Jump to content

Гастон Башляр

Гастон Башляр
Рожденный ( 1884-06-27 ) 27 июня 1884 г.
Бар-сюр-Об , Франция
Умер 16 октября 1962 г. (1962-10-16) (78 лет)
Париж , Франция
Образование Парижский университет
( Б.А. , 1920; [6] Д.-э-Леттр , 1927)
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Континентальная философия [1]
Французская историческая эпистемология [2]
Учреждения Университет Дижона [3]
Парижский университет
Докторантура Абель Рей
Леон Бруншвик
Основные интересы
Историческая эпистемология
конструктивистская эпистемология , история и философия науки , философия искусства , феноменология , психоанализ , теория литературы , образование
Известные идеи
Эпистемологический разрыв , поэтика пространства, рациональный материализм, технонаука
( технонаука ) [4] [5]
Подпись

Гастон Башляр ( / b æ ʃ ə ˈ l ɑːr / ; Французский: [baʃlaʁ] ; 27 июня 1884 — 16 октября 1962) — французский философ . [11] Он внес вклад в области поэтики и философии науки . К последнему он ввел понятия гносеологического препятствия и гносеологического разрыва ( препятствие эпистемологическое и разрыв эпистемологическое ). Он оказал влияние на многих последующих французских философов, среди них Мишеля Фуко , Луи Альтюссера , Доминика Лекура и Жака Деррида , а также социологов Пьера Бурдье и Брюно Латура . [12]

По мнению Башляра, научный объект должен быть сконструирован и, следовательно, отличаться от позитивистских наук ; другими словами, информация находится в непрерывном построении. Эмпиризм и рационализм не рассматриваются как дуализм или оппозиция, а дополняют друг друга, поэтому исследования априорного и апостериорного , или, другими словами, разума и диалектики , являются частью научных исследований. [13]

Жизнь и работа

[ редактировать ]
Фасад, расписанный в честь Гастона Башляра, в Бар-сюр-Об, его родине.

Башляр был почтовым служащим в Бар-сюр-Об , а затем изучал физику и химию, прежде чем, наконец, увлекся философией . Чтобы получить докторскую степень ( докторскую степень по литературе ) в 1927 году он написал две диссертации: основную, «Очерк приближенного познания» , под руководством Абеля Рея , и дополнительную, « Исследование эволюции одной физической проблемы: распространение тепла в твердых тел под руководством Леона Бруншвика .

Сначала он преподавал с 1902 по 1903 год в колледже Сезанна , но отказался от преподавания, чтобы подумать о карьере в области телеграфии . Литературный по образованию, он пошел по технологическому пути, прежде чем перейти к науке и математике . В частности, его увлекли великие открытия конца 19 — начала 20 веков ( радиоактивность , квантовая и волновая механика , теория относительности , электромагнетизм и беспроволочная телеграфия ). [14]

Он был профессором Дижонского университета с 1930 по 1940 год, а затем был назначен заведующим кафедрой истории и философии науки в Парижском университете . В 1958 году он стал членом Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии . [15]

Психология науки Башляра

[ редактировать ]

Исследования Башляра по истории и философии науки в таких работах, как Le nouvel esprit scientifique («Новый научный дух», 1934 г.) и La formation de l'esprit scientifique («Формирование научного разума», 1938 г.), основывались на его видение исторической эпистемологии как разновидности психоанализа научного сознания.

В англоязычном мире связь Башляра между психологией и историей науки мало что понимала. [ нужна ссылка ] Башляр продемонстрировал, как прогресс науки может быть заблокирован определенными типами психических моделей, создав концепцию Epistémologique препятствия («эпистемологическое препятствие»). Одна из задач эпистемологии — прояснить ментальные модели, используемые в науке, чтобы помочь ученым преодолеть препятствия на пути к познанию. Другая цель состоит в том, чтобы «вернуть человеческому разуму его функцию возбуждения и агрессивности», как выразился Башляр в «Рационалистическом занятии» (1972). [16]

Эпистемологические разрывы: разрыв научного прогресса

[ редактировать ]

Башляр критически относился к Огюста Конта , позитивизму который рассматривал науку как непрерывный прогресс . Эйнштейна, Для Башляра научные разработки, такие как теория относительности продемонстрировали прерывистый характер истории наук . Таким образом, модели, которые считали научное развитие непрерывным, такие как модели Конта и Эмиля Мейерсона , казались Башляру упрощенными и ошибочными.

