Тоск
Тоски ( албанский : Toskët ) — одна из двух основных этнических подгрупп албанцев (вторая — геги ). [1] различаются по своим культурным , языковым , социальным и религиозным особенностям. [2] [3]
Тоски | |
---|---|
![]() Черчиз Топулли , видный лидер тосков. | |
Общая численность населения | |
Неизвестный | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Южная Албания ( Тоскерия ), Южный Эпир , Южная Италия | |
Языки | |
Албанская треска | |
Религия | |
Восточное православие, ислам (преимущественно бекташи), восточное католицизм (меньшинство) | |
Родственные этнические группы | |
Арбереши люди |
Территория
[ редактировать ]Тоск может относиться к говорящему на тоск албанскому населению южной Албании, а внутренние подгруппы включают мызекаров из Мизеке . Лаборатории Лаберии (версия названия на албанском языке : пойте: Lab, мн. Лебер, также набирайте. пойте: Lap ) и Чамы Чамерии представляют собой отдельные южноалбанские подгруппы. [4] [5] [6] которые иногда также включаются в категорию тосков из-за этнокультурного и диалектного сходства. Арваниты являются, главным в Греции и арбереше в Италии образом, потомками тоскских поселенцев, как и коренные жители села Мандрица в Болгарии . Само название Тоскерия часто используется для обозначения целых частей Албании, говорящих на тоскском языке, в отличие от северной Гегерии.
Тоски в Албании живут ориентировочно южнее реки Шкумбин . [7] Албанцы широко называют этот регион Тоскери. [7] и иностранцами как Тоскерия. [8] Османско-турецкий термин, использовавшийся во времена, когда Албания была включена в состав империи, был Тоскалик. [9] означает землю тосков. [7] В поздний османский период, помимо термина Арнавудлук (Албания), который использовался для обозначения албанских регионов, османы также использовали в документах обозначение Тоскалик. [10] В 1880-х годах албанцы определили более широкий регион Тоскалик (Тоскланд) как включающий османские административные единицы Эргири (Гирокастер), Превеза , Берат и санджаки Янья (Янина), часть Янья вилайета (провинции) с Горице (Корче), Монастиром ( Битола) и эльбасанские санджаки вилайета Монастир . [11] Более обширная территория Тоскалыка была разделена на три отдельных региона. [11] Первым был Тоскалик, вторым Лаплик (Лаберия), состоящим из территорий Дельвине (Дельвина), Авлонья (Влёра), Тепделен (Тепелене), Курулес (Курвелеш) и Эргири (Гирокастер). [11] Третий Чамлык ( Хамерия ) охватывал области Маргалик (Маргарити), Айдонат (Парамити) и Филат (Филиаты). [11]
Язык
[ редактировать ]
Тоски говорят на тоскском албанском языке, одном из двух основных албанских диалектов.
В поздний османский период высшие и средние классы тоскского общества, помимо разговоров по-албански, знали греческий и немного османский турецкий языки. [12] Поскольку в вилайете Янья доминировали албанская и греческая культуры, дома они говорили на албанском, в школе - на греческом, а за пределами прибегали либо к албанскому, либо к греческому и гораздо реже к османскому турецкому языку из-за небольшого количества правительственных чиновников в этом районе. [12] Албанское крестьянство в сельской местности говорило в основном на албанском языке как на родном, особенно если оно было мусульманином. [13] Поскольку албанцы работали на всех уровнях власти в вилайете Янья, местное население, владевшее албанским языком, могло говорить на нем во время взаимодействия с османскими властями. [13] Со временем греческие слова также вошли в лексикон тоскского диалекта. [7] Гегские и тоскские албанцы умеют понимать друг друга. [7]
В независимой Албании албанский коммунистический режим основывал стандартный албанский язык в основном на тоскском албанском. Эта практика подверглась критике, в частности, со стороны Арши Пипы , который утверждал, что это решение лишило албанский язык его богатства за счет гегов. [14] и назвал литературный албанский язык «чудовищем», созданным коммунистическим руководством Тоска, которое военным путем завоевало антикоммунистическую северную Албанию, и навязало гегам свой тоскский албанский диалект. [15] Хотя почти все албанские писатели в бывшей Югославии были гегами, они предпочитали писать на тоске по политическим причинам. [16] Это изменение литературного языка имеет серьезные политические и культурные последствия, поскольку язык является основным критерием самоидентификации албанцев. [17] Несмотря на все усилия по объединению албанского языка, в некоторых случаях геги из отдаленных северных регионов не могут разговаривать с тосками с дальнего юга. [18]
