Гегс
Гегс | |
---|---|
Общая численность населения | |
Неизвестный | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Северная Албания ( Гегерия ), Косово , Северная Македония , Черногория. | |
Языки | |
Албанский гег | |
Религия | |
ислам сунниты [а] христианство католицизм [б] | |
Родственные этнические группы | |
Народ арбанаси , косовские албанцы и т. д. |
Геги ( также пишутся как геги ; албанцы : гегет ) — одна из двух основных этнических подгрупп албанцев (вторая — тоски ). [1]
Они отличаются незначительными культурными , диалектными , социальными и религиозными характеристиками. [2] [3] [4] Геги проживают в Албании (к северу от реки Шкумбин ), Косово , Северной Македонии , Сербии и Черногории . Геги говорят на гегском албанском языке , одном из двух основных диалектов албанского языка . Социальная организация гегов была традиционно племенной , с несколькими отдельными племенными группами гегов.
Османская империя аннексировала и управляла населенным тосками югом в начале 15 века, в то время как территория, населенная гегами, оставалась вне досягаемости регулярной османской гражданской администрации до начала 20 века. Как следствие, геги эволюционировали изолированно от тосков. [5] Точно так же исламизация гегов была неполной: большая часть северо-западной Албании оставалась католической. Османы так и не подчинили полностью северные албанские племена гегов, потому что они были для них более полезны как стабильный источник наемников. Вместо этого они ввели систему байрактаров и предоставили некоторые привилегии байрактарам ( вождям знамен) в обмен на их обязательство мобилизовать местных бойцов для поддержки военных действий османских войск . [ нужна ссылка ]
Терминология
[ редактировать ]Собственная Гегния (земля Геге ) расположена к северу от реки Шкумбин вдоль ее правого берега и простирается до современной границы между Матом и Мирдитой , где Лекния начинается . Сама Лекния граничит на севере с Малезией . Ни один из этих регионов не пересекается друг с другом, и каждый имеет свою самоидентификацию. Это отражается в том, что только жители собственно Гегнии называют себя Геге , хотя продвижение на север это не является формой региональной самоидентификации. Например, жители Дукаджинского нагорья, когда их спрашивали об их региональном названии, отвечали na nuk jemi gegë, gegët janë përtej Maleve (мы не геги, геги живут за горами). [6]
Популярное восприятие в неалбанской литературе всех северных албанцев как гегов является результатом отождествления основных диалектных групп со всеми соответствующими региональными группами. Точно так же только жители некоторых регионов южной Албании идентифицируют себя как тоски.
Этимология
[ редактировать ]Этимология термина Гег не совсем ясна. По словам писателя Арши Пипы , термин Геге первоначально использовался для конфессионального обозначения и использовался в доосманской Албании ее православным населением по отношению к своим соседям-католикам. [7] Некоторые теории утверждают, что термин Геге происходит от звукоподражательного слова, означающего «лепет», в отличие от Шкиптаре , которое на албанском языке обозначает тех, кто говорит ясно. Иногда это считают нелогичным, поскольку самоэтноним Шкиптаре, похоже, был разработан Гегсом. [8] По мнению австрийско-чешского лингвиста Юлиуса Покорного , оно произошло от ( аттического ) греческого «γίγας» (гигант). Из гомеровской мифологии великаны Акроцераунских гор и, вероятно, обозначают первоначально воинственные вторгающиеся племена, происходящие из Эпира . Родственный Арберешу ë (диалектный и архаичный) «глате» (высокий, длинный) (стандартное албанское «гятэ», гег «гат»); Албанское «гатэ» (цапля) и латинское «гигас» (гигант). [9]
Территория
[ редактировать ]В Албании геги преимущественно проживают к северу от реки Шкумбин и в районах горного севера. [3] [10] Этот регион албанцы широко называют Гегения или Гегния. [11] и Гегерия тоже. [12]
Османско-турецкий термин, использовавшийся в те времена, когда Албания и прилегающие территории были включены в состав империи, назывался «Гегалык», что означает «земля гегов». [11] В поздний османский период, помимо термина Арнавудлук (Албания), который использовался для обозначения албанских регионов, османы также использовали в документах обозначение Гегалык. [13] Гегени или Гегалык охватывал Ишкодру , Косово и небольшую территорию вилайетов Монастир . [11] В 1880-х годах албанцы определили более широкий регион Гегалик (Гегланд) как включающий османские административные единицы санджаков Ишкодра (Шкодер) и Дурач (Дуррес), которые составляли вилайет (провинция) Ишкодра, санджаки Енипазар (Нови Пазар), Ипек ( Ипек Пее), Приштине (Приштина), Призрен , Ускюп (Скопье) провинции Косово и санджак Дебре (Дебар) в провинции Монастир. [14]
Чуть более половины этнических албанцев Албании — геги. [15] За исключением населения тосков на северо-западе Греции и вокруг озера Преспа , а также на юге Северной Македонии, этнические албанцы на Балканах, живущие в Косово, Северной Македонии (в основном) и Черногории, являются гегами. [16]
Язык
