Гносеология
Гносиология («учение о познании») — это « философия познания и познания». [1] В итальянской, советской и постсоветской философии это слово часто используется как синоним эпистемологии . [2] [3] Этот термин также в настоящее время используется в отношении восточного христианства . [4]
Этимология
[ редактировать ]Этот термин происходит от древнегреческих слов gnosis («знание», γνῶσις) и logos («слово» или «рассуждение», λόγος). С лингвистической точки зрения ее можно сравнить с эпистемологией , которая происходит от греческих слов episteme («определенное знание») и logos .
Термин «гносеология» сегодня малоизвестен, хотя встречается в « Словаре психологии и философии» Болдуина (1906). [5] В Британской энциклопедии (1911 г.) отмечается, что «термин гносеология, однако, не вошел в общее употребление».
Термин «гносеология» ( новогреческий : γνωσιολογία ) чаще используется в новогреческом языке, чем в английском языке. Как философское понятие гносеология в широком смысле означает теорию познания, которая в древнегреческой философии воспринималась как сочетание чувственного восприятия и интеллекта и затем превращалась в память (называемая мнемонической системой). Если рассматривать гносеологию в контексте науки , то она приобретает иной смысл: изучение знания, его происхождения, процессов и достоверности. Гносеология - это изучение типов знания, то есть памяти (абстрактное знание, полученное в результате экспериментирования, является « эпистемой » или обучаемым знанием), индукции опыта (или эмпиризма ), дедукции (или рационализма ), научного абдуктивного рассуждения , созерцания ( теории ), метафизического и инстинктивного. или интуитивное знание. Гносеология ориентирована на изучение ноэза и ноэтических компонентов человека онтологии . [6] [7]
В гносеологии гнозис происходит от ноэзиса . [8] Ноэзис относится к переживаниям или деятельности ума. Это делает изучение и происхождение гнозиса, а гносеологию изучением интуитивного и/или инстинктивного.
Философия и западный эзотеризм
[ редактировать ]
В философии гносология гносеология (также известная как ) или гностология [10] ) буквально означает изучение гнозиса , [11] означает знание или эзотерическое знание . Изучение гнозиса само по себе охватывает ряд предметов, в том числе магию , ноэтику , гностическую логику и логический гностицизм. [12] Гносология также использовалась, в частности, Джеймсом Хатчисоном Стирлингом . [10] чтобы передать Иоганна Готлиба Фихте термин для его собственной версии трансцендентального идеализма , Wissenschaftslehre , что означает «Учение о познании». [13]
В Иммануила Канта гносологии интуиция занимает видное место и представлена как проявляющаяся на двух уровнях: уровне ощущения и интеллектуализации. [ нужна ссылка ] Здесь так называемый «intellectus ectypus» черпает свои знания об объектах из интуиции вещей в себе без форм интуиции, в то время как «интеллектуальный архетип» создает объекты своего знания посредством акта их мышления. [14] Эмилий Метнер опирался на гносологию Канта вместе с кантовской теорией познания, чтобы ответить на Юнга Карла «Лекции Зофингии» , в частности, для критики того, как интуиция воспринималась как орган познания, способный функционировать достоверно и независимо. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь Коллинза . « Гносеология ».
- ^ Большая советская энциклопедия . « Теория познания ».
- ^ Гносеология. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов.1999.
- ^ Джон Мейендорф Христос в восточно-христианской мысли 1975 с. 77: «Классическая книга по восточнохристианской гносеологии написана В. Лосским, Мистическая теология Восточной церкви (Лондон: Джеймс Кларк, 1957)».
- ^ Уильям Уоррен Философские аспекты психологии личного конструкта 1998 стр. 24 «Этот термин, гносеология, сегодня менее известен, и вероятным источником его описания является Словарь психологии и философии Болдуина (1906/1960)».
- ^ «Болезнь и исцеление души» митрополита Иерофея Нафпактского .
- ^ "Академическая классификация богословия среди теоретических наук или искусств началась в XII веке на Западе и обусловлена смещением богословия в метафизику. Поэтому те на Востоке, кто осуждает наше собственное богословие, демонстрируют свою вестернизацию, поскольку они, по сути, Но какова ноэтическая функция? В Священном Писании уже есть различие между духом человека (его нусом ) и интеллектом ( логосом или разумом). Дух человека в патристике называется нусом, чтобы отличить его от Духа Святого. Дух, нус , есть око души (см. Мф. 6:226). Преподобный профессор Джордж Металлинос из Афинского университета, Греция .
- ^ Святитель Никодим Святитель, Добротолюбие , Macmillan, 1983, с. 432 : «Интеллект ( noīsis ): Не абстрактное понятие или визуальный образ, а действие или функция интеллекта, посредством которого он напрямую постигает духовные реальности».
- ^ Хааконсен, Кнуд (2006), «Дункан, Уильям», в книге Хааконсен, Кнуд (ред.), Кембриджская история философии восемнадцатого века , том. 2, Издательство Кембриджского университета, с. 1166 .
- ^ Перейти обратно: а б Краут, Чарльз П. (1881). Словарь философских наук . Нью-Йорк: Шелдон и компания. п. 682.
- ^ «Глоссарий психологической терминологии, слов и фраз» (PDF) . Психологический клуб ELAC . S2CID 16279560 . [ ненадежный источник? ]
- ^ Бертье, Майкл (2007). Гностическая рабочая тетрадь Вудона: расширенное издание . Сан-Франциско, Калифорния: Weiser Books. п. 240. ИСБН 978-1-57863-339-5 .
- ^ Альберт Швеглер, Справочник по истории философии , Edmondston & Co., 1879, стр. 259.
- ^ Пилард, Натали (2018). Юнг и интуиция: о центральной роли и разнообразии форм интуиции у Юнга и постюнгианцев . Рутледж. стр. 217–218. ISBN 978-1-78220-130-4 .
- ^ Пилард, Натали (2015). Юнг и интуиция: о центральной роли и разнообразии форм интуиции у Юнга и постюнгианцев . Лондон: КАРНАК. п. 216. ИСБН 978-1-78220-130-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вера и наука в православной гносеологии и методологии , преподобный профессор Георгий Металлинос из Афинского университета , Греция.