Религия
[ редактировать ]Первоначально население Албании было православным, но в середине 13 века геги перешли в католицизм . [19] [20] Хотя многие тоски оставались православными христианами, чувство сильного разделения между албанцами-католиками и албанцами-православными не возникло до середины 18 века. [21] Большинство тосков либо православные христиане , либо бекташи по происхождению. [22] [10] Православные более преобладают в регионах вокруг Гирокастера, Лесковика и в регионе Мызеке (который включает районы вокруг Фиера, Кучовой и Лушни) и в регионе Дангеллия (около Пермета), в то время как бекташи и более сконцентрированы вокруг Влёры, Тепелена, Маллакастра, Поградец, а также в Скрапаре, Эрсеке и Грамше. Присутствуют и другие секты ислама: сунниты присутствуют в основном в городах и дальневосточных регионах (особенно в Македонии и Деволле), а в Берате также есть халвети. Однако почти во всех этих районах бок о бок живут христиане, бекташи, а иногда и представители других сект мусульман. Христиане и мусульмане исторически (примерно во время падения Османской империи) были почти равномерно распределены в районе Корча и на территории городов Берат и Лушня и вокруг них.
, Итальянские арбереши происходящие из тосков, сохранили свое византийское богослужение, но примирились с католической церковью, и сегодня имеют свой собственный обряд — итало-албанскую католическую церковь .
Многие тоски нерелигиозны из-за коммунистического правления, и на большей части территории Южной Албании по-прежнему преобладает нерелигиозное и светское население.
Культура и социальная организация
[ редактировать ]
Тоски поддерживали существенные контакты с внешним миром и находились под его большим влиянием. [23] Некоторые авторы считают, что тоски более прогрессивны и открыты, чем геги. [24] Тоски чаще вступали в брак с неалбанцами, чем с гегами. [25] Албанские взгляды девятнадцатого века на тоски, выраженные Сами Фрашери, заключались в том, что с гегами существовало единство наряду с небольшими различиями в диалекте и произношении, в то время как в войне тоски были лучше в настойчивости и сопротивлении, чем геги, которые были опытны в нападении. [26]
Тоски отказались от племенной общественной организации к концу 14 века и османскому завоеванию территории, на которой они жили. [27] [11] В период Османской империи общество в Тоскерии состояло из нескольких богатых мусульманских албанских землевладельческих семей, которые на протяжении веков выросли в рамках имперской системы, владея значительной частью сельской местности и большими поместьями. [11] Тоскские албанцы снабжали Османскую империю элитой, занимавшей высокие посты в бюрократии и армии. [28] Знатных землевладельцев называли беями , и они составляли основу османского контроля на юге Албании. [11] Среди выдающихся семей были Вриони и Влера, жившие на плодородной равнине Мизеке в Санджаке Берата , которые продавали свою сельскохозяйственную продукцию в Италию и помимо своей экономической мощи также оказывали мощное влияние на местную османскую администрацию. [11] Класс богатых землевладельцев получал доход от лесозаготовок, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и других мелких отраслей промышленности и был похож на дворянство Европы, хотя и в меньших масштабах. [11]
Управляя крестьянством в качестве феодалов, класс землевладельцев временами решал юридические вопросы, не прибегая к обычным государственным каналам, а беи считали себя патриархами, защищавшими и дающими советы своим крестьянам. [29] Представители класса землевладельцев представляли крестьян перед османскими властями, одновременно разрешая мелкие споры между крестьянами по-своему. [29] По некоторым статистическим данным, землевладелец получал 50-60 процентов доходов от крестьянства, которое также должно было платить налог османским властям. [29] Крестьянам зачастую было не на что жить, а домохозяйства были бедными: в двух- или трехкомнатном жилище одновременно проживало до семи семей. [29] Османы за пределами этого региона рассматривали общество тосков как расколотое на классы залим (угнетатели) и мазлум (угнетенные). [29] В период Хамидиана в городах Тоск наблюдался медленный рост албанского среднего класса, который состоял из правительственных чиновников, юристов, врачей, учителей, торговцев и ремесленников. [29] Некоторые албанцы среднего класса со временем присоединились к беям, чтобы создать интеллектуальный класс, который работал над культурным и языковым пробуждением албанцев . [29] В конце 19 - начале 20 века многие албанцы мигрировали в Соединенные Штаты , и почти все они были тосками. Произошла также значительная миграция тосков в Грецию , особенно в ее северную часть. [30]
