История трансгендеров в Бразилии
Часть серии о |
Трансгендерные темы |
---|
![]() |
История трансгендеров в Бразилии включает в себя историю трансгендеров ( транссексуалов , третьего пола и травести ) в Бразилии , а также их борьбу и организацию от доколониального периода до наших дней. До колонизации Бразилии коренные народы уважали различные трансмужские и трансженские третьи полы; Колонизация включала публичные казни трансгендеров и систематическое навязывание западной гендерной бинарности . В конце 1800-х годов происходили неоднократные аресты чернокожих травести и время от времени сенсационные репортажи о травести. К 1920-м годам были популярны трансвеститы , а в 1950-е годы травести стали популярными звездами театра и ревю . Начиная с 1960-х годов, периодические издания ЛГБТ публично обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются травести и транссексуалы.
Военная диктатура в Бразилии (1964–1985) проводила массовые целенаправленные аресты и цензуру травести в СМИ. Многие эмигрировали в Париж, а большинство оставшихся были вынуждены заняться секс-работой. Во второй половине диктатуры цензура ослабла, и травести начали вновь входить в театр и организовываться открыто. После установления диктатуры массовые аресты продолжались наряду с внесудебными казнями со стороны военных и групп линчевателей. Движение за права гомосексуалистов дистанцировалось от травести в целях респектабельности . В 1992 году была создана первая политическая организация травести, которая начала выступать за помощь при ВИЧ и против жестокости полиции. В течение следующего десятилетия было создано больше транс-организаций, которые начали сотрудничать с организациями геев и лесбиянок.
В 1997 году в экспериментальном порядке были одобрены операции по подтверждению пола. В 2008 году операции стали подпадать под действие единой системы здравоохранения с жесткими требованиями, а в 2009 году суды установили право менять имя и пол в свидетельствах о рождении после операции. В 2017 году требованием смены имени стало судебное признание трансгендерной идентичности, а в 2019 году — самозасвидетельствование. С тех пор, как в 2008 году трансгендерная Европа начала собирать данные, в Бразилии наблюдается самый высокий в мире годовой уровень убийств трансгендеров.
Коренные народы и колонизация
[ редактировать ]
В XVI веке священники-иезуиты фиксировали встречи с коренными трансмужскими людьми, которые жили как мужчины, брали жен и обижались на то, что их называли женщинами. [1] В 1587 году в « Описательном трактате Бразилии» описывались кудинас , трансженские коренные народы, с которыми обращались как с женщинами. [2] Они с юных лет жили как женщины, выходили замуж и присоединялись к менструирующим женщинам, когда их сослали на угол села. [3] С 1536 по 1821 год « содомию наказывала португальская инквизиция » тюремным заключением, пытками и конфискацией имущества. [1] Колонизаторы считали колонизацию необходимой для регулирования обычаев коренных народов, считавшихся «противоестественными», таких как «содомия». [1]
Ксика Маниконго , африканский раб , был первым травести , зарегистрированным в Бразилии; [4] она работала сапожником, и в 1591 году португальская инквизиция предъявила ей обвинение в том, что она одевалась как женщина и занималась проституцией. [2] [4] В том же во время визита была обвинена еще одна африканская травести, Джоан. [2] Французский священник-капуцин Ив д'Эвре предоставил отчет о встрече с « гермафродитом » (теперь называемым Тибира ду Мараньян ) между 1613 и 1614 годами, который был вынужден скрываться, поскольку французы «искивали его и равных ему людей». убить их и очистить землю от их жестокости» во имя католической церкви; когда их поймали, их отвезли в форт Сан-Луис , привязали к пушке и расстреляли на глазах у местных лидеров коренных народов. [1] [3] Один из них был записан Ивом, когда он говорил Тибире: «Если ты хочешь иметь длинные волосы на Небесах и тело женщины, а не мужчины, попроси Тупана дать тебе тело женщины, и ты воскреснешь как женщина». , и там, на Небесах, ты будешь рядом с женщинами, а не с мужчинами». [1] [3]
