Jump to content

Шала (племя)

Координаты : 42 ° 19' с.ш., 19 ° 47' в.д.  /  42,317 ° с.ш., 19,783 ° в.д.  / 42,317; 19 783

42 ° 19' с.ш., 19 ° 47' в.д.  /  42,317 ° с.ш., 19,783 ° в.д.  / 42,317; 19 783

Шала историческое племя и регион северной Албании в долине реки Шале , в высокогорье Дукаджин . В конце 19 века племя было католическим и имело ок. 3000 членов и 700 семей

Этимология

[ редактировать ]

Этимология Шалы неясна. Это слово было связано с албанским термином шале (синэ), обозначающим засушливую или неплодородную землю, однако эта этимология кажется маловероятной, учитывая, что долина Шала - один из немногих регионов в Албанских Альпах, пригодных для сельского хозяйства. [ 1 ] Народная традиция связывает название их племени со словом шале («седло»), отсылкой к легенде, в которой предку шалы его братья дали седло, когда они уходили друг от друга. [ 2 ]

География

[ редактировать ]
Долина Шала

Племенной регион расположен на севере Албании, в долине реки Шале, к северу от Дрина и к югу от Тета , в высокогорье Дукаджин. [ 3 ] Шалу можно разделить на два основных сектора: Верхняя Шала и Нижняя Шала. Верхнюю Шалу занимает деревня Тет, которая при османах составляла собственную военно-административную единицу ( байрак ). Тет состоит из 10 кварталов или кварталов ( мехалле или лагдже ): Окол , Никджонай , Гьелай , Гьечай , Ндреай , Улай , Колай , Грунас , Стакай и Нен Ррет . Ндерлисай , расположенный на юге, является продолжением Тети, как и Ррогам, расположенный в долине Валбона на другой стороне перевала Валбона . Верхняя Шала является домом для некоторых из самых высоких вершин Албании, в том числе Майя Езерце . [ 4 ]

Нижняя Шала характеризуется более широкими и пологими склонами и рельефом, чем ее северный аналог. Регион состоит из нескольких деревень, которые простираются на отдельные кварталы: Гимай , Нен-Маврик (также Дакай ), Лекай , Абат , Никай , Печай , Брег Луми , Лотай и Вуксанай , включая Боба . Под властью Османской империи Нижняя Шала будет поддерживать как минимум четыре отдельных байрака: Печай , Лотадж , Лекай и Гимай.

С последнего десятилетия 17 века регион Косово и северо-западной Македонии был заселен семьями, принадлежащими к албанским племенам. Самая интенсивная фаза этой миграции пришлась на период с середины 18 века до 1840-х годов. Это привело к разделению многих племен, включая Шалу. [ 5 ]

Седло Байгора

Сегодня в Косово шала сконцентрированы в основном вокруг Вуштри , Митровицы и Трепчи в холмистой местности, известной как Шала-э-Байгора, причем Байгора является крупнейшим из их 37 поселений. Они разделены на четыре клана или влазни (братьев): Гима, Печи, Малети (родственные Лотадж в собственно Албании) и Лопчи. Также большое количество шала проживает в Пеже (Рашик, Раушик и деревня Локше), в Иснике, Ллуке и Эперме и Стрелче в Улете возле Дечана , в Клине , в Копилике возле Дреницы , в Ракоше и Цитаке возле Истога. [ 6 ] С 18 века в селе Исник близ Декана проживало племя Шала. Шала в Иснике была основана Леком Вукой и тремя его сыновьями: Ником, Преком и Вуком. С того времени численность потомков Шалы увеличилась, и сегодня они насчитывают почти 500 домов внутри и за пределами деревни. [ 7 ] Оттуда некоторые семьи поселились в Томце, Ллуге и Трубухоце возле Истога и Болетине возле Митровицы. [ 8 ]

Происхождение

[ редактировать ]

На основе архивных исследований и изучения местных устных преданий и легенд, связанных с основанием шала как племени, можно сделать вывод, что они прибыли как часть более широкого переселения населения и перераспределения народов, произошедшего после османских завоеваний албано- говорящие территории в 15 веке. [ 9 ]

