (внешне воспринимаемые признаки), как с течением времени у одного человека, так и со временем у множества людей, давая образ ( Bild ) беспокойства через его различные выражения и проявления, гетеанский подход.Действительно, вся серия и развитие испытаний или живого опыта применения лекарственных веществ совершенно здоровыми людьми представляет собой пример того, что Гете пропагандировал как истинное научное исследование:
- Единственный способ для ученого установить связь между, казалось бы, изолированными Erfahrungen или явлениями - это «Vermannigfaltigung eines jeden einzelnen Versures». [см. Materia Medica Ганемана получена на основе множества прувингов для каждого лекарства и множества прувингов, составляющих целое.] Ученый должен работать «неутомимо» над разнообразными перестановками и формами конкретного эксперимента (Naturlehre 35). Ученый должен сначала провести серию [ Reihe ] экспериментов и, во-вторых, сериализовать их, т. е. рассматривать их как одну непрерывную и полную серию экспериментов. Изученные таким способом — методом, который я изложил выше как первый шаг в практике морфологии, — эти сериализованные эксперименты могут представлять собой «einen Versuch, nur eine Erfahrung» ( Naturlehre 34) [ср. Ганемна «Arzneiversuche» ]. Сериализация и последующее размышление [медитация] над единичными экспериментами и Erfahrungen , пишет Гете, порождает «Erfahrung [феномен] von einer höhern Art». [18]
В своем подходе к диагностике и лечению заболеваний Ганеман избегал того, что Гете считал «величайшей неудачей» ( Unheil ) и ошибкой материальной науки, а именно отделения экспериментатора от природы, создания абстрактных гипотез (понятий) и искусственных ( künstlich ) подходов/лечений. основанный на накоплении разрозненных фактов, а не на видении природы как сложной паутины ассоциаций и понимании, как Ганеман и Гете, что «научное знание возникает из отношений и исторических контекстов». [18]
Гагеман также стремился понять болезнь в ее историческом развитии, как в случае с его «Wesensgeschichte о псоре», архетипе (тоническом) наследственного хронического заболевания, а также его плеоморфном развертывании через многочисленные (ступенчатые) уровни вторичных (патических) заболеваний. что затем потребовало последовательного (скалярного) подхода к лечению. Морфологические идеи Гете обеспечивают теоретическую основу для эмпирических открытий и живых экспериментов Ганемана («прувингов» или Erlbenisse ). В этих прувингах Ганеман стремился рассмотреть движение, течение и трансформацию болезненного состояния ( гештальта ), а не просто абстрактный образ. Ганеман также имел гетеанское понимание последовательной природы или развития феномена болезни.
В различении Ганемана двух сторон Lebenskraft – поддерживающей, или Erhaltungskraft , и порождающей, или Erzeugungskraft ( Bildungstrieb ), мы находим полярную логику, идентифицированную в «Хроматологии» Гете – «страдания и дела света» через мутную среду, в борьбе между светлой энергией ( Licht ) и теперь идентифицированной «темной» энергией ( Finsternis ). Мы также находим эту полярность, а также различие Гете между спектром тьмы и света в различении, которое Ганеман проводил между первичными и тоническими заболеваниями (основанными на сверхчувственном знании психических состояний, включающих изменения в обстоятельствах, событиях и поведении через гетеанский Gemüt или сверхчувствительный когнитивный орган) и вторичные или патические заболевания (основанные на чувственном проявлении жизненной энергии на соматическом уровне в виде чувств, функций и ощущений, а также знаков). Для Гете мутная среда — это атмосфера (воздушная сфера), для Ганемана — живой организм (жидкая или эфирная сфера). Взаимодействие Гете Свет и тьму также можно увидеть в полярности Ганемана между духом и сущностью .
