Натуральная философия
Натурфилософия (по-немецки « натурфилософия ») — термин, используемый в англоязычной философии для обозначения течения в философской традиции немецкого идеализма применительно к изучению природы в начале 19 века. Носители немецкого языка используют более ясный термин Romantische Naturphilosophie , философию природы , разработанную во время основания немецкого романтизма . Это особенно связано с философским творчеством Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга. [1] и Георг Вильгельм Фридрих Гегель [1] — хотя у него есть и явные предшественники. В частности, его отождествляют с некоторыми из первых работ Шеллинга в период 1797–1799 годов, как реакцию на взгляды Фихте и последующие разработки с позиции Шеллинга. Всегда спорные, некоторые идеи Шеллинга в этом направлении до сих пор считаются представляющими философский интерес, даже несмотря на то, что последующее развитие экспериментального естествознания оказало разрушительное влияние на доверие к теориям его последователей в натурфилософии . [2]
Натурфилософия пыталась осмыслить природу в ее целостности и очертить ее общую теоретическую структуру, стремясь тем самым заложить основы естествознания. Развивая свои теории, немецкие натурфилософы черпали вдохновение в натурфилософии древнегреческих ионических философов .
как подход к философии и науке Натурфилософия встретила трудный прием. В Германии неокантианцы перестали доверять его разработкам как спекулятивным и чрезмерно метафизическим. [3] На протяжении большей части XIX и начала XX веков его плохо понимали в англоязычных странах. На протяжении многих лет он подвергался постоянной критике. С 1960-х годов появились улучшенные переводы, и ученые стали лучше понимать цели натурфилософии .
Разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Немецкий философ-идеалист Иоганн Готлиб Фихте пытался показать, что вся структура реальности необходимо вытекает из факта самосознания . Шеллинг взял позицию Фихте за отправную точку и в своих самых ранних работах утверждал, что природа должна обладать реальностью сама по себе. В этом свете учение Фихте представлялось неполным. С одной стороны, они слишком тесно отождествляли конечную основу вселенной разума с конечным, индивидуальным Духом. С другой стороны, они угрожали реальности мира природы, слишком видя его в духе субъективного идеализма . С этой точки зрения Фихте не сумел объединить свою систему с эстетическим и телеологическим взглядом на природу, на который » Иммануила Канта . «Критика суждения указывала [4]
Таким образом, натурфилософия является одной из возможных теорий единства природы. Природа как сумма объективного и интеллект как комплекс всех видов деятельности, составляющих самосознание, кажутся одинаково реальными. Философия природы и трансцендентальный идеализм были бы двумя взаимодополняющими частями, составляющими философию в целом.
немецкая философия
[ редактировать ]Натурфилософия в переводе на английский будет означать «философия природы», и ее сфера стала пониматься в широком смысле. Иоганн Готфрид Гердер , особенно противопоставленный Иммануилу Канту , был предшественником Шеллинга:
Динамический взгляд Гердера на природу был развит Гете и Шеллингом и привел к традиции натурфилософии [...] [5]
Позже Фридрих Шлегель выдвинул теорию об определенном немецком направлении философии природы, цитируя Якоба Беме , Иоганна Кеплера и Георга Эрнста Сталя , а также Яна Баптиста ван Гельмонта в качестве крайнего случая. [6] Вместо этого Фредерик Бейзер прослеживает натурфилософию , разработанную Шеллингом, Гегелем, Шлегелем и Новалисом, до сути теории материи и отождествляет истоки линии, которую они придерживались, с теорией материи vis viva в работах Готфрида Лейбница . [7]
Впоследствии Шеллинг отождествлял себя с Барухом Спинозой , к мысли которого он видел себя приближенным. Представление моей системы и расширенное изложение в лекциях о системе всей философии и натуральной философии, в частности, прочитанных в Вюрцбурге в 1804 году, содержат элементы философии Спинозы.
Шеллинг
[ редактировать ]В короткий срок Шеллинг создал три работы: «Идеи для философии природы как введение в изучение этой науки» , 1797 ( Идеи для философии природы как введение в изучение этой науки ); Фон дер Вельтзееле , 1798 ( «О мировой душе» ); и Первый план системы природы , 1799 философии . Будучи критикой научных процедур, эти работы сохраняют свою актуальность. Исторически, по словам Ричардса:
Несмотря на условность названий, эти монографии представили радикальные интерпретации природы, которые отразились на науках, и особенно на биологии, следующего столетия. Они разработали фундаментальные доктрины натурфилософии .
