Jump to content

Романтическая психология

«Кошмар» художника-романтика Иоганна Генриха Фюссли. Он изображает муки « сна наяву ».

Романтическая психология — интеллектуальное движение, возникшее в конце 18 — начале 19 веков в Европе, особенно в Германии. Это был ответ на упор Просвещения на разум и рациональность , который, по мнению психологов-романтиков, игнорировал важность эмоций, воображения и интуиции в человеческом опыте.

Романтическая психология характеризуется своим философским подходом, интересом к субъективности и личному опыту, а также привязанностью к понятию души или духа . Он подчеркивает субъективный опыт человека и фокусируется на изучении эмоций, интуиции и воображения.

Психологи-романтики стремились понять связи между разумом и телом, а также бессознательные процессы человеческой психики . Основные темы в области романтической психологии включали мистический экстаз , поэтическое и художественное вдохновение и сны . Связанные с ней концепции теперь рассматриваются как источник динамической психологии . Роль романтической психологии в возникновении психоанализа и аналитической психологии остается предметом споров.

Романтическая психология возникла в начале 19 века на базе немецкого романтизма и натурфилософии. [1] Оно было тесно связано с естественными науками и охватывало различные концепции разума, сосредоточенные на тесной связи между психикой , природными силами и культурным фоном общества. [1] Это движение процветало прежде всего в немецкоязычных странах и характеризовалось введением философских проблем в «науки о душе». [2] Его ключевые темы вращались вокруг динамизма и единства тела и разума. [2] Понятие бессознательного было фундаментальным, и именно в рамках этого движения бессознательное впервые появилось как важнейший аспект разума. [1] [3]

Романтическая психология была не столько приложением положений философского романтизма к области психологии, сколько частным развитием романтической философии природы. [3] Вероучение этой философии провозглашало единство мира и человека в органической и космической целостности, исключавшей всякий дуализм . [3] Природа, а вместе с ней и разум, интерпретировались как живая ткань, подлежащая расшифровке с помощью аналогичных соответствий. [3] Отношения Бог/природа были идентичны отношениям душа/тело, поскольку душа была божественной Идеей, которая жила индивидуальным существованием в природе. [3] Хотя понятие бессознательного еще не было развито, предполагалось, что невидимый «мировой дух» ( Weltgeist ) или « мировая душа » ( Weltseele ) действует глубоко в видимом мире и человеческой душе. [3]

Хотя Иоганн Гердер считается предшественником этой школы мысли, а Гете – ее первым великим представителем, [4] Фридрих Шеллинг . ее центральной фигурой на рубеже XVIII и XIX веков стал [1] С его точки зрения, исследователю предстояло проникнуть за пределы видимой природы и раскрыть тайны «основы» ( Grund ) природы, где можно было найти и основу души. [5]

Философские аспекты

[ редактировать ]
Портрет Фридриха Шеллинга (1835 г.).

Романтическая психология отразила более широкий культурный сдвиг от рационализма и материализма Просвещения . к более субъективному, эмоциональному и целостному взгляду на человеческий опыт [5] [2] Одним из ключевых философских аспектов был отказ от взглядов Просвещения на разум как на рациональную, механистическую сущность. [2] Вместо этого мыслители-романтики подчеркивали важность субъективного опыта человека, рассматривая разум как сложную и загадочную сферу, полную противоречий и парадоксов. [5] [2] Они также настаивали на роли воображения в формировании человеческого опыта. [5] Мыслители-романтики верили, что воображение способно преодолеть ограничения разума и логики, позволяя людям получить доступ к более глубоким истинам и более высоким уровням сознания. [5] [2]

Фридрих Шеллинг , немецкий философ, считается основателем романтической школы психологии. [1] В основе философии Шеллинга лежала идея неразрывного единства природы и человеческого духа внутри Абсолюта – невидимой, но универсальной духовной основы мира. [1] Весь мир, включая его наиболее материальные формы, он интерпретировал как живой организм, подчиненный единому духовному принципу, « мировой душе » ( Weltseele ), которая произвела материю, затем живую природу и, наконец, человеческое сознание посредством своего собственного раскрытия и развития. ряд последовательных поколений. [1]

