Балканские присягнувшие девственницы

Балканские присягнувшие девственницы (по- албански : буррнеша ) — это люди, которым при рождении присваивается женщина , которые дают обет целомудрия и живут как мужчины в патриархальном северном албанском обществе , Косово и Черногории . В меньшей степени такая практика существует или существовала в других частях западных Балкан, включая Боснию , Далмацию (Хорватию), Сербию и Северную Македонию . [1]
Во времена, когда у женщин была предписанная роль, бурнеша отказались от своей сексуальной, репродуктивной и социальной идентичности, чтобы обрести те же свободы, что и мужчины. Они могли одеваться как мужчины, быть главой семьи, свободно передвигаться в социальных ситуациях и выполнять работу, традиционно доступную только мужчинам. [2] По оценкам журнала National Geographic « Табу » , в 2002 году в Албании осталось менее 102 присягнувших девственниц. [3] По состоянию на 2022 год [update]Хотя точных цифр не было, по оценкам, двенадцать буррнеша остались в Северной Албании и Косово. [2]
История Албании |
---|
![]() |
Хронология |
Терминология
[ редактировать ]Другие термины, обозначающие присягнувшую девственницу, включают, на английском языке, албанскую девственницу или общепризнанную девственницу ; на албанском языке : burrnesha , vajzë e betuar (наиболее распространенный сегодня и используется в ситуациях, когда родители принимают решение, когда человек является младенцем или ребенком), а также различные слова, родственные слову « девственница » – virgjineshë , virgjereshë , verginesa , virgjin. , вергджинеша ; [4] по -боснийски : тобелия (связанный клятвой) ; [5] на сербско-хорватском : вирджина ; по -сербски : остайница (та, которая остается) ; по- турецки : садик , что означает «верный, преданный». [4]
Происхождение
[ редактировать ]Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Традиция присяги девственниц в Албании развилась из Кануни и Леке Дукаджинит (английский: Кодекс Леке Дукаджини , или просто Канун ), [6] свод кодексов и законов, разработанный Леке Дукаджини и использовавшийся в основном в северной Албании и Косово с эпохи Османской империи до 20 века. Канун ; не является религиозным документом ему следуют многие группы, в том числе албанские православные , католики и мусульмане . [7]
Канун предписывает , что семьи должны быть патрилинейными (то есть богатство передается по наследству через мужчин) и патрилокальными (после замужества женщина переезжает в дом семьи своего мужа). [8] К женщинам относятся как к собственности семьи. Согласно Кануну , женщины лишены многих прав. Они не могут курить, носить часы или голосовать на местных выборах. Они не могут покупать землю, и им не разрешено занимать много рабочих мест. Есть также заведения, в которые они не могут войти. [7] [9]
О практике клятвы девственности впервые сообщили миссионеры, путешественники, географы и антропологи, посетившие горы северной Албании в 19 и начале 20 веков. [10] Одной из них была Эдит Дарем , которая сделала сопроводительную фотографию.