Возражения, которые Гете выдвигал против таксономии Линнея в ботанике, можно найти в медицинской сфере в критике Ганеманом слепо эмпирической или абстрактно-интеллектуальной нозологии его времени, которая взяла несколько внешних элементов, произвольно смешала их, а затем смешала сходство внешнего вида здесь. с тождеством причины и происхождения. Критика Ганемана также была основана на историческом исследовании морфологии этого медицинского состояния ума, или Kurwesen , во многом так же, как Гете считал изучение истории явления формой знания (как это делали греки).В равной степени Ганеман критиковал статический подход к нозологии болезней, который постоянно менял форму, поскольку взаимодействие между Krankheitwesen и Menschenwesen выражало разные аспекты одного и того же основного заболевания (в статической линнеевской нозологии материалистической медицины они считались разными заболеваниями). Ганеман также понимал, что существует элемент устойчивости и изменчивости болезни (обнаруженный в его различении (1796 г.) между первичными (тоническими) и вторичными (патическими) заболеваниями, точно так же, как Гете признавал определенную степень формы и структуры на физическом уровне, указывая к основной динамике, ведущей со временем к новым формам (адаптация Дарвина).
Лютце и Шенляйн
[ редактировать ]Работы Ганемана и Рёшлауба были продолжены и развиты докторами. Артур Лютце и Йохан Шенляйн (1793–1864) соответственно. Лютце (1813–1870) взял основы подхода Ганемана к болезням и поставил его на прочную романтическую основу, сознательно и последовательно применяя двойное назначение лекарств (тонические и патические ассоциации заболеваний у конкретного пациента).
Там, где Ганеман колебался и в конце концов отказался от публичной поддержки в 5-м издании своего «Органона духовности» назначения двойного лекарства, будучи еще не в состоянии установить принцип, на котором можно было бы рационально обосновать это (так называемое «дело двойного лекарства») Позже Лутце переиздал 5-е издание с изъятым разделом о двойных препаратах и начал клиническую практику на основе такого подхода. Его вклад отмечен памятником Ганеману и Лютце в Кётене, Германия. [19]
Инновационная работа Рёшлауба по созданию учебной клиники на основе брунонской системы совместно с доктором Альбертом Маркусом была развита Й. Л. Шенляйном (1793–1864). [3] который явно признан даже в аллопатической историографии как создатель научной основы современной учебной и практической клиники. Эта основа основана на естествознании, но также и на искусстве Паскаля ( духе утонченности ) практикующего врача, которое является чем-то объективным и воспроизводимым, хотя и основано на другой логике и включает в себя больше беглых причин (аллопатическая «медицина», принимающая только первые и тогда только естественная инерциальная наука, а не истинная физиология функций, как физических, так и эфирных)
Раскол
[ редактировать ]Вплоть до середины XIX века, после новаторских работ Брауна, Ганемана, Рёшлауба, Лютце и Шенлейна, если упомянуть только основных фигур, научный подход к вопросу жизни, особенно отраженный в развитии здравоохранения, казался способствовало развитию метода, который был основан на когнитивных способностях, выходящих за рамки простого мышления ( Sinn или mens ), и на истинной физиологии, включающей живые функции, а не просто механику и химию. Однако казалось, что Zeitgeist (Дух Времени) еще не мог принять такой подход, поскольку большинство умов все еще полностью погрузились в интеллектуальную фазу («эпоха интеллекта и чувств Кольриджа») человеческого сознания. Только выдающийся гений был способен на этом этапе ответить на вызов истинной науки о жизни и разуме, которую Колердидж назвал «Динамической системой мышления».
В результате аналитический подход, предпочитаемый французами, воспитанными в картезианской системе дуальности разума и тела и с их значительными достижениями в хирургии (хотя и основанными на доступе и развитии оригинальных греческих медицинских сочинений и более современной греческой хирургической практики) , стали доминировать в западной науке. [3] В Германии работы Рудольфа Вирхова , опираясь на достижения романтической науки, эффективно сокращали и упрощали их в соответствии с тем, что был способен уловить интеллект. Достижения романтической науки и медицины нельзя было отрицать, но и нельзя было их принять; вместо этого последователей романтической традиции очерняли либо как заблуждающихся, оккультных и, в конечном счете, мечтателей, чем как серьезных ученых. До недавнего времени в целом преобладала следующая историографическая оценка.
