История ЛГБТ в Польше

гомосексуальность легален в Польше с 1932 года. [ 1 ] Однако гомосексуализм был табуированной темой на протяжении большей части истории Польши, и это, а также отсутствие правовой дискриминации часто приводило к отсутствию исторических источников по этой теме. Гомофобия стала распространенным общественным мнением в Польше из-за влияния католической церкви в польской общественной жизни и широко распространенного социального консерватизма в Польше. [ 2 ] Гомосексуализм в Польше был декриминализирован в 1932 году, но вновь криминализирован после вторжения в Польшу в 1939 году . [ 3 ] [ 4 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Из-за отсутствия исторических источников и цензуры со стороны Католической церкви на протяжении веков трудно реконструировать славянские религии, обычаи и традиции, когда дело касается ЛГБТ. [ 5 ]
Во многих, если не во всех, славянских странах, принявших христианство, был принят обычай давать признанные церковью обеты между двумя людьми одного пола (обычно мужчинами), называемый братотворением / побратимиением / побратимством — переводом греческого adelphopoiesis — «брат, делающий». церемония. Точная природа этих отношений до сих пор остается весьма спорной; некоторые историки интерпретируют их как по существу гомосексуальный брак мужчин. Подобные церемонии можно встретить в истории католической церкви вплоть до 14 века. [ 6 ] и в Восточной Православной Церкви до начала 20 века. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Действительно, в польских источниках обеты братотворения появляются в православных молитвенниках еще в XVIII веке. [ 10 ] в Хелмском и Перемышльском районах. [ 10 ]
Болеслав V Целомудренный так и не заключил брак, что некоторые историки рассматривают как признак его гомосексуализма. [ 11 ]
На протяжении всей истории гомосексуальность, будь он истинным или предполагаемым, часто использовался отдельными людьми в качестве оружия против своих идеологических или политических врагов, а также для опорочения мертвых исторических деятелей. Болеслав Смелый был обвинен в «мужеложестве» средневековым историком Яном Длугошем . [ 2 ] Он также объяснил поражение и смерть Владислава III , единственного короля-крестоносца, не канонизированного в Варне , тому, что король лежал с человеком перед этой решающей битвой. [ 2 ]
Магдебургское право , согласно которому было построено множество городов, [ примечание 1 ] за нарушение 6-й заповеди (« Не прелюбодействуй наказывался смертью »); однако фактические наказания за супружескую измену, назначенные судьями в зарегистрированных случаях, включали тюремное заключение, финансовые штрафы или выставление к позорному столбу . [ 12 ] Вскоре мнение широкой общественности о внебрачном сексе стало более снисходительным. [ 2 ] [ 13 ] Единственным известным смертным приговором, приведенным в исполнение за « грехи против природы », был случай Войцеха Скварского из Познани в 1561 году. Войцеха считали мужчиной, пока в его молодости не возникли сомнения и его пол не был проверен чиновниками и мэром Познани. Они решили, что Войцех был женщиной и отныне должен быть одет как женщина и известен как таковой местному сообществу. Сбежав из Познани, Войцех путешествовал по стране и женился как женщина на трех мужчинах - Себастьяне Слодовнике из Познани, Вавжинце Влошеке из Кракова и кузнеце Яне (женился во время брака Войцеха с Вавжинцем). В приговоре (сожжении на костре) были учтены другие проступки Войцеха, такие как частые кражи, удар (и, возможно, убийство) первого мужа кирпичом во время ссоры, сон со многими женщинами (в том числе замужними) и владение трактиром в Познань. [ 14 ] [ 15 ] Случай Войцеха и их неоднозначный пол и гендер был описан (с переизданным материалом дела 1561 года) врачом Леоном Вахгольцем в его работе «История гермафродитизма», которая предполагает, что они могли быть интерсексами . [ 16 ] Единственным другим приговором за содомию (публичное избиение и ссылку) было дело Агнешки Куснерчанки в 1642 году, которая переоделась мужчиной и совершила «воображаемое мужское ухаживание». [ 17 ] В других судебных документах однополые отношения упоминаются без использования уничижительной терминологии. Они упоминаются в нейтральной манере как факты в делах о несвязанных преступлениях, показывая, что однополые отношения молча терпели и не преследовали активно. [ 18 ]
