Jump to content

Моисей

Фото: Михо Хагино
Фелина Сантьяго, активистка Muxe, президент группы Muxe Las Auténticas Intrépidas Buscadoras del Peligro Фото: Михо Хагино
Лукас Авенданьо, сапотекский -мульти художник -перформанс .

В сапотекских культурах Оахаки (южная Мексика ) муксе (также пишется как мукхе ; [muʃeʔ] ) — это человек, которому при рождении назначен мужчина , который одевается и ведет себя так, как обычно ассоциируется с женщинами; их можно рассматривать как представители третьего пола . [1] [2]

Этимология

[ редактировать ]

слово сапотекское muxe происходит Считается, что от испанского слова mujer , означающего «женщина» . [3] В 16 веке буква x имела звук, похожий на «ш» (см. Историю испанского языка § Современное развитие староиспанских шипящих ).

Гендер и идентичность в сапотекской культуре

[ редактировать ]

В отличие от в Мексике метисов культуры , где преобладают метисы, на перешейке Теуантепек проживает преимущественно сапотекское население , один из коренных народов страны . Широко известно, что там Муксе сталкиваются с меньшей враждебностью, чем гомосексуалисты, женоподобные мужчины и трансженщины в других местах Мексики. По оценкам одного исследования, 6 процентов мужчин в сообществе сапотеков на перешейке в начале 1970-х годов были мультиксе. [4] Другие сапотекские общины за пределами перешейка имеют аналогичные роли третьего пола , например, бизаа Теотитлана дель Валье .

Хотя точного числа людей, которые идентифицируют себя как мультиплексы, не существует, ведутся большие споры о том, что же такое мультиплексоры. Некоторый [ ВОЗ? ] говорят, что человек не считается мультиксе, если он не родился на перешейке региона Теуантепек, и вместо этого считается геем, если он родился за пределами деревни. [5]

Некоторые женятся на женщинах и заводят детей, тогда как другие выбирают мужчин в качестве сексуальных или романтических партнеров. [6] По словам антрополога Линн Стивен, муксе «могут выполнять определенные виды женской работы, такие как вышивание или украшение домашних алтарей, но другие выполняют мужскую работу по изготовлению украшений». [6] [7]

Muxe может быть вестидас («одетый», т.е. одетый в женскую одежду) или пинтадас («накрашенный», т.е. носящий мужскую одежду и макияж). Было высказано предположение, что, хотя трехгендерная система возникла еще до испанской колонизации , [ нужна ссылка ] Феномен одевания Muxe в женскую одежду возник сравнительно недавно, начиная с 1950-х годов и набирая популярность, пока почти все современное поколение Muxe не превратилось в платья . [8]

В современной сапотекской культуре сообщения различаются в зависимости от их социального статуса. Муксе в деревенских общинах не могут подвергаться пренебрежению и пользуются большим уважением, в то время как в более крупных и западных городах они могут сталкиваться с некоторой дискриминацией, особенно со стороны мужчин, из-за отношения, привнесенного католицизмом. [9] Муше обычно принадлежат к беднейшим слоям общества. Гендерные различия и однополые желания в более богатых общинах региона с большей вероятностью соответствуют более западной классификации геев, бисексуалов и трансгендеров. Такие люди также с большей вероятностью останутся « в чулане ». Несмотря на это, мультиплекс традиционно считался приносящим удачу, и многие теперь работают служащими или участвуют в политике.

В 1995 году антрополог Беверли Чиньяс объяснила, что в культуре сапотеков «идея выбора пола или сексуальной ориентации так же нелепа, как предположение о том, что человек может выбирать цвет своей кожи». [10] Большинство людей традиционно рассматривают свой пол как нечто, данное им Богом (будь то мужчина, женщина или муксе), и лишь немногие муксе желают сделать операцию на половых органах . Они обычно не страдают гендерной дисфорией .Здесь не так много давления, чтобы « пройти », как в западных обществах. [ нужна ссылка ]

Линн Стивен пишет: «Мужчин Muxe не называют «гомосексуалистами», они составляют отдельную категорию, основанную на гендерных признаках. Люди воспринимают их как имеющих физические тела мужчин, но отличающихся от большинства мужчин эстетическими, трудовыми и социальными навыками. иметь некоторые качества женщины или сочетать в себе качества мужчины и женщины». Если они выбирают мужчин в качестве сексуальных партнеров, ни один из них не обязательно считается гомосексуалистом.

