Феминизм
![]() Лидеры Ассоциации женщин Самоа с послом США Хюбнер | |||||||
Этимология | Самоанский префикс fa'a- , что означает «в манере» + fafine , что означает «женщина». | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Гендерная идентичность | ||||||
Другие условия | |||||||
Синонимы | Женственный , Женственный , Женственный | ||||||
Сопутствующие термины | Факалейти , двудушная , трансженщина , Акаваинэ , Маху | ||||||
Демография | |||||||
Культура | Самоанец | ||||||
|
Фаафафине (в переводе: « по-женски ») — это натальные мужчины , которые соответствуют третьему полу или гендерной роли на Самоа . [ 1 ] Фаафафинам не отводилась эта роль при рождении, и их не воспитывали как девочек из-за отсутствия дочерей, как часто утверждают в западных СМИ. Скорее, их женственность проявляется в раннем детстве, и самоанцы признают их отличие от типичных мальчиков. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Фаафафины андрофилы (их привлекают мужчины) и обычно очень женственны. [ 5 ] Они составляют до 3,5% натального мужского населения, что аналогично количеству андрофильных натальных мужчин на западе. [ 6 ]
Большинство идентифицируют себя как фаафафины, а не как мужчины, тогда как небольшое количество идентифицируют себя как женщины. Однако они осознают, что отличаются от женщин. [ 5 ]
Фаафафине пользуется относительно высоким уровнем признания в Самоа. [ 1 ] [ 5 ] Их можно увидеть во всех сферах самоанского общества, будь то помощь в уходе или работа в правительстве. Нынешний премьер-министр Самоа говорил о значении Фаафафине для страны. [ 1 ]
История и терминология
[ редактировать ]Слово fa'afafine включает в себя причинную приставку fa'a– , означающую «в манере», и слово fafine , означающее «женщина». [ 7 ] Это родственник родственных слов в других полинезийских языках, таких как тонганский : fakaleiti или fakafefine , маори островов Кука : akava'ine и маори : wakawāhine . В конечном счете, западные термины, такие как «гей» и «трансгендер», частично совпадают, но не совсем совпадают с самоанскими гендерными терминами, встречающимися в традиционной культуре Самоа .
Самоанское жаргонное слово мала (опустошение) — менее распространенный термин для обозначения фаафафине , находящейся под влиянием фундаменталистов , происходящий от гомофобии и трансфобии . [ 8 ]
Веские доказательства указывают на то, что Самоа находилось под матриархальным правлением на протяжении веков до контакта с европейцами. [ 9 ] Королева Саламасина , обладательница четырех титулов верховных вождей, взошла на трон в 16 веке благодаря умелому маневрированию окружающих ее могущественных вождей-женщин. Самоа продолжает ценить лидерскую роль женщин и людей третьего пола. Нет никаких ограничений на передачу титулов вождей женщинам или фаафафинам , и существует значительный список прошлых и нынешних вождей фаафафинов . [ 10 ]
Историю фаафафина проследить сложно. Нафануа , женщина-воин и вождь ранней истории Самоа, часто считается символом фаафафина и фаатане . Согласно записанным Долгом интервью с фаафафином 1980-х годов, Джонни Фруткейк был популярным фаафафином во время американской военной оккупации Американского Самоа во время Второй мировой войны, а Анита (Тони Швенке) была основательницей Голливуда, ателье по пошиву одежды и приюта для фаафафине в Апиа в 1960–1970-е годы. [ 11 ] С 1980-х годов самоанская диаспора придала фаафафину более высокий статус за пределами Самоа.
Пол Л. Васи, профессор психологии в Университете Летбриджа , заявил, что существование фаафафина подтверждает гипотезу эволюционной психологии о гене, который управляет родственным альтруизмом, который предполагает, что андрофилия может передаваться по наследству, потому что социально выгодно имеют нетрадиционные роли. [ 12 ] Гипотеза утверждает, что существование андрофилии может служить эволюционной цели, обеспечивая авункулятивную поддержку родственным родственникам, а это означает, что семьи, включающие фаафафин и членов других нетрадиционных ролей, таких как незамужние тети и дяди, будут иметь больше времени и ресурсов для посвятить себя успеху своих родственников.