В период барокко широкая общественность игнорировала гомосексуальность. Считалось исключением, пришедшим с «выродившегося» Запада и случавшимся среди имевшей там контакты знати и душевнобольных. [ 19 ] Турция считалась одним из мест, где зародились лесбийские отношения. [ 20 ] Путешественники XVIII века разделяли эти убеждения и восхваляли Польшу, противопоставляя ее соседям. [ 21 ] Обвинения в содомии по-прежнему использовались как метод умаления политических оппонентов, как это было в случае с Владиславом IV , Михалом Корибутом Вишневецким и Якубом Собеским . [ 22 ]
По словам летописца Марцина Матушевича, дубненский князь Александр Сангушко Януш « держал мужчин для любовных целей». (Его жена, Констанция Денхофф, вернулась к своим родителям, «не получив от мужа никаких свидетельств о браке, за исключением одного доброго утра на рассвете и одной спокойной ночи вечером»). Он подарил город Козьмин и семнадцать деревень своей возлюбленной Каролю Шидловскому. [ 22 ] У Сангушко было множество открыто поддерживаемых (и финансируемых им) фаворитов, пока Казимеж Хилинский, чей отец хотел, чтобы он вернулся к жене, не был арестован в Гданьске и заключен в тюрьму на 12 лет. [ 23 ] После этого случая Сангушко до смерти отца держал только тайных любовников, но затем вернулся к прежним практикам. Примечательно, что Сангушко не боялся публично содержать любовников-мужчин, сохраняя при этом общественную позицию литовского мечника . [ 22 ] Точно так же у Ежи Марцина Любомирского был любимый мальчик -казак , которого он сделал богатым и знатным (купив статус у Понятовского). [ 24 ] Принц, у которого было четыре коротких брака и множество любовников как женщин, так и мужчин, стал объектом скандала, о котором сообщалось в газетах, когда он появился в женской одежде на варшавском балу-маскараде в 1782 году. [ 2 ]
В эпоху Просвещения, несмотря на увлечение античностью и интеллектуальную либерализацию, гомофобные убеждения не исчезли полностью: медики считали «сексуальные отклонения» (гомосексуализм, инцест, зоофилия и т. д.) признаком «психического вырождения». [ 25 ]
Перегородки
[ редактировать ]Кодекс Наполеона , введенный в Варшавском герцогстве в 1808 году, ничего не говорил о гомосексуализме. [ 2 ] После 1815 года все три страны, разделившие Польшу, открыто объявили гомосексуальные действия незаконными. [ 26 ] В Конгрессе Польши гомосексуализм был признан уголовным преступлением в 1818 году, в Пруссии — в 1871 году и в Австрии — в 1852 году. [ 26 ] Russia's new code of law (called Kodeks Kar Głównych i Poprawczych / Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года ) in 1845 penalized homosexuality with forced resettlement to Siberia . [ 27 ]
В XIX веке из-за частого отсутствия мужчин (восстания, ссылки в Сибирь и т. д.) польские женщины часто брали на себя традиционно мужские задачи, такие как ведение домашнего хозяйства. [ 28 ] Социальные нормы в сельской местности были более мягкими, что позволяло женщинам иметь больше свобод, чем в городах или в Западной Европе. [ 28 ] Известны примеры женщин, живущих вместе со своими давними партнершами, например, писательница Мария Конопницкая и художница Мария Дулембянка , Мария Родзевичувна и Хелена Вейхерт или Паулина Кучалска-Рейншмит и Юзефа Бояновска. [ 28 ] Активистка за права женщин Романа Пачукка (1886-1964) позже упоминала в своих дневниках эти пары, отмечая, что в каждой паре одна из женщин представляла себя более мужественной , а другая - более женственной . [ 29 ] Известно, что Нарциза Жмиховская имела роман с дочерью богатого магната, что впоследствии вдохновило ее на написание романа «Поганка» («Язычница»). [ 2 ] В 1907 году другой писатель, ранее известный как Мария Коморницка, сжег женские платья, объявил свое новое мужское имя — Петр Одменец Власт — и продолжал одеваться как мужчина и писать под этим именем. [ 30 ]
Вторая Польская Республика
[ редактировать ]Журнал Wiadomości Literackie («Новости литературы»), в котором публиковались многие писатели того периода, часто освещал вопросы, нарушающие польские сексуальные и моральные табу, такие как контрацепция, менструация или гомосексуализм. Самыми известными сторонниками таких тем были Тадеуш Бой-Желеньский и Ирена Кшивицка . [ 31 ] Чеслав Лечицкий и другие считали их пропагандистами «моральной реформы (IE deform)». В 1935 году Бой-Желенский, Винцентий Ржимовский и Кшивицкая, среди других, основали Liga Reformy Obyczajów (Лигу реформы (моральных) обычаев). [ 26 ]
