Jump to content

Максим Горький

(Перенаправлено с Максима Горького )

Максим Горький
Горький в 1926 году.
Горький в 1926 году.
Родное имя
Максим Горький
Рожденный Aleksey Maksimovich Peshkov
28 марта [ OS 16 марта] 1868 г.
Нижний Новгород , Нижегородская губерния , Российская империя.
Умер 18 июня 1936 г. ( 1936-06-18 ) (68 лет)
Gorki-10, Moscow Oblast , Soviet Union
Место отдыха Некрополь у Кремлевской стены
Псевдоним Максим Горький
Занятие
  • Писатель
  • журналист
  • главный редактор
  • издатель
  • политический активист
  • филантроп
Язык Русский
Период Современный
Жанры
Литературное движение
Годы активности 1892–1936
Известные работы На дне (1902)
Мать (1906)
Мое Детство. В мире. Мои университеты (1913–1923)
Жизнь Клима Самгина (1925–1936)
Заметные награды Griboyedov Prize (1903, 1904)
Подпись

Alexei Maximovich Peshkov (Russian: Алексей Максимович Пешков ; [а] 28 марта [ OS 16 марта] 1868 — 18 июня 1936), широко известный как Максим Горький ( Максим Горький ), был русский и советский писатель и социализма . сторонник [1] Он был пять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе . [2] До своего успеха как писателя он много путешествовал по Российской империи, часто меняя работу, и этот опыт позже повлиял на его творчество.

Наиболее известные произведения Горького — его ранние рассказы, написанные в 1890-е годы (« Челкаш », « Старая Изергиль », « Двадцать шесть мужчин и девушка »); пьесы «Филистимляне» (1901), «На дне» (1902) и «Дети Солнца» (1905); стихотворение « Песня о буревестнике » (1901); его художественная автобиографическая трилогия « Мое детство, в мире, мои университеты » (1913–1923); и роман «Мать» (1906). Сам Горький считал некоторые из этих произведений неудачными, а «Мать» часто подвергалась критике; Сам Горький считал Мать одной из своих крупнейших неудач. [3] Однако некоторые из его менее известных послереволюционных произведений, таких как романы «Дело Артамонова» (1925) и «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936), были оценены более тепло. последний рассматривается некоторыми как шедевр Горького, а некоторые критики рассматриваются как модернистское произведение. [4] [5] В отличие от своих дореволюционных сочинений (известных своим «антипсихологизмом») поздние произведения Горького отличаются двойственным изображением русской революции и «несовременным интересом к человеческой психологии» (как отмечал Д. С. Мирский ). [6] У него были связи с другими русскими писателями Львом Толстым и Антоном Чеховым , упомянутыми Горьким в его мемуарах.

Горький был активным участником зарождающегося марксистского социалистического движения, а позже поддержал большевиков . Он публично выступал против царского сотрудничал с Владимира Ленина и Александра Богданова большевистским режима и какое-то время тесно крылом Российской социал-демократической рабочей партии . Во время Первой мировой войны Горький поддерживал пацифизм и интернационализм, а также антивоенные протесты. Значительную часть своей жизни он был сослан из России, а затем и Советского Союза (СССР), критикуя как царизм, так и большевиков во время Гражданской войны в России и 1920-х годов, осуждая последних за политические репрессии. В 1928 году он вернулся в СССР по личному приглашению Иосифа Сталина и жил там с 1932 года до своей смерти в июне 1936 года. По возвращении он был официально объявлен «основателем социалистического реализма ». Несмотря на это, отношения Горького с советской властью были довольно непростыми: будучи общественным сторонником Сталина, он поддерживал дружеские отношения со Львом Каменевым и Николаем Бухариным. , лидеры антисталинской оппозиции казнены после смерти Горького; он также надеялся облегчить советскую культурную политику и предпринял некоторые усилия, чтобы защитить писателей, которые ей не подчинялись, в результате чего он провел свои последние дни под необъявленным домашним арестом. [7] [8]

Ранние годы

[ редактировать ]
«Экслибрис Максима Горького» На экслибрисе из его личной библиотеки изображен раскованный Прометей, поднимающийся со страниц книги, сокрушающий многохвостый кнут и отпугивающий черных ворон. Собор Василия Блаженного. На заднем плане изображен

Алексей Максимович Пешков родился 28 марта [ OS 16 марта] 1868 года в Нижнем Новгороде . Горький остался сиротой в одиннадцать лет. Его воспитывала бабушка по материнской линии [1] и сбежал из дома в двенадцатилетнем возрасте в 1880 году. После попытки самоубийства в декабре 1887 года он путешествовал пешком по Российской империи , меняя места работы и накапливая впечатления, использованные позднее в его сочинениях. пять лет [1]

Будучи журналистом провинциальных газет, он писал под псевдонимом Иегудиил Хламида (Иегудиил Хламида). [9] Псевдоним «Горький» (от горький; буквально «горький») он начал использовать в 1892 году, когда его первый рассказ « Макар Чудра » был опубликован в газете «Кавказ » (Кавказ) в Тифлисе , где он провел несколько недель, выполняя черновую работу. рабочие места, в основном для мастерских Кавказской железной дороги. [10] [11] [12] Это имя отражало его кипящий гнев по поводу жизни в России и решимость сказать горькую правду. Первая книга Горького «Очерки и рассказы ( » 1898) имела сенсационный успех, и началась его карьера писателя. Горький писал беспрерывно, рассматривая литературу не как эстетическую практику (хотя он много работал над стилем и формой), а как моральный и политический акт, способный изменить мир. Он описывал жизнь людей из самых низких слоев и маргиналов общества, раскрывая их невзгоды, унижения и жестокость, а также их внутреннюю искру человечности. [1]

Политическое и литературное развитие

[ редактировать ]
Антон Чехов и Горький. 1900, Ялта

Репутация Горького выросла как уникального литературного голоса из низших слоев общества и как горячего защитника социальных, политических и культурных преобразований России. К 1899 году он открыто сотрудничал с зарождающимся марксистским социал-демократическим движением, что помогло ему стать знаменитостью как среди интеллигенции , так и среди растущего числа «сознательных» рабочих. В основе всей его работы лежала вера во внутреннюю ценность и потенциал человеческой личности. В своих произведениях он противопоставлял людей, осознающих свое природное достоинство, вдохновленных энергией и волей, людям, поддающимся унизительным условиям жизни вокруг них. И его сочинения, и его письма показывают «беспокойного человека» (частое самоописание), пытающегося разрешить противоречивые чувства веры и скептицизма, любви к жизни и отвращения к пошлости и мелочности человеческого мира. [ нужна ссылка ]

В 1916 году Горький говорил, что на его жизнь глубоко повлияло учение древнееврейского мудреца Гиллеля Старшего : «В ранней юности я читал... слова... Гиллеля, если правильно помню: «Если бы ты не был для ты сам, кто будет для тебя? Но если ты для себя одного, то для чего ты?» Внутренний смысл этих слов поразил меня своей глубокой мудростью... Мысль прогрызла мне путь глубоко в душу, и я говорю теперь? с убеждением: мудрость Гилеля послужила крепким посохом на моем пути, который был не ровным и не легким. Я считаю, что еврейская мудрость более общечеловечна и универсальна, чем всякая другая, и это не только по причине своей незапамятной древности... из-за мощной человечности, которая ее пропитывает, из-за высокой оценки человека». [13]