В своей концепции «эпистемологического разрыва» Башляр подчеркнул разрыв в истории науки. Однако сам термин «эпистемологический разрыв» Башляр почти никогда не использовал, но стал известен благодаря Луи Альтюссеру .

Он показал, что новые теории интегрировали старые теории в новые парадигмы , меняя смысл понятий (например, понятие массы , используемое Ньютоном и Эйнштейном в двух разных смыслах). Таким образом, неевклидова геометрия не противоречила евклидовой геометрии , а интегрировала ее в более широкую структуру.

Учитель и философ

[ редактировать ]

Уволенный в марте 1919 года и оставшийся безработным, Башляр искал и в октябре получил работу профессора физики и химии в колледже Бар-сюр-Об . Его жена Жанна Росси, школьная учительница, на которой он женился в 1914 году, была переведена в Вуаньи . Его дочь Сюзанна родилась 18 октября. Каждый день он преодолевал пешком шесть километров до Бар-сюр-Об, получил очень полезное образование и поступил на факультет философии . Жанна умерла в июне 1920 года, и Башляр воспитывал дочь один. [17] В тридцать шесть лет он начал совершенно неожиданную философскую карьеру. Решительно начав с 1922 года, он получил звание доктора литературы в Сорбонне в 1927 году. Его диссертации, поддержанные Абелем Реем и Леоном Бруншвиком , были опубликованы. [18] Он стал преподавателем факультета литературы Дижона с октября 1927 года, но оставался в колледже Бар-сюр-Об до 1930 года. Он даже участвовал в муниципальных выборах 1929 года, чтобы защитить проект колледжа для всех. [19] Тем не менее он принял должность профессора Бургундского университета , когда его дочь Сюзанна поступила на вторую степень.

Он сделал то же самое, когда в 1940 году был назначен в Сорбонну профессором университета и директором Института истории науки и техники, сопровождая свою дочь в ее высшем образовании. [20]

25 августа 1937 года он был удостоен звания кавалера Почётного легиона . Он стал профессором Сорбонны с 1940 по 1954 год. Он занимал кафедру истории и философии науки, где сменил Абеля Рея, директора Института истории и философии науки и техники (IHST), который в 1992 году стал профессором Сорбонны. ИХПСТ. [21] [12]

Роль эпистемологии в науке

[ редактировать ]
Здание на улице де ла Ксаве в Ремирмоне, где Башляр жил с 1903 по 1905 год.

Башляр был рационалистом в картезианском смысле слова, хотя он рекомендовал свою «некартезианскую эпистемологию» в качестве замены более стандартной картезианской эпистемологии. [22] Он сравнивал «научное знание» с обычным знанием в том смысле, как мы с ним обращаемся, и рассматривал ошибку как всего лишь иллюзию: «С научной точки зрения, истина рассматривается как историческое исправление устойчивой ошибки, а эксперименты – как корректоры первоначальной, общей иллюзии ( премьера иллюзии )». [23]

Роль эпистемологии состоит в том, чтобы показать историю (научного) производства концепций . Эти концепции не являются просто теоретическими положениями: они одновременно абстрактны и конкретны , пронизывают техническую и педагогическую деятельность. Это объясняет, почему «Электрическая лампочка является объектом научной мысли… примером абстрактно-конкретного объекта». [24] Чтобы понять, как это работает, нужно отвлечься от научных знаний. Таким образом, эпистемология не является общей философией, целью которой является обоснование научных рассуждений. Вместо этого он производит региональные истории науки .

