Закон Косово

В Косово действует система гражданского права , которую также иногда называют правовой системой континентальной Европы. Центральным источником права, признанным авторитетным, являются кодификации конституции или закона , принятые законодательным органом для внесения поправок в кодекс. Эта система Косово за прошедшие годы претерпела несколько изменений и в настоящее время представляет собой систему, включающую известные органы и отделения, которые помогают Косово принимать адекватные законы и проводить надлежащие юридические процедуры.
Исторический контекст
[ редактировать ]![]() |
---|
Конституция и закон |
Согласно конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) 1974 года, Косово было «автономной провинцией» в составе СФРЮ и, как таковое, пользовалось существенными правами. Будучи автономной провинцией в составе СФРЮ, Косово имело парламент, правительство, судебную систему и конституционный суд . В марте 1989 года, после прихода к власти Слободана Милошевича , автономия Косово была возвращена к статусу, существовавшему до 1974 года, что позволило федеральным властям Сербии взять на себя полный контроль над территорией. Вскоре после этого новое руководство уволило большинство косовских албанцев с их государственных должностей, включая судебные. После распада СФРЮ вышеупомянутые конституционные изменения были закреплены в конституции Союзной Республики Югославии 1992 года, которая состояла из Сербии и Черногории . [1]
Применимое право в Косово основано на разных источниках в следующем порядке старшинства:
1. Законы, принятые Скупщиной Косово после вступления конституции в силу в июне 2008 г.
2. Постановления МООНК (вместе с соответствующими законами Скупщины), принятые в период с июня 1999 г. по июнь 2008 г.
3. Законы, датированные до 22 марта 1989 г.
4. Законы от 22 марта 1989 г. по 10 июня 1999 г., не являющиеся дискриминационными. [1]
Послевоенный период и правовой переход
[ редактировать ]После окончания войны в июне 1999 года Косово было передано под международный протекторат в соответствии с резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН . Резолюция также предусматривает создание Миссии временной администрации ООН в Косово, которой поручено временное управление Косово. территорию и население Косово и создание временной политической структуры. Его цель – способствовать установлению в Косово автономии и самоуправления в составе Сербии.
МООНК Регулирование и надзор за правовой системой
[ редактировать ]В соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН МООНК взяла на себя полную компетенцию в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, которую осуществлял Специальный представитель Генерального секретаря (СПГС). Чтобы заполнить законодательный пробел, образовавшийся за десятилетие правления Милошевича, МООНК приняла законы в форме исполнительных указов, обычно называемых «Постановлениями МООНК». Постановления МООНК были призваны дополнять и регулировать приоритет различных правовых документов, принятых в прошлом. Действительно, хотя основная часть косовского законодательства оставалась актуальной, ряд законов, принятых во время правления Милошевича и вводивших дискриминационные положения в отношении общины косовских албанцев, были отменены. [1] Следовательно, МООНК санкционировала применение внутреннего законодательства в том виде, в каком оно действовало до 22 марта 1999 года (до отмены автономии Косово), и исключила законы, принятые в период с 1989 по 1999 год, за исключением случаев, когда эти правовые инструменты не носили дискриминационного характера и были необходимы. заполнить правовой вакуум. В течение своего мандата МООНК постепенно разработала всеобъемлющую современную правовую базу, кульминацией которой стало принятие Конституционных рамок Косово , на основе которых народ Косово смог демократически выбирать своих представителей на местном и центральном уровне. В 2000 году МООНК создала систему чрезвычайного правосудия, состоящую исключительно из местных судей и прокуроров, к которым впоследствии присоединилось ограниченное число международных судей и прокуроров, ответственных за серьезные и деликатные преступления. [1]
Находясь в исполнительной и законодательной ветвях власти, МООНК постепенно передала свои полномочия властям Косово.МООНК сохраняла исполнительный контроль над судебной властью до обретения Косово независимости. Хотя после вступления в силу конституции Косово в 2008 году роль МООНК стала в значительной степени ненужной, МООНК все еще присутствует в Косово и продолжает содействовать отношениям Косово со странами, которые официально не признали его независимость в целом, и с Сербией в частности.
