Романтическая психология

Романтическая психология — интеллектуальное движение, возникшее в конце 18 — начале 19 веков в Европе, особенно в Германии. Это был ответ на упор Просвещения на разум и рациональность , который, по мнению психологов-романтиков, игнорировал важность эмоций, воображения и интуиции в человеческом опыте.
Романтическая психология характеризуется своим философским подходом, интересом к субъективности и личному опыту, а также привязанностью к понятию души или духа . Он подчеркивает субъективный опыт человека и фокусируется на изучении эмоций, интуиции и воображения.
Психологи-романтики стремились понять связи между разумом и телом, а также бессознательные процессы человеческой психики . Основные темы в области романтической психологии включали мистический экстаз , поэтическое и художественное вдохновение и сны . Связанные с ней концепции теперь рассматриваются как источник динамической психологии . Роль романтической психологии в возникновении психоанализа и аналитической психологии остается предметом споров.
Обзор
[ редактировать ]Романтическая психология возникла в начале 19 века на базе немецкого романтизма и натурфилософии. [1] Оно было тесно связано с естественными науками и охватывало различные концепции разума, сосредоточенные на тесной связи между психикой , природными силами и культурным фоном общества. [1] Это движение процветало прежде всего в немецкоязычных странах и характеризовалось введением философских проблем в «науки о душе». [2] Его ключевые темы вращались вокруг динамизма и единства тела и разума. [2] Понятие бессознательного было фундаментальным, и именно в рамках этого движения бессознательное впервые появилось как важнейший аспект разума. [1] [3]
Романтическая психология была не столько приложением положений философского романтизма к области психологии, сколько частным развитием романтической философии природы. [3] Вероучение этой философии провозглашало единство мира и человека в органической и космической целостности, исключавшей всякий дуализм . [3] Природа, а вместе с ней и разум, интерпретировались как живая ткань, подлежащая расшифровке с помощью аналогичных соответствий. [3] Отношения Бог/природа были идентичны отношениям душа/тело, поскольку душа была божественной Идеей, которая жила индивидуальным существованием в природе. [3] Хотя понятие бессознательного еще не было развито, предполагалось, что невидимый «мировой дух» ( Weltgeist ) или « мировая душа » ( Weltseele ) действует глубоко в видимом мире и человеческой душе. [3]
Хотя Иоганн Гердер считается предшественником этой школы мысли, а Гете – ее первым великим представителем, [4] Фридрих Шеллинг . ее центральной фигурой на рубеже XVIII и XIX веков стал [1] С его точки зрения, исследователю предстояло проникнуть за пределы видимой природы и раскрыть тайны «основы» ( Grund ) природы, где можно было найти и основу души. [5]
Философские аспекты
[ редактировать ]
Романтическая психология отразила более широкий культурный сдвиг от рационализма и материализма Просвещения . к более субъективному, эмоциональному и целостному взгляду на человеческий опыт [5] [2] Одним из ключевых философских аспектов был отказ от взглядов Просвещения на разум как на рациональную, механистическую сущность. [2] Вместо этого мыслители-романтики подчеркивали важность субъективного опыта человека, рассматривая разум как сложную и загадочную сферу, полную противоречий и парадоксов. [5] [2] Они также настаивали на роли воображения в формировании человеческого опыта. [5] Мыслители-романтики верили, что воображение способно преодолеть ограничения разума и логики, позволяя людям получить доступ к более глубоким истинам и более высоким уровням сознания. [5] [2]
Фридрих Шеллинг , немецкий философ, считается основателем романтической школы психологии. [1] В основе философии Шеллинга лежала идея неразрывного единства природы и человеческого духа внутри Абсолюта – невидимой, но универсальной духовной основы мира. [1] Весь мир, включая его наиболее материальные формы, он интерпретировал как живой организм, подчиненный единому духовному принципу, « мировой душе » ( Weltseele ), которая произвела материю, затем живую природу и, наконец, человеческое сознание посредством своего собственного раскрытия и развития. ряд последовательных поколений. [1]