Ядро шалафитов ведет свое происхождение от общего предка по отцовской линии, о котором существует ряд устных традиций. По одной из легенд, предком Шалы был один из трёх братьев родом из области Паштрик на границе северо-восточной Албании и юго-западного Косово. Когда они расходились друг от друга, брату, от которого произойдет Шала, было дано седло ( шалэ ), второму решето ( шошэ ), а третий брат не получил подарка и ушел, прощаясь с братьями; Мире Дита на албанском языке. Таким образом, шала были названы в честь седла, которое их предку подарили братья. Второй брат пришел основать , Шошифис а третий основал Мирдиту , оба расположены к югу от Шалы. [ 10 ] В другой традиции предком Шалы назван Зог Дити , сын Дита Мурри и внук Мурра Деди . Точно так же в этой традиции Шала выступают как родственники по отцовской линии с Шоши и Мирдита, образованные братьями Зога Марком и Мир Дити . [ 11 ]

Другая история основания, действие которой происходит позже, после ухода Зога Дити от своих братьев, повествует о том, что сыновья предка Пепа Влади, жившего в Широке , поссорились со своим отцом, поскольку он в старости взял любовницу и у них родился ребенок. ее вне брака. В конце концов сыновья оставили своего отца и сводного брата и поселились в долине Шала. Первым поселением, которое они основали, был Кодер-э-Танес . С последующими поколениями Шала расширилась. Первыми отделившимися братствами были Печникаджи , которые поселились в Гурра-э-Абатите и изгнали местное племя анас -копрати из Лекайша и коксхобати из Абата . Затем ветвь Печникаджа обосновалась в Гурра-э-Никайве , вытеснив Боби и изгнав Гжоба. Затем Шала расширится до Печажа и изгонит Агрини со своих земель. Вслед за этим племя Шала распространилось по всей долине и полностью вытеснило местные племена Маврики , Шдервелла, Гапжелла, Шушелла, Мурдати, Дешкай, Мачки, Гьокаюши и Декаюши. Родной Боби и Лопчи , однако, сохранили часть своих земель и не были полностью изгнаны. Традиция утверждает, что шала прибыли в 17 веке, однако их свидетельство 1485 года опровергает это. [ 10 ]

Альтернативная история, записанная в 20-м веке, утверждала, что Шала была сформирована из четырех братьев, сыновей Ники : Печа , Деде , Лота и Леке Ники . Печникаи Вуксанай и были первыми, кто отделился и в конечном итоге разделился между Печаем и Никаем , которые, в свою очередь, основали Дочай , Пьолли , Сиперм , Вуксанай и Поштем (разделенные между Вуксанай и Бичай ), Хасанай и Сиперм , Хасанай и Поштем , Папникадж , Марникадж , Мекшай , Куке , Дакадж (включая Нен Маврик из Маврики), Абати (состоящий из Метушая и Лотаджа ), а у подножья Абати были найдены более старые Лопчи. Вторыми ответвленными были Дедникаи , основавшие Тети и ее пристройки. Третьим был Лотай , который разделился на Колмаркай , Ватгьечай , Гьечай , Биноши и Трою . Последним братством, которое раскололось, было Лекадж , которое разделилось между Муси , Ррети , Пакаджем , Гуррой и Кетой . [ 12 ]

Гимадж, расположенный в Нижней Шале, считается отдельным фисом от остальной части Шалы, несмотря на их тесные связи и общую историю. Они разделены между Бучватаем , Достанишаем , Гагу , Гьелватаем , Капрежей , Марватаем , Никлекаем , Никушаем , Преклекаем , Джафераджем , Камаем , Кодером Лимаем , Ррогамом , Радое и Пьешуллаем . [ 13 ] Некоторые устные традиции предполагают, что между Гимаджем и Шалой существует отдаленное родство с потенциальным общим предком в лице Мурра Деди. Легенды самих Гимаев утверждают, что их предком по отцовской линии был Гим Гьечи , который был сыном Гьеча Гджини и внуком Гджина Влади , брата Пепа Влади, прародителя Шалы. В некоторых рассказах фигура Гджина Влади появляется как Деде Влади , а его сын - как Гьеч Деда . Родословная цепь по Гимадж такова (от сына к отцу): Гим Гьечи , Гьеч Гджини (или Деда ), Гджин (или Дедэ ) Влади , Влад Стала , Сталь Бенгу , Бенг Зогу , Зог Широка , Широк Гджини , Гджин Мурри.