Он публично выступал против царского режима и много раз подвергался аресту. Горький подружился со многими революционерами и стал личным другом Владимира Ленина после их встречи в 1902 году. Он разоблачил государственный контроль над прессой (см. Дело Матвея Головинского ). В 1902 году Горький был избран почётным академиком литературы, но царь Николай II распорядился отменить это звание. В знак протеста Антон Чехов и Владимир Короленко покинули академию. [14]

Leo Tolstoy with Gorky in Yasnaya Polyana , 1900

С 1900 по 1905 годы сочинения Горького стали более оптимистичными. Он стал более активно участвовать в оппозиционном движении, за что снова был ненадолго заключен в тюрьму в 1901 году. В 1904 году, разорвав отношения с Московским Художественным театром из-за конфликта с Владимиром Немировичем-Данченко , Горький вернулся в Нижний Новгород, чтобы основать собственный театр. [б] и Константин Станиславский Савва Морозов . Финансовую поддержку предприятию оказали [16] Станиславский считал, что театр Горького дает возможность развить сеть провинциальных театров, которые, как он надеялся, реформируют сценическое искусство в России, о чем он мечтал с 1890-х годов. [16] Он отправил туда работать нескольких учеников Школы-студии Художественного театра, а также Иоасафа Тихомирова , который руководил школой. [16] Однако к осени, после того как цензура запретила все пьесы, которые предлагал поставить театр, Горький отказался от проекта. [16]

Как финансово успешный писатель, редактор и драматург, Горький оказывал финансовую поддержку Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), а также поддерживал либеральные призывы к правительству о гражданских правах и социальных реформах. Жестокий расстрел рабочих, шедших к царю с петицией о реформе 9 января 1905 года (известный как «Кровавое воскресенье» ), положивший начало революции 1905 года , по-видимому, более решительно подтолкнул Горького к радикальным решениям. Он стал тесно связан с Владимира Ленина и Александра Богданова крылом партии большевистским , причем Богданов взял на себя ответственность за перевод средств из Горького во «Вперед» . [17] Неясно, присоединился ли он когда-либо официально, и его отношения с Лениным и большевиками всегда были непростыми. Его самыми влиятельными произведениями в эти годы была серия пьес на социальные и политические темы, наиболее известная из которых «На дне» (1902). Находясь на короткое время в Петропавловской крепости во время неудавшейся русской революции 1905 года , Горький написал пьесу « Дети Солнца» , действие которой номинально происходит во время эпидемии холеры 1862 года , но повсеместно понимается как относящаяся к современным событиям. Он был освобожден из тюрьмы после общеевропейской кампании, которую поддержали, среди прочих, Мария Кюри , Огюст Роден и Анатоль Франс . [18]

Горький участвовал в Московском восстании 1905 , а после его подавления его квартира подверглась набегу черносотенцев . Впоследствии он бежал на озеро Сайма в Финляндии . [19] В 1906 году большевики отправили его в поездку по сбору средств в США вместе с Иваном Народным . Посещая горы Адирондак , Горький написал «Мать» , свой, вероятно, самый известный роман о революционном обращении и борьбе; Несмотря на успех и политическое влияние, различные критики и сам Горький резко высказались о ценности книги как произведения искусства. [3] Его опыт в Соединенных Штатах, включающий скандал из-за его путешествия с любовницей (актрисой Марией Андреевой ), а не с женой, усилил его презрение к «буржуазной душе».

Капри годы

[ редактировать ]
В 1909–1911 годах Горький жил на острове Капри на бордовой «Вилле Беринг ».

С 1906 по 1913 год Горький жил на острове Капри на юге Италии , отчасти по состоянию здоровья, отчасти, чтобы спастись от все более репрессивной атмосферы в России. [1] Он продолжал поддерживать работу русской социал-демократии, особенно большевиков, и пригласил Анатолия Луначарского погостить у него на Капри. Эти двое мужчин вместе работали над «Литературным распадом» , который появился в 1908 году. Именно в этот период Горький вместе с Луначарским, Богдановым и Владимиром Базаровым разработал идею «Энциклопедии русской истории» как социалистической версии Дидро » «Энциклопедии .

В 1906 году Максим Горький посетил Нью-Йорк по приглашению Марка Твена и других писателей. Приглашение в Белый дом президента Теодора Рузвельта было отозвано после того, как газета New York World сообщила, что сопровождавшая Горького женщина не была его женой. [20] После того, как это стало известно, все отели Манхэттена отказались разместить пару, и им пришлось остановиться в квартире на Стейтен-Айленде . [19]

Во время визита в Швейцарию Горький встретился с Лениным, который, как он обвинил, проводил слишком много времени во вражде с другими революционерами, написав: «Он выглядел ужасно. Даже язык у него, казалось, поседел». [21] Несмотря на свой атеизм , [22] Горький не был материалистом. [23] Наиболее спорно то, что он сформулировал, вместе с несколькими другими индивидуалистами-большевиками, философию, которую он назвал « Богостроительство » (богостроительство, богостроительство ). [1] который стремился вернуть силу мифа для революции и создать религиозный атеизм, который поместил коллективное человечество туда, где был Бог, и был пронизан страстью, удивлением, моральной уверенностью и обещанием избавления от зла, страданий и даже смерти. Хотя Ленин высмеивал «богостроительство», Горький сохранял веру в то, что «культура» — моральное и духовное осознание ценности и потенциала человеческого «я» — будет иметь более решающее значение для успеха революции, чем политические или экономические меры.

Первая мировая война и Гражданская война

[ редактировать ]

Амнистия, предоставленная к 300-летию династии Романовых, позволила Горькому вернуться в Россию в 1914 году, где он продолжил социальную критику, стал наставником других писателей из простонародья и написал ряд важных культурных мемуаров, в том числе первую часть автобиография. [1] [24] По возвращении в Россию он писал, что главным его впечатлением было то, что «все такие раздавленные и лишенные образа Божия». Единственным решением, как он неоднократно заявлял, является «культура».