Физическая антропология
[ редактировать ]Тоски часто описываются как более низкие, менее стройные и относятся к более темному средиземноморскому типу, чем геги. [31] У тосков носы меньше, а лица круглее, чем у гегов. [32] Некоторые утверждают, что эта разница сократилась из-за перемещения населения в посткоммунистический период. [33]
История
[ редактировать ]Доосманский и османский период
[ редактировать ]Различие между гегами и тосками существовало до появления османов в Албании в конце 14 века. [34] В Османской империи это разделение еще более укрепилось, поскольку Тоскс установил прочные культурные и интеллектуальные связи со Стамбулом и вообще с остальным миром. [35] В период Османской империи из тридцати великих визирей албанской национальности, служивших империи, большинство были тосками, такими как Мехмед Ферид-паша (1851-1914) из семьи Влера. [11]
К середине девятнадцатого века Тоскерия была значительно лучше интегрирована в османскую систему и имела лучшие связи с внешним миром, чем ее северный региональный аналог Гегения. [36] Несмотря на то, что Тоскерия была интегрирована в османскую систему, в этом районе по-прежнему сохранялся уровень регионализма. [28]

Великий восточный кризис привел к сопротивлению албанцев разделу соседними державами с образованием Призренской лиги , которая издала Карарнаме (меморандум), в котором заявлялось, что и Тоскс, и Гегс дали клятву защищать государство и родину во имя ислама. [37] Тоскским албанцам, проживающим в вилайете Янья, пришлось столкнуться с земельными претензиями Греции на основе идеи Мегали к областям Тоскерии, в которых они жили. [38] Во время кризиса Тоски и Геги дали бесы (клятвы чести), чтобы вооружиться и пролить кровь, чтобы защитить свои права. [39] Другие албанцы, в основном тоски, разработали идеологические аргументы и возглавили информационную кампанию за автономию, отправив в 1878 году петиции Берлинскому конгрессу, направленные против территориальных амбиций соседей и за создание унитарной албанской провинции. [40] Не имея племенной сети гегов, общество Тоск вместо этого полагалось на сеть Бекташи для распространения информации и мобилизации албанцев для сопротивления любой аннексии Грецией вилайета Янья в 1880 году. [41] В это время Токс лидировал в формулировании албанизма на основе национальной программы, требующей социально-политических прав албанцев. [42]
Тоскские албанцы в июле 1906 года не смогли удовлетворить свою просьбу к султану Абдул Хамиду II о разрешении открыть школы в Шкодере, Монастире и Янье для обучения албанскому языку. [43] Во время младотурецкой революции (1908 г.) Тоски, некоторые из которых были членами Комитета Союза и Прогресса (CUP), были одной из групп в албанском обществе, которая поддержала восстановление Османской конституции 1876 года , а некоторые сражались в партизанских отрядах, чтобы положить конец Гамидианский режим. [44] Революция вселила надежды среди албанцев, и новое правительство младотурков (КЕП), опиравшееся на поддержку Тоска и Гега, пообещало им лучшее управление. [45]
Албанское восстание 1911 года и последующий Греческий меморандум, призывающий к социально-политическим правам, получили поддержку со стороны лидеров Тоска, которые отправили телеграммы в Стамбул с требованием автономии и объединения четырех провинций: Шкодер, Косово, Монастир и Янья в одну провинцию Албании. [46] Османское правительство, стремящееся подавить беспорядки, решило провести переговоры с албанцами Тоск в Тепелене 18 августа 1911 года для поиска решения, и была заключена сделка, обещавшая албанцам образование, языковые и некоторые социально-политические права. [47]
Албания
[ редактировать ]В 1920-е годы многие тоски были нищими крепостными . [48] В результате тоскские албанцы составили около трёх четвертей членов Коммунистической партии Албании . [49] [50]
Известные тоски
[ редактировать ]- Ахмед Ниязи Бей
- Али Деми
- Али Паша Тепелена
- Димитер Бератти
- Мехди Фрашери
- Фрашери Мидии
- Энвер Ходжа
- Исмаил Кемали
- Костадин Христофоридихи
- Лютфи Паша
- Мехмет Шеху
- Мухаммед Али из Египта
- Наум Векилхарджи
- Инструмент Спиридон
- Черчиз Топулли
- Фото Стракоша , бывший вратарь сборной Албании.
