Шкрели (племя)
42 ° 20' с.ш., 19 ° 38' в.д. / 42,333 ° с.ш., 19,633 ° в.д.
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
Шкрели — историческое албанское племя и регион в регионе Малесия- Мадхе на севере Албании , большинство населения которого составляют католики . С расширением Османской империи часть племени мигрировала в Ругову в Западном Косово , начиная примерно с 1700 года, после чего они продолжили миграцию в регионы Нижний Пештер и Санджак (сегодня в Сербии и Черногории ).
Племя шкрели, мигрировавшее в Косово, приняло ислам в 18 веке и сохранило албанский язык в качестве своего родного языка.
Некоторые члены шкрели в Пештерском регионе и в Санджаке (известные как Шкриель / сербский : Шкријељ ) обратились в ислам и к 20 веку стали славяноязычными людьми , которые на сегодняшний день идентифицируют себя как часть боснийской этнической принадлежности, хотя в на плато Пештер они частично использовали албанский язык до середины 20 века. [ 1 ] Шкрели в Албании и Черногории преимущественно католики.
Покровителем племени Шкрели является св. Николай (Шенколл).
Имя
[ редактировать ]Были предложены различные теории этимологии имени Шкрели . Впервые оно появляется как отчество и название деревни в 1416 году на своем нынешнем месте. На латыни он писался как Скирелли, Скрелли, Стрелли, Скриелли (1703 г.) и Скарглиели (1614 г.). Более старая, исторически недоказанная этимология связывает его со Святым Карлом ( Шен Керли по-албански), который, как предполагается, был покровителем старой церкви в этом районе. [ 2 ] На самом деле название региона ему дала родовая община, которая помимо Шкрели появляется по всей северной Албании в средние века. [ 3 ] Другой, более лингвистически обоснованный подход связывает название со словом shkrelë , которое на гег-албанском означает большие кукурузные листья. Кукуруза — одна из немногих культур, которые широко выращиваются на имеющихся пахотных землях Шкрели. Жителей региона зовут Шкреле . жители Санджакского Славянизированные региона используют фамилию Шкриель .
География
[ редактировать ]Шкрели расположен в районе Малеси-э-Мадхе , к северу от города Шкодра, на охраняемой территории регионального природного парка Шкрели в долине Пррони-и-Тате (Сухой ручей). Входит в состав муниципального образования Шкрель . На севере он граничит с Бога , на юге с Лохья и на западе с Кастрати . К востоку от Шкрели расположены склоны Северного горного хребта .
В состав Шкрели входят четыре деревни Врит , Бжете , Загоре , Дедай . дополнительные поселения в Гришае, Вуч-Куртадже , Стеркудже, Чекедедае, Хадже, Макае Эти четыре деревни также имеют связанные с ними муниципальном образовании также существует небольшой поселок Шкрель и Дукае. В Бушатском . За пределами Албании люди, ведущие свое происхождение от Шкрели, встречаются, в частности, в Улцине , Санджаке и близлежащем регионе на западе Косово . Приграничье Черногории и Косово отмечено множеством микротопонимов, таких как Шкриельска Хайла и Шкриельска Река , которые связаны со Шкрели.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По устной традиции, первым шкрели, поселившимся в этом регионе Албании, был Лек Шкрели, у которого было четыре сына: Врит, Дед, Бужет и Зог/Заг, отсюда и названия четырех главных деревень Шкреля: Врит, Дедай, Бжета и Загора.
Врит был старшим из сыновей, его семья росла самой большой, и ее жители — Баджрактар из Шкрели. У Деды, второго сына Леки, было трое сыновей: Чек Деда, Пап Деда и Вулет Деда. Бужета, его третий сын, тоже имел трех сыновей: Прекничи, Дучи и Прекдучи. У четвертого сына Леке, Зогу, было только два сына: Андреа и Юсуф/Иосиф (этот сын, как говорят, был исламизирован).
