Шала (племя)
42 ° 19' с.ш., 19 ° 47' в.д. / 42,317 ° с.ш., 19,783 ° в.д.
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Шала — историческое племя и регион северной Албании в долине реки Шале , в высокогорье Дукаджин . В конце 19 века племя было католическим и имело ок. 3000 членов и 700 семей
Этимология
[ редактировать ]Этимология Шалы неясна. Это слово было связано с албанским термином шале (синэ), обозначающим засушливую или неплодородную землю, однако эта этимология кажется маловероятной, учитывая, что долина Шала - один из немногих регионов в Албанских Альпах, пригодных для сельского хозяйства. [ 1 ] Народная традиция связывает название их племени со словом шале («седло»), отсылкой к легенде, в которой предку шалы его братья дали седло, когда они уходили друг от друга. [ 2 ]
География
[ редактировать ]
Племенной регион расположен на севере Албании, в долине реки Шале, к северу от Дрина и к югу от Тета , в высокогорье Дукаджин. [ 3 ] Шалу можно разделить на два основных сектора: Верхняя Шала и Нижняя Шала. Верхнюю Шалу занимает деревня Тет, которая при османах составляла собственную военно-административную единицу ( байрак ). Тет состоит из 10 кварталов или кварталов ( мехалле или лагдже ): Окол , Никджонай , Гьелай , Гьечай , Ндреай , Улай , Колай , Грунас , Стакай и Нен Ррет . Ндерлисай , расположенный на юге, является продолжением Тети, как и Ррогам, расположенный в долине Валбона на другой стороне перевала Валбона . Верхняя Шала является домом для некоторых из самых высоких вершин Албании, в том числе Майя Езерце . [ 4 ]
Нижняя Шала характеризуется более широкими и пологими склонами и рельефом, чем ее северный аналог. Регион состоит из нескольких деревень, которые простираются на отдельные кварталы: Гимай , Нен-Маврик (также Дакай ), Лекай , Абат , Никай , Печай , Брег Луми , Лотай и Вуксанай , включая Боба . Под властью Османской империи Нижняя Шала будет поддерживать как минимум четыре отдельных байрака: Печай , Лотадж , Лекай и Гимай.
С последнего десятилетия 17 века регион Косово и северо-западной Македонии был заселен семьями, принадлежащими к албанским племенам. Самая интенсивная фаза этой миграции пришлась на период с середины 18 века до 1840-х годов. Это привело к разделению многих племен, включая Шалу. [ 5 ]
Сегодня в Косово шала сконцентрированы в основном вокруг Вуштри , Митровицы и Трепчи в холмистой местности, известной как Шала-э-Байгора, причем Байгора является крупнейшим из их 37 поселений. Они разделены на четыре клана или влазни (братьев): Гима, Печи, Малети (родственные Лотадж в собственно Албании) и Лопчи. Также большое количество шала проживает в Пеже (Рашик, Раушик и деревня Локше), в Иснике, Ллуке и Эперме и Стрелче в Улете возле Дечана , в Клине , в Копилике возле Дреницы , в Ракоше и Цитаке возле Истога. [ 6 ] С 18 века в селе Исник близ Декана проживало племя Шала. Шала в Иснике была основана Леком Вукой и тремя его сыновьями: Ником, Преком и Вуком. С того времени численность потомков Шалы увеличилась, и сегодня они насчитывают почти 500 домов внутри и за пределами деревни. [ 7 ] Оттуда некоторые семьи поселились в Томце, Ллуге и Трубухоце возле Истога и Болетине возле Митровицы. [ 8 ]
Происхождение
[ редактировать ]На основе архивных исследований и изучения местных устных преданий и легенд, связанных с основанием шала как племени, можно сделать вывод, что они прибыли как часть более широкого переселения населения и перераспределения народов, произошедшего после османских завоеваний албано- говорящие территории в 15 веке. [ 9 ]