В 1711 году первая конституция архиепископа Баии установила наказание в виде штрафа в размере 100 крузадо и, в зависимости от ситуации, изгнания за «переодевание в женщину». [2] В 1750-х годах португальцы установили административный контроль над полом и гендером в повседневной жизни, насаждая гетеросексуальность и приверженность западным гендерным нормам и ролям. [5] В течение следующих 100 лет в Бразилии неоднократно арестовывали за «переодевание в одежду другого пола», в основном чернокожих травести. [2] [6] Во второй половине XIX века бразильские газеты публиковали сенсационные сообщения о травести и публиковали их имена и адреса . [2]
20 век
[ редактировать ]
В 1910 году в книге Die Transvestiten ( «Трансвеститы ») Магнус Хиршфельд рассказал историю Дины Альмы де Парадеда , бразильской светской львицы, которая стала популярной фигурой на берлинских балах и которую, как он утверждал, знал лично; она умерла в 1906 году в результате самоубийства, вместо того чтобы выполнить приказ фельдшера раздеться и пройти медицинское обследование. [7] [8] В 1920-х и 30-х годах трансвеститы, такие как Джон Бриджес и Эймонд, устраивали популярные выступления, изображая современных женщин-звезд. [9] В 1950-х и 60-х годах гей-бары начали открываться в Копакабане, Рио-де-Жанейро , и травести получили большее признание в театре, ранее его относили к карнавалу и дрэг-боллам . [10]
В 1950-е годы ревю-шоу были на пике популярности. [9] В 1953 году Ивана Монтейро Дамиан стала звездой таких шоу и снималась в кино в образе женщины 50-х и 60-х годов. [9] Ее представили как приглашенную французскую художницу, несмотря на то, что она португалка и долгое время жила в Рио-де-Жанейро. [9] Поначалу ее пол скрывался, пока продюсеры не начали использовать его в своем маркетинге. [9] Ее часто называют первой известной травести бразильского театра, но в этом она отдает должное Эймонду. [9] В 1959 году журнал O Cruzeiro опубликовал историю о Марио да Силва, транс-мужчине, который в 18 лет перенес операцию по подтверждению пола в своем родном городе Итажаи . [6] В 1963 году гей-журнал «О Сноб» обсуждал различные современные гендерные идентичности в Рио, в том числе bichas , bofes , bonecas и entendidos . [10]
Военная диктатура (1964–1985)
[ редактировать ]

Военные репрессии начались в конце 60-х и достигли своего апогея в 70-е, в основном направленные против подозреваемых в коммунистах и ЛГБТ, наиболее узнаваемыми из которых в то время были травести. [10] Военные подвергали цензуре шоу травести на телевидении и в театре, а людей, которым при рождении приписывали мужской пол, арестовывали за то, что они выглядели женственно. [10] В тот же период пажуба , смесь португальского и западноафриканского языков , на которых говорят представители афро-бразильских религий, стал популярным среди травести и расширился, включив в него термины, относящиеся к ЛГБТ-людям для тайного общения. [11] В 1964 году Роджерия стала звездой ревю-шоу и вскоре после этого переехала в Европу вместе с другими известными травести, где она стала одной из первых бразильских травести, начавших гормональную терапию, подтверждающую пол. [9] К концу 1960-х и началу 70-х годов большинство травести в Рио принимали гормоны. [10] Вскоре после того, как звезды сбежали, преимущественно в Париж, за ними в город последовали еще около 200 травести. [10] К концу 70-х эта цифра выросла до 500, а к 80-м — до 2000. [10] В результате исключения из рынка труда и жилья в Бразилии и развивающейся индустрии секс-бизнеса большинство оставшихся травести в этот период систематически были вынуждены заниматься проституцией; в то время как в 60-е годы травести ассоциировались с театром, в 80-е они ассоциировались с преступностью и проституцией. [10] Многие начали использовать опасные силиконовые инъекции на черном рынке в дополнение к гормонам. [10]
В 1968 году, после принятия Институционального закона номер пять , министр иностранных дел Хосе де Магальяйнс Пинту сформировал комиссию по расследованию подрывных действий, подозреваемых в принадлежности к ЛГБТ, на основе медицинских и психиатрических обследований и внешних жалоб. [12] В 1970 году диктатура утвердила указ 1077 ( Decreto-Lei n. 1.077 ), который давал им право подвергать цензуре сообщения, которые они считали угрозой институту семьи. [6] В 1971 году Вальдирен Ногиера перенесла операцию по подтверждению пола у доктора Роберто Фарины . Операция, проведенная в больнице Освальдо Круса в Сан-Паулу, прошла успешно; Однако власти предъявили Фарине обвинение в нанесении телесных повреждений и приговорили к двум годам тюремного заключения. [6] Первую операцию транс-мужчине Жоау В. Нери тайно провел Фарина в 1977 году. [13]
