Романтизм во Франции
Вверху: «Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа (Лувр); В центре: Замок Шаллен-ла-Потери, замок эпохи Возрождения (1870-е годы). Внизу: Воображаемый вид на руины Большой галереи Лувра , Юбер Робер (1796) (Лувр) | |
Годы активности | конец 18-середина 19 века |
---|
Романтизм ( Romantisme по-французски) — литературное и художественное движение, возникшее во Франции в конце 18 века, во многом как реакция на формальность и строгие правила официального стиля неоклассицизма . Своего пика он достиг в первой половине XIX века в творчестве Франсуа-Рене де Шатобриана и Виктора Гюго , в поэзии Альфреда де Виньи ; картина Эжена Делакруа ; музыка Гектора Берлиоза ; а позже в архитектуре Шарля Гарнье . Начиная с конца 19 века, он постепенно был заменен движениями модерна , реализма и модернизма .
Рисование
[ редактировать ]Французскую романтическую живопись иногда называли «театральным романтизмом». В отличие от романтизма в Германии, он был основан не столько на выражении философских идей, сколько на достижении экстравагантных эффектов с драматическим использованием цвета и движения. Фигуры были перекручены или вытянуты, холсты были переполнены фигурами, линии порой были нечеткими. Используемые места часто были экзотическими, обычно в Египте или Турецкой империи. [1]
Одной из первых выдающихся фигур французской романтической живописи был Юбер Робер , известный особенно каприччи , живописными изображениями реальных или воображаемых руин в Италии и Франции. Большая галерея Лувра , разрушенная и заросшая виноградными лозами. В их число входил его взгляд на то, как будет выглядеть [2]
Анна Луи Жироде была одним из первых выдающихся художников французского романтизма. Ученик Жака Луи Давида . Его работа вызвала большое восхищение Наполеона; он написал «Тени французских героев, погибших в войнах за свободу», полученные Оссианом (1802) специально для главного салона дома Наполеона в Мальмезоне . В нем присутствовало таинственное освещение, символы, мифологические фигуры и театральные эффекты, которые должны были стать повторяющимися романтическими темами. [3]
Первым крупным художником французского романтизма был Теодор Жерико (1791–1824). Впервые он заработал себе репутацию, рисуя егерей императорской гвардии Наполеона. Однако его самой известной работой был « Плот Медузы » (1818–1819), основанный на реальном происшествии, показывающий выживших после кораблекрушения на плоту, отчаянно махающих руками, чтобы их заметил далекий корабль. Работа была написана с крайним реализмом после многочисленных исследований и самым драматичным образом передала смесь отчаяния и безнадежности пассажиров. [4] Французский художник, который чаще всего ассоциируется с романтизмом, — Эжен Делакруа (1798–1863). Делакруа семь раз безуспешно пытался поступить в Академию художеств; наконец, он вошел при политической поддержке министра иностранных дел Наполеона Талейрана . Любимыми авторами Делакруа были Шекспир и лорд Байрон , и он стремился ярко изобразить вершины трагедии. Делакруа представил драматический контраст действия, насилия и наготы в экзотической обстановке в своей «Смерти в Сарданапале» (1827), теме, вдохновленной Байроном. [1]
Работы Делакруа были примером другой тенденции романтизма — использования экзотической обстановки; во французском романтизме они обычно находились в Египте или на Ближнем Востоке. Он наиболее известен благодаря картине «Свобода, ведущая народ» (1830 г.), показанной в Салоне 1831 г., вдохновленной боем возле Отель де Виль в Париже во время июльской революции 1830 г. Полуобнаженная фигура Свободы, поднимающая флаг, В окружении насилия и смерти боя, рядом с маленьким мальчиком, поднимающим пистолет, слишком большой для его руки, было что-то новое и драматичное. [4]
