Leonid Feodorov
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Leonid Feodorov Леонид Фёдоров | |
---|---|
Рожденный | 4 ноября 1879 г. Санкт-Петербург , Российская Империя |
Умер | 7 марта 1935 г. (55 лет) Вятка , РСФСР , СССР. |
Почитается в | Римско-католическая церковь , Русская Византийско-Католическая Церковь |
Беатифицированный | 27 июня 2001 г., Украина , Папа Иоанн Павел II. |
Праздник | 7 марта |
Леонид Иванович Фёдоров 4 Русской , ( ноября 1879 — 7 марта 1935) — -студит иеромонах первый греко-католической церкви экзарх Русского католического апостольского экзархата России и узник тюрьмы ГУЛАГа Соловской . поле . Он был беатифицирован во Львове Папой Иоанном Павлом II 27 июня 2001 года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Федоров родился в Санкт-Петербурге , Россия , 4 ноября 1879 года в русской православной семье. [ 1 ] Его отец, Иван Федорович Федоров, был сыном бывшего крепостного Ярославской губернии и стал владельцем « Малого Ярославца» , весьма успешного петербургского ресторана, который был одним из центров художественной, литературной и литературной столицы Империи. и интеллектуальное брожение в течение Серебряного века . [ 2 ] Среди постоянных посетителей ресторана был поэт и философ Владимир Соловьев. [ 3 ] и молодой Иосиф Сталин , который, по словам Саймона Себага Монтефиоре , не раз выдерживал риск ареста во время охоты царской тайной полиции из-за желания поесть в своем «любимом месте встречи» — «ресторане Федорова». [ 4 ]
Мать Леонида, Любовь Федорова, женщина греческого происхождения , воспитывала его как мать-одиночку после ранней смерти отца. Любовь Федорова использовала наследство мужа в 15 000 рублей, чтобы отправить сына, из желания добиться его продвижения в свете, в Первую Императорскую гимназию, где он получил образование вместе с сыновьями русского дворянства . Хотя она также пыталась воспитать своего сына набожным членом Русской Православной Церкви , она одновременно поощряла его читать популярных романистов того времени. [ 5 ]
Позже он вспоминал: «Так что я начал поглощать самых известных французских романистов того времени: Золя , Гюго , Мопассана и Дюма . Я познакомился с итальянским Возрождением и его испорченной литературой, Боккаччо и Ариосто . Моя голова стала похожа на канализация, в которую сбрасывалась самая отвратительная грязь». [ 6 ] [ 7 ]
Посещая Вторую Императорскую гимназию в Петербурге, Федоров считал себя, прочитав священные тексты как индуизма , так и буддизма нигилистом , . Он часто цитировал изречение Уильяма Вордсворта «Война — дочь Бога» и намеревался после окончания учебы стать офицером Российской императорской армии . [ 8 ]
Под влиянием православного капеллана и учителя религии гимназии о. Константин (Смирнов), которого отец Поль Майе назвал «одним из самых замечательных русских православных священников своего времени», Федоров принял религиозное обращение и вместо этого решил учиться на православное священство. [ 9 ]
После окончания гимназии в 1901 году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , чтобы учиться на священника в Русской Православной Церкви . Однако Духовная академия была в основном ориентирована на подготовку чиновников, а не священников, и Федоров, соответственно, нашел это большим разочарованием. [ 10 ]
Во время кризиса веры Федоров, «через чтение Отцов и истории», пришел к убеждению, что Римско-католическая церковь - единственная истинная церковь, «в то время, когда я терял веру». [ 11 ] В ответ он начал незаметно посещать Тридентскую мессу в церкви Св. Екатерины на Невском проспекте . В Духовной академии преподаватели стали называть Федорова «нашим католиком». [ 12 ]
После долгих раздумий Федоров решил летом 1902 года оставить учебу и поехать в Рим, чтобы открыто перейти в Римско-католическую церковь . Чтобы прервать учебу и получить необходимый для заграничной поездки паспорт, Федорову нужно было разрешение инспектора Академии архимандрита Феофана (Быстрова) , который ответил: «Я очень хорошо знаю, почему вы желаете поехать в Италию... Итак, будь так, и да хранит тебя Бог». [ 13 ] о. Кирилл Королевский утверждает, что архимандрит Феофан «был вполне убежден в истинности католицизма, но, как и многие другие, не мог решиться на определенный шаг». [ 14 ] В действительности архимандрит Феофан оставался православным даже после Октябрьской революции , когда стал беженцем от красного террора в Болгарии и Франции .