- Примерно в середине 1800-х годов медицина совершает гигантский скачок в критический эмпирико-аналитический исследовательский проект: требование Вирхова о строгом, естественном [инерционном] научном методе позволило медицинскому мышлению выпутаться из цветочных и тернистых полей романтической натурфилософии. и пересадить себя на землю естественных научно-аналитических процедур. (Шренк, 1973) [3]
Клеточная теория Вирхова обеспечила предполагаемую основу жизни, не объясняя ее, и заменила древнюю и к настоящему времени очерненную гуморальную теорию (поскольку умственная способность диагностировать на этом эфирном уровне ослабла). По существу, химия и физика могли стать основой медицины, тем более, что медицина фактически была сведена к хирургии и химии, последняя из-за «микробной теории» Пастера (на самом деле это недоказанная гипотеза, доказанное в соответствии со строгими правилами). требования постулатов Коха, еще не полностью объясняющие понятия и реальность «восприимчивости» и «иммунитета», к которым стремились обратиться современники Пастера, такие как Бешан и Клод Бернар).
Проблему жизни должна была «решить» клеточная гипотеза Вирхова как основы жизни, которая удобно постулировала жизнь в медицине без необходимости ее объяснения.Таким образом, как указывает Н. Цуйопулос, западная «медицина» фактически сводилась к хирургии и экстренному медикаментозному лечению, не имея основы для борьбы с хроническими, сложными расстройствами или заболеваниями, отвергая динамические подходы, развитые брунонской ориентацией, как это развивалось в целом. термины (физика и физиология) Рёшлауба/Шенлейна и Сумареса и, в частности, относительно болезней (медицины и патологии) Ганемана/Лютце. Как резюмировал один из рецензентов основного труда Цуйопулоса по романтической медицине: «Романтическая медицина должна была впасть в немилость по мере того, как позитивистский подход из Франции набирал силу, до такой степени, что Карл Август Вундерлих в 1859 году отверг ее как пустую теорию, оторванную от всякого эмпиризма. миф, который просуществовал почти столетие». [20]
В той степени, в которой физиология человека содержит физический/химический аспект (сломанные кости, поражающие жизненно важные нервы опухоли, разорванные артерии или серьезные повреждения тканей, значительный гормональный или химический дисбаланс, серьезная микробная инвазия и т.п.), механо-материальный подход даст эффективные результаты, о чем свидетельствуют «чудеса» западной неотложной медицины, но в сфере внутренней «медицины» нет лекарств, есть только подавление симптомов или долгосрочное лечение болезней и расстройств с использованием химических средств, в основном синтетических, интеллект не видит разницы между природным «химическим» и синтезированным. Как резюмирует один писатель: «Наряду с английской и французской медициной того времени, значение которой никогда не недооценивалось, немецкая романтическая медицина ни в коей мере не является неполноценной или реакционной. Ее вклад в преодоление основополагающего кризиса в истории медицины и в основание научная клиника существенна и имеет решающее значение для всех последующих разработок... сегодня, в поисках новых моделей и альтернатив в медицине, романтическая медицина ближе к дому, чем так называемая естественная медицина.научная медицина конца 1800-х и начала 1900-х годов». [3]
Современное использование
[ редактировать ]В 2017 году Камиар-К. Рюкерт ввел термин «романтический пациент» применительно к романтической медицине и романтическим отношениям для описания группы пациентов, которая использует защитный механизм расщепления, чтобы разделить медицину на хорошую духовную альтернативную медицину и плохую научно обоснованную медицину. По его мнению, эти пациенты, с одной стороны, осознают свое стремление к интуитивно понятным исцеляющим отношениям, а с другой стороны, отрицают свою основную причину этого стремления. [21] [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Саумарес, Ричард (2010). Новая физиология, 2-е издание, 2 тома . США: печатные издания Gale Ecco. ISBN 978-1171030492 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миодонский Л (2001). «Романтическая медицина в Германии как философское объяснение познания мира и человека – Месмер и месмеризм» . Современная медицина (на польском языке). 8 (2): 5–32. ПМИД 12568094 . Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года.