[ редактировать ]Геги говорят на гегском албанском языке, одном из двух основных албанских диалектов. Албанский коммунистический режим основывал стандартный албанский язык в основном на тоскском албанском языке . Эта практика подверглась критике, в частности, со стороны Арши Пипы , который утверждал, что это решение лишило албанский язык его богатства за счет гегов. [17] и назвал литературный албанский язык «чудовищем», созданным коммунистическим руководством Тоска, которое военным путем завоевало антикоммунистическую северную Албанию, и навязало гегам свой тоскский албанский диалект. [18] Хотя почти все албанские писатели в бывшей Югославии были гегами, они предпочитали писать на тоске по политическим причинам. [19] Это изменение литературного языка имеет серьезные политические и культурные последствия, поскольку язык является основным критерием самоидентификации албанцев. [20]
Социальная организация
[ редактировать ]Социальная организация гегов была традиционно племенной . [21] [22] Геги Северной Албании — одно из двух племенных обществ, сохранившихся в Европе до середины 20 века (второе — черногорские горцы в Черногории и южной Сербии ). [23] Племенная организация основывалась на клановой системе лояльности и рассредоточенной модели расселения с отдельными, разбросанными, в основном укрепленными усадьбами. [24] Есть несколько отдельных племенных групп гегов, в том числе Миредита , Кельменди , Палабарди , Куки , Васайт , Хоти , Кастрати , Бериша , Красники и Шала . [25] Другие важные племенные группы включают горцев региона Дибра, известных как «Тигры Дибры». [26] В Западном Косово в поздний османский период доминировала албанская племенная система, в то время как части албанского общества в пределах более широкого Косово также входили в состав городских профессиональных и землевладельческих классов крупных городов. [27]
Геги, особенно те, кто проживал в северо-восточном районе, были самыми верными сторонниками комплекса традиционных законов ( канун ), традиционного гостеприимства и кровной мести . [24] У гег-малесоров (горцев) фис (клан) возглавлялся старейшим мужчиной и составлял основную ячейку племенного общества. [28] Политическим и территориальным эквивалентом, состоящим из нескольких кланов, был байрак (штандарт). [28] Лидера байрака, положение которого передавалось по наследству, называли байрактаром (знаменосцем). [28] Несколько баджраков составляли племя, которым руководил мужчина из знатной семьи, а основные вопросы решало собрание племени, членами которого были мужчины племени. [29] [28]
Организация когда-то преимущественно скотоводческих племен гегов традиционно основывалась на патрилинейности (система, в которой человек принадлежит к линии своего отца) и на экзогамии (социальное устройство, при котором брак допускается только за пределами социальной группы). [30] Земля принадлежит клану, и семьи традиционно расширены, состоящие из небольших семей из многих братьев, которые все живут в одном расширенном доме ( албанский : штепи . Гег-албанский: шпия). [31] Девушек выдавали замуж без их согласия, а кражи невест в некоторой степени существовали до начала 20 века. [32] Брак представлял собой, по сути, экономическую и политическую сделку, заключенную между членами племени, при этом те, кто женился, не имели права голоса в этом вопросе. [33] клятва девственности . Среди гегов иногда практиковалась [34] У гегов также практиковалось обручение детей, иногда даже до рождения. [35] [36]
Религия
[ редактировать ]Христианство в Албании находилось под юрисдикцией епископа Рима до восьмого века. Затем епархии в Албании были переданы Константинопольскому патриархату . В 1054 году после раскола север стал отождествляться с Римско-католической церковью . [37] С этого времени все церкви к северу от реки Шкумбин были католическими и находились под юрисдикцией Папы. [38] Выдвигались разные причины за распространение католицизма среди северных албанцев. Традиционная принадлежность к латинскому обряду и католическим миссиям в центральной Албании в XII веке укрепила католическую церковь в борьбе с православием, а местные лидеры нашли союзника в католицизме против славянских православных государств. [39] [38] [40]
В османский период истории Албании (1385–1912 гг.) большинство албанцев приняли ислам. Сегодня большинство гегов — сунниты мусульмане- , при этом значительное меньшинство — католики. Албанцы-католики наиболее сконцентрированы в северо-западной Албании и регионе Малезия на юго-востоке Черногории , в обоих из которых они составляют большинство населения, в то время как они имеют более тонкое распространение в центральной Албании и северо-восточной Албании и Косово. Есть также геги, исповедующие православие, в основном живущие на юго-западе гегоязычного региона, особенно в Дурресе (где они составляли 36% населения в 1918 году) и Эльбасане (где они составляли 17% населения в 1918 году). [41] Ортодоксальные геги традиционно также были сконцентрированы в районе Верхняя Река (Reka e Epërme) в Северной Македонии. Есть также некоторые группы гегов, исповедующих бекташизм , живущие в таких районах, как Круя и Булкиза . Кроме того, как и в случае со всеми албанцами, являющимися наследием режима Энвера Ходжи , многие люди не отождествляют себя ни с какой религией, и большое количество людей обычно не посещают службы какой-либо религии. [42] [43] [44] [45]
Культура