Исторические свидетельства и записанные устные традиции позволяют предположить, что племя Шала заселило долину Шала, по крайней мере, с 15 века и сформировалось как сообщество в 17 веке после ряда экспансий, в ходе которых фисы изгнали или поглотили местные общины, разбросанные по долине. В обоих османских регистрах 1485 и 1529–1536 годов шала занимали меньшее количество домохозяйств, чем местные общины долины Шала, что позволяет предположить, что они еще не полностью доминировали на территории. Однако в 1671 году шала стали доминирующей общиной в регионе, и рядом с ними остались только боби. [ 13 ]

Османский период

[ редактировать ]

Шала впервые упоминается в османском дефтере 1485 года для санджака Скутари . В этом реестре Шала фигурирует как поселение в нахии Петришпан-или, расположенное примерно между поселениями Маврик и Поп (Боби). Всего в деревне было 11 дворов, производивших 550 дукатов в год. Зафиксированные антропонимы в подавляющем большинстве носят албанский и христианский характер, включая такие личные имена, как Гьон , Гджин , Мальсори некий Андрия, сын Прекали из Прекали . и т. д. Среди жителей записан [ 14 ]

В поздний османский период племя Шала было исключительно католическим и было известным албанским племенем. Племя Шала утверждало, что у него было четыре баджрактара (вождя). [ 15 ] Для шала процесс виновности в крови из-за кровной мести ограничивался мужчинами из семьи, которая считалась честной добычей. [ 16 ]

После младотурецкой революции (1908 г.) и последующего восстановления османской конституции племя шала дало беса (клятву) поддержать документ и прекратить кровную месть с другими племенами до 6 ноября. [ 17 ]

В 1910 году вместе с некоторыми другими албанскими племенами шала присоединились к албанскому восстанию 1910 года , и борьба между ними против османских войск Шевкета Тургут-паши, пытавшихся достичь Шкодера, была ожесточенной. [ 18 ] [ 19 ]

Во время албанского восстания 1911 года 23 июня албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и разработали Греческий меморандум, требующий социально-политических и языковых прав албанцев, двое из подписавших которого были выходцами из Шалы. В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена ​​амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахие Шала и выплатить заработную плату назначенным им учителям. [ 20 ]

Независимая Албания

[ редактировать ]

В 1913 году племя Шала сражалось вместе с черногорскими войсками во время осады Скутари , но перешло на другую сторону после того, как черногорцы попытались их разоружить при захвате города. [ 21 ]

В 1918 году австро-венгерская перепись зафиксировала 431 домохозяйство и 2512 жителей, населявших поселения и окрестности Абат, Лекай, Лотай, Немаврик, Никай, Печай и Тет. [ 22 ]

В 1926 году племена Шала и Шоши вновь подняли восстание, но это восстание было подавлено жандармами во главе с Мухарремом Баджрактари и бойцами из Дибры и Мата. [ 23 ] После Второй мировой войны коммунисты вынудили националистические силы Албании отступить в Шалу, которую они контролировали на протяжении 1945 и 1946 годов. [ 24 ]

Экономика

[ редактировать ]
Мужчины Шала, фотография сделана Эдит Дарем до 1909 года.

