Семья Арианити
Арианит Арианит | |
---|---|
Дворянская семья | |
![]() Герб коминиской ветви Арианити, изображенный в сборнике «Insignia Venetorum nobilium II (BSB Cod.icon. 272)» середины 16 века. | |
Страна | Средневековая Албания |
Текущий регион | Шкумбин Долина , старая дорога Виа Эгнатия , на восток до Битолы. |
Место происхождения | Центральная Албания |
Основан | 11 век |
Члены | |
Сплоченные семьи | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Арианити , были албанской дворянской семьей которая управляла большими территориями Албании и соседних территорий с 11 по 16 века. [ 2 ] Их владения простирались через долину Шкумбин и старую дорогу Виа Эгнатия и доходили на восток до сегодняшней Битолы . [ 3 ]
Имена
[ редактировать ]Первая засвидетельствованная фамилия семьи в различных формах - Ар(и)анити, которая также использовалась как личное имя. [ 4 ] В документах, современных его членам, Аранити является наиболее распространенной формой, от которой произошли почти все топонимы областей их владений, названные в их честь. Арианити , редкая форма от первых определенных документов о семье в конце 13-го и начале 14-го века до исчезновения ее мужской линии в середине 16-го века, стала заметной в произведениях раннего Нового времени и в конечном итоге достигла статуса общей фамилии в исторический дискурс. Этимология фамилии неясна; в конечном итоге оно может произойти от индоевропейского слова arya (благородный), производные от которого можно найти в виде топонимов, демонимов или этнонимов во многих областях, от Западной Европы до Ирана и северной Индии (ср. Areiane , греческое название восточного Ирана). ) или албанское слово are (поле). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Если топонимы в Албании, родственные арья, связаны с семьей Арианити и не происходят от правления семьи над этими территориями, их присутствие как клана можно проследить до конца 9 века в теме Диррахий. Однако ее члены до конца 13 века оспариваются, поскольку фамилия, по-видимому, была принята не связанными друг с другом людьми низкого происхождения после того, как они пришли к власти. Одна теория связывает эту фамилию с иллирийским племенем аринистов/армистов, которое жило вокруг Диррахия в эллинистическую и римскую эпоху. [ 4 ]
Вторичной фамилией, используемой семьей Арианити с 14 века, была фамилия Комнини , которая происходит от византийского императорского дома Комнин . Первый из членов семьи, родивший ребенка, возможно, был женат на женщине-потомке Голема Круи и мог быть связан с принцепсом Комнини Бударески , который жил около 1300 года в центральной Албании, хотя любая связь с каким-либо членом не может быть подтверждена, поскольку все арианиты использовали К середине-концу 14 века Комнины как вторую фамилию как средство для укрепления своего дворянского статуса и территориальных претензий. [ 7 ]
Фамилия Шпата появляется в латинских источниках конца 14 — начала 15 веков в отношении Комина Спаты , которым, возможно, мог быть Комнен Арианити, отец Гьерджа Арианити , который также упоминался в современных документах как Аранит Спата . Неясно, приняли ли арианиты его в результате смешанных браков с семьей Шпата из центральной Албании или как топоним, происходящий из региона Шпат , которым они владели в средние века. Если теория смешанных браков верна, то принятие фамилии должно было произойти в 14 веке. [ 8 ]
Големи Некоторые члены семьи Арианити использовали в качестве прозвища. Впервые он появляется в документе 1452 года канцелярии Альфонсо V Арагонского , где Гьердж Арианити упоминается как Аранит Колем де Албания , а Марин Барлети упоминает его как Арианит Топия Големус . Само слово может происходить от славянского голема (великий) или как искажение имени Гулиельм (албанский вариант Уильяма ). Попытки связать его с Големом Круджи или личностями по имени Гулиэльм Арианити безрезультатны, поскольку архивных свидетельств не существует. [ 9 ]
История
[ редактировать ]

Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Давид Арианити обычно считается первым членом клана Арианити, который засвидетельствован в исторических документах, хотя связь с семьей Арианити конца 13 века не может быть подтверждена из-за отсутствия источников. [ 3 ] [ 5 ] [ 10 ] Как засвидетельствовано в трудах Георгия Кедреноса , в период 1001–1018 годов он служил императору Василию II в качестве стратега Фессалоники Скопье , а стратега позднее византийскому . Давид-арианиты воевали против болгар в Струмице , Скопье и районе Скрапара . Константин Арианит, сын или близкий родственник, также упоминается в 1049-1050 годах как находившийся на военной службе Византийской империи против печенегов . [ 10 ] Другие представители 11-го и 12-го веков могут включать Йоханнеса Карианику, упомянутого Вильгельмом Тирским .
