Моисей
Часть серии о |
Трансгендерные темы |
---|
Категория |
В сапотекских культурах Оахаки (южная Мексика ) муксе (также пишется как мукхе ; [muʃeʔ] ) — это человек, которому при рождении назначен мужчина , который одевается и ведет себя так, как обычно ассоциируется с женщинами; их можно рассматривать как представители третьего пола . [1] [2]
Этимология
[ редактировать ]слово сапотекское muxe происходит Считается, что от испанского слова mujer , означающего «женщина» . [3] В 16 веке буква x имела звук, похожий на «ш» (см. Историю испанского языка § Современное развитие староиспанских шипящих ).
Гендер и идентичность в сапотекской культуре
[ редактировать ]В отличие от в Мексике метисов культуры , где преобладают метисы, на перешейке Теуантепек проживает преимущественно сапотекское население , один из коренных народов страны . Широко известно, что там Муксе сталкиваются с меньшей враждебностью, чем гомосексуалисты, женоподобные мужчины и трансженщины в других местах Мексики. По оценкам одного исследования, 6 процентов мужчин в сообществе сапотеков на перешейке в начале 1970-х годов были мультиксе. [4] Другие сапотекские общины за пределами перешейка имеют аналогичные роли третьего пола , например, бизаа Теотитлана дель Валье .
Хотя точного числа людей, которые идентифицируют себя как мультиплексы, не существует, ведутся большие споры о том, что же такое мультиплексоры. Некоторый [ ВОЗ? ] говорят, что человек не считается мультиксе, если он не родился на перешейке региона Теуантепек, и вместо этого считается геем, если он родился за пределами деревни. [5]
Некоторые женятся на женщинах и заводят детей, тогда как другие выбирают мужчин в качестве сексуальных или романтических партнеров. [6] По словам антрополога Линн Стивен, муксе «могут выполнять определенные виды женской работы, такие как вышивание или украшение домашних алтарей, но другие выполняют мужскую работу по изготовлению украшений». [6] [7]
Muxe может быть вестидас («одетый», т.е. одетый в женскую одежду) или пинтадас («накрашенный», т.е. носящий мужскую одежду и макияж). Было высказано предположение, что, хотя трехгендерная система возникла еще до испанской колонизации , [ нужна ссылка ] Феномен одевания Muxe в женскую одежду возник сравнительно недавно, начиная с 1950-х годов и набирая популярность, пока почти все современное поколение Muxe не превратилось в платья . [8]
В современной сапотекской культуре сообщения различаются в зависимости от их социального статуса. Муксе в деревенских общинах не могут подвергаться пренебрежению и пользуются большим уважением, в то время как в более крупных и западных городах они могут сталкиваться с некоторой дискриминацией, особенно со стороны мужчин, из-за отношения, привнесенного католицизмом. [9] Муше обычно принадлежат к беднейшим слоям общества. Гендерные различия и однополые желания в более богатых общинах региона с большей вероятностью соответствуют более западной классификации геев, бисексуалов и трансгендеров. Такие люди также с большей вероятностью останутся « в чулане ». Несмотря на это, мультиплекс традиционно считался приносящим удачу, и многие теперь работают служащими или участвуют в политике.
В 1995 году антрополог Беверли Чиньяс объяснила, что в культуре сапотеков «идея выбора пола или сексуальной ориентации так же нелепа, как предположение о том, что человек может выбирать цвет своей кожи». [10] Большинство людей традиционно рассматривают свой пол как нечто, данное им Богом (будь то мужчина, женщина или муксе), и лишь немногие муксе желают сделать операцию на половых органах . Они обычно не страдают гендерной дисфорией .Здесь не так много давления, чтобы « пройти », как в западных обществах. [ нужна ссылка ]
Линн Стивен пишет: «Мужчин Muxe не называют «гомосексуалистами», они составляют отдельную категорию, основанную на гендерных признаках. Люди воспринимают их как имеющих физические тела мужчин, но отличающихся от большинства мужчин эстетическими, трудовыми и социальными навыками. иметь некоторые качества женщины или сочетать в себе качества мужчины и женщины». Если они выбирают мужчин в качестве сексуальных партнеров, ни один из них не обязательно считается гомосексуалистом.
Выдающиеся личности
[ редактировать ]В 2003 году 25-летняя Амаранта Гомес Регаладо из Хучитан-де-Сарагоса получила международную известность как кандидат в Конгресс от партии «Возможная Мексика» на выборах в штате Оахака . Ее широкая платформа включала призывы к декриминализации марихуаны и абортов. [11] [12]
Лукас Авенданьо – начинающий художник-перформанс , чьи недавние работы представляют собой странное перформативное вмешательство в мексиканские националистические представления, особенно в образы сапотекских женщин -теуанцев . Авенданьо, родившийся на перешейке, воплощает в себе сложную индивидуальность мультиплексоров. В его выступлении в переодевании переплетаются ритуальные танцы с автобиографическими отрывками и действиями с участием зрителей, чтобы бросить вызов широко распространенному мнению о дружественной к геям местной культуре и указать на существование жизни, в которой боль и одиночество сочетаются с самоутверждением. гордость. [13]
Алекс Ороско — актриса, драматург и театральный режиссер, получившая несколько региональных наград за монолог «Балана» о секс-работниках Муксе в штате Оахака. [14]
Марвен — продавец продуктов питания, которую часто называют леди Такос де Канаста . Ее первым заметным появлением стало вирусное видео, снятое, когда она продавала еду на марше гей-прайда 2016 года. С тех пор ее популярность возросла, и ее опубликовали во многих средствах массовой информации. Она была показана в третьем эпизоде Taco Chronicles , документального сериала Netflix 2019 года, в котором она обсуждает как свой бизнес, так и пол. Она участвовала в нескольких зарегистрированных инцидентах с полицией в феврале и июле 2019 года. [15] [16] [17] [18]
См. также
[ редактировать ]- Бакла , похожая группа людей на Филиппинах.