С вступлением России в Первую мировую войну в 1914 году и вспышкой патриотизма Горький был опустошен; вскоре после разрушения Реймсского собора Горький писал Андреевой: «Все это так ужасно, что я не могу выразить и одной сотой своей тяжести чувств, которые, пожалуй, лучше всего можно описать такими словами, как мировая катастрофа, падение Европейская культура». Сначала Горький вместе с другими писателями подписал протест против «варварства немцев», обвиняя их в войне, «презренную бумагу русских либералов», по словам Ленина; позже он написал ряд антивоенных публикаций, но сумел опубликовать только одну из них, в которой он апеллировал к чувствам международного братства и сотрудничества; одна из статей была конфискована цензурой, а другая была осуждена и привела к конфискации журнала после публикации. Не будучи таким сильным « пораженцем », как Ленин, Горький выступал за «скорейшее окончание войны и мир без аннексий и контрибуций». В 1915 году он открыл издательство. «Парус» и журнал «Летопись» распространять антивоенную позицию и «защищать идею интернациональной культуры от всех проявлений национализма и империализма»; среди ее выдающихся писателей были поэты Сергей Есенин , Александр Блок и Владимир Маяковский . Ленин критически относился к позиции Горького: «В политике Горький всегда безволен и подвержен эмоциям и настроениям». Самыми известными публикациями Горького того периода были антисемитизм , написанный в ответ на жестокие царские репрессии против евреев, а также эссе «Две души», в котором «пассивный Восток» противопоставлялся «активному Западу» и пропагандировались ценности Европейская культура и прогресс, призывал Россию освободиться от «восточно-азиатской» «души» и призывал российскую буржуазию участвовать «в деле реформ». Хотя охранка , тайная полиция, не нашла законного предлога для закрытия журнала, правительство решило сделать это в январе 1917 года, но эти планы провалились из-за Февральской революции. . Горький поначалу не доверял этому, но весной стал относиться к этому с осторожным оптимизмом. Летом в издательстве Горького было опубликовано одно из самых известных сочинений Ленина « Империализм, высшая стадия капитализма» которого была удалена критика Ленина в адрес Каутского . , из текста [25] [26]

После Февральской революции Горький посетил штаб-квартиру охранки на Кронверском проспекте вместе с Николаем Сухановым и Владимиром Зенисиновым. [27] Горький описал бывшую штаб-квартиру охранки, где он искал литературное вдохновение, как заброшенную, с разбитыми окнами и валяющимися по полу бумагами. [28] Позже в тот же день, ужиная с Сухановым, Горький мрачно предсказал, что революция закончится «азиатской дикостью». [29] Первоначально поддерживая эсера Александра Керенского перешел на сторону большевиков , Горький после дела Корнилова . [30] В июле 1917 года Горький писал, что его собственного опыта жизни в русском рабочем классе было достаточно, чтобы развеять любые «представления о том, что русские рабочие являются воплощением духовной красоты и доброты». [31] Горький признался, что его влечет к большевизму, но признал, что обеспокоен вероучением, которое делало весь рабочий класс «милым и разумным - я никогда не знал людей, которые были бы действительно такими». [32] Горький писал, что он знал бедняков, «плотников, грузчиков, каменщиков» так, как никогда не знал интеллигент Ленин, и откровенно не доверял им. [32]

Во время Первой мировой войны его квартира в Петрограде была превращена в большевистскую штабную, и его политика оставалась близкой к большевикам на протяжении всего революционного периода 1917 года . На следующий день после Октябрьской революции 7 ноября 1917 года Горький наблюдал работавшего в Александровском парке садовника, который во время Февральской революции расчищал снег, не обращая внимания на выстрелы на заднем плане, в июльские дни просил людей не топтать траву и теперь был рубя ветки, в результате чего Горький написал, что он «упрям, как крот, и, по-видимому, так же слеп, как крот». [33] отношения Горького с большевиками обострились Однако после Октябрьской революции . Один современник вспоминал, как Горький становился «мрачным, черным и мрачным» при одном упоминании о Ленине. [34] Горький писал, что Владимир Ленин вместе со Львом Троцким «отравились грязным ядом власти», придавив права личности на осуществление своих революционных мечтаний. [34] Горький писал, что Ленин был «хладнокровным обманщиком, не жалеющим ни чести, ни жизни пролетариата... Он не знает народных масс, он не жил с ними». [34] Горький сравнил Ленина с химиком, экспериментирующим в лаборатории, с той лишь разницей, что химик экспериментировал с неодушевленной материей для улучшения жизни, а Ленин экспериментировал с «живой плотью России». [34] Дальнейшее напряжение в отношениях Горького с большевиками возникло, когда его газета «Новая жизнь» ( «Новая жизнь» ) стала жертвой большевистской цензуры во время последовавшей гражданской войны, примерно в это время Горький опубликовал в 1918 году сборник эссе с критикой большевиков под названием « Несвоевременные мысли », в котором не будет переиздан в России до окончания Перестройки . В очерках Ленин назван тираном за его бессмысленные аресты и подавление свободы слова и анархистом за его заговорщическую тактику; Горький сравнивает Ленина и с царем, и с Нечаевым . [35]

«Ленин и его соратники, — писал Горький, — считают возможным совершать всякого рода преступления... отмену свободы слова и бессмысленные аресты». [36]

Он был членом Комитета по борьбе с антисемитизмом при советском правительстве. [37]

В 1921 году он нанял секретаршу Муру Будберг , которая впоследствии стала его любовницей. В августе 1921 года поэт Николай Гумилев был арестован Петроградской ЧК за свои монархические взгляды. Есть история, что Горький поспешил в Москву, добился приказа об освобождении Гумилева лично от Ленина, но по возвращении в Петроград узнал, что Гумилев уже расстрелян – но Надежда Мандельштам , близкая подруга вдовы Гумилева Анны Ахматовой. написала что: «Правда, люди просили его вмешаться... Горький питал сильную неприязнь к Гумилеву, но он все же обещал что-то сделать. Он не мог сдержать своего обещания, потому что смертный приговор был объявлен и приведен в исполнение с неожиданным спешка, прежде чем Горький успел что-нибудь сделать». [38] В октябре Горький вернулся в Италию по состоянию здоровья: у него был туберкулез .

В июле 1921 года Горький опубликовал обращение к внешнему миру, в котором говорилось, что неурожай угрожает миллионам жизней. Российский голод 1921–22 годов , также известный как Поволжский голод, унес жизни около 5 миллионов человек, в первую очередь затронув регионы Волги и Урала. [39]

Второе изгнание

[ редактировать ]

Горький уехал из России в сентябре 1921 года в Берлин. Там он услышал о предстоящем Московском процессе над 12 эсерами , который ужесточил его оппозицию большевистскому режиму. Он написал Анатолю Франсу, осуждая суд как «циничную и публичную подготовку к убийству» людей, боровшихся за свободу русского народа. Он также написал советскому вице-премьеру Алексею Рыкову с просьбой передать Льву Троцкому , что любые смертные приговоры, вынесенные подсудимым, будут «предумышленным и грубым убийством». [40] Это вызвало презрительную реакцию со стороны Ленина, который называл Горького «всегда в высшей степени бесхребетным в политике», и Троцкого, который называл Горького «художником, которого никто не воспринимает всерьез». [41] Фашистское правительство Италии отказало ему в разрешении вернуться на Капри, но разрешило поселиться в Сорренто, где он жил с 1922 по 1932 год, с большой семьей, в которую входили Мура Будберг, его бывшая жена Андреева, ее любовник Петр Крючков , который до конца жизни был секретарем Горького (первоначально шпионом Ягоды), сын Горького Макс Пешков, жена Макса Тимоша и их две маленькие дочери.

