Jump to content

Романтизм во Франции

Романтизм во Франции
Вверху: «Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа (Лувр);

В центре: Замок Шаллен-ла-Потери, замок эпохи Возрождения (1870-е годы).

Внизу: Воображаемый вид на руины Большой галереи Лувра , Юбер Робер (1796) (Лувр)
Годы активности конец 18-середина 19 века

Романтизм ( Romantisme по-французски) — литературное и художественное движение, возникшее во Франции в конце 18 века, во многом как реакция на формальность и строгие правила официального стиля неоклассицизма . Своего пика он достиг в первой половине XIX века в творчестве Франсуа-Рене де Шатобриана и Виктора Гюго , в поэзии Альфреда де Виньи ; картина Эжена Делакруа ; музыка Гектора Берлиоза ; а позже в архитектуре Шарля Гарнье . Начиная с конца 19 века, он постепенно был заменен движениями модерна , реализма и модернизма .

Рисование

[ редактировать ]

Французскую романтическую живопись иногда называли «театральным романтизмом». В отличие от романтизма в Германии, он был основан не столько на выражении философских идей, сколько на достижении экстравагантных эффектов с драматическим использованием цвета и движения. Фигуры были перекручены или вытянуты, холсты были переполнены фигурами, линии порой были нечеткими. Используемые места часто были экзотическими, обычно в Египте или Турецкой империи. [1]

Одной из первых выдающихся фигур французской романтической живописи был Юбер Робер , известный особенно каприччи , живописными изображениями реальных или воображаемых руин в Италии и Франции. Большая галерея Лувра , разрушенная и заросшая виноградными лозами. В их число входил его взгляд на то, как будет выглядеть [2]

Анна Луи Жироде была одним из первых выдающихся художников французского романтизма. Ученик Жака Луи Давида . Его работа вызвала большое восхищение Наполеона; он написал «Тени французских героев, погибших в войнах за свободу», полученные Оссианом (1802) специально для главного салона дома Наполеона в Мальмезоне . В нем присутствовало таинственное освещение, символы, мифологические фигуры и театральные эффекты, которые должны были стать повторяющимися романтическими темами. [3]

Первым крупным художником французского романтизма был Теодор Жерико (1791–1824). Впервые он заработал себе репутацию, рисуя егерей императорской гвардии Наполеона. Однако его самой известной работой был « Плот Медузы » (1818–1819), основанный на реальном происшествии, показывающий выживших после кораблекрушения на плоту, отчаянно махающих руками, чтобы их заметил далекий корабль. Работа была написана с крайним реализмом после многочисленных исследований и самым драматичным образом передала смесь отчаяния и безнадежности пассажиров. [4] Французский художник, который чаще всего ассоциируется с романтизмом, — Эжен Делакруа (1798–1863). Делакруа семь раз безуспешно пытался поступить в Академию художеств; наконец, он вошел при политической поддержке министра иностранных дел Наполеона Талейрана . Любимыми авторами Делакруа были Шекспир и лорд Байрон , и он стремился ярко изобразить вершины трагедии. Делакруа представил драматический контраст действия, насилия и наготы в экзотической обстановке в своей «Смерти в Сарданапале» (1827), теме, вдохновленной Байроном. [1]

Работы Делакруа были примером другой тенденции романтизма — использования экзотической обстановки; во французском романтизме они обычно находились в Египте или на Ближнем Востоке. Он наиболее известен благодаря картине «Свобода, ведущая народ» (1830 г.), показанной в Салоне 1831 г., вдохновленной боем возле Отель де Виль в Париже во время июльской революции 1830 г. Полуобнаженная фигура Свободы, поднимающая флаг, В окружении насилия и смерти боя, рядом с маленьким мальчиком, поднимающим пистолет, слишком большой для его руки, было что-то новое и драматичное. [4]


Поздняя романтическая живопись

[ редактировать ]