- Воображаемый вид на руины Большой галереи Лувра , Юбер Робер (1796) (Лувр)
- Тени французских героев, погибших в войнах за свободу, полученные Оссианом Анн-Луи Жироде , (1802), Замок Мальмезон
- Плот Медузы работы Теодора Жерико (1818–1819) (Лувр)
- Свобода, ведущая народ , Эжен Делакруа (1830)
Поздняя романтическая живопись
[ редактировать ]Более поздняя романтическая живопись сохранила романтическое содержание, но в целом была более точной и реалистичной по стилю, адаптируясь к требованиям Французской академии. Важными фигурами в более поздней французской романтической живописи были уроженец Швейцарии Шарль Глейр (1806–1874), который специализировался на мифологических и ориенталистских сценах. Он писал в более реалистическом стиле и более бледными красками, чем ранние романтики, но его работы в равной степени были заряжены экзотикой. [5] Он был известен как педагог, и некоторые из его учеников позже стали выдающимися в самых разных стилях; среди них были Клод Моне , Пьер-Огюст Ренуар , Альфред Сислей и Джеймс Эбботт Макнил Уистлер . [6]
Томас Кутюр был еще одним выдающимся художником позднего романтического периода, сочетавшим историческую живопись и романтизм. Его самая известная картина — «Римляне в их упадке» (1847), огромное полотно размером почти пять на восемь метров, наполненное сценами упадка. Он был преподавателем в Школе изящных искусств и, как и Глейр, преподавал ряду известных более поздних художников, в том числе Эдуарда Мане , Анри Фантен-Латура и Пьера Пюви де Шаванна . В центре — полулежащая женщина с видом отчаяния, окруженная всеми возможными пороками Рима, в окружении статуй древнеримских героев, напоминающих о более добродетельной классической эпохе. [7]
- Египетский храм Шарля Глейра (1840 г.), Кантональный музей изящных искусств, Лозанна.
- Вечер, или Утерянные иллюзии Шарль Глейр (До 1843 г.), Лувр
- Римляне в период упадка , Томас Кутюр (1847), Музей Орсе.
Скульптура
[ редактировать ]Крупнейшим скульптором романтического направления во Франции был Франсуа Рюд (1784–1855). Самая известная его работа — «Отъезд добровольцев» на фасаде Триумфальной арки в Париже (1833–36), созданная на пике романтического движения, с ярким изображением страсти и ярости добровольцев, отправляющихся в путь. из Парижа в 1792 году отправился защищать Французскую революцию . Моделью для фигуры Гения войны, стоящей над остальными с распростертыми крыльями, мечом, направленным вперед и поднятой рукой, послужила жена Рюда, художница Софи Фремье . [8]
Еще одним заметным романтическим произведением Руда позже в этот период было пробуждение Напеолеона к бессмертию (1845–47). Наполеон в мундире с лавровым венком вылезает из савана и словно плывет вверх, над скалистым постаментом и телом орла. [9]
- Франсуа Рюд , Отъезд добровольцев (1833–36)
- Франсуа Рюд , Наполеон, пробуждающийся к бессмертию (1845–47)
Литература
[ редактировать ]В 1802 году Франсуа-Рене де Шатобриан , в возрасте тридцати четырех лет, опубликовал «Гений христианства» , описывая роль, которую религия должна играть в политике, литературе и искусстве. После успеха Наполеон назначил его секретарем своего посольства в Риме. Еще одного литературного успеха он добился в 1809 году с романом «Мученики» . Его творчество оказало большое влияние на последовавшее за ним поколение писателей.
В 1848 году романтическая литература достигла апогея с публикацией романа Дама с камелиями» « Александра Дюма-сына . Роман стал чрезвычайно успешной пьесой, а затем был преобразован в одну из самых успешных опер всех времен, «Травиату » Джузеппе Верди (1853).
Проспер Мериме был еще одной важной фигурой романтического движения. Его романтическая новелла «Кармен» , опубликованная в 1845 году, была преобразована Бизе в очень успешную оперу .
