Jump to content

Центральный банк Косово

Координаты : 42 ° 39'36 "N 21 ° 09'30" E  /  42,6600238 ° N 21,1584217 ° E  / 42,6600238; 21.1584217

Центральный банк Косово
Центральный банк Республики Косово
Штаб-квартира Приштина
Координаты 42 ° 39'36 "N 21 ° 09'30" E  /  42,6600238 ° N 21,1584217 ° E  / 42,6600238; 21.1584217
Учредил 2008  ( 2008 )
Центральный банк Косово
Валюта Евро
Евро ( ISO 4217 )
Резервы 1,177 миллиарда евро
Предшественник Управление центрального банка Косово
Преемник Европейский центральный банк 1
Веб-сайт www .bqk-кос .org
1 управляются Многие политики де-факто ЕЦБ/евросистемой, даже если банк не является частью Евросистемы или Европейской системы центральных банков .

Центральный банк Косово ( албанский : Banka Qendrore e Republikës së Kosovës, сербский : Центральный банк Републике Косова / Centralna Banka Republike Kosova ) — центральный банк Косово . Он был основан в июне 2008 года, в том же году, когда Косово провозгласило свою независимость от Сербии , после одобрения Закона № 03/L-074 о Центральном банке Республики Косово Скупщиной Косово . Прежде чем стать Центральным банком Косово, он действовал как Управление центрального банка Косово (албанский: Autoriteti Qendror Bankar i Kosovës ). [1] Официальной валютой Косово является евро , которое было в одностороннем порядке принято администрацией ООН в Косово в 2002 году; однако Косово не является членом еврозоны . [2] [3] [4] Штаб-квартира ЦБК расположена в столице Косово Приштине .

Штаб-квартира Центрального банка Косово, Приштина.

Функции и цели

[ редактировать ]

Ниже приведены цели Центрального банка Косово, перечисленные в разделе «Цели» статьи 7 главы III Закона № 03/L-209.

[5]
  1. Основной задачей Центрального банка является создание и поддержание стабильной финансовой системы, включая безопасную, надежную и эффективную платежную систему.
  2. Дополнительной целью Центрального банка, которая подчинена основной цели Центрального банка, является содействие достижению и поддержанию стабильности внутренних цен.
  3. Без ущерба для достижения этих двух целей Центральный банк должен поддерживать общую экономическую политику Правительства.
  4. Центральный банк действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствующей эффективному распределению ресурсов. [6]
[ редактировать ]

Закон о Центральном банке Республики Косово

[ редактировать ]

В Законе № 03/L-074 о Центральном банке Республики Косово говорится, что ЦБК является полностью уполномоченной юридической организацией, которая имеет право «заключать контракты, возбуждать судебные разбирательства и подвергаться таким разбирательствам; и приобретать, управлять, владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом». Его капитал состоит из утвержденного бюджета в размере 30 миллионов евро, который контролируется государством и может использоваться только в его законных целях. Это административный орган, который действует независимо и при полной автономии своих ведущих органов, принимающих решения. [6] Центральный банк Республики Косово подотчетен только Ассамблее Республики Косово. [5]

К основным задачам Центрального банка, как указано в статье 8 той же главы, относятся поддержание стабильной финансовой системы; регулирование финансовых учреждений в соответствии с законом; продвижение безопасной платежной системы; поддерживать соответствующий запас банкнот и монет внутри страны; хранение и управление международными резервами; сбор и производство статистики; работа над достижением ценовой стабильности; информирование правительства о своей деятельности и выполнение функций экономического и финансового советника/банкира правительства и т. д. [6]

Операции

[ редактировать ]
  • Открытие счетов (статья 9). Центральный банк Республики Косово имеет возможность открывать и поддерживать счета денежных средств и ценных бумаг в своих отчетах для национальных и международных финансовых учреждений, а также правительственных и других типов организаций, если это необходимо.
  • Средства хранения (статья 10). Центральный банк имеет возможность предоставлять средства хранения финансовым учреждениям и населению (банкноты и монеты), а также другие ценные активы (ценные бумаги).
  • Рыночные операции (статья 11). Центральный банк имеет возможность работать на финансовых рынках путем торговли требованиями и другими рыночными инструментами, а также проводить кредитные операции с банками и предприятиями.
  • Минимальные резервы (статья 12). Центральный банк имеет возможность требовать от банков держать минимальные резервы на депозитных счетах в Центральном банке.
  • Инструменты кредитного контроля (статья 13). Центральный банк имеет право принимать решение об использовании таких оперативных методов кредитного контроля, которые он считает целесообразными.
  • Чрезвычайная помощь по обеспечению ликвидности (статья 14). Центральный банк имеет возможность выступать в качестве кредитора последней инстанции для лицензированного банка, предоставляя финансовую помощь банкам или в их пользу. [6]

