Jump to content

Романтизм в философии

Философские идеи и мысли Эдмунда Берка , Томаса Карлейля , Иоганна Готлиба Фихте , Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга , Сёрена Кьеркегора , Артура Шопенгауэра и Рихарда Вагнера часто называют романтическими. [1]

Немецкий идеализм

[ редактировать ]

Иммануилом Кантом считается Критика рационализма источником влияния на раннюю романтическую мысль. В третьем томе « Истории философии» под редакцией Г. Ф. Александрова , Б. Е. Быховского, М. Б. Митина и П. Ф. Юдина (1943) оценивается, что «От Канта берет свое начало та метафизическая обособленность и противопоставление гения повседневного быта, на котором позднее романтики утверждали свою эстетическую индивидуализм ». [2]

Философские мысли Хамана и Гердера оказали влияние как на проторомантическое движение «Буря и натиск», так и на сам романтизм. В «Истории философии» подчеркивается: «Как писатель Гаман своим культом гениальной личности стоял близок к литературному движению «Штурм и натиск» и сыграл роль в подготовке немецкого романтизма». [3]

Философия Фихте имела решающее значение для романтиков. Основоположник немецкого романтизма Фридрих Шлегель выделил «три источника романтизма»: Французская революция , философия Фихте и Гёте роман «Вильгельм Мейстер» . [4]

По словам А. Лаврецкого:

В лице Фихте немецкий идеализм выдвинул свою наиболее воинственную фигуру, а немецкий романтизм обрел философию своего революционного периода. Система Фихте в сфере немецкой мысли есть яркая молния революционной бури на Западе. Все его душевное состояние полно бурной энергии революционных эпох, весь его духовный облик поражает сознательной классовой целеустремленностью. Никогда ни до, ни после в немецкой идеалистической философии не звучали столь резкие ноты классовой борьбы. Этот создатель самой абстрактной системы умел ставить проблемы на практическую основу. Когда он говорит о морали, он не убеждает нас, как Кант, в том, что человеческая природа в корне испорчена, а отмечает: «человек тем хуже, чем выше его класс». Когда он говорит о государстве, он умеет не спрашивать, а требовать, как истинный плебей, свои права на равенство в этом государстве. [5]

Шеллинг , который был связан с Шлегелями братьями в Йене , перенял многие свои философские и эстетические идеи от романтиков, а также оказал на них влияние на их собственные взгляды. Согласно « Истории философии» , «В своей философии искусства Шеллинг вышел из тех субъективных границ, в которых Кант заключал эстетику, относя ее лишь к особенностям суждения. Эстетика Шеллинга, понимая мир как художественное произведение, приняла всеобщий характер. и послужил основой учения романтической школы». [6] Утверждается, что субъективизм Фридриха Шлегеля и его прославление высшего интеллекта как собственности избранной элиты повлияли на учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции , которое Дьёрдь Лукач назвал «первым проявлением иррационализма ». [7] Насколько ранний романтизм молодого Шеллинга повлиял на натурфилософию (его интерпретацию природы как выражения духовных мировоззрение старшего Шеллинга сил), так и поздний романтизм повлиял на мифологическое и мистическое ( Mysterienlehre ). [7] [8]

Кьеркегор

[ редактировать ]

Также, по словам Лукача, взгляды Кьеркегора на философию и эстетику были ответвлением романтизма:

Мы видим, несмотря на все полемические отступления Кьеркегора, непреходящее и живое наследие романтизма. В отношении этой основной проблемы своей философии он по методологии очень близко подошел к моральному философу романтизма Шлейермахеру раннего «Беседы о религии» и «Интимные письма о Люсинде» Фридриха Шлегеля . Конечно, сходство этих положений ограничивается тем фактом, что в результате перехода романтической эстетики в эстетически определенное «искусство жизни», с одной стороны, и религии, основанной исключительно на субъективном опыте, с другой, две области должны были постоянно сцепляться. Но именно это и было намерением молодого Шлейермахера: именно этим путем он стремился привести свое романтически-эстетически ориентированное поколение обратно к религии и побудить романтическую эстетику и искусство жизни прорасти в религиозность. Итак, если сходство и структурная близость двух сфер были выгодны аргументам Шлейермахера, то те же самые факторы породили для Кьеркегора величайшие интеллектуальные трудности. [9]

