Jump to content

Риккардо Дриго

Маэстро Риккардо Эудженио Дриго. Санкт-Петербург , 1892 г.

Риккардо Эухенио Дриго ( Канада (30 июня 1846 — 1 октября 1930) — итальянский композитор балетной музыки и итальянской оперы , театральный дирижёр и пианист .

Дриго наиболее известен своей долгой карьерой капельмейстера и музыкального директора Императорского балета Санкт -Петербурга , Россия , для которого он сочинял музыку к оригинальным произведениям и возрождениям хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова . Дриго также был руководителем итальянских оперных постановок оркестра Императорского Мариинского театра . За время своей карьеры в Санкт-Петербурге Дриго дирижировал премьерами и регулярными постановками почти всех балетов и итальянских опер, ставившихся на царской сцене.

Дриго в равной степени известен своими оригинальными полноформатными композициями для балета, а также большим каталогом дополнительной музыки, написанной специально для вставки в уже существующие произведения. Дриго также известен своими адаптациями уже существующих партитур, таких как издание 1895 года Петра Ильича Чайковского партитуры для «Лебединого озера» . Многие пьесы на музыку Дриго исполняются до сих пор и считаются краеугольными камнями классического балетного репертуара.

Риккардо Эухенио Дриго родился в Падуе , Италия , 30 июня 1846 года. Его отец Сильвио Дриго был адвокатом , а мать, знатная Лупати, занималась политикой. Никто из семьи Дриго не отличался музыкой, но в пять лет он начал брать первые уроки игры на фортепиано у друга семьи, венгра Антонио Йорича . Дриго быстро преуспел и в раннем подростковом возрасте стал местной знаменитостью как пианист. Его отец в конце концов согласился позволить Дриго посещать престижную Венецианскую консерваторию , где он учился у Антонио Буццоллы , ученика Гаэтано Доницетти . Свои первые сочинения Дриго написал еще в раннем подростковом возрасте, в основном это были романсы и вальсы . В 1862 году ему разрешили исполнить некоторые из своих произведений с местным любительским оркестром в Падуе. Благодаря этому выступлению молодой Дриго начал проявлять интерес к дирижированию.

Дриго получил свою первую должность в оперном театре в качестве пианиста и переписчика на репетициях в Гарибальди Театре в Падуе в 1866 году. Его первая серьезная возможность в качестве театрального дирижера появилась в 1867 году, когда капельмейстер Театра Гарибальди заболел накануне премьеры «Константино». « Трехактная опера-буфф Далл'Арджина Два медведя ». Когда концертмейстер отказался дирижировать выступлением, он порекомендовал Дриго хотя бы потому, что пианист на репетиции должен был хорошо знать партитуру. Дирижирование Дриго имело успех, и вскоре он был назначен вторым капельмейстером.

В 1878 году во время оперного сезона в Падуе директор Императорских театров Санкт-Петербурга барон Карл Карлович Кистер присутствовал на представлении «Любовного напитка» Доницетти , которым дирижировал Дриго. Кистер был очень впечатлен дирижерским талантом Дриго, который был достигнут без помощи партитуры. Затем Дриго подарил Кистеру некоторые из своих сочинений, что побудило Кистера предложить Дриго шестимесячный контракт на дирижирование Императорской итальянской оперой в Санкт-Петербурге.

Caricature of Riccardo Drigo from the book The Russian Ballet in Caricatures ( Рускій балетъ въ карикатурахъ ) by the brothers Νikolai and Sergei Legat.

Практически сразу после прибытия в Петербург Дриго дирижировал всем репертуаром Императорской итальянской оперы, выступавшей в то время в Императорском Мариинском театре . Он произвел большое впечатление на руководство, дирижируя по памяти такие произведения, как Верди » «Аида и «Бал-маскарад» . В императорской России было принято подробно освещать все театральные представления в газетах, и о выступлениях Дриго всегда сообщалось с похвалой — «… молодой господин останется здесь надолго…», — прокомментировал один обозреватель после посещения опера, которой дирижировал Дриго.