Выдающиеся личности

[ редактировать ]

В 2003 году 25-летняя Амаранта Гомес Регаладо из Хучитан-де-Сарагоса получила международную известность как кандидат в Конгресс от партии «Возможная Мексика» на выборах в штате Оахака . Ее широкая платформа включала призывы к декриминализации марихуаны и абортов. [11] [12]

Лукас Авенданьо – начинающий художник-перформанс , чьи недавние работы представляют собой странное перформативное вмешательство в мексиканские националистические представления, особенно в образы сапотекских женщин -теуанцев . Авенданьо, родившийся на перешейке, воплощает в себе сложную индивидуальность мультиплексоров. В его выступлении в переодевании переплетаются ритуальные танцы с автобиографическими отрывками и действиями с участием зрителей, чтобы бросить вызов широко распространенному мнению о дружественной к геям местной культуре и указать на существование жизни, в которой боль и одиночество сочетаются с самоутверждением. гордость. [13]

Алекс Ороско — актриса, драматург и театральный режиссер, получившая несколько региональных наград за монолог «Балана» о секс-работниках Муксе в штате Оахака. [14]

Марвен — продавец продуктов питания, которую часто называют леди Такос де Канаста . Ее первым заметным появлением стало вирусное видео, снятое, когда она продавала еду на марше гей-прайда 2016 года. С тех пор ее популярность возросла, и ее опубликовали во многих средствах массовой информации. Она была показана в третьем эпизоде ​​Taco Chronicles , документального сериала Netflix 2019 года, в котором она обсуждает как свой бизнес, так и пол. Она участвовала в нескольких зарегистрированных инцидентах с полицией в феврале и июле 2019 года. [15] [16] [17] [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чиньяс, Беверли (1995). Отношение сапотеков перешейка к полу и гендерным аномалиям, стр. 293–302, в книге Стивена О. Мюррея (редактор), «Латиноамериканский мужской гомосексуализм», Альбукерке: University of New Mexico Press.
    Чиньяс (стр. 294) определяет муксе как «людей, которые кажутся преимущественно мужчинами, но демонстрируют определенные женские характеристики» и выполняют «третью гендерную роль между мужчинами и женщинами, перенимая некоторые характеристики каждого из них».
  2. ^ Майале, Бренда (2010). «Муксе как Гипер-Техуана: «Мы такие женщины» » . Набор данных PsycEXTRA . дои : 10.1037/e652962011-001 . Проверено 4 июня 2021 г.
  3. ^ Беннхольдт-Томсен, Вероника (2008). «Muxe: третий пол» (PDF) (на испанском языке). Гете-институт . Проверено 13 марта 2016 г.
  4. ^ Римф, Дэвид (1974). Межполовое поведение в деревне сапотеков на перешейке. Доклад представлен на ежегодном собрании Американской антропологической ассоциации в Мехико.
  5. ^ «Муксы Хучитана: без извинений быть теми, кем они хотят быть» . 25 марта 2016 г. – через журнал ВАГА.
  6. ^ Jump up to: а б Стивен, Линн (2002). «Перспективы Латинской Америки», выпуск 123, том 29, № 2, март 2002 г., стр. 41–59. « Сексуальность и гендер в сапотеках Оахаки. » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2007 г.   (98,6 КиБ )
  7. ^ МИАНО, М. (2002). Мужчина, женщина и муксе на перешейке Теуантепек. Мексика: Плаза и Вальдес. КОНАКУЛЬТА-ИНА.
  8. ^ Гомес Регаладо, Амаранта (2005) « Преодоление. » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 января 2007 г.   (50,0 КиБ )
  9. ^ Стивен, Линн, цит .
  10. ^ Чиньяс, Беверли (1995). Отношение сапотеков перешейка к полу и гендерным аномалиям, стр. 293-302 в книге Стивена О. Мюррея (редактор), «Латиноамериканский мужской гомосексуализм», Альбукерке: University of New Mexico Press
  11. ^ Медина, Антонио (5 июня 2003 г.). «Новая видимость лесбиянок и геев» . ПИСЬМА . Проверено 13 марта 2016 г. - через La Jornada.
  12. ^ «Архивированный профиль Амаранты Гомес Регаладо для WorldOut Games в Копенгагене 2009» . Амаранта Гомес Регаладо – WorldOut Games 2009 . Интернет-архив Wayback Machine. 11 января 2016. Архивировано из оригинала 21 июля 2009 года . Проверено 13 марта 2016 г.
  13. ^ Стамбо, Антонио Прието (1 января 2014 г.). Avendaño» латиноамериканского театра . Performancea » Lukas . Обзор de « RepresentaXión   la identidad un muxe   de :
  14. ^ «Балана, история, рассказанная из близости, идентичности и смерти» . 13 марта 2022 г. – через камеру-обскуру.
  15. ^ М, Стефани; Мандуджано (28 августа 2018 г.). «Леди Такос де Канаста: есть кузнечики, игуана, рисовый пудинг…» (на мексиканском испанском языке) . Проверено 12 августа 2019 г.
  16. ^ «Леди Такос де Канаста, полиция нападает на нее и отбрасывает ее позицию» . www.milenio.com . Проверено 12 августа 2019 г.
  17. ^ «Власти пытаются убрать леди тако де корзина в мэрии Куауэмока» . El Heraldo de México (на мексиканском испанском языке). 29 июля 2019 г. Проверено 12 августа 2019 г.
  18. ^ « Хроники Тако» отдают должное неправильно понятому основному продукту уличной еды в Мексике» . www.culturacolectiva.com . 18 июля 2019 г. Проверено 12 августа 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92b64bdbed55f30d2d16de037dbbdd65__1720812360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/65/92b64bdbed55f30d2d16de037dbbdd65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muxe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)