В период с 1975 по 1985 год, известный как абертура (открытие) диктатуры, наблюдался рост различных освободительных движений. [10] В период с 1978 по 1981 год выходила первая ЛГБТ-газета в Бразилии, O Lampião da Esquina , которая привлекала внимание к убийствам, часто совершаемым полицией, гомосексуалистов и травести, а также к борьбе за права и признание ЛГБТ. [12] В 1980 году оно подвергло критике исключение трансвеститов из Бразильского собрания гомосексуалистов . [10] В середине 1970-х годов в Сан-Паулу систематическая охота привела к аресту более 2000 травести, с которыми затем обращались как с политическими заключенными. [10] В 1980 году во время карнавала в Рио-де-Жанейро полиция нападала, пытала и убивала гомосексуалистов и травести в местном баре. [12] В 1981 году армия начала операцию «Рондан», направленную против травести и арестовавшую 1500 человек за неделю, прежде чем была встречена массовым контрпротестом. [10] Несмотря на это, в области прав трансгендеров за это время наблюдались некоторые успехи. С 1978 по 1979 год доктор Роберто Фарина был оправдан от всей уголовной ответственности в ходе судебного разбирательства и последующей апелляции в связи с первой операцией по подтверждению пола, проведенной в Бразилии.
В 1977 году Клаудия Селеста стала первой актрисой телевидения-травести в Бразилии. [9] Роджерия вернулась в 1970-е годы и стала звездой театра, телевидения и кино под прозвищем «травести бразильской семьи» с 1980 года до своей смерти в 2017 году. [9] Клаудия Уандер была рок-звездой травести в 80-х, и, в отличие от своих предшественников, ее творчество было контркультурным и смешанным с ЛГБТ-активизмом. [9] В 1984 году Нери выпустил автобиографию « Личная ошибка: Жоана или Жоао?». ( Erro de Pessoa: Joana ou João? ), первое упоминание о самопровозглашенном транс-мужчине в Бразилии. [14] В том же году Бренда Ли , травести из Сан-Паулу, создала в своем доме Palacio das Princesas (Дворец принцесс), заботясь о ВИЧ-положительных травести и жертвах насилия. Название было изменено на Casa de Apoio Brenda Lee (Дом поддержки Бренды Ли) в 1986 году и по-прежнему было открыто по состоянию на 2019 год. [15] [16]
Постдиктаторский период (1986–1999)
[ редактировать ]
После диктатуры, во второй половине 1980-х, ситуация для травести ухудшилась. Военная полиция, военизированные формирования и дружинники охотились на травести и убивали их, не опасаясь юридических последствий. [10] 27 февраля 1987 года полиция Сан-Паулу начала операцию «Тарантул», программу, направленную против травести с целью выявления их личности; оно было официально приостановлено 10 марта из-за давления со стороны групп по защите прав ЛГБТ после ареста около 300 травести. [17] В 1987 году президент группы Triângulo Rosa (« розовый треугольник ») Жоао Антониу Маскареньяс выступил перед Учредительным собранием 1987 года и заявил, что общение с травести нанесет ущерб гомосексуальному движению. [15] На Учредительном собрании 1988 года активисты Бразильского гомосексуального движения предложили добавить сексуальную ориентацию в качестве защищенного класса в положение о недискриминации; во время разговора они отличали «респектабельных гомосексуалистов», подобных себе, от «травести». [18]
В 1990-х годах Высший институт религиоведения (ISER; Instituto Superior de Estudos da Religião ) разработал проект по профилактике ВИЧ / СПИДа , в рамках которого товары распространялись среди секс-работников. Джованна Бэби работала реферером в травести с 1990 года. [16] 2 мая 1992 года Бэби и другие секс-работники-травести собрались в ISER, чтобы сформировать первую политическую организацию травести в Латинской Америке и вторую в мире, Ассоциацию травести и освобожденных народов ( ASTRAL ; Associação das Travesti e Liberados). ), с Бэби в качестве президента. Первыми действиями ASTRAL были организация борьбы с полицейским насилием и неизбирательными арестами секс-работников-травести, а также организация улучшения ухода за людьми с ВИЧ / СПИДом. [15] [16]