Более поздняя романтическая живопись сохранила романтическое содержание, но в целом была более точной и реалистичной по стилю, адаптируясь к требованиям Французской академии. Важными фигурами в более поздней французской романтической живописи были уроженец Швейцарии Шарль Глейр (1806–1874), который специализировался на мифологических и ориенталистских сценах. Он писал в более реалистическом стиле и более бледными красками, чем ранние романтики, но его работы в равной степени были заряжены экзотикой. [5] Он был известен как педагог, и некоторые из его учеников позже стали выдающимися в самых разных стилях; среди них были Клод Моне , Пьер-Огюст Ренуар , Альфред Сислей и Джеймс Эбботт Макнил Уистлер . [6]

Томас Кутюр был еще одним выдающимся художником позднего романтического периода, сочетавшим историческую живопись и романтизм. Его самая известная картина — «Римляне в их упадке» (1847), огромное полотно размером почти пять на восемь метров, наполненное сценами упадка. Он был преподавателем в Школе изящных искусств и, как и Глейр, преподавал ряду известных более поздних художников, в том числе Эдуарда Мане , Анри Фантен-Латура и Пьера Пюви де Шаванна . В центре — полулежащая женщина с видом отчаяния, окруженная всеми возможными пороками Рима, в окружении статуй древнеримских героев, напоминающих о более добродетельной классической эпохе. [7]

Скульптура

[ редактировать ]

Крупнейшим скульптором романтического направления во Франции был Франсуа Рюд (1784–1855). Самая известная его работа — «Отъезд добровольцев» на фасаде Триумфальной арки в Париже (1833–36), созданная на пике романтического движения, с ярким изображением страсти и ярости добровольцев, отправляющихся в путь. из Парижа в 1792 году отправился защищать Французскую революцию . Моделью для фигуры Гения войны, стоящей над остальными с распростертыми крыльями, мечом, направленным вперед и поднятой рукой, послужила жена Рюда, художница Софи Фремье . [8]

Еще одним заметным романтическим произведением Руда позже в этот период было пробуждение Напеолеона к бессмертию (1845–47). Наполеон в мундире с лавровым венком вылезает из савана и словно плывет вверх, над скалистым постаментом и телом орла. [9]

Литература

[ редактировать ]

В 1802 году Франсуа-Рене де Шатобриан , в возрасте тридцати четырех лет, опубликовал «Гений христианства» , описывая роль, которую религия должна играть в политике, литературе и искусстве. После успеха Наполеон назначил его секретарем своего посольства в Риме. Еще одного литературного успеха он добился в 1809 году с романом «Мученики» . Его творчество оказало большое влияние на последовавшее за ним поколение писателей.

В 1848 году романтическая литература достигла апогея с публикацией романа Дама с камелиями» « Александра Дюма-сына . Роман стал чрезвычайно успешной пьесой, а затем был преобразован в одну из самых успешных опер всех времен, «Травиату » Джузеппе Верди (1853).

Проспер Мериме был еще одной важной фигурой романтического движения. Его романтическая новелла «Кармен» , опубликованная в 1845 году, была преобразована Бизе в очень успешную оперу .

В романтической поэзии преобладали произведения четырех поэтов; Альфонс де Ламартин , Альфред де Виньи , Виктор Гюго и Альфред де Мюссе . Период романтической поэзии достиг своего пика в 1840-х годах, а концом движения в поэзии часто считают смерть Виктора Гюго в 1885 году. [10] его продолжали другие, в частности Шарль Бодлер , Теофиль Готье , Жерар де Нерваль и Поль Верлен . Однако до конца века [11]

Поэт Альфред де Мюссе дал характерно романтическое определение романтизма: «Романтизм — это плачущая звезда, кричащий ветер, дрожущая ночь, ароматный цветок, летающая птица… Это бесконечность. и звездное, теплое, сломанное, трезвое, и в то же время простое и круглое, ромбовидное, пирамидальное, яркое, сдержанное, объятое, бурное». [12]

Бунт в театре во время премьеры «Эрнани» (1830 г.)