Управление международными резервами

[ редактировать ]

Согласно статье 15 ЗАКОНА №. 03/L-209 Центрального банка Республики Косово, одной из функций ЦБК является проведение операций с международными резервами и управление такими резервами в соответствии с передовой международной практикой и в соответствии с его целями, изложенными в статье 7 ЗАКОНА №. 03/L-209, соблюдая безопасность, ликвидность и доходность, в указанном порядке приоритета. [6]

Центральный банк может держать в своем портфеле международных резервов любые или все из следующих активов:

  • Золото и другие драгоценные металлы, хранящиеся в Центральном банке или за его счет, включая кредитовые остатки, представляющие такое золото и другие драгоценные металлы;
  • Банкноты и монеты, номинированные в свободно конвертируемой валюте, находящиеся в Центральном банке или за его счет;
  • Кредитные остатки и межбанковские депозиты, подлежащие выплате до востребования или в краткосрочный срок, выраженные в свободно конвертируемой валюте и хранящиеся на счетах Центрального банка;
  • Легко реализуемые долговые ценные бумаги, выраженные в свободно конвертируемой валюте, выпущенные или поддерживаемые при полном доверии и кредите иностранных правительств, иностранных центральных банков или международных финансовых учреждений;
  • Требования к международным финансовым учреждениям, возникающие в результате договоров РЕПО, сделок купли-продажи и договоров кредитования долговых ценных бумаг;
  • Специальные права заимствования (СДР), хранящиеся на счете Косово в Международном валютном фонде ;
  • Резервная позиция Косово в Международном валютном фонде и других аналогичных международных финансовых организациях; и
  • Любые другие легко реализуемые финансовые активы, выраженные в свободно конвертируемой валюте, как это определено исполнительным советом.

Валютой или расчетной единицей, которая используется Центральным банком и национальными рынками в качестве средства обмена, является евро. Валюта, используемая как на общем, так и на финансовом рынке, определяется конституционной властью, и Центральный банк единолично контролирует выпуск банкнот и монет, при этом ни одно другое учреждение не имеет такого права. Кроме того, он управляет обменом банкнот и монет евро, а также заменой банкнот или монет, которые явно повреждены на более чем сорока процентах (40%) площади их поверхности. Он также подтверждает процесс воспроизведения банкнот и монет, а «создание любых объектов, которые по своему дизайну имитируют любую такую ​​банкноту или монету», требует одобрения должностных лиц Центрального банка. [6]

Лицензирование банков

[ редактировать ]

ЦБК также отвечает за лицензирование банков в Косово. Следующие банки можно найти в текущем списке. [7]

Статистика и информация

[ редактировать ]
  • Центральный банк может получать, собирать и управлять/опубликовать информацию, связанную с его деятельностью. Он контролирует информационный поток, представляемый общественности средствами массовой информации, и сотрудничает с правительством в публикации статистических данных и другой соответствующей информации о деятельности, которая касается всех вовлеченных сторон. [6]

Платежные системы

[ редактировать ]

Банковские и платежные органы Косово (BPK) планировали создать межбанковскую платежную систему с ноября 2000 года. Первоначально эта идея была поддержана Международным валютным фондом (МВФ) через своих профессиональных консультантов по платежам. Данные рекомендации основывались на трех этапах разработки, что помогло создать существующий план работы. После создания Консультативного комитета по межбанковским платежам (IPAC) под патронажем Центрального банка Косово с участием всех других коммерческих банков работа по разработке всех других операционных политик по этому вопросу продолжилась. [8]

Межбанковская платежная система прошла три основных этапа.

Первый этап

[ редактировать ]

Система межбанковского клиринга начала функционировать 7 мая 2001 года. Этот этап характеризовался ручным обменом платежей с расчетами на основе ЧИСТОГО сальдо между дебетом и кредитом. Таким образом, счет в банке-получателе кредитовался, а дебетующий счет дебетовался. Поначалу, поскольку количество платежей было небольшим, регистрации в аккаунте производились вручную или индивидуально. Это было достигнуто благодаря соглашению между Межбанковской клиринговой системой (МСКС) и другими банками-участниками.Еще одним интересным фактом, касающимся первого этапа, стала деятельность Консультативного комитета по межбанковским платежам (IPAC). Первоначально в этот комитет входили несколько банков, таких как ПроКредит Банк, НЛБ Приштина, Банк для бизнеса. Кроме того, в июне к нему присоединился Экономический банк, а ближе к концу 2001 года к нему присоединились Райффайсенбанк, БКП и КСБ. В обязанности комитета входило установление правил работы, порядка и стандартов системы межбанковского клиринга. Через год этот комитет работал над системой электронного межбанковского клиринга (EICS), которая сделала бы возможным электронный обмен. [8]