До 1990-х годов травести и транссексуалы официально не были включены в Бразильское гомосексуальное движение. [15] [18] В 1993 году ASTRAL организовала первое Национальное собрание травести и освобожденных народов ( Encontro Nacional de Travesti e Liberados ) под лозунгом «у граждан нет подходящей одежды». Присутствовало 95 членов из 5 штатов. В 1996 году, на четвертом собрании, оно начало получать финансирование от Национальной программы DST-СПИД федерального правительства и было переименовано в Национальное собрание травести в борьбе со СПИДом (ENTLAIDS; Encontro Nacional de Travestis na Luta contra a AIDS ). [15] В 1995 году организации травести были впервые официально включены в пространство гомосексуальных движений на 8-й Бразильской встрече геев и лесбиянок, на которой была создана Бразильская ассоциация геев, лесбиянок и травести (ABGLT; Associação Brasileira de Gays), Lésbicas e Travesti ) и в 1997 году будет переименован в Бразильское собрание геев, лесбиянок и Travesti (EBGLT; Encontro Brasileiro de Gays, Lésbicas e Travesti ). [15] [18] В этот период то, что называлось Бразильским гомосексуальным движением (MHB; Movimento Homossensual Brasileiro ), было постепенно переименовано в Движение геев и лесбиянок (MGL), а затем в Движение геев, лесбиянок и травести (MGLT). [10]
В 1992 году Катя Тапети была избрана членом городского совета Колония-ду-Пиауи , став первой травести, занявшей выборную должность в Бразилии. [19] В 1997 году Транссексуальное движение Кампинас ( Movimento Transexual de Campinas ) было сформировано на основе связей, установившихся между участниками ЭНТЛАЙДС. Он отличился своими педагогическими целями, направленными на просвещение населения, популяризацию медицинского понимания транссексуальности и поддержание прочных отношений со службами здравоохранения, такими как Hospital das Clínicas Государственного университета Кампинас . [15] [20] Они оказали большое влияние на медицинскую политику в отношении перехода. [15] [20] и в том же году операции по подтверждению пола перестали считаться «преступлением по нанесению увечий» и стали проводиться экспериментально в некоторых университетских больницах согласно Резолюции 1482/97 Федерального совета медицины . [15]
В конце 1990-х годов не было национального консенсуса по поводу использования терминов идентичности. Буква T в GLT или GLBT может обозначать травести , транссексуалов или трансгендеров , и большинство травести и транссексуальных активистов не признают себя в термине трансгендер . [15] Наконец, бразильские трансгендеры начали использовать транс , отвергая при этом трансгендерность . [21] В 1999 году в Рио-де-Жанейро Служба общественной безопасности штата совместно с ЛГБТ-активистами и исследователями создала «Горячую линию защиты гомосексуалистов» (DDH; Disque Defesa Homoсексуальность ) с трехсторонним представительством геев, лесбиянок и травести. [10] Целью DDH было превратить полицию из учреждения, репрессивного по отношению к ЛГБТ, в учреждение, которое их защищает; это привело к усиливающейся тенденции создания программ общественной безопасности ЛГБТ гибридными ансамблями государства и активизма. [10] В декабре 2000 года в Куритибе было образовано Национальное объединение травести и транссексуалов (ANTRA; Articulação Nacional de Travesti e Transexuais ), которое к 2013 году насчитывало более 80 членских организаций и являлось крупнейшей сетью трансгендеров в Латинской Америке. . [15]
21 век
[ редактировать ]
В 2008 году на 22-й конференции EBGLT в Бразилиа группа организовала первую национальную встречу транссексуалов с участием примерно 30 национальных лидеров. [15] Срок полномочий ABGLT в 2010–2013 годах был первым, в совете директоров которого помимо транс-вице-президента присутствовали травести. [15] Рост социальных сетей в середине 2000-х годов привел к созданию онлайн-групп и ресурсов для бразильских транс-мужчин. [14] В 2011 году Жоау В. Нери расширил и переиздал свою более раннюю автобиографию под названием «Одинокое путешествие : воспоминания транссексуала тридцать лет спустя », став видным активистом в защиту транс-мужчин. [14] Первая организация транс-мужчин, Бразильская ассоциация транс-мужчин ( Associação Brasileira de Homens Trans ), была основана в июле 2012 года. Она просуществовала недолго и в конечном итоге была заменена Бразильским институтом трансмаскулинности (IBRAT; Instituto Brasileiro de Transmasculinidades ). , основанная 13 июня. IBRAT помог организовать первое Национальное собрание мужчин-трансгендеров ( Encontro Nacional de Homens Trans ) в марте 2015 года. [18] [20]