- Томас Стракоша , вратарь сборной Албании, в настоящее время играет за «Брентфорд» .
- Джованни Парамитиотти , основатель миланского футбольного клуба «Интер». Его семья из Чамерии Парамифии .
- Доника Кастриоти , жена Скандербега и мать их ребенка Гьона Кастриоти II , родилась в семье Арианити дворянской . Родился в Канине, во Влёре. в деревне
- Иоанн Кастриоти II , сын Скандербега и Доники Кастриоти .
- Григор Гирокастрити (умер в 1828 г.) — албанский учёный и священнослужитель, ставший в 1827–1828 гг. митрополитом Афинским и переведший Новый Завет на албанский язык, используя греческий алфавит .
- Коле Идромено (15 августа 1860 — 12 декабря 1939) — албанский художник, скульптор, архитектор, фотограф, оператор , композитор и инженер эпохи албанского Возрождения в девятнадцатом веке. Его широко считают предшественником реализма и пейзажного искусства в Албании .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Петр Эберхардт (январь 2003 г.). Этнические группы и демографические изменения в Центрально-Восточной Европе двадцатого века: история, данные и анализ . Я Шарп. п. 433. ИСБН 978-0-7656-1833-7 . Проверено 13 июля 2013 г.
Албанцы состоят из двух этнических подгрупп: гегов, которые обычно занимают территорию к северу от реки Шкумбин; и тоски, большинство из которых живут к югу от реки.
- ^ Моника Шехи (2007). Когда Восток встречается с Западом: изучение классного дискурса на албанском социально-политическом перекрестке . п. 43. ИСБН 978-0-549-12813-7 . Проверено 13 июля 2013 г.
Между албанскими гегами и тосками были и остаются явные культурные и языковые различия.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Хью Поултон; Суха. Таджи Фаруки (январь 1997 г.). Мусульманская идентичность и балканское государство . Издательство C. Hurst & Co. п. 117. ИСБН 978-1-85065-276-2 . Проверено 13 июля 2013 г.
две этнические подгруппы, к которым фактически принадлежат албанцы: геги на севере и тоски на юге... Геги и тоски отличаются друг от друга по языковому, историко-культурному и социально-религиозному характеру.
- ^ Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 31. ISBN 9780198142539 . «Фактически лиапы и цамы претендовали на то, что они являются автономными племенами, отличными и обособленными от гегов и тосков»
- ^ Стоярова, Вера (2016). Крайне правые на Балканах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 96. ИСБН 9781526117021 . «Албанцы делятся на две подгруппы: южане (тоски, лабы и чамы) и северяне (геги), граница которых образована рекой Шкумбин».
- ^ Креци, Грузия (2002). «Тайное прошлое греко-албанских приграничных территорий. Албанцы-мусульмане-чамы: взгляды на конфликт по поводу исторической ответственности и нынешних прав» . Ethnologia Balkanica (6): 173. «В исторической литературе чамы считаются одним из четырех албанских племен (три других — лабы, тоски и геги)».