Там он написал несколько успешных книг. [42] но к 1928 году ему стало трудно зарабатывать достаточно, чтобы содержать свою большую семью, и он начал искать компромисса с коммунистическим режимом. Генеральный секретарь Коммунистической партии Иосиф Сталин также стремился уговорить Горького вернуться в СССР. Свой первый визит он совершил в мае 1928 года – в то самое время, когда режим устраивал первый с 1922 года показательный процесс, так называемый Шахтинский процесс над 53 инженерами угольной промышленности, один из которых, Петр Осадчий, побывал в Горьком. в Сорренто . В отличие от своего отношения к суду над эсерами , Горький безоговорочно признал виновность инженеров и выразил сожаление по поводу того, что в прошлом он выступал от имени профессионалов, преследуемых режимом. Во время визита он завязал дружбу с Генрихом Ягодой (заместителем начальника ОГПУ ), который был заинтересован в слежке за Горьким, и двумя другими офицерами ОГПУ, Семеном Фириным и Матвеем Погребинским , занимавшими высокие посты в ГУЛАГе . В 1930 году Погребинский гостил у Горького в Сорренто на четыре недели. В следующем году Ягода прислал своего зятя, Леопольда Авербаха в Сорренто с указанием убедить Горького вернуться в Россию навсегда. [43]

Вернуться в Россию

[ редактировать ]
Авель Енукидзе , Иосиф Сталин и Максим Горький отмечают 10-летие Спортинтерна . Красная площадь, Москва СССР. август 1931 г.

Возвращение Горького из фашистской Италии было крупной пропагандистской победой Советов. Его наградили орденом Ленина и подарили особняк (ранее принадлежавший миллионеру Павлу Рябушинскому , который долгие годы был музеем Горького ) в Москве и дачу в Подмосковье. Город Нижний Новгород и окружающая его губерния были переименованы в Горький. В его честь были переименованы главный парк Москвы и одна из центральных московских улиц — Тверская, а также МХАТ . Самый большой самолет в мире середины 1930-х годов Туполев АНТ-20 был назван имени Максима Горького в его честь .

Он также был назначен президентом Союза советских писателей , основанного в 1932 году, что совпало с его возвращением в СССР. 11 октября 1931 года Горький прочитал свою поэму-сказку «Девушка и смерть» (написанную им в 1892 году) своим посетителям Иосифу Сталину , Клименту Ворошилову и Вячеславу Молотову , событие, которое позже было изображено Виктором Говоровым в его картине . В тот же день Сталин оставил свой автограф на последней странице этого произведения Горького: «Это произведение сильнее Гете Фауста (любовь побеждает смерть)». Ворошилов также оставил «резолюцию»: «Я неграмотен, но думаю, что тов. Сталин более чем правильно определил смысл стихов А. Горького. От себя скажу: я люблю М. Горького как своего и своего класса писателей, правильно определивших наше движение вперед». [44]

Как вспоминает Вячеслав Иванов , Горький очень расстроился:

Свою резолюцию они написали по его сказке «Девочка и смерть». Мой отец , рассказавший об этом эпизоде ​​Горькому, категорически утверждал, что Горький обиделся. Сталин и Ворошилов были пьяны и дурачились. [45]

Посещение лагерей ГУЛАГа

[ редактировать ]
По окончательному возвращению в Советский Союз в 1932 году Максим Горький получил особняк Рябушинских, спроектированный в 1900 году Федором Шехтелем для семьи Рябушинских. Сегодня в особняке находится музей Горького.

В 1933 году Горький вместе с Авербахом и Фириным редактировал печально известную книгу о Беломорско-Балтийском канале , представленную как пример «успешной реабилитации бывших врагов пролетариата». Других писателей он убеждал, что реализм достигается путем извлечения основной идеи из реальности, но, добавляя к ней потенциал и желательность, можно добавить романтизм с глубоким революционным потенциалом. [46] Для себя Горький избегал реализма. Его отрицание того, что при строительстве вышеупомянутого канала погиб хотя бы один заключенный, было опровергнуто Александром Солженицыным , заявившим, что тысячи заключенных замерзли не только по вечерам из-за отсутствия надлежащего крова и еды, но даже в середине дня. . Наиболее показательно то, что Солженицын и Дмитрий Лихачев задокументировали посещение 20 июня 1929 года Соловков , «оригинального» принудительного трудового лагеря, и модели, по которой были построены тысячи других. Учитывая репутацию Горького (как для властей, так и для заключенных), лагерь превратился из лагеря, где заключенных (зеков) работали до смерти, в лагерь, соответствующий официальной советской идее «преобразования через труд». Горький не заметил ни переселения тысяч заключенных для облегчения скученности, ни смены одежды на заключенных (привыкших работать в нижнем белье), ни даже сокрытия заключенных под брезентом и ликвидации пыточных комнат. Обман раскрылся, когда Горькому подарили детей «образцовых заключенных», один из которых бросил вызов Горькому, «хочет ли он знать правду». При положительном ответе комната была очищена, и 14-летний мальчик рассказал правду: голод, люди работали до смерти, пытки шестами, использование людей вместо лошадей, суммарные казни, катание заключенных, связанных к тяжелому столбу вниз по лестнице с сотнями ступенек, ночевать в нижнем белье, на снегу. Горький никогда не писал о мальчике и даже не просил взять мальчика с собой. Мальчика казнили после отъезда Горького. [47] Горький вышел из комнаты в слезах и записал в книге отзывов: «Я не в состоянии выразить свои впечатления в нескольких словах. Я бы не хотел, да, и мне тоже было бы стыдно позволить себе банальное восхваление замечательной энергии людей, которые, оставаясь бдительными и неутомимыми стражами Революции, способны в то же время быть необыкновенно смелыми творцами культуры». [48]

В сборнике научных статей о Горьком Института мировой литературы РАН, изданном в 1995 году, отмечалось, что история о мальчике была впервые рассказана Александром Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ» и других свидетельств в пользу Горького не было. В нем говорится, что подробности о личности мальчика никогда не сообщались и эта история не подтверждена документами: «В Соловецком музее... сведений о настоящем мальчике не обнаружено; эта история считается легендой. " [49] Дмитрий Быков в своей биографии Горького писал, что независимо от того, существовал мальчик или нет, «массовое сознание устроено так, что мальчик нужен, и вычеркнуть его из биографии Горького уже невозможно»; [50] Биограф Горького Павел Басинский делает аналогичное утверждение, что такие «легенды» представляют собой «суть действительности», но если бы мальчик существовал, Горькому было бы невозможно «взять мальчика с собой» даже с его репутацией «великого пролетария». писатель»: например, Горькому пришлось потратить более 2 лет, чтобы освободить Юлию Данзас . [51]

Горький помогал и другим политзаключенным (не без влияния его жены Екатерины Пешковой ). Например, из-за вмешательства Горького первоначальный приговор Михаилу Бахтину (5 лет Соловки) был изменен на 6 лет ссылки. [52]

Взгляды на гомосексуальность

[ редактировать ]

Горький решительно поддержал усилия по принятию в 1934 году закона, объявляющего гомосексуализм уголовным преступлением . Его отношение было окрашено тем фактом, что некоторые члены нацистского штурмового отряда были гомосексуалистами. Ему часто приписывают фразу «уничтожьте всех гомосексуалистов, и фашизм исчезнет». [53] [54] В «Правде» 23 мая 1934 года Горький писал: «Уже есть саркастическая поговорка: уничтожьте гомосексуализм — и фашизм исчезнет». [55] [56]

