Jump to content

Потребительские товары в Советском Союзе

Потребительские товары в Советском Союзе обычно производились двухразрядной промышленностью. Группа А представляла собой « тяжелую промышленность », в которую входили все товары, служащие в качестве ресурсов, необходимых для производства какого-либо другого, конечного товара. Группа B представляла собой « потребительские товары », конечные товары, используемые для потребления , включая продукты питания , одежду и обувь , жилье , а также такие продукты тяжелой промышленности, как бытовая техника и топливо, которые используются отдельными потребителями. С первых дней сталинской эпохи Группа А получила высший приоритет в экономическом планировании и распределении, чтобы индустриализировать Советский Союз по сравнению с его прежней сельскохозяйственной экономикой.

Легкая промышленность и советское экономическое развитие

[ редактировать ]

После Октябрьской революции 1917 года экономика Советского Союза , ранее преимущественно аграрная, подверглась быстрой индустриализации . С 1928 по 1991 год весь ход развития экономики определялся серией амбициозных пятилетних планов (см. Экономическое планирование в Советском Союзе ). Страна входила в тройку крупнейших мировых производителей большого количества товаров основной и тяжелой промышленности, но имела тенденцию отставать по производству продукции легкой промышленности и потребительских товаров длительного пользования. Одним из результатов этого стало то, что потребительский спрос был удовлетворен лишь частично.

Товары народного потребления в ранние сталинские годы (1930-е гг.)

[ редактировать ]

Внедрение потребительских товаров

[ редактировать ]

В 1930-е годы произошли серьезные изменения в снабжении и распределении потребительских товаров в Советском Союзе . Первый пятилетний план был ориентирован на индустриализацию страны и производство промышленных товаров. После успешной индустриализации в первой пятилетке правительство сосредоточило свое внимание на улучшении жизни своих граждан. При введении второго пятилетнего плана в 1933 году была предпринята попытка добиться этого путем смещения фокуса производства исключительно с промышленных товаров на производство некоторых потребительских товаров. Съезд партии в феврале 1934 г. поддержал призывы к улучшению количества и качества продуктов питания и других потребительских товаров. Эти изменения побудили Сталина в 1935 году заявить, что «жизнь стала веселее». [1]

Для советского потребителя предметом роскоши был любой товар, за исключением простого хлеба, капусты, картофеля и водки. [2] Предоставив всем гражданам доступ к большему разнообразию потребительских товаров, взгляды на потребительские товары сместились с представления элиты и, следовательно, с презрением, на то, что они желательны для всех граждан. Этот сдвиг во мнениях и восприятии соответствует главной марксистско-ленинской цели расширения прав и возможностей пролетариата . Советское правительство стремилось научить советских граждан марксистско-ленинской идеологии, а также манерам за столом и тонкому вкусу в еде и материальных благах. [2] От большевиков ожидалось, что они будут культурными и воспитанными. Умение обсуждать предметы роскоши с товарищами было важным социальным навыком.

Правительство использовало предметы потребления в качестве законных наград в честь товарищей, труд которых внес вклад в строительство социализма . [3] Однако культурализация общества узаконила ранее презираемые буржуазные заботы о статусе и владении, а практика предоставления особых благ определенной части населения также создала новую социальную иерархию, получившую особые привилегии. [3]

Распределение и снабжение

[ редактировать ]

В начале 1930-х годов закрытая система распределения была основным методом распределения потребительских товаров. К 1933 году эти магазины обслуживали две трети населения Москвы и 58 процентов населения Ленинграда. [4] Закрытая система распределения состояла из магазинов и столовых, доступных только для работников, зарегистрированных на этом предприятии. [4] Эти центры распределяли товары по карточкам . Система была создана для защиты рабочих от наихудших последствий ограниченного предложения и дефицита. Оно также связало карточную систему с занятостью.