Члены племени Шала были очень искусны в ирригации . [ 25 ] Бранислав Нушич записал, что шала было самым бедным племенем Албании, за небольшим исключением, составлявшим около 400 семей, которые жили в деревне Исник, недалеко от Дечана . [ 26 ]

Католическая церковь в Тете

Покровителем Шалы является святой Иоанн Богослов , праздник которого отмечается 27 декабря. [ 27 ]

Религия племени была католической, а в конце 19 века в племени насчитывалось около 3000 членов. [ 28 ] Потомки этого племени, проживающего сегодня в Косово, являются мусульманами. [ 29 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 117.
  2. ^ Ли, Уэйн; Любин, Мэтью и Ндрека, Эдуард (31 декабря 2013 г.) [1-й паб. 2013]. «Глава четвертая: Архивные исторические исследования». В Галатах, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн и Тафилика, Замир (ред.). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. п. 56.
  3. ^ Элси 2003 , с. 411: «Северное албанское племя и традиционный племенной регион. Регион Шала расположен в районе Дукаджини к северу от реки Дрин в округе Шкодра, в основном в долине реки Шала к югу от Тета».
  4. ^ Галати, Майкл (31 декабря 2013 г.). «Глава третья: Экологический контекст». В Галатах, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (ред.). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. п. 32.
  5. ^ Касер 2012 , с. 124.
  6. ^ Elsie2 2015 , стр. 120.
  7. ^ ЗА КАМЕННЫМИ СТЕНАМИ - Европейская инициатива стабильности | ЭСИ
  8. ^ Семья Исы Болетини родом из Исники-и-Дечан - MA.sc.Shkodran Имерай
  9. ^ Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 53.
  10. ^ Перейти обратно: а б Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 56.
  11. ^ Elsie3 2015 , стр. 120.
  12. ^ Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 57.
  13. ^ Перейти обратно: а б Ли, Любин и Ндрека, 2013 , с. 55.
  14. ^ Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. стр. 32, 33, 149.
  15. ^ Гаврич 2006 , стр. 31–32.
  16. ^ Гаврич 2006 , с. 33.
  17. ^ Гаврич 2006 , с. 159.
  18. ^ Миодраг Марович (1 января 1995 г.). Балканский джокер: Албания и албанцы: историческая хроника зарождения и развития албанского вопроса . Культурный центр. п. 181 . Проверено 26 июля 2013 г. Ее ждали горные племена Малисори, Гаши, Красничи и Шалье.
  19. ^ Гаврич 2006 , с. 178.
  20. ^ Гаврич 2006 , стр. 186–187.
  21. ^ Арман Леон барон фон Арденн; Ганс Фердинанд Гельмольт. Das Buch vom Grossen Krieg . Союз Deutsche Verlagsgesellschaft. п. 238 . Проверено 3 июня 2013 г. При взятии Шкодры к черногорцам присоединилось албанское племя Шаля, которое, однако, позже они начали разоружать. Это оскорбило шалянцев и спровоцировало мятежи и действия против черногорских частей и экипажей.
  22. ^ Элси4 2015 , с. 119.
  23. ^ Джейсон Томес (26 сентября 2003 г.). Король Зог: самодельный монарх Албании . Саттон. п. 95. ИСБН  978-0-7509-3077-2 .
  24. ^ Вестник Сербского историко-культурного общества «Негош» (на сербском языке). Негош. 1996 г. до н.э. 12 . Проверено 25 июля 2013 г. Из-за сильных коммунистических сил албанским националистам пришлось отступить к племени Шала. Это племя оставалось в их руках на протяжении 1945 и 1946 годов.
  25. ^ Вестник Этнографического музея в Белграде . Музей. 1937 г. до н.э. 167 . Проверено 4 июня 2013 г. Посланники были очень искусны в переноске воды.
  26. ^ Бранислав Нушич (1966). Собрание сочинений . НИП «Ежик». п. 242 . Проверено 4 июня 2013 г. Шальяни — самое бедное племя во всей Арбании, из которого четыреста домов шаляни, населяющие деревню Истиниче близ Дечана, вряд ли являются исключением с точки зрения богатства.
  27. ^ Elsie5 2015 , с. 119.
  28. ^ Элси 2003 , с. 411: «Племя Шала, в основном католики, в конце 19 века имело население более 3000 человек».
  29. ^ Elsie6 2015 , стр. 119–120.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b43866aa003bdf7343cdacd6444a593__1712443620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/93/6b43866aa003bdf7343cdacd6444a593.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shala (tribe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)