Источник (Сен-Леон)

«Источник» («Весна») - это балет в трех действиях /четырех картинах на музыку Делиба Лео и Людвига Минкуса (Минкус: Акт I и Акт III, сцена 2/Делиб: Акт II и Акт III, сцена 1), который был Премьера состоялась в Париже в 1866 году в хореографии Артюра Сен-Леона . В 1878 году в Вене его называли Naïla, die Quellenfee ( Наила, Водяная нимфа ).
История
[ редактировать ]Хореографию поставил Артур Сен-Леон , который сотрудничал с Шарлем Нюиттером в либретто. Оригинальные проекты были созданы Эдуардом Деплешеном , Жаном-Батистом Лавастром , Огюстом Рубе , Шапероном (декорации) и Полем Лормье (костюмы). Первая постановка открылась в Императорском театре оперы в Париже 12 ноября 1866 года с Гульельминой Сальвиони (Найла), Эжени Фиокр (Нуредда) и Луи Меранте (Джемиль) в главных ролях. Спектакль не имел особого успеха: Сальвиони сочли неподходящим на роль Наилы. Однако в следующем году он одержал победу с Адель Гранцов в роли Найлы и оставался основой репертуара в течение следующих нескольких лет. Успешное возрождение 1872 года представило Риту Сангалли в главной роли, и именно для этой постановки были введены новые вариации Наилы, музыка, скорее всего, написанная самим Делибом (№ 12б и 23а в списке музыкальных номеров для фортепиано). балл, см. ниже).
Делиб был вторым хормейстером Парижской оперы и до этого писал оперетты, песни и духовную музыку. Сравнение музыки двух композиторов очень понравилось Делибу. [ 1 ] чьи произведения были сочтены «свежими и более ритмичными», при этом один критик предположил, что вся партитура балета должна была быть отдана Делибу. «Источник» стал его первым большим успехом, сделавшим его важным композитором балета. [ 2 ]
«Источник» был поставлен в Санкт-Петербурге в 1902 году с Ольгой Преображенской в роли Наили в постановке Ахилле Коппини . В 1907 году Нижинский дебютировал сольно в последнем акте «Источника» театра Мариинского . [ 3 ]
Балет был возрожден в 1925 году Агриппиной Вагановой в Ленинградском театре оперы и балета к ее ученице Марине Семёновой – над сценой из этого балета начала работать Марина Семёнова. [ 4 ]
Видео La source па-де-де , взятое из выпускного спектакля Академии русского балета имени Вагановой в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 2008 году, можно найти на YouTube. Хореография приписана Константину Сергееву после Коппини и, возможно, создана для Преображенской. ; Музыка написана Риккардо Дриго , автором большинства дополнительных танцев, добавленных в репертуар труппы в начале 20 века. [ 5 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]
Акт 1. По пути замуж за хана Генджиба красавица Нуредда и ее сопровождающие отдыхают у ручья в каменистой пустыне. Когда Нуредда любуется цветком, растущим в недоступном месте, Джемиль, молодой охотник, взбирается наверх и собирает его для нее. Нуредда в восторге и просит его назвать в качестве награды все, что он пожелает. Он просит ее поднять вуаль, чтобы он мог видеть ее лицо: в ярости она приказывает связать его и оставить на произвол судьбы. Однако его спасает нимфа Наила; она влюблена в него и обещает помочь ему добиться руки Нуредды.
Действие 2. В величественных дворцовых садах, где ханский двор ожидает прибытия Нуредды, гостям предлагаются развлечения: соло для фаворитов и танец для черкесских рабов. Под фанфары объявляется гость инкогнито (Джемиль), который предлагает подарки хану и его невесте. Посетитель просит Нуредду выбрать любой из подарков, и она выбирает украшенный драгоценными камнями цветок. Джемиль бросает его на землю, и из этого места волшебным образом бьет источник, и из фонтана появляется Найла. Она танцует, очаровывая хана, который становится перед ней на колени и умоляет ее стать его женой. Она соглашается при условии, что он уволит Нуредду, который в гневе уходит, когда хан ведет Наилу во дворец.
Акт 3. Джемиль теперь может преследовать Нуредду, но она по-прежнему отвергает его; поэтому он обращается к Наиле, которая говорит, что, если он заставит Нуредду полюбить его, она сама умрет. Джемиль соглашается, и когда он уходит с Нуреддой, Найла снова исчезает под землей, а источник высыхает.
Музыкальные номера по партитуре 1880 года.
[ редактировать ]Акт 1 (Леон Минкус)
- Прелюдия
- 1. Фантастическое введение
- 2. Эфемера – Танцевальная сцена
- 3. Сцена
- 4. Караванная прогулка
- 5. Колыбельная
- 6. Нет гузлы
- а) Андантино
- б) оживленный
- 7. Сцена
- 8. Танцевальная сцена (Появление Наилы)
- 9. Ложь
- 10. Сцена и танцы
- 11. Танец сильфид и эльфов
- 12. Вариация
- а) Вариация Наилы (Mlle. Salvioni) (1860)
- б) Новая вариация Наилы (Mlle. Sangalli) (1872 г., замена № 12а)
- 13. Сцена и танец
- 14. Галоп
- 15. Финальная сцена
Акт 2 (Лео Делиб)
- Введение
- 16. Сцена
- 17. Сцена: Прибытие Нуредды.