Конституция Республики Косово
[ редактировать ]Республика Косово была провозглашена независимой 17 февраля 2008 года. В апреле 2008 года Скупщина Республики Косово приняла новую конституцию, которая вступила в силу 15 июня 2008 года. Конституция Республики Косово («Конституция») определяет Республика Косово как независимое, суверенное, демократическое, уникальное и неделимое государство, суверенитет которого исходит от народа. Конституция включает План Ахтисаари как неотъемлемую часть конституционного строя Косово, требующего от всех властей Республики Косово соблюдать План Ахтисаари и предпринимать все необходимые действия для его реализации. Конституция Косово основана на Комплексном предложении по урегулированию статуса Косово, представленном Специальным посланником Организации Объединенных Наций по урегулированию статуса Косово («План Ахтисаари»), которое предусматривает контролируемую независимость под контролем двух международных институтов, а именно Европейского Союза. Миссия по верховенству права в Косово (EULEX) и Международное гражданское бюро (ICO). [2] План Ахтисаари обеспечивает ряд важнейших мер защиты косовских меньшинств и уполномочивает ЕВЛЕКС оказывать помощь властям Косово в области верховенства закона, уделяя особое внимание полиции, судебной системе и таможне. В этом отношении ЕВЛЕКС сохраняет ограниченные исполнительные полномочия, в частности, по расследованию, судебному преследованию и вынесению решений по тяжким и деликатным преступлениям в сотрудничестве с институтами правосудия Косово. ICO, с другой стороны, отвечает за надзор за реализацией Плана Ахтисаари. [2]
Сама Конституция включает систему правосудия, собрание, правительство, президента и конституционный суд как неотъемлемую часть своих глав и статей. Система правосудия предусмотрена главой VII соответственно статьями 102–111, функции и полномочия Ассамблеи упомянуты в статьях 63–82, а обязанности правительства и президента изложены в статьях 83–101.

Конституционный суд
[ редактировать ]Конституционный суд Республики Косово был создан в январе 2009 года. Его миссия гарантирована статьями 112–118 Конституции. Обладая полномочиями рассматривать законодательство и индивидуальные жалобы на нарушения прав, Суд является окончательным органом проверки законодательной и исполнительной власти в Косово и окончательным арбитром значения конституционных положений, закрепляющих права и свободы человека. Конституционный суд является высшим органом по толкованию Конституции и обеспечению соответствия законов Конституции.
Правовая основа для создания Конституционного суда вытекает непосредственно из Конституции Республики Косово, принятой в июне 2008 года. Эта Конституция после провозглашения независимости закрепила все положения Ахтисаари, касающиеся Конституционного суда, и расширила юрисдикцию Суда. чтобы охватить некоторые конкретные претензии, выдвинутые Ассамблеей, президентом Косово, правительством и омбудсменом. Конституция также предусматривала право судов общей юрисдикции передавать в суд вопросы конституционности права, когда они поднимаются в ходе судебного разбирательства. [3]
В состав Суда входят девять судей, срок полномочий каждого из которых составляет шесть лет. Эти судьи находятся под контролем председателя суда, должность, которую в настоящее время занимает Энвер Хасани .