По мнению Шеллинга, неорганический материальный мир, органическая природа и различные сферы живых существ различались лишь степенью своего совершенства и подчинялись в основном одним и тем же законам, которые были законами жизни или духа. Открытие законов, управляющих одной сферой, может выявить законы, управляющие другими сферами, посредством процесса аналогии. [1] Шеллинг часто выражал свои мысли через образы или метафоры, используя аналогии, чтобы основать психологию, основанную на исследовании природы, и развить науку о природе, основанную на интроспективных данных, открытых человеческим разумом. [1] Его идеи и подход были подхвачены и развиты другими философами-романтиками, такими как Шуберт и Трокслер . [6]
Тема бессознательного
[ редактировать ]
Понятие бессознательного исторически связано с развитием философии природы, или натурфилософии , в начале XIX века. [3] Натурфилософия основывалась на идее единого организма, лежащего в основе каждого отдельного существа и составляющего глубокое и бессознательное единство мира (оно отождествляется тогда с Абсолютом). [7] Эта идея, выдвинутая Шеллингом и ранними натурфилософами , была развита Карусом , Фехнером и Хартманном . Сновидение интерпретировалось ими как частичное и временное возвращение сознательного индивидуума в универсальную сферу бессознательного. [7]
Карл Густав Карус , врач, натуралист и художник-романтик, представил в своей работе «Психика» одну из первых теорий бессознательной психологической жизни, обобщенную на все стороны психической и органической жизни. [8] Психологии («науке о душе») он отводил роль исследования бессознательной сущности разума, [8] глубоко похоронен внутри него. Эта конкретная наука должна была начать с открытия влияния бессознательного на сознательную жизнь людей, не ограничивая свои исследования исследованием человеческого разума, а затем сделать вывод о законах, управляющих бессознательным. [9] Сновидение стало привилегированным местом исследования бессознательного для психологии, поскольку человек периодически сталкивается с ним во время сна. [9]
Автор работы под названием «Философия бессознательного» , первое издание которой было опубликовано в 1869 году, Эдуард фон Гартманн прославился разработкой концепции мира, основанной на уникальном принципе, который был одновременно метафизическим и психологическим: «Бессознательное». [10] Согласно фон Гартману, первичная реальность физического и органического мира имела тот же порядок и сущность, что и разум. Существовали сознательная психика и органическая или бессознательная психика, которые были одновременно более фундаментальными и более универсальными, чем сознание, которое в первую очередь определяло органическую и инстинктивную жизнь. [10] Бессознательное само по себе было разумным принципом, который оживляет всю природу посредством сил, действующих на самых глубоких уровнях материи, а также в масштабах Вселенной. [10] Оно отличалось от сознания не своей природой, а своей структурой, неразрывно соединяющей волю и разум. [10]
Философия бессознательного Хартмана, развитая в его одноименной работе, позволила создать интроспективную психологию, задуманную как привилегированный путь к доступу к сути реальности. [11] Именно потому, что сознание не имеет иной природы, чем бессознательное существо мира, возможно психологическое познание этого существа. [11] хотя на этом пути нам доступно только его идеальное содержание («идея» или «представление»). С другой стороны, бессознательная воля остается недоступной для самоанализа и может быть лишь тщательно выведена из наблюдений за миром. [11]
Мечты
[ редактировать ]Сны были важным аспектом романтической психологии, которая рассматривала их как окно в более глубокие аспекты человеческой психики. [12] Многие мыслители-романтики считали, что сны — это не только продукт воображения, но и тесно связаны с подсознанием и духовным миром. [12]
Бывший ученик Шеллинга , физик и натуралист Г.Х. фон Шуберт был представителем этой романтической интерпретации сновидений. [13] Он разработал высокопоэтическое видение природы и человеческой души, демонстрируя поразительное сходство с некоторыми концепциями Фрейда и Юнга . [1] В работе, опубликованной в 1814 году под названием «Символизм снов», он разработал метафизику снов и состояний бессознательного состояния , которая, по его мнению, могла дать более универсальное и глубокое знание, чем знание интеллекта. [13] Благодаря своим исследованиям, основанным на принципе аналогии, Шуберт думал, что он открыл, что сновидение, поэзия, религия и миф имеют общий универсальный и врожденный язык, берущий свой источник в «ночных сторонах» нашего существа, которые он уже назвал « бессознательный ". [1] [13]