Обзор
[ редактировать ]Человек может стать поклявшимся девственником в любом возрасте, по личному желанию, во избежание принудительного брака или для удовлетворения семейных обязательств. [11] Человек становится поклявшимся девственником, принеся безотзывную клятву перед двенадцатью старейшинами деревни или племени принять эту роль и практиковать безбрачие . После этого присягнувшие девственницы живут как мужчины, и окружающие относятся к ним как к таковым, обычно, хотя и не всегда. [12] использовать местоимения мужского рода, обращаясь к ним или говоря о них другим людям. [13] В славянских языках с тремя грамматическими родами о них никогда не говорят в третьем роде. [14] Присяжные девственницы могут одеваться в мужскую одежду, носить мужское имя, носить оружие, курить, употреблять алкоголь, выполнять мужскую работу, вести хозяйство (например, жить с сестрой или матерью), музицировать, петь. , и сидеть и общаться с мужчинами. [9] [10] [12] Присягнувшие девственницы занимают формальную, социально определенную мужскую роль. [15] The New York Times назвала эту практику «многовековой традицией, согласно которой женщины объявляли себя мужчинами, чтобы иметь возможность пользоваться мужскими привилегиями». [16]
По словам Марины Уорнер , об истинном сексе заклятой девственницы «никогда больше под страхом смерти не будет упоминаться ни в [его] присутствии, ни вне его». [17] Аналогичная практика имела место в некоторых обществах коренных народов Америки . [10]
Нарушение обета когда-то каралось смертью, но сомнительно, что это наказание до сих пор применяется. [9] Многие присягнувшие девственницы сегодня до сих пор отказываются нарушить свою клятву, потому что их община отвергнет их за нарушение обетов. [9] Однако иногда можно отказаться от обетов, если причины, мотивы или обязательства перед семьей, которые привели к принятию обета, больше не существуют. [ нужна ссылка ]
Мотивации
[ редактировать ]Есть много причин, по которым кто-то может принять этот обет, и наблюдатели зафиксировали самые разные мотивы. Один человек говорил о том, чтобы стать поклявшимся девственником, чтобы не разлучаться с отцом, а другой — чтобы жить и работать с сестрой. Некоторые надеялись избежать конкретного нежелательного брака, а другие надеялись избежать брака вообще; Принесение присяги девственнице было также единственным способом для семей, заключивших детей в брак по расчету, отказаться от его исполнения, не позоря семью жениха и не рискуя кровной местью .
Это был единственный способ, которым женщина могла унаследовать богатство своей семьи, что было особенно важно в обществе, в котором кровная месть ( гьякмаррия ) привела к гибели многих албанцев мужского пола, оставив многие семьи без наследников мужского пола. (Однако антрополог Джеффри Дикеманн предполагает, что этот мотив может быть «преувеличенным», указывая на то, что у недетородной женщины не будет наследников, которые могли бы наследовать после нее, а также что в некоторых семьях не одна, а несколько дочерей становились присягнувшими девственницами. , а в других более позднее рождение брата не положило конец мужской роли присягнувшей девы. [12] ) Более того, по мнению Марины Уорнер, ребенка, возможно, хотели «продолжить» существующую вражду. Присягнувшая девственница стала «переодетым воином, чтобы защищать [свою] семью, как мужчина». [17] Если присягнувшая девственница была убита в результате кровной мести, для целей расчета денег за кровь смерть засчитывалась как полная жизнь , а не как период полураспада женщины. [18]
Также вероятно, что многие люди решили стать присягнувшими девственницами просто потому, что это давало им гораздо больше свободы, чем в противном случае было бы доступно в патрилинейной культуре, в которой женщины были изолированы, разделены по признаку пола, обязаны были быть девственницами до замужества и верными после этого. обручены в детстве и выданы замуж путем продажи без их согласия, постоянно рожают и воспитывают детей, постоянно трудятся физически и всегда должны подчиняться мужчинам, особенно своим мужьям и отцам, и подчиняться избиениям. [7] [10] [12] [19]
Дикеманн предполагает, что матери, возможно, сыграли важную роль в убеждении детей стать девственниками. У вдовы без сыновей в Албании традиционно было мало вариантов: она могла вернуться в свою родную семью, остаться прислугой в семье умершего мужа или снова выйти замуж. Имея сына или суррогатного сына, она могла бы прожить свою жизнь в доме своей взрослой жизни, в компании своего ребенка. Мюррей цитирует показания, записанные Рене Гремо: «Потому что, если ты выйдешь замуж, я останусь один, но если ты останешься со мной, у меня родится сын». Услышав эти слова, дочь Джурджа «бросила свое вышивание» и стала мужчиной. [12]
Распространенность
[ редактировать ]Эта практика прекратилась в Далмации и Боснии, но все еще применяется в северной Албании и, в меньшей степени, в Северной Македонии. [10]
Социалистическая Народная Республика Албания не поощряла людей становиться девственницами. Женщины начали получать законные права и приблизились к равному социальному статусу, особенно в центральных и южных регионах. И только в северном регионе многие семьи все еще традиционно патриархальны. [20] В 2008 году в Албании и нескольких сотнях присягнувших девственниц осталось от сорока до нескольких сотен в соседних странах, большинство из которых старше пятидесяти лет. [7] примерно двенадцать осталось в 2022 году. [2] Раньше считалось, что заклятые девственницы практически вымерли после 50 лет коммунизма в Албании, но недавние исследования показывают, что это может быть не так; [10] вместо этого усиление вражды после краха коммунистического режима может способствовать возрождению этой практики. [12]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Вирджина (1991), югославский драматический фильм, основанный на этом старинном обычае, режиссер Срджан Каранович . [21] [22]
- В «Албанской девственнице» (1994 г.) [23] В рассказе Элис Манро , впервые опубликованном в журнале The New Yorker , канадка, которую держат в заложниках албанцы, дает клятву избегать принудительного брака . (Информацию о задокументированных похищениях см. в разделе « Ион Пердикарис и дело мисс Стоун ».)
