Гастон Башляр
Гастон Башляр | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Бар-сюр-Об , Франция | 27 июня 1884 г.
Умер | 16 октября 1962 г. Париж , Франция | (78 лет)
Образование | Парижский университет ( Б.А. , 1920; [6] Д.-э-Леттр , 1927) |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия [1] Французская историческая эпистемология [2] |
Учреждения | Университет Дижона [3] Парижский университет |
Докторантура | Абель Рей Леон Бруншвик |
Основные интересы | Историческая эпистемология конструктивистская эпистемология , история и философия науки , философия искусства , феноменология , психоанализ , теория литературы , образование |
Известные идеи | Эпистемологический разрыв , поэтика пространства, рациональный материализм, технонаука ( технонаука ) [4] [5] |
Подпись | |
![]() |
Гастон Башляр ( / b æ ʃ ə ˈ l ɑːr / ; Французский: [baʃlaʁ] ; 27 июня 1884 — 16 октября 1962) — французский философ . [11] Он внес вклад в области поэтики и философии науки . К последнему он ввел понятия гносеологического препятствия и гносеологического разрыва ( препятствие эпистемологическое и разрыв эпистемологическое ). Он оказал влияние на многих последующих французских философов, среди них Мишеля Фуко , Луи Альтюссера , Доминика Лекура и Жака Деррида , а также социологов Пьера Бурдье и Брюно Латура . [12]
По мнению Башляра, научный объект должен быть сконструирован и, следовательно, отличаться от позитивистских наук ; другими словами, информация находится в непрерывном построении. Эмпиризм и рационализм не рассматриваются как дуализм или оппозиция, а дополняют друг друга, поэтому исследования априорного и апостериорного , или, другими словами, разума и диалектики , являются частью научных исследований. [13]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Башляр был почтовым служащим в Бар-сюр-Об , а затем изучал физику и химию, прежде чем, наконец, увлекся философией . Чтобы получить докторскую степень ( докторскую степень по литературе ) в 1927 году он написал две диссертации: основную, «Очерк приближенного познания» , под руководством Абеля Рея , и дополнительную, « Исследование эволюции одной физической проблемы: распространение тепла в твердых тел под руководством Леона Бруншвика .
Сначала он преподавал с 1902 по 1903 год в колледже Сезанна , но отказался от преподавания, чтобы подумать о карьере в области телеграфии . Литературный по образованию, он пошел по технологическому пути, прежде чем перейти к науке и математике . В частности, его увлекли великие открытия конца 19 — начала 20 веков ( радиоактивность , квантовая и волновая механика , теория относительности , электромагнетизм и беспроволочная телеграфия ). [14]
Он был профессором Дижонского университета с 1930 по 1940 год, а затем был назначен заведующим кафедрой истории и философии науки в Парижском университете . В 1958 году он стал членом Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии . [15]
Психология науки Башляра
[ редактировать ]Исследования Башляра по истории и философии науки в таких работах, как Le nouvel esprit scientifique («Новый научный дух», 1934 г.) и La formation de l'esprit scientifique («Формирование научного разума», 1938 г.), основывались на его видение исторической эпистемологии как разновидности психоанализа научного сознания.
В англоязычном мире связь Башляра между психологией и историей науки мало что понимала. [ нужна ссылка ] Башляр продемонстрировал, как прогресс науки может быть заблокирован определенными типами психических моделей, создав концепцию Epistémologique препятствия («эпистемологическое препятствие»). Одна из задач эпистемологии — прояснить ментальные модели, используемые в науке, чтобы помочь ученым преодолеть препятствия на пути к познанию. Другая цель состоит в том, чтобы «вернуть человеческому разуму его функцию возбуждения и агрессивности», как выразился Башляр в «Рационалистическом занятии» (1972). [16]
Эпистемологические разрывы: разрыв научного прогресса
[ редактировать ]Башляр критически относился к Огюста Конта , позитивизму который рассматривал науку как непрерывный прогресс . Эйнштейна, Для Башляра научные разработки, такие как теория относительности продемонстрировали прерывистый характер истории наук . Таким образом, модели, которые считали научное развитие непрерывным, такие как модели Конта и Эмиля Мейерсона , казались Башляру упрощенными и ошибочными.