Леонид Федоров и его католический духовный наставник о. Ян Шиславский отправился в Рим через Австрии находившийся под властью Львов , где митрополит Андрей Шептицкий . Украинской греко-католической церкви его миссию благословил [ 15 ]
Обращение и рукоположение
[ редактировать ]31 июля 1902 года Федоров был официально принят в католическую церковь в церкви Джезу в Риме . После этого он начал учиться в иезуитской семинарии в Ананьи под псевдонимом «Леонидас Пьер», который должен был сбить с его следа царскую тайную полицию, или охрану . В разговоре с коллегой-семинаристом в Аньяни Федоров предсказал: «Россия не покается, не пройдя через Красное море в крови своих мучеников и многочисленных страданиях своих апостолов». [ 16 ]
Хотя Леонид изначально обещал принять латинский обряд , во время учебы в Collegio Leoniano, крупной иезуитской семинарии в Ананьи , Леонид осознал, что вместо этого Папа желает, чтобы он оставался верным литургии и обычаям христианского Востока. С полного разрешения и поощрения Папы Пия X Леонид перешел в Русскую Византийскую Католическую Церковь . В результате своего решения Леонид был отрекся от своего бывшего наставника-иезуита и впоследствии зависел в своих финансах от митрополита Львовского Андрея Шептицкого .
25 марта 1911 года он был рукоположен в священники византийского обряда митрополитом Михаилом Мировым в Свято-Троицком приходе Болгарской греко-католической церкви в Галата районе Константинополя . [ 17 ] [ 18 ] Следующие годы он провел в качестве иеромонаха украинских монахов-студитов в Каменице (существовавшей в 1908–1924 гг.), недалеко от Челинаца в Боснии и Герцеговине , где его духовным формированием руководил греко-католический старец по имени «Старец Иосафат». Брат Леонид был пострижен с монашеское имя Леонтий 12 марта 1913 года. [ 19 ]
Вернуться в Россию
[ редактировать ]Накануне Первой мировой войны он вернулся в Санкт-Петербург, после чего был немедленно сослан в Тобольск в Сибири как потенциальная угроза царскому , правительству которое считало русское православие своей государственной религией .
После Февральской революции Временное правительство приказало освободить всех политических заключенных. [ 1 ] трехдневный Синод Русской Византийской Католической Церкви открылся В Санкт-Петербурге под руководством митрополита Андрея, который по итогам Синода назначил Федорова экзархом русских католиков . Однажды о. Кирилл Королевский успешно доказал Святому Престолу, что митрополит Андрей просто воспользовался своими правами, определенными Папой Пием X , должность Федорова как экзарха была подтверждена Папой Бенедиктом XV .
Служил настоятелем храма Сошествия Святого Духа в Петрограде, под его руководством были основаны женский орден Святого Семейства, Община сестер Святого Духа, Общество Иоанна Златоуста. Он выступал с докладами, участвовал в дискуссиях с православным духовенством, [ 20 ] в том числе Патриарх Московский Тихон и митрополит Петроградский Вениамин . В то время Патриарх Тихон столкнулся с продолжающимся расколом Живой Церкви, поддерживаемым Советским Союзом , и был полон решимости защитить с трудом завоеванную независимость Московского Патриархата от повторной потери контроля со стороны государства . По этой причине Патриарх Тихон регулярно встречался для обсуждения возможного воссоединения как с Экзархом, так и с отцом Владимиром Абрикосовым . Патриарх также призвал тех православных священнослужителей и мирян, которые остались ему верны, аналогичным образом встретиться с русскими католиками, чтобы обсудить возможное воссоединение Русской Православной Церкви со Святым Престолом на условиях, установленных на Флорентийском соборе 1439 года. . [ 21 ]
Вот почему, когда о. Эдмунд А. Уолш , глава американской и папской миссий по оказанию помощи во время российского голода 1921 года , и экзарх Русской Греко-Католической Церкви впервые встретились и разговаривали на церковной латыни Федоров, который восхищался Патриархом Тихоном и испытывал только презрение. за так называемую Живую Церковь, призвал поручить продовольственные запасы для помощи голодающим не только католическому духовенству, но и тем русским православным священникам, которые остались верны Патриарху Тихону для раздачи голодающим. о. Уолш с энтузиазмом согласился с идеей экзарха и добился ее реализации. Только в Оренбурге его помощник о. Луи Дж. Галлахер пригласил к своему столу шесть местных русских православных епископов, чтобы организовать доставку продуктов питания голодающим. [ 22 ]
Между тем, по мнению историка Эдварда Рослофа, в гораздо большей степени, чем до них цари Рюриковичи и Романовы, Советское государство и его тайная полиция, ГПУ , не имели намерения терпеть возможное воссоединение Востока и Запада и были особенно полны решимости пресечь все усилия по сохранению дальнейшей независимости Русской Православной Церкви от власти и контроля государства. [ 23 ]
Открытые гонения на религию начались в 1922 году. Духовенству было запрещено проповедовать религию лицам младше восемнадцати лет. Затем, во время российского голода 1921 года , все святыни было приказано конфисковать для «помощи голодающим», а мирские советы, называемые двадцататками, учредило в каждом приходе ГПУ с намерением сделать священника простым служащим. Когда и экзарх Леонид, и архиепископ латинского обряда Ян Чеплак отказались разрешить это, все католические приходы были принудительно закрыты государством.