Изменения в научной перспективе

[ редактировать ]

Башляр никогда не понимал, что, казалось бы, иррациональные теории часто просто представляют собой радикальный сдвиг в научной перспективе. Например, он никогда не утверждал, что теория вероятностей — это просто еще один способ усложнить реальность посредством углубления рациональности (хотя критики вроде лорда Кельвина находили эту теорию иррациональной). [25]

его главных тезисов в «Новом научном разуме» было то, что современные науки заменили классическую онтологию субстанции Одним из «онтологией отношений», которую можно было бы ассимилировать с чем-то вроде философии процесса . Например, физические понятия материи и лучей соответствуют, по его мнению, метафизическим понятиям вещи и движения; но в то время как классическая философия считала и то и другое отличным, а вещь онтологически реальной, современная наука не может отличить материю от лучей. Таким образом, невозможно исследовать неподвижную вещь, что и было условием познания согласно классической теории познания (Становление невозможным для познания в соответствии с и Платона ) Аристотеля теориями познания .

В некартезианском гносеологии нет «простой субстанции», как в картезианстве , а только сложные объекты, построенные теориями и экспериментами и постоянно совершенствующиеся (VI, 4). Интуиция поэтому не примитивна, а построена (VI, 2). Эти темы побудили Башляра поддержать своего рода конструктивистскую эпистемологию .

Другие академические интересы

[ редактировать ]

Помимо эпистемологии, работы Башляра затрагивают множество других тем, включая поэзию, сновидения, психоанализ и воображение . «Психоанализ огня» (1938) и «Поэтика пространства» (1958) являются одними из самых популярных его работ: Жан-Поль Сартр цитирует первый и « Вода и сны » Башляра в своем «Бытии и небытии» (1943), а последний имел широкий прием в кругах теории архитектуры и продолжает оказывать влияние на теорию литературы и творческое письмо. В философии эту ночную сторону его творчества развивает его ученик Жильбер Дюран .

Философ и гражданин

[ редактировать ]

Поддерживает карьеру дочери

[ редактировать ]

Несмотря на ожидания относительно гендерных ролей в то время, Башляр проявил большую заинтересованность в поддержке развития своей дочери в академической карьере. [26] Вопреки стереотипам, он хотел сделать свою дочь Сюзанну ученой. Сюзанна стала математиком и философом, занимавшимся феноменологическими и эпистемологическими исследованиями высокого уровня. [27]

Библиография

[ редактировать ]

Его работы включают:

  • Очерк приблизительных знаний (1928)
  • Исследование эволюции физической проблемы: распространение тепла в твердых телах (1928 г.)
  • Индуктивное значение теории относительности (1929 г.)
  • Последовательный плюрализм современной химии (1932)
  • Интуиция момента (1932)
  • Атомистические интуиции: попытка классификации (1933)
  • Новый научный разум (1934)
  • Диалектика продолжительности (1936)
  • Опыт космоса в современной физике (1937)
  • Формирование научного мышления: вклад в психоанализ объективного знания (1938)
  • Психоанализ огня (1938) ( The Psychoanalysis of Fire , 1964)
  • Философия нет: эссе о философии нового научного духа (1940), издательство Pellicanolibri, 1978.
  • Вода и мечты (1942) ( Water and Dreams , 1983)
  • Воздух и мечты (1943) ( Воздух и мечты , 1988)
  • Earth and Reveries of Will (1948) ( Земля и мечты воли , 2002)
  • Earth and Reveries of Repose (1948) ( Earth and Reveries of Repose , 2011)
  • Прикладной рационализм (1949)
  • Рационалистическая деятельность современной физики (1951)
  • Рациональный материализм (1953)
  • Поэтика космоса (1957) ( The Poetics of Space , 1964 и 2014)
  • La poétique de la rêverie (1960) ( Поэтика мечтаний: детство, язык и космос , 1969)
  • Пламя свечи (1961)
  • Рационалистическое обязательство (1972)

английские переводы

[ редактировать ]

Хотя большинство основных работ Башляра по поэтике переведено на английский язык, переведена лишь около половины его работ по философии науки.

