Gruda (tribe)
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |
Груда — северное албанское племя и историческая племенная область на юго-востоке Черногории , к северу от Скадарского озера , в которую входит небольшой город Тузи в Подгорице . [ 1 ] Его населяют большинство этнических албанцев .
География
[ редактировать ]Груда — исторический регион албанских племен в Черногории , расположенный вдоль горной границы с Албанией , к востоку от Подгорицы . [ 1 ] Он граничит с историческими племенными областями Хоти и Кельменди на юге и востоке (в Южной Черногории и Северной Албании), а также со славянскими областями на севере. [ 1 ]
Исторический регион племени Груда, описанный А. Йовичевичем (1923 г.), включает следующие поселения: [ 2 ]
- Населенные пункты на правом берегу Чеми :
- Диноша / Диноше
- Ловка / Ллофке
- Пикале / Пикале
- Священник / Священник
- Селишта / Селиште
- Горня Селишта / Верхнее Селиште
- Донья Селишта / Нижний Селиште
- Населенные пункты на левом берегу Циевны:
- Гюрек / Гуррек
- Олово / Олово
- Кршево / Кшева
- Ты любишь / Милеш
- Горний Милеш / Верхние Милеши
- Дони Милеш / Нижние Милеши
- Пашкала / Стремянка
- Вульевичи / Вулай
- Горни Вульевичи / Верхний Вулай
В западной половине Груды лежит небольшой горный массив Дечич/Дечик, а также река, протекающая через Груду, разделяющая Дечич/Дечик и деревню Сука, а также образующая границу между землями племени Груда. и Кучи . Дечич/Дечик и Сука - самые большие горы в Груде.
История
[ редактировать ]В 1485 году Груда был записан как османской администрации нахие . В 1499 году Хоти и Груда восстали против требований Османской империи о налогах и призыве на военную службу. Он также участвовал в серии восстаний в 17 веке, часто вместе с малезийскими племенами. [ 3 ]
В отчете Мариано Болиццы 1614 года и описании Санджака Скутари у Груды было 40 семей и 100 солдат. [ 4 ] Старые Кучи постоянно конфликтовали со Старой Грудой; Кучи были сильнее, поэтому они украли скот у Груды, и если бы в конфликтах был убит хотя бы один Кучи, а несколько Груд, они наказали бы все племя. [ 5 ] В 1658 году семь племен Кучи, Васоевичи , Братоножичи , Пипери , Кельменди , Хоти и Груда объединились с Венецианской республикой , основав так называемый «Семикратный барьяк» или «алай-барьяк» против османов. [ 6 ]
Груда оказалась в центре конфликта между Османской империей и Черногорией в 1880-х годах. Во время переговоров о границе Италия предложила в апреле 1880 года Османской империи передать Черногории район Туз, в котором проживало в основном католическое население Груда и Хоти, что привело бы к расколу племен между обеими странами. [ 7 ] Племена, затронутые переговорами, дали бесу (клятву) сопротивляться любому сокращению своих земель и отправили телеграммы в близлежащие регионы с просьбой о военной помощи. [ 7 ] Порта настаивала на том, чтобы в предстоящем договоре о передаче Груда была Улциня Черногории оставлена албанцам. В то же время представитель Порты Риза-паша закрывал глаза на подготовку Албанской лиги к сопротивлению предстоящей черногорской оккупации. [ 8 ]
По словам барона Франца Нопца , Груда было преимущественно католическим племенем с населением ок. 7000 в 1907 году. [ 1 ] Вынужденные разоружиться и находящиеся под сильным давлением со стороны османов принять ислам (и не организовав ни одного крупного восстания против османской власти в течение почти полувека), албанские горцы начали партизанскую кампанию против оккупационных армий. Племя Груда сыграло важную роль в османском сопротивлении в регионе.