Ядро шалафитов ведет свое происхождение от общего предка по отцовской линии, о котором существует ряд устных традиций. По одной из легенд, предком Шалы был один из трёх братьев родом из области Паштрик на границе северо-восточной Албании и юго-западного Косово. Когда они расходились друг от друга, брату, от которого произойдет Шала, было дано седло ( шалэ ), второму решето ( шошэ ), а третий брат не получил подарка и ушел, прощаясь с братьями; Мире Дита на албанском языке. Таким образом, шала были названы в честь седла, которое их предку подарили братья. Второй брат пришел основать , Шошифис а третий основал Мирдиту , оба расположены к югу от Шалы. [ 10 ] В другой традиции предком Шалы назван Зог Дити , сын Дита Мурри и внук Мурра Деди . Точно так же в этой традиции Шала выступают как родственники по отцовской линии с Шоши и Мирдита, образованные братьями Зога Марком и Мир Дити . [ 11 ]
Другая история основания, действие которой происходит позже, после ухода Зога Дити от своих братьев, повествует о том, что сыновья предка Пепа Влади, жившего в Широке , поссорились со своим отцом, поскольку он в старости взял любовницу и у них родился ребенок. ее вне брака. В конце концов сыновья оставили своего отца и сводного брата и поселились в долине Шала. Первым поселением, которое они основали, был Кодер-э-Танес . С последующими поколениями Шала расширилась. Первыми отделившимися братствами были Печникаджи , которые поселились в Гурра-э-Абатите и изгнали местное племя анас -копрати из Лекайша и коксхобати из Абата . Затем ветвь Печникаджа обосновалась в Гурра-э-Никайве , вытеснив Боби и изгнав Гжоба. Затем Шала расширится до Печажа и изгонит Агрини со своих земель. Вслед за этим племя Шала распространилось по всей долине и полностью вытеснило местные племена Маврики , Шдервелла, Гапжелла, Шушелла, Мурдати, Дешкай, Мачки, Гьокаюши и Декаюши. Родной Боби и Лопчи , однако, сохранили часть своих земель и не были полностью изгнаны. Традиция утверждает, что шала прибыли в 17 веке, однако их свидетельство 1485 года опровергает это. [ 10 ]
Альтернативная история, записанная в 20-м веке, утверждала, что Шала была сформирована из четырех братьев, сыновей Ники : Печа , Деде , Лота и Леке Ники . Печникаи Вуксанай и были первыми, кто отделился и в конечном итоге разделился между Печаем и Никаем , которые, в свою очередь, основали Дочай , Пьолли , Сиперм , Вуксанай и Поштем (разделенные между Вуксанай и Бичай ), Хасанай и Сиперм , Хасанай и Поштем , Папникадж , Марникадж , Мекшай , Куке , Дакадж (включая Нен Маврик из Маврики), Абати (состоящий из Метушая и Лотаджа ), а у подножья Абати были найдены более старые Лопчи. Вторыми ответвленными были Дедникаи , основавшие Тети и ее пристройки. Третьим был Лотай , который разделился на Колмаркай , Ватгьечай , Гьечай , Биноши и Трою . Последним братством, которое раскололось, было Лекадж , которое разделилось между Муси , Ррети , Пакаджем , Гуррой и Кетой . [ 12 ]
Гимадж, расположенный в Нижней Шале, считается отдельным фисом от остальной части Шалы, несмотря на их тесные связи и общую историю. Они разделены между Бучватаем , Достанишаем , Гагу , Гьелватаем , Капрежей , Марватаем , Никлекаем , Никушаем , Преклекаем , Джафераджем , Камаем , Кодером Лимаем , Ррогамом , Радое и Пьешуллаем . [ 13 ] Некоторые устные традиции предполагают, что между Гимаджем и Шалой существует отдаленное родство с потенциальным общим предком в лице Мурра Деди. Легенды самих Гимаев утверждают, что их предком по отцовской линии был Гим Гьечи , который был сыном Гьеча Гджини и внуком Гджина Влади , брата Пепа Влади, прародителя Шалы. В некоторых рассказах фигура Гджина Влади появляется как Деде Влади , а его сын - как Гьеч Деда . Родословная цепь по Гимадж такова (от сына к отцу): Гим Гьечи , Гьеч Гджини (или Деда ), Гджин (или Дедэ ) Влади , Влад Стала , Сталь Бенгу , Бенг Зогу , Зог Широка , Широк Гджини , Гджин Мурри.