Композитор и дирижер

[ редактировать ]

Императорская итальянская опера была распущена императором Александром III в 1884 году с целью укрепить искусство русской оперетты. В результате Дриго, капельмейстер компании, остался без должности. В 1886 году капельмейстер Санкт-Петербургского Императорского балета Алексей Папков ушел в отставку после тридцати четырех лет службы, оставив труппу без главного дирижера. Дриго занял эту должность перед началом сезона 1886–1887 годов, дебютировав в качестве балетного дирижера 7 октября [ OS 25 сентября] 1886 года со спектаклем старого великого балета «Дочь фараона » на музыку Чезаре Пуни . Это было самое популярное произведение в репертуаре Императорского балета. На спектакле присутствовали Император и Императрица Мария Федоровна , оба были фанатичными балетоманами и щедро содержали Императорские театры. Император был настолько впечатлен дирижированием Дриго, что во время последнего вызова на занавес он аплодировал дирижеру стоя и приказал остальному залу последовать его примеру.

Официальный автор балетной музыки Императорского театра австриец Людвиг Минкус ушел со своего поста в 1886 году. Директор Санкт-Петербургских Императорских театров Иван Всеволожский упразднил тогда должность штатного балетмейстера, стремясь разнообразить музыку, поставляемую для новых работает. Поскольку Дриго был хорошо известен как композитор, Всеволожский нанял его одновременно и в качестве капельмейстера, и в качестве музыкального руководителя. Эта должность требовала от Дриго выполнения всех обязанностей штатного композитора по адаптации и исправлению партитур по указанию композитора. балетмейстер.

Императорского театра Известный мэтр балета , француз Мариус Петипа , в 1886 году возродил Жюля Перро 1841 года романтический шедевр «Эсмеральда» для приглашенной итальянской балерины Вирджинии Зукки. Для возрождения Дриго было поручено отреставрировать старую партитуру Чезаре Пуни. . Дриго было поручено сочинить четырехчастное па-д'акшн, чтобы продемонстрировать драматический дар балерины Цукки, которое также включало виртуозные соло для скрипки и виолончели, причем соло на скрипке было создано специально для великого Леопольда Ауэра , главного скрипача Императорского театра. оркестр. Премьера возрождения «Эсмеральды» с большим успехом состоялась 29 декабря [ OS 17 декабря] 1886 года в присутствии императорской семьи. Дриго Pas d'action остается частью партитуры «Эсмеральды» и по сей день и часто извлекается из полнометражного произведения как «Па-де-шесть Эсмеральды» .

Фотография Дриго (человек справа в белом) и оркестра Императорского Мариинского театра из Ежегодника Императорских театров. Санкт-Петербург, ок. 1905 год

После успеха работы над партитурой «Эсмеральды » режиссер Всеволожский дал Дриго первое поручение сочинить полную балетную партитуру. Это был » « Очарованный лес , который был не только первым полнометражным балетом Дриго, но и первым оригинальным произведением, поставленным недавно назначенным вторым мэтром балета Императорского театра Львом Ивановым . Спектакль «Очарованный лес» был поставлен специально к ежегодному выпускному спектаклю Императорского балетного училища , где в главных ролях играли лучшие выпускники. Премьера произведения состоялась 5 апреля [ OS 24 марта] 1887 года на сцене школьного театра, а затем была переведена на сцену Мариинского театра, где состоялась его премьера 1 июня [ OS 15 мая] 1887 года с итальянской балериной Эммой Бессоне. в главной роли Ильки. Хотя хореография Иванова не получила одобрения, партитура Дриго получила высокую оценку. критик петербургской газеты « Новое время» . Об этом пишет

...музыка этого балета выдающаяся в симфоническом смысле, раскрывает опытного композитора, человека со вкусом и прекрасного оркестратора. В нем красивые мелодии, не заезженные ритмы, все слушается с удовольствием от начала и до конца.

В 1888 году Мариус Петипа готовил свою следующую работу, «Весталь» , действие которой происходит в Древней Римской империи . Партитуру написал музыкальный критик Михаил Иванов , написавший то, что в то время считалось в высшей степени симфонической партитурой для балета. Произведение было создано для итальянки Елены Корнальбы , которая обратилась к Петипа с просьбой предоставить дополнительную, более танцевальную музыку для своих сольных номеров. Только что увидев исполнение « Очарованного леса» , она попросила Дриго стать композитором, ответственным за необходимые ей дополнительные танцы. Дриго сочинил две дополнительные вариации Корнальбы, известные как L'echo ( «Эхо» ), которые были написаны как канон ; и вальс-миньон ( «Сладкий вальс» ). Дриго также написал дополнительную вариацию персонажа Купидона, известную как Л'амур , и вариацию балерины Марии Горшенковой . Три из этих произведений были позже опубликованы.

Талисман

[ редактировать ]
Вацлав Нижинский в костюме Бога Ваю в возрожденной версии Николая Легата «Дриго/Петипа Ле Талисман» . Санкт-Петербург, 1909 г.

