Судебная власть Косово
![]() |
---|
Конституция и закон |
Судебная власть Косово представляет собой совокупность центральных институтов Косово, осуществляющих судебную власть в Косово. Согласно Конституции Косово 2008 года , судебная система состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, Конституционного суда и независимого органа прокуратуры. Суды находятся в ведении Судебного совета Косово .
История
[ редактировать ]До 2010 года, когда Закон о судах был одобрен Парламентом Республики Косово, действовал Закон о судах 1978 года. В соответствии с этим законом существовала обычная система судов, состоящая из Муниципального суда, Окружного суда, Суда по мелким правонарушениям, Высокого суда по мелким правонарушениям и Верховного суда. После принятия Конституции к судебной системе был добавлен еще один суд: Конституционный суд. Но, как поясняется ниже, с вступлением в силу нового закона система судов и прокуратур начала меняться.
В 1999 году МООНК была развернута для обеспечения временной администрации Косово в настоящее время и сейчас, когда система правосудия действует в соответствии с Конституцией Республики Косово. Этот период подразделяется на четыре основных периода, а именно создание чрезвычайной системы правосудия МООНК (июнь-декабрь 1999 года), система правосудия в рамках Объединенной временной административной структуры (январь 2000 года по май 2001 года), система правосудия в рамках Конституционные рамки самоуправления в Косово (с мая 2001 г. по февраль 2008 г.) и система правосудия в соответствии с Конституцией Республики Косово (с февраля 2008 г. по настоящее время).
15 декабря 2000 года было издано Постановление 2000/64 МООНК, разрешающее назначать международных судей, прокуроров или так называемые «Комиссии по Постановлению 64» для конкретных дел. [1] [2] 6 июля 2003 года были изданы Постановления МООНК 2003/25 и 2003/26, вступившие в силу Временного уголовного кодекса и Временного уголовно-процессуального кодекса, заменившие до сих пор действующий Югославский федеральный уголовный кодекс. [3] [4] [5] 13 марта 2008 г. Ассамблея приняла Закон 2008/03-L053, Закон о юрисдикции, отборе и распределении дел судей и прокуроров EULEX в Косово, а также Закон 2008/03-L052, Закон о специальной прокуратуре. Республики Косово. [5] [6] [7] Эти законы признают право судей, прокуроров и судов ЕВЛЕКС работать в тандеме со своими косовскими коллегами, которые управляются Ассамблеей судей ЕВЛЕКС и Ассамблеей прокуроров ЕВЛЕКС, соответственно.
Положения Закона о судах, вступившего в силу 1 января 2013 года, определяют новую структуру судов и их иерархию в Косово. Новая структура не только меняет старую судебную организацию, но и создает новые суды, которые теперь расположены как в крупных, так и в малых муниципалитетах. Цель этой структуры – повысить эффективность судов и приблизить судей и здания суда к гражданам Косово.
С 1 января 2013 года новая структура прокуратуры Косово будет отражать цель общей реформы правосудия в Косово, направленной на более эффективный, современный и профессиональный подход к прокурорским услугам, а также лучший доступ к правосудию для всех людей.
Анализ
[ редактировать ]Эффективное верховенство закона было и будет иметь решающее значение для Косово в плане развития политической, экономической и социальной стабильности и безопасности. Ключом к обеспечению эффективного верховенства закона является функционирующая система правосудия. Любая форма политической, административной и судебной организации отражает проблемы и вызовы своего времени, которые она пытается решить с помощью определенных организационных форм. Однако с течением времени первоначальные цели и политика, как правило, затмеваются новыми проблемами и задачами, которые предстоит решать организациям, которые были созданы в другом историческом контексте. Чтобы правильно понять существующие судебные институты и органы, важно понять исторический контекст, который сформировал их формирование и структуру. Реформа существующих институтов не может быть предпринята без одновременного учета «прошлых целей» и «нынешних проблем» таких институтов.
