Александр Бенуа
Александр Бенуа | |
---|---|
Александр Бенуа | |
![]() Портрет Бенуа работы Леона Бакста , 1898 г. | |
Рожденный | 3 мая 1870 г. Санкт-Петербург , Российская Империя |
Умер | 9 февраля 1960 г. (89 лет) Париж , Франция |
Место отдыха | Батиньольское кладбище , Париж. |
Национальность | Русский, позже французский |
Образование | Санкт-Петербургский Императорский Университет |
Род занятий | Художник, историк |
Движение | Mir Iskusstva , Art Nouveau , Aesthetic |
Супруг | Анна Карловна Вид |
Родитель |
|
Семья | Бенуа |
( ) Николаевич Александр Александр romanized: Aleksandr Nikolayevich Benua; 3 May [O.S.Бенуа [1] [2] - 9 февраля 1960 г.) [3] был российским художником, искусствоведом, историком, защитником природы одним из основателей и художественного движения и журнала «Мир искусства». [1] [4] Будучи дизайнером «Русского балета» под руководством Сергея Дягилева , Бенуа оказал, как считается, основополагающее влияние на современный балет и сценографию . [4]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Александр родился в творческой и интеллектуальной семье Бенуа XIX — начала XX веков , видных представителей русской интеллигенции . Его мать Камилла (рус. Камилла Альбертовна Кавос, а затем Бенуа) была внучкой Каттерино Кавоса . Его отцом был Николай Бенуа , русский архитектор. Среди его братьев были Альберт , художник, и Леон , также известный архитектор. Его сестра Мария вышла замуж за композитора и дирижера Николая Черепнина (с которым Александр будет работать). Не планируя карьеру в искусстве, Александр в 1894 году окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета .
Начало художественной карьеры
[ редактировать ]
Три года спустя, находясь в Версале , Бенуа написал серию акварелей, изображающих «Последние прогулки Людовика XIV» . Когда они были выставлены Павлом Третьяковым в 1897 году, они привлекли к нему внимание Сергея Дягилева и художника Леона Бакста . Вместе эти трое мужчин основали художественный журнал и движение «Мир искусства », которое продвигало эстетическое движение и модерн в России. [4]
В течение первого десятилетия нового века Бенуа продолжал редактировать «Мир искусства» , но также преследовал свои научные и художественные интересы. Написал и опубликовал несколько монографий о русском искусстве XIX века и Царском Селе . В 1903 году Бенуа напечатал иллюстрации к « поэме Пушкина Медный всадник» — произведение, с тех пор признанное одной из вех жанра. В 1904 году он опубликовал свой «Алфавит в картинках», одновременно детский букварь и тщательно продуманную книгу по искусству, копии которой на аукционе продаются за 10 000 долларов США. [5] Иллюстрации из этого тома были представлены на видеопрезентации во время церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году .
В 1901 году Бенуа был назначен сценическим руководителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге, концертной площадки Императорского Русского балета . Он переехал в Париж в 1905 году и после этого большую часть своего времени посвятил сценическому дизайну и декорированию. [4]
В эти годы его работа с «Русским балетом» Дягилева была новаторской. Его декорации и костюмы к постановкам «Сильфиды» (1909), «Жизели» (1910) и «Петрушки» (1911) относятся к числу его величайших триумфов. Хотя Бенуа работал преимущественно с «Русским балетом», он также сотрудничал с МХАТом и другими известными театрами Европы .
Пережив потрясения русской революции 1917 года , Бенуа добился признания своей учености; он был выбран хранителем галереи старых мастеров в Эрмитаже в Ленинграде фамильную реликвию своего брата Леонардо да Винчи , картину Мадонны , где он служил с 1918 по 1926 год. За это время он приобрел для музея . Она стала известна как Мадонна Бенуа . Бенуа опубликовал свои «Мемуары» в двух томах в 1955 году.
В 1927 году он покинул Россию и поселился в Париже. [1] После переезда во Францию он работал преимущественно сценографом. [1]
Семья
[ редактировать ]
В 1894 году Александр женился на Анне Карловне Кинд из известной русской музыкальной семьи. Впервые они встретились в 1876 году, когда Александр учился музыке у патриарха семьи Карла Ивановича Кинда (впервые приехавшего в Россию в конце 1840-х годов, став первым скрипачом оркестра петербургской оперы). [6] Александр играл центральную роль в российском художественном сообществе как до, так и после революции. Анна всегда была рядом с ним. Ее присутствие положительно запомнилось в художественных кругах благодаря нескольким упоминаниям таких художников, как Мстислав Добужинский . Она была моделью художника Леона Бакста . [7] Valentin Serov , [8] Zinaida Serebriakova , [9] и другие.
