Методологический дуализм
В праксиологии естественных методологический дуализм — это эпистемологическая позиция, которая утверждает, что необходимо — исходя из нашего нынешнего состояния знаний и понимания — использовать иной метод анализа действий людей, чем методы наук (таких как физика, химия, физиология и др.). [1]
Эта позиция основана на предположении, что человек радикально отличается от других объектов внешнего мира. А именно, люди целенаправленно стремятся к избранным целям и используют выбранные средства для их достижения (т. е. люди действуют), тогда как другие объекты в природе, такие как, например, палки, камни и атомы, этого не делают. [2]
Методологический дуализм не является метафизической или онтологической доктриной и воздерживается от подобных суждений. [3]
Обзор
[ редактировать ]Настойчивость Людвига фон Мизеса на методологическом дуализме была реакцией на «методологический монизм », проповедуемый бихевиористами и позитивистами , которые [не видели] никаких основных причин подходить к человеческому поведению и социальным явлениям иначе, чем подход естествоиспытателей к молекулярному поведению и физическим явлениям. » [4]
Мизес утверждает, что науки о человеческой деятельности имеют дело с целями и средствами, волей, смыслом и пониманием , «мыслями, идеями и ценностными суждениями». Действие — это целенаправленное использование выбранных средств для достижения выбранных целей, а идеи, убеждения и ценностные суждения (называемые ментальными явлениями ) определяют выбор как средств, так и целей. [5] Таким образом, эти психические явления занимают центральное место в науках о человеческой деятельности, поскольку, как утверждает Мизес, «акты выбора определяются мыслями и идеями». [6]
Приводя доводы в пользу методологического дуализма, Мизес утверждает, что естественные науки еще не определили, «как определенные внешние события […] порождают в человеческом сознании определенные идеи, оценочные суждения и волевые действия». [7] это невежество разделяет наше знание на две отдельные области: «царство внешних событий», с одной стороны, и «царство человеческих мыслей и действий» — с другой.
Таким образом, концепция Мизеса наук о человеческой деятельности, т.е. праксиологии и тимологии , основана на этом методологическом дуализме. Мизес утверждает, что, поскольку мы сами являемся мыслящими и действующими существами, мы можем посредством самоанализа отражать [8] о значении действия, намерения и воли, целей и средств, а также о наших идеях, убеждениях и ценностных суждениях. Этот вид рефлексивного знания, настаивает Мизес, — это знание изнутри нас, «принадлежит нам, потому что мы люди». [9] тогда как мы не камни и не атомы и поэтому не можем размышлять о том, что значит быть этими вещами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мизес. (1957). Теория и история , с. 1.
- ^ там же , с. xiii.
- ^ там же , с. 1.
- ^ Уайт, Л. (2003). Методика экономистов австрийской школы , с. 17.
- ^ Мизес. (2008). Человеческая деятельность: Трактат по экономике , стр. 11-3.
- ^ Теория и история , с. 11.
- ^ Мизес. (1962). Окончательный фундамент экономической науки , с. 83.
- ^ Теория и история , с. 283-4.
- ^ Человеческая деятельность , с. 64.