Закон Советского Союза
Политика Советского Союза |
---|
![]() |
![]() |
Закон Советского Союза был законом, разработанным в Советском Союзе (СССР) после Октябрьской революции 1917 года. Модифицированные версии советской правовой системы действовали во многих коммунистических государствах после Второй мировой войны , включая Монголию , Народную Республику. Китая , Варшавского договора стран Восточной Европы , Кубы и Вьетнама .
Советская концепция права
[ редактировать ]Советское право основывалось на дореволюционном российском праве и марксизме-ленинизме . Дореволюционные влияния включали византийское право , монгольское право , русское православное каноническое право и западное право . Западное право по большей части отсутствовало до судебной реформы Александра II в 1864 году, за пять десятилетий до революции. Несмотря на это, верховенство закона и равенство перед законом не были общеизвестными понятиями, царь по-прежнему не был связан законом, а «полиция имела неограниченную власть». [1]
Марксизм-ленинизм рассматривал право как надстройку над базовой и надстроечной моделью общества. « Капиталистическое » право было инструментом « буржуазного господства и отражением буржуазных ценностей». Поскольку право было инструментом «поддержания классового господства», в бесклассовом обществе право неизбежно исчезло бы . [1]
Как и все другие государственные учреждения, судебная власть официально подчинялась Верховному Совету Советского Союза .
В 1917 году советские власти формально отменили все царское законодательство и установили социалистическую правовую систему. По мнению критика Ричарда Пайпса , эта система отменила западные правовые концепции, включая верховенство закона , гражданские свободы , защиту закона и гарантии собственности . [2] [3] Например, спекуляция может быть истолкована как контрреволюционная деятельность, караемая смертью. Советские авторы утверждали, что было создано новое социалистическое правопорядок , защищающее личную собственность и гражданские свободы и развивающее основу международного правопорядка. [4]
Депортация «кулачества» в 1928–31 годах осуществлялась в рамках Гражданского кодекса СССР. [5] Некоторые советские учёные-правоведы даже утверждали, что «уголовная репрессия» может быть применена и при отсутствии вины». [5] [6]
В 1960 году вышла новая редакция Советского уголовного кодекса . [7] Новый Уголовный кодекс заменил советский аналог 1960 года. [7]
Реформы 1960-х годов были направлены на улучшение судебной системы и деятельности судов, восстановление и развитие ряда демократических принципов, ликвидацию специальных совещаний при МВД СССР и отдельных категорий государственных преступлений. [8]
Конституционный закон
[ редактировать ]- Конституция Советской России 1918 года.
- Конституция СССР 1924 года
- Конституция СССР 1936 года
- Конституция СССР 1977 года
Структура суда
[ редактировать ]Советские уголовные и гражданские дела включают судебные процессы, которые были «в первую очередь [...] официальным расследованием истинности представленных претензий и возражений». [9] Советское право в этом отношении было очень похоже на гражданское право европейских стран, таких как Франция и Германия . [10]
Уголовные дела
[ редактировать ]Уголовные дела состояли из предварительного следствия перед предъявлением обвинения и собственно суда . На предварительном следствии следователь (или «следователь») «допрашивает обвиняемых и свидетелей и исследует доказательства». Обвиняемый был проинформирован о своих правах до допроса. До 1958 года адвокат был доступен только во время суда. После 1958 года адвокат был доступен на последнем этапе предварительного следствия после предъявления обвиняемому обвинения. Следователю запрещалось применять силу, однако обвиняемый мог находиться под стражей на длительные сроки: до 10 суток до предъявления обвинения, до 9 месяцев во время предварительного следствия (с согласия Генерального прокурора ). Обвиняемым были представлены показания, которые будут использованы в суде. Следователь подчинялся прокурору ( прокуратуре), которому было поручено осуществлять уголовное преследование , «общий надзор» за законностью и сообщать о незаконных административных действиях. Обвинительное заключение, включавшее предварительное следствие, считалось «официальным протоколом» суда. [10]
Суд первой инстанции состоял из профессионального судьи со сроком полномочий 5 лет и двух заседателей (народных заседателей) со сроком полномочий 2,5 года. Судопроизводство носило неформальный характер по сравнению с уголовным процессом в демократических странах, основанных на верховенстве закона . Судьи сначала допросили обвиняемых и свидетелей, затем прокурора и защитника для подтверждения доказательств обвинительного заключения. Обвиняемый и потерпевший могли допросить друг друга или свидетелей. Обвиняемый считался невиновным , хотя и не в смысле общего права . [ нужны разъяснения ] Суд принял решение большинством голосов. Обвиняемый или прокурор могли обжаловать решения в вышестоящем суде, состоящем из трех профессиональных судей, которые рассматривали факты и закон. Если прокурор подаст апелляцию, вышестоящий суд сможет отменить решение и вернуть дело на новое рассмотрение. Хотя решения апелляционного суда были «окончательными», суды более высокой инстанции могли рассматривать их как «надзорные». В этом случае обвиняемый или его/ее адвокат могли представить свои объяснения, но не могли явиться лично. [10]
Во время суда на судей была возложена дополнительная обязанность просвещать людей, например, выявлять и устранять причины и условия, приведшие к преступлению. Судьи свели юридические формальности к минимуму; заявленная цель суда заключалась в установлении истины, а не в защите законных прав. Хотя большинство слушаний были открытыми, слушания также могли проводиться в закрытом порядке, если советское правительство сочло бы это необходимым. [10]
Гражданский суд
[ редактировать ]Советский гражданский судебный процесс не повлек за собой высокой степени физического вмешательства. На этапе предварительного расследования не было внезапных арестов или задержаний. Судебный процесс полностью проводился адвокатом, и в случае необходимости производилось приостановление дела.
