Плани (племя)
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Плани — историческое албанское племя ( фис ) и регион в Пульте на севере Албании . Племя Плани не является традиционным фисом в смысле сообщества, претендующего на отцовское происхождение от одного общего предка; скорее, он полифилетичен. В период Османской империи он составлял единый байрак (военно-административную единицу).
География
[ редактировать ]Территория племени Плани соответствует горному региону Пульт в округе Шкодер и расположена в верхнем конце долины реки Кир. Он граничит с Шалой на востоке, Бога на севере, Шкрели на западе и Кири и Джани на юге. Основными поселениями Плани являются деревни План, Мегулла и Гьюрай-Бокс. [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Несмотря на то, что племя Плани состоит из одного байрака, оно считается конгломератом четырех разных албанских популяций; один из племени Кельменди , один из Мертури , один из региона Мальзи и один из коренного населения анас . Плани в Гьюрадже и часть Мегуллы происходят из кельменди из деревни Сельце , плани в Тане - из Мертури, те, что в Гинадже, прибыли из Мальзи, а население племени анас - это бокши/боксы. Плани Бокша поселились в этом регионе до османского завоевания Албании , но, как говорят, они были группой, ответственной за падение замка Бокш ( Каладжа э Бокшит ), раскрыв осаждающим местонахождение источника воды в замке. Османы. [ 2 ] [ 3 ]
Согласно местным устным традициям, многие братства Плани ведут свое происхождение от человека из Бокси, который взял невесту из Малезии (возможно, Кельменди). У пары было трое сыновей; Пренди , Гьюри и Манга . В результате трое братьев создали свои собственные семьи и расширились, основав поселения и братства Прендреядж , Гьюрай и Мегулла . Тани ведут свою родословную по отцовской линии от некоего Гджина Бериши из Мертури и, согласно легенде, получили свое название от растения кизила ( танэ по-албански), под которым один из их предков нашел убежище во время своей первой ночи в Плани. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Коренные Бокси (альтернативно, Бокса , Бакси ) засвидетельствованы в венецианском кадастре 1416-17 годов для Скутари и его окрестностей как албанская племенная община, распространившаяся по ряду поселений на севере Албании. Некий Пали Бокса засвидетельствован в соседнем поселении Биштржолла в районе Рьёлли , а в Подгоре Николла Бакси записан как проноар деревни вместе со своими братьями и другими людьми, включая членов племени Хоти . [ 5 ]
В более позднем оттоманском правлении 1485 года для Санджака Скутари Плани появляется как поселение Бланда в нахии Петришпан-или с 21 домохозяйством, производившим 1500 дукатов в год. Регистр свидетельствует о преобладании албанских личных имен (например, Мали , Гьерджи , Гьони ), а также идентифицирует ветвь племени Прекали в деревне, в которой некий Гьон, сын Прекали записан . Также становится ясно, что Плани еще не был полностью сформированной племенной территорией, поскольку Мегулла ( Дугул ) зарегистрирована как отдельная община в регионе с 5 домохозяйствами, которые производили всего 500 дукатов в год. [ 6 ]
Позже Плани упоминается как Вилла Плани в 1628 году и как Планти в 1671 году. В 1671–1672 годах Пьетро Стефано Гаспари (апостольский посетитель) задокументировал, что в деревне Плани было 52 дома и 312 жителей. В первой половине XIX века французский консул Гиацинт Хеккар сообщал, что племя Плани состояло из 180 домов с 1135 жителями. В 1918 году австро-венгерская перепись населения зафиксировала, что у племени Плани было 171 домохозяйство с 980 жителями. Во время конфликта с Черногорией знаменосец Плани был убит, а флаг Плани был захвачен воином из Гимая в Шале - это пристыдило Плани, поскольку их флаг находился во владении семьи в Гимае. [ 7 ]
Религия
[ редактировать ]Исторически племя Плани было в основном католиком с мусульманским меньшинством. Святой Антоний Аббат ( Шна Нду , Шноу ) является покровителем католиков Плани, его праздник приходится на 16-17 января. Католический приход Плани датируется 1839 годом. В 17 веке в Плани существовала каменная церковь, посвященная Шна Нду - эта церковь также обслуживала деревни Букемира и Дайча, у которых не было собственной церкви. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 99. ИСБН 9780857725868 .
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 100–101. ISBN 9780857725868 .
- ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. п. 335.
- ^ Страгу, Ндуе. «Племя Плана открыло эпоху в Дукаджине!» . Патриотическая ассоциация Дукаджини . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Зампути, Инджак (1977). Реестр кадастров и концессий Шкодерского уезда 1416-1417 гг . Академия наук Албании. стр. 48, 59.
- ^ Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. п. 150.
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 99–101. ISBN 9780857725868 .
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 100. ИСБН 9780857725868 .