Горы к северо-востоку от Тузи помнят как место крупного восстания против османов в 1911 году, которое стало одним из первых значительных шагов на пути к независимости Албании и, вероятно, самым выдающимся моментом северного албанского сопротивления. В 1911 году под руководством Сокола Бачи албанские партизаны начали крупное наступление на стратегическую возвышенность горы Дечик. Сообщается, что силы потеряли около восьмидесяти человек, но в конечном итоге они одержали победу и установили албанский флаг на гребне холма (впервые флаг был поднят в стране с 1469 года). [ 9 ] Этот символический акт стал главным признаком распада правления Османской империи на Балканах и укрепил репутацию Груды среди других этнических албанских племен. 23 июня 1911 года албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и разработали Греческий меморандум , требующий социально-политических и языковых прав албанцев, четверо из которых подписали его из Груды. [ 10 ] В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахие Груда и выплатить заработную плату назначенным им учителям. [ 10 ]
В 1913 году великие державы на Лондонской конференции передали Груду и Хоти Черногории и от других , отрезав их тем самым от остальной части Албании албанских горных племен. Черногорские войска вторглись на территорию Груды весной 30 и 31 мая, в результате чего многие были убиты и ранены. В июле 1913 года эмиссары черногорского князя Николы предложили вождям племен деньги и зерно, чтобы переманить их в Черногорию, но они отказались. В ответ на черногорскую оккупацию Тузи в 1913 году Груда направил большую депутацию к вице-адмиралу сэру Сесилу Берни, чтобы передать ему свою решимость не подчиняться Черногории. Пограничные стычки и боевые действия продолжались в течение следующих шести месяцев, и к 1914 году правительство Черногории объявило о военной оккупации Груды и Хоти. Большинство поселений в Груде были сровнены с землей черногорской армией. Оставшееся в живых население, около 700 семей из Груды и Хори, бежало в Кастрати . Часть населения эмигрировала в 1914 году на равнину севера Шкодра , образующая поселение Груда э Ре (Новая Груда) [ 11 ]
Город Тузи расположен в восточной части Груды. Из 3789 жителей Тузи более 2000 являются этническими албанцами, что делает его, согласно переписи 2003 года, самой высокой концентрацией этнических албанцев в Малезии . За последние 30 лет произошел небольшой приток албанцев из окрестных деревень, которые хотят воспользоваться более высоким уровнем жизни и лучшей системой образования Тузи.
Этнография
[ редактировать ]В поздний османский период племя Груда состояло из 225 католических и 225 мусульманских семей. [ 12 ] В отличие от других албанских племен, которые практиковали эндогамию путем заключения смешанных браков внутри своей группы, Груда разрешали браки с представителями других племен. [ 12 ] Племя Груда разделено на два клана: Вуксангелай/Вуксангеличи и Беришай/Беришичи. [ 4 ]
- Вуксангелай
По словам Андрия Йовичевича, существуют разные версии происхождения семьи Вуксангелай, из которых он приводит только три: [ 13 ]
- В первом сообщении основатель Вуксангелая описывается как Вуксан, который переселился из Сумы возле Шкодры в Груду. У Вуксана было три сына — Ивеза, Ник и Вуч, от которых произошли соответственно Ивезай, Никай и Вукоки.
- Во втором сообщении основателем Вуксангелая описывается Груд Сума, который переселился из Сумы недалеко от Пулта . Груд Сума первоначально поселился в Геджина Шкала недалеко от Пикале . У Груда было три сына - Гьон, Бан и Юл. У Гьона Груды был один сын, Гель Гьона. У Геля Гьоны было два сына - Вуксан Гела и Вучин Гела. У Вуксана Гелы было четыре сына - Ивеза, Ногза, Ник и Вуч, от которых произошли Ивезай, Сиништай, Никай и Вукоки соответственно. У Вучина Гелы был один сын, от которого произошел Вучинай. Несколько членов семьи Вучиная позже мигрировали в Никшич . От Бан Груды происходит семья Лулгджурадж. От Юла Груды происходит семья Вулай.
- Третий отчет описывает основателя Вуксангелая как Гьона Суму. ) сбежал из деревни Сума Гьон Сума из-за кровной мести ( gjakmarrje и поселился в вышеупомянутой Геджина Шкала. У Гьона Сумы было три сына — Гель, Пал и Сокол. Гель остался в Гелиной Шкале. Пал сначала переехал в Брегвизу возле Циевны, а затем в Ловку. Сокол переселился в Шкодер, где принял ислам. От Сокола спускаются Соколи в Шкодер. У Геля Сумы было два сына - Вуксан Гела и Вучин Гела. У Вуксан Гелы было четыре сына — Ивеза, Док, Ник и Вук, от которых произошли Ивезай, Гёлай, Никай и Сиништай соответственно. От Вучин-Гела происходит название Вучинай.
- Беришай
Семья Беришай происходит от человека по имени Прифтадж. Прифтадж был родом из Шале , иммигрировал в Груду и поселился в деревне, которая теперь носит его имя - Прифти. Приехав в Прифти, он обнаружил нескольких коренных жителей деревни из рода Тихомиров. Прифтадж был католиком, а Тихомири — православным. Семья Тихомир позже переехала в Орахово в Кучи, оставив семью Беришай единственными жителями деревни. [ 14 ]
Семьи
[ редактировать ]Среди братств в селе: Ивезай, Никай, Гёкай, Гьолай, Сиништай, Калай, Лулгюрай, Беришай, Вучиная, Бохай, Вулай, Станай. Ниже приведены новообращенные в ислам фамилии с указанными выше фамилиями: Луланай, Каджошай, Бекадж, Кирнадж, Пепадж, Хакшабанай, Гиладж, Печай и Ферлучкай. [ 15 ] Фамилии, встречающиеся в Груде, включают:
- Беках
- Беришай
- Боджадж
- герцог
- Гёкай
- Вперед, продолжать
- Хакшабанай
- подиум
- Гиладж (Гиладж)
- Ну давай же
- Пилигрим
- Замок
- Сукадж (Нравится) [ 17 ]
- Каджошай
- Крнай
- Луланай (Люлянай)
- Лулюрай
- Я ненавижу это
- Ника
- Лекай (Лекай) [ 17 ]
- Тест
- Станай, родственник Вуладжа
- Вучиная
- Вулай (Вулай), родственник Станаджа
Религия
[ редактировать ]Груда изначально был полностью католиком. Из-за влияния Османской Турции многие семьи приняли ислам. В то время как католики составляют большинство в большинстве поселений Груды, мусульмане составляют большинство в Аджовичах, Диноше и Мильеше.