- ^ Ша, Ричард К. (август 2001 г.). «Романтизм и сексуальность». Романтизм в сети . 23 . дои : 10.7202/005994ар .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Цуйопулос, Нелли (1982). К.Е., Ротшу (ред.). «Андреас Рёшлауб и романтическая медицина». Медицина в истории и культуре (на немецком языке). 14 . Штутгарт/Нью-Йорк: Фишер: 259.
- ^ Хиршфельд, Э. (1930). Романтическая медицина. К будущей истории эпохи натурфилософии (на немецком языке). Лейпциг: Г. Тиме. OCLC 45868706 . [ нужна страница ]
- ^ Галдстон I (май 1956 г.). «Романтический период в медицине» . Бюллетень Нью-Йоркской медицинской академии . 32 (5): 346–62. ПМК 1805912 . ПМИД 13304557 .
- ^ Беркс, Артур В. (октябрь 1946 г.). «Теория похищения Пирса». Философия науки . 13 (4): 301–306. дои : 10.1086/286904 . JSTOR 185210 . S2CID 18773387 .
- ^ Jump up to: а б Ройцевич, Ричард (2006). Боги и технологии: чтение Хайдеггера . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 0-7914-6642-6 . [ нужна страница ]
- ^ Фолкнер-Джонс, DE (1982) [1935]. Английский дух . Рудольф Штайнер Пресс. ISBN 978-0-85440-389-9 . [ нужна страница ]
- ^ Батлер, Фрэнсис Генри (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 939–944, см. стр. 944. . В
- ^ Игнац Ежауэр , Книга снов , 1928, с. 499.
- ^ Jump up to: а б Броман, Томас Х. (1996). Трансформация немецкой академической медицины . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 131–132. ISBN 0521524571 .
- ^ Jump up to: а б Ганеман, Самуэль (1796). Эссе о новом принципе (Малые сочинения) . Веб: Уильям Радд. OCLC 10284650 – через Интернет-архив . [ нужна страница ]
- ^ Верспур, Руди. «Динамическое наследие: от гомеопатии до Heilkunst» . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Эйзаяга, Франциско (1991). Трактат о гомеопатической медицине Буэнос-Айрес: Издания Марисель. п. 260
- ^ Jump up to: а б с д Хель, Ричард (1922). Самуэль Ганеман, Его жизнь и работа (Том I изд.). Лондон: Гомеопатическая издательская компания. п. 113 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- ^ Кент, Джеймс Тайлер. Лекции по гомеопатической философии . п. 121.
- ^ Янг, Сью. «Иоганн Вольфганг фон Гете» . Сью Янг Истории . Проверено 3 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Веллмон, Чад (2010). «Морфология познания Гете» . Ежегодник Гете . 17 . дои : 10.1353/gyr.0.0075 . S2CID 5025069 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- ^ "Воспоминания по всему миру"
- ^ Ривз, Найджел (июль 1984 г.). «Андреас Рёшлауб и романтическая медицина. Философские основы современной медицины» . Мед . 28 (3): 338–339. дои : 10.1017/s0025727300036061 . ПМЦ 1139459 .
- ^ Рюкерт, Камиар-К. (май 2017 г.). «Пациент-романтик» (PDF) . Семпер Антикус . стр. 10–11. ISSN 2500-9826 .
- ^ Рюкерт, Камиар-К. (14 мая 2018 г.). «Романтический пациент» . обучение .