[ редактировать ]После реформ Танзимата во второй половине XIX века, стремясь получить влияние на албанцев-католиков, Австро-Венгрия с одобрения Османской империи открыла и профинансировала множество школ на албанском языке, а также францисканские семинарии и больницы, а также обучила местное духовенство. все это привело к развитию литературы на албанском языке . [46] Культура гегов расцвела в начале 20 века. Гьердж Фишта и Скутаринская католическая школа литературы под руководством Фишты внесли значительный вклад в этот расцвет. [47] Геги известны своей эпической поэзией . [48]
Возрождение католицизма среди албанцев дало новый важный импульс подъему гегской культуры. [49]
Физическая антропология
[ редактировать ]Геги характеризуются как чрезвычайно высокие люди с круглыми гипербрахицефальными головами , длинными лицами, широкой грудью, крепким телосложением, выпуклыми носами и плоскими черепами. [50] [51] [52] По данным Петтифера и Викерса в 2007 году, «геги говорят на несколько другом диалекте языка и часто выше и тоньше тосков, но эти традиционные различия (часто преувеличенные в вульгарной антропологии) были значительно уменьшены перемещением населения в пост- коммунистический период». [53] В своей псевдонаучной книге 1939 года «Расы Европы » Карлтон С. Кун классифицировал их как часть « динарской расы ». [54]
История
[ редактировать ]Доосманский и османский период
[ редактировать ]Различие между гегами и тосками существовало до появления османов в Албании в конце 14 века. [55]
Геги оставались вне досягаемости регулярной гражданской администрации Османской империи до конца османского правления. [56] В районах, где геги еще были соплеменниками, они следовали своим законам и вели автономное существование. [57] Тот факт, что племена северной Албании не были полностью подчинены османам, возводится на уровень ортодоксальности среди членов племен. Возможное объяснение состоит в том, что у османов не было реального интереса в подчинении северных албанских племен , поскольку они были для них более полезны как стабильный источник наемников. Османы внедрили систему байрактаров среди северных албанских племен и предоставили некоторые привилегии байрактарам ( знаменным вождям) в обмен на их обязательство мобилизовать местных бойцов для поддержки военных действий османских войск . [58] В поздний османский период гегам часто не хватало образования и интеграции в османскую систему, но при этом они обладали автономией и военным потенциалом. [22] Эти факторы придали территории Гегении важное значение в империи, которое отличалось от Тоскерии. [22] Тем не менее многие османские офицеры считали, что геги, в частности горцы, часто были обузой, а не активом для государства, которое обычно называют «диким» ( турецкий : вахши ). [22] В районах Албании, где проживали малесоры (горцы), империя размещала только османских офицеров, имевших опыт службы в других племенных регионах государства, таких как Курдистан или Йемен , которые могли преодолеть культурные разногласия с представителями племени гег. [57]
Великий восточный кризис привел к сопротивлению албанцев разделу соседними державами с образованием Призренской лиги (1878 г.), которая издала Карарнаме (меморандум), в котором заявлялось, что и Гегс, и Тоскс дали клятву защищать государство и родину во имя Ислам. [59] Во время кризиса Гегс и Тоски дали бесас (клятвы чести), чтобы вооружиться и пролить кровь для защиты своих прав. [60] Общество гегов, лучше вооруженное, чем его южный коллега из Тоска, имело более эффективные возможности противостоять перекройке границ в регионе. [61] Османские чиновники первоначально помогали албанцам-гегам в их усилиях противостоять включению их земель в состав Сербии, Черногории или Болгарии. [62] Гегс пережил краткий период автономной администрации, когда местные налоги собирались в албанскую казну. [63] Призывы к созданию автономной объединенной Албании заставили султана Абдул Хамида II подавить движение Призренской лиги, особенно после того, как албанцы-геги восстали в 1881 году и бросили военный вызов властям Османской империи. [64]
Большая часть Гегении представляла проблему безопасности для Османской империи из-за трайбализма гегского общества и ограниченного государственного контроля. [65] Абдул Хамид II терпел свободу гегов, и он включил их в свою дворцовую гвардию, интегрировал сыновей местных знатных людей из городских районов в бюрократию и кооптировал таких лидеров, как Иса Болетини, в османскую систему. [65] Во время младотурецкой революции (1908 г.) некоторые геги были одной из групп в албанском обществе, которая поддержала восстановление Османской конституции 1876 года, призванной положить конец режиму Гамидиана. [66] Последующая политика централизации и милитаризма нового правительства младотурок в отношении албанского вопроса привела к четырехлетним местным восстаниям гегов, которые боролись за сохранение племенных привилегий и системы защиты кулас (домов-башен). [67] Геги из региона Шкодер поддержали Греческий меморандум , который призывал к социально-политическим правам албанцев в Османской империи во время албанского восстания 1911 года . [68] Накануне Балканских войн (1912-1913) гегским и тоскским албанцам удалось добиться от османского правительства двух уступок: прав албанской национальности и прав горского населения во время албанского восстания 1912 года . [67]
Албания
[ редактировать ]Геги доминировали в политической жизни Албании в докоммунистический период.