Суд над Чеплаком
[ редактировать ]Весной 1923 года экзарх Леонид, архиепископ Цеплак, монсеньор Константин Будкевич , а также четырнадцать других католических священников и один мирянин были вызваны на московский суд перед революционным трибуналом за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию .
По словам отца Кристофера Л. Цуггера,
Большевики уже организовали несколько « показательных процессов ». ЧК устроила «суд над петербургской боевой организацией»; его преемник, новое ГПУ , « Процесс над эсерами ». В этих и других подобных фарсах обвиняемые неизбежно были приговорены к смертной казни или к длительным срокам тюремного заключения на севере. Показательный процесс над Чеплаком является ярким примером большевистского революционного правосудия того времени. Обычные судебные процедуры вообще не ограничивали деятельность революционных трибуналов; Фактически прокурор Н. В. Крыленко заявил, что суды могут попирать права иных классов, чем пролетариат . Апелляции из судов поступали не в вышестоящий суд, а в политические комитеты. Западные наблюдатели сочли обстановку - большой бальный зал бывшего Дворянского клуба с нарисованными херувимами на потолке - исключительно неподходящим для такого торжественного мероприятия. Ни судьям, ни прокурорам не требовалось иметь юридическое образование, а только надлежащее «революционное». То, что видные таблички «Курение запрещено» игнорировались самими судьями, не сулит ничего хорошего для соблюдения законности». [ 24 ]
Корреспондент New York Herald Фрэнсис МакКаллах, присутствовавший на суде, позже описал его четвертый день следующим образом:
Крыленко, начавший выступать в 18:10, поначалу был достаточно умеренным, но быстро перешел в атаку на религию в целом и католическую церковь в частности. «Католическая церковь», заявил он, «всегда эксплуатировала рабочий класс». Когда он потребовал смерти архиепископа, он сказал: «Вся иезуитская двуличность, с которой вы защищались, не спасет вас от смертной казни . Ни один Папа в Ватикане не сможет спасти вас сейчас». ...В ходе длинной речи Красный Прокуратор довел себя до ярости антирелигиозной ненависти. «Ваша религия, — кричал он, — я плюю на нее, как и на все религии — на православную , иудейскую , мусульманскую и остальные». «Здесь нет закона, кроме советского закона , — кричал он на другом этапе, — и по этому закону вы должны умереть». [ 25 ]
В отличие от других обвиняемых, экзарх Леонид настоял на том, чтобы выступать в качестве собственного адвоката, что привело к самым драматичным моментам процесса. По словам отца Цуггера,
Одетый в традиционную русскую черную рясу , с длинными волосами и бородой, которую часто называют «христоподобной», Федоров был человеком из народа , из простых русских людей, ради которых велась революция. Его присутствие опровергло обычное описание католицизма как «польской религии». Его выступление – трогательное свидетельство русской духовности и истории Церкви в этой стране – пробудило в памяти лучшие качества русского христианского мира . Он указывал, что греко-католики приветствовали революцию с радостью, ибо только тогда у них было равенство. Никакой тайной организации не было, они просто следовали церковному закону. Необходимо было осуществлять религиозное образование, служение Мессы и совершение Таинств бракосочетания и крещения. Он отметил, что Церковь, обвиняемая в пренебрежении к голодающим, в тот момент кормила 120 тысяч детей ежедневно. После резкого опровержения Крыленко экзарх Федоров поднялся для своего заключительного слова: «Наши сердца полны не ненависти, а печали. Вы не можете нас понять, нам не дана свобода совести. Это единственный вывод, который мы можем сделать». из того, что мы здесь услышали». [ 26 ]
Поскольку приговор и приговоры были уже определены заранее, архиепископ Цеплак и монсеньор Будкевич были приговорены к смертной казни. Экзарх Леонид и все остальные подсудимые были приговорены к десяти годам лишения свободы. [ 17 ]
ГУЛАГ
[ редактировать ]Однако международный резонанс, последовавший за этим процессом, заставил советское правительство задуматься. В 1926 году [ 15 ] отбыв первые три года заключения в московской Бутырской тюрьме , экзарх Леонид был этапирован в Соловецкий лагерь , [ 1 ] расположен в бывшем островном монастыре на берегу Белого моря .