По мнению Шеллинга, неорганический материальный мир, органическая природа и различные сферы живых существ различались лишь степенью своего совершенства и подчинялись в основном одним и тем же законам, которые были законами жизни или духа. Открытие законов, управляющих одной сферой, может выявить законы, управляющие другими сферами, посредством процесса аналогии. [1] Шеллинг часто выражал свои мысли через образы или метафоры, используя аналогии, чтобы основать психологию, основанную на исследовании природы, и развить науку о природе, основанную на интроспективных данных, открытых человеческим разумом. [1] Его идеи и подход были подхвачены и развиты другими философами-романтиками, такими как Шуберт и Трокслер . [6]

Тема бессознательного

[ редактировать ]
Эдуард фон Гартманн (гравюра 1882 г.).

Понятие бессознательного исторически связано с развитием философии природы, или натурфилософии , в начале XIX века. [3] Натурфилософия основывалась на идее единого организма, лежащего в основе каждого отдельного существа и составляющего глубокое и бессознательное единство мира (оно отождествляется тогда с Абсолютом). [7] Эта идея, выдвинутая Шеллингом и ранними натурфилософами , была развита Карусом , Фехнером и Хартманном . Сновидение интерпретировалось ими как частичное и временное возвращение сознательного индивидуума в универсальную сферу бессознательного. [7]

Карл Густав Карус , врач, натуралист и художник-романтик, представил в своей работе «Психика» одну из первых теорий бессознательной психологической жизни, обобщенную на все стороны психической и органической жизни. [8] Психологии («науке о душе») он отводил роль исследования бессознательной сущности разума, [8] глубоко похоронен внутри него. Эта конкретная наука должна была начать с открытия влияния бессознательного на сознательную жизнь людей, не ограничивая свои исследования исследованием человеческого разума, а затем сделать вывод о законах, управляющих бессознательным. [9] Сновидение стало привилегированным местом исследования бессознательного для психологии, поскольку человек периодически сталкивается с ним во время сна. [9]

Автор работы под названием «Философия бессознательного» , первое издание которой было опубликовано в 1869 году, Эдуард фон Гартманн прославился разработкой концепции мира, основанной на уникальном принципе, который был одновременно метафизическим и психологическим: «Бессознательное». [10] Согласно фон Гартману, первичная реальность физического и органического мира имела тот же порядок и сущность, что и разум. Существовали сознательная психика и органическая или бессознательная психика, которые были одновременно более фундаментальными и более универсальными, чем сознание, которое в первую очередь определяло органическую и инстинктивную жизнь. [10] Бессознательное само по себе было разумным принципом, который оживляет всю природу посредством сил, действующих на самых глубоких уровнях материи, а также в масштабах Вселенной. [10] Оно отличалось от сознания не своей природой, а своей структурой, неразрывно соединяющей волю и разум. [10]

Философия бессознательного Хартмана, развитая в его одноименной работе, позволила создать интроспективную психологию, задуманную как привилегированный путь к доступу к сути реальности. [11] Именно потому, что сознание не имеет иной природы, чем бессознательное существо мира, возможно психологическое познание этого существа. [11] хотя на этом пути нам доступно только его идеальное содержание («идея» или «представление»). С другой стороны, бессознательная воля остается недоступной для самоанализа и может быть лишь тщательно выведена из наблюдений за миром. [11]

Сны были важным аспектом романтической психологии, которая рассматривала их как окно в более глубокие аспекты человеческой психики. [12] Многие мыслители-романтики считали, что сны — это не только продукт воображения, но и тесно связаны с подсознанием и духовным миром. [12]

Бывший ученик Шеллинга , физик и натуралист Г.Х. фон Шуберт был представителем этой романтической интерпретации сновидений. [13] Он разработал высокопоэтическое видение природы и человеческой души, демонстрируя поразительное сходство с некоторыми концепциями Фрейда и Юнга . [1] В работе, опубликованной в 1814 году под названием «Символизм снов», он разработал метафизику снов и состояний бессознательного состояния , которая, по его мнению, могла дать более универсальное и глубокое знание, чем знание интеллекта. [13] Благодаря своим исследованиям, основанным на принципе аналогии, Шуберт думал, что он открыл, что сновидение, поэзия, религия и миф имеют общий универсальный и врожденный язык, берущий свой источник в «ночных сторонах» нашего существа, которые он уже назвал « бессознательный ". [1] [13]