Суды
[ редактировать ]Верховный суд
[ редактировать ]Верховный суд является высшим судебным органом Косово и имеет территориальную юрисдикцию на всей территории Республики Косово. [8] В компетенцию Верховного суда входят: запросы на подачу чрезвычайных юридических апелляций на окончательные решения судов Республики Косово, как это предусмотрено законом; пересмотр решений судов второй инстанции по спорным вопросам в порядке, установленном Законом; определяет принципиальные подходы и средства правовой защиты по вопросам, которые имеют значение для уникального применения законов судами на территории Косово; Дела Косовского агентства по недвижимости , как это определено законом; в своей Специальной палате, Агентстве приватизации Косово или Трастовом агентстве Косово в случаях, предусмотренных законом; и другие вопросы, предусмотренные Законом. [9] В состав Верховного суда входят Апелляционная коллегия Косовского агентства по имуществу и Специальная палата Верховного суда, судьи которых входят в состав Верховного суда.Верховный суд Республики Косово находится в Приштине. [8]
Апелляционный суд
[ редактировать ]Апелляционный суд создан как суд второй инстанции с территориальной юрисдикцией на всей территории Республики Косово. Организация этого суда следующая:
- Общий отдел;
- Департамент по тяжким преступлениям;
- Департамент коммерческих вопросов;
- Департамент по административным вопросам;
- Отдел по делам несовершеннолетних. [10]
Этот суд правомочен рассматривать: все апелляции на решения судов первой инстанции; принимать решения в третьей инстанции по апелляциям, разрешенным законом, и в случае конфликта юрисдикций между судами первой инстанции; конфликты юрисдикции между судами первой инстанции; и другие случаи, предусмотренные законом. [11] Апелляционный суд также находится в Приштине. [12]
Семь основных судов и судебных отделений
[ редактировать ]Суды первой инстанции являются судами первой инстанции в Республике Косово. Помимо других полномочий, эти суды также компетентны оказывать международно-правовую поддержку и принимать решения о принятии решений иностранных судов. Эти суды основной инстанции расположены в 7 крупнейших муниципалитетах Косово: Приштина, Гилан/Гнилане, Призрен, Гьякове/Дьяковица, Пейе/Печ, Феризай/Урошевац и Митровица/Митровица. В дополнение к своему основному местонахождению каждый суд первой инстанции должен иметь отделения суда, как это предусмотрено Законом. [13]
Отдельная организация судов первой инстанции выглядит следующим образом: [14]
- Департамент по коммерческим вопросам, действующий при Суде первой инстанции Приштины на всей территории Республики Косово;
- Департамент по административным делам, действующий при Суде первой инстанции Приштины на всей территории Республики Косово;
- Департамент по тяжким преступлениям, действующий в главном здании каждого суда первой инстанции;
- Общий департамент, действующий в каждом суде первой инстанции и в каждом отделении суда первой инстанции.
- Департамент по делам несовершеннолетних, действующий при судах первой инстанции.
В компетенцию Департамента по коммерческим вопросам Суда первой инстанции входят следующие вопросы: споры между отечественными и иностранными экономическими лицами в их коммерческих делах; реорганизация, банкротство и ликвидация экономических лиц, если иное не предусмотрено законом; споры о препятствовании владению, за исключением недвижимого имущества, между лицами, указанными в подпункте 1.1 настоящего пункта; споры, касающиеся нарушения конкуренции, злоупотребления монополией и доминирующим положением на рынке, а также монополистических соглашений; защита прав собственности и интеллектуальной собственности; споры с участием авиационных предприятий, к которым применяется Закон об авиационных предприятиях, за исключением споров между путешественниками; и другие вопросы, предусмотренные Законом. [15]
Департамент по административным вопросам суда первой инстанции выносит решения по административным конфликтам на основании жалоб на окончательные административные акты и других вопросов, определенных законом. [16]
Департамент по тяжким преступлениям суда первой инстанции выносит решения по следующим уголовным преступлениям, предусмотренным Уголовным кодексом Косово: совершение терроризма ; уголовные преступления против международного права; создание угрозы безопасности гражданской авиации; установление рабства , условий, сходных с рабством, и принудительного труда; контрабанда иммигрантов; торговля людьми; организованная преступность, в том числе запугивание в ходе уголовного производства по организованной преступности ; уголовные преступления против служебных обязанностей; и любое другое преступление, наказуемое десятью (10) годами или более, как это предусмотрено законом. [17]
Генеральный департамент суда первой инстанции должен рассматривать и выносить решения по всем делам первой инстанции, за исключением случаев, когда это входит в компетенцию другого департамента суда первой инстанции. [18]
Обвинение
[ редактировать ]Структура прокуратуры установлена в соответствии с Законом о Государственной прокуратуре, части которого вступили в силу 1 января 2013 года, в соответствии с новым Законом о судах.