В своей концепции «эпистемологического разрыва» Башляр подчеркнул разрыв в истории науки. Однако сам термин «эпистемологический разрыв» Башляр почти никогда не использовал, но стал известен благодаря Луи Альтюссеру .
Он показал, что новые теории интегрировали старые теории в новые парадигмы , меняя смысл понятий (например, понятие массы , используемое Ньютоном и Эйнштейном в двух разных смыслах). Таким образом, неевклидова геометрия не противоречила евклидовой геометрии , а интегрировала ее в более широкую структуру.
Учитель и философ
[ редактировать ]Уволенный в марте 1919 года и оставшийся безработным, Башляр искал и в октябре получил работу профессора физики и химии в колледже Бар-сюр-Об . Его жена Жанна Росси, школьная учительница, на которой он женился в 1914 году, была переведена в Вуаньи . Его дочь Сюзанна родилась 18 октября. Каждый день он преодолевал пешком шесть километров до Бар-сюр-Об, получил очень полезное образование и поступил на факультет философии . Жанна умерла в июне 1920 года, и Башляр воспитывал дочь один. [17] В тридцать шесть лет он начал совершенно неожиданную философскую карьеру. Решительно начав с 1922 года, он получил звание доктора литературы в Сорбонне в 1927 году. Его диссертации, поддержанные Абелем Реем и Леоном Бруншвиком , были опубликованы. [18] Он стал преподавателем факультета литературы Дижона с октября 1927 года, но оставался в колледже Бар-сюр-Об до 1930 года. Он даже участвовал в муниципальных выборах 1929 года, чтобы защитить проект колледжа для всех. [19] Тем не менее он принял должность профессора Бургундского университета , когда его дочь Сюзанна поступила на вторую степень.
Он сделал то же самое, когда в 1940 году был назначен в Сорбонну профессором университета и директором Института истории науки и техники, сопровождая свою дочь в ее высшем образовании. [20]
25 августа 1937 года он был удостоен звания кавалера Почётного легиона . Он стал профессором Сорбонны с 1940 по 1954 год. Он занимал кафедру истории и философии науки, где сменил Абеля Рея, директора Института истории и философии науки и техники (IHST), который в 1992 году стал профессором Сорбонны. ИХПСТ. [21] [12]
Роль эпистемологии в науке
[ редактировать ]
Башляр был рационалистом в картезианском смысле слова, хотя он рекомендовал свою «некартезианскую эпистемологию» в качестве замены более стандартной картезианской эпистемологии. [22] Он сравнивал «научное знание» с обычным знанием в том смысле, как мы с ним обращаемся, и рассматривал ошибку как всего лишь иллюзию: «С научной точки зрения, истина рассматривается как историческое исправление устойчивой ошибки, а эксперименты – как корректоры первоначальной, общей иллюзии ( премьера иллюзии )». [23]
Роль эпистемологии состоит в том, чтобы показать историю (научного) производства концепций . Эти концепции не являются просто теоретическими положениями: они одновременно абстрактны и конкретны , пронизывают техническую и педагогическую деятельность. Это объясняет, почему «Электрическая лампочка является объектом научной мысли… примером абстрактно-конкретного объекта». [24] Чтобы понять, как это работает, нужно отвлечься от научных знаний. Таким образом, эпистемология не является общей философией, целью которой является обоснование научных рассуждений. Вместо этого он производит региональные истории науки .