- «Цветы огня» (2000), документальный фильм о жителях Хучитана, Оахака.
- Фемминиелло , похожая группа людей в Неаполе, Италия.
- Хиджра , группа людей со схожими чертами характера в Индии.
- Третий пол
- Сексуальность и гендер в Сапотеках Оахаке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чиньяс, Беверли (1995). Отношение сапотеков перешейка к полу и гендерным аномалиям, стр. 293–302, в книге Стивена О. Мюррея (редактор), «Латиноамериканский мужской гомосексуализм», Альбукерке: University of New Mexico Press.
Чиньяс (стр. 294) определяет муксе как «людей, которые кажутся преимущественно мужчинами, но демонстрируют определенные женские характеристики» и выполняют «третью гендерную роль между мужчинами и женщинами, перенимая некоторые характеристики каждого из них». - ^ Майале, Бренда (2010). «Муксе как Гипер-Техуана: «Мы такие женщины» » . Набор данных PsycEXTRA . дои : 10.1037/e652962011-001 . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Беннхольдт-Томсен, Вероника (2008). «Muxe: третий пол» (PDF) (на испанском языке). Гете-институт . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Римф, Дэвид (1974). Межполовое поведение в деревне сапотеков на перешейке. Доклад представлен на ежегодном собрании Американской антропологической ассоциации в Мехико.
- ^ «Муксы Хучитана: без извинений быть теми, кем они хотят быть» . 25 марта 2016 г. – через журнал ВАГА.
- ^ Jump up to: а б Стивен, Линн (2002). «Перспективы Латинской Америки», выпуск 123, том 29, № 2, март 2002 г., стр. 41–59. « Сексуальность и гендер в сапотеках Оахаки. » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2007 г. (98,6 КиБ )
- ^ МИАНО, М. (2002). Мужчина, женщина и муксе на перешейке Теуантепек. Мексика: Плаза и Вальдес. КОНАКУЛЬТА-ИНА.
- ^ Гомес Регаладо, Амаранта (2005) « Преодоление. » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 января 2007 г. (50,0 КиБ )
- ^ Стивен, Линн, цит .
- ^ Чиньяс, Беверли (1995). Отношение сапотеков перешейка к полу и гендерным аномалиям, стр. 293-302 в книге Стивена О. Мюррея (редактор), «Латиноамериканский мужской гомосексуализм», Альбукерке: University of New Mexico Press
- ^ Медина, Антонио (5 июня 2003 г.). «Новая видимость лесбиянок и геев» . ПИСЬМА . Проверено 13 марта 2016 г. - через La Jornada.
- ^ «Архивированный профиль Амаранты Гомес Регаладо для WorldOut Games в Копенгагене 2009» . Амаранта Гомес Регаладо – WorldOut Games 2009 . Интернет-архив Wayback Machine. 11 января 2016. Архивировано из оригинала 21 июля 2009 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Стамбо, Антонио Прието (1 января 2014 г.). Avendaño» латиноамериканского театра . Performancea » Lukas . Обзор de « RepresentaXión la identidad un muxe de :
- ^ «Балана, история, рассказанная из близости, идентичности и смерти» . 13 марта 2022 г. – через камеру-обскуру.
- ^ М, Стефани; Мандуджано (28 августа 2018 г.). «Леди Такос де Канаста: есть кузнечики, игуана, рисовый пудинг…» (на мексиканском испанском языке) . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «Леди Такос де Канаста, полиция нападает на нее и отбрасывает ее позицию» . www.milenio.com . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «Власти пытаются убрать леди тако де корзина в мэрии Куауэмока» . El Heraldo de México (на мексиканском испанском языке). 29 июля 2019 г. Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ « Хроники Тако» отдают должное неправильно понятому основному продукту уличной еды в Мексике» . www.culturacolectiva.com . 18 июля 2019 г. Проверено 12 августа 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жасмин Агилера (23 ноября 2019 г.). «На обложке декабрьского номера Vogue Mexico впервые изображена транс-женщина из числа коренного населения» . Время .
- «Знакомьтесь с Muxes. Как отдаленный город на юге Мексики заново изобрел секс и гендер», Fusion, 31 мая 2015 г., http://interactive.fusion.net/meet-the-muxes/ (включая видео).
- Лейси, Марк « Особый образ жизни: Муксе Мексики » The New York Times, 7 декабря 2008 г.
- Роско, Уилл (1998). Меняющиеся: третий и четвертый полы коренных жителей Северной Америки. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ExandasDocs. «Муксы Хучитана» . Время 9:47. YouTube.com, 4 сентября 2007 г.
- CNN.com. «Муксы Мексики. Часть 1» . Время 8:38. 11 мая 2010 г.
- CNN.com. «Муксы Мексики. Часть 2» . Время 8:13. 11 мая 2010 г.
- CNN.com. «Муксы Мексики. Часть 3» . Время 6:31. 11 мая 2010 г.
- вице.ком. «Третий пол Оахаки» . Время 22:21. 9 июля 2013 г.
- «Рожденный таким: мексиканский город, где гендер изменчив» (также размещен на Youtube и Vimeo ), короткометражный документальный фильм, выпущенный в октябре 2017 года, режиссер Шауль Шварц , продюсер Reel Peak Films , по заказу The Guardian и The Filmmaker Фонд берет интервью у нескольких жителей Хучитана и членов их семей об опыте и восприятии мультиплексоров. Испанский с английскими субтитрами .