Канцелярия Главного государственного прокурора
[ редактировать ]
Действует от имени Верховного суда Республики Косово под непосредственным руководством Главного государственного прокурора и обладает исключительной юрисдикцией в третьей инстанции в отношении дел, требующих чрезвычайных средств правовой защиты. Его территориальная компетенция охватывает всю территорию Косово. [19]
Специальный прокурор
[ редактировать ]Действует от имени Департамента по тяжким преступлениям суда первой инстанции в Приштине и рассматривает дела о совершении терроризма, содействии совершению терроризма, военных преступлениях, применении запрещенных средств и методов ведения войны, а также другие вопросы, предусмотренные Законом о Законе. О Специальной прокуратуре Республики Косово. Дела рассматриваются прокурорами Республики Косово и прокурорами ЕВЛЕКС. [20]
Апелляционная прокуратура
[ редактировать ]Действует от имени Апелляционного суда и рассматривает во второй инстанции все уголовные дела, рассматриваемые и решенные в первой инстанции на базовом уровне: все апелляции по вопросам, решенным судами первой инстанции, конфликты юрисдикций и другие дела, предусмотренные законом.В состав Апелляционной прокуратуры входят следующие отделы:
- Департамент общих преступлений
- Департамент по тяжким преступлениям
- Отдел по борьбе с преступлениями несовершеннолетних
Апелляционная прокуратура обладает компетенцией на всей территории Республики Косово. [21]
Семь основных прокуратур
[ редактировать ]Они расположены в 7 крупнейших муниципалитетах Косово: Приштина , Гилан/Гнилане, Призрен, Гьякове/Дьяковица, Пейе/Печ, Феризай/Урошевац и Митровица/Митровица. Основные прокуратуры действуют при каждом соответствующем суде первой инстанции в Косово и рассматривают все уголовные дела в первой инстанции через следующие департаменты:
- Департамент общих преступлений
- Департамент по тяжким преступлениям
- Отдел по борьбе с преступлениями несовершеннолетних
Любое дело, подпадающее под юрисдикцию каждого соответствующего департамента суда первой инстанции, передается прокурорам департаментов основных прокуратур. [22]
Администрация
[ редактировать ]Судебный совет Косово
[ редактировать ]
Конституция Косово предусматривает обязанности Судебного совета Косово в соответствии со статьей 108. Целью этого надзорного органа является обеспечение независимости и беспристрастности судебной системы, а также отправления правосудия в Республике Косово.
Судебный совет Косово (КСК) является высшим надзорным органом судебной системы Косово и независимым институтом, и его основной обязанностью является управление всей судебной системой. Общая цель Судебного совета Косово, как это предусмотрено применимыми правовыми рамками, заключается в обеспечении независимой, справедливой, аполитичной, доступной, профессиональной и беспристрастной судебной системы, которая отражает многоэтнический характер Косово, а также международно признанные принципы права человека и гендерное равенство.
Для достижения этой цели Судебный совет Косово отвечает за отбор и предложение судей для назначения, а также за разработку политики общего управления и реформы судебной системы. Судебный совет Косово - это институт, который оценивает дисциплину и продвигает действующих судей и народных заседателей. Кроме того, Судебный совет Косово отвечает за общее управление и администрирование всех судов, за разработку и исполнение бюджета судебной власти, а также за создание новых судов и судебных отделений.
Судебный совет Косово состоит из тринадцати (13) членов, как судей, так и непрофессиональных членов. Между тем, в переходный период в составе Судебного совета Косово есть два судьи EULEX, которые в настоящее время занимаются юридической практикой в судах Республики Косово. Совет возглавляет Энвер Печи.
Прокурорский совет Косово
[ редактировать ]
Конституция Косово предусматривает обязанности Прокурорского совета Косово в соответствии со статьей 110. Прокурорский совет Косово (КЗК) является независимым институтом и выполняет функции надзорного органа за прокуратурой в Республике Косово. Согласно закону о Прокурорском совете Косово, общая цель состоит в обеспечении независимой, профессиональной и беспристрастной системы судебного преследования, отражающей многонациональный характер Косово, а также международно признанные принципы гендерного равенства. Для достижения этой цели Прокурорский совет Косово отвечает за набор и внесение предложений по назначению, обучение, оценку, дисциплинирование, перевод, увольнение и продвижение по службе прокуроров, а также за управление прокуратурами по всему Косово. Кроме того, Прокурорский совет Косово разрабатывает политику эффективной борьбы с преступностью, собирает статистические данные и отчитывается перед Ассамблеей о работе государственного прокурора. Тем не менее, Совет не имеет компетенции и не может вмешиваться в конкретную исполнительно-обвинительную работу. За это несет исключительную ответственность Главный государственный прокурор, который представляет высшую инстанцию обвинения в Косово.
Прокурорский совет Косово в качестве независимого учреждения возглавляет и контролирует плавное достижение целей реформы. Кроме того, Прокурорский совет Косово обеспечивает, чтобы его система подзаконных актов и положений учитывала все важные аспекты его деятельности, с тем чтобы он обеспечивал правильное руководство учреждением и его сотрудниками при выполнении ими своих обязанностей.
Прокурорский совет Косово состоит из членов как прокуратуры (прокуроры) , так и представителей других профессиональных кругов, таких как гражданское общество, юридический факультет, юристы и министр юстиции в качестве ex officio члена . Такой разнообразный состав позволяет вносить различный вклад в обсуждения и разработку общей стратегии государственного обвинения в Косово. Прокурорский совет Косово возглавляет главный государственный прокурор Исмет Кабаши.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Постановление МООНК 2000/64 , 15 декабря 2000 г.
- ^ Крайер, Роберт; Фриман, Хакан; Робинсон, Дэррил; Уилмшерст, Элизабет (2010). Введение в международное уголовное право и процесс . Издательство Кембриджского университета. п. 189. ИСБН 978-0-521-13581-8 .
- ↑ Постановление МООНК 2003/25. Архивировано 7 июня 2014 г. в Wayback Machine , 6 июля 2003 г.
- ↑ Постановление МООНК 2003/26. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , 6 июля 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Крайер, Роберт; Фриман, Хакан; Робинсон, Дэррил; Уилмшерст, Элизабет (2010). Введение в международное уголовное право и процесс . Издательство Кембриджского университета. п. 190. ИСБН 978-0-521-13581-8 .
- ^ 2008/03-L053 Закон о юрисдикции, отборе дел и распределении дел судей и прокуроров EULEX в Косово
- ^ 2008/03-L052 Закон о специальной прокуратуре Республики Косово.
- ^ Jump up to: а б Закон о судах, ст. 21
- ^ Закон о судах, ст. 22
- ^ Закон о судах, ст. 20
- ^ Закон о судах, ст. 18
- ^ Закон о судах, ст. 17
- ^ Закон о судах, ст. 9-10
- ^ Закон о судах, ст. 12
- ^ Закон о судах, ст. 13
- ^ Закон о судах, ст. 14
- ^ Закон о судах, ст. 15
- ^ Закон о судах, ст. 16(а)
- ^ Закон о государственном прокуроре, ст. 11
- ^ Закон о государственном прокуроре, ст. 17
- ^ Закон о государственном прокуроре, ст. 16
- ^ Закон о государственном прокуроре, ст. 15