Исторические свидетельства и записанные устные традиции позволяют предположить, что племя Шала заселило долину Шала, по крайней мере, с 15 века и сформировалось как сообщество в 17 веке после ряда экспансий, в ходе которых фисы изгнали или поглотили местные общины, разбросанные по долине. В обоих османских регистрах 1485 и 1529–1536 годов шала занимали меньшее количество домохозяйств, чем местные общины долины Шала, что позволяет предположить, что они еще не полностью доминировали на территории. Однако в 1671 году шала стали доминирующей общиной в регионе, и рядом с ними остались только боби. [ 13 ]
История
[ редактировать ]Османский период
[ редактировать ]Шала впервые упоминается в османском дефтере 1485 года для санджака Скутари . В этом реестре Шала фигурирует как поселение в нахии Петришпан-или, расположенное примерно между поселениями Маврик и Поп (Боби). Всего в деревне было 11 дворов, производивших 550 дукатов в год. Зафиксированные антропонимы в подавляющем большинстве носят албанский и христианский характер, включая такие личные имена, как Гьон , Гджин , Мальсори некий Андрия, сын Прекали из Прекали . и т. д. Среди жителей записан [ 14 ]
В поздний османский период племя Шала было исключительно католическим и было известным албанским племенем. Племя Шала утверждало, что у него было четыре баджрактара (вождя). [ 15 ] Для шала процесс виновности в крови из-за кровной мести ограничивался мужчинами из семьи, которая считалась честной добычей. [ 16 ]
После младотурецкой революции (1908 г.) и последующего восстановления османской конституции племя шала дало беса (клятву) поддержать документ и прекратить кровную месть с другими племенами до 6 ноября. [ 17 ]
В 1910 году вместе с некоторыми другими албанскими племенами шала присоединились к албанскому восстанию 1910 года , и борьба между ними против османских войск Шевкета Тургут-паши, пытавшихся достичь Шкодера, была ожесточенной. [ 18 ] [ 19 ]
Во время албанского восстания 1911 года 23 июня албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и разработали Греческий меморандум, требующий социально-политических и языковых прав албанцев, двое из подписавших которого были выходцами из Шалы. В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахие Шала и выплатить заработную плату назначенным им учителям. [ 20 ]
Независимая Албания
[ редактировать ]В 1913 году племя Шала сражалось вместе с черногорскими войсками во время осады Скутари , но перешло на другую сторону после того, как черногорцы попытались их разоружить при захвате города. [ 21 ]
В 1918 году австро-венгерская перепись зафиксировала 431 домохозяйство и 2512 жителей, населявших поселения и окрестности Абат, Лекай, Лотай, Немаврик, Никай, Печай и Тет. [ 22 ]
В 1926 году племена Шала и Шоши вновь подняли восстание, но это восстание было подавлено жандармами во главе с Мухарремом Баджрактари и бойцами из Дибры и Мата. [ 23 ] После Второй мировой войны коммунисты вынудили националистические силы Албании отступить в Шалу, которую они контролировали на протяжении 1945 и 1946 годов. [ 24 ]
Экономика
[ редактировать ]
Члены племени Шала были очень искусны в ирригации . [ 25 ] Бранислав Нушич записал, что шала было самым бедным племенем Албании, за небольшим исключением, составлявшим около 400 семей, которые жили в деревне Исник, недалеко от Дечана . [ 26 ]
Религия
[ редактировать ]Покровителем Шалы является святой Иоанн Богослов , праздник которого отмечается 27 декабря. [ 27 ]
Религия племени была католической, а в конце 19 века в племени насчитывалось около 3000 членов. [ 28 ] Потомки этого племени, проживающего сегодня в Косово, являются мусульманами. [ 29 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Иса Болетини - албанский революционер и националист
- Ндок Гьелоши — албанский офицер
- Мехмет Шпенди - партизан
- Рамиз Садику — албанско-югославский коммунист
- Дрилон Шала (1987 г.р.), косовско-финский футболист
- Эндрит Шала (1981 г.р.), косовский политик
- Херолинд Шала (1992 г.р.), косовско-норвежский футболист, уроженец Албании
- Клодиана Шала (1979 г.р.), албанская спортсменка
- Куйтим Шала (1964 г.р.), косоварский хорватский футболист
- Андис Шала (1988 г.р.), косовско-немецкий футболист, уроженец Албании, сын Куйтима
- Рият Шала (1983 г.р.), косовско-швейцарский футболист
- Шкельзен Шала (1983 г.р.), албанский предприниматель и активист веганства
Галерея
[ редактировать ]-
Молодые воины Шалы, Кел Маруби , ок. 1900–1915.