Во время Второй мировой войны нацистская Германия завербовала гегов с северной территории Албанского королевства в 21-ю горнострелковую дивизию Ваффен СС «Скандербег» (1-ю Албанскую) . Эта вербовка также была подтверждена некоторыми антропологическими исследованиями, которые считали гегов арийской расой . [69]
В конце Второй мировой войны коммунистические силы, состоявшие преимущественно из тосков, захватили Албанию после отступления Вермахта . Многие геги восприняли это как захват тосками земель гегов. [70] Большинство членов послевоенного коммунистического режима и три четверти членов Коммунистической партии Албании были тосками. Таким образом, коммунистический переворот сопровождался переходом политической власти от гегов к тоскам. [71] Геги постоянно подвергались преследованиям со стороны преимущественно тоскского режима, который считал их традиционалистами и менее развитыми. [72] После смерти Энвера Ходжи в 1985 году его сменил Рамиз Алиа , который был одним из немногих гегов среди руководителей страны. [73] Он предпринял осторожные шаги в направлении изменения направления в вопросе национальной идентичности, постепенно приняв на себя сторону гегов из Косово . [74] Это изменение сопровождалось давними опасениями, что появление «слишком либеральных» албанцев из Косово может нарушить хрупкий баланс между субэтническими группами тоск и гег. [74] Поглощение югославских гегов, которых было почти так же много, как и всех албанцев из Албании, могло разрушить преимущественно тоский режим. [75] [76]
После падения коммунистического режима религия снова стала основным фактором, определяющим социальную идентичность, и соперничество между гегами и тосками возобновилось. [77] Новые политические лидеры посткоммунистической Албании назначены Гегом [78] Сали Бериша почти все были гегами из северной Албании. [79] [80] Администрация Сали Бериши была идентифицирована как северный националистический Гег, противостоящий южному социалистическому Тоску. [81] что дополнительно усилило раздор между Тосксом и Гегсом. [82] В 1998 году Бериша воспользовался традиционным соперничеством Гега и Тоска, когда подстрекал вооруженных антиправительственных протестующих в Шкодере к действиям, которые вынудили премьер-министра Фатоса Нано уйти в отставку . [83]
Во время войны в Косово соперничество между гегами и тосками угасло, и огромное количество беженцев из Косово было обслужено без каких-либо внутренних конфликтов, несмотря на неизбежные ворчания по поводу разрушения общины и воровства. [84]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Суннитский ислам — крупнейшая конфессия албанского народа в Албании, Косово, Черногории и Северной Македонии.
- ^ Римский католицизм (как латинского, так и греко-византийского обрядов) — крупнейшая христианская конфессия албанского народа в северной Албании, Хорватия .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Петр Эберхардт (январь 2003 г.). Этнические группы и демографические изменения в Центрально-Восточной Европе двадцатого века: история, данные и анализ . Я Шарп. п. 433. ИСБН 978-0-7656-1833-7 . Проверено 13 июля 2013 г.
Албанцы состоят из двух этнических подгрупп: гегов, которые обычно занимают территорию к северу от реки Шкумбин; и тоски, большинство из которых живут к югу от реки.
- ^ Бэрринджер, Герберт (1965). Социальные изменения в развивающихся регионах: новая интерпретация эволюционной теории . Издательство Шенкман. п. 214 . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Моника Шехи (2007). Когда Восток встречается с Западом: изучение классного дискурса на албанском социально-политическом перекрестке . п. 43. ИСБН 978-0-549-12813-7 . Проверено 13 июля 2013 г.
Между албанскими гегами и тосками были и остаются явные культурные и языковые различия.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Хью Поултон; Суха. Таджи Фаруки (январь 1997 г.). Мусульманская идентичность и балканское государство . Издательство C. Hurst & Co. п. 117. ИСБН 978-1-85065-276-2 . Проверено 13 июля 2013 г.