В System des transzendentalen Idealismus , 1800 ( Система трансцендентального идеализма ) Шеллинг включил идеи о материи и органическом в часть III. Они являются лишь частью более амбициозной работы, затрагивающей другие темы, в частности эстетику. С этого момента натурфилософия стала для него меньшим исследовательским интересом, поскольку он переформулировал свою философию. Однако это оставалось влиятельным аспектом его учения. Некоторое время он редактировал журнал Neue Zeitschrift für спекулятивной физики (том в переплете 1802 г.). [8]
Шеллинга «Натурфилософия» была способом, которым он вышел из-под опеки Фихте, с которым он решительно поссорился в конце 1790-х годов. Более того, однако, это привело его в орбиту Иоганна Вольфганга фон Гете как интеллектуально, так и (как прямое следствие сочувственного отношения Гете) посредством перемещения; и это противоречило основным принципам Канта . Иэн Гамильтон Грант пишет:
Посткантианская конфронтация Шеллинга с самой природой начинается с свержения коперниканской революции [...] [9]
Шеллинг считал, что разделения, налагаемые на природу нашим обычным восприятием и мышлением, не имеют абсолютной силы. Их следует интерпретировать как результат единой формирующей энергии, которая является душой или внутренним аспектом природы. Иными словами, он был сторонником разновидности органицизма . Динамический ряд стадий в природе, формы, в которых реализуется идеальная структура природы, суть материя, как равновесие фундаментальных расширяющих и сжимающих сил; свет с подчиненными ему процессами (магнетизмом, электричеством и химическим действием); организма, с его составляющими фазами размножения, раздражительностью и чувствительностью. Постоянное изменение, представляемое нам опытом , вместе с мыслью о единстве производительной силы природы, приводит к представлению о двойственности , посредством которой природа выражает себя в своих разнообразных продуктах.
Во введении к «Идее» он выступает против догматизма , утверждая, что догматик не может объяснить органическое; и что обращение к идее космического творца является особенностью догматических систем, вызванной необходимостью объяснить природу как целенаправленную и единую. [10] Система Фихте, названная Wissenschaftslehre , началась с фундаментального различия между догматизмом (фаталистическим) и критикой (свободной), как его формулировка идеализма. [11]
Шеллинга Бейзер делит зрелую форму натурфилософии на позиции: [12]
- трансцендентальный реализм : тезис о том, что «природа существует независимо от всякого сознания, даже от сознания трансцендентального субъекта» (в терминологии Канта ( «Критика чистого разума ») трансцендентальный субъект есть условие возможности опыта), и
- трансцендентальный натурализм : тезис о том, что «все объяснимо законами природы, включая разумность трансцендентального субъекта».
Бейзер отмечает, что натурфилософия сначала была противовесом Wissenschaftslehre , а затем в подходе Шеллинга стала старшим партнером. После этого едва ли можно было избежать того, что Шеллинг станет противником Фихте, будучи его близким последователем в начале 1790-х годов.
Мы способны постичь и представить себе природу в тех последовательных формах, которые принимает ее развитие, поскольку это тот же самый дух, который мы осознаем в самосознании, хотя здесь и бессознательно. Разнообразие ее форм не навязывается ей извне, так как в природе нет внешней телеологии . Природа — самоформирующееся целое, внутри которого можно искать только естественные объяснения. Функция натурфилософии состоит в том, чтобы показать идеальное, возникающее из реального, а не вывести реальное из идеального.
Влияние и критики натурфилософии
[ редактировать ]Критика натурфилософии была широко распространена на протяжении двух столетий. Теории Шеллинга, какими бы влиятельными они ни были для общей культуры того времени, в научном плане не сохранились. Как и другие направления спекуляций в науках о жизни , в частности, такие как витализм , они отступали перед лицом эксперимента, а затем были вычеркнуты из истории науки как история вигов . Но критики изначально не были учёными (термин стал использоваться позднее); скорее, они пришли в основном из философии и романтической науки , сообщества, включающего многих врачей. Обычно ретроспективные взгляды ученых XIX века на «романтическую науку» вообще стирают различия:
Научная критика XIX века почти не обращала внимания на различия между романтическим, умозрительным и трансцендентальным, научным и эстетическим направлениями. [13]
Одним из откровенных критиков был химик Юстус фон Либих , который сравнил натурфилософию с Черной смертью . [14] Другой критик, физиолог Эмиль дю Буа-Реймон , часто называл натурфилософию «фальшивкой». [15]
Роль в эстетике
[ редактировать ]Исайя Берлин резюмировал причины, по которым натурфилософия оказала широкое влияние на взгляды на искусство и художников:
если все в природе живо, и если мы сами являемся просто ее наиболее сознательными представителями, функция художника состоит в том, чтобы копаться в себе самом, и прежде всего в том, чтобы копаться в темных и бессознательных силах, которые движутся внутри него, и привносить их к сознанию путем самой мучительной и жестокой внутренней борьбы. [16]
Философская критика
[ редактировать ]Фихте очень критически относился к оппозиции, созданной в «Натурфилософии» Шеллинга его собственной концепции Wissenschaftslehre . В эту дискуссию затем вмешался Гегель, в значительной степени поддержав своего друга-студента Шеллинга, написав работу, обычно называемую его Differenzschrift , Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie (Разница между философской системой Фихте и Шеллинга); Ключевая публикация в его собственном философском развитии, его первая книга, она была опубликована в сентябре 1801 года. [17]
Абсолюту Шеллинга не оставалось никакой другой функции, кроме устранения всех различий, придающих форму мышлению. Критика Фихте и, в частности, Гегеля (в предисловии к « Феноменологии духа ») указывала на дефект в понятии Абсолюта как простой безликой тождественности. Гегель высмеивал ее как «ночь, в которой все коровы черные». [18] [19]
Другие взгляды на романтическую науку
[ редактировать ]Игнац Пауль Виталис Трокслер , последователь Шеллинга, позже порвал с ним. [20] Он пришел к мнению, что Абсолют в природе и разуме находится за пределами интеллекта и разума. [13]
натурфилософы
[ редактировать ]- Адам Карл Август фон Эшенмайер , участвовавший в полемике с Шеллингом с 1801 года, опубликовал «Grundriss der Natur-Philosophie» в 1832 году.