В 2008 году Министерство здравоохранения Бразилии начало предлагать операции по подтверждению пола через Единую систему здравоохранения ; требования включали 2 года психотерапии и одобрение местных органов здравоохранения. [22] В 2009 году Верховный суд (STJ; Superior Tribunal de Justiça ) установил право транс-женщин, перенесших операцию, изменить свое имя и пол в свидетельствах о рождении. [23] В 2017 году STJ заменил требование хирургического вмешательства требованием судебного подтверждения трансгендерной идентичности. [23] В 2018 году Группа юристов за сексуальное разнообразие (GADvS; Grupo de Advogados pela Diversidade Sexual ) вместе с ЛГБТ-активистами успешно выступила в пользу нового закона о признании гендерной идентичности; [18] [24] Верховный федеральный суд (STF; Supremo Tribunal Federal ) постановил, что трансгендеры могут иметь удостоверения личности и официальные документы, соответствующие их полу и имени, без медицинских, юридических или судебных требований. [18] [23] В 2019 году STF издал постановление, согласно которому дискриминация ЛГБТ должна преследоваться по закону, регулирующему расистскую дискриминацию, до тех пор, пока Конгресс не утвердит конкретное законодательство о ЛГБТ. [25] [26] Исследование 2021 года выявило 34 препятствия на пути его реализации. [26]
Согласно отчету Transgender Europe, опубликованному в 2021 году, в Бразилии уже 13-й год подряд наблюдается самое большое количество убийств трансгендеров и гомосексуалистов в мире; из 375 убийств, зарегистрированных во всем мире в том году, 125 произошли в Бразилии, хотя в отчете уточняется, что эта цифра может быть заниженной из-за несообщенных случаев и незарегистрированных смертей. [26] В начале 2021 года ANTRA опубликовала отчет, согласно которому в 2020 году было совершено 175 трансфемицидов , 82% из которых были совершены против чернокожих. Пандемия COVID-19 также усугубила ранее существовавшие социально-экономические различия и неравенства в отношении здоровья: около 70% гомосексуалистов и трансгендеров не смогли получить доступ к экстренным службам, некоторым пришлось пройти детранзитинг , когда они вернулись в семьи, которые не поддерживали их из-за массовых увольнений, и Во время карантина количество самоубийств среди трансгендеров увеличилось. [26] На всеобщих выборах в Бразилии в 2022 году были избраны первые законодатели-травести в Национальный конгресс : Эрика Хилтон и Дуда Салаберт , члены городских советов Сан-Паулу и Белу-Оризонти соответственно. [27] ANTRA зафиксировала, что на выборах участвовало более 30 транс-кандидатов, примерно 80% из которых подвергались угрозам преследования и запугивания, включая угрозы смертью. [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Фернандеш, Эстеван Рафаэль; Ариси, Барбара М. (2017). Индейцы-геи в Бразилии . Чам: Международное издательство Springer. стр. 7–8, 23. doi : 10.1007/978-3-319-53225-7 . ISBN 978-3-319-53224-0 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рибейро, Паула Регина Коста; Магальяйнс, Жоаналира Корпес; Сеффнер, Фернандо; Виласа, Тереза (2018). «Черное транссуществование: место трансвеститов и чернокожих женщин-транссексуалов в Бразилии и Африке до 19 века». пол и сексуальность: сопротивление и занятия образовательных пространствах ] в Тело , (PDF) (на бразильском португальском языке). Издательство ФУРГ. стр. 69–88. ISBN 978-85-7566-546-6 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2024 г. Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Фернандес, Эстеван Рафаэль (2020). Деколонизация сексуальности: колониальные рамки и коренной гомосексуализм в Бразилии и США на ( бразильском португальском языке). Книжный портал УНБ. стр. 22–90. дои : 10.26512/9786558460442 . ISBN 978-65-5846-044-2 .