Обзор процесса разработки законопроекта
[ редактировать ]Республика Косово является демократической страной, работающей в условиях верховенства закона , уважения Конституции и законов, а также признания международного права . Значительно возросло производство законов, были приняты основные законы, необходимые для функционирования системы правосудия. Как предусмотрено Законом о законодательных инициативах, законы в Косово инициируются либо президентом , [4] Правительство, [5] члены Ассамблеи [6] или инициативы 10 000 граждан. [7] Подавляющее большинство законов исходит от исполнительной власти правительства . , где министерства несут ответственность за предложение законопроектов, а также надзор за проектами и поправками к первичным и подзаконным законам Члены Ассамблеи могут предлагать поправки к законодательству, внося предложение Совету Ассамблеи и правительству для получения своего мнения. Проекты министерства направляются в Управление служб юридической поддержки (OLSS) при канцелярии премьер-министра (PMO). Законы проходят второй уровень проверки на правительственном уровне со стороны OLSS, Министерства финансов (МФ) и Агентства европейской интеграции (АЕИ). После рассмотрения и одобрения закон направляется в Координационную группу правительства и, наконец, поступает в Ассамблею для рассмотрения и принятия.

Законы чаще всего разрабатываются министерствами, которые отвечают как за разработку законов, так и за внесение поправок в новые законы. После одобрения министром законопроекта он направляется в канцелярию премьер-министра и в Управление правовой поддержки. OLSS отвечает за координацию и рассмотрение всех законопроектов, разрабатываемых правительством. После того как OLSS рассмотрит закон, постоянному секретарю ОУП подается запрос о создании рабочей группы на правительственном уровне. После того, как правительственная рабочая группа завершит рассмотрение законопроекта, закон будет отправлен в Министерство экономики и финансов (МЭФ) и Министерство европейской интеграции (МЭИ), прежде чем он пройдет заключительное рассмотрение в Ассамблее. МЭФ рассматривает финансовые и бюджетные последствия закона, а МЭИ оценивает, совместим ли закон с законодательством ЕС. После одобрения закона проект направляется ПС ОУП для включения в повестку дня Правительственной координационной группы для окончательного рассмотрения. Это также последний шаг в процессе разработки законопроекта в правительстве. Затем законопроект передается на рассмотрение Скупщины Косово. [8] Закон впоследствии регистрируется в канцелярии Ассамблеи. После регистрации закон проходит «первое слушание». После слушаний закон рассматривается соответствующими функциональными комитетами, которые предлагают поправки и отправляют его на второе чтение. Закон может пройти три чтения в Ассамблее. После одобрения закона Ассамблеей он направляется Президенту, который может подписать его или вернуть в течение 8 дней в Ассамблею на доработку. Закон вступает в силу после его подписания и обнародования Президентом через 15 дней после публикации в Официальном вестнике. [8]

- Законотворчество в исполнительной власти – первый уровень
Правительственный кабинет, в состав которого входят премьер-министр и все остальные министры, утверждает годовой законодательный план. Каждое министерство несет ответственность за инициирование и контроль разработки проектов или поправок к законам в пределах своей сферы ответственности.Постоянный секретарь (ПС) и руководитель юридического отдела возглавляют и контролируют процесс разработки законопроектов. Проект закона рассматривается и впоследствии утверждается министром и ПС. Утвержденный закон направляется в Управление службы юридического обеспечения (УСП) аппарата премьер-министра (УП).
- Законотворчество в исполнительной власти – второй уровень
OLSS рассматривает и впоследствии утверждает закон, а также просит ПС ОУП создать правительственную рабочую группу для рассмотрения закона. Правительственная рабочая группа [9] рассматривает закон и отправляет его дальше. Измененный закон рассматривается Министерством экономики и финансов и Министерством европейской интеграции. После рассмотрения закон сначала передается ИУ ОУП, а затем Правительственной координационной группе, в которую входят все министерства и премьер-министр.

- Законотворческая деятельность на Ассамблее
После одобрения закона правительством он передается в канцелярию Ассамблеи для регистрации. Регистрация закона в Ассамблее позволяет включить закон в повестку дня Ассамблеи. Ассамблея рассматривает закон и может одобрить его в первом слушании . После первого слушания закон направляется в Функциональный комитет и Бюджетно-законодательный комитет. Функциональный комитет — это один из комитетов Ассамблеи в зависимости от сектора, к которому относится закон. Регламент Ассамблеи позволяет всем комитетам Ассамблеи проводить публичные слушания с участием экспертов, общественных организаций и представителей заинтересованных групп. Большинство законов принимаются после второго чтения , и лишь в редких случаях, когда закон не принимается после второго чтения, он направляется в Ассамблею для третьего чтения .