В романтической поэзии преобладали произведения четырех поэтов; Альфонс де Ламартин , Альфред де Виньи , Виктор Гюго и Альфред де Мюссе . Период романтической поэзии достиг своего пика в 1840-х годах, а концом движения в поэзии часто считают смерть Виктора Гюго в 1885 году. [10] его продолжали другие, в частности Шарль Бодлер , Теофиль Готье , Жерар де Нерваль и Поль Верлен . Однако до конца века [11]
Поэт Альфред де Мюссе дал характерно романтическое определение романтизма: «Романтизм — это плачущая звезда, кричащий ветер, дрожущая ночь, ароматный цветок, летающая птица… Это бесконечность. и звездное, теплое, сломанное, трезвое, и в то же время простое и круглое, ромбовидное, пирамидальное, яркое, сдержанное, объятое, бурное». [12]
- Франсуа-Рене де Шатобриан (1826)
- Альфонс де Ламартин (1831)
- Виктор Гюго (1853)
Театр
[ редактировать ]
Виктор Гюго был первой крупной фигурой французского романтического театра. Его пьеса «Эрнани» , премьера которой состоялась 23 февраля 1830 года в Театре Франсэ в Париже, за несколько месяцев до свержения французского короля Карла X и монархии Бурбонов, была своего рода манифестом романтизма. Это было воспринято как прямая атака на формальный классицизм французского театра. В театре происходили драки, поскольку более консервативные зрители смеялись над спектаклем. Позже по этой пьесе была поставлена успешная опера «Эрнани Верди » . Однако карьера Гюго как романтического драматурга продлилась недолго; его следующая работа, еще одна историческая пьеса «Les Burgraves» , премьера которой состоялась 22 апреля 1843 года, потерпела печальную неудачу, и Гюго полностью отказался от драматургии. Вместо этого парижский театр обратился к историческим драмам, таким как «Королева Марго» , Александра Дюма премьера которого состоялась 19 февраля 1847 года. [13]
Музыка
[ редактировать ]Гектор Берлиоз был самым известным французским композитором-романтиком. Его основные произведения включали «Фантастическую симфонию» и «Гарольд в Италии» , хоровые пьесы, в том числе « Реквием» и «Детство Христа» , а также три оперы: «Бенвенуто Челлини» , «Троянцы» и «Беатрис и Бенедикт» , «драматическую симфонию» «Ромео и Джульетта» и «драматическую симфонию». легенда « Осуждение Фауста» . [14]
Другой важной фигурой французского романтизма был Шарль Гуно , наиболее известный сегодня своими операми «Фауст» , «Ромео и Джульетта» и аранжировкой « Аве Мария» на мелодию Баха.
Французская музыка обогатилась благодаря присутствию некоторых из самых выдающихся композиторов-романтиков. Фредерик Шопен переехал в Париж в 1830 году, в возрасте 20 лет, и жил и творил там до своей смерти в 1849 году.
С 1824 года Джоаккино Россини жил и творил в Париже; он создал серию опер, в том числе «Осаду Коринфа» и оперу «Вильгельм Телль» с ее знаменитой увертюрой , премьера которой состоялась 3 августа 1829 года в Королевской музыкальной академии. Она не имела популярного успеха, и Россини ушел из написания опер. , хотя он прожил еще сорок лет. [15]
Композиторы Винченцо Беллини , Гаэтано Доницетти , Ференц Лист , Джузеппе Верди и Рихард Вагнер провели время в Париже в романтический период, сочиняя, влияя и находясь под влиянием его музыки. [16]
- Гектор Берлиоз (1845)
- Фредерик Шопен (1849)
- Шарль Гуно (1859)
- Джоаккино Россини (1855–57)
Балет
[ редактировать ]Романтический балет впервые появился в Париже в 1820-х годах, был разработан труппой и школой балета Парижской оперы и представлен в Зале Ле Пелетье. Одним из знаковых событий стал дебют в 1832 году в Париже балерины Марии Тальони в новом балете «Сильфида» . за ним следовали «Жизель» (1841 г.), «Пахита» (1846 г.), «Корсар» (1856 г.), «Папильон» (1860 г.), «Источник» (1866 г.) и «Коппелия» (1870 г.). [17]
Среди других знаменитых танцовщиц романтического балета были Карлотта Гризи , первая Жизель , и Каролина Розати , исполнившая роль Медоры в «Корсаре» (1856). Среди известных танцоров-мужчин был Люсьен Петипа , исполнивший роль графа Альбрехта в «Жизели» . С 1860 по 1868 год он был балетмейстером Парижской оперы. Его брат Мариус Петипа, также танцовщик, стал балетмейстером Императорского балета в Петербурге и создал серию романтических балетов, в том числе «Баядерку» (1877); и «Спящая красавица» (1890).