Дискуссии о нарушении табу ограничивались только литературными кругами и были разожжены движениями за эмансипацию женщин, в то время как основное (католическое) общество все еще было предвзято и считало гомосексуальность грехом. Писатели стремились включить в свои произведения гей-сюжеты и проанализировать психику гомосексуальных и бисексуальных персонажей. [ 26 ] Многие деятели культуры также были геями или бисексуалами в своих сообществах, в том числе Ярослав Ивашкевич и Мария Домбровская . [ 26 ] Примеры гей-сюжетов включают произведения Ярослава Ивашкевича , Зофии Налковской ( «Роман о Терезе Хеннерт» ), Яна Парандовского ( «Король жизни» , Адам Гривалд ) и оперу « Король Роджер» композитора-гея Кароля Шимановского , вызвавшую споры на премьере. [ 32 ] Единственный черновик его гей-романа «Эфеб» был сожжен в квартире хранителя романа Ивашкевича в сентябре 1939 года. [ 28 ] Лесбийские сочинения также существовали: в 1933 году были опубликованы три романа с откровенно лесбийскими темами: « » Рэдклиффа Холла Колодец одиночества с предисловием Ирены Кшивицкой, «Анетка» Аниелы Грушецкой Марии Модраковской и «Приключение в неизвестной стране » . Свидетельства анонимной польско-еврейской женщины, заключенной в концентрационный лагерь в возрасте 12 лет, которая выжила, потому что она «хотела прожить достаточно долго, чтобы поцеловать женщину», прочитав «Колодец одиночества», подразумевает, что эти тексты достигли и повлияли на лесбийское население. . [ 33 ]
В конце 1920-х годов варшавская «педерастия» ( pederastja ) была выслежена 6-й санитарно-моральной бригадой городской полиции, которая в 1927 году организовала охоту на местных местах круизов. В 1925 году к этой задаче присоединилась 1-я женская бригада, которая отвечала за арест крейсеров. в 1927 году. Многие из арестованных были мужчинами из рабочего класса, которые называли себя «чиота» ( тетушка ), красились и использовали женские прозвища и грамматические формы. [ 34 ]
Гомосексуальная жизнь существовала и в сельской местности, как показывает Сувалкское судебное дело 1925 года по делу Стефана Гуральского и Марьяна Кулешиньского. Двое мужчин встретились в 1922 году, отправляясь в Кресы , а затем переехали в Сувалки, дав тайную клятву, которую теперь интерпретируют как «ритуал тайного однополого брака». Когда отношения развалились, Гуральский сообщил властям о Кулешинском. В ходе судебного заседания допрошенные жители села говорили об отсутствии у подсудимых «ненормальности» или «сексуальных извращений», указывали, что принимают их в обществе. В мае 1925 года Кулешинский и Гуральский были приговорены к 3 месяцам тюремного заключения по статье 516 Уголовного кодекса России 1903 года. [ 35 ]
В 1932 году законы независимой Польши декриминализировали гомосексуальность, который тогда был законен, но до сих пор оставался табу. Одной из причин была защита геев из высшего сословия от шантажа. [ 34 ] другим было евгеническое убеждение польских психиатров в том, что гомосексуальность передается по наследству генетически, и поэтому преследуемые геи женятся на женщинах и воспроизводят свой «дефект». [ 35 ] Это также привело к тому, что исторических материалов (таких как полицейские отчеты или стенограммы судебных заседаний) о гей-субкультуре межвоенного периода было меньше, чем во многих других европейских странах. [ 26 ]
Несколько историй о ЛГБТИ попали в прессу как «сенсации», например, об убийстве адвоката Конрада Мекленбурга в сентябре 1923 года, когда несколько газет страны намекали на его «сексуальную аномалию» и «его видели с маленькими мальчиками». мотивы преступления, а одна газета заявила, что он был приговорен к тюремному заключению за гомосексуальность в Германии. [ 36 ] Вскоре, в ноябре 1923 года, варшавский таблоид «Экспресс Поранни», а затем последующие варшавские и неваршавские газеты опубликовали сенсационные сведения. обвинение открытой феминистки и врача-лесбиянки Зофьи Садовской в совращении пациенток (в том числе несовершеннолетних), организации лесбийских оргий с садистскими элементами, содержании лесбийского борделя и потреблении наркотиков женщинам с целью сделать их зависимыми от себя (полицейское расследование не доказало правдивость обвинения). Эти публикации положили начало продолжавшемуся несколько лет «древнегреческому (то есть лесбийскому) скандалу», связанному с личностью доктора Садовской, а также нескольким судебным процессам по делу о клевете , широко освещавшимся в прессе и высмеиваемым в кабаре, с участием нескольких известных людей. В ходе суда, допрошенная адвокатом, Садовская заявила, что "обвинение в лесбийской любви не является позорным". После скандала фигура Софьи Садовской как ученого и врача стерлась из коллективной памяти. [ 37 ] В 1924 году таблоиды сообщили о «клубке искусственных грудей», предназначенном только для мужчин, в частной квартире в центре города. [ 35 ]