Изменения в научной перспективе
[ редактировать ]Башляр никогда не понимал, что, казалось бы, иррациональные теории часто просто представляют собой радикальный сдвиг в научной перспективе. Например, он никогда не утверждал, что теория вероятностей — это просто еще один способ усложнить реальность посредством углубления рациональности (хотя критики вроде лорда Кельвина находили эту теорию иррациональной). [25]
его главных тезисов в «Новом научном разуме» было то, что современные науки заменили классическую онтологию субстанции Одним из «онтологией отношений», которую можно было бы ассимилировать с чем-то вроде философии процесса . Например, физические понятия материи и лучей соответствуют, по его мнению, метафизическим понятиям вещи и движения; но в то время как классическая философия считала и то и другое отличным, а вещь онтологически реальной, современная наука не может отличить материю от лучей. Таким образом, невозможно исследовать неподвижную вещь, что и было условием познания согласно классической теории познания (Становление невозможным для познания в соответствии с и Платона ) Аристотеля теориями познания .
В некартезианском гносеологии нет «простой субстанции», как в картезианстве , а только сложные объекты, построенные теориями и экспериментами и постоянно совершенствующиеся (VI, 4). Интуиция поэтому не примитивна, а построена (VI, 2). Эти темы побудили Башляра поддержать своего рода конструктивистскую эпистемологию .
Другие академические интересы
[ редактировать ]Помимо эпистемологии, работы Башляра затрагивают множество других тем, включая поэзию, сновидения, психоанализ и воображение . «Психоанализ огня» (1938) и «Поэтика пространства» (1958) являются одними из самых популярных его работ: Жан-Поль Сартр цитирует первый и « Вода и сны » Башляра в своем «Бытии и небытии» (1943), а последний имел широкий прием в кругах теории архитектуры и продолжает оказывать влияние на теорию литературы и творческое письмо. В философии эту ночную сторону его творчества развивает его ученик Жильбер Дюран .
Философ и гражданин
[ редактировать ]Поддерживает карьеру дочери
[ редактировать ]Несмотря на ожидания относительно гендерных ролей в то время, Башляр проявил большую заинтересованность в поддержке развития своей дочери в академической карьере. [26] Вопреки стереотипам, он хотел сделать свою дочь Сюзанну ученой. Сюзанна стала математиком и философом, занимавшимся феноменологическими и эпистемологическими исследованиями высокого уровня. [27]
Библиография
[ редактировать ]Его работы включают:
- Очерк приблизительных знаний (1928)
- Исследование эволюции физической проблемы: распространение тепла в твердых телах (1928 г.)
- Индуктивное значение теории относительности (1929 г.)
- Последовательный плюрализм современной химии (1932)
- Интуиция момента (1932)
- Атомистические интуиции: попытка классификации (1933)
- Новый научный разум (1934)
- Диалектика продолжительности (1936)
- Опыт космоса в современной физике (1937)
- Формирование научного мышления: вклад в психоанализ объективного знания (1938)
- Психоанализ огня (1938) ( The Psychoanalysis of Fire , 1964)
- Философия нет: эссе о философии нового научного духа (1940), издательство Pellicanolibri, 1978.
- Вода и мечты (1942) ( Water and Dreams , 1983)
- Воздух и мечты (1943) ( Воздух и мечты , 1988)
- Earth and Reveries of Will (1948) ( Земля и мечты воли , 2002)
- Earth and Reveries of Repose (1948) ( Earth and Reveries of Repose , 2011)
- Прикладной рационализм (1949)
- Рационалистическая деятельность современной физики (1951)
- Рациональный материализм (1953)
- Поэтика космоса (1957) ( The Poetics of Space , 1964 и 2014)
- La poétique de la rêverie (1960) ( Поэтика мечтаний: детство, язык и космос , 1969)
- Пламя свечи (1961)
- Рационалистическое обязательство (1972)
английские переводы
[ редактировать ]Хотя большинство основных работ Башляра по поэтике переведено на английский язык, переведена лишь около половины его работ по философии науки.