Роль в самоанском обществе
[ редактировать ]Существование третьего пола настолько хорошо принято в культуре Самоа, что большинство самоанцев заявляют, что у них есть дружеские отношения по крайней мере с одним фаафафином . Однако фаафафине не полностью приняты во всех частях общества, например, некоторыми христианскими фундаменталистскими группами и традиционными лидерами.
В самоанской популярной культуре фаафафине рассматривается как трудолюбивый и преданный семье, в соответствии с самоанской традицией таутуа или служения семье. Идеи семьи в Самоа и Полинезии включают всех членов са , или общинной семьи в рамках семейной системы фааматаи . [ 13 ] Традиционно фаафафине сопровождают обучение повседневной работе женщин в айге (самоанской семейной группе). [ 14 ] [ 15 ] Фаафафине заявляют, что в детстве им «нравилось» заниматься женскими делами, например, играть со сверстницами, играть женских персонажей во время ролевых игр, одеваться в женскую одежду и играть с игрушками, типичными для женского пола. Это контрастирует с женщинами, которые заявили, что им просто «нравилось» заниматься этими видами деятельности в детстве. Некоторые фаафафины вспоминают, что в детстве считали себя девочками. В Самоа очень редко высмеивают или недовольны биологическим ребенком мужского пола, который заявляет, что он девочка. Одно исследование показало, что лишь меньшинство родителей (20 процентов) пыталось удержать своих детей -фаафафистов от женского поведения. Принуждение к мужской гендерной роли расстраивает многих фаафафинов . Значительное число заявило, что они «ненавидели» мужские игры, такие как грубые игры и спорт, даже больше, чем женщины в детстве. [ 14 ]
Фаафафины вступают в сексуальные отношения почти исключительно с мужчинами, которые не идентифицируют себя как фаафафины . [ 16 ]
Общество женщин Американского Самоа и Ассоциация женщин Самоа
[ редактировать ]Общество фаафафинов в Американском Самоа или ( Самоанское : Le Sosaiete o Faʻafafine i Amerika Samoa ) (SOFIAS) описывает себя как организацию, стремящуюся сбалансировать самоанские ценности с западными влияниями и стремящуюся продвигать позитивное отношение к самоанскому сообществу фаафафинов . Он способствует сотрудничеству между сообществами фаафафайн и ЛГБТКИ+ в Американском Самоа, Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. [ 17 ] Конкурс «Мисс СОФИАС» проводится в Паго-Паго, Американское Самоа, с 1979 года.
Ассоциация фаафафинов Самоа (SFA), базирующаяся в Апиа, была основана в 2006 году. Она тесно сотрудничает с правительством, церквями и молодежными организациями, поддерживая общественные проекты для сообщества фаафафинов , а также для пожилых людей и молодежи в Самоа. SFA также активно действует на международном уровне, работая с Организацией Объединенных Наций и тихоокеанскими региональными НПО от имени сообществ фаафафинов , трансгендеров и ЛГБТ на островах Тихого океана. Они также работают со средствами массовой информации, чтобы способствовать справедливому представлению фаафафина . [ 18 ]
SFA вместе с юристами- фаафафинами Алексом Суа и Финеасом Хартсоном Матаутией инициировали законодательную деятельность по вопросам прав ЛГБТ в Самоа . Их усилия по отмене гомофобных и трансфобных законов, введенных в период колониального правления Новой Зеландии, увенчались частичным успехом. [ 19 ] Однополые браки фаафафина по-прежнему являются незаконными в Самоа, и, несмотря на легализацию в США, они до сих пор не признаны на американской территории Американское Самоа .
Известные женщины
[ редактировать ]- Эдвард Коули, он же «Гречка», – драг-исполнитель и телеведущий из Окленда , работал с Новозеландским фондом по борьбе со СПИДом, чемпион по бодибилдингу.