две этнические подгруппы, к которым фактически принадлежат албанцы: геги на севере и тоски на юге... Геги и тоски отличаются друг от друга по языковому, историко-культурному и социально-религиозному характеру.
- ^ Ричард К. Фрухт (2005). Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . АВС-КЛИО. п. 698. ИСБН 978-1-57607-800-6 . Проверено 15 июля 2013 г.
Таким образом, тоски и геги развивались практически изолированно, пока Албания не обрела независимость.
- ^ Зойзи, Ррок; Даяка, Абаз; Георгий, Андромаха; Катипи, Хасан (1962). Албанский этнограф . Академия наук Албании. п. 27.
- ^ Арши Пипа (1989). Политика языка в социалистической Албании . Восточноевропейские монографии. п. 190. ИСБН 978-0-88033-168-5 . Проверено 15 июля 2013 г.
...было конфессиональным именем в доосманской Албании.
- ^ Томаш Камуселла (15 января 2009 г.). Политика языка и национализма в современной Центральной Европе . Пэлгрейв Макмиллан. п. 242. ИСБН 978-0-230-55070-4 . Проверено 15 июля 2013 г.
Гег (Геге), по-видимому, происходит от звукоподражательного слова, означающего «лепет», в отличие от слова «Шкиптаре», или «те, кто говорит ясно и правильно».
- ^ «Индоевропейский этимологический словарь», Дж. Покорный, 1959, Берн: Франке
- ^ Гаврич 2006 , стр. 21, 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , с. 21.
- ^ Ярослав Крейчи; Витезслав Велимский (1981). Этнические и политические нации в Европе . Тейлор и Фрэнсис. стр. 205. ISBN 978-0-85664-988-2 . Проверено 13 июля 2013 г.
... геги на севере (Гегерия) и тоски на юге (Тоскерия)
- ^ Гаврич 2006 , с. 22.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 28–29.
- ^ Петр Эберхардт (январь 2003 г.). Этнические группы и демографические изменения в Центрально-Восточной Европе двадцатого века: история, данные и анализ . Я Шарп. п. 433. ИСБН 978-0-7656-1833-7 . Проверено 13 июля 2013 г.
Геги составляют чуть более половины проживающих в стране албанцев.
- ^ Саймон Бротон; Марк Эллингем; Ричард Трилло (1999). Мировая музыка: приблизительный путеводитель. Африка, Европа и Ближний Восток . Грубые гиды. п. 5 . ISBN 978-1-85828-635-8 . Проверено 13 июля 2013 г.
Большинство этнических албанцев, живущих за пределами страны, являются гегами, хотя есть небольшая популяция тосков, сгруппированная вокруг берегов озер Пресп и Охрид на юге Македонии.
- ^ Канадский обзор исследований национализма: Canadienne des études sur le nationalisme, Volume 19 . Университет острова Принца Эдуарда. 1992. с. 206 . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ Канадский обзор исследований национализма: Canadienne des études sur le nationalisme, Volume 19 . Университет острова Принца Эдуарда. 1992. с. 207 . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ Арши Пипа (1978). Албанская литература: социальные перспективы . Р. Трофеник. п. 173. ИСБН 978-3-87828-106-1 . Проверено 15 июля 2013 г.
Хотя албанское население Югославии состоит почти исключительно из гегов, албанские писатели там по чисто политическим причинам предпочитают писать на тоске.
- ^ Телос . Телос Пресс. 1989. с. 1 . Проверено 16 июля 2013 г.
Политико-культурная значимость отмены литературного гега с литературным тоском... Албанцы идентифицируют себя с языком...
- ^ Мирела Богдани; Джон Лафлин (15 марта 2007 г.). Албания и Европейский Союз: бурный путь к интеграции и вступлению . ИБТаурис. п. 75. ИСБН 978-1-84511-308-7 . Проверено 13 июля 2013 г.
Традиционная социальная организация гегов была племенной.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаврич 2006 , с. 29.
- ^ И. М. Льюис (1970). История и социальная антропология . Тейлор и Фрэнсис. п. 254. ИСБН 9780422718608 . Проверено 12 мая 2013 г.
Геги северной Албании представляют собой единственный истинный пример племенной системы, сохранившейся в Европе до середины двадцатого века.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел Кинг; Никола Май (15 января 2011 г.). Из Албании: от кризисной миграции к социальной интеграции в Италии . Книги Бергана. п. 62. ИСБН 978-0-85745-390-7 . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Великобритания. Адмиралтейство (1916 г.). Справочник по Сербии, Черногории, Албании и прилегающим частям Греции . Канцелярский офис HM. п. 40 . Проверено 24 июля 2013 г.
... геги разделились на ряд отдельных племенных групп, таких как могущественный и очень независимый клан мирдитов в горных крепостях к юго-востоку от Скутари; Клементи, Хоти, Кастрати; Пулти, Шала,...