-
«Человек из Шалы», Пьетро Маруби , ок. 1900.
-
Исполнитель албанской эпической поэзии ( лахутар ) в Шале.
См. также
[ редактировать ]- Муниципалитет Шале, на территории которого проживает племя
- Шала (фамилия)
- Племена Албании
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 117.
- ^ Ли, Уэйн; Любин, Мэтью и Ндрека, Эдуард (31 декабря 2013 г.) [1-й паб. 2013]. «Глава четвертая: Архивные исторические исследования». В Галатах, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн и Тафилика, Замир (ред.). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. п. 56.
- ^ Элси 2003 , с. 411: «Северное албанское племя и традиционный племенной регион. Регион Шала расположен в районе Дукаджини к северу от реки Дрин в округе Шкодра, в основном в долине реки Шала к югу от Тета».
- ^ Галати, Майкл (31 декабря 2013 г.). «Глава третья: Экологический контекст». В Галатах, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (ред.). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. п. 32.
- ^ Касер 2012 , с. 124.
- ^ Elsie2 2015 , стр. 120.
- ^ ЗА КАМЕННЫМИ СТЕНАМИ - Европейская инициатива стабильности | ЭСИ
- ^ Семья Исы Болетини родом из Исники-и-Дечан - MA.sc.Shkodran Имерай
- ^ Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 56.
- ^ Elsie3 2015 , стр. 120.
- ^ Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 55.
- ^ Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. стр. 32, 33, 149.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 31–32.
- ^ Гаврич 2006 , с. 33.
- ^ Гаврич 2006 , с. 159.
- ^ Миодраг Марович (1 января 1995 г.). Балканский джокер: Албания и албанцы: историческая хроника зарождения и развития албанского вопроса . Культурный центр. п. 181 . Проверено 26 июля 2013 г.
Ее ждали горные племена Малисори, Гаши, Красничи и Шалье.
- ^ Гаврич 2006 , с. 178.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 186–187.
- ^ Арман Леон барон фон Арденн; Ганс Фердинанд Гельмольт. Das Buch vom Grossen Krieg . Союз Deutsche Verlagsgesellschaft. п. 238 . Проверено 3 июня 2013 г.
При взятии Шкодры к черногорцам присоединилось албанское племя Шаля, которое, однако, позже они начали разоружать. Это оскорбило шалянцев и спровоцировало мятежи и действия против черногорских частей и экипажей.
- ^ Элси4 2015 , с. 119.
- ^ Джейсон Томес (26 сентября 2003 г.). Король Зог: самодельный монарх Албании . Саттон. п. 95. ИСБН 978-0-7509-3077-2 .
- ^ Вестник Сербского историко-культурного общества «Негош» (на сербском языке). Негош. 1996 г. до н.э. 12 . Проверено 25 июля 2013 г.
Из-за сильных коммунистических сил албанским националистам пришлось отступить к племени Шала. Это племя оставалось в их руках на протяжении 1945 и 1946 годов.
- ^ Вестник Этнографического музея в Белграде . Музей. 1937 г. до н.э. 167 . Проверено 4 июня 2013 г.
Посланники были очень искусны в переноске воды.
- ^ Бранислав Нушич (1966). Собрание сочинений . НИП «Ежик». п. 242 . Проверено 4 июня 2013 г.
Шальяни — самое бедное племя во всей Арбании, из которого четыреста домов шаляни, населяющие деревню Истиниче близ Дечана, вряд ли являются исключением с точки зрения богатства.
- ^ Elsie5 2015 , с. 119.
- ^ Элси 2003 , с. 411: «Племя Шала, в основном католики, в конце 19 века имело население более 3000 человек».
- ^ Elsie6 2015 , стр. 119–120.
Библиография
[ редактировать ]- Элси, Роберт (2003). Исторический словарь Албании . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-7380-3 .
- Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85772-586-8 .
- Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. ISBN 978-1931745710 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781845112875 .
- Казер, Карл (2012). Домохозяйство и семья на Балканах: два десятилетия исторических исследований семьи в Университете Граца . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-643-50406-7 .