Первым бесспорным членом семьи как себастос является Алексиус Арианити, упомянутый в 1274 году в соглашении между Карлом I Неаполитанским и некоторыми албанскими дворянами, присягнувшими на верность Королевству Албании . [ 11 ] Фамилия Арианити также упоминалась в других документах 14 века: в 1304 году в двух документах, один от Филиппа I, принца Таранто , а другой от Карла II Неаполитанского , между несколькими именами албанских дворянских семей, которым были признаны ранее принадлежавшие привилегии, включают имя семьи Арианити. В письме 1319 года, которое Папа Иоанн XXII имя протолегатора Гулиельма Арианити ( Guillermo Aranite protholegaturo направил некоторым албанским дворянам, включено ). В эпитафии Гллавеницы , вышитой в 1373 году, задокументировано имя вышивальщицы Георгия Арианити. [ 3 ]
Не обязательно все люди Арианити, упомянутые в различных источниках 11-14 веков, принадлежат к одному генеалогическому древу, однако на основании них можно с уверенностью предположить, что семья Арианити была важной дворянской семьей средневековой Центральной Албании. Важность такой семьи проистекала из владения и контроля над важными участками Королевской дороги ( Виа Эгнатия ), по которой обслуживались многочисленные конвои, торгующие зерном, солью и другими продуктами. Семья Арианити, должно быть, сотрудничала с Павлом Куртиком, чьи владения находились в среднем течении провинции Шкумбин, и с жупаном Андреа Гропа , правителем города Охрид . Доминирующее положение крепости Охрид на всей территории очень богатого озера с высококачественной рыбой сделало его владения средоточием политических и военных действий богов близлежащих территорий. [ 3 ]
Политическая деятельность Арианити лучше отражена в документах XV века, когда в результате османских завоеваний они потеряли богатые восточные регионы своих владений и начали проводить более активную и агрессивную внешнюю политику, особенно с 1430 года, когда Гьердж Арианити одержал серию побед над османами. армии. [ 3 ]
Члены семьи Арианити несколько раз упоминаются по фамилии наряду с другими фамилиями, включая Комнини, Комненович, Големи, Топия, Шпата и Черменика, а также дворянскими титулами. Унаследованные титулы и другие имена свидетельствуют о том, что Арианити установили родственные связи с другими знатными родами, в том числе Византийской империи, на что указывает фамилия Комнини/ Комненос . Семья Арианити также имела свой герб и другие геральдические знаки. Эмблема двуглавого орла присутствовала на их геральдических символах. Документ показывает, что Гьердж Арианити заказал дизайн своего флага в Рагузе . [ 3 ]
Генеалогическое древо Арианити невозможно построить точно, начиная с самых ранних периодов, когда они впервые упоминаются. По словам Марина Барлети и Гьона Музаки, отцом Гьерджа Арианити был Комнен Арианити . Комнен Арианити был женат на дочери Николле Захарии Сакати, правителя Будвы . У Комнен Арианити было три сына ( Гьердж , Музака и Владан) и одна дочь, вышедшая замуж за Пала Дукаджини . [ 3 ]
У Музаки Арианити был один сын, Моиси Арианити , воин, сражавшийся с Османской империей на линии Скандербега . Моиси Арианити прежде всего известен как Моиси Големи. Моиси Големи женился на Занфине Музаке, первой жене Музаки Топии. Музака Топия после женитьбы на Занфине Музака женился на сестре Скандербега и старшей дочери Гьона Кастриоти , Марии Кастриоти. [ 3 ]
Младший брат Гьерга Арианити, Владан, женился на дочери Гьона Кастриоти , Ангелине, задолго до того, как Скандербег появился на вершине албанской войны против Османской империи. Их сын Музака (описанный как Музака Ангелины , чтобы отличить его от своего дяди) участвовал в создании Лиги Леже в 1444 году. [ 3 ] После того, как семья Арианити вместе с семьей Дукаджини покинула Лежскую лигу в 1450 году, члены семьи Дукаджини заключили мир с Османской империей и начали свои действия против Скандербега. [ 12 ] Похоже, Скандербегу удалось сохранить семью Арианити рядом с собой, женившись на Донике (Андронике [ 13 ] ) Арианити, дочь Гьерга Арианити , в апреле 1451 года. [ 12 ]