Виктор Гюго был первой крупной фигурой французского романтического театра. Его пьеса «Эрнани» , премьера которой состоялась 23 февраля 1830 года в Театре Франсэ в Париже, за несколько месяцев до свержения французского короля Карла X и монархии Бурбонов, была своего рода манифестом романтизма. Это было воспринято как прямая атака на формальный классицизм французского театра. В театре происходили драки, поскольку более консервативные зрители смеялись над спектаклем. Позже по этой пьесе была поставлена ​​успешная опера «Эрнани Верди » . Однако карьера Гюго как романтического драматурга продлилась недолго; его следующая работа, еще одна историческая пьеса «Les Burgraves» , премьера которой состоялась 22 апреля 1843 года, потерпела печальную неудачу, и Гюго полностью отказался от драматургии. Вместо этого парижский театр обратился к историческим драмам, таким как «Королева Марго» , Александра Дюма премьера которого состоялась 19 февраля 1847 года. [13]

Гектор Берлиоз был самым известным французским композитором-романтиком. Его основные произведения включали «Фантастическую симфонию» и «Гарольд в Италии» , хоровые пьесы, в том числе « Реквием» и «Детство Христа» , а также три оперы: «Бенвенуто Челлини» , «Троянцы» и «Беатрис и Бенедикт» , «драматическую симфонию» «Ромео и Джульетта» и «драматическую симфонию». легенда « Осуждение Фауста» . [14]

Другой важной фигурой французского романтизма был Шарль Гуно , наиболее известный сегодня своими операми «Фауст» , «Ромео и Джульетта» и аранжировкой « Аве Мария» на мелодию Баха.

Французская музыка обогатилась благодаря присутствию некоторых из самых выдающихся композиторов-романтиков. Фредерик Шопен переехал в Париж в 1830 году, в возрасте 20 лет, и жил и творил там до своей смерти в 1849 году.

С 1824 года Джоаккино Россини жил и творил в Париже; он создал серию опер, в том числе «Осаду Коринфа» и оперу «Вильгельм Телль» с ее знаменитой увертюрой , премьера которой состоялась 3 августа 1829 года в Королевской музыкальной академии. Она не имела популярного успеха, и Россини ушел из написания опер. , хотя он прожил еще сорок лет. [15]

Композиторы Винченцо Беллини , Гаэтано Доницетти , Ференц Лист , Джузеппе Верди и Рихард Вагнер провели время в Париже в романтический период, сочиняя, влияя и находясь под влиянием его музыки. [16]

Романтический балет впервые появился в Париже в 1820-х годах, был разработан труппой и школой балета Парижской оперы и представлен в Зале Ле Пелетье. Одним из знаковых событий стал дебют в 1832 году в Париже балерины Марии Тальони в новом балете «Сильфида» . за ним следовали «Жизель» (1841 г.), «Пахита» (1846 г.), «Корсар» (1856 г.), «Папильон» (1860 г.), «Источник» (1866 г.) и «Коппелия» (1870 г.). [17]

Среди других знаменитых танцовщиц романтического балета были Карлотта Гризи , первая Жизель , и Каролина Розати , исполнившая роль Медоры в «Корсаре» (1856). Среди известных танцоров-мужчин был Люсьен Петипа , исполнивший роль графа Альбрехта в «Жизели» . С 1860 по 1868 год он был балетмейстером Парижской оперы. Его брат Мариус Петипа, также танцовщик, стал балетмейстером Императорского балета в Петербурге и создал серию романтических балетов, в том числе «Баядерку» (1877); и «Спящая красавица» (1890).