- итальянского режиссера Лауры Биспури Первый полнометражный фильм «Поклявшаяся девственница » (2015) изображает жизнь Ханы, которую играет итальянская актриса Альба Рорвахер . [24] Фильм основан на одноименном романе албанской писательницы Эльвиры Донес . [9] существуют многовековые В Италии албанские общины .
Известные присягнувшие девственницы
[ редактировать ]- Стана Церович
- Микас Караджич
- Тоне Бикадж
- Дурджан Иби Главала
- Станция-Дага Маринкович [25]
См. также
[ редактировать ]- Женщины Самсуи , аналогичная практика среди женщин китайской диаспоры в Юго-Восточной Азии.
- Бача-пош , аналогичная практика в Афганистане и Пакистане.
- Весталка
- Почетный мужчина
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Стана Церович, последняя черногорская девственница» [Стана Церович, последняя черногорская девственница] (на сербском языке). Национальная география Сербии. 28 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Маклин, Туи (10 декабря 2022 г.). «Последняя из «присягнувших девственниц» Албании » . Новости Би-би-си .
- ^ «Табу National Geographic» . natgeo.com. Архивировано из оригинала 17 января 2010 г. Проверено 11 ноября 2009 г. (трейлер: «Табу S1E9: Сексуальность (Документальный фильм)» (видео 1 час 36 минут). National Geographic – через YouTube. )
- ^ Jump up to: а б Янг, Антония (декабрь 2010 г.). « «Присягнувшие девственницы»: случаи социально приемлемого изменения пола» . Обзор антропологии Восточной Европы : 59–75. Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 г. Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «ЧЕРНОГОРИЯ – цифровая библиотека черногорской культуры и наследия» . www.montenegrina.net .
- ^ От турецкого Kanun , что означает закон. Первоначально оно произошло от греческого канона (κανών), как в каноническом праве :
- ^ Jump up to: а б с д Бекаторос, Елена (6 октября 2008 г.). «Традиция вымирания заклятых девственниц в Албании» . Ди Вельт . Архивировано из оригинала 26 октября 2008 года . Проверено 22 октября 2008 г.
- ^ «Пересекая границы: заклятые девственницы Албании» . Жолика. 2008. Архивировано из оригинала 18 октября 2008 года . Проверено 7 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Зумбрун, Джошуа (11 августа 2007 г.). «Жертвоприношения «заклятых девственниц» Албании » . Вашингтон Пост . Проверено 7 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании (2-е изд.). Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 435 . ISBN 978-0810861886 .
- ^ Магрини, Туллия, изд. (2003). Музыка и гендер: перспективы Средиземноморья . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 294. ИСБН 0226501655 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мюррей, Стивен О.; Роско, Уилл; Аллин, Эрик (1997). Исламский гомосексуализм: культура, история и литература . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 198 и 201. ISBN. 0814774687 .
- ^ Андреас Хемминг, Джентьяна Кера, Энрикета Пандеймони, Албания: Семья, общество и культура в 20 веке (2012, ISBN 3643501447 ), стр. 168:Другие относятся к ним как к мужчинам, обычно используя мужские местоимения как при обращении к ним, так и при разговоре о них.
- ^ Гремо, Рене (1996). «Женщина становится мужчиной на Балканах». В Хердте, Гилберт (ред.). Третий пол Третий пол: за пределами полового диморфизма в культуре и истории (1-е (2020 г.) электронное издание). Нью-Йорк: Зональные книги. п. 277. ИСБН 0-942299-82-5 .