1930-е годы

[ редактировать ]

Горький был решительным и искренним сторонником такой сталинской политики, как использование принудительного труда, коллективизация и « раскулачивание », а также показательные процессы над саботажниками Плана, но быть пропагандистом такой политики не было его основной ролью; его считали «идеологическим активом», который олицетворял миф о «пролетарской культуре» и поставил литературу, как пишет Това Йедлин, под контроль партии. [57] его официально называют «основателем социалистического реализма в литературе». Однако в своей политической биографии Горького она также описывает его различные конфликты с официальной культурной политикой и усиливающееся давление на него к концу его жизни; [25] в последние годы жизни он поддерживал дружеские отношения с Львом Каменевым и Николаем Бухариным , лидерами оппозиции, казненными после смерти Горького, и мог симпатизировать центристу и правой оппозиции в целом; и Бухарин, и Каменев дружили с Горьким с 1920-х годов. [58] [7] [59] Паола Чиони отметила, что, хотя в отношениях между Сталиным и государством и Горьким имеются черты конфликта, неясно, когда этот конфликт был спровоцирован психологическими мотивами, а когда - его политической позицией. [59] Однако несомненно, что Горький выступил от имени таких политически преследуемых лиц, как историк Евгений Тарле и литературный критик Михаил Бахтин , сумел добиться писателей Евгения Замятина и Виктора Сержа выезда из страны , пытался заступиться за от имени Карла Радека и Бухарина и назначил Каменева директором издательства «Академия» ; Горький также прилагал усилия для поддержки литературных « попутчиков » и писателей, чьи произведения имели проблемы с публикацией по идеологическим или художественным причинам или не одобрялись официальной критикой.

Например, в письмах к Сталину он защищал Михаила Булгакова пьесы Булгакова «Кабала лицемеров» и «Дни Турбиных» ; , а отчасти из-за Горького были допущены к постановке [60] Горький взял Андрея Платонова в «писательские бригады» после того, как его лишили возможности публиковаться из-за его работ, критикующих коллективизацию, хотя Горький отвергал его «пессимистические» тексты; [61] с вмешательством Горького Бухарин стал одним из основных докладчиков на съезде писателей и провозгласил Бориса Пастернака , которого сталинистские партийные критики назвали «декадентом», «первым поэтом» СССР. [58] [7] Горький не был сторонником художественного плюрализма и разнообразия среди писателей и соглашался с неизбежностью некоторой цензуры, часто пренебрежительно и жестко относясь к творческим экспериментам; однако Горький был обеспокоен бюрократизацией Союза писателей и пытался противостоять усиливающемуся давлению на писателей, нападал на санкционированных партией авторов и на то, что они достигли высших чинов в литературной бюрократии. [62] Такие ближайшие соратники Сталина, как Лазарь Каганович, выступали против Горького и Бухарина в их усилиях против усиления партийного контроля над литературой, а Каганович в своих письмах Сталину писал об идеологических ошибках Горького и мнимом влиянии на него оппозиции. Например, Каганович и несколько членов Политбюро посетили Горький и потребовали переписать его программную речь на съезде писателей, а в своем отчете о визите Каганович сообщил, что у Горького «настроение [было] видимо не очень хорошее» и что «послевкусие», с которым Горький критически относился к некоторым сторонам жизни в СССР, «напомнило [ему] о товарище Крупской », жене Ленина, которая поддерживала правую оппозицию , и о том, что Каменев, по-видимому, сыграл «важную роль в формировании» Горького «настроения»; Каганович также предложил серьезно отредактировать нападение Горького на членов Оргкомитета и опубликовать его, чтобы оно не распространялось нелегально. Другим актом, который обеспокоил Политбюро, была поддержка Горьким членов Политбюро. РАПП , бывшее партийное учреждение по контролю за литературой, члены которого попали в немилость после его расформирования; Каганович написал о поддержке Горьким предвыборной кампании РАТППпротив избранного Сталиным руководства Оргкомитета Союза и требует дать возможность Леопольду Авербаху . выступить на съезде расстрелянному в 1937 году лидеру РАПП [58]

После ареста в начале 1935 года Каменев написал письмо Горькому: «Мы не говорили с вами о политике, и когда я говорил вам о чувстве любви и уважения к Сталину..., о моей готовности искренне поработайте с ним, чтобы во мне выгорели все чувства обиды и злобы — я сказала правду... Я любила вас от всего сердца»; Секретарь Горького Крючков не зарегистрировал письмо в корреспонденции Горького, но в рукописном экземпляре, находящемся в горьковском архиве, имеются характерные для писателя пометки красным карандашом; Между тем, по мере ухудшения отношений Горького со Сталиным, последний перестал навещать его и отвечать на его телефонные звонки, и их официальная переписка почти полностью велась Горьким, причем Сталин время от времени отвечал. [58] номер « Бесов» Позднее Горький пытался защитить подготовленный Каменевым и вышедший после его ареста Достоевского; роман имел репутацию «контрреволюционного» произведения. По мере того как конфликт становился все более заметным, политические и литературные позиции Горького становились слабее. Федор Панферов, один из санкционированных партией лидеров писателей-социалистов, ранее подвергшихся критике со стороны Горького, опубликовал ответ ему, в котором отверг свою линию критики официально признанных писателей соцреализма, одновременно поддерживая таких мнимых врагов коммунизма, как Д.С. Мирский. . Давид Заславский опубликовал иронический ответ на статью Горького в защиту «Бесов », в которой обвинил Горького в попустительстве формированию «контрреволюционной интеллигенции » и прямо сравнил его «либеральную позицию» с идеологическими врагами, а именно Каменевым и Зиновьевым : «Далее ты ведь знаешь, что будешь призывать к публикации белогвардейских писателей», — Корней Чуковский резюмировал в своем дневнике ; Второй ответ Горького Заславскому не был опубликован. [63] [64] Во время официально организованной кампании против композитора Дмитрия Шостаковича Горький написал письмо Сталину в защиту композитора, требуя «бережного» обращения с ним и называя его критиков «кучей бездарных людей, халтурщиков», «нападающими». ] Шостаковича всеми возможными способами». [65]

Такие источники, как дневник Ромена Роллана , показывают, что из-за отказа Горького слепо подчиняться политике сталинизма он потерял расположение партии и провел свои последние дни под необъявленным домашним арестом. [25]

Могила Максима Горького в некрополе у ​​Кремлевской стены.

С усилением сталинских репрессий и особенно после убийства Сергея Кирова в декабре 1934 года Горький был помещен под необъявленный домашний арест в своем подмосковном доме в Горках-10 (название места — совершенно другое слово в русском языке, не связанное с его именем). фамилия). Его давний секретарь Петр Крючков был завербован Ягодой в качестве платного информатора. [66] Перед смертью от затянувшейся болезни в июне 1936 года его дома посетили Сталин, Ягода и другие ведущие коммунисты, а также Мура Будберг , которая предпочла не возвращаться с ним в СССР, но ей разрешили остаться на его похороны. .

