Номотетический и идиографический
Номотетический и идиографический — это термины, используемые неокантианским философом Вильгельмом Виндельбандом для описания двух различных подходов к знанию, каждый из которых соответствует разным интеллектуальным тенденциям и каждый соответствует разным ветвям академических кругов. Сказать, что Виндельбанд поддерживал эту последнюю дихотомию, — значит, следовательно, неправильно понять его собственную мысль. По его мнению, любую отрасль науки и любую дисциплину можно рассматривать обоими методами, поскольку они предлагают две интегрирующие точки зрения. [1]
- Номотетика основана на том, что Кант назвал склонностью к обобщению, и характерна для естественных наук . Он описывает попытку вывести законы, объясняющие или категории объективных явлений типы в целом.
- Идиографика основана на том, что Кант назвал тенденцией к уточнению, и характерно для гуманитарных наук . Он описывает попытку понять значение случайных, уникальных и часто культурных или субъективных явлений .
Использование в социальных науках
[ редактировать ]Проблема о том, использовать ли номотетический или идиографический подходы, наиболее остро ощущается в социальных науках, предметом которых являются уникальные индивиды (идиографическая перспектива), но обладающие определенными общими свойствами или ведущие себя по общим правилам (номотетическая перспектива).
Зачастую номотетические подходы являются количественными, а идиографические подходы качественными, хотя «Личный опросник», разработанный Монте Б. Шапиро, [2] и его дальнейшие разработки (например, шкала Дискана и PSYCHLOPS [3] ) являются как количественными, так и идиографическими. Еще одним очень влиятельным количественным, но идиографическим инструментом является сетка репертория , когда она используется с вызываемыми конструкциями и, возможно, вызываемыми элементами. [ нужна ссылка ] Личное познание (DA Booth) [ нужна полная цитата ] является идиографическим, качественным и количественным, используя собственный рассказ человека о действиях в ситуации для масштабирования текущих биосоциальных когнитивных процессов в единицах различения от нормы (совместно с М.Т. Коннером, 1986, Р.П.Дж. Фриманом, 1993 и О. Шарпом, 2005). [ нужна полная цитата ] Методы «строгой идиографии» [4] позволяют вероятностную оценку передачи информации даже при наличии полностью идиографических данных.
В психологии идиографическое идиографический описывает исследование человека, который рассматривается как уникальный агент с уникальной историей жизни, обладающий свойствами, отличающими его от других людей (см. изображение ). Распространенным методом изучения этих уникальных характеристик является (авто)биография, то есть повествование , в котором рассказывается уникальная последовательность событий, которые сделали человека таким, какой он есть. Номотетика описывает изучение классов или групп людей. Здесь субъект рассматривается как образец популяции и соответствующих им черт личности и поведения . Широко распространено мнение, что термины идиографический и номотетический были введены в американскую психологию Гордоном Олпортом в 1937 году, но Хьюго Мюнстерберг использовал их в своем президентском обращении 1898 года на собрании Американской психологической ассоциации. [5] Это обращение было опубликовано в «Психологическом обозрении» в 1899 году. [6]
Теодор Миллон заявил, что при выявлении и диагностике расстройств личности первые клиницисты начинают с номотетической точки зрения и ищут различные общенаучные законы; затем, когда они считают, что выявили расстройство, они переключают свой взгляд на идиографическую перспективу, чтобы сосредоточиться на конкретном человеке и его или ее уникальных чертах. [7]
В социологии номотетическая модель пытается найти независимые переменные, которые объясняют вариации данного явления (например, какова связь между временем/частотой деторождения и образованием?). Номотетические объяснения носят вероятностный характер и обычно неполны. Идиографическая модель фокусируется на полном и глубоком понимании отдельного случая (например, «Почему у меня нет домашних животных?»).
В антропологии идиографический описывает изучение группы, рассматриваемой как целостность, с определенными свойствами, которые отличают ее от других групп. Номотетика относится к использованию обобщений, а не конкретных свойств в одном и том же контексте.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виндельбанд, Вильгельм (1 февраля 1998 г.). «История и естествознание» . Теория и психология . 8 (1): 5–22. дои : 10.1177/0959354398081001 . S2CID 143330294 .
- ^ Шапиро, МБ (1961). Метод измерения психологических изменений, специфичных для отдельного психиатрического пациента*. Британский журнал медицинской психологии, 34 (2), 151–155. https://doi.org/10.1111/j.2044-8341.1961.tb00940.x
- ^ http://www.psychlops.org.uk/
- ^ Эванс, К., Карлайл, Дж., и Паз, К. (2023). Строгая идиография: исследование субъективных и идиографических данных строгими методами. Метод расстройств. Frontiers in Psychology, 13, 1007685. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1007685.
- ^ Херлберт, RT, и Кнапп, TJ (2006). Мюнстерберг в 1898 году, а не Олпорт в 1937 году, ввел в американскую психологию термины идиографический и номотетический. Теория и психология, 16 , 287–293.
- ^ Мюнстерберг, Х. (1899). Психология и история. Психологическое обозрение, 6 , 1-31.
- ^ Миллон, Теодор, с Роджером Д. Дэвисом. (1995). Расстройства личности: DSM-IV и далее , 2-е изд. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0471011866
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коун, JD (1986). «Идиографические, номотетические и связанные с ними аспекты оценки поведения». В: Р.О. Нельсон и С.К. Хейс (ред.): Концептуальные основы поведенческой оценки (стр. 111–128). Нью-Йорк: Гилфорд.
- Томае, Х. (1999). «Номотетико-идиографическая проблема: некоторые корни и последние тенденции». Международный журнал групповой напряженности , 28 (1), 187–215.