Церковь Груда (Kisha e Grudës), построенная в 1528 году и посвященная святому Михаилу, расположена в городе Милеш и является не только албанской культурной достопримечательностью, ее строительство представляет собой наиболее конкретную дату, от которой этнические албанцы в этом районе ведут свое происхождение. их происхождение. [ 19 ] [ нужна страница ]
Известные люди
[ редактировать ]- Борн и Груда
- Бака Курти (1807–1881), глава Груды братства Гьокай.
- Сокол Бачи (1837–1919), руководитель Груды братства Ивезай.
- Тринге Смайли (фл. 1870–1917), прозванная «албанской Жанной д'Арк», из братства Ивезай.
- Смайл Мартини (фл. 1878–86), знаменосец Груды, братства Ивезай.
- Ноке Сиништай , албанский писатель, родился в Кшеве.
- Петер Малота , албанский актер, родился в Ловке.
- Том Бериша, военный генерал
Франьо Лулгюрай, югославский чиновник, мэр Тузи Гьелош Гёкай Художник Д-р Антон К. Бериша Академик
- По происхождению
- Адриан Лулгюрай , албанский музыкант по отцовскому происхождению.
- Арьян Бекай — бывший албанский футболист.
- Джевахир Сукай — албанский футболист.
- Сеад Хакшабанович — черногорский футболист.
- Альберт Станай , албанский музыкант по происхождению.
- Yılmaz Gruda , Turkish actor and poet.
- Brajan Gruda , Albanian footballer born in Germany .
- Ildi Gruda , Albanian footballer.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Роберт Элси (19 марта 2010 г.). Исторический словарь Албании . Пугало Пресс. п. 177. ИСБН 978-0-8108-7380-3 . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Йовичевич 1923 , с. 24
- ^ Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . Лондон: Таурис. п. 38. ISBN 9781784534011 .
- ^ Jump up to: а б Йовичевич 1923 , с. 47
- ^ Сербский этнографический сборник . Том. 27–28. Академия. 1923 г. до н.э. 51.
Старые Псы часто дрались со старыми Грудами. Кучи были сильнее, поэтому грабили их и угоняли скот. Если бы в конфликте был убит хотя бы один Куч, а Грудама сколько, то Куча пришли бы и ограбили их и наказали бы все племя.
- ^ Мифологическая антология . Центр мифологических исследований Сербии. 2004 стр. 24, 41–45.
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , с. 62.
- ^ Нью-Йорк Таймс (26 августа 1880 г.). «ТУРКИ ДВОЙСТВЕННЫЕ. СУЛТАН МЕДЛЯЕТСЯ И НЕ ВМЕШАЕТСЯ В ВОИННЫЕ ПОДГОТОВКИ АЛБАНЦЕВ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ Гьёнлекай, Гьолеке. «Жизнь Деда Гьо Лули» (на албанском языке). Николле Леси, Наше время. Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , стр. 186–187.
- ^ Племена Албании, история, культура и общество . Роберт Элси. 30 мая 2015 г. с. 40. ИСБН 9781784534011 .
- ^ Jump up to: а б Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 31. ISBN 9781845112875 .
- ^ Йовичевич 1923 , стр. 47–48
- ^ Jump up to: а б Йовичевич 1923 , с. 49
- ^ «Груда – место национальной гордости» . Malesia.org (на албанском языке). 3 августа 2011 года . Проверено 1 августа 2014 г.
- ^ Йовичевич 1923 , с. 48
- ^ Jump up to: а б с д Бакай, Ндуе (27 марта 2014 г.). «Тузи на углах веков» . AlbDreams.com (на албанском языке) . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Абдич, Калуджерчич «Происхождение фамилии село Врань (Подгорица)» . Poreklo.rs (и сербский). 12 апреля 2013 года . Проверено 1 августа 2014 г.
- ^ Дарем, Эдит. Высокая Албания. Лондон: Эдвард Арнольд, 1909. (Глава III).
Источники
[ редактировать ]- Йовичевич, Андрия (1923). «Малайзия» . В Цвиджиче, Йован (ред.). Поселения и происхождение населения . Том. 15 . Проверено 1 августа 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]42 ° 24' с.ш. 19 ° 21' в.д. / 42,400 ° с.ш. 19,350 ° в.д.