- ^ Jump up to: а б Иисус, Жаклин Гомес де (2 июня 2019 г.). «Ксика Маниконго: трансгендерность берет слово». Журнал Docência e Cibercultura (на бразильском португальском языке). 3 (1): 250–260. дои : 10.12957/redoc.2019.41817 . ISSN 2594-9004 .
- ^ Пик, Мануэла Л. (13 июня 2019 г.). «Деколонизация сексуальности коренных народов: между стиранием и возрождением» . Оксфордский справочник по глобальной политике ЛГБТ и сексуального разнообразия . doi : 10.1093/oxfordhb/9780190673741.013.23 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д СИЛЬВА, Эдлен Оливейра; Коста и Брито, Александр Маньо Масиэль (30 июня 2017 г.). «Трансвеститы и транссексуалы в газете «Лампиан да Эскина» во время военной диктатуры (1978-1981) » . Размеры (на бразильском португальском языке). 38 : 214. doi : 10.23871/dimensoes-n38-16813 . ISSN 2179-8869 . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Хиршфельд, Магнус (1910). Трансвеститы (на немецком языке). стр. 189–192.
- ^ Линге, Ина (2023). Квир-жизнеспособность: немецкие сексуальные науки и жизнеописание . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 31–63. дои : 10.3998/mpub.11464019 . ISBN 978-0-472-90266-8 . ПМИД 37276275 . S2CID 251417420 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джейо, Мартин; Менесес, Эмерсон Сильва (31 августа 2018 г.). «Присутствие трансвеститов и социокультурное посредничество на бразильских сценах: историческая периодизация» . Журнал Extraprensa (на бразильском португальском языке). 11 (2): 158–174. дои : 10.11606/extraprensa2018.144077 . ISSN 2236-3467 . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Хутта, Ян Саймон; Бальцер, Карстен (2013). «Идентичность и гражданство в стадии конструирования: историзация буквы «Т» в политике борьбы с насилием со стороны ЛГБТ в Бразилии». В Тейлоре, Иветт; Аддисон, Мишель (ред.). Странные присутствия и отсутствия . Гендеры и сексуальность в социальных науках. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 69–90. дои : 10.1057/9781137314352_5 . ISBN 978-1-137-31435-2 . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Жуниор, Жоау Гомеш (11 января 2021 г.). « Паюба как лингвистическая технология в формировании идентичности и сопротивлении трансвеститов». Блокноты по гендерным вопросам и технологиям (на бразильском португальском языке). 14 (43): 300–314. дои : 10.3895/cgt.v14n43.12174 . ISSN 2674-5704 .