Шопенгауэр

[ редактировать ]

Шопенгауэр был обязан и некоторыми чертами своей философии Романтическому пессимизму : «Поскольку спасение от страданий, связанных с волей, доступно посредством искусства лишь избранным, Шопенгауэр предложил другой, более доступный путь преодоления «Я» — буддийскую нирвану . По существу Шопенгауэр, хотя и был уверен в новаторстве своих откровений, не дал здесь ничего оригинального по сравнению с идеализацией восточного мировоззрения реакционными романтиками - действительно Фридрих Шлегель ввел эту идеализацию в Германии своим Über die Sprache und Weisheit der Indier ( «О языке и мудрости индейцев »). [10] [11]

По мнению Дьёрдя Лукача , Фридриха Ницше важность как философа- иррационалиста заключалась в том, что, хотя его ранние влияния можно найти в романтизме, он основал современный иррационализм, противоположный иррационализму романтиков:

Ницше часто ассоциировался с романтическим движением. Предположение верно, поскольку многие мотивы романтического антикапитализма — например, борьба против капиталистического разделения труда и его последствий для буржуазной культуры и морали — играли значительную роль в его мышлении. Представление прошлой эпохи как идеала для реализации нынешней эпохи также принадлежало интеллектуальному арсеналу романтического антикапитализма. Деятельность Ницше, однако, приходится на период после Парижской первого захвата власти пролетариатом, после Коммуны . Кризис и распад, перерастание романтического антикапитализма в капиталистическую апологетику, судьба Карлейля во время и после революции 1848 года — все это уже осталось далеко позади Ницше в пыльном прошлом. Так, молодой Карлейль противопоставил жестокость и бесчеловечность капитализма Средневековью как эпохе народного процветания, счастливому веку для тех, кто трудился; тогда как Ницше начал, как мы уже отмечали, с превознесения в качестве образца древней рабовладельческой экономики. Таким образом, реакционную утопию, которую Карлейль представлял себе после 1848 года, он также нашел наивной и давно устаревшей. По общему признанию аристократическая предвзятость обоих имела схожие социальные основы: в стремлении обеспечить ведущее социальное положение буржуазии и философски объяснить это положение. Но различные условия, окружавшие творчество Ницше, придали его аристократическим наклонностям принципиально иное содержание и совершенно иную окраску, чем у романтического антикапитализма. остатки романтизма (от Шопенгауэра , Рихарда Вагнера Правда, в молодом Ницше еще ощутимы ). Но и их он преодолевал по мере своего развития, даже если — в отношении важнейшего метода косвенной апологетики — он все же оставался учеником Шопенгауэра и сохранял в качестве основного понятия иррациональное, дионисическое начало (против разума, для инстинкта ); но, как мы увидим, не без существенных изменений. Поэтому в ходе развития Ницше заметно все более энергичное размежевание с романтизмом. В то время как романтиком он все более страстно отождествлял себя с декаданса (плохого), дионисическое стало концепцией, все более противоположной романтизму, параллелью преодоления декаданса и символом «хорошего» декаданса, того типа, который он одобрял. [12]

Однако даже в период после Шопенгауэра Ницше отдавал дань романтизму, например, позаимствовав название своей книги «Веселая наука» ( Die fröhliche Wissenschaft , 1882–87) из романа Фридриха Шлегеля 1799 года «Люсинда» . [13]

Петр Семенович Коган большую часть содержания ницшеанской философии возложил на романтизм:

Основные чувства, из которых состояла философия [Ницше], присутствуют уже в творчестве многих талантливых деятелей, предвосхищающих автора Заратустры . Мятежные гении эпохи «Бури и натиска» с хаотической энергией опрокидывали авторитет и традиции, жаждали безграничного пространства для развития человеческой личности, презирали и ненавидели социальные связи. У немецких романтиков можно найти волю к переоценке морали Ницше , нашедшую столь блестящее обоснование в парадоксальной книге . Конечно, автор книги « По ту сторону добра и зла» согласился бы со словами Фридриха Шлегеля : «Первое правило морали — это бунт против положительных законов, против условий приличия. Нет ничего глупее моралистов, когда они обвиняют вас в эгоизм. Они, конечно, неправы: какому богу может поклоняться человек, кроме своего собственного бога?» Мечта о Супермене фигурирует уже в другой фразе того же автора: «Настоящий человек все больше и больше будет становиться богом. Быть человеком и стать богом — два одинаковых проявления». То же, что и у Ницше, презрение к мимолетным интересам момента, тот же порыв к вечному и к красоте: «Не отдавайте свою любовь и веру мировым политикам», — сказал Шлегель в 1800-х годах. По мнению того же Шлегеля, стоило «ради божественного мира познания и искусства принести в жертву глубочайшие чувства своей души священному, огненному потоку вечного совершенства». [14]

Организм

[ редактировать ]

Лукач также подчеркнул, что толчком к появлению органицизма в философии послужил романтизм:

Эта точка зрения, согласно которой только «органический рост», то есть изменения посредством небольших и постепенных реформ с согласия правящего класса, рассматривалась как «естественный принцип», тогда как каждое революционное потрясение получало пренебрежительный ярлык «противоречащего природе». приобрела особенно обширную форму в ходе развития реакционного немецкого романтизма ( Савиньи , школа исторического права и др.). Антитеза «органического роста» и «механического производства» теперь была разработана: она представляла собой защиту «естественно выросших» феодальных привилегий против практики Французской революции и лежащих в ее основе буржуазных идеологий, которые отвергались как механические, интеллектуальные и абстрактные. . [15]

Вильгельму Дильтею , основателю (вместе с Ницше, Зиммелем и Клагесом ) интуиционистской и иррационалистической школы Lebensphilosophie в Германии, приписывают руководство романтическим возрождением в герменевтике начала 20-го века. С его Шлейермахера биографией и работами о Новалисе , Гёльдерлине и др. он был одним из инициаторов романтического ренессанса в имперский период. Его открытие и аннотирование рукописей молодого Гегеля сыграли решающую роль в виталистической интерпретации гегелевской философии в послевоенный период; его исследование Гете также положило начало виталистической интерпретации Гете, впоследствии ведущей от Зиммеля и Гундольфа к Клагесу. [16]

Философские взгляды немецких романтиков

[ редактировать ]

Пассивность была ключевым элементом романтических настроений в Германии, и романтики привнесли ее в свои религиозные и философские взгляды. Богослов Шлейермахер утверждал, что истинная сущность религии заключается не в активной любви к ближнему, а в пассивном созерцании бесконечного; В философской системе Шеллинга творческий абсолют ( Бог ) погружен в такое же пассивное, неподвижное состояние.

Единственная деятельность, которую допускали романтики, — это та, в которой почти нет волевого элемента, то есть художественное творчество. Они считали представителей искусства самыми счастливыми людьми, и в их произведениях наряду с закованными в доспехи рыцарями обычно фигурируют поэты, художники и музыканты. Шеллинг считал художника несравненно выше философа, ибо тайну мира можно угадать по его мелочам не систематическим логическим мышлением, а только непосредственной художественной интуицией (« интеллигентской интуицией »). Романтики любили мечтать о таких легендарных странах, где вся жизнь с ее повседневными заботами уступала место вечному празднику поэзии.

Квиеистический вновь и эстетистский настрой романтизма, отражение и идеализация настроения аристократии , возникает в Мир философской системе Шопенгауэра « как воля и представление », заканчивающейся пессимистическим аккордом. Шопенгауэр утверждал, что в основе мира и человека лежит « воля к жизни », которая приводит их к страданиям и скуке, а счастье может испытать только тот, кто освободится от ее гнетущего господства. Идеальный человек Шопенгауэра — это, прежде всего, художник, который в момент эстетического восприятия и воспроизведения мира и жизни находится в состоянии, которое Кант уже назвал «безвольным созерцанием», — забывая в этот момент о его личные интересы, заботы и стремления. Но художник лишь на время освобождается от власти воли. Как только он превращается в обычного смертного, его жадная воля вновь повышает голос и бросает его в объятия разочарования и скуки. Над художником стоит, следовательно, Индуистский мудрец или святой подвижник .