Романтический балет придал выдающееся значение балерине, где раньше звездами были танцоры-мужчины, и представил технику пуантов , когда балерины на носочках, казалось, плывут по сцене, а также использование пачки в качестве костюма для выступлений. . Другие новшества романтического балета включали отделение сценариста или автора от хореографа , а также использование специально написанной музыки одним композитором, а не стилизацию произведений нескольких композиторов. Изобретение газового освещения также усилило атмосферу романтического балета; это позволяло постепенно менять освещение и создавать ощущение тайны. В романтическом балете были представлены различные другие сценические устройства и иллюзии, в том числе использование люков и проволок, чтобы создать впечатление, что танцоры могут летать. [18]
- Мари Тальони в «Сильфиде» (1832)
- Карлотта Гризи в роли Жизели (1842)
- Люсьен Петипа в роли графа Альбрехта в опере «Жизель» (1845)
- Каролина Розати в роли Медоры в «Корсаре» (1856)
Архитектура
[ редактировать ]Романтическая архитектура во Франции была очень эклектичной, опираясь на более ранние периоды, особенно на готическую архитектуру , экзотические стили или на литературу и воображение.
Знаменитым ранним примером является Hameau de la Reine , созданный для королевы Марии-Антуанетты в парке Версальского дворца между 1783 и 1785 годами. Он был спроектирован королевским архитектором Ришаром Мике с помощью художника-романтика Юбера Робера . Он состоял из двенадцати построек, десять из которых существуют до сих пор, в стиле деревень Нормандии . Он был спроектирован для того, чтобы королева и ее друзья развлекались, играя в крестьян, и включал в себя фермерский дом с молочной фермой, мельницу, будуар, голубятню, башню в виде маяка, с которой можно было ловить рыбу в пруду. , бельведер, каскад и грот, а также роскошно обставленный коттедж с бильярдной для королевы. [19]
писатель Франсуа-Рене де Шатобриан Важную роль в популярности романтической архитектуры сыграл (1768–1848). В своих произведениях, в том числе «Гений христианства » (1802 г.), он критиковал то, что он считал материализмом Просвещения, и призывал к возвращению к христианским ценностям прежних лет через религиозные чувства, вдохновленные готической архитектурой . Он описал готический стиль как родную архитектуру Франции, сравнимую с ролью лесов в языческой религии галлов . [20]
Возрождению готического стиля во многом способствовала огромная популярность романа «Собор Парижской Богоматери» , Виктора Гюго опубликованного в 1821 году. Это привело к движению за реставрацию собора и к созданию в 1837 году комиссии по реставрации собора. «Исторические памятники», возглавляемый Проспером Мериме , который сам был автором популярных новелл и рассказов в романтическом стиле. Сначала была начата реставрация разрушающейся часовни Сент-Шапель , а затем, между 1845 и 1850 годами, разрушенного собора Нотр-Дам де Пари , который был полуразрушен и лишен своего убранства. Реставрацию провели молодые Эжен Виолле-ле-Дюк (1834–1879) и Жан-Батпис-Антуан Лапсюс (1807–1857).
Движение за возрождение готики привело к строительству первой неоготической церкви в Париже, базилики Святой Клотильды , начатой в 1845 году архитекторами Кристианом Гау и Тедором Баллю. Новая церковь имела две башни, чисто готический неф и апсиду, с обилием скульптуры и витражей, но была несколько более линейной и обтекаемой, следуя классической тенденции. Тем не менее, проект был жестко оценен строго неоклассическим факультетом Школы изящных искусств , который осудил его как «плагиат» и «ложную готику». [21]
Заметный сдвиг во французской официальной архитектуре произошел в 1830-х годах, когда изменилось направление Академии изящных искусств. Преданный классицист Катремер де Кинси ушел, и Академия обратилась к архитектуре итальянского Возрождения как к новой модели. Основными примерами являются библиотека Сент-Женевьев в Париже работы Анри Лабруста (1844–1850) с фасадом в стиле чистый ренессанс. Лабруст спроектировал интерьер этой библиотеки и читального зала Национальной библиотеки Франции с новаторским использованием новых материалов: он использовал чугунные колонны и арки в сочетании с упрощенными декоративными мотивами эпохи Возрождения, чтобы создать большие и элегантные открытые пространства с изобилием. естественного света. Архитектура итальянского Возрождения в сочетании с современными материалами также была принята для использования на новых железнодорожных вокзалах, построенных в Париже, особенно на Восточном вокзале Франсуа Дюкенуа. [22]
Позже, в 19 веке, некоторые архитекторы искали более экзотические источники. Византийская архитектура послужила источником вдохновения для создания некоторых французских зданий в конце 19 века, особенно куполов церкви Сакре-Кер в Париже, начатых Полем Абади (1874–1905). В Марселе находятся две замечательные романтические церкви: Марсельский собор (1852–1896) в романско-византийском стиле и Нотр-Дам де ла Гард , освященный в 1864 году.