- ^ Циммерман, Бонни (2000). «Балканская поклявшаяся девственница». Лесбийские истории и культуры: энциклопедия . п. 91 . ISBN 9780815319207 .
Традиционный европейский трансгендер из женщины в мужчину. Балканская присяга девственница — это традиционный статус, роль и идентичность, благодаря которым генетические женщины становятся социальными мужчинами, единственный такой социально признанный трансгендерный статус в современной Европе. Клевер (1986) предположил, что это может быть пережитком более широко распространенного дохристианского европейского статуса.
- ^ «Обладая большей свободой, молодые женщины в Албании избегают традиции «присягнувших девственниц» » . Нью-Йорк Таймс . 08.08.2021 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Уорнер, Марина (1994). «Мальчики будут мальчиками: создание мужчины». Шесть мифов нашего времени: маленькие ангелы, маленькие монстры, прекрасные звери и многое другое . Нью-Йорк: Винтаж. стр. 45 . ISBN 0-679-75924-7 .
- ^ Андерсон, Сара М.; Свенсон, Карен, ред. (2002). Холодный совет: Женщины в древнескандинавской литературе и мифологии: Сборник эссе . Нью-Йорк: Рутледж. п. 50. ISBN 0815319665 .
- ^ Вулман, Дэвид (6 января 2008 г.). « Поклявшиеся девственницы вымирают, поскольку албанские девушки отказываются от мужской роли» . Лондон: ТаймсОнлайн. Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 года . Проверено 8 октября 2008 г.
- ^ «Дома с последними заклятыми девственницами Албании» . Сидней Морнинг Геральд . 27 июня 2008 года . Проверено 7 октября 2008 г.
- ^ Вирзина (Поклявшаяся девственница) на IMDB
- ^ Кэнби, Винсент (19 октября 2022 г.). «Рецензии/Кинофестиваль. Девушка, которая становится мальчиком, а потом женщиной» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Манро, Элис (20 июня 1994 г.). «Албанская девственница» . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Мощный кинодебют показывает пробуждение албанской «присягнувшей девственницы»» . Рейтер. 12 февраля 2015 г. Проверено 03 мая 2015 г.
- ^ Фонд «ДЕВОЧКИ – ВИРДЖИНИЯ – ЖЕНЩИНА КОТОРОЙ НЕТ» . www.fondacijacure.org .
Ссылки
[ редактировать ]- Литтлвуд, Роланд; Янг, Антония (2005). «Третий пол в Албании: Этнографическая заметка» . В Шоу, Элисон; Арденер, Ширли (ред.). Изменение пола и изменение пола . Книги Бергана. ISBN 1-84545-053-1 .
- Уитакер, Ян (июль 1981 г.). « Мешок для переноски вещей»: традиционная роль женщин в северном албанском обществе». Антропологический ежеквартальный журнал . 54 (3). Институт этнографических исследований Университета Джорджа Вашингтона: 146–156. дои : 10.2307/3317892 . JSTOR 3317892 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хорват, Александра Джаич (2003). «Пулок многочисленных нарушений: взгляд Запада и Тобелия (балканские присягнувшие девственницы-переодетые) в XIX и XX веках» . Журнал «Вопросы антропологии» . 5 (2).
- Манро, Алиса (1994), «Албанская девственница», рассказ из сборника « Открытые секреты » . ISBN 0-679-43575-1
- Дьюкс, Кристофер (2017), «Присягнувшая девственница», историко-фантастический роман об этой традиции. ISBN 978-0-062660-74-9
- Янг, Антония (2000). Женщины, ставшие мужчинами: албанские присягнувшие девственницы . ISBN 1-85973-335-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Албанские обычаи исчезают: женщина как семьянин , Дэн Билефски, 2008 г.
- Фотографии Джилл Питерс, 2012 г.
- Фотографии Йохана Спаннера, The New York Times , 2008 г.
- Фотографии Пепы Христовой , Немецкое общество фотографии , 2009 г.
- Радиопередача BBC о заклятых девственницах
- Поклявшиеся девственницы – фильм National Geographic (ок. 4 мин.)
- Би-би-си от нашего корреспондента, 09 февраля