- 18. Развлечения
- а) Нет парусов
- б) Анданте
- в) Вариация
- г) черкесский танец
- 19. Сцена
- 20. Па де Наила. Скерцо-Полька
- 21. Сцена и никакого действия
- 22. Мазурка
- 23 сцена
- а) Новая вариация Наилы (Mlle Sangalli) (1872, замена № 20)
- б) Сцена
- 24. Танцевальный марш и финал.
Акт 3, сцена 1 (Лео Делиб)
- Введение
- 25. Сцена
- 26. Романтика
- 27. Финал
Акт 3, сцена 2 (Леон Минкус)
- 28 сцена
- 29 Сцена и танцы
«Найла» ложная
[ редактировать ]В 1867 году Делиба попросили добавить дивертисмент , известный как «Жарден аниме» или «Па де флёр», к возрождению балета Адольфа Адана « Корсар ». Частью его вклада был вальс, часто известный как вальс «Найла». Судя по всему, она была перенесена в одну из постановок «La Source», когда исполнялась под названием «Наила». Есть упоминания о версии этого названия, использующей только оригинальную музыку Делиба, хотя точные детали неуловимы. Можно предположить, что именно к этой постановке дивертисмент из « Корсара » вошёл в партитуру «Наилы».
«Источник» Люксы
[ редактировать ]Три оркестровые сюиты, состоящие из отрывков из балета, были аранжированы то ли Делибом, то ли кем-то другим. Во 2-й сюите есть музыка Минкуса, хотя сюиты приписываются Делибу.
Люкс 1
- а) Не шарфы ( № 18а, «Па де вуали», Делиб )
- б) Вариация ( № 18в, «Вариация», Делиба )
- в) Любовная сцена ( № 18б, 'Анданте', Делиб )
- г) Черкесский танец ( № 18д, «Танец черкешенки», Делиб )
Люкс 2
- а) Танцевальная сцена ( Слияние частей № 19, «Сцена», № 17, «Сцена. Прибытие Нуредды» и № 16, «Сцена», все Делиба . )
- б) Скерцо-Полька ( №20, 'Скерцо-Полька', Делиб )
- в) Па де ла гузла ( № 6а, '[Па де ла гузла] Андантино', Минкус , за которым следует часть № 16, 'Сцена', Делиб )
- г) Marche dansée et Final ( № 23b, «Сцена», Делиб , за ним следует № 24, «Marche dansée et Final», Делиб )
Люкс 3
- а) Заклинание ( разделы 2 и 3 № 25, «Сцена», Делиб , расположены в обратном порядке )
- б) Романс ( раздел 1 № 25, «Сцена», Делиб , за ним следует № 26, «Романс», Делиб )
- в) Интродукция и мазурка ( № 23а, «Новая вариация Найла», Делиба , за ней следует № 22, «Мазурка», Делиба .)
- г) Финал ( Вступительные такты № 16 «Сцена», за которыми следуют № 21 «Grand Pas d'action» и слегка сокращенная аранжировка № 27 «Финал». Делиб )
Сюиты содержат почти все произведения Делиба для «Источника» , хотя и расположены в порядке, рассчитанном на концертное исполнение.
Другие постановки
[ редактировать ]- Театр Ла Скала с хореографией Чезаре Марцагоры по мотивам Сен-Леона , Милан, 1875/1876 гг.
- New York City Ballet , хореография Джорджа Баланчина , премьера 23 ноября, Государственный театр Нью-Йорка , Линкольн-центр , 1968 год.
Дискография
[ редактировать ]Полная партитура (с сокращениями)
- Ричард Бониндж и оркестр Королевского оперного театра (1990) (Decca)
Люксы
- Эндрю Могрелия и оркестр словацкого радио (1995) (Наксос) - только сюиты 2 и 3
- Виктор Олоф и Suisse Romande Orchestra (1953) ( Decca ) - только сюита 1 (LW 5034)
Отрывки из части партитуры Делиба
- Чарльз Маккеррас и оркестр Королевского оперного театра (1956) (EMI)
- Питер Мааг и оркестр Парижской консерватории (1958) (Decca)
Оживленный сад - вклад Делиба в Адольфа Адана , включая вальс «Найла». «Корсар»
- Ричард Бониндж и Английский камерный оркестр (1992) (Decca)
В базе данных CHARM также перечислены другие записи отрывков из балета: Оркестр национального театра комической оперы под управлением Альберта Вольфа (1956) для Пате и Парижский филармонический оркестр под управлением Гюстава Клоэза (1930) для Одеона. [ 6 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Лео Делиб» , Ballet Notes, 2001. Проверено 11 июня 2005 года. Архивировано 19 августа 2005 года в Wayback Machine.
- ^ Сирл Х. Балетная музыка – введение, 2-е издание. Дувр, Нью-Йорк, 1973 год.
- ^ Нижинская Б. Ранние мемуары . Фабер и Фабер, Лондон и Бостон, 1981 год.
- ^ / ru: Marina Semenova / Семенова Марина Тимофеевна
- ^ Boryana Petrova and Dmitri Timofeyev, Vaganova Academy graduation performance, 2008, on YouTube
- ^ Дискографические данные из дискографии CHARM, Центра истории и анализа записанной музыки, < http://www.charm.kcl.ac.uk/about/about_structure >, дата обращения 15 мая 2013 г.