Права человека
[ редактировать ]Согласно Всеобщей декларации прав человека , права человека — это «основные [права] и свободы , на которые имеют право все люди». [11] включая право на [жизнь] и [свободу], свободу выражения мнений и равенство перед законом ; и социальные, культурные и экономические права, включая право на участие в культурной жизни , право на питание , право на труд и право на образование .
Советская концепция прав человека сильно отличалась от международного права . Согласно советской правовой теории, «именно правительство является бенефициаром прав человека, которые должны быть заявлены против личности». [12] Советское государство рассматривалось как источник прав человека. [13] Таким образом, советская правовая система рассматривала право как инструмент политики, а суды как органы власти. [5] широкие внесудебные полномочия были предоставлены Советским органам тайной полиции . Советское правительство на практике существенно ограничило правопорядок , гражданские свободы , защиту закона и гарантии собственности . [14] [15] которые рассматривались как примеры «буржуазной морали» советскими теоретиками права, такими как Андрей Вышинский . [16] По мнению Владимира Ленина , целью социалистических судов было «не ликвидировать террор ... а обосновать его и узаконить в принципе». [5]
СССР и другие страны советского блока воздержались от подтверждения Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), заявив, что она «чрезмерно юридична» и потенциально ущемляет национальный суверенитет. [17] : 167–169 Позднее Советский Союз подписал юридически обязательные документы по правам человека, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах в 1973 году (и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года ), но они не были широко известны и не были доступны людям, живущим в под коммунистическим правлением, и коммунистические власти не восприняли их всерьез. [18] : 117 Сергей Ковалев напомнил о «знаменитой статье 125 Конституции, в которой перечислены все основные гражданские и политические права» в Советском Союзе. Но когда он и другие заключенные попытались использовать это в качестве юридического основания для своих жалоб на жестокое обращение, их аргумент прокурора заключался в том, что «Конституция была написана не для вас, а для американских негров, чтобы они знали, насколько счастлива жизнь советских граждан». ". [19]
Преступление определялось не как нарушение закона, а как любое действие, которое могло угрожать советскому государству и обществу. Например, желание получить прибыль могло быть истолковано как контрреволюционная деятельность, караемая смертью. [5] Ликвидация и депортация миллионов крестьян в 1928—31 осуществлялись в рамках Гражданского кодекса СССР. [5] Некоторые советские учёные-правоведы даже говорили, что «уголовная репрессия» может быть применена и при отсутствии вины. [5] Мартин Лацис , начальник Советской Украины, объяснил тайной полиции : «Не заглядывайте в папку с компрометирующими доказательствами, чтобы увидеть, восстал ли обвиняемый против Советов с оружием или словами. Вместо этого спросите его, к какому классу он принадлежит, к какому классу он принадлежит? его происхождение, его образование , его профессия . Вот вопросы, которые определят судьбу обвиняемого. В этом смысл и суть красного террора ». [6]
Целью публичных процессов было «не продемонстрировать наличие или отсутствие преступления – это было заранее определено соответствующими партийными властями – а предоставить еще один форум для политической агитации и пропаганды для обучения граждан (см Московские процессы) ., например, . Защитники, которые должны были быть членами партии , были обязаны принять вину своего клиента как должное..." [5]
См. также
[ редактировать ]- Теория и указы
- Организации
- Другой
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Берман, HJ (1948). «Вызов советского права». Гарвардский обзор права . 62 (2): 220–265. дои : 10.2307/1336434 . JSTOR 1336434 .