- Юки Кихара – современный художник, чьи работы были представлены на многочисленных музейных выставках художественных галерей по всему миру. Ее персональная выставка «Сигэюки Кихара: живые фотографии» (2008–2009) стала Метрополитен-музее первой выставкой современного самоанского искусства в . Кихара — соредактор книги Samoan Queer Lives , вышедшей в 2018 году . [ 20 ]
- Марион Малена – многократная победительница конкурсов красоты [ 21 ] и исполнитель из Американского Самоа, в настоящее время проживающий в Сиэтле. Она ведет программу «Американское Самоа: сквозь годы». [ 22 ]
- Фуймаоно Карл Пулоту-Эндеманн – медицинский работник, мировой судья и гей-активист из Новой Зеландии. На церемонии вручения новогодних наград 2001 года Пулоту-Эндеманн была удостоена звания члена Новозеландского Ордена за заслуги перед общественным здравоохранением.
- Джайя Саэлуа — футболист Американского Самоа . Саэлуа был первым игроком фаафафина, принявшим участие в мужском отборочном матче чемпионата мира по футболу . Саэлуа снялся в британском документальном фильме « Next Goal Wins» . [ 23 ] [ 24 ] В художественном фильме «Следующий гол побеждает» (фильм 2023 года), основанном на событиях документального фильма, Саэлуа играет фаафафинский актер Каймана.
- Дэн Таулапапа Макмаллин – поэт, художник, кинорежиссер. Книга художника: «Рана целителя: странная история Полинезии» , опубликованная Обществом Пу'ухонуа и Tropic Editions of Honolulu. Выставки и показы в Художественном музее Гонолулу, Музее Де Янга, Музее современного местного искусства, Музее Бишопа, Метрополитен-музее, Организации Объединенных Наций, Музее современного искусства. Сборник стихов: «Кокосовое молоко» (десять лучших ЛГБТ-книг года Американской библиотечной ассоциации).
- Лейлани Томинико - первый профессиональный борец-трансгендер в Новой Зеландии.
- Амао Леота Лу – художник-перформанс, активист, общественный деятель [ 25 ]
Вымышленный феминизм
[ редактировать ]- Получеловек-полудевушка, безымянный персонаж Альберта Вендта романа «Летучая лисица на дереве свободы» (1979).
- Мули и Пипи в стихотворении Дэна Таулапапы Макмаллина «Летучая мышь» (1993), получившем премию поэтов и писателей.
- Шугар Ширли, персонаж Сии Фигил романа «Там, где мы когда-то были» (1996). [ 26 ]
- Вили Атафа, персонаж Пасифика пьесы «Поет птица-фрегат» (1996) Оскара Кайтли , Дэвида Фейна и Натаниэля Лиза. [ 27 ]
- Синалела (2001), вымышленный персонаж короткометражного фильма Дэна Таулапапы Макмаллина Синалела , получившего награду за лучший короткометражный фильм на фестивале радужного кино в Гонолулу. [ 28 ]
- Faafafine (2001), автобиографическое сольное произведение Брайана Фуата. [ 29 ]
- Брат Кен из Бро'Тауна (2004–2009), директор школы. [ 30 ]
- Джерри Фаафафин (2011), тематическая фигура (под влиянием поэзии Таулапапы) из серии работ Тану Гаго. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Гей (женщина) - эквивалентная гендерная идентичность на Филиппинах.
- Такатапуи - гомосексуальные или бисексуальные отношения среди маори.
- Моэ айкане - гомосексуальные или бисексуальные отношения среди коренных гавайцев.
- Двудушие - схожая гендерная идентичность в коренных американцев. культуре
- Хиджра - аналогичная гендерная идентичность в Южной Азии
- Кэтои - аналогичная гендерная идентичность в Таиланде
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Васи, Пол Л.; ВандерЛаан, Дуг П. (2021), Шакелфорд, Тодд К.; Уикс-Шакелфорд, Вивиана А. (ред.), «Фаафафин» , Энциклопедия эволюционной психологической науки , Спрингер, стр. 2875–2876, номер документа : 10.1007/978-3-319-19650-3_46 , ISBN 978-3-319-19650-3
- ^ Профессор Пол Л. Васи (11 мая 2022 г.). «Хватит навязывать западную ЛГБТК-идентичность незападникам. Это колониализм» . Newsweek .