За внезапной смертью сына Горького Максима Пешкова в мае 1934 года последовала смерть самого Максима Горького в июне 1936 года от пневмонии. Об обстоятельствах его смерти уже давно ходят слухи. Сталин и Молотов были среди тех, кто нёс урну Горького во время похорон. Во время процесса над Бухариным в 1938 году (последнего из трех московских процессов ) одно из обвинений заключалось в том, что Горький был убит Ягоды НКВД агентами . [67]

По мнению ряда историков, Горький и его сын были отравлены начальником НКВД Генрихом Ягодой по приказу Сталина и, возможно, при содействии «кремлевских врачей» Плетнёва и Льва Левина с использованием веществ, разработанных в специальной лаборатории НКВД в Москве . [68] [69] [70] [71]

В советское время, до и после смерти Горького, сложности жизни и мировоззрения Горького сводились к знаковому образу (отраженному в героических картинах и статуях, усеивающих деревню): Горький как великий советский писатель, вышедший из простого народа, верный друг большевиков и основатель все более канонического « социалистического реализма ». [72]

Библиография

[ редактировать ]
Portrait of Maxim Gorky by Mikhail Nesterov (1901)

Источник: Тернер, Лили; Стревер, Марк (1946). Сирота Павел; Библиография и хронология Максима Горького . Нью-Йорк: Бони и Гаер. стр. 261–270.

  • Goremyka Pavel , (Горемыка Павел, 1894). Published in English as Orphan Paul [73]
  • Фома Гордеев (Фома Гордеев, 1899). Также переводится как «Человек, который боялся».
  • Их трое (Трое, 1900). Также переводится как Трое мужчин и Трое.
  • Мать (Мать, 1906). Впервые опубликовано на английском языке в 1906 году.
  • The Life of a Useless Man (Жизнь ненужного человека, 1908)
  • A Confession (Исповедь, 1908)
  • Gorodok Okurov (Городок Окуров, 1908), not translated
  • The Life of Matvei Kozhemyakin (Жизнь Матвея Кожемякина, 1910)
  • «Дело Артамонова» (Дело Артамоновых, 1925). Также переводится как «Артамоновы и декаданс» .
  • Жизнь Клима Самгина (Жизнь Клима Самгина, 1925–1936). Опубликовано на английском языке под названием « Сорок лет: жизнь Клима Самгина».
    • Том I. Свидетель (1930)
    • Том II. Магнит (1931)
    • Том III. Другие пожары (1933)
    • Том IV. Призрак (1938)

Новеллы и рассказы

[ редактировать ]
  • Филистимляне (Мещане), что переводится также как Самодовольные граждане и Мелкие буржуа (Мещане), 1901 г.
  • The Lower Depths (На дне), 1902
  • Summerfolk (Дачники), 1904
  • Children of the Sun (Дети солнца), 1905
  • Barbarians (Варвары), 1905
  • Враги , 1906.
  • Последние (следПоние), 1908. Переводится также как « Отче наш». [с]
  • Reception (Встреча), 1910. Translated also as Children
  • Странные люди (Чудаки), 1910. Переводится также как Чудаки.
  • Vassa Zheleznova (Васса Железнова), 1910, 1935 (revised version)
  • The Zykovs (Зыковы), 1913
  • Counterfeit Money (Фальшивая монета), 1913
  • Старик (Старик), 1915, редакция 1922, 1924. Также переводится как Судья.
  • Трудоголик Словотеков , 1920 год.
  • Егор Булычев (Егор Булычев и другие), 1932 год.
  • Dostigayev and Others (Достигаев и другие), 1933

Научная литература

[ редактировать ]
  • O karamazovshchine (О карамазовщине, On Karamazovism /On Karamazovshchina), 1915, not translated
  • Untimely Thoughts. Notes on Revolution and Culture (Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре), 1918
  • On the Russian Peasantry (О русском крестьянстве), 1922
  • Как я научился писать [76]
  • " The Song of the Stormy Petrel " (Песня о Буревестнике), 1901
  • «Песня о соколе» (Песня о Соколе), 1902. Также называется рассказом.

Автобиография

[ редактировать ]
  • My Childhood (Детство), Part I, 1913–1914
  • In the World (В людях), Part II, 1916
  • My Universities (Мои университеты), Part III, 1923

Коллекции

[ редактировать ]
  • Очерки и рассказы , три тома, 1898–1899 гг.
  • Существа, которые когда-то были людьми , рассказы в английском переводе (1905). Здесь содержалось введение Г. К. Честертона. [77] Русское название « Бывшие люди » (буквально « Бывшие люди ») приобрело популярность как выражение для обозначения людей, чей социальный статус сильно упал.
  • Tales of Italy (Сказки об Италии), 1911–1913
  • Through Russia (По Руси), 1923
  • Stories 1922–1924 (Рассказы 1922–1924 годов), 1925

День памяти

[ редактировать ]
Мемориальная доска Горькому на улице Глинки в Смоленске.

В Харькове Парк Горького в июне 2023 года был переименован в Центральный парк культуры и отдыха . [80] В Одессе в июне 2023 года Историко-топонимическая комиссия предложила переименовать Парк Горького в Парк детской мечты, окончательное решение по этому поводу принимается голосованием Одесского горсовета . [81]

Памятники

[ редактировать ]

Памятники Максиму Горькому установлены во многих городах. Среди них:

6 декабря 2022 года горсовет украинского города Днепр принял решение убрать из города все памятники деятелям российской культуры и истории , в частности было упомянуто, что памятники Горькому, Александру Пушкину и Михаилу Ломоносову будут удалены от общественности. пространство города. [83] Памятник Горькому, установленный в 1977 году, демонтировали 26 декабря 2022 года. [84]

Филателия

[ редактировать ]

Максим Горький изображен на почтовых марках: Албания (1986 г.), [85] Вьетнам (1968) [86] Индия (1968), [87] Мальдивы (2018 г.), [88] и многое другое. Некоторые из них можно найти ниже.

В 2018 году ФГУП « Почта России» выпустила миниатюрный лист, посвященный 150-летию писателя.

Нумизматика

[ редактировать ]
Серебряная памятная монета 2 рубля «Максим Горький», 2018 г.
  • В 1988 году в СССР была выпущена монета номиналом 1 рубль, посвященная 120-летию писателя.
  • В 2018 году к 150-летию со дня рождения писателя Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля из серии «Выдающиеся личности России».

