Valentin Serov
Valentin Serov | |
---|---|
Рожденный | Valentin Alexandrovich Serov 19 января 1865 г. |
Умер | 5 декабря 1911 г. Москва , Россия | ( 46 лет
Национальность | Русский |
Образование | Член Академии художеств (1898). Действительный член Академии художеств (1903). |
Альма-матер | Императорская Академия Художеств |
Известный | Портреты |
Движение | Peredvizhniki , Impressionism , Mir iskusstva |
Валентин Александрович Серов ( русский : Валентин Александрович Серов ; 19 января [ OS 7 января] 1865 - 5 декабря 1911) был русским художником и одним из ведущих художников-портретистов своей эпохи.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Молодежь и образование
[ редактировать ]Серов родился в Санкт-Петербурге в семье российского композитора и музыкального критика Александра Серова и его жены и бывшей студентки Валентины Серовой , также являющейся композитором. Выросший в высокохудожественной среде, родители поощряли его развивать свой талант, и в детстве он учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880–1885) у Павла Чистякова . Раннее творчество Серова было вдохновлено реалистическим искусством Репина и строгой педагогической системой Чистякова. Дальнейшим влиянием на Серова были картины старых мастеров, которые он видел в музеях России и Западной Европы , дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным , а также творческая атмосфера Абрамцевской колонии , с которой он был тесно связан.
Ранние работы
[ редактировать ]Величайшими произведениями раннего периода Серова являются портреты: «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка, окутанная солнцем» (1888), оба находятся в Третьяковской галерее . В этих картинах Серов сконцентрирован на непосредственности восприятия модели и натуры. В развитии света и цвета, сложной гармонии отражений, ощущении атмосферной насыщенности, свежем живописном восприятии мира проявились черты раннего русского импрессионизма (хотя Серову еще не были известны произведения французских импрессионистов в время создания этих картин).
Портретная живопись и успех
[ редактировать ]С 1890 года портрет становится основным жанром в творчестве Серова. Именно в этой области проявился его ранний стиль: картины отличались психологически острыми характеристиками его сюжетов. Любимыми моделями Серова были актеры, художники и писатели, такие как Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), Николай Лесков (1894) и Николай Римский-Корсаков (1898) — все в Третьяковской галерее. [1]
Поначалу воздерживавшийся от полихромной, яркой живописной манеры 1880-х годов, Серов часто предпочитал доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов. Импрессионистические черты иногда проявлялись в композиционном построении портрета или для передачи ощущения спонтанного движения. Как и в творчестве его современников Джона Сингера Сарджента и Андерса Цорна , импрессионизм не является доктринером, а происходит как от изучения Хальса и Веласкеса, так и от современной теории. Получив широкую известность, Серов в 1894 году примкнул к передвижникам и взял на себя важные заказы, в том числе портреты великого князя Павла Александровича (1897, Третьяковская галерея), С. М. Боткина, 1899, а Феликса Юсупова также , 1903. в роли княгини Ольги Орловой (эти в Русском музее в Петербурге ). В этих правдивых, композиционно умелых и живописных исполнениях Серов последовательно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративными цветовыми сочетаниями.
В то же время он развивал контрастное направление: часто писал интимные, проникновенные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился уловить позу и жест, раскрыть и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, искреннюю чистоту и ясность мироощущения ребенка ( «Дети », 1899, Русский музей; Мика Морозов , 1901, Третьяковская галерея). Серов часто обращался к различным графическим техникам — акварели , пастели , литографии и т. д. Фигуры в портретах Серова постепенно становились все более графически изысканными и экономными, особенно в поздний период ( Василий Качалов , 1908, Тамара Карсавина , 1909; многочисленные фигуры из Ивана Крылова басен , 1895–1911). В 1890–1900 годах Серов создал множество пейзажных композиций на деревенскую тематику, художественное направление которых приняло романтический оборот.
Брак и семья
[ редактировать ]Серов женился на Ольге Трубниковой в 1889 году. Его жена и дети были предметом многих его работ. Примечательно, что на картине « Дети» изображены его сыновья Юра и Саша. Его детьми были Ольга, Александр (Саша), Георгий (Юра), Михаил и Антон.
Поздняя работа
[ редактировать ]В поздний период своей жизни, начавшийся в 1900 году, Серов был членом « Мира искусства », влиятельного русского художественного объединения и журнала, выросшего, отчасти, из недовольства движением передвижников. В начале XX века Серов переживал стилистический перелом: из его творчества исчезли черты импрессионизма, развивался модерн , но характерное правдивое и реалистическое понимание природы его сюжетов оставалось неизменным. В начале 20 века Серов создавал героические портретные образы; В жанре модного портрета Серов сосредоточил внимание на драматическом изображении творчества зарубежных художников, писателей, актеров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); Мария Ермолова (1905) и Федор Шаляпин ( уголь , 1905), оба в Третьяковской галерее; и Елена Рерих (1909).