Когда строились планы по поводу следующего балета с Еленой Корнальба в главной роли, балерина попросила, чтобы композитором всей партитуры стал Дриго. Это был «Талисман» ( «Талисман» ), произведение, в котором рассказывалась история индуистской богини, спустившейся с небес, чтобы испытать свое сердце против искушений земной любви. Премьера балета состоялась 6 февраля [ OS 25 января] 1889 года по случаю бенефиса Корнальбы. Несмотря на роскошную постановку с множеством вдохновенных хореографических эпизодов, сюжет балета показался скучным как критикам, так и зрителям. Тем не менее современные критики назвали партитуру Дриго шедевром балетной музыки. Художник Александр Бенуа рассказал в своих мемуарах о своем крайнем восторге от партитуры Дриго, которая, по его словам, вдохновила его на «краткое увлечение» в молодом студенте Санкт-Петербургского государственного университета :

Меня привлекла простая и очаровательная музыка Дриго (к «Талисману» Петипа ). На самом деле (я) был так доволен этим на премьере, что не мог перестать аплодировать и даже был вынужден воскликнуть : «Mais puisque, Excellence, c'est un шедевр!»

В последующие годы Дриго неоднократно получал заказы от Мариуса Петипа и Льва Иванова на сочинение дополнительных вариаций , па и второстепенных танцев для включения в старые балеты. К моменту отъезда Дриго из России в 1919 году почти каждый балет в репертуаре Императорских театров Санкт-Петербурга содержал множество собственных дополнительных произведений композитора. Позже Дриго отметил в своих мемуарах, что он сочинил около 80 таких произведений и редко получал за них дополнительную плату. В конце XIX века Петипа начал все чаще возобновлять старые балеты, и балетмейстер неизменно призывал Дриго соответствующим образом пересмотреть и дополнить партитуры.

Дриго поселился в Гранд-отеле Санкт-Петербурга в 1889 году, который оставался его домом в течение следующих тридцати лет. Именно в это время у Дриго сложилась близкая дружба с Петром Ильичем Чайковским , который находился в процессе сочинения партитуры к «Спящей красавице» Петипа . Накануне генеральной репетиции балета Дриго заболел и спросил Чайковского, может ли он сам дирижировать оркестром. К удивлению Дриго, Чайковский настоял на том, что, если он будет дирижировать оркестром, он испортит свою партитуру, и поэтому Дриго, все еще больной, согласился провести репетицию. Застенчивый и сдержанный Чайковский всегда был благодарен Дриго за его исключительное дирижирование, особенно после премьеры 3 января [ OS 15 января] 1890 года. В конечном итоге Дриго дирижировал почти 300 спектаклями «Спящей красавицы» в Мариинском театре. Два года спустя Дриго дирижировал премьерой следующего произведения Чайковского, «Щелкунчик» , 18 декабря [ OS 6 декабря] 1892 года.

Волшебная флейта и пробуждение Флоры

[ редактировать ]

Дриго написал еще одну партитуру для ежегодного выпускного спектакля Императорской балетной школы в 1893 году. Это был одноактный балет La Flûte magique ( «Волшебная флейта» ), в котором рассказывалась история заколдованного инструмента, который заставлял танцевать всех в пределах слышимости, когда он было сыграно. Балет был поставлен Львом Ивановым, премьера состоялась 4 февраля [ OS 23 января] 1893 года и имела большой успех на сцене театра балетного училища. Среди актерского состава был молодой Михаил Фокин в главной роли Люка. Благодаря успеху студенческого спектакля «Волшебная флютта» была передана в Мариинский театр, где была представлена ​​в расширенной постановке 23 апреля [ OS 11 апреля] 1893 года. Партитура Дриго получила высокую оценку критиков:

Г-н Дриго поражает слушателя своей способностью создавать почти безграничное разнообразие прекрасных танцевальных ритмов и мелодий, включая при этом богатую, почти симфоническую оркестровку.

Следующая партитура Дриго была написана к балету Петипа Пробуждение Флоры « » анакреонтическом одноактному балету, поставленному специально для торжеств, состоявшихся в Петергофском дворце в честь свадьбы Великой Княгини Ксении Александровны с Великий князь Александр Михайлович . Премьера 6 августа [ OS 25 июля] 1894 года стала грандиозным событием, на которую собрался весь императорский двор. За музыку к «Пробуждению Флоры » император Александр III наградил Дриго орденом Святой Анны .