Романтический балет придал выдающееся значение балерине, где раньше звездами были танцоры-мужчины, и представил технику пуантов , когда балерины на носочках, казалось, плывут по сцене, а также использование пачки в качестве костюма для выступлений. . Другие новшества романтического балета включали отделение сценариста или автора от хореографа , а также использование специально написанной музыки одним композитором, а не стилизацию произведений нескольких композиторов. Изобретение газового освещения также усилило атмосферу романтического балета; это позволяло постепенно менять освещение и создавать ощущение тайны. В романтическом балете были представлены различные другие сценические устройства и иллюзии, в том числе использование люков и проволок, чтобы создать впечатление, что танцоры могут летать. [18]

Архитектура

[ редактировать ]

Романтическая архитектура во Франции была очень эклектичной, опираясь на более ранние периоды, особенно на готическую архитектуру , экзотические стили или на литературу и воображение.

Знаменитым ранним примером является Hameau de la Reine , созданный для королевы Марии-Антуанетты в парке Версальского дворца между 1783 и 1785 годами. Он был спроектирован королевским архитектором Ришаром Мике с помощью художника-романтика Юбера Робера . Он состоял из двенадцати построек, десять из которых существуют до сих пор, в стиле деревень Нормандии . Он был спроектирован для того, чтобы королева и ее друзья развлекались, играя в крестьян, и включал в себя фермерский дом с молочной фермой, мельницу, будуар, голубятню, башню в виде маяка, с которой можно было ловить рыбу в пруду. , бельведер, каскад и грот, а также роскошно обставленный коттедж с бильярдной для королевы. [19]

писатель Франсуа-Рене де Шатобриан Важную роль в популярности романтической архитектуры сыграл (1768–1848). В своих произведениях, в том числе «Гений христианства » (1802 г.), он критиковал то, что он считал материализмом Просвещения, и призывал к возвращению к христианским ценностям прежних лет через религиозные чувства, вдохновленные готической архитектурой . Он описал готический стиль как родную архитектуру Франции, сравнимую с ролью лесов в языческой религии галлов . [20]

Возрождению готического стиля во многом способствовала огромная популярность романа «Собор Парижской Богоматери» , Виктора Гюго опубликованного в 1821 году. Это привело к движению за реставрацию собора и к созданию в 1837 году комиссии по реставрации собора. «Исторические памятники», возглавляемый Проспером Мериме , который сам был автором популярных новелл и рассказов в романтическом стиле. Сначала была начата реставрация разрушающейся часовни Сент-Шапель , а затем, между 1845 и 1850 годами, разрушенного собора Нотр-Дам де Пари , который был полуразрушен и лишен своего убранства. Реставрацию провели молодые Эжен Виолле-ле-Дюк (1834–1879) и Жан-Батпис-Антуан Лапсюс (1807–1857).

Движение за возрождение готики привело к строительству первой неоготической церкви в Париже, базилики Святой Клотильды , начатой ​​в 1845 году архитекторами Кристианом Гау и Тедором Баллю. Новая церковь имела две башни, чисто готический неф и апсиду, с обилием скульптуры и витражей, но была несколько более линейной и обтекаемой, следуя классической тенденции. Тем не менее, проект был жестко оценен строго неоклассическим факультетом Школы изящных искусств , который осудил его как «плагиат» и «ложную готику». [21]

Заметный сдвиг во французской официальной архитектуре произошел в 1830-х годах, когда изменилось направление Академии изящных искусств. Преданный классицист Катремер де Кинси ушел, и Академия обратилась к архитектуре итальянского Возрождения как к новой модели. Основными примерами являются библиотека Сент-Женевьев в Париже работы Анри Лабруста (1844–1850) с фасадом в стиле чистый ренессанс. Лабруст спроектировал интерьер этой библиотеки и читального зала Национальной библиотеки Франции с новаторским использованием новых материалов: он использовал чугунные колонны и арки в сочетании с упрощенными декоративными мотивами эпохи Возрождения, чтобы создать большие и элегантные открытые пространства с изобилием. естественного света. Архитектура итальянского Возрождения в сочетании с современными материалами также была принята для использования на новых железнодорожных вокзалах, построенных в Париже, особенно на Восточном вокзале Франсуа Дюкенуа. [22]

