Рефлексивный монизм
Рефлексивный монизм — философская позиция, развитая Максом Вельмансом в его книгах «Понимание сознания» (2000, 2009). [1] и «На пути к более глубокому пониманию сознания» (2017), [2] решать проблемы сознания . Это современная версия древней точки зрения, согласно которой основная материя вселенной проявляется как физически, так и в виде сознательного опыта ( двуаспектная теория в традициях Спинозы и Фехнера ). [3] Аргумент состоит в том, что разум и, в конечном итоге, Вселенная психофизичны. [4]
Монизм – это точка зрения, согласно которой Вселенная, на самом глубоком уровне анализа, состоит из одного фундаментального вида материи. Это обычно противопоставляется дуализму субстанции , точке зрения, встречающейся в трудах Платона и Декарта, о том, что Вселенная состоит из двух видов материи: физической и материи души , разума или сознания.
Рефлексивный монизм утверждает, что в своей эволюции из некоторого первичного недифференцированного состояния Вселенная дифференцируется на различимые физические сущности, по крайней мере некоторые из которых обладают потенциалом для сознательного опыта, например, люди . Оставаясь встроенным в окружающую вселенную и зависимым от нее и состоящим из одного и того же фундаментального материала, каждый человек, оснащенный перцептивными и когнитивными системами, имеет индивидуальную точку зрения или взгляд на остальную вселенную и на самого себя. В этом смысле каждый человек участвует в процессе, посредством которого Вселенная дифференцируется на части и осознает себя, что делает этот процесс рефлексивным. Дональд Прайс и Джеймс Баррелл пишут, что, согласно рефлексивному монизму, опыт и материя являются двумя взаимодополняющими (видимыми от первого и третьего лица) сторонами одной и той же реальности, и ни одна из них не может быть сведена к другой. То, что состояния мозга являются причинами и коррелятами сознания, пишут они, не означает, что они онтологически идентичны ему, и они превращают использование дополнительных точек зрения от первого и третьего лица в нередуктивную эмпирическую программу исследования взаимосвязей. сознательного опыта в нейробиологию. [4]
Подобная комбинация монизма и рефлексивности встречается в более поздних ведических писаниях , таких как Упанишады , а также в буддийских воззрениях Читтаматры и Дзогчена . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Понимание сознания: 2-е издание (мягкая обложка) — Routledge» . Routledge.com . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ «На пути к более глубокому пониманию сознания: Избранные произведения Макса Вельманса (в твердом переплете) — Routledge» . Routledge.com . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Вельманс, Макс. «Дуализм, редукционизм и рефлексивный монизм» Макса Велманса и Сьюзен Шнайдер (ред.). Блэквеллский спутник сознания . Уайли-Блэквелл, 2007, стр. 346–358. препринт
- Вельманс, Макс. «Рефлексивный монизм», Журнал исследований сознания , 15 (2), стр. 5–50 (2008), препринт .
- Хош, ХУ. «Рефлексивный монизм против комплементаризма: анализ и критика концептуальных основ рефлексивной модели сознания Макса Вельманса», Феноменология и когнитивные науки , 6 (3), стр. 389–409 (2007), doi: 10.1007 / s11097-006- 9045-8 Препринт
- ^ Jump up to: а б Прайс, Дональд Д. и Баррелл, Джеймс Дж. Внутренний опыт и нейронаука: объединение обеих точек зрения . MIT Press, 2012, с. 277 и далее .
- ^ Рао, К.Р. История науки, философии и культуры в индийской цивилизации, том XVI, часть 1: когнитивные аномалии, сознание и йога. Нью-Дели: Матрица, 2011, стр. 322–323, 376–383, 766–774.