В то же время существовало еще три легальные альтернативы закрытым распределительным магазинам: коммерческие магазины, магазины «Торгсин» и колхозные рынки. Во всех магазинах цены были выше, чем в закрытых магазинах. Поскольку государство контролировало все эти методы распределения, оно могло осуществлять монополию на распределение. [5]

Первая пятилетка привела к закрытию всех ремесленных способов производства товаров народного потребления, таких как мелкие частные фабрики и мастерские. В середине 1930-х годов этим методам производства разрешили вернуться в небольших масштабах. [6] В мае 1936 года был принят закон, который несколько улучшил снабжение потребительскими товарами за счет легализации индивидуальной практики таких профессий, как сапожное дело, столярное дело, столярное дело, пошив одежды, парикмахерское дело, стирка, слесарное дело, фотография, сантехника, пошив одежды и обивка - он немного улучшился. дефицит потребительских товаров. Ремесленная деятельность, связанная с продовольствием, по-прежнему была запрещена. Были созданы колхозные рынки, на которых ремесленники и крестьяне могли продавать свои домашние товары. Государство регулировало степень участия на этих рынках, но ценам позволялось плавать. [5] Из-за этого плавающего курса цены на этих рынках обычно были выше, чем цены в закрытых распределительных магазинах. Индивидуальная служба была незаконной до мая 1936 года.

Государство также открывало магазины «Торгсин», в которых продавались дефицитные товары в обмен на иностранную валюту, золото, серебро и другие ценности. Целью этих магазинов было увеличение советских валютных резервов , чтобы страна могла импортировать больше оборудования для индустриализации. Поскольку этих товаров было мало, потребители считали их сокровищами, и их продажа была огромной жертвой. Цены держались на низком уровне, чтобы побудить людей посещать магазины «Торгсин». [7] Эти магазины работали с 1930 по 1936 год.

С 1929 года государство управляло коммерческими магазинами, работавшими вне карточной системы. Товары продавались по более высоким ценам, чем в магазинах закрытой торговли, в два-четыре раза дороже. [5] Продаваемые товары считались более качественными, чем товары, реализуемые в закрытых торговых точках.

В конце 1933 года в Москве открылся первый универмаг, названный ЦУМ. Он действовал до распада Советского Союза в 1991 году как часть сети коммерческих магазинов. Окончание первого карточного периода и отмена закрытой системы распределения в 1935 году привели к расширению сети коммерческих магазинов. В январе 1935 года в СССР было открыто пять универмагов. Год спустя открылись еще пятнадцать универмагов. [8]

Иностранное влияние

[ редактировать ]

В 1930-е годы импорт иностранных товаров был крайне ограничен. Официальный лозунг гласил: «На примере передовых капиталистических стран можно многому научиться в области потребительских товаров». [9] Небольшие объемы иностранных товаров импортировались, изучались, а затем копировались. Эти советские версии иностранных потребительских товаров распространялись по каналам потребления. Государство не импортировало напрямую большие объемы потребительских товаров.

В период действия пакта Молотова-Риббентропа (1939–41) основное взаимодействие советских граждан с внешним миром происходило с недавно оккупированными пограничными территориями Финляндии, стран Балтии, Бессарабии и Польши. [10] В этих регионах было много товаров, считавшихся дефицитными в СССР, таких как часы, велосипеды, одежда и продукты питания. Оккупационная Красная Армия была очарована разнообразием товаров по низким ценам. Воспринимая это как уникальную возможность приобрести их, солдаты закупали большое количество этих товаров, чтобы отправить их семьям в СССР. [11] Этот поток товаров побудил мирных жителей искать разрешения на поездку в эти районы, чтобы приобретать товары и продавать их на черном рынке. [11]

1959 Американская национальная выставка

[ редактировать ]

Летом 1959 года Американская национальная выставка прошла в парке «Сокольники» в Москве . Американская национальная выставка спонсировалась американским правительством и на ней было представлено множество экспонатов новейшей «бытовой техники, модной одежды, телевизоров и стереосистем , модель дома, которую можно продать «средней» семье, сельскохозяйственное оборудование , автомобили 1959 года выпуска. , лодки, спортивный инвентарь и детская площадка.» [12]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Гронов, Юкка (2003). Икра с шампанским: обычная роскошь и идеалы хорошей жизни в сталинской России . Оксфорд: Берг. ISBN  978-1859736388 .
  • Фитцпатрик, Шейла (1999). Повседневный сталинизм: Обычная жизнь в необычные времена: Советская Россия в 1930-е годы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0195050004 .
  • Бойм, Светлана (1994). Общие места: Мифологии повседневной жизни в России . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. ISBN  978-0674146259 .
  • Джонстон, Тимоти (2011). Быть советским: идентичность, слухи и повседневная жизнь при Сталине 1939-1953 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199604036 .
  • Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Советский Союз
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78d06861bcde714c704fc9dc7c59f687__1713551760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/87/78d06861bcde714c704fc9dc7c59f687.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Consumer goods in the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)