Политическая и военная деятельность великого сына Комнена Арианити, Гьерга, придала албанской дворянской фамилии Арианити особый вес в политической жизни Албании. [ 3 ]
Гьердж Арианити женился на Марии Музаке, от которой у него было восемь дочерей. Ее смерть заставила его жениться на итальянской дворянке Деспине (или Петрине) Франконе, дочери губернатора Лечче в Сицилийском королевстве . У них было три сына (Фома, Костадин и Арианит) и дочь. [ 3 ]
Владения семьи Арианити со временем менялись, расширяясь и сокращаясь, но в целом Арианити занимали особое положение в экономической и политической жизни Албании, а также во взаимоотношениях с различными регионами страны и их политическими силами. Доказательством этого являются несколько браков потомков Арианити с семьями Кастриоти и Музака , а также с Дукаджини , а также с сербским деспотом Стефаном Бранковичем , который женился на дочери Гьерга Арианити, Ангелине Арианит Комнени, впоследствии святой Ангелине Сербской . [ 3 ]
Восточное продолжение государства Гьердж-Арианити включало Манастир и Флорину , а также большую часть территорий вокруг Охридского озера , откуда был получен большой доход от рыболовства и экспорта рыбы. Арианити также владели замком Сопотница (Светиград), позже названным османами Демиром Хисаром . [ 3 ]
После первоначального сопротивления османам они стали одной из благородных семей, таких как Зенебиши и Музака , которые были обращены в ислам и назначены на должности в османской военной и феодальной иерархии. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нельсон Х. Минних, «Алексиос Селаден: ученик Виссариона в Италии эпохи Возрождения», Исторические размышления / Réflexions Historiques Vol 15, № 1 (1988) с. 53
- ^ Фишта и др. 2005 , с. 402
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Анамали 2002 , стр. 255–7
- ^ Jump up to: а б с Шутерици 2012 , стр. 20–9
- ^ Jump up to: а б Шрамм 1994 г.
- ^ Полемис 1968 , с. 103
- ^ Шутерици 2012 , стр. 29–37
- ^ Шутерици 2012 , стр. 44–48
- ^ Шутерици 2012 , стр. 38–42
- ^ Jump up to: а б Шутерици 2012 , стр. 50–1
- ^ Шутерици 2012 , стр. 51–53
- ^ Jump up to: а б Фрашери 1964 , с. 78
- ^ Шмитт Оливер Йенс, Skandermbeg et les sultans, турецкий, 43 (2011) стр. 71.
- ^ Шмитт, Оливер Йенс (2010). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе (на немецком языке). Питер Лэнг. п. 56. ИСБН 978-3-631-60295-9 .
Члены семей Музаки, Арианити и Зенебиши, принявшие мусульманство и ранее участвовавшие в оборонительной битве против турок, были интегрированы в военную вотчину и получили должности в...
Источники
[ редактировать ]- Бабингер, Франц (1960). Конец арианитов (на немецком языке). Мюнхен: Баварская академия наук. OCLC 876478494 .
- Фрашери, Кристо (1964). История Албании: краткий обзор . Албания: Тирана. ОСЛК 230172517 . Проверено 23 января 2012 г.
- Анамали, Скендер (2002). История албанского народа в четырех томах (на албанском языке). Том. I. Публикации Тоэны. OCLC 52411919 .
- Харрис, Джонатан (2013), «Деспоты, императоры и балканская идентичность в изгнании», Sixteenth Century Journal 44, стр. 643–61.
- Шутерики, Димитер (2012). Зана Прела (ред.). Араниты: История — Генеалогия — Владения . Тоэна. ISBN 978-99943-1-729-5 .
- Шрамм, Готфрид (1994). Начало албанского христианства: раннее обращение Бессена и его длительные последствия . Ромбах. ISBN 9783793090830 . Проверено 30 августа 2012 г.
Да, семье Арбанитов, по-видимому, и раньше удавалось подняться до императорской аристократии, если имя семьи Арианитаи справедливо предполагало ее албанское происхождение. Патрикий Давид Арианитес увидел себя...
- Полемида, Деметриос И. (1968). Дукай: вклад в византийскую просопографию . Лондон, Великобритания: The Athlone Press. п. 103.
- Фишта, Гьерг; Элси, Роберт; Мэти-Хек, Дженис; Центр албанских исследований (Лондон, Англия) (2005 г.). Горная лютня: (Lahuta e Malcís): албанский национальный эпос . ИБТаурис. ISBN 978-1-84511-118-2 . Проверено 9 декабря 2010 г.