- ^ Гаврич 2006 , стр. 35–36.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаврич 2006 , стр. 30–31.
- ^ Барбара Елавич (29 июля 1983 г.). История Балкан . Издательство Кембриджского университета. п. 81 . ISBN 978-0-521-27458-6 . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Джеффри Э. Коул (31 мая 2011 г.). Этнические группы Европы: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 10. ISBN 978-1-59884-303-3 . Проверено 14 июля 2013 г.
Геги, живущие в северных горных районах, традиционно были скотоводами и были организованы вокруг экзогамных семей по отцовской линии.
- ^ Джеффри Э. Коул (31 мая 2011 г.). Этнические группы Европы: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 10. ISBN 978-1-59884-303-3 . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Справочник по районам Югославии . Правительственный паб США. Пресс-служба. 1973. с. 80 . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Дуглас Солтмарш (2001). Идентичность в посткоммунистическом балканском государстве: исследование албанской деревни . Эшгейт Паблишинг, Лимитед. п. 104. ИСБН 978-0-7546-1727-3 . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Гэри Дэвид Комсток; Сьюзан Э. Хенкинг (1 февраля 1997 г.). Вопрос о религии: критическая антология . Континуум. п. 146. ИСБН 978-0-8264-0924-9 . Проверено 16 июля 2013 г.
...албанская клятва девственности никогда не была чем-то большим, чем случайным явлением среди гегов.
- ^ Гэри Дэвид Комсток; Сьюзан Э. Хенкинг (1 февраля 1997 г.). Вопрос о религии: критическая антология . Континуум. п. 147. ИСБН 978-0-8264-0924-9 . Проверено 16 июля 2013 г.
Геги практиковали обручение в детстве — есть сообщения об обручении зародышей.
- ^ Дэвид Левинсон (1992). Энциклопедия мировых культур . ГК Холл. п. 5. ISBN 978-0-8168-8840-5 . Проверено 16 июля 2013 г.
Клановое общество гегов просуществовало до 1950-х годов на севере Албании. ... Детей обручали иногда еще до рождения, часто из уважения к существующему союзу или с целью установления дружбы или мира.
- ^ Рамет, Сабрина П. (1989). Религия и национализм в советской и восточноевропейской политике . Издательство Университета Дьюка. п. 381 . ISBN 0-8223-0891-6 .
Албанское христианство находилось в орбите римского епископа с первого по восьмой век. Но в восьмом веке албанские христиане были переданы под юрисдикцию константинопольского патриарха. Однако после раскола 1054 года Албания была разделена между католическим севером и православным югом. [..] До турецкого завоевания геги (главная племенная группа на севере Албании) находили в католицизме средство сопротивления славянам, и хотя албанское православие оставалось важным среди токов (главной племенной группы на юге Албании) )
- ^ Перейти обратно: а б Мурзаку, Инес (2015). Монашество в Восточной Европе и республиках бывшего СССР . Рутледж. п. 352. ИСБН 978-1317391043 . Проверено 14 марта 2020 г.
Албанская церковь к северу от реки Шкумбин была полностью латинской и находилась под юрисдикцией папы. В двенадцатом веке католическая церковь Албании активизировала усилия по укреплению своих позиций в средней и южной Албании. Католическая церковь была организована в 20 епархиях.
- ^ Лала, Этлева (2008), Regnum Албания, Папская курия и западные взгляды на пограничное дворянство (PDF) , Центрально-Европейский университет, факультет средневековых исследований, стр. 1
- ^ Лефтен Ставрос Ставрианос (январь 2000 г.). Балканы с 1453 года . Издательство C. Hurst & Co. п. 498. ИСБН 978-1-85065-551-0 . Проверено 17 июля 2013 г.
Религиозные разногласия существовали и до прихода турок. Первоначально все албанцы принадлежали к Восточной Православной Церкви... Затем геги на Севере приняли ее, чтобы лучше противостоять давлению православных сербов.
- ^ Грубер, Зигфрид. Региональные различия в моделях брака в Албании в начале 20-го века. Архивировано 3 октября 2019 года в Wayback Machine . Ежегодное собрание Ассоциации истории социальных наук, Сент-Луис, 24–27 октября 2002 г. Данные в конечном итоге взяты из переписи населения Албании 1918 года. Данные о городах показаны на этой карте здесь: http://www-gewi.uni-graz.at/seiner/density.html. Архивировано 27 октября 2019 года в Wayback Machine .