- Президент
После одобрения Ассамблея отправляет закон Президенту для обнародования , и у Президента есть 8 дней на то, чтобы обнародовать закон или вернуть его в Ассамблею на повторное рассмотрение. Закон может быть возвращен в Ассамблею на повторное рассмотрение, если Президент сочтет, что он нарушает законные интересы Республики Косово или одной из проживающих в ней общин.
Судебная и прокурорская система
[ редактировать ]Юридическая миссия Европейского Союза в Косово
[ редактировать ]EULEX – это интегрированная миссия Европейского Союза по вопросам верховенства закона в Косово, действующая в сфере правосудия, полиции и таможни . В апреле 2009 года EULEX заработала в полную силу. от Совместные действия ЕС февраля 2008 года и решения Совета от июня 2010 года и июня 2012 года обеспечивают правовую основу для Миссии. EULEX работает в рамках резолюции 1244 Совета Безопасности ООН.Миссия помогает властям Косово, судебным органам и правоохранительным органам в их продвижении к устойчивости и подотчетности. Миссия в полном сотрудничестве с программами помощи Европейской комиссии реализует свой мандат посредством мониторинга, наставничества и консультирования. Миссия сохраняет за собой некоторые исполнительные обязанности в таких областях, как организованная преступность, военные преступления и серьезные финансовые преступления. Сотрудники EULEX Justice активно работают во всех судах Косово и во всех инстанциях. По всему Косово дислоцировано более 1500 полицейских ЕВЛЕКС. Таможенная служба EULEX имеет 6 мобильных групп, которые путешествуют по Косово для наблюдения, наставничества и консультирования своих местных коллег.
Миссия разделена на два «подразделения»:
- «Исполнительный отдел» и
- «Отдел усиления».
Исполнительный отдел расследует, преследует и выносит решения по деликатным делам, используя свои исполнительные полномочия.Отдел укрепления контролирует, наставляет и консультирует местных коллег в полиции, юстиции и таможне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Вольф Тайсс Юридический путеводитель по Косово, 2-е издание, март 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Мухарреми, Миссия Европейского Союза по верховенству закона в Косово (EULEX) с точки зрения конституционного права Косово, 2010 г., стр. 362
- ^ Николас Мэнсфилд, Создание Конституционного суда: уроки Косово, 2013, стр. 2
- ^ Закон о законодательных инициативах; Ст.7
- ^ Закон о законодательных инициативах; Ст.9
- ^ Закон о законодательных инициативах; Ст.8
- ^ Закон о законодательных инициативах; Ст.16
- ^ Перейти обратно: а б Арсим Байрами, Парламентская теория и практика, Flaka, 2002, страницы 134–167.
- ^ Закон о законодательных инициативах, статья 21.4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституционный суд Республики Косово
- Закон о Конституционном Суде
- Закон о законодательных инициативах
- Закон о судах
- Закон о государственном прокуроре
- Закон о Специальной прокуратуре в Косово
- Канцелярия премьер-министра
- Министерство финансов
- Ассамблея Республики Косово
- Министерство европейской интеграции
- Судебный совет Косово
- Государственный прокурор
- ЕВЛЕКС
Библиография
[ редактировать ]- Вольф Тайсс, Юридический путеводитель по Косово , 2-е издание, март 2009 г.
- Николас Мэнсфилд, Создание Конституционного суда: уроки Косово , 2013 г.
- Роберт Мухарреми, Миссия Европейского Союза по верховенству закона в Косово (EULEX) с точки зрения конституционного права Косово , 2010 г.
- Арсим Байрами, Парламентская теория и практика [ англ. Парламентская теория и практика ], Flaka, 2002 г.