Изображения и адаптации

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Его собственное произношение, согласно его автобиографии Детство « » , было [pʲˈeʃkʌ́vˈɛ] , но большинство русских говорят [pʲˈéʃkˈof] , что поэтому встречается в справочниках.
  2. Владимир Немирович-Данченко оскорбил Горького своей критической оценкой новой пьесы Горького « Дачники» , которую Немирович охарактеризовал как бесформенное и бесформенное сырье, лишенное сюжета. Несмотря на попытки Станиславского убедить его в обратном, в декабре 1904 года Горький отказал МХТ в разрешении на постановку его «Врагов » и отказался «в какой-либо связи с Художественным театром». [15]
  3. Премьера английского перевода Уильяма Стэнсила под названием « Наш Отец » состоялась в Театре-музее Вирджинии в 1975 году под руководством Кейта Фаулера . Его дебют в Нью-Йорке состоялся в Манхэттенском театральном клубе.
  4. Рукопись этого произведения, написанная Горьким с использованием информации, предоставленной его другом Шаляпиным , была переведена вместе с дополнительной перепиской Горького с Шаляпиным и другими. [74]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Люкконен, Петри. «Максим Горький» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 6 июля 2009 года.
  2. ^ «База данных номинаций» . Нобелевская премия . Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б "Мать". Рассказы. Очерк. 1906—1910 . Полное собрание сочинений. Художественные произведения в 25 томах (in Russian). Vol. Том 8. Moscow: Nauka . 1970.
  4. ^ Фриборн 1982 , с. 178 .
  5. ^ Egorova, L. P.; Fokin, A. A.; Ivanova, I. N.; et al. (2014). L. P. Egorova (ed.). История русской литературы XX века (первая половина): в 2 кн. Кн. 1: Общие вопросы [ History of Russian Literature of the 20th Century. The first half: In 2 books. Book 1: General questions ] (PDF) (Textbook) (in Russian) (2nd ed.). Moscow: Flinta. ISBN  978-5-9765-1834-6 .
  6. ^ Мирский, Д.С. (1925). Современная русская литература, 1881–1925 . п. 120. Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Время Горького и проблемы истории: Горький. Материалы и исследования ". Выпуск 14. 2018, ИМЛИ РАН
  8. ^ Деге, Стефан (28 марта 2018 г.). «Портрет русского писателя Максима Горького» . Немецкая волна . Проверено 25 октября 2022 г.
  9. ^ «Максим Горький» . Библиотечная вещь . Архивировано из оригинала 29 ноября 2009 года . Проверено 21 июля 2009 г.
  10. ^ Commentaries to Макар Чудра . The Works by M.Gorky in 30 volumes. Vol.1. Khudozhestvennaya Literatura // На базе Собрания сочинений в 30-ти томах. ГИХЛ, 1949–1956.
  11. ^ Commentaries to Makar Chudra // Горький М. Макар Чудра и другие рассказы. – М: Детская литература, 1970. – С. 195–196. – 207 с.
  12. ^ Isabella M. Nefedova. Maxim Gorky. The Biography // И.М.Нефедова. Максим Горький. Биография писателя Л.: Просвещение, 1971.
  13. ^ Герц, Джозеф Х., изд. (1920). Книга еврейских мыслей . Хамфри Милфорд, Издательство Оксфордского университета . п. 138.
  14. Справочник по русской литературе , Виктор Террас, издательство Йельского университета, 1990.
  15. ^ Бенедетти 1999 , стр. 149–150.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Бенедетти 1999 , с. 150.
  17. ^ Биггарт, Джон (1989), Александр Богданов, Левый большевизм и Пролеткульт 1904–1932 , Университет Восточной Англии
  18. ^ Файджес, с. 181
  19. ^ Перейти обратно: а б Файджес, стр. 200–202.
  20. Сорель, New York Times, 5 марта 2021 г.
  21. ^ Мойнахан 1992 , с. 117.
  22. ^ Евгений Александрович Добренко (2007). Политическая экономия социалистического реализма . Издательство Йельского университета. п. 76. ИСБН  978-0-300-12280-0 . Горький ненавидел религию со всей страстью бывшего богостроителя. Наверное, ни один другой русский писатель (если только не считать писателем Демьяна Бедного) не высказал столько гневных слов о Боге, религии и церкви. Но атеизм Горького всегда питался той же ненавистью к природе. Он писал о Боге и о природе в одних и тех же терминах.
  23. ^ Това Едлин (1999). Максим Горький: Политическая биография . Издательская группа Гринвуд. п. 86. ИСБН  978-0-275-96605-8 . Горький давно отверг все организованные религии. Однако он не был материалистом и поэтому не мог быть удовлетворен идеями Маркса о религии. На просьбу высказать свои взгляды на религию в анкете, присланной французским журналом «Меркурий де Франс» 15 апреля 1907 года, Горький ответил, что он против существующих религий Моисея, Христа и Магомета. Религиозное чувство он определял как осознание гармоничной связи, соединяющей человека со вселенной, и как стремление к синтезу, присущее каждому индивидууму.
  24. ^ Times, Трансатлантический беспроводной телеграф Маркони в Нью-Йорк (19 января 1914 г.). «ГОРЬКИЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ. Амнистия разрешает его возвращение - он все еще болен. (Опубликовано в 1914 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 16 января 2021 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Йедлин, Това (1999). Максим Горький: Политическая биография . Вестпорт, Коннектикут , США: Издательство Praeger. ISBN  0-275-96605-4 .
  26. ^ https://www.google.com/books/edition/Revolution_at_the_Gates/FOtOEAAAQBAJ
  27. ^ Мойнахан 1992 , с. 91 и 95.
  28. ^ Мойнахан 1992 , с. 91.
  29. ^ Мойнахан 1992 , с. 95.
  30. ^ Мойнахан 1992 , с. 246.
  31. ^ Мойнахан 1992 , с. 201.
  32. ^ Перейти обратно: а б Мойнахан 1992 , с. 202.
  33. ^ Мойнахан 1992 , с. 318.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Мойнахан 1992 , с. 330.
  35. ^ Максим Горький, Несвоевременные мысли: Очерки революции, культуры и большевиков, 1917–1918, изд. Марк Д. Стейнберг, пер. Герман Ермолаев, преп. ред. (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1995).
  36. ^ Харрисон Э. Солсбери, Черная ночь, белый снег , Нью-Йорк, 1978, с. 540.
  37. ^ Брендан МакГивер. Антисемитизм и русская революция. - Издательство Кембриджского университета, 2019. - стр. 247.
  38. ^ Мандельштам, Надежда (1971). Надежда против надежды, мемуары . Лондон: Коллинз и Харвилл. п. 110 . ISBN  0-00-262501-6 .
  39. ^ Куртуа, Стефан; Верт, Николас; Панне, Жан-Луи; Пачковский, Анджей; Бартошек, Карел; Марголин, Жан-Луи (1999). Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии . Издательство Гарвардского университета. п. 123. ИСБН  9780674076082 .
  40. ^ МакСмит 2015 , с. 86.
  41. ^ МакСмит 2015 , с. 82.