По Шуберту, когда человек засыпает, его разум начинает думать на воображаемом языке, тогда как в состоянии бодрствования он пользуется словесным языком. Это « иероглифический » язык в том смысле, что он может конденсировать несколько образов или идей в одно представление, образуя, таким образом, «своего рода высшую алгебру » поэтического характера. [1] [13] В этом языке обнаруживается неоднозначность различных проявлений человеческой души, неоднозначность, которую Шуберт объясняет мифом о грехопадении . [13] После этого падения изначальная гармония между человеком и природой исчезла, и Вселенная стала для него непостижимой. [13]
Безумие
[ редактировать ]В романтической психологии безумие часто рассматривалось как важнейший аспект человеческой природы, а не как болезнь, которую нужно вылечить. [14] Для мыслителей-романтиков, таких как Фридрих Шеллинг , человеческий разум был сложной и загадочной сферой, полной противоречий и парадоксов. Безумие рассматривалось как выражение этой сложности, проявление более глубоких сил, скрытых под поверхностью повседневного сознания . [14] Оно рассматривалось не как психическое заболевание , которое необходимо лечить, а как фундаментальный аспект человеческой природы, который необходимо изучить. [14]
Психологи-романтики отвергли взгляд Просвещения на разум как на рациональную, упорядоченную машину и вместо этого подчеркивали важность эмоций, интуиции и воображения. Безумие рассматривалось как крайняя форма этих качеств, состояние ума, при котором границы между собой и другими, разумом и неразумием, реальностью и фантазией растворялись. Они также считали, что безумие может служить источником творчества и вдохновения. [15] Считалось, что многие художники и писатели «тронуты безумием», а их художественный гений проистекает из глубокой связи с иррациональным и бессознательным. [15]
Романтическая психиатрия
[ редактировать ]
Романтическая психиатрия была медицинской школой мысли, которая объединила ряд клиницистов первой половины XIX века вокруг нескольких общих тезисов, вдохновленных идеями философов-романтиков . [16] Их считают предшественниками психодинамики , из которой психоанализ . частично возник [16] Все они подчеркивали необходимость рассматривать каждый отдельный случай как специфическую и уникальную клиническую единицу и поэтому с подозрением относились к психиатрическим классификациям. Они также считали, что бессознательные психологические причины достаточны для возникновения серьезных психических расстройств . [16] В области терапии они верили в эффективность психотерапии психических заболеваний и необходимость обнаружения их истинных психологических причин (которые чаще всего были бессознательными). [16]
Франц Месмер с его теорией животного магнетизма признан спорным предшественником этой школы, поскольку он обратил внимание на роль психики в исцелении некоторых болезней и придал очевидную научную достоверность идее единства природы, считавшейся в космическом масштабе и разуме. [17] Вслед за Месмером немецкие психиатры и психологи, такие как Дж.К.Рейль , Дж.К.А.Хейнрот , К.В.И.Иделер или Х.В.Нейман , вдохновленные работами Шеллинга и Шуберта , заинтересовались внушением – на котором фактически основывался успех Месмера – и его эффективностью в лечении психических заболеваний. [17] Они подчеркивали особую роль психики в терапии. [17]
Наследие
[ редактировать ]Романтическая психология оказала длительное влияние на современную психологию и продолжает влиять на эту область сегодня. Некоторые из ключевых наследий романтической психологии включают:
- Акцент на субъективном опыте: романтическая психология подчеркивала важность субъективного опыта человека и роль эмоций, воображения и интуиции в формировании человеческого поведения. Этот акцент на субъективности продолжает влиять на современную психологию, приводя к развитию гуманистических и экзистенциальных подходов, которые отдают приоритет индивидуальному опыту и созданию смысла. [18]
- Исследование бессознательного: мыслители-постромантики, такие как Карл Юнг , рассматривали бессознательное как жизненно важную часть человеческой психики и подчеркивали важность изучения его через сны, фантазии и творческое выражение. Этот акцент на бессознательном продолжает влиять на современную психологию, приводя к развитию подходов аналитической психологии и глубинной психологии , целью которых является раскрытие скрытых аспектов психики. [19] [20]
- Роль культуры и контекста. Романтическая психология признавала, что человеческий опыт формируется культурным и историческим контекстом, и подчеркивала важность учета этих факторов в понимании человеческого поведения.