- Поэтика космоса. Орион Пресс, Нью-Йорк, 1964. Перевод Марии Джолас. ( Поэтика космоса )
- Философия «нет»: философия нового научного мышления. Орион Пресс, Нью-Йорк, 1968. Перевод Г. К. Уотерстона. ( Не философия )
- Новый научный дух. Beacon Press, Бостон, 1985. Перевод А. Голдхаммера. ( Новый научный дух )
- Диалектика длительности. Клинамен, Болтон, 2000. Перевод М. Макаллестера Джонса. ( Диалектика длительности )
- Формирование научного разума. Клинамен, Болтон, 2002. Перевод М. Макаллестера Джонса. ( Формирование научного духа )
- Интуиция Мгновения. Издательство Северо-Западного университета, 2013. Перевод Эйлин Ризо-Патрон ( L'intuition de l'instant )
- Атомистическая интуиция . State University of New York Press, 2018. Перевод Роха К. Смита ( Intuitionsatomistiques )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малларки, Джон и Лорд, ред. Бет. (2009). Спутник континуума континентальной философии . Лондон: Континуум. п. 211. ISBN 0826498302
- ^ Рек, Э. изд. (2016) Исторический поворот в аналитической философии . Спрингер. Ч. 2.1. ISBN 978-0230201538
- ^ Энциклопедия философии Рутледжа (1998): «Башляр, Гастон (1884-1962)».
- ^ Термин для обозначения комбинации технологий и науки как дисциплин, придуманный в 1953 году Башляром; см.: Башляр, Гастон (1953) La материализм рациональный . Париж: PUF
- ^ Иде, Дон (1999) Расширение герменевтики: визуализация в науке , издательство Северо-Западного университета. п. 8. ISBN 0810116065
- ^ Чимиссо, Кристина (2013) Гастон Башляр: критик науки и воображения . Рутледж. п. 51. ISBN 9781136453885
- ^ Добен, Джозеф В. и Скриба, Кристоф Дж., ред. (2002) Написание истории математики – ее историческое развитие . Биркхойзер. п. 33. ISBN 978-3764361662
- ^ Ризо-Патрон, Эйлин; Кейси, Эдвард С. и Вирт, Джейсон М., ред. (2017) Приключения в феноменологии: Гастон Башляр , SUNY Press. п. 123 н. 11. ISBN 9781438466057
- ^ Доссе, Франсуа (2014). Касториадис. Жизнь . Париж: Открытие. стр. 43–4.
- ^ Серрес, М. (1970) «Реформа и семь грехов», L'Arc , 42, специальный выпуск Башляра.
- ^ Биографический словарь философов ХХ века . Лондон: Рутледж. 1996. стр. 41–42. ISBN 0-415-06043-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симонс, Массимилиано; Рутгертс, Йонас; Масшелейн, Аннелин; Кортуа, Поль (2019). «Гастон Башляр и современная философия» (PDF) . Паррезия . 31 : 1–16.
- ^ Лима, Маркос Антонио Мартинс; Маринелли, Маркос (13 июля 2011 г.). «Эпистемология Гастона Башляра: разрыв с философией иммобилизма» . Журнал гуманитарных наук . 45 (2). дои : 10.5007/2178-4582.2011v45n2p393 .
- ^ Гастон Башляр . babylio.com
- ^ Ален, Диркенс (1987) Биографический указатель членов, корреспондентов и соратников с 1769 по 1984 год . Королевская академия Бельгии. п. 19.
- ^ Грейндж, Джульетта (2015). «Техническое и теоретическое изобретение: философия науки Ж. Башляра» . HAL-SHS- Открытые архивы . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Жан-Мишель Вейвлет, Гастон Башляр, неожиданное , соч. цит., с. 120 и Даниэль Жиру, Гастон Башляр, одиночный работник , соч. цит., с. 55.
- ^ Исследование эволюции физической проблемы: распространение тепла в твердых телах.
- ^ Каплан, Эдвард К. (1972). «Философия воображения Гастона Башляра: Введение». Философия и феноменологические исследования . 33 (1): 1–24. дои : 10.2307/2106717 . JSTOR 2106717 .