- ^ Jump up to: а б с д и Гаврич 2006 , стр. 21, 23.
- ^ Элси, Роберт (19 марта 2010 г.). Исторический словарь Албании . Пугало Пресс. п. 450. ИСБН 978-0-8108-7380-3 .
Территорию тосков поэтически называют Тоскерией.
- ^ Блюми, Иса (12 сентября 2013 г.). Османские беженцы, 1878-1939: Миграция в постимперском мире . А&С Черный. п. 33. ISBN 978-1-4725-1538-4 .
...район южной Албании — Тоскалик...
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гаврич 2006 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , с. 27.
- ^ Канадский обзор исследований национализма: Revue canadienne des études sur le nationalisme, Volume 19 . Университет острова Принца Эдуарда. 1992. с. 206 . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ Канадский обзор исследований национализма: Revue canadienne des études sur le nationalisme, Volume 19 . Университет острова Принца Эдуарда. 1992. с. 207 . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ Арши Пипа (1978). Албанская литература: социальные перспективы . Р. Трофеник. п. 173. ИСБН 978-3-87828-106-1 . Проверено 15 июля 2013 г.
Хотя албанское население Югославии состоит почти исключительно из гегов, албанские писатели там по чисто политическим причинам предпочитают писать на тоске.
- ^ Телос . Телос Пресс. 1989. с. 1 . Проверено 16 июля 2013 г.
Политико-культурная значимость отмены литературного гега с литературным тоском... Албанцы идентифицируют себя с языком...
- ^ Лир, Аарон (1 января 1987 г.). Албания . Дом Челси. п. 52 . ISBN 978-1-55546-166-9 .
...некоторые геги из самых отдаленных районов севера не могут разговаривать с тосками с крайнего юга.
- ^ Лефтен Ставрос Ставрианос (январь 2000 г.). Балканы с 1453 года . Издательство C. Hurst & Co. п. 498. ИСБН 978-1-85065-551-0 . Проверено 17 июля 2013 г.
Религиозные разногласия существовали и до прихода турок. Первоначально все албанцы принадлежали к Восточной Православной Церкви... Затем геги на Севере приняли ее, чтобы лучше противостоять давлению православных сербов.
- ^ Буршье, Джеймс Дэвид (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 01 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 481–487, см. с.
- ^ Рамет, Сабрина П. (1998). Нихил Обстат: Религия, политика и социальные изменения в Центрально-Восточной Европе и России . Издательство Университета Дьюка. п. 202. ИСБН 0-8223-2070-3 .
....чувство истинного разделения между албанцами-католиками и православными абланцами датируется только серединой восемнадцатого века.
- ^ Мерджанова, Инна (21 марта 2013 г.). Новое открытие Уммы: мусульмане на Балканах между национализмом и транснационализмом . Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН 978-0-19-996403-1 .
... Геги - в основном мусульмане-сунниты,..., а тоски - преимущественно бекташи и православные христиане....
- ^ Биберай, Элез (1998). Албания в переходный период: тернистый путь к демократии . Вествью Пресс. п. 16. ISBN 978-0-8133-3502-5 .
Тоски живут на юге Албании и в некоторых частях северной Греции. Поскольку их территории были легко доступны, тоски установили существенные контакты с внешним миром, и в результате иностранное влияние стало более выраженным.
- ^ Роселли, Алессандро (22 августа 2006 г.). Италия и Албания: финансовые отношения в фашистский период . ИБТаурис. п. 1. ISBN 978-1-84511-254-7 .
Народы южнее реки Шкумбин («тоски», более трезвые и утонченные по своей природе) были более открытыми и прогрессивными.
- ^ Минахан, Джеймс (1 января 2000 г.). Одна Европа, много наций: Исторический словарь европейских национальных групп . Издательская группа Гринвуд. п. 29. ISBN 978-0-313-30984-7 .
Геги, составляющие около двух третей от общего числа, реже вступают в браки с неалбанцами, чем тоски.