См. также
[ редактировать ]- Романтическая медицина
- Романтизм в философии
- Романтизм в науке
- Романтизм
- Немецкий романтизм
- Аналитическая психология
- Натуральная философия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Элленбергер, HF (1994). История открытия бессознательного . Париж: Файард, стр. 232–241 (глава IV: «Основы динамической психиатрии – Философия природы и романтическая философия»).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 2–147 («Часть первая: Сон и природа»). Онлайн .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фабри, Дж. (2007). Словарь германского мира . Париж: Баярд. стр. 538–539 («Романтическое бессознательное»).
- ^ Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 58–60. Онлайн .
- ^ Jump up to: а б с д и Элленбергер, HF (1970), Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Basic Books, стр. 199–202 (глава 4, «Предпосылки динамической психиатрии - Культурные предпосылки: романтизм»).
- ^ Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 87–123 (гл. VI: «Метафизика сновидений», гл. VII: «Символика сновидений»). Онлайн .
- ^ Jump up to: а б Элленбергер, HF (1970), Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Basic Books, стр. 202–210 (глава 4, «История динамической психиатрии - философия природы и романтическая философия»).
- ^ Jump up to: а б Штернберг, Р.Дж., и Кауфман, Дж.К. (2019), Кембриджский справочник по интеллектуальной истории психологии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 124–144 (глава VIII: «Миф о бессознательном»). Онлайн .
- ^ Jump up to: а б с д Бейзер, ФК (2016). Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860–1900 . Оксфорд: Oxford University Press, стр. 122–129 (глава 7.2: «Оптимистический пессимизм Эдуарда фон Хартмана: Бессознательное»).
- ^ Jump up to: а б с Терещенко, М. (1992), «Карл Роберт Эдуард фон Гартманн», Универсальная философская энциклопедия – Философские труды , том 1, Париж: Presses Universitaires de France, стр. 1817–1818.
- ^ Jump up to: а б Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 87–177 (Книга III: «Исследование ночи»). Онлайн .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 101–123 (гл. VII: «Символика сновидений»). Онлайн .
- ^ Jump up to: а б с Дэвид, П. (2002), в Ж.-П. Зарадере (реж.), Словарь философов , т. 1, с. 3: Современная философия (19 век) , Париж: Эллипсы, стр. 137–138 («Безумие [ Вонсинн ]»).
- ^ Jump up to: а б Бервик, Ф. (2010). Поэтическое безумие и романтическое воображение . Филадельфия: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 1–17 («Введение: гениальное безумие и вдохновение»).
- ^ Jump up to: а б с д Элленбергер, HF (1994), История открытия бессознательного . Париж: Файард, стр. 241–246 (гл. IV «Основы динамической психиатрии – Романтическая медицина»).
- ^ Jump up to: а б с Элленбергер, HF (1970), Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Basic Books, стр. 182–192 (глава 4, «История динамической психиатрии - социальная основа»).
- ^ Ффитче, М. (2012). Основы бессознательного: Шеллинг, Фрейд и рождение современной психики . Кембридж: Университетское издательство.
- ^ Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, с. 182.
- ^ Элленбергер, HF (1994). История открытия бессознательного . Париж: Файард, с. 235.
Основные источники
[ редактировать ]- Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти.
- Бервик, Ф. (2010). Поэтическое безумие и романтическое воображение . Филадельфия: Издательство Пенсильванского государственного университета.
- Элленбергер, Х.Ф. (1970). Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Основные книги.
- Ффитче, М. (2012). Основы бессознательного: Шеллинг, Фрейд и рождение современной психики . Кембридж: Университетское издательство.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фуко, М. (1965). Безумие и цивилизация: история безумия в эпоху разума . Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- Лейс, Р. (2011). «Поворот к аффекту: критика». Критическое расследование , 37 (3), стр. 434–472.
- МакГрат, С.Дж. (2012). Темная почва духа: Шеллинг и бессознательное . Лондон/Нью-Йорк: Рутледж.
- Миллс, Дж. (2002). Бездна бессознательного: предвосхищение психоанализа Гегелем . Олбани (Нью-Йорк): Издательство Государственного университета Нью-Йорка.