- Деревенская деревушка, созданная для Марии-Антуанетты Ришаром Миком и Юбером Робером в Версальском дворце (1783–1785).
- Базилика Святой Клотильды, Париж, первая неоготическая церковь в Париже, построенная Кристианом Гау и Теодором Баллю (1846–1857).
- Библиотека Сент-Женевьева , Париж, автор Анри Лабруст (1844–1850)
- Зал Лабруста Национальной библиотеки Франции на улице Ришелье.
- Романско-византийский Нотр-Дам де ла Гард в Марселе (1853–1864 гг.)
- Интерьер Нотр-Дам де ла Гард в Марселе (освящен в 1864 г., закончен в 1874 г.)
- Марсельский собор (в романско-византийском стиле 1852–1896 гг.),
- Базилика Сакре-Кер в Париже в византийском стиле по проекту Поля Абади (1874–1905).
- Замок Шаллен-ла-Потери - замок эпохи Возрождения (1870-е годы).
- Оперный театр Пале Гарнье в Париже (1861–1875).
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Томан 2007 , стр. 402–405.
- ^ Жан де Кайе. «Роберт, Хьюберт». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 13 января 2017 г.
- ^ Ферье, Жан-Луи, Приключения искусства в XIX веке (2008), с. 34
- ^ Jump up to: а б Томан 2007 , стр. 410–411.
- ^ Томан 2007 , с. 402.
- ^ «Марк-Шарль-Габриэль Глейр, 1806-1874» . Переписка Джеймса Макнила Уистлера . Университет Глазго . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Томан 2007 , с. 408.
- ^ Руж-Деко, Изабель, Грубость в Триумфальной арке , в книге Франсуа и Софа Руд , под редакцией Лоуренса Кайо, Досье de l'Art Hors Série , (2012), стр. 26–30
- ^ Толман, стр. 300–301.
- ^ Шарпантро, Словарь французской поэзии (2006), с. 924
- ^ Шарпантро, Словарь французской поэзии (2006), с. 921
- ^ Шарпантро, Словарь французской поэзии (2006), стр. 924
- ^ Фиерро, Альфред, История и словарь Парижа (1996), стр. 619
- ^ Вила, Мари Кристина, Paris Musique (2007) (на французском языке), стр. 132–133
- ^ Вила, Мари Кристина, Paris Musique (2007) (на французском языке), стр. 132–133
- ^ Отдых (2007), стр. 136–137
- ^ Кант, Мариан (2007). Кембриджский спутник балета. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 175–176.
- ^ Кант, Мариан (2007). Кембриджский спутник балета. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 175–176.
- ^ Сауле и Мейер 1997 , с. 92.
- ^ Томан 2007 , с. 99.
- ^ Томан 2007 , с. 101.
- ^ Томан 2007 , стр. 101–103.
Библиография
[ редактировать ]- Даркос, Ксавье, Проспер Мериме (1998) Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN 2-08-067276-2
- Дюшер, Робер, Характеристики стилей (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN 2-08-011539-1
- Феррье, Жан-Луи, Приключение искусства в XIX веке (2008), Hachette Éditions du Chêne, Париж (на французском языке) ISBN 978-2-84277-836-1
- Рено, Кристоф и Лазе, Кристоф, Стили архитектуры и мебели , (2006), Жиссеро (на французском языке); ISBN 9-782877-474658
- Уиллоу, Беатрикс; Мейер, Дэниел (1997). Путеводитель для посетителей Версаля . Версаль: Éditions Art-Lys. ISBN 9782854951172 .
- Тексье, Симон (2012), Парижская панорама архитектуры от античности до наших дней , Париграмма, Париж (на французском языке), ISBN 978-2-84096-667-8
- Томан, Рольф (2007) [2000]. Неоклассицизм и романтизм (на французском языке). Париж: HF Ульманн. ISBN 978-3-8331-3557-6 .
- Вила, Мари Кристина (2007). Музыка Парижа . Париграмма. ISBN 978-2-84096-419-3 .