кантианство
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Иммануил Кант |
---|
![]() |
Категория • ![]() |
Кантианство ( нем . Kantianismus ) — философия Иммануила Канта , немецкого философа, родившегося в Кенигсберге , Пруссия (ныне Калининград , Россия ). Термин кантианство или кантианство иногда также используется для описания современных позиций в философии разума , эпистемологии и этики .
Этика
[ редактировать ]Кантианская этика деонтологична и полностью вращается вокруг долга, а не эмоций или конечных целей. Все действия совершаются в соответствии с какой-то основной максимой или принципом, которые сильно отличаются друг от друга; именно по этому судят о моральной ценности любого действия. Этика Канта основана на его взгляде на рациональность как на высшее благо и на его вере в то, что все люди по своей сути являются разумными существами. Это привело к важнейшей части этики Канта — формулировке категорического императива , который является критерием того, хороша или плоха максима.
Проще говоря, этот критерий представляет собой мысленный эксперимент : попытаться универсализировать максиму (представив мир, в котором все люди обязательно действовали таким образом в соответствующих обстоятельствах), а затем посмотреть, будут ли по-прежнему мыслимы максима и связанное с ней действие в такой мир. Например, если придерживаться принципа « убей любого, кто тебя раздражает» , и его повсеместное применение приведет к самоуничтожению. Таким образом, придерживаться этой максимы иррационально, поскольку в конечном итоге ее становится невозможно придерживаться.
Универсализация максимы (утверждения) приводит к ее достоверности или к одному из двух противоречий — противоречия в концепции (когда максима, будучи универсализированной, больше не является жизнеспособным средством достижения цели) или противоречия в воле (когда воля личности противоречит тому, что подразумевает универсализация максимы). Первый тип ведет к «совершенному долгу», а второй — к «несовершенному долгу».
Таким образом, этика Канта фокусируется только на максиме, лежащей в основе действий, и оценивает их как хорошие или плохие исключительно на основании того, насколько они соответствуют разуму. Кант показал, что многие из наших здравых взглядов на то, что хорошо или плохо, соответствуют его системе, но отрицал, что любое действие, совершаемое по причинам, отличным от рациональных действий, может быть хорошим (спасение тонущего просто из большой жалости к нему - это не морально хороший поступок). Кант также отрицал, что последствия поступка каким-либо образом повышают моральную ценность этого поступка — его аргументация (сильно упрощенная для краткости) заключалась в том, что физический мир находится вне нашего полного контроля, и поэтому мы не можем нести ответственность за события. происходящие в нем.
Формулировки категорического императива :
- Действуйте только согласно той максиме, посредством которой вы можете в то же время пожелать, чтобы она стала универсальным законом. [1]
- Поступайте так, чтобы вы относились к человечеству, будь то в своем лице или в лице любого другого, никогда не только как к средству для достижения цели, но всегда в то же время как к цели. [2]
- Поэтому каждое разумное существо должно действовать так, как если бы оно посредством своей максимы всегда было законодательным членом всеобщего царства целей. [3]
Политическая философия
[ редактировать ]В политической философии Кант имел широкое и растущее влияние на крупных политических философов конца двадцатого века. Например, Джон Ролз [4] [5] во многом опирался на его вдохновение, закладывая основу либерального взгляда на политические институты. [ нужны разъяснения ] Характер использования Ролзом Канта вызвал серьезные споры. [ нужны разъяснения ] но продемонстрировал жизнеспособность кантовских соображений в более широком круге вопросов, чем когда-то считалось правдоподобным.
См. также
[ редактировать ]- Адаптивное представление
- Кантианский эмпиризм
- Неокантианство
- Критика Шопенгауэром кантовской философии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кант, Иммануил (1993). Обоснование метафизики морали . Перевод Джеймса В. Эллингтона (3-е изд.). Хакетт. п. 30 . ISBN 0-87220-166-Х .
- ^ Кант, Иммануил (1993). Обоснование метафизики морали . Перевод Джеймса В. Эллингтона (3-е изд.). Хакетт. п. 36 . ISBN 0-87220-166-Х .
- ^ Кант, Иммануил (1993). Обоснование метафизики морали . Перевод Джеймса В. Эллингтона (3-е изд.). Хакетт. п. 43 . ISBN 0-87220-166-Х .
- ^ Томас, Домьян (4 мая 2007 г.). Джон Ролз и Иммануил Кант - Сравнение (документ семинара, 2006 г.) . ISBN 9783640089369 . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Вадим, Чалый (июнь 2015 г.). «Интерпретация «Кантианской интерпретации» Ролза » . КОНТЕКСТОС КАНТИАНОС. Международный философский журнал . 1 (1): 142–155. дои : 10.5281/zenodo.18510 . Проверено 14 августа 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Генри Эллисон (2004) Трансцендентальный идеализм Канта (издательство Йельского университета)
- Томас Остер (1982) Моральная телеология Канта (Mercer University Press)
- Льюис Уайт Бек (1960) Комментарий к критике практического разума Канта (University of Chicago Press)
- Р. Бейнер и У. Дж. Бут (редакторы) (1993) Кант и политическая философия (издательство Йельского университета)
- Гэри Бэнэм (2000) Кант и конец эстетики (Макмиллан)
- Гэри Бэнхэм (2000) «Телеология, трансцендентальное отражение и искусственная жизнь» Технехма: Журнал философии и технологий, номер 6.
- Гэри Бэнхэм (2003) Практическая философия Канта: от критики к доктрине (Пэлгрейв Макмиллан)
- Гэри Бэнэм (2006) Трансцендентальное воображение Канта (Пэлгрейв Макмиллан)
- Говард Кейгилл (1989) Искусство суждения (Блэквелл)
- Говард Кейгилл (1995) Словарь Канта (Блэквелл)
- Мэри Грегор (1963) Законы свободы: исследование кантовского метода применения категорического императива в метафизике Der Sitten (Бэзил Блэквелл)
- Палмквист, Стивен (1993). Система перспектив Канта: архитектоническая интерпретация критической философии . Лэнхэм: Университетское издательство Америки. ISBN 9780819189271 . Онлайн.
- Палмквист, Стивен (2000). Критическая религия Канта . Олдершот, Хантс, Англия Берлингтон, Вермонт: Эшгейт. ISBN 9780754613336 . Онлайн.
- Джон Ролз (2000) Лекции по истории моральной философии (издательство Гарвардского университета)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с кантианством, на Викискладе?
- Иммануил Кант , Интернет-энциклопедия философии
- Иммануил Кант: Эстетика , Интернет-энциклопедия философии
- Иммануил Кант: Логика , Интернет-энциклопедия философии
- Иммануил Кант: Метафизика , Интернет-энциклопедия философии
- Иммануил Кант: Философия разума , Интернет-энциклопедия философии
- Иммануил Кант: радикальное зло , Интернет-энциклопедия философии
- Иммануил Кант: Философия религии , Интернет-энциклопедия философии
- Эстетика и телеология Канта.