- ^ Jump up to: а б с Алмейда, Эдуардо Альберто де (14 августа 2019 г.). «Геи в бразильской военно-гражданской диктатуре: сопротивление» . Журнал Aedos (на бразильском португальском языке). 11 (24): 62–79. ISSN 1984-5634 . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Казарре, Мариета (13 ноября 2015 г.). «Первый транс-мужчина, перенесший операцию, Жоау Нери назвал проект, посвященный гендерным вопросам» . Agencia Brasil (на бразильском португальском языке) . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Феррейра, Сержиу Родриго да Силва (13 мая 2022 г.). «Проблематизация исследований маскулинности: трансмаскулинная перспектива в бразильских исследованиях» . Блокноты по гендеру и разнообразию (на бразильском португальском языке). 8 (1): 80–105. doi : 10.9771/cgd.v8i1.42541 (неактивен 28 февраля 2024 г.). ISSN 2525-6904 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м КАРВАЛЬЮ, Марио; Каррара, Сержио (август 2013 г.). «Право на транс-будущее?: вклад в историю движения трансвеститов и транссексуалов в Бразилии» . Sexualidad, Salud y Sociedad (Рио-де-Жанейро) (на бразильском португальском языке) (14): 319–351. дои : 10.1590/S1984-64872013000200015 . ISSN 1984-6487 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Каррихо, Гилсон Гуларт; Симпсон, Кейла; РАЗЕРА, Эмерсон Фернандо; Прадо, Марко Аурелио Максимо; Тейшейра, Флавия Бонсусессо (27 июня 2019 г.). «Запутанные движения: трансвеститы, социальные движения и академические практики» . Журнал феминистских исследований (на португальском языке). 27 (2): e54503. дои : 10.1590/1806-9584-2019v27n254503 . ISSN 0104-026X . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Кавальканти, Небеса; Барбоза, Роберта Бразилино; Бикальо, Педро Пауло Гастальо (2018). «Щупальца тарантула: отвращение и некрополитика в полицейских операциях против трансвеститов в Бразилии после редемократизации» . Психология: наука и профессия (на португальском языке). 38 : 175–191. дои : 10.1590/1982-3703000212043 . ISSN 1414-9893 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лонгакер, Джейкоб Р. (22 ноября 2019 г.). «Бразильское ЛГБТ-движение и группы по интересам» . Оксфордская исследовательская энциклопедия политики . doi : 10.1093/acrefore/9780190228637.013.1293 . ISBN 978-0-19-022863-7 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ САНТОС, Густаво Гомеш да Коста (август 2016 г.). «Сексуальное разнообразие и электоральная политика: анализ кандидатур трансвеститов и транссексуалов в современной Бразилии» . Sexualidad, Salud y Sociedad (Рио-де-Жанейро) (на португальском языке) (23): 58–96. doi : 10.1590/1984-6487.sess.2016.23.03.a . ISSN 1984-6487 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Карвалью, Марио (3 мая 2018 г.). « Трансвестит», «транссексуальная женщина», «транс-мужчина» и «небинарный»: интерсекциональность класса и поколения в производстве политических идентичностей» . Кадернос Пагу (на португальском языке) (52): e185211. дои : 10.1590/1809444920100520011 . ISSN 0104-8333 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Корралес, Хавьер (2012). «Политика расширения прав ЛГБТК в Латинской Америке и Карибском бассейне» . Элементы политики и общества в Латинской Америке . Издательство Кембриджского университета (опубликовано 7 апреля 2022 г.). дои : 10.1017/9781108993609 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Харрин, Альваро (01 ноября 2016 г.). «Непереводимые темы: доступ травести к государственному здравоохранению в Бразилии» . TSQ: Ежеквартальный журнал исследований трансгендеров . 3 (3–4): 357–375. дои : 10.1215/23289252-3545095 . ISSN 2328-9252 . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с « Решения STJ стали отправной точкой для новых правил об изменениях в регистрации актов гражданского состояния трансгендеров» [решения STJ стали отправной точкой для новых правил об изменениях в регистрации актов гражданского состояния трансгендеров] (на бразильском португальском языке). Высший суд правосудия . 29 января 2023 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2024 г.
- ^ Соуто, Луиза (21 ноября 2017 г.). «ЛГБТ-группы оказывают давление на правосудие, чтобы оно гарантировало основные права» . О Глобо (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 07 октября 2022 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Большинство членов Верховного суда Бразилии совершают преступления на почве гомофобии и трансфобии» . Новости Би-би-си . 24 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2019 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пиньейру, Эстер (23 января 2022 г.). «В течение 13 лет Бразилия находится на вершине списка и продолжает оставаться страной, которая убивает больше всего трансгендеров в мире» [Бразилия продолжает оставаться страной с наибольшим количеством убитых трансгендеров]. Бразилия де Фато (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу . Архивировано из оригинала 23 января 2022 г. Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Граттан, Стивен (06 октября 2022 г.). «Новаторские бразильские транс-законодатели сталкиваются с более консервативным Конгрессом» . Рейтер . Сан-Паулу . Архивировано из оригинала 04 декабря 2023 г. Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Граттан, Стивен (21 сентября 2022 г.). «На вызывающих разногласия выборах бразильские транс-кандидаты сталкиваются с угрозами и запугиванием» . Рейтер . Белу-Оризонти . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 г. Проверено 27 октября 2023 г.