  • Поэтика космоса. Орион Пресс, Нью-Йорк, 1964. Перевод Марии Джолас. ( Поэтика космоса )
  • Философия «нет»: философия нового научного мышления. Орион Пресс, Нью-Йорк, 1968. Перевод Г. К. Уотерстона. ( Не философия )
  • Новый научный дух. Beacon Press, Бостон, 1985. Перевод А. Голдхаммера. ( Новый научный дух )
  • Диалектика длительности. Клинамен, Болтон, 2000. Перевод М. Макаллестера Джонса. ( Диалектика длительности )
  • Формирование научного разума. Клинамен, Болтон, 2002. Перевод М. Макаллестера Джонса. ( Формирование научного духа )
  • Интуиция Мгновения. Издательство Северо-Западного университета, 2013. Перевод Эйлин Ризо-Патрон ( L'intuition de l'instant )
  • Атомистическая интуиция . State University of New York Press, 2018. Перевод Роха К. Смита ( Intuitionsatomistiques )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Малларки, Джон и Лорд, ред. Бет. (2009). Спутник континуума континентальной философии . Лондон: Континуум. п. 211. ISBN   0826498302
  2. ^ Рек, Э. изд. (2016) Исторический поворот в аналитической философии . Спрингер. Ч. 2.1. ISBN   978-0230201538
  3. ^ Энциклопедия философии Рутледжа (1998): «Башляр, Гастон (1884-1962)».
  4. ^ Термин для обозначения комбинации технологий и науки как дисциплин, придуманный в 1953 году Башляром; см.: Башляр, Гастон (1953) La материализм рациональный . Париж: PUF
  5. ^ Иде, Дон (1999) Расширение герменевтики: визуализация в науке , издательство Северо-Западного университета. п. 8. ISBN   0810116065
  6. ^ Чимиссо, Кристина (2013) Гастон Башляр: критик науки и воображения . Рутледж. п. 51. ISBN   9781136453885
  7. ^ Добен, Джозеф В. и Скриба, Кристоф Дж., ред. (2002) Написание истории математики – ее историческое развитие . Биркхойзер. п. 33. ISBN   978-3764361662
  8. ^ Ризо-Патрон, Эйлин; Кейси, Эдвард С. и Вирт, Джейсон М., ред. (2017) Приключения в феноменологии: Гастон Башляр , SUNY Press. п. 123 н. 11. ISBN   9781438466057
  9. ^ Доссе, Франсуа (2014). Касториадис. Жизнь . Париж: Открытие. стр. 43–4.
  10. ^ Серрес, М. (1970) «Реформа и семь грехов», L'Arc , 42, специальный выпуск Башляра.
  11. ^ Биографический словарь философов ХХ века . Лондон: Рутледж. 1996. стр. 41–42. ISBN  0-415-06043-5 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симонс, Массимилиано; Рутгертс, Йонас; Масшелейн, Аннелин; Кортуа, Поль (2019). «Гастон Башляр и современная философия» (PDF) . Паррезия . 31 : 1–16.
  13. ^ Лима, Маркос Антонио Мартинс; Маринелли, Маркос (13 июля 2011 г.). «Эпистемология Гастона Башляра: разрыв с философией иммобилизма» . Журнал гуманитарных наук . 45 (2). дои : 10.5007/2178-4582.2011v45n2p393 .
  14. ^ Гастон Башляр . babylio.com
  15. ^ Ален, Диркенс (1987) Биографический указатель членов, корреспондентов и соратников с 1769 по 1984 год . Королевская академия Бельгии. п. 19.
  16. ^ Грейндж, Джульетта (2015). «Техническое и теоретическое изобретение: философия науки Ж. Башляра» . HAL-SHS- Открытые архивы . Проверено 3 мая 2020 г.
  17. ^ Жан-Мишель Вейвлет, Гастон Башляр, неожиданное , соч. цит., с. 120 и Даниэль Жиру, Гастон Башляр, одиночный работник , соч. цит., с. 55.
  18. ^ Исследование эволюции физической проблемы: распространение тепла в твердых телах.
  19. ^ Каплан, Эдвард К. (1972). «Философия воображения Гастона Башляра: Введение». Философия и феноменологические исследования . 33 (1): 1–24. дои : 10.2307/2106717 . JSTOR   2106717 .
  20. ^ Чимиссо, Кристина (2013) Гастон Башляр: критик науки и воображения . Рутледж. п. 133. ISBN   9781136453885
  21. ^ Плитка, Мэри (2016). «Башляр, Гастон (1884–1962)». Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780415249126-dd007-1 . ISBN  9780415250696 .
  22. ^ Новое научное мышление , заключение.
  23. ^ Новое научное мышление , VI, 6.
  24. ^ в «Прикладном рационализме» (1949, 2-е изд. 1962 г., стр. 104 и далее).
  25. ^ Новый научный разум , V (стр. 120, французское издание, 1934).
  26. ^ Вейвлет, Жан-Мишель (2019). Гастон Башляр, неожиданное: пути воли (на французском языке). Париж. ISBN  978-2-343-18246-9 . OCLC   1127647176 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  27. ^ Гастон Башляр: биография, деятельность, основные идеи . public-welfare.com