- Карл Фридрих Кильмейер , оказавший влияние на мышление Шеллинга, был скорее основателем, чем последователем, и сторонником теории перепросмотра.
- Иоганн Фридрих Меккель [21]
- Лоренц Окен [22]
- Ганс Кристиан Эрстед [23]
- Иоганн Вильгельм Риттер [23]
- Хенрик Стеффенс
- Август Людвиг Хюльсен
- Готфрид Рейнгольд Тревиранус [24]
- Карл Йозеф Иероним Виндишманн
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фредерик К. Бейзер (2002), Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом 1781–1801 , издательство Гарвардского университета, стр. 506.
- ^ Боуи, Эндрю (14 сентября 2020 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ^ Эдгар, Скотт (14 сентября 2020 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ^ ?
- ^ "14_Gare_REV" . www.cosmosandhistory.org .
- ^ Паола Майер, Йенский романтизм и его присвоение Якоба Беме: теософия, агиография, литература (1999), с. 127.
- ^ Фредерик Бейзер, «Просвещение и идеализм», стр. 21–42, особенно. стр. 32–33, в книге Карла Америкса (редактор) (2000), «Кембриджский спутник немецкого идеализма» .
- ^ «Новый журнал спекулятивной физики» .
- ^ Грант 2006, с. 6.
- ^ Дейл Э. Сноу, Шеллинг и конец идеализма (1996), с. 83.
- ^ Бейзер 2002, с. 261.
- ^ Бейзер 2002, с. 483.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дитрих фон Энгельхардт, Романтизм в Германии с. 112, в книге Роя Портера и Микулаша Тейха , редакторов, «Романтизм в национальном контексте» (1988).
- ^ Зигберт Правер (редактор), Романтический период в Германии (1970), Введение Правера с. 5.
- ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). говорить Лейпциг: Файт. стр. 143, 258.
- ^ Исайя Берлин , Корни романтизма (Генри Харди, редактор) (2000), стр. 98.
- ^ Терри Пинкард , Гегель (2000), с. 109.
- ^ Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; (тр.), А.В. Миллер (1998-01-01). Феноменология духа . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 9. ISBN 9788120814738 .
- ^ Гегель, Георг ВФ (01 марта 2013 г.). Феноменология разума (на немецком языке). Мой издатель. ¶ 13. ISBN 978-3787324644 .
- ^ «Игнац Пауль Виталис Трокслер» . Архивировано из оригинала 4 ноября 1999 г.
- ^ Стивен Джей Гулд , Онтогенез и филогения (1977), с. 45.
- ^ Стивен Джей Гулд , Онтогенез и филогения (1977), с. 39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Канёвская лекция — 16 ноября 2000 года» . Архивировано из оригинала 7 января 2002 г.
- ^ «Хью Дауэр || Геккельс Хеклинг» . Архивировано из оригинала 12 июля 2011 г. Проверено 1 декабря 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- 19 век
- Ф.В. Дж. Шеллинг , Введение в первый черновик ( Маленькие сочинения , том III) - наиболее доступное описание натурфилософии в творчестве самого Шеллинга.
- Куно Фишер , История современной философии , Том VI, стр. 433–692 - подробное обсуждение историка философии XIX века.
- Современный
- Фредерик К. Бейзер (2002), Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом 1781-1801 гг.
- Роберт Дж. Ричардс (2002), Романтическая концепция жизни: наука и философия в эпоху Гете
- Иэн Гамильтон Грант (2006), Философия природы после Шеллинга
- Славой Жижек (1996), Неделимый остаток: Очерки по Шеллингу и связанным с ним вопросам , Лондон: Verso.