Юлия Данзас
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2012 г. ) |
Юлия Данзас | |
---|---|
Рожденный | Афины , Греция | 9 мая 1879 г.
Умер | 13 апреля 1942 г. Рим, Италия | (62 года)
Национальность | Русский |
Образование | Сорбонна |
Известный | Католический теолог, писательница и католическая религиозная женщина-лидер. |
Награды | Крест Святого Георгия |
Научная карьера | |
Поля | История религии |
Учреждения | Русский |
Юлия Данзас (9 мая 1879 — 13 апреля 1942) — российский историк религии, католический богослов, писательница и католическая религиозная деятельница.
Биография
[ редактировать ]Юлия Данзас была дочерью российского поверенного в делах в Греции Николая Карловича Данзаса . После смерти отца в 1888 году она вместе с матерью переехала в имение Данзас Харьковской губернии, затем семья переехала в Санкт-Петербург . Окончив среднюю школу в 1895 году, Юлия Данзас переехала в Париж и изучала философию и психологию в Сорбонне . Во Франции она познакомилась с ведущими историками раннего христианства Адольфом фон Гарнаком и аббатом Л. Дюшеном . Позже в круг ее знакомых вошли православные священнослужители и сектанты.
Вернувшись в Россию, Данзас сотрудничал с газетой «Пограничные районы России» , писал статьи для книги «Справка о мысли». Эти статьи она подписывала псевдонимом «Юрий Николаев». В них она решительно выступала против социалистических идей против сепаратизма в Финляндии. В 1907 году императрица Александра Федоровна (Аликс Гессенская) пригласила Юлию Данзас работать в благотворительном фонде императрицы. Данзас согласилась и стала фрейлиной императрицы.
В 1906 году под псевдонимом Юрий Николаев Данзас опубликовала свою первую книгу, названную «Мучения мысли». В 1913 году под тем же псевдонимом она опубликовала книгу «В поисках божественного» — первую на русском языке монографию о гностицизме I и II веков. Эта книга заинтересовала Максима Горького , и он познакомился с Данзасом. Круг интересов Данзас (в частности, интерес к Хлысту ) и, возможно, некоторые черты ее характера впоследствии нашли отражение в образе Марины Зотовой, в романе Горького « Жизнь Клима Самгина».
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, императрица хотела поручить Данзасу дела канцелярии, но та отказалась и ушла на фронт. Сначала она заведовала складами Общества Красного Креста 10-й армии, а в 1916 году была зачислена добровольцем в 18-й Оренбургский казачий полк и приняла участие в боях. Она была награждена Георгиевским крестом .
После Февральской революции Данзас вернулся в Петроград . Временное правительство предложило ей командовать Женским батальоном , но она отказалась. В 1917 году Данзас был назначен на диспут в магистратуру СПбГУ по всемирной истории, но диспут не состоялся.
В 1918 году Данзас пошла работать в публичную библиотеку , где знание девяти языков сделало ее ценным сотрудником. Кроме того, она читала лекции по истории Англии и Франции в НИИ Бехтерева и была членом Философского общества при Петроградском университете, была одним из организаторов «Союза католической мудрости», сотрудничала с издательством « Всемирная литература » подготовила монографию «Платон». В 1920 году Горький предложил ей работу во Владимирском дворце .
На встрече во Владимирском дворце Данзас встретился с главой российских католиков отцом Леонидом Федоровым . Под его влиянием она приняла католицизм и вместе с ним в 1921 году организовала монашескую общину Святого Духа , где в 1922 году Данзас была принята в монахини по имени Иустина. 11 ноября 1923 года Данзас был арестован вместе с другими членами общины русских католиков Петрограда. Ее обвинили в создании контрреволюционной организации и без суда приговорили к 10 годам лишения свободы. Сначала она содержалась в Иркутской тюрьме, а с сентября 1928 года — в Соловецком лагере . Там она работала бухгалтером и библиотекарем «Музейного краеведческого общества». В сентябре 1932 года ее перевели в лагерь на станции Медведь-Гора, где она работала в отделе статистики управления строительством Беломорско-Балтийского канала .
В январе 1932 года по просьбе Горького и ее брата, жившего в Германии, Данзас была освобождена на год раньше срока. После освобождения жила в Ленинграде и Москве, а затем при содействии Горького в декабре 1933 года эмигрировала из Советского Союза. Она поселилась сначала в Берлине с братом, затем во Франции, сначала в монастыре Прулля, а затем в Лилле , где работала в доминиканском центре русских исследований «Правда». Во Франции она сотрудничала с журналом Russie et Chrétienté и написала воспоминания о Соловецком лагере. [ 1 ] изданные анонимно, а также книги по истории русской религиозной мысли, [ 2 ] (что вызвало резкую негативную рецензию со стороны Николая Бердяева ) и религиозную книгу. [ 3 ]
В 1940 году Данзас переехала в Рим, где читала лекции в папском колледже «Руссикум» . Там на русском языке она опубликовала книгу « Познание Бога и католический марксистский атеизм» (1942) и на итальянском языке биографию покойной императрицы Александры Федоровны . Она умерла в Риме 13 апреля 1942 года, незадолго до публикации последнего.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Католическая энциклопедия , Том 1, изд. Францисканцы, Москва, 2002, стр. 1531–1532, ISBN 978-5-89208-037-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1879 рождений
- 1942 смертей
- Русские военнослужащие Первой мировой войны
- Русские женщины в Первой мировой войне
- Женщины в Российской императорской армии
- Переходит в восточный католицизм из восточного православия
- Бывшие русские православные христиане
- Советские восточные католики
- российские историки религии
- российские женщины-историки
- Выходцы из Российской Империи
- Эмигранты в Греции
- Фрейлины из Российской Империи