Источники

[ редактировать ]
  • Доминик Лекур , Историческая эпистемология Гастона Башляра (1969). Врин, Париж, 11-е расширенное издание, 2002 г.
  • Доминик Лекур, За критику эпистемологии: Башляр, Кангилем, Фуко (1972, Рид. Масперо, Париж, 5-е изд. 1980).
  • Д. Лекур, Марксизм и эпистемология: Башляр, Кангилем и Фуко , New Left Books, Лондон (1975).
  • Доминик Лекур, Башляр, Эпистемология, избранные тексты (1971). PUF, Париж, 6-е издание, 1996 г.
  • Доминик Лекур, Башляр, день и ночь , Грассе, Париж, 1974 год.
  • Дидье Жиль, Бакалавр и научная культура , Presses Universitaires de France, 1993.
  • Дидье Жиль, Вокруг Башляра – дух и материя, французский век философии науки (1867–1962) , Les Belles Lettres, морская тушь, 2010.
  • Посвящение Гастону Башляру. Исследования по философии и истории науки К. Булигана, Ж. Кангилема , П. Костбеля, Ф. Курта, Франсуа Дагонье , М. Домаса, Жиля Грейнджера, Ж. Ипполита , Р. Мартена, Р. Пуарье и Р.
  • Материалы коллоквиума по Башляру 1970 года ( Коллоквиум Серизи ).
  • Воображение концепции: Башляр, эпистемология чистоты Франсуазы Гайяр , MLN, Vol. 101, № 4, французский выпуск (сентябрь 1986 г.), стр. 895–911.
  • Гастон Башляр или мечта о происхождении , Жан-Люк Пуликен, L'Harmattan, Париж, 2007.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дагогнет, Ф. (1970). «Башляр, Гастон». Словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 365–366. ISBN  0-684-10114-9 .
  • Смит, Джеймс Л. (2012). «Новые холостяки?: Мечты, элементы и материализм двадцать первого века» . Другие современности : 156–167. дои : 10.13130/2035-7680/2418 .
  • Макаллестер Джонс, подрывной гуманист Гастона Башляра: тексты и материалы для чтения, University of Wisconsin Press, 1991.
  • Эйлин Ризо-Патрон, Эдвард С. Кейси и Джейсон Вирт, ред. Приключения в феноменологии, Гастон Башляр , State University of New York Press, 2017 г.
  • Рох К. Смит, Гастон Башляр, философ науки и воображения , State University of New York Press, 2016 г.
  • Мэри Тайлз, Башляр: наука и объективность , издательство Кембриджского университета, 1984 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49ab6d1c0edd4558a5f92c0e511d1c21__1721592300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/21/49ab6d1c0edd4558a5f92c0e511d1c21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gaston Bachelard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)