- ^ Малайзия, Малама; Шеффель, Пенелопа. «Заявление феминисток — это миф, это оскорбительно» . Юки Кихара . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ Макфолл, Эшли (2013). Ia e Ola Malamalama i lou Faasinomaga, Сравнительное исследование фафафинов Самоа и вакавахине Аотеароа-Новой Зеландии (PDF) (диссертация). Транспортное сообщение открытого доступа - Университет Виктории в Веллингтоне. дои : 10.26686/wgtn.17006278.v1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Васи, Пол Л.; Бартлетт, Нэнси Х (2007). «Чему самоанский «Фаафафин» может научить нас о западной концепции расстройства гендерной идентичности в детстве?» (PDF) . Перспективы биологии и медицины . 50 (4): 481–490. дои : 10.1353/pbm.2007.0056 . ISSN 1529-8795 .
- ^ Семенина, Скотт В.; ВандерЛаан, Дуг П.; Петтерсон, Ланна Дж.; Васи, Пол Л. (13 октября 2017 г.). «Семейная модель и распространенность мужской андрофилии в Самоа» . Журнал сексуальных исследований . 54 (8): 1077–1084. дои : 10.1080/00224499.2016.1218416 . ISSN 0022-4499 .
- ^ Милнер, Великобритания, 1966. Самоанско-английский словарь. Запись "Фаафафине", стр. 52 под "Фафином"
- ^ Таулапапа Макмаллин, Дэн (2011). «Заметки Фаафафина: О Тагалоа, Иисусе и Нафануа». Квир-исследования коренных народов: критические вмешательства в теорию, политику и литературу. Тусон: Издательство Университета Аризоны : 81–94.
- ^ Силия Паусиси Финау (2017). Женское лидерство в традиционных деревнях Самоа: культурные, социальные и религиозные проблемы (PDF) (доктор философии). Университет Виктории в Веллингтоне . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Канемасу, Йоко; Лики, Асенати (01 декабря 2021 г.). « Пусть фаафафине сияет, как бриллианты»: баланс между компромиссом, переговорами и сопротивлением в контргегемонии гендерно-неконформных самоанцев» . Журнал социологии . 57 (4): 806–824. дои : 10.1177/1440783320964538 . ISSN 1440-7833 . S2CID 228995861 .
- ^ Долгой, Риван (2000). Поиски признания и возникновение социального движения на пути к пониманию трансформации фаафафинов Самоа. Университет Альберты .
- ^ Васи, Пол Л.; ВандерЛаан, Дуг П. (01 августа 2010 г.). «Добрые тенденции и эволюция мужской андрофилии в Самоанском Фаафафине» . Архив сексуального поведения . 39 (4): 821–830. дои : 10.1007/s10508-008-9404-3 . ISSN 1573-2800 . ПМИД 18810630 . S2CID 19873688 .
- ^ Салеймоа Вааи, Самоа Фаа-матай и верховенство закона (Апиа: Национальный университет Самоа Ле Папа-и-Галагала, 1999).
- ^ Перейти обратно: а б Бартлетт, Нью-Хэмпшир; Васи, Польша (2006). «Ретроспективное исследование гендерно-атипичного поведения детей в самоанском фаафафине». Архив сексуального поведения . 35 (6): 659–66. дои : 10.1007/s10508-006-9055-1 . ПМИД 16909317 . S2CID 22812712 .
- ^ Дэниэлссон, Б., Т. Дэниэлссон и Р. Пирсон. 1978. Третий пол Полинезии: веселая жизнь начинается на кухне. Ежемесячник островов Тихого океана 49:10–13.
- ^ Перкинс, Роберта (март 1994 г.). «Как леди в Полинезии» . Журнал Polare (3-е изд.). www.gendercentre.org.au. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 г.