Во время разговора в антирелигиозном музее на Соловках с русской греко-католической политзаключенной Юлией Данзас экзарх рассказал, что был глубоко тронут тем, что оказался в заключении в бывшем монастырском комплексе, которым когда-то руководил святитель Филипп Московский . Экзарх также благоговейно поцеловал и облачение бывшего игумена , и камень, который святитель Филипп когда-то использовал вместо подушки. Экзарх комментировал: «На этом камне святому не только были лучезарные видения, но сколько горьких слез он пролил!» [ 27 ]
Когда Данзас рассказала о своей недавней борьбе в Иркутском трудовом лагере с духовным унынием и сомнением, экзарх посоветовал ей: «Это хорошо. Господь поддержит тебя, но если когда-нибудь вернется момент, когда ты больше не почувствуешь этой поддержки, не Не надо бояться. Помощь Господня, может быть, именно самая обильная, когда кажется, что Он оставил нас». [ 28 ]
В ходе более поздней беседы экзарх признался Данзасу: «Истинный мессианизм Русской Церкви — это не то, что представляли себе славянофилы , а пример страдания. Этим она показывает, что она — продолжение Христа». в этом мире». [ 28 ]
По словам диакона Василия фон Бурмана, «В то время, когда лагерь казался духовной пустыней, местом уныния и даже отчаяния, католические священники вели плодотворную жизнь в своем замкнутом кругу... Наблюдая за ними, нельзя было не понять, какую важную роль играла религия в жизни людей, как она вдохновляла их в контексте существования на Соловках, это выступало с особенной ясностью... По воскресеньям и праздникам службы совершались в Германовской часовне, и это было, ибо. вся его нищета, место празднования». [ 29 ]
Однако в ответ на эскалацию дипломатических протестов и огласку религиозных преследований в СССР со стороны Святого Престола , чекистская охрана на Соловках расправилась с заключенными-католиками с удвоенной силой. С 19 января 1929 года было запрещено использование Германовской часовни для богослужений, у заключенных-католиков были конфискованы все религиозные книги и артефакты, а католики Соловец были низведены до того, что Ирина Осипова назвала « катакомбным существованием». [ 30 ]
Освобождение и смерть
[ редактировать ]6 августа 1929 года экзарха Леонида отпустили в город Пинегу Архангельской области и отправили на работу по добыче древесного угля. Продолжая преподавать Катехизис молодым мальчикам, его перевели в село Полтава, в 15 км от Котласа (не путать с городом Полтава , Украина ), где он отбыл наказание в 1932 году. Вятка , где, измученный тяготами заключения, он скончался 7 марта 1935 года. [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]После своего возвращения в Соединенные Штаты после показательного процесса над Чеплаком в 1923 году отец Эдмунд А. Уолш заказал картину Экзарха Леонида беженцу русскому художнику- Павлу Мальцеву . В основу картины легла фотография, сделанная экзархом в качестве политзаключенного в концлагере Соловки , расположенном за Полярным кругом . Картина висела в о. работал в кабинете Уолша в Джорджтаунском университете Всю оставшуюся жизнь он и всегда отзывался о первом экзархе Русской Греко-Католической Церкви с глубоким чувством почтения. [ 31 ]
Митрополит Украинской Греко-Католической Церкви Андрей Шептицкий заявил: «Мы ожидаем, что экзарх [Леонид Федорив] находится на пути к прославлению через беатификацию. Конечно, еще слишком рано говорить об этом, но мы все были под сильным впечатлением. его святостью, укрепленной мученическим венцом и смертью, это, конечно, поддерживает наши ожидания. С другой стороны, как русский католик, как экзарх, как человек, погибший от руки большевиков, нам кажется, что он так и будет. быть в центре внимания всей Церкви». [ 15 ]
1 октября 1990 года Верховный Совет Советского Союза принял декрет, официально отказывающийся от традиционной марксистско-ленинской антирелигиозной политики и предоставляющий свободу вероисповедания , равенство всех религиозных конфессий перед законом, а также религиозное воспитание детей всем советским гражданам. без исключения. [ 32 ]
27 июня 2001 года экзарх Леонид Федоров был беатифицирован во время византийского обряда Божественной литургии во Львове , Украина, Папой Иоанном Павлом II . Он остается глубоко почитаемым среди российских католиков и получил высокую оценку Джеймса Ликудиса , перешедшего из греческого православия в греко-византийскую католическую церковь , в своей книге 2016 года «Вестники католической России: двенадцать духовных паломников из Византии в Рим» . [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сиккарди, Кристина. «Блаженный Леонид (Леонид) Федоров», Святые и Блаженные, 29 декабря 2011 г.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 3-7.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 11-12.