Когда племя Шкрели прибыло в этот регион Албании, они обнаружили уже существовавшую там популяцию, и это население было принято в племя; их называют «Анас»:
1. Хадж в Хадже
2. Вукай или Вукелай в Прекнице
3. Колайт в Загоре
4. Бауши или Капллайт в Дедаже
5. Луизи в Грике и Лугьеве
6. Тучайт, живущий в Лесковаце.
Устные предания и фрагментарные рассказы были собраны и интерпретированы писателями, путешествовавшими по региону в XIX - начале XX веков, о происхождении Шкрели.
Французский консул в Шкодре Гиацинт Хеккар в своей «Истории и описании высокого Альбани или Гегари» 1858 года отмечает, что Шкрели происходят из старой албанской семьи в районе Пеже , вождя которой звали Керли (Карл). [ 4 ] Шестьдесят лет спустя Эдит Дарем , путешествовавшая по этому региону, написала в «Высокой Албании» (1908 г.), что она записала в Шкрели рассказ о том, что они прибыли из неизвестного региона Боснии . В своей книге 1928 года « Некоторые племенные корни, законы и обычаи Балкан» она также отмечает, что это, должно быть, произошло около 1600 года. [ 5 ] Карлтон С. Кун в своей книге «Горы гигантов: расовое и культурное исследование горных гегов Северной Албании» 1944 года принял ее гипотезу и добавил, что жители Шкрели «захватили долину, население которой было убито, а церковь сожжена». Название церкви было Св. Чарльза ( албанский : Шен Керли ), которое стало Шкрели . [ 6 ]
Барон Нопча , известный исследователь албанской фис- системы, отмечал, что упоминание неизвестного региона Боснии вполне могло означать район Санджака Нови-Пазара или прилегающий к нему. [ 7 ] Этот регион до конца 19 века административно входил в состав Эялета Боснии . Действительно, албанские скотоводческие общины из района Плава раньше перегоняли свои стада в Боснию в зимние месяцы, а затем весной и летом возвращались обратно на свои естественные пастбища. [ 8 ]
В последующие десятилетия после анализа записанного исторического материала лингвистика и сравнительная антропология предоставили более исторически обоснованные сведения. Особенно важной работой в этом отношении была публикация кадастра Шкодера 1416–1417 годов в 1942 году и последующая регистрация названий кадастра в 1945 году Фульвио Кординьяно. Полный документ был переведен на албанский язык в 1977 году. Это первый известный исторический документ, в котором Шкрели упоминается как поселение, так и фамилия в 1416 году. Деревня Шкрели фигурирует в кадастре Шкодры как небольшое поселение из восьми дворов, возглавляемых автор Влаш Шкрели. [ 9 ]
В 1416 году Шкрели появляется как племя, находящееся в процессе формирования, поскольку название села одновременно является фамилией большинства его дворов, что указывает на родовую организацию поселения. [ 3 ] Тот факт, что около половины дворов, носивших фамилию Шкрели, проживали за пределами поселения, указывает на то, что Шкрели в 1416 году были ближе к башкеси ( племени, основанному на родственных отношениях, но без общинного территориального контроля), чем фису к родственная община, которая также отождествляется с данной общинной территорией).
Османская
[ редактировать ]В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ племена Васоевичи , Кучи , Белопавличи , Пипери , Кастрати , Кельменди , Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». Лидеры поклялись беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер. С целью избавиться от османов с албанских территорий. [ 10 ] [ 11 ]
Скарглиэли был упомянут Мариано Болицца в 1614 году как часть санджака Скутари . Он был римско-католическим, имел 20 домов и 43 воина под командованием Гьона Порубы. [ 12 ] В позднеосманский период племя Шкрели состояло из 180 мусульманских и 320 католических семей. [ 13 ]
По данным исследования, проведенного итальянцем Антонио Бальдаччи в 1901 году, в Шкрели проживало 4500 католиков и 750 мусульман.