Еще одним общественным деятелем, оказавшимся в центре внимания прессы, была спортсменка-рекордсменка Зофья Сментек, чья мужественная внешность была источником множества слухов в прессе и шуток в кабаре. Сментек, интерсекс которого врачи подтвердили в 1937 году, решил пройти пола на мужской и операцию по смене по смене пола , и его заявление для прессы вызвало дальнейший всплеск общественного интереса, даже международного, когда Витольд Сментек (имя после перехода) дал интервью в 1939 году. в Reuters и стала темой французской книги Confession amoureuse d'une femme qui devint homme (Любовное признание женщины, ставшей мужчиной). [ 38 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Долгое время считалось, что во время нацистской оккупации Польши во Второй мировой войне геи и бисексуалы поляки не были особой преследуемой категорией, что в отличие от геев и бисексуалов немцы не наказывались по статье 175, а их только преследовали и убивали. как поляки. [ 26 ] Сегодня известно, что это было ошибочное предположение, а исследования преследований геев, бисексуалов и трансженщин [ 39 ] Поляки сделаны. [ 40 ] Самым известным поляком, преследуемым по статье 175, является Теофил Косинский . Вопреки распространенному мнению, польские мужчины, состоявшие в отношениях с польскими мужчинами, также подвергались наказанию, в первую очередь на территориях, включенных в состав Германии. [ 40 ] В Генерал-губернаторстве польские гомосексуальные отношения расследовались уголовной полицией, которая могла депортировать их из Польши или подвергнуть их произвольному наказанию, например, смертной казни. [ 40 ] В лагерях с поляками, осужденными по статье 175, обращались как с «политзаключенными» и получали красные треугольники . [ 40 ] Дневники, такие как «Z Auszwicu do Belsen» Мариана Панковски и «Anus mundi» Веслава Келяра, свидетельствуют об опыте заключенных-геев во время войны. [ 26 ]
Во время Второй мировой войны Станислав Хмелевский, позднее ставший Праведником народов мира, пообещал своему партнеру-еврею Владиславу Бергману защитить его мать, прежде чем расстаться. Это побудило его организовать неформальную заговорщическую сеть, которая объединила различные классы и политические взгляды и предоставила приюты и Кеннкарты нескольким евреям, таким как Янина Бауман . По словам Гуннара С. Паулссона , большая часть сети состояла из геев, знавших друг друга до войны. [ 41 ]
Польская Народная Республика
[ редактировать ]В 1948 году закон установил возраст согласия для всех сексуальных действий - 15 лет. [ 2 ] Кроме того, либеральные законы о гомосексуализме, принятые в межвоенный период, не изменились. [ 26 ] Правящая коммунистическая партия активно подвергала цензуре информацию об отчете Кинси , чтобы общественность не знала о его исследованиях и открытиях. [ 26 ] Милиция (полиция) исследовала гей-субкультуру (поскольку она очень герметична и закрыта) и попыталась определить, является ли сексуальная ориентация фактором преступной деятельности. [ 42 ] В интерес милиции не входили лесбиянки и бисексуальные женщины, «невидимые» в общественной жизни. [ 26 ] По словам Лукаша Скульца из Университета Антверпена, геи в Польше 1980-х годов часто подвергались риску физического насилия со стороны гетеросексуальных мужчин. [ 43 ]
Что касается истории трансгендеров, первая операция по смене пола в Польше была проведена в 1963 году в Szpital Kolejowy (Железнодорожная больница) в Мендзылесье (современная часть Вавера ), но примерно 20 лет спустя SRS стали проводиться часто. [ 44 ] Первая записанная встреча по вопросам трансгендеров с участием трансгендерных докладчиков и слушателей состоялась 10 декабря 1985 года в отделении сексологии и патологии межличностных отношений Медицинского центра последипломного образования в Варшаве. Записи этой дискуссии были опубликованы в книге «Apokalipsa Płci » ( «Гендерный апокалипсис» ). Казимежа Имелинского и Станислава Дулко [ 45 ]