Страница из иллюстрированного либретто к балету Риккардо Дриго «Жемчужина» , взятого из программы торжеств, состоявшихся в Императорском Большом театре Москвы в честь коронации царя Николая II и императрицы Александры Федоровны . 29 мая [ OS 17 мая] 1896 г.

Как и «Магическая флютта» , «Пробуждение Флоры» было перенесено на сцену Мариинского театра, где оно было впервые представлено 20 января [ OS 8 января] 1894 года. Балет вскоре стал фаворитом балерин той эпохи. , среди них Матильда Кшесинская (создавшая главную роль Флоры), Тамара Карсавина и особенно Анна Павлова , которая включила сокращенную версию произведения в свои легендарные мировые турне.

Лебединое озеро

[ редактировать ]

В конце 1894 года Дриго подготовил важную переработку партитуры Чайковского для «Лебединого озера» , первоначально поставленной в Императорском Большом театре в Москве в 1877 году. После успеха «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» интерес проявил Иван Всеволожский — директор театров Санкт-Петербурга. в возрождении балета. Позже Дриго вспоминал:

...Я знал о недовольстве (Чайковского) инструментовкой « Лебединого озера » и о том, что он намеревался заняться этим вопросом, но ему так и не удалось этого сделать.

Чайковский умер 6 ноября [ OS 25 октября] 1893 года, когда планы по возрождению «Лебединого озера» начали реализовываться. Возрождение всего произведения было запланировано на сезон Императорского балета 1894–1895 годов в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Брат Чайковского Модест одобрил поручить Дриго доработать партитуру, что композитор и сделал в соответствии с указаниями Петипа. В своих мемуарах Дриго коснулся своей редакции партитуры:

...мне, как хирургу, пришлось сделать операцию на «Лебедином озере» , и я боялся, что не уловлю индивидуальность великого русского мастера.

Премьера возрождения состоялась 27 января [ OS 15 января] 1895 года в Мариинском театре с примой-балериной ассолюта Пьериной Леньяни в двойной роли Одетты и Одиллии. Версия Дриго партитуры Чайковского осталась окончательной версией « Лебединого озера» и до сих пор в той или иной степени используется балетными труппами по всему миру. Тем не менее, Дриго редко отдают должное, когда вносятся его правки.

Ла Перль

[ редактировать ]

Следующей партитурой Дриго для балета стала грандиозная пьеса «Жемчужина» (иногда известная по-русски как «Прелестная жемчужина» «Красивая жемчужина» ), поставленная специально для гала-концерта, состоявшегося в Императорском Большом театре Москвы в честь коронации царя Николая II. и императрица Александра Федоровна . Премьера балета состоялась 29 мая [ OS 17 мая] 1896 года после исполнения оперы Глинки « Жизнь за царя».

Миллионы Арлекина

[ редактировать ]

В 1899 году Петипа приступил к работе над сценарием балета по эпизодам итальянской комедии дель арте , который он назвал Les Millions d’Arlequin ( «Миллионы Арлекина» ). Премьера балета состоялась в Императорском театре Эрмитажа 23 февраля [ OS 10 февраля] 1900 года с Матильдой Кшесинской в ​​роли Коломбины и танцовщиком Дьёрдь Кякштом в роли Арлекина. Среди аудиенций были Император и Императрица, а также весь императорский двор. Сразу после последнего занавеса обычно приглушенная придворная публика разразилась бурными аплодисментами. Композитору был оказан бурный прием, когда он вышел перед занавесом и был окружен толпой нескольких великих князей, которые спотыкались друг о друга в энтузиазме, чтобы поздравить его с его музыкой.

Из-за своего восторга от партитуры Дриго императрица заказала еще два придворных представления « Миллионов Арлекина» на сцене Мариинского театра, первое из которых состоялось 26 февраля [ OS 13 февраля] 1900 года. Когда планировалось опубликовать «Миллионы Арлекина» Дриго, партитуру в фортепианной обработке издателя Циммермана , многие коллеги Дриго убеждали композитора посвятить партитуру Императрице. Затем запрос Дриго был передан министру императорского двора, что привело к длительной переписке комиссии, созданной для расследования того, достойны ли характер, происхождение и музыка Дриго того, чтобы он предложил посвящение российской императрице. Реакция была положительной, и посвящение было любезно принято.

Поздние годы в России

[ редактировать ]

Весной 1902 года Дриго и группа танцоров Императорского балета были приглашены Раулем Гюнсбургом , директором Оперы Монте-Карло , для постановки балета в Монако . Дриго написал музыку к балету-дивертисменту « Лазурный берег» ( Лазурный берег ), поставленному на либретто принца Альберта I. Премьера балета состоялась в Зале Гарнье 30 марта 1902 года с участием примы-балерины Ольги Преображенской .