- ^ «Снимки Албании, еще один взгляд на Балканы» (2005), «Студенты в области туризма и наследия». (Более 72% нерелигиозны или непрактикующие.) - «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Цукерман, Фил. «Атеизм: современные темпы и модели», глава в «Кембриджском справочнике по атеизму», под ред. Майкл Мартин, Издательство Кембриджского университета: Кембридж, Великобритания (2005) - http://www.adherents.com/Na/Na_472.html. Архивировано 26 декабря 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ О'Брайен, Джоан и Мартин Палмер (1993). Атлас состояния религии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер («Более 50% албанцев заявляют, что у них нет религиозного союза»). - http://www.adherents.com/Na/Na_472.html. Архивировано 26 декабря 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ Геринг, Розмари (ред.). Словарь верований и религий Ларусса (Ларус: 1994); стр. 581-584. Таблица: «Распределение основных убеждений населения» (нерелигиозные 74,00%) — http://www.adherents.com/Na/Na_472.html. Архивировано 26 декабря 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ Джордж Гаврич (26 декабря 2006 г.). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . ИБТаурис. стр. 29, 30. ISBN. 978-1-84511-287-5 . Проверено 25 июля 2013 г.
- ^ Роберт Элси (19 марта 2010 г.). Исторический словарь Албании . Пугало Пресс. п. 139. ИСБН 978-0-8108-7380-3 . Проверено 15 июля 2013 г.
... золотой век первых десятилетий 20-го века, и большая заслуга в расцвете гегской культуры принадлежит ему.
- ^ Ричард Нидель (2005). Мировая музыка: основы . Рутледж. п. 149 . ISBN 978-0-415-96800-3 . Проверено 16 июля 2013 г.
Геги известны своеобразной разновидностью эпической поэзии под названием Рапсоди Крешнике, которую исполняют пожилые мужчины.
- ^ Архивы социальных наук религий . Национальный центр научных исследований (Франция). 2001. с. 179 . Проверено 16 июля 2013 г.
Новый важный импульс подъему гегской культуры обусловлен возрождением албанского католицизма, традиционно отличавшегося своей весьма престижной культурной традицией и родовым албанством.
- ^ Гейпель, Джон (1969). Европейцы: Этноисторический обзор . Лонгманс. ISBN 978-0-582-11243-8 .
Геги - это, что характерно, очень высокий народ, круглоголовый, длиннолицый и носатый.
- ^ Робин Хэнбери-Тенисон (15 июля 2009 г.). Земля орлов: путешествие по забытой стране Европы . ИБ Таурис. п. 128. ИСБН 978-1-84511-855-6 . Проверено 17 июля 2013 г.
Геги, которых часто называют светловолосыми, выше Тосков, которые более темные и более средиземноморские.
- ^ Блант, Фанни Джанет Сэндисон (23 октября 2023 г.). Двадцатилетнее проживание среди народа Турции; Болгары, греки, албанцы, турки и армяне: крупным шрифтом . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 978-3-387-30368-1 .
- ^ Петтифер, Джеймс ; Викерс, Миранда (2007). Албанский вопрос: перекройка Балкан . ИБТаурис. п. 270. ИСБН 978-1-86064-974-5 . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Кун, Карлтон С. (1939). Расы Европы . стр. 600–603 .
- ^ Лефтен Ставрос Ставрианос (январь 2000 г.). Балканы с 1453 года . Издательство C. Hurst & Co. п. 497. ИСБН 978-1-85065-551-0 . Проверено 17 июля 2013 г.
Эти различия существовали до появления тюрков. Традиционно существовало разделение между гегами на севере и тосками на юге, причем линией реки Шкумби была линия
- ^ Сельчук Акшин Сомель (2001). Модернизация государственного образования в Османской империи, 1839-1908: исламизация, автократия и дисциплина . БРИЛЛ. п. 208. ИСБН 978-90-04-11903-1 . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 113.
- ^ Хелейн Сильверман (1 января 2011 г.). Оспариваемое культурное наследие: религия, национализм, стирание и изоляция в глобальном мире . Спрингер. п. 120. ИСБН 978-1-4419-7305-4 . Проверено 31 мая 2013 г.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 46–47.
- ^ Гаврич 2006 , с. 48.
- ^ Гаврич 2006 , с. 61.
- ^ Гаврич 2006 , с. 45.
- ^ Гаврич 2006 , с. 70.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 60, 210.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 205.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 3, 141.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 201.
- ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 189. ИСБН 9781845112875 .
- ^ Джонатан Тригг (1 апреля 2009 г.). Гитлеровские джихадисты: мусульманские добровольцы Ваффен-СС . История Пресс. п. 146. ИСБН 978-1-86227-487-7 . Проверено 22 июля 2013 г.
- ^ Томаш Камуселла (15 января 2009 г.). Политика языка и национализма в современной Центральной Европе . Пэлгрейв Макмиллан. п. 244. ИСБН 978-0-230-55070-4 . Проверено 15 июля 2013 г.
Однако многие геги восприняли это событие как завоевание тосками гегских земель.