- ^ «Шевон Кайо Матай скончался» . Новости Самоа . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ «Фаафафине хочет честного и инклюзивного освещения событий» . Самоа обозреватель .
- ^ Суа, Алекс; Фарран, Сью (2009). «Дискриминация по признаку статуса: уголовное право и Фаафафине и Факалейти в южной части Тихого океана» . Журнал южнотихоокеанского права .
- ^ «Самоанские странные жизни», опубликованные Little Island Press» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2019 г. Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ «Коронована новая Мисс УТОПИЯ» . Сиэтлские гей-новости . 19 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 12 января 2014 г. Проверено 18 февраля 2014 г.
- ^ «Американское Самоа: сквозь годы» . www.facebook.com .
- ^ «ВИДЕО: В трейлере «Next Goal Wins» подробно рассказывается о «худшей команде в мире» » . Спортивное радио NBC . 20 февраля 2014 г. Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ «Голливудский подход к Американскому Самоа» . ФИФА Мир . 13 марта 2013. Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ «Издание местного героя воинов-трансгендеров: Амао Леота Лу» . Трансгендерные воины . 06.09.2019 . Проверено 02 июня 2021 г.
- ^ Ямамото, Трэйз (1 октября 2000 г.). «Там, где мы когда-то жили (рецензия)» . Журнал азиатско-американских исследований . 3 (3): 384–386. дои : 10.1353/jaas.2000.0042 . ISSN 1096-8598 . S2CID 144930451 .
- ^ « Поет птица-фрегат » . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ "Синалела | Видеоархив Freewaves" . archive.freewaves.org . 22 января 2015 г.
- ^ «УТП» . Проекты городского театра .
- ^ Шмидт, Йоханна (2021) [2011]. «Брат Кен, братан (1-й из 3)» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Новой Зеландии Министерство культуры и наследия . Архивировано из оригинала 8 февраля 2019 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Джерри Феминистка» . ПИМПИ ЗНАЕТ .
Источники
[ редактировать ]- Долгой, Риван. 2000. В поисках признания и возникновения социального движения, к пониманию трансформации фаафафинов Самоа. (Из интервью 1970-х, 1980-х, 1990-х годов). Университет Альберты.
- Шмидт, Йоханна. 2001. «Переосмысление Фаафафина: западные дискурсы и формирование трансгендеризма в Самоа» . Перекрестки , Выпуск 6.
- Таулапапа Макмаллин, Дэн. 2004. Трансвестит по имени Пипи . Тинфиш Пресс, Гонолулу.
- Ванесса, Венасио Селе Уши. 2008. Мемуары самоанки, католички и феминистки .
- Феу, Пойва Джуниор Эшли. 2013. Помните о своей личности , Сравнительное исследование фаафафинов Самоа и вакавахине Аотеароа-Новой Зеландии . Университет Виктории в Веллингтоне.
- Таулапапа Макмаллин, Дэн. 2013. Кокосовое молоко . Издательство Университета Аризоны.
- Томпсон, Пол Гайус. 2017. Сайли Ле Тофа: В поисках новой мудрости: сексуальность и феминизм в контексте Самоа. Колумбийский университет.
- Кихара, Юки и Таулапапа Макмаллин, Дэн. 2018. «Самоанские странные жизни» . Little Island Press, Окленд, Аотеароа, Новая Зеландия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Facebook Самоанской ассоциации женщин SFA, Апиа, Самоа.
- Официальный сайт Общества фаафафинов SOFIAS в Американском Самоа, Паго-Паго, Американское Самоа. Архивировано 12 июля 2015 г. в Wayback Machine.
- Страница Facebook для UTOPIA Сан-Франциско.
- Монтегю, Джеймс. 2011. «Игрок-трансгендер помог Американскому Самоа одержать первую международную футбольную победу» . Нью-Йорк Таймс, 25 ноября 2011 г.
- Уильям Кремер (18 февраля 2014 г.). «Эволюционная загадка гомосексуализма» . Новости Би-би-си . Проверено 18 февраля 2014 г.