- ^ Гаврич 2006 , с. 100.
- ^ Кинг, Рассел ; Май, Никола (15 января 2013 г.). Из Албании: от кризисной миграции к социальной интеграции в Италии . Книги Бергана. п. 62. ИСБН 978-0-85745-390-7 .
...Тоски, отказавшиеся к моменту османского завоевания от родоплеменного строя...
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гаврич 2006 , с. 24.
- ^ Лир, Аарон (1 января 1987 г.). Албания . Дом Челси. п. 51 . ISBN 978-1-55546-166-9 .
Почти все албанцы, иммигрировавшие в США в конце 19 — начале 20 веков, были тоскскими крестьянами в поисках лучшей жизни. Многие тоски также иммигрировали в северную Грецию.
- ^ Робин Хэнбери-Тенисон (15 июля 2009 г.). Земля орлов: путешествие по забытой стране Европы . ИБ Таурис. п. 128. ИСБН 978-1-84511-855-6 . Проверено 17 июля 2013 г.
Геги, которых часто называют светловолосыми, выше Тосков, которые более темные и более средиземноморские.
- ^ Лир, Аарон (1 января 1987 г.). Албания . Дом Челси. п. 50 . ISBN 978-1-55546-166-9 .
Тоскцы ниже ростом, имеют более круглые лица и меньшие носы, чем геги.
- ^ Миранда Викерс (2007). Албанский вопрос: перекройка Балкан . ИБТаурис. п. 270. ИСБН 978-1-86064-974-5 . Проверено 17 июля 2013 г.
... Геги говорят на немного другом диалекте языка и часто выше и тоньше тосков, но эти традиционные различия (часто преувеличенные в вульгарной антропологии) были значительно уменьшены перемещением населения в посткоммунистический период.
- ^ Лефтен Ставрос Ставрианос (январь 2000 г.). Балканы с 1453 года . Издательство C. Hurst & Co. п. 497. ИСБН 978-1-85065-551-0 . Проверено 17 июля 2013 г.
Эти различия существовали до появления тюрков. Традиционно существовало разделение между гегами на севере и тосками на юге, причем линией реки Шкумби была линия
- ^ Блюми, Иса (2003). Переосмысление поздней Османской империи: сравнительная социальная и политическая история Албании и Йемена, 1878-1918 гг . Исис Пресс. п. 29. ISBN 978-975-428-242-9 .
Эта дихотомия со временем усилилась, поскольку Тоскс установил прочные интеллектуальные и культурные связи со Стамбулом,...
- ^ Гаврич 2006 , стр. 23, 28.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 46-47.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 25, 35.
- ^ Гаврич 2006 , с. 48.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 48, 60.
- ^ Гаврич 2006 , с. 64.
- ^ Гаврич 2006 , с. 70.
- ^ Гаврич 2006 , с. 138.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 3, 141, 150–151, 169.
- ^ Гаврич 2006 , с. 205.
- ^ Гаврич 2006 , с. 189.
- ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. стр. 190, 201. ISBN. 9781845112875 .
- ^ Фишер, Бернд Юрген (январь 1999 г.). Албания в войне, 1939-1945 гг . Издательство C. Hurst & Co. п. 34. ISBN 978-1-85065-531-2 .
На юге, где проживали тоски, феодальные землевладельцы-мусульмане по-прежнему обращались с обедневшими крестьянами, по существу, как с крепостными.
- ^ Кинг, Рассел ; Май, Никола (15 января 2013 г.). Из Албании: от кризисной миграции к социальной интеграции в Италии . Книги Бергана. п. 33. ISBN 978-0-85745-390-7 .
АКП в значительной степени была создана южными или тоскскими албанцами.
- ^ Миранда Викерс (1999). Албанцы: современная история . ИБТаурис. п. 164. ИСБН 978-1-86064-541-9 .
Победа коммунистов привела к переходу политической власти от гегов к тоскам, и поскольку около трех четвертей членов АКП составляли тоски,
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шугармен, Джейн (1997). Порождающая песня: пение и субъективность на албанских свадьбах в Преспе . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226779720 .