Позже, в 19 веке, некоторые архитекторы искали более экзотические источники. Византийская архитектура послужила источником вдохновения для создания некоторых французских зданий в конце 19 века, особенно куполов церкви Сакре-Кер в Париже, начатых Полем Абади (1874–1905). В Марселе находятся две замечательные романтические церкви: Марсельский собор (1852–1896) в романско-византийском стиле и Нотр-Дам де ла Гард , освященный в 1864 году.

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Томан 2007 , стр. 402–405.
  2. ^ Жан де Кайе. «Роберт, Хьюберт». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 13 января 2017 г.
  3. ^ Ферье, Жан-Луи, Приключения искусства в XIX веке (2008), с. 34
  4. ^ Jump up to: а б Томан 2007 , стр. 410–411.
  5. ^ Томан 2007 , с. 402.
  6. ^ «Марк-Шарль-Габриэль Глейр, 1806-1874» . Переписка Джеймса Макнила Уистлера . Университет Глазго . Проверено 5 апреля 2015 г.
  7. ^ Томан 2007 , с. 408.
  8. ^ Руж-Деко, Изабель, Грубость в Триумфальной арке , в книге Франсуа и Софа Руд , под редакцией Лоуренса Кайо, Досье de l'Art Hors Série , (2012), стр. 26–30
  9. ^ Толман, стр. 300–301.
  10. ^ Шарпантро, Словарь французской поэзии (2006), с. 924
  11. ^ Шарпантро, Словарь французской поэзии (2006), с. 921
  12. ^ Шарпантро, Словарь французской поэзии (2006), стр. 924
  13. ^ Фиерро, Альфред, История и словарь Парижа (1996), стр. 619
  14. ^ Вила, Мари Кристина, Paris Musique (2007) (на французском языке), стр. 132–133
  15. ^ Вила, Мари Кристина, Paris Musique (2007) (на французском языке), стр. 132–133
  16. ^ Отдых (2007), стр. 136–137
  17. ^ Кант, Мариан (2007). Кембриджский спутник балета. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 175–176.
  18. ^ Кант, Мариан (2007). Кембриджский спутник балета. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 175–176.
  19. ^ Сауле и Мейер 1997 , с. 92.
  20. ^ Томан 2007 , с. 99.
  21. ^ Томан 2007 , с. 101.
  22. ^ Томан 2007 , стр. 101–103.

Библиография

[ редактировать ]
  • Даркос, Ксавье, Проспер Мериме (1998) Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN   2-08-067276-2
  • Дюшер, Робер, Характеристики стилей (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN   2-08-011539-1
  • Феррье, Жан-Луи, Приключение искусства в XIX веке (2008), Hachette Éditions du Chêne, Париж (на французском языке) ISBN   978-2-84277-836-1
  • Рено, Кристоф и Лазе, Кристоф, Стили архитектуры и мебели , (2006), Жиссеро (на французском языке); ISBN   9-782877-474658
  • Уиллоу, Беатрикс; Мейер, Дэниел (1997). Путеводитель для посетителей Версаля . Версаль: Éditions Art-Lys. ISBN  9782854951172 .
  • Тексье, Симон (2012), Парижская панорама архитектуры от античности до наших дней , Париграмма, Париж (на французском языке), ISBN   978-2-84096-667-8
  • Томан, Рольф (2007) [2000]. Неоклассицизм и романтизм (на французском языке). Париж: HF Ульманн. ISBN  978-3-8331-3557-6 .
  • Вила, Мари Кристина (2007). Музыка Парижа . Париграмма. ISBN  978-2-84096-419-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06d316f84b05f30a4f05cd9e1f030412__1714621500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/12/06d316f84b05f30a4f05cd9e1f030412.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanticism in France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)