- ^ Саймон Себаг Монтефиоре (2007), Молодой Сталин , Альфред А. Кнопф. Страницы 242-243, 256.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 1–5.
- ^ О. Поль Майе, SJ, экзарх Леонид Федоров: Строитель мостов между Римом и Москвой , 1964. Страницы 8-9.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 5.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 6.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 7-9.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 9-10.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 13.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 13-14.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 20.
- ^ Кирилл Королевский (1993), митрополит Андрей (1865-1944) , Ставропигия, Львов. Том 1. Стр. 278.
- ^ Jump up to: а б с Церковь мучеников: Новых Святых Украины . Львов, Украина: Монастырь Святого Иоанна. 2002. с. 8. ISBN 966-561-345-6 .
- ^ Кирилл Королевский (1993), митрополит Андрей (1865-1944) , Ставропигия, Львов. Том 1. Стр. 285.
- ^ Jump up to: а б с Ардуино, Фабио. «Блаженная Леонида (Леонид) Федоров», Санти и Беати, 29 декабря 2011 г.
- ^ Кирилл Королевский (1993), митрополит Андрей (1865-1944) , Ставропигия, Львов. Том 1. Стр. 280.
- ^ Кирилл Королевский (1993), митрополит Андрей (1865-1944) , Ставропигия, Львов. Том 1. Страницы 280-281.
- ^ Парфентьев, Павел (2017). Служение блаженного Леонида Федорова в России . Православные католики Одессы.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 155–187.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 150-153.
- ^ Эдвард Э. Рослоф, Красные священники: обновленчество, русское православие и революция , 1905–1946 (Блумингтон: Indiana University Press, 2002), 98.
- ^ Отец Кристофер Лоуренс Цуггер, «Забытые: католики в Советской империи от Ленина до Сталина», Syracuse University Press , 2001. Страница 182.
- ^ Капитан Фрэнсис МакКаллах, Большевистское преследование христианства , EP Dutton and Company , 1924. Страница 221.
- ^ Отец Кристофер Лоуренс Цуггер, Забытые: католики в Советской империи от Ленина до Сталина, Syracuse University Press , 2001. Страница 186.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 236–237.
- ^ Jump up to: а б о. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 237.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 75-76.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы vii - viii .
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 460.
- ^ Джеймс Ликудис (2023), Вестники католической России: двенадцать духовных паломников из Византии в Рим , Blue Army Press , Мировое Апостольство Фатимы . Страницы 77-86.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1879 рождений
- 1935 смертей
- Римско-католические мученики XX века
- Беатификации Папы Иоанна Павла II
- Переходит в восточный католицизм из восточного православия
- Восточно-католические беатифицированные люди
- Восточно-католические монахи
- Восточные католики из Российской империи
- Восточно-католические писатели
- Бывшие русские православные христиане
- Заключенные Соловецкого лагеря
- Духовенство из Санкт-Петербурга
- Узники и узники Советского Союза
- Русский блаженный народ
- Русские ссыльные в Российской империи
- Русские греко-католики
- Русские люди греческого происхождения
- Советские показательные испытания
- Братья-студиты