- ^ Миранда Викерс (1999). Албанцы: современная история . ИБТаурис. п. 164. ИСБН 978-1-86064-541-9 . Проверено 15 июля 2013 г.
Победа коммунистов привела к переходу политической власти от гегов к тоскам.
- ^ Кэролайн Гамильтон (1 августа 2007 г.). Политика и эстетика отказа . Паб Кембриджских ученых. п. 54. ИСБН 978-1-84718-244-9 . Проверено 15 июля 2013 г.
Северные геги постоянно подвергались преследованиям со стороны социалистического режима, в основном управляемого Тосками, который стереотипно считался менее развитым, пропитанным традиционной культурой и общинным правом.
- ^ Деннис Кавана (1998). «Алия, Рамиз». Словарь политической биографии . Издательство Оксфордского университета. п. 9. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю К. Янош (2000). Восточно-Центральная Европа в современном мире: политика пограничья от до посткоммунизма . Издательство Стэнфордского университета. п. 287. ИСБН 978-0-8047-4688-5 . Проверено 13 июля 2013 г.
- ^ Стефано Бьянкини; Роберт Крейг Нэйшн (1998). Югославский конфликт и его последствия для международных отношений . Лонго. п. 160. ИСБН 978-88-8063-155-2 . Проверено 17 июля 2013 г.
Кроме того, нельзя отрицать, что въезд в Албанию 1,5 миллиона гегов из Косово изменил бы баланс сил между гегами...
- ^ Дональд Л. Горовиц (1 января 1985 г.). Этнические группы в конфликте . Издательство Калифорнийского университета. п. 285 . ISBN 978-0-520-05385-4 . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Миранда Викерс; Джеймс Петтифер (1997). Албания . Издательство C. Hurst & Co. п. 4. ISBN 978-1-85065-279-3 . Проверено 15 июля 2013 г.
Религия снова стала основным фактором социальной идентичности, и вновь появились элементы традиционного гег-тоска, соперничества между севером и югом.
- ^ Международный журнал албанских исследований . Департамент политологии Колумбийского университета. 1997. с. 11 . Проверено 15 июля 2013 г.
Сали Бериша, гегский интеллектуал с Северо-Востока.
- ^ Хьюман Райтс Вотч. Хельсинкский дозор (1995). Албания – греческое меньшинство . Хьюман Райтс Вотч. п. 6 . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Холл Гарднер; Элинор Шаффер; Олег Кобцев (2000). Центральная и Юго-Восточная Европа в переходный период: взгляды на успех и неудачу с 1989 года . Прегер. п. 107. ИСБН 978-0-275-96460-3 . Проверено 15 июля 2013 г.
Напротив, новые лидеры, включая бывшего президента Сали Беришу, свергнутого в 1997 году, почти все являются северными гегами.
- ^ Миранда Викерс (2007). Албанский вопрос: перекройка Балкан . ИБТаурис. п. 219. ИСБН 978-1-86064-974-5 . Проверено 15 июля 2013 г.
Администрация северного Гега была определена как «националистическая» в отличие от южного Тоска «социалистическая».
- ^ Холл Гарднер; Элинор Шаффер; Олег Кобцев (2000). Центральная и Юго-Восточная Европа в переходный период: взгляды на успех и неудачу с 1989 года . Прегер. п. 107. ИСБН 978-0-275-96460-3 . Проверено 15 июля 2013 г.
Тот факт, что бывший президент Сали Бериша, избранный в апреле 1992 года, был северянином из Тропои, только усилил соперничество Гега и Тоска.
- ^ Имоджен Белл (2002). Центральная и Юго-Восточная Европа: 2003 . Рутледж. п. 641. ИСБН 978-1-85743-136-0 . Проверено 15 июля 2013 г.
Используя историческое соперничество Гега (север) и Тоска (юг), он подстрекал мятежников в северном городе Шкодер (традиционный оплот ДПА) в феврале 1998 года, а в сентябре возглавил своих вооруженных сторонников в антиправительственных протестах, которые привели к отставке. премьер-министру Фатосу Нано
- ^ Миранда Викерс (2007). Албанский вопрос: перекройка Балкан . ИБТаурис. п. 123. ИСБН 978-1-86064-974-5 . Проверено 15 июля 2013 г.
...национальная солидарность с беженцами была ошеломляющей, хотя и сопровождалась неизбежным ворчанием по поводу воровства и разрушения общества. Соперничество Гег-Тоск утихло, и страна смогла справиться с огромным притоком беженцев без внутренних конфликтов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Культура Северной Албании и Канун - Лекция Роберта Элси на симпозиуме: Албанские традиции и язык: 100 лет независимости Албании / Албанский язык и культура: 100 лет независимости, Лейденский университет, 10 ноября 2012 г.