- ^ Чимиссо, Кристина (2013) Гастон Башляр: критик науки и воображения . Рутледж. п. 133. ISBN 9781136453885
- ^ Плитка, Мэри (2016). «Башляр, Гастон (1884–1962)». Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780415249126-dd007-1 . ISBN 9780415250696 .
- ^ Новое научное мышление , заключение.
- ^ Новое научное мышление , VI, 6.
- ^ в «Прикладном рационализме» (1949, 2-е изд. 1962 г., стр. 104 и далее).
- ^ Новый научный разум , V (стр. 120, французское издание, 1934).
- ^ Вейвлет, Жан-Мишель (2019). Гастон Башляр, неожиданное: пути воли (на французском языке). Париж. ISBN 978-2-343-18246-9 . OCLC 1127647176 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гастон Башляр: биография, деятельность, основные идеи . public-welfare.com
Источники
[ редактировать ]- Доминик Лекур , Историческая эпистемология Гастона Башляра (1969). Врин, Париж, 11-е расширенное издание, 2002 г.
- Доминик Лекур, За критику эпистемологии: Башляр, Кангилем, Фуко (1972, Рид. Масперо, Париж, 5-е изд. 1980).
- Д. Лекур, Марксизм и эпистемология: Башляр, Кангилем и Фуко , New Left Books, Лондон (1975).
- Доминик Лекур, Башляр, Эпистемология, избранные тексты (1971). PUF, Париж, 6-е издание, 1996 г.
- Доминик Лекур, Башляр, день и ночь , Грассе, Париж, 1974 год.
- Дидье Жиль, Бакалавр и научная культура , Presses Universitaires de France, 1993.
- Дидье Жиль, Вокруг Башляра – дух и материя, французский век философии науки (1867–1962) , Les Belles Lettres, морская тушь, 2010.
- Посвящение Гастону Башляру. Исследования по философии и истории науки К. Булигана, Ж. Кангилема , П. Костбеля, Ф. Курта, Франсуа Дагонье , М. Домаса, Жиля Грейнджера, Ж. Ипполита , Р. Мартена, Р. Пуарье и Р.
- Материалы коллоквиума по Башляру 1970 года ( Коллоквиум Серизи ).
- Воображение концепции: Башляр, эпистемология чистоты Франсуазы Гайяр , MLN, Vol. 101, № 4, французский выпуск (сентябрь 1986 г.), стр. 895–911.
- Гастон Башляр или мечта о происхождении , Жан-Люк Пуликен, L'Harmattan, Париж, 2007.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дагогнет, Ф. (1970). «Башляр, Гастон». Словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 365–366. ISBN 0-684-10114-9 .
- Смит, Джеймс Л. (2012). «Новые холостяки?: Мечты, элементы и материализм двадцать первого века» . Другие современности : 156–167. дои : 10.13130/2035-7680/2418 .
- Макаллестер Джонс, подрывной гуманист Гастона Башляра: тексты и материалы для чтения, University of Wisconsin Press, 1991.
- Эйлин Ризо-Патрон, Эдвард С. Кейси и Джейсон Вирт, ред. Приключения в феноменологии, Гастон Башляр , State University of New York Press, 2017 г.
- Рох К. Смит, Гастон Башляр, философ науки и воображения , State University of New York Press, 2016 г.
- Мэри Тайлз, Башляр: наука и объективность , издательство Кембриджского университета, 1984 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Веб-сайт Ассоциации друзей Гастона Башляра (на французском языке)
- Центр исследований воображения и рациональности имени Гастона Башляра , Бургундский университет (на французском языке)
- Работы Башляра онлайн (на французском языке)
- 1884 рождения
- 1962 смертей
- Люди из Бар-сюр-Об
- Французские эпистемологи
- Постструктуралисты
- Французские философы XX века
- Французские поэты XX века
- Французские философы науки
- Французские философы образования
- Социологи науки
- Выпускники Парижского университета
- Академический состав Парижского университета
- Академический состав Бургундского университета
- Французские поэты-мужчины
- Члены Королевской академии Бельгии
- Писатели-мужчины 20-го века