Демократические убеждения Серова ярко проявились во время Революции 1905–1907 годов: он изобразил ряд сатирических деятелей, разоблачающих карателей. Действительный член Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году подал в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и членов их семей 9 января, в Кровавое воскресенье . Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи ( «Петр II и Елизавета Петровна, отправляющиеся на охоту» , 1900, Русский музей), и глубине постижения исторического содержания эпохи ( «Петр I , темпера» , 1907, Третьяковская галерея).
Последние годы жизни Серова ознаменовались работами на темы классической мифологии . Обращаясь к образам античной традиции, Серов наделил классическую тематику личностной интерпретацией.
Смерть
[ редактировать ]Валентин Серов умер в Москве 5 декабря 1911 года от стенокардии (острой формы стенокардии ), которая в конечном итоге привела к остановке сердца , закончившейся сердечной недостаточностью из-за тяжелых осложнений. Похоронен на Донском кладбище . Советские власти эксгумировали его останки и перезахоронили на Новодевичьем кладбище .
Наследие
[ редактировать ]Лучшие произведения Серова входят в число величайших произведений русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1897 по 1909 год), среди его учеников были Павел Кузнецов , Н. Н. Сапунов , Мартирос Сарьян , Кузьма Петров-Водкин , Н. П. Ульянов , Константин Юон .
Выставка работ Серова в 2016 году в Третьяковской галерее в Москве собрала рекордное количество людей, которые часами стояли в очереди при минусовой температуре. [2] После визита президента России Владимира Путина толпа разрослась до такой степени, что одна из дверей музея была выломана. [2] [3] Министр культуры Владимир Мединский распорядился продлить выставку и время работы галереи, а также открыть полевую столовую, чтобы обеспечить стоящих в очередях гречневой кашей и горячим чаем. [2]
Его именем названа малая планета , 3547 Серов открытая советским астрономом Людмилой Журавлёвой в 1978 году. [4]
Избранные работы
[ редактировать ]- Сирень в вазе (1887)
- Портрет Исаака Левитана (1893 г.)
- Ифигения в Тельце (1893)
- Портрет Николая Римского-Корсакова (1898 г.)
- Portrait of Margarita Morozova 's son Mika (1901)
- Portrait of Princess Zinaida Yusupova (1900-1902)
- Портрет царя Николая II (1902 г.)
- Купание лошади (1905)
- Портрет Максима Горького (1905)
- Портрет Генриетты Хиршманн (1907)
- Portrait of Ivan Morozov (1910)
- Похищение Европы (1910)
- Портрет Иды Рубинштейн (1910)
- Одиссей и Навсикая (1910)
- Portrait of Princess Olga Orlova (1911)
- Портрет Анны Бенуа, жены Александра Бенуа (1908)
- Портрет Лилии (Аделаиды) Симонович (1880 г.)
- Портрет Марии Акимовой (1908 г.)
- Петр I гуляет по набережной Петербурга (1907 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курдюкова, Д. (19 января 2015 г.). «Русская интеллигенция в портретах Валентина Серова» . Россия за пределами новостей . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кишковский, Софья (28 января 2016 г.). «Рекордное количество людей бросилось вызов московскому морозу ради блокбастера» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Коэн, Ярослав; Власова, Ольга. «Почему россияне так без ума от художника Серова» . Россия за пределами новостей . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 298. ИСБН 3-540-00238-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт, посвященный Валентину Серову
- www.Valentin-Aleksandrovich-Serov.org Изображения Валентина Серова, биография, открытка, слайд-шоу и многое другое.
- Валентин Серов. Биография и лучшие фотографии. Отличное качество репродукций.
- Ольга Атрощенко. Самый трогательный художник человеческого лица , Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ», 2015
- Valentin Serov. Heritage . Special issue of The Tretyakov Gallery Magazine, 2015
- Члены Императорской Академии Художеств
- Действительные члены Императорской Академии Художеств.
- Выпускники Императорской Академии Художеств
- Художники-портретисты Российской Империи.
- Художники-импрессионисты Российской Империи.
- Peredvizhniki
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- 1865 рождений
- 1911 смертей
- Художники из Санкт-Петербурга.
- Русский народ немецко-еврейского происхождения
- Еврейские художники
- Преподавательский состав Московского училища живописи, ваяния и зодчества