Сипиник
В культуре инуитов сипиник ( инуктитут : ᓯᐱᓂᖅ ; западно -гренландский инуттут : sipineq , от sipi , означающего «расколоть», множественное число sipiniit ) [1] [2] относится к человеку, который, как полагают, изменил свой физический пол в младенчестве, но чей пол обычно обозначается как тот же, что и его предполагаемый первоначальный пол. [3] В некотором смысле, сипиник можно считать третьим полом . [4] У инуитов Нунаат эта концепция в первую очередь засвидетельствована в районах канадской Арктики , таких как Иглулик и Нунавик . [5] а также в Гренландии, таких как китаамиутские инуиты и инуиты , хотя Иивиит использовал слова тиккалияк и нулиакаалиак . [2] Инуиты Нетсилик использовали слово кипиджуитук для обозначения аналогичного понятия. [6]
Рождение
[ редактировать ]Смена пола могла произойти как у плода, еще в утробе матери, так и в момент рождения. Например, новорожденный может восприниматься как имеющий пенис и яички , которые в момент рождения «раскрываются», образуя влагалище и половые губы . Этот младенец будет социально обозначен как мальчик, несмотря на наличие половых органов, которые обычно воспринимаются как женские. [4] В более сложном примере смены пола, произошедшей до рождения, одна женщина-инуитка описала воспоминания о том, что она была душой своего умершего дедушки по материнской линии, которая вошла в матку ее собственной матери и стала плодом мужского пола. Когда пришло время родов, плод отказался от рождения мужчиной и родился физически как женщина. [7]
Полевые исследования, проведенные в 1970-х годах, показали, что две трети сипинитов были младенцами мужского пола, которые стали девочками и затем были обозначены как мальчики (может произойти и обратное, хотя и реже). [1] [5] Длительные и трудные роды часто приписывались младенцам сипиниту . [8] Другие физические признаки того, что ребенок был сипиником, включают неопределенность гениталий (от отека из-за отека до гениталий с интерсексуальными признаками) и закупорку гениталий слизью при рождении. [9]
Социализация
[ редактировать ]Человек - сипиник рассматривался в социальном плане как представитель назначенного им пола в процессе, который был назван «обратной социализацией». [10] Они будут названы в честь умершего родственника указанного пола, будут выполнять работу, связанную с этим полом, и носить традиционную одежду, адаптированную для задач этого пола. К человеку обычно относились как к сипинику до достижения половой зрелости, но в некоторых случаях они сохраняли эту роль и в зрелом возрасте, и даже после брака. [1] [4] Сипинииты считались сильными посредниками между природным и духовным мирами, что делало их главными кандидатами на роль ангаккука или шамана. Многие сипиниты женились на других сипинитах , но они также могли вступать в брак с цисгендерными людьми – сипиниты отражали гендерную роль , а не сексуальность . [1] [4] Некоторые инуиты сообщали о вере, что женщины, которые были или были сипинитами, сами рожают сипинитских детей. [11]
Антропологические перспективы
[ редактировать ]Французский антрополог Бернар Саладен Д'Англюр отвечал за большую часть ранних научных исследований сипинита , начиная с конца 1970-х годов. [1] Он использовал термин «перинатальная транссексуальность», чтобы описать концепцию смены пола, которая может произойти в утробе матери или в момент рождения. Он отметил, что у инуитов повышен уровень женского псевдогермафродитизма , что, возможно, способствовало зарождению концепции сипиниита . Однако он также отметил, что это не объясняет всех или даже большинства случаев сипиниита у людей, поскольку большинство женщин-псевдогермафродитов были стерильны , а большинство сипиниитов — нет. [7]
Некоторые исследователи пытались найти демографические, экономические или психологические причины для обозначения ребенка как сипиник . Утверждалось, что сипиник возник для того, чтобы помочь выровнять соотношение полов в семьях, в которых были дети только одного пола. Саладин Д'Англюр считал такие аргументы «обеднением реальности инуитов» и утверждал, что обратная социализация среди инуитов возникла из основополагающего семейного идеала, который отражает сбалансированный порядок вселенной в микрокосме . [10] Идеальная семья инуитов состояла из «пары мужчина-женщина (супруги) и пары брат-сестра». [10] Когда семейная ячейка не соответствовала идеологическому идеалу, семья использовала обратную социализацию или сипиником для восстановления баланса. обозначение новорожденного [12]
Канадский антрополог Бетти Кобаяши Иссенман считала обозначение ребенка сипиником духовной практикой, посредством которой ребенок включает в себя дух умершего родственника, а не выражением того, что ребенок является трансгендером . [5]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чиланд, Колетт (1 января 2003 г.). Транссексуализм: иллюзия и реальность . МУДРЕЦ. п. 28. ISBN 978-1-4129-0264-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Флейшер, Маргарита (28 января 2020 г.). СТРАННОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В Гренландии В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ (PDF) (на датском языке). Илисиматусарфик. стр. 70–92.
- ^ Смит, Эрик Олден; Смит, С. Эбигейл; и др. (1994). «Изменение соотношения полов у инуитов: контроль численности населения, этнографическая ошибка или родительское манипулирование? [и комментарии и ответы]» . Современная антропология . 35 (5): 617. дои : 10.1086/204319 . ISSN 0011-3204 . JSTOR 2744084 . S2CID 143679341 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Стерн, Памела Р. (16 июня 2010 г.). Повседневная жизнь инуитов . АВС-КЛИО. стр. 11–12. ISBN 978-0-313-36312-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Иссенман, Бетти Кобаяши (1997). Сухожилия выживания: живое наследие одежды инуитов . Ванкувер: UBC Press. п. 214. ИСБН 978-0-7748-5641-6 . OCLC 923445644 .
- ^ Уолли, Меган (2018). «Изучение потенциальных археологических выражений небинарного пола в контекстах инуитов до контакта» . Этюды/Инуиты/Исследования . 42 (1): 269–289. дои : 10.7202/1064504ar . ISSN 0701-1008 . JSTOR 26775769 .
- ^ Перейти обратно: а б Саладин Д'Англюр 2006 , с. 171.
- ^ Уолли, Меган (27 ноября 2019 г.). Включение небинарного гендера в археологию инуитов: устные свидетельства и материальные вторжения . Рутледж. ISBN 978-0-429-59014-6 .
- ^ Саладин Д'Англюр, Бернар (2006). «Инуиты третьего пола ». В Кристи, Гордон (ред.). Аборигенство и управление: междисциплинарный подход . Индийский заповедник Пентиктон , Британская Колумбия : Theytus Books. стр. 170–171. ISBN 1894778243 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саладин Д'Англюр 2006 , с. 173.
- ^ Ухтувак, Илисапи; Программа, Язык и культура Арктического колледжа Нунавута (2001). Перспективы традиционного здравоохранения . Программа «Язык и культура» Арктического колледжа Нунавута при щедрой поддержке Общества старейшин Паириджайт Тигуммивик. ISBN 978-1-896204-35-2 .
- ^ Саладин Д'Англюр 2006 , с. 172–173.