Второй этап

[ редактировать ]

Переход на ручной и полуручной обмен привел к другим разработкам и преобразованиям Электронной системы межбанковского клиринга (EICS). В 2002 году был осуществлен полный переход на электронную систему. Это было достигнуто благодаря внедрению необходимой ИТ-системы и консультациям с KPMG-USAID.Второй этап также был отмечен еще одним успехом: переход на стандартную систему нумерации банковских счетов Косово. При содействии других банков-членов этот стандарт стал применяться ко всем банковским платежным счетам, что привело к повышению эффективности платежной системы и появлению дополнительных возможностей для новых реформ.Еще одним важным событием стало событие 7 сентября 2004 года, когда глава американского офиса, одновременно являющийся директором USAID, признал Центральный банк Косово владельцем системы электронного межбанковского клиринга, присутствующей в Косово. [9]

Третий этап

[ редактировать ]

С созданием системы EICS в 2007 году система доставки платежей между центральными и местными учреждениями была значительно улучшена. В конечном итоге это переросло во взаимосвязанную структуру всех банков Косово. Прямой дебет, как новейший платежный инструмент центра, был впервые введен в действие в январе 2009 года, после утверждения Правила Центрального банка № XXXI. Выпуск для широкой публики стал возможен только в ноябре, после того как дебетовая система была протестирована как отдельный компонент в системе электронного межбанковского клиринга (EICS). Система получила широкое признание многих банков, в том числе ПроКредит Банка, Райффайсен Банка, НЛБ Приштина, Банка для бизнеса, Экономического банка, ТЭБ и Национального коммерческого банка. Повышена эффективность системы, что косвенно повысило стандарты и возможности межбанковской системы.«Теперь каждый день участники межбанковской платежной системы более безопасно и эффективно отправляют около 15 тысяч платежей на сумму более 15 миллионов евро». [9]

Стратегия развития

[ редактировать ]

В 2009 году Центральный банк Республики Косово инициировал множество дискуссий по созданию долгосрочной стратегии. Обсуждения были завершены и одобрены Советом управляющих Центрального банка 11 сентября 2009 года, который в сотрудничестве с коммерческими банками и Всемирным банком создал в своем органе Дирекцию межбанковских платежных систем (IPSD), целью которой является обеспечение что стратегии развития финансового сектора в Косово будут выполнены.

Девятью столпами стратегии развития Национальной платежной системы (НПС) являются:

  1. Правовая база
  2. Крупные и срочные платежи
  3. Розничные платежные системы
  4. Государственные сделки
  5. Депозитарий ценных бумаг, клиринг и расчеты
  6. Денежный рынок
  7. Международные денежные переводы
  8. надзор
  9. Сотрудничество (Национальный платежный совет)

Система валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS) остается важнейшим единичным проектом, разрабатываемым в рамках НПС. [9]

Стратегический план (2010–2015 гг.)

[ редактировать ]

Центральный банк поставил перед собой пять стратегических целей на пять лет своей деятельности, призванных привести в соответствие обязанности банка перед гражданами и экономикой в ​​целом. Эти цели таковы:

  1. Содействие и укрепление финансовой стабильности в Республике Косово. Центральный банк анализирует безопасность финансовой системы, устраняет потенциальные риски и путем создания аналитических показателей, а также способствует созданию надлежащей среды для операций.
  2. Поддерживать общую экономическую политику для достижения устойчивого экономического роста в Республике Косово. Центральный банк поощряет экономический рост посредством более эффективной разработки экономической политики, проведения экономических исследований и информирования общественности.
  3. Для обеспечения развития современных межбанковских систем и предоставления эффективных банковских услуг клиентам - Используя систему электронного межбанковского клиринга (ЭИКС), Центральный банк функционирует как гибридная система, которая облегчает перемещение различных платежных инструментов между банками.
  4. Содействовать здоровому развитию финансового сектора в Республике Косово. Центральный банк Косово стремится развивать финансовый сектор путем инвестирования в защиту предприятий частного рынка и предоставления правительству собственного опыта. КБР стремится достичь этого путем создания новой правовой базы для новых финансовых продуктов и аккредитации новых финансовых учреждений.
  5. Содействовать процессам интеграции в Европейский Союз и другие международные институты. Эта стратегия включает в себя инвестирование в продвижение Республики Косово и Центрального банка Косово на международном уровне. Этого можно достичь путем поддержания хороших отношений с другими контрагентами, применения международных стандартов и посещения организованных семинаров и мероприятий. [10]

Выпуск облигаций

[ редактировать ]