- ^ По мнению Пайпса, советская правовая система рассматривала закон как инструмент политики, а суды - как органы правительства. Преступление определялось не как нарушение закона, а как любое действие, которое могло угрожать Советскому государству. широкие внесудебные полномочия были предоставлены Советским органам тайной полиции . Целью публичных процессов было «не продемонстрировать наличие или отсутствие преступления — это было заранее определено соответствующими партийными властями , — а предоставить еще одну площадку для политической агитации». и пропаганда для обучения граждан. Адвокаты защиты, которые должны были быть членами партии , должны были воспринимать вину своего клиента как нечто само собой разумеющееся...» Ричард Пайпс (2001) «Коммунизм Вайденфельд и Николсон». ISBN 0-297-64688-5 [ нужна страница ]
- ^ Ричард Пайпс (1994) Россия при большевистском режиме . Винтаж. ISBN 0-679-76184-5 ., страницы 401–403.
- ^ А. К. Махненко (1976), Государственное право социалистических стран . Прогресс. ISBN 0714707821
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ричард Пайпс Россия под большевистским режимом , Винтажные книги, Random House Inc., Нью-Йорк, 1995, ISBN 0-394-50242-6 , страницы 402–403.
- ^ Перейти обратно: а б Евгения Альбац и Кэтрин А. Фицпатрик. Государство в государстве: КГБ и его влияние на Россию – прошлое, настоящее и будущее , 1994. ISBN 0-374-52738-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Батлер, Уильям Э. (19 октября 1999 г.). Уголовный кодекс Российской Федерации (1-е изд.). Спрингер.
- ^ Кристофер Осакве (1977) «Надлежащая правовая процедура и дела о гражданских правах в Советском Союзе», Советский закон после Сталина ..: Гражданин и государство в современном советском праве. 1 . Брилл. ISBN 9-028-60679-3 , страницы 179-222.
- ^ Берман, HJ (2007). «Сравнение советского и американского права» . Американский журнал делового права . 1 : 68–76. дои : 10.1111/j.1744-1714.1963.tb01183.x . S2CID 53476815 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Берман, Гарольд Дж. (1983). "Советский Союз". В Кадише, Сэнфорд Х. (ред.). Энциклопедия преступности и правосудия . Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 207–15. ISBN 978-0-02-918110-2 .
- ^ Компания Houghton Miffin (2006)
- ^ Ламбелет, Дориан. «Противоречие между советской и американской доктриной прав человека: примирение через перестройку и прагматизм». 7 Журнал международного права Бостонского университета . 1989. стр. 61–62.
- ^ Шиман, Дэвид (1999). Экономическая и социальная справедливость: взгляд на права человека . Международная амнистия. ISBN 978-0967533407 .
- ^ Ричард Пайпс (2001) Коммунизм Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-64688-5
- ^ Ричард Пайпс (1994) Россия при большевистском режиме . Винтаж. ISBN 0-679-76184-5 ., страницы 401–403.
- ^ Вышинский, Анджей (1949). Теория судебных доказательств в советском праве (PDF) . Библиотека Демократической ассоциации адвокатов. стр. 153, 162.
- ^ Мэри Энн Глендон (2001). Новый мир: Элеонора Рузвельт и Всеобщая декларация прав человека . Нью-Йорк. ISBN 9780375760464 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Томас, Дэниел К. (2005). «Идеи прав человека, крах коммунизма и конец холодной войны» . Журнал исследований холодной войны . 7 (2): 110–141. дои : 10.1162/1520397053630600 . S2CID 57570614 .
- ^ Oleg Pshenichnyi (2015-08-22). "Засчитать поражение" . Grani.ru . Retrieved August 23, 2015 .
Библиография
[ редактировать ]
- Блош, Грегг (весна 1986 г.). «Право, теория и политика: дилемма советской психиатрии» . Йельский журнал международного права . 11 (2): 298–358.
- Батлер, Уильям Эллиотт (1988) [1983]. Советское право (2-е изд.). Стоунхэм, Массачусетс : Издательство Butterworths Legal Publishers. ISBN 978-0406562647 .
- Шарлет, Роберт (1974). «Самиздат как источник по изучению советского права». Советское и постсоветское обозрение . 1 (1): 181–196. дои : 10.1163/187633274x00144 .
- Гинс, Джордж К. (1 мая 1950 г.). «Наказания и вознаграждения в советском праве» . Вашингтонский юридический обзор . 25 (2): 206–222.