По словам В. М. Фриче, «так же, как и воззрения романтиков, философия Шопенгауэра с ее пуристическими и эстетистскими установками была продуктом аристократической культуры, выросшей среди старых помпезных усадеб и дворянских гостиных, и неудивительно, что в Германии, стране, столь погруженной в такую ​​идеологию, буржуазно-демократические годы начались только в 1840-х годах. Единственный из романтиков, доживший до этой эпохи, Эйхендорф , яростно восстал против демократии и революции. 1848 года был встречен им и Шопенгауэром с той же первобытной враждебностью, с которой его встретило немецкое дворянство ». [17]

  1. ^ Леви, Майкл и Сэйр, Роберт (1984). «Деятели романтического антикапитализма» . Новая немецкая критика . Нью-Йорк: Издательство Университета Дьюка для факультета немецких исследований Корнеллского университета. стр. 42–92. дои : 10.2307/488156 . JSTOR   488156 .
  2. ^ Aleksandrov, G. F.; Bykhovsky, B. E.; Mitin, B. M.; Yudin, P. F. (1943). "Кант, in: Классическая немецкая философия" (PDF) . История философии, T. III. Философия первой половины XIX века . Moscow: Politizdat. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Aleksandrov, G. F.; Bykhovsky, B. E.; Mitin, B. M.; Yudin, P. F. (1943). "Гаман, in: Классическая немецкая философия" (PDF) . История философии, T. III. Философия первой половины XIX века . Moscow: Politizdat. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Лаврецкий, А. (1934). «Романтический период немецкой литературы» . Литературная энциклопедия . Перевод П., Антон. Москва: Советская Энциклопедия.
  5. ^ Лаврецкий, А. (1934). «Романтический период немецкой литературы» . Литературная энциклопедия . Перевод П., Антон. Москва: Советская Энциклопедия.
  6. ^ Aleksandrov, G. F.; Bykhovsky, B. E.; Mitin, B. M.; Yudin, P. F. (1943). "Шеллинг, in: Классическая немецкая философия" (PDF) . История философии, T. III. Философия первой половины XIX века . Moscow: Politizdat. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Перейти обратно: а б Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Интеллектуальная интуиция Шеллинга как первое проявление иррационализма» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
  8. ^ «Шеллинг» . Volks-Brockhaus: немецкий научно-популярный и языковой словарь для школы и дома: AZ . Лейпциг: Издательство Ф. А. Брокгауз. 1939 год.
  9. ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Кьеркегор» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
  10. ^ Aleksandrov , G. F.; Bykhovsky, B. E.; Mitin, B. M. ; Yudin , P. F. (1943). "Шопенгауэр, in: Классическая немецкая философия" (PDF) . История философии [ ру ] , T. III. Философия первой половины XIX века . Moscow: Politizdat. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ «Шлегель» . Volks-Brockhaus: немецкий научно-популярный и языковой словарь для школы и дома: AZ . Лейпциг: Издательство Ф. А. Брокгауз. 1939 год.
  12. ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Ницше как основатель иррационализма в империалистический период» . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
  13. ^ «Реакционный немецкий романтизм» . Газета «Анасинтакси», выпуск 385 . 2013.
  14. ^ Коган, Пьотр Семионович (1936). "Ницшеанство и символизм. Ибсен. Метерлинк." (PDF) . Очерки истории западноевропейской литературы . Киев. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Начало расовой теории в восемнадцатом веке, в: Социальный дарвинизм, расовая теория и фашизм» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
  16. ^ Лукач, Дьёрдь (1980) [1952]. «Дильтей как основатель империалистического витализма, в: Витализм (Lebensphilosophie) в империалистической Германии» (PDF) . Уничтожение разума . Перевод Палмера, Питера Р. Лондон: Merlin Press.
  17. ^ Fritsche, Vladimir Maksimovich (1908). "German Romanticism" . Очерки по истории западно-европейской литературы (Essays on the History of Western European Literature) . Translated by P., Anton. Moscow. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee13802af003ffdf5f09b813843206d3__1714668420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/d3/ee13802af003ffdf5f09b813843206d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanticism in philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)