  42. ^ Това Едлин (1999). Максим Горький: Политическая биография . Прегер. п. 229.
  43. ^ МакСмит 2015 , стр. 84–88.
  44. ^ "Скан страницы из "Девочки и смерти" с автографом Сталина" . Архивировано из оригинала 7 сентября 2012 года . Проверено 21 июля 2009 г.
  45. ^ Basinsky, Pavel. Горький: страсти по Максиму . АСТ.
  46. ^ Р. Х. Стейси, Русская литературная критика , стр. 188. ISBN   0-8156-0108-5
  47. ^ Likhachov, Dmitry (1995). Воспоминания . Logos. pp. 183–188.
  48. ^ Солженицын, Александр (2007). Архипелаг ГУЛАГ . Многолетник Харпер. стр. 199–205.
  49. ^ https://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Barahov_V.S._red._-_Neizvestnyj_Gorkij_M._Gorkij._Materialy_i_issledovaniya._Vyp._4_._-_1995_1_.pdf
  50. ^ Дмитрий Быков (2009). Был ли Горький? . pp. 199–205. ISBN  9785457159662 .
  51. ^ Basinsky, Pavel (18 February 2018). "Басинский: Правда истории не совпадает с нашими представлениями о ней" . Российская газета (in Russian). Archived from the original on 24 January 2022.
  52. ^ Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным . Прогресс. 1996. pp. 113–114, 298.
  53. ^ МакСмит 2015 , с. 160.
  54. ^ Линджиарди, Витторио (2002). «6. Орел фюрера» . Влюбленные мужчины: мужской гомосексуализм от Ганимеда до Бэтмена . Перевод Хопке, Роберт Х.; Шварц, Пол. Чикаго, США: Открытый суд. п. 89. ИСБН  9780812695151 . OCLC   49421786 .
  55. ^ Стейкли, Джеймс. Геи и сексуальная история левых политических сил, Том 29 . п. 170.
  56. ^ Гинзберг, Терри; Менш, Андреа (13 февраля 2012 г.). Спутник немецкого кино . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4051-9436-5 .
  57. ^ https://www.google.com/books/edition/Fiction_of_the_New_Statesman_1913_1939/q2dl-pAlVzAC
  58. ^ Перейти обратно: а б с д https://theses.gla.ac.uk/83675/5/2023allanphd%20final.pdf
  59. ^ Перейти обратно: а б Паола Чони (2019). Горький – политик . ISBN  9785041745813 .
  60. ^ Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах (на русском языке). Том. Т. 15–20. Москва: Наука . 2012–2018 гг.
  61. ^ «Знакомство с Платоновым» . Новый левый обзор . 69 . 2011. Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года.
  62. ^ https://repository.library.georgetown.edu/bitstream/handle/10822/1057307/Kondoyanidi_georgetown_0076D_14453.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  63. ^ Дневник, 1901-1969 гг . Издательство Йельского университета. Октябрь 2008 г. ISBN.  978-0-300-13797-2 .
  64. ^ Сталин и литературная интеллигенция, 1928-39 . Спрингер. 27 июля 2016 г. ISBN  978-1-349-21447-1 .
  65. ^ Дворниченко, Оксана (13 August 2006). Дмитрий Шостакович: путешествие . Текст. ISBN  9785751605919 – через Google Книги.
  66. ^ МакСмит 2015 , с. 91.
  67. ^ Вышинский, Андрей (апрель 1938 г.). «Итоги дела об измене» (PDF) . neworleans.indymedia.org . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2009 года . Проверено 10 февраля 2022 г. Из «Советской России сегодня», апрель 1938 г. Том. 7 № 2. Расшифровано журналом Red Flag.
  68. ^ Юрий Фельштинский и Владимир Прибыловский , Корпорация. Россия и КГБ в эпоху президента Путина . ISBN   1-59403-246-7 , Книги встреч; 25 февраля 2009 г., описание , стр. 442–443.
  69. ^ Брэкман, Роман (23 ноября 2004 г.). Секретное дело Иосифа Сталина: тайная жизнь . Рутледж. п. 217. ИСБН  978-1-135-75840-0 .
  70. ^ Ваксберг, Аркадий (15 декабря 2006 г.). Убийство Максима Горького: тайная казнь . Книги-загадки. стр. 300–429. ISBN  978-1-936274-92-5 .
  71. ^ Найт, Эми (1 февраля 2018 г.). Приказы на убийство: путинский режим и политические убийства . Издательство Bitback. стр. 1–384. ISBN  978-1-78590-360-1 .
  72. ^ Эллис, Эндрю. Социалистический реализм: советская живопись 1920–1970 годов . Skira Editore SpA, 2012, с. 22
  73. Сирота Пол, Бони и Гаер, Нью-Йорк, 1946.
  74. ^ Н. Фрауд и Дж. Хэнли (редакторы и переводчики), Шаляпин: Автобиография, рассказанная Максиму Горькому (Штайн и Дэй, Нью-Йорк, 1967). Карточка Библиотеки Конгресса №. 67-25616.
  75. ^ Горький, Максим (сентябрь 2001 г.). Литературные портреты . группы Minerva, Inc. ISBN  978-0-89875-580-0 .
  76. ^ Горький, Максим; Орфенов В.Х. (1945). «Как я научился писать» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 23 (62). Ассоциация современных гуманитарных исследований: 2–7. ISSN   0037-6795 . JSTOR   4203622 . Проверено 7 декабря 2023 г.
  77. ^ Горький, Максим. Существа, которые когда-то были людьми, и другие истории . Перевод Ширази, Дж. М. Архивировано с оригинала 18 августа 2008 г. - через Национальную библиотеку Австралии . Перевод с русского Дж. М. Ширази и др. Со вступительным словом Г.К. Честертона
  78. ^ «В освобожденном Изюме появилась улица Бандеры» . Украинская правда (на украинском языке). 3 декабря 2022 г. Проверено 3 декабря 2022 г.
  79. ^ «Улица Горького» . karta.tendryanovka.ru . Проверено 13 февраля 2020 г. .
  80. ^ «Улицы, связанные с советским прошлым, переименованы в Харькове» . Украинская правда . 13 июня 2023 г. Проверено 13 июня 2023 г.
  81. ^ «В Одессе Парк Горького можно переименовать из десятка улиц: новые имена» . Новины Live (на украинском языке). 16 июня 2023 г. Проверено 16 июня 2023 г.
  82. ^ Горький Садан. Архивировано 7 мая 2021 года в Wayback Machine.
  83. ^ «Памятники Пушкину, Ломоносову и Горькому уберут из общественного пространства Днепра – горсовет» . Украинская правда (на украинском языке). 6 декабря 2022 г. Проверено 6 декабря 2022 г.
  84. ^ Олег Бильдин (26 декабря 2022 г.). «В Днепре демонтировали памятники Горькому и Чкалову» . Информатор (на украинском языке) . Проверено 10 января 2023 г.
  85. ^ «Максим Горький (1868–1936), русский и советский писатель» . colnect.com . Проверено 13 февраля 2020 г. .
  86. ^ , «Портрет Максима Горького» . colnect.com . Проверено 13 февраля 2020 г. .
  87. ^ «К 100-летию со дня рождения Максима Горького» . colnect.com . Проверено 13 февраля 2020 г. .
  88. ^ «Лев Толстой (1828–1910); Максим Горький (1868–1936)» . colnect.com . Проверено 13 февраля 2020 г. .
  89. ^ «Пресс-файл: Рецензии на фильм «Враги» Максима Горького в постановке Энн Пенингтон на 12 страницах» - через Интернет-архив.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 486f32d943d76e7de51a2221316e77c2__1722422460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/c2/486f32d943d76e7de51a2221316e77c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maxim Gorky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)