Последняя оригинальная полнометражная балетная партитура Дриго стала также последним произведением Мариуса Петипа — фантастическим Романсом о бутоне розы « и бабочке ». Премьера балета должна была состояться в Императорском театре Эрмитажа 5 февраля [ OS 23 января] 1904 года, но была внезапно отменена по официальной причине - начало русско -японской войны .

Маэстро Риккардо Эудженио Дриго. Санкт-Петербург, 1903 год.

Дриго отдыхал в своей родной Италии во время начала Первой мировой войны в 1914 году, что помешало ему вернуться в Россию еще на два года. Вскоре после прибытия в Петроград его выселили из дома в Гранд-отеле, который был превращен в офис вновь созданного советского правительства. Какое-то время Дриго был вынужден жить в значительной нищете в лагере с группой своих собратьев-итальянских эмигрантов. Позже он вспоминал в своих воспоминаниях о многих холодных вечерах, которые он провел со своим близким другом и коллегой Александром Глазуновым, часами ожидая в очередях за хлебом, а затем везя пайки домой по снегу на санях. Во время своего первого выступления в качестве дирижера после возвращения в бывший Императорский Мариинский театр Дриго получил пятнадцатиминутные овации публики.

Дриго возвращается в Италию

[ редактировать ]

В 1919 году Дриго наконец репатриировали в родную Италию. На прощальный гала-концерт в бывшем Императорском Мариинском театре балетмейстер Федор Лопухов поставил новую версию последней совместной работы Дриго и Петипа — балета « Романс бутона розы и папийона», который Лопухов поставил под названием «Сказка». du bouton ( «Сказка о бутоне розы» ). В завершение гала-концерта знаменитый бас Федор Шаляпин прочитал эмоциональную прощальную речь на итальянском и русском языках. Разрешив взять с собой только 60 килограммов, Дриго оставил все свои вещи в России, за исключением коллекции своих рукописных партитур, которую он использовал в качестве подушки во время своего двухмесячного путешествия в Падую через Одессу и Константинополь .

В 1920 году Дриго принял должность капельмейстера театра Гарибальди в Падуе, где много лет назад начал свою карьеру. В 1926 году он сочинил комическую оперу Flaffy Raffles для оперной труппы падуанского театра Верди, а в 1929 году была дана его последняя работа — опера Il garofano bianco ( «Белая гвоздика ») в театре Гарибальди. Остаток своей жизни он провел, дирижируя и сочиняя мессы и различные песни.

Риккардо Дриго умер 1 октября 1930 года в возрасте 84 лет на своей родине, в Падуе. Сейчас в Падуе есть улица, названная в его честь Виа Риккардо Дриго .

Работает

[ редактировать ]
  • Slonimskiy, Yuriy The Personal Reminiscenes of R. E. Drigo . Muzykal'naya Zhizn (Musical Life). No. 23, 1973.
  • Петипа, Мариус. Дневники Мариуса Петипа . Пер. и Эд. Линн Гарафола. Опубликовано в журнале «Исследования по истории танца – 3.1» (весна 1992 г.).
  • Petipa, Marius. Memuary Mariusa Petipa solista ego imperatorskogo velichestva i baletmeistera imperatorskikh teatrov ( The Memoirs of Marius Petipa, Soloist of His Imperial Majesty and Ballet Master of the Imperial Theatres ).
  • Шерер, Бэрримор Лоуренс. Риккардо Дриго: Тост за царей . Опубликовано в «Новости балета» – январь 1982 г., стр. 26–28.
  • Шунеман, Брюс Р. Минор Композиторы балета: биографические очерки шестидесяти шести недооцененных, но важных участников западной балетной музыки .
  • Травалья, Сильвио. Риккардо Дриго: человек и художник .
  • Уайли, Роланд Джон. Балеты Чайковского
  • Уайли, Роланд Джон. Жизнь и балеты Льва Иванова .
  • Уайли, Роланд Джон. Воспоминания Р.Э. Дриго, Часть I. Опубликовано в The Dancing Times – май 1982 г., стр. 577–578.
  • Уайли, Роланд Джон. Мемуары Р.Э. Дриго, Часть II . Опубликовано в The Dancing Times – июнь 1982 г., стр. 661–662.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f7399fa39e69ca2a87d730bc9f968a7__1716475740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/a7/9f7399fa39e69ca2a87d730bc9f968a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Riccardo Drigo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)