В 1916–1918 годах Франц Зейнер заметил, что в Шкрели было 415 домов, 2680 человек: 2300 католиков и 388 мусульман.
Во времена Османской империи племя Шкрели находилось в постоянной войне с Империей и периодически пользовалось автономией от Порты. Годы войн 1614,1621,1645 (которые принесли им автономию до 1700 г.), 1803-1817, 1834-1840, война 1871 г. с турками Шкодры из-за жестокого обращения с местным католическим населением города, албанские восстания в 1910–1911 гг. и т. д. Племя Шкрели участвовало в Призренской лиге 1878-1881 годов в лице Байрактара Мараша Даши.
Во время албанского восстания 1911 года 23 июня албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и разработали Меморандум Гречи, требующий социально-политических и языковых прав албанцев, четверо из которых подписали его из Шкрели. [ 14 ] В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахие Шкрели и выплатить заработную плату закрепленным за ними учителям. [ 14 ]
До принятия ислама в XVIII веке большая часть косовского племени исповедовала католицизм . Потомки этого племени в Косово также сохранили албанский язык в качестве своего родного языка. Большинство племени шкрели — католики, говорят по-албански и живут в Албании (Шкрель-Шкодер-Лежа-Велипой) и Черногории (Улцинь). [ 15 ] Покровителем племен является Святой Николай, праздник отмечается 9 мая.
Эмиграция
[ редактировать ]Рассредоточение Шкрели и самоидентификация | ||
---|---|---|
Географическое положение | Религия | Язык |
Албания | Римско-католический (большинство), ислам (меньшинство) | албанский |
Западное Косово | ислам | албанский |
Пештер, Санджак, Улцинь и окрестные деревни. (Сербия и Черногория) |
Ислам (большинство) | Боснийский (большинство) Албанский (меньшинство) |
На протяжении истории части племени эмигрировали из Албании в разные места: на побережье Черногории, в Санджак и нагорье Ругова (расположенное на северо-западе Косово недалеко от Пеи ). Некоторые из Ругова Шкрели переселились на территорию Рожае и Тутина в 1700 году, после Великого переселения сербов . [ 16 ]
Они основали деревню под названием Шкриелье , продолжая проживать в Санджаке, заимствовав гласную ят из славянских языков , фамилия изменилась с Шкрели на Шкриель. Позже в том же веке они заселили регион Нижний Пештер и город Нови-Пазар . Шкрелис продолжал мигрировать из Руговы на территорию Пештера до 19 века. [ 17 ]
Подавляющее большинство шкрели было ассимилировано славянским населением Санджакского региона. Однако в деревнях Борошица , Угелль , Доли и Градац на плато Верхний Пештер удалось сохранить исконный албанский язык до сегодняшнего дня.
Некоторые из шкрели также мигрировали в Улькин и окружающие его деревни на побережье и вдоль реки Буна. Все шкрели Улькина — албанцы и католики. Здесь у всех фамилии Шкрели, Шкрела, Шкреля, Скрела и Скреля. Выходцы из Улькин Шкрелис всегда поддерживали и до сих пор поддерживают тесные отношения с албанскими Шкрелисами и всегда вступали в смешанные браки, несмотря на то, что жили на противоположных границах и до сих пор являются частью одного и того же Байрака. После Второй мировой войны и особенно с началом Югославских войн они начали мигрировать в Западную Европу, США и Австралию.
Большинство шкрели из самой Албании не носят фамилию Шкрели. Фамилию Шкрели носят только эмигрировавшие с гор. Сегодня люди, носящие фамилию Шкрели (или Шкриель), живут в следующих местах: [ нужна ссылка ]
- Черногория : Бар , муниципалитет Петница (также в деревнях Даща Риека, Яворово и Муровац), Биело-Поле (также в деревне Чосовиче), Герцег-Нови , Никшич , Подгорица , Рожае , Тиват и Улцинь и близлежащие деревни.
- Косово : Гьякова , Митровица , Пея и Приштина .