Католическая церковь, которая теперь является социальной силой сопротивления новой системе и по-прежнему оказывает важное влияние на жизнь Польши, стала фактором, сделавшим гомосексуальность чем-то скандальным во многих социальных кругах и группах. Однако Ежи Завейский , который представлял католиков в парламенте, был геем и жил со своим партнером Станиславом Трембачкевичем. [ 46 ] Гей-субкультура росла, в основном в тех районах, где царил секс . [ 26 ] В 70-е годы гей-движения выросли в Западной Европе и некоторых странах советского блока — Восточной Германии (ГДР) и Советском Союзе СССР — в то время как польская гей-субкультура имела тенденцию быть менее активной и более политически пассивной. Это объясняется влиянием католицизма на польское общество и отсутствием юридического наказания за гомосексуальные действия. [ 26 ]
Корни польских гей-движений лежат в письмах, отправленных западным организациям, таким как HOSI Wien (Австрийская ассоциация ЛГБТ), а также в реакции на кризис СПИДа . [ 26 ] В 1982 году HOSI Wien создала подразделение, посвященное Восточной Европе - EEIP (Информационный пул Восточной Европы). [ 47 ] и приступил к осуществлению новаторской работы по установлению контактов и оказанию помощи небольшим, недавно появившимся группам ЛГБТ в Восточной Европе. Это также помогло привлечь к ним внимание Международной ассоциации лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ILGA), в которой доминировали западные ЛГБТ-организации, не знавшие тогда о ситуации в Восточной Европе. [ 26 ] Анджей Селерович , который сотрудничал с EEIP, проводил заговорщические встречи польских ЛГБТ в 1983 и 1984 годах, и, несмотря на общий стыд и тревогу по поводу высказываний на темы ЛГБТ со стороны многих гостей, встречи положили начало таким инициативам, как создание новых групп и самиздата журнала информационный бюллетень в стиле «Этап» . [ 48 ] Статья 1985 года «Jesteśmy inni» («Мы разные») в известном еженедельнике «Политика» положила начало общенациональной дискуссии о гомосексуализме. [ 49 ] В том же году Министерство здравоохранения создало офис Уполномоченного по СПИДу и команду экспертов по СПИДу из десяти человек. Это было за год до того, как в Польше был зарегистрирован первый случай СПИДа. [ 26 ]
Обычное сердце автобиографической пьесы Ларри Крамера « Польская премьера » состоялась в 1987 году в Польском театре в Познани , где ее поставил Гжегож Мрувчинский . [ 50 ] В состав польского актерского состава входили Мариуш Пухальский в роли Неда Уикса и Мариуш Сабиневич в роли Томми Боутрайта, Анджей Щитко в роли Брюса Найлза и Ирена Гржонка в роли доктора Келли. Эмма Брукнер. [ 51 ] Телевизионная адаптация дебютировала на канале ТВП 4 мая 1989 года, за месяц до первых свободных выборов в стране с 1928 года . [ 52 ] [ 53 ]
Операция Гиацинт
[ редактировать ]Правительство использовало традиционное негативное отношение к гомосексуализму как средство преследования, шантажа и вербовки сотрудников для спецслужб. [ 54 ] Кульминацией этой практики стала операция «Гиацинт» , начатая 15 ноября 1985 года по приказу министра внутренних дел Чеслава Кищака . В то утро в различных колледжах, фабриках и офисах по всей Польше функционеры Służba Bezpieczeństwa (SB) (тайной полиции) арестовали множество мужчин, подозреваемых в гомосексуальности или связях с «гомосексуальными группами». [ 26 ] Его целью было создание национальной базы данных обо всех польских геях и людях, которые с ними общались. [ 54 ] и в результате было зарегистрировано около 11 000 человек. Официально польская пропаганда заявляла, что причины акции были следующими: [ 55 ]
- страх перед недавно обнаруженным вирусом ВИЧ , поскольку гомосексуалисты считались группой высокого риска,
- контроль над гомосексуальными преступными группировками (поскольку гей-субкультура была очень герметичной)
- борьба с проституцией.
Есть подозрения, что операция была не только средством шантажа и вербовки коллаборационистов, но и была направлена на развитие правозащитного движения. Гей-активист Вальдемар Зборальский в своих мемуарах заявил, что причиной преследований гей-организаций стала их активная переписка с западными организациями. [ 56 ] В 2005 году