По Шуберту, когда человек засыпает, его разум начинает думать на воображаемом языке, тогда как в состоянии бодрствования он пользуется словесным языком. Это « иероглифический » язык в том смысле, что он может конденсировать несколько образов или идей в одно представление, образуя, таким образом, «своего рода высшую алгебру » поэтического характера. [1] [13] В этом языке обнаруживается неоднозначность различных проявлений человеческой души, неоднозначность, которую Шуберт объясняет мифом о грехопадении . [13] После этого падения изначальная гармония между человеком и природой исчезла, и Вселенная стала для него непостижимой. [13]

В романтической психологии безумие часто рассматривалось как важнейший аспект человеческой природы, а не как болезнь, которую нужно вылечить. [14] Для мыслителей-романтиков, таких как Фридрих Шеллинг , человеческий разум был сложной и загадочной сферой, полной противоречий и парадоксов. Безумие рассматривалось как выражение этой сложности, проявление более глубоких сил, скрытых под поверхностью повседневного сознания . [14] Оно рассматривалось не как психическое заболевание , которое необходимо лечить, а как фундаментальный аспект человеческой природы, который необходимо изучить. [14]

Психологи-романтики отвергли взгляд Просвещения на разум как на рациональную, упорядоченную машину и вместо этого подчеркивали важность эмоций, интуиции и воображения. Безумие рассматривалось как крайняя форма этих качеств, состояние ума, при котором границы между собой и другими, разумом и неразумием, реальностью и фантазией растворялись. Они также считали, что безумие может служить источником творчества и вдохновения. [15] Считалось, что многие художники и писатели «тронуты безумием», а их художественный гений проистекает из глубокой связи с иррациональным и бессознательным. [15]

Романтическая психиатрия

[ редактировать ]
Магнетизер , вводящий в гипнотический транс (гравюра 1794 г.).

Романтическая психиатрия была медицинской школой мысли, которая объединила ряд клиницистов первой половины XIX века вокруг нескольких общих тезисов, вдохновленных идеями философов-романтиков . [16] Их считают предшественниками психодинамики , из которой психоанализ . частично возник [16] Все они подчеркивали необходимость рассматривать каждый отдельный случай как специфическую и уникальную клиническую единицу и поэтому с подозрением относились к психиатрическим классификациям. Они также считали, что бессознательные психологические причины достаточны для возникновения серьезных психических расстройств . [16] В области терапии они верили в эффективность психотерапии психических заболеваний и необходимость обнаружения их истинных психологических причин (которые чаще всего были бессознательными). [16]

Франц Месмер с его теорией животного магнетизма признан спорным предшественником этой школы, поскольку он обратил внимание на роль психики в исцелении некоторых болезней и придал очевидную научную достоверность идее единства природы, считавшейся в космическом масштабе и разуме. [17] Вслед за Месмером немецкие психиатры и психологи, такие как Дж.К.Рейль , Дж.К.А.Хейнрот , К.В.И.Иделер или Х.В.Нейман , вдохновленные работами Шеллинга и Шуберта , заинтересовались внушением – на котором фактически основывался успех Месмера – и его эффективностью в лечении психических заболеваний. [17] Они подчеркивали особую роль психики в терапии. [17]

Наследие

[ редактировать ]

Романтическая психология оказала длительное влияние на современную психологию и продолжает влиять на эту область сегодня. Некоторые из ключевых наследий романтической психологии включают:

  • Акцент на субъективном опыте: романтическая психология подчеркивала важность субъективного опыта человека и роль эмоций, воображения и интуиции в формировании человеческого поведения. Этот акцент на субъективности продолжает влиять на современную психологию, приводя к развитию гуманистических и экзистенциальных подходов, которые отдают приоритет индивидуальному опыту и созданию смысла. [18]
  • Исследование бессознательного: мыслители-постромантики, такие как Карл Юнг , рассматривали бессознательное как жизненно важную часть человеческой психики и подчеркивали важность изучения его через сны, фантазии и творческое выражение. Этот акцент на бессознательном продолжает влиять на современную психологию, приводя к развитию подходов аналитической психологии и глубинной психологии , целью которых является раскрытие скрытых аспектов психики. [19] [20]
  • Роль культуры и контекста. Романтическая психология признавала, что человеческий опыт формируется культурным и историческим контекстом, и подчеркивала важность учета этих факторов в понимании человеческого поведения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Элленбергер, HF (1994). История открытия бессознательного . Париж: Файард, стр. 232–241 (глава IV: «Основы динамической психиатрии – Философия природы и романтическая философия»).
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 2–147 («Часть первая: Сон и природа»). Онлайн .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фабри, Дж. (2007). Словарь германского мира . Париж: Баярд. стр. 538–539 ​​(«Романтическое бессознательное»).
  4. ^ Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 58–60. Онлайн .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Элленбергер, HF (1970), Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Basic Books, стр. 199–202 (глава 4, «Предпосылки динамической психиатрии - Культурные предпосылки: романтизм»).
  6. ^ Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 87–123 (гл. VI: «Метафизика сновидений», гл. VII: «Символика сновидений»). Онлайн .
  7. ^ Jump up to: а б Элленбергер, HF (1970), Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Basic Books, стр. 202–210 (глава 4, «История динамической психиатрии - философия природы и романтическая философия»).
  8. ^ Jump up to: а б Штернберг, Р.Дж., и Кауфман, Дж.К. (2019), Кембриджский справочник по интеллектуальной истории психологии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 53.
  9. ^ Jump up to: а б Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 124–144 (глава VIII: «Миф о бессознательном»). Онлайн .
  10. ^ Jump up to: а б с д Бейзер, ФК (2016). Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860–1900 . Оксфорд: Oxford University Press, стр. 122–129 (глава 7.2: «Оптимистический пессимизм Эдуарда фон Хартмана: Бессознательное»).
  11. ^ Jump up to: а б с Терещенко, М. (1992), «Карл Роберт Эдуард фон Гартманн», Универсальная философская энциклопедия – Философские труды , том 1, Париж: Presses Universitaires de France, стр. 1817–1818.
  12. ^ Jump up to: а б Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 87–177 (Книга III: «Исследование ночи»). Онлайн .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, стр. 101–123 (гл. VII: «Символика сновидений»). Онлайн .
  14. ^ Jump up to: а б с Дэвид, П. (2002), в Ж.-П. Зарадере (реж.), Словарь философов , т. 1, с. 3: Современная философия (19 век) , Париж: Эллипсы, стр. 137–138 («Безумие [ Вонсинн ]»).
  15. ^ Jump up to: а б Бервик, Ф. (2010). Поэтическое безумие и романтическое воображение . Филадельфия: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 1–17 («Введение: гениальное безумие и вдохновение»).
  16. ^ Jump up to: а б с д Элленбергер, HF (1994), История открытия бессознательного . Париж: Файард, стр. 241–246 (гл. IV «Основы динамической психиатрии – Романтическая медицина»).
  17. ^ Jump up to: а б с Элленбергер, HF (1970), Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Basic Books, стр. 182–192 (глава 4, «История динамической психиатрии - социальная основа»).
  18. ^ Ффитче, М. (2012). Основы бессознательного: Шеллинг, Фрейд и рождение современной психики . Кембридж: Университетское издательство.
  19. ^ Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти, с. 182.
  20. ^ Элленбергер, HF (1994). История открытия бессознательного . Париж: Файард, с. 235.

Основные источники

[ редактировать ]
  • Беген, А. (1939). Романтическая душа и мечта: Очерк немецкого романтизма и французской поэзии . Париж: Библиотека Хосе Корти.
  • Бервик, Ф. (2010). Поэтическое безумие и романтическое воображение . Филадельфия: Издательство Пенсильванского государственного университета.
  • Элленбергер, Х.Ф. (1970). Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии . Нью-Йорк: Основные книги.
  • Ффитче, М. (2012). Основы бессознательного: Шеллинг, Фрейд и рождение современной психики . Кембридж: Университетское издательство.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4affe0e7a223846c988b568415727658__1714438500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/58/4affe0e7a223846c988b568415727658.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romantic psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)