- Сербия : Белград , Нови-Пазар (также в деревнях Пожега и Райчиновиче), Сеница (также в деревнях Биок, Камешница, Меджугор и Угао), Темерин и Тутин (также в деревнях Бороштица, Црноча, Градац, Лескова, Набое, Шароне и Шкриелье).
- Босния и Герцеговина : Мостар , Сараево и Зеница .
- Северная Македония : Скопье (также в деревнях Батинци, Драчево , Инджиково, Любош, Любин, Кьойлия, Коньяре, Петровец , Ржаничино), Велес (также в деревнях Црквино и Градско ), Прилеп (также в деревнях Десово, Лажани и Житоше) и Тетово
- Хорватия : Сисак , Сплит и Загреб.
- Словения : Любляна
- Турция : Стамбул , Анкара , Измит , Измир , Эскишехир и Сакарья (их фамилии изменены на Шеньель, Албайрак, Байрак, Бююкбайрак, Эсен (Шемсович), Санджак, Йенер и Енибайрак).
- Россия: Москва
- Западная Европа : Австрия, Бельгия, Дания, Англия, Франция, Германия, Италия, Люксембург , Нидерланды , Швеция и Швейцария.
- США: Нью-Йорк (особенно в Бронксе, округе Вестчестер, округе Патнэм, Бруклине ), Детройт и прилегающие к нему пригороды.
- Австралия
Известные люди
[ редактировать ]- Мартин Шкрели , американский бизнесмен, управляющий хедж-фондом и осужденный преступник албанского происхождения.
- Леш Шкрели — черногорско-американский футболист албанского происхождения.
- Азем Шкрели , албанский писатель
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Элси (30 мая 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. п. 81. ИСБН 978-1-78453-401-1 .
- ^ Топалли, Колец (2004). Фонетические явления согласной системы албанского языка . Наука. п. 286. ИСБН 9789992793886 . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение сельских поселений и формирования племен Северной Албании в XV веке » Исторические исследования . 12 :122 . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Племена Албании: история, общество и культура . Роберт Элси. 24 апреля 2015 г. с. 183. ИСБН 9780857739322 .
- ^ Дарем, Эдит (1928). Некоторые племенные корни, законы и обычаи Балкан . п. 28 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Карл Коулман Зельцер; Карлтон Стивенс Кун; Джозеф Франклин Юинг (1950). Горы гигантов: расовое и культурное исследование северных албанских гор Гегов . Музей. п. 45 . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Племена Албании: история, общество и культура . Роберт Элси. 24 апреля 2015 г. с. 83. ИСБН 9780857739322 .
- ^ Аети, Идриз (2017). Исследования по албанскому языку [Исследования по албанскому языку] (PDF) . Академия наук Косово. п. 61 . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Зампути, Инджак (1977). Реестр кадастров и концессий Шкодерского уезда 1416-1417 гг . Академия наук Албании. п. 66 . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Кола, Азета (январь 2017 г.). «От централизации Светлости к саморегулирующемуся кануну: укрепление кровных уз и возникновение великих племен в северной Албании с 15 по 17 век» . Акта Хистриа . 25 (2): 349–374 [369]. дои : 10.19233/AH.2017.18 .
- ^ Мала, Мухамет (2017). «Балканы в антиосманских проектах европейских держав в 17 веке» . «Студиме Историке» (1–02): 276.
- ^ Ранняя Албания: читатель исторических текстов, 11-17 вв . Издательство Отто Харрасовица. 2003. стр. 101-1. 147–. ISBN 978-3-447-04783-8 .
- ^ Гаврич 2006 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. стр. 186–187. ISBN 9781845112875 .
- ^ Балканская женщина . Том. 13–14. Издательство Славица. 2000. стр. 41.
- ^ Мушович, Эйюп (1985). Тутин и околона . Сербская академия наук и искусств. п. 27.
- ^ Вестник Этнографического института . Том. 20. Научная работа. 1980 г. до н.э. 74.