Известные члены семьи включают:
- Сын Александра, Никола Александрович Бенуа (также известный как Николай Бенуа), родился в 1901 году и стал знаменитым оперным художником, создавая костюмы и декорации для оперных трупп по всему миру. [4]
- Племянник Александра, Николай Альбертович Бенуа, женился на оперной певице Марии Николаевне Кузнецовой . [1]
- Александр был также дядей Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой , ставших признанными российскими артистами, и одним из двоюродных дедушек британского актера сэра Питера Устинова .
- Александр приходился двоюродным братом Гансу фон Бартельсу из Эльзаса Лорейн Бартельс. Биография Бенуа содержит целую главу, посвященную Гансу фон Бартельсу.
- У него в Москве живет праправнучка Мария.
См. также
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]- Эскиз декорации к «Павильону Армиды» , «Русский балет», 1909 год.
- Прогулка императрицы Елизаветы Петровны по дворянским улицам Петербурга , 1903 год.
- Петр Великий обдумывает идею строительства Санкт-Петербурга на берегу Балтийского моря
- Военный парад императора Павла перед Михайловским замком , 1907 год.
- Набор к опере Стравинского " Петрушка " , 1911 год.
- В Немецком квартале , 1911 год.
Культурные изображения
[ редактировать ]- Anna Pavlova , film by Emil Loteanu ; portrayed by Anatoli Romashin (1983).
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Салмина-Хаскелл, Лариса. Русская живопись и графика в Ашмоловском музее . стр. 15, 23-24. Издано Музеем Ашмола, 1989 г.
- ^ В различных источниках, например, в Британской энциклопедии , дата его рождения указана как 21 апреля (по юлианскому календарю)/4 мая (по григорианскому календарю). Это не может быть правильным; это подразумевает 13-дневный разрыв между календарями; однако в 1870 году разрыв составлял 12 дней.
- ^ Приложение к Современной энциклопедии российской, советской и евразийской истории: Башкирская АССР — Бугаев Борис Николаевич . Галф Бриз, Флорида: Academic International Press. 1995. с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Оуэн, Бобби. Дизайн костюмов на Бродвее: дизайнеры и их заслуги, 1915–1985 гг . п. 19 Greenwood Press: Нью-Йорк, 1987 г.
- ^ "Книга русского алфавита" @ Улицы Салема.
- ^ Бенуа, Александр. «Автобиография Александра Бенуа» (на русском языке). Архивировано из оригинала 19 июня 2023 года.
- ^ Ужин: Описание произведения Лев (Леон Бакст) " Артхив .
- ^ «Валентин Серов. Портрет Анны Бенуа» . www.freeart.com .
- ^ «Зинаида Серебрякова. Портрет Анны Черкесовой-Бенуа с сыном Александром» . www.freeart.com .
Библиография
[ редактировать ]- Катерина Кларк, Петербург: Горнило культурной революции (Кембридж, Массачусетс, 1995).
- Джон Э. Боулт, Серебряный век: русское искусство начала двадцатого века и группа «Мир искусства» (Ньютонвилл, Массачусетс, 1982).
- Джанет Кеннеди, Группа «Мир искусства» и русское искусство, 1898–1912 (Нью-Йорк, 1978).
- Sergei Makovskii, Stranitsy khudozhestvennoi kritiki – Kniga vtoraia: Sovremennye Russkie khudozhniki (Saint Petersburg, 1909).
- Грегори Страуд, Ретроспективная революция: история времени и памяти в городской России, 1903–1923 (Урбана-Шампейн, Иллинойс: Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн, 2006).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Александра Бенуа или о нем в Интернет-архиве
- В эту коллекцию Александра Николаевича Бенуа входит альбом с эскизами костюмов и декораций к спектаклю «Жизель» Адольфа Адама (1924), хранящийся в Институте театральных исследований Джерома Лоуренса и Роберта Э. Ли, Библиотеки Университета штата Огайо.
- Коллекция костюмов и дизайна сцен WH Crain в Центре Гарри Рэнсома
- 1870 рождений
- 1960 смертей
- Семья Бенуа
- Художники в стиле модерн
- Либреттисты балета
- Либреттисты Российской Империи.
- Художники балета
- Художники Российской Империи
- Художники Российской Империи.
- Художники из Санкт-Петербурга.
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Белые русские эмигранты во Франции
- Похороны на Батиньольском кладбище
- Mir iskusstva artists