постановления о первичных и вторичных государственных облигациях После подписания с Министерством финансов в декабре 2011 года Центральный банк Косово впервые выпустил облигации 17 января 2012 года. [11] [12] В ходе своего первого аукциона ЦБК смог получить денежные активы на сумму 10 миллионов евро. Еще 64 миллиона евро могут быть привлечены в течение оставшейся части 2012 года, в результате чего общая стоимость облигаций, выпущенных в 2012 году, составит 74 миллиона евро, как было заявлено советником министра финансов 9 января 2012 года. [13] [14] Ожидается, что в течение 2013 года ЦБК сможет привлечь сумму, равную 80 млн евро. [15]

Совет и управляющие ЦБК

[ редактировать ]

Текущий управляющий совет Центрального банка Косово

[ редактировать ]
  • Башким Нурбожа - Председатель Правления
  • Нора Латифи - Джашари - Член Правления
  • Неджат Крыезиу - Член Правления

[16]

Список управляющих Центрального банка Косово

[ редактировать ]
  1. 2008 ( 2008 ) — 2010 ( 2010 ) : Хашим Реджепи
  2. 2011 ( 2011 ) — 2013 ( 2013 ) : Гани Гёргури
  3. 2013 ( 2013 ) — 2017 ( 2017 ) : Бедри Хамза
  4. 2018 ( 2018 ) – 2023 ( 2023 ) : Фехми Мехмети
  5. 2023 ( 2023 ) ( ​​) : Ахмет Исмаили

23 июля 2010 года Хашим Реджепи, тогдашний управляющий Центральным банком Республики Косово, был арестован по обвинению в «коррупции и отмывании денег». [17] [18] По данным миссии ЕС по верховенству права EULEX , «расследование касалось предполагаемых взяток, уклонения от уплаты налогов, распространения влияния и отмывания денег». [17] Арест привлек большое внимание средств массовой информации, поскольку на телевизионных кадрах было видно, как Реджепи выводят из офиса «тяжеловооруженные» полицейские. После ареста Реджепи пришлось провести четыре месяца в предварительном заключении. Арест и расследование были проведены EULEX. Обвинение последовало более чем через год после ареста; когда это произошло, прокуратура EULEX сняла все наиболее серьезные обвинения. В конечном итоге 11 января 2012 года решение стало окончательным, и Хашим Реджепи был признан невиновным. [19] Однако обвинения и тюремное заключение стоили Хашиму Реджепи потери поста управляющего центрального банка Косово. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Функции и обязанности» . bqk-kos.org . Проверено 24 февраля 2013 г.
  2. ^ «Евро: сила стабильности в Косово» . balkaninsight.com. 26 февраля 2010 г. Проверено 24 февраля 2013 г.
  3. ^ «Балканские страны прощаются с «любимой» немецкой маркой» . setimes.com . Проверено 24 февраля 2013 г.
  4. ^ «Евро заменяет немецкие марки» . setimes.com . Проверено 24 февраля 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Функции и обязанности» (на албанском языке) . Проверено 24 февраля 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Центральный банк Косово. «ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РЕСПУБЛИКИ КОСОВО» (PDF) . Проверено 24 февраля 2013 г.
  7. ^ Центральный банк Косово. «Коммерческие банки» .
  8. ^ Jump up to: а б Центральный банк Республики Косово. «Историку» (на албанском языке) . Проверено 24 февраля 2013 г.
  9. ^ Jump up to: а б с «Историку» . bqk-kos.org . Проверено 24 февраля 2013 г.
  10. ^ «Стратегический план на период» (PDF) . bqk-kos.org . Проверено 24 февраля 2013 г.
  11. ^ Центральный банк Косово. «Центральный банк Косово» . Проверено 24 февраля 2013 г.
  12. ^ «Экономическая инициатива для Косово» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  13. ^ Коха. «Коха» (на албанском языке) . Проверено 24 февраля 2013 г.
  14. ^ Красники-Весели, Лульета (4 декабря 2011 г.). «Пособия для экономического развития» . Радио Свободная Европа (на албанском языке). europaelire.org . Проверено 24 февраля 2013 г.
  15. ^ «От выпуска бумаг в этом году 80 миллионов евро» (на албанском языке). коха.нет . Проверено 24 февраля 2013 г.
  16. ^ Правление ЦБК. «Правление ЦБК» . bqk-kos.org/? . Проверено 24 февраля 2013 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Глава центрального банка Косово арестован по делу о коррупции» . Би-би-си. 23 июля 2010 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  18. ^ «Прокуратура Косово арестовала главу Центрального банка Хашима Реджепи после рейдов» . Блумберг . Проверено 24 февраля 2013 г.
  19. ^ «дело Центрального банка Косово» . balcanicaucaso.org . Проверено 24 февраля 2013 г.
  20. ^ «С бывшего управляющего банка Косово сняты обвинения в коррупции» . Проверено 24 февраля 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf2408e6db20c3371bf130453b8874f0__1712037780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/f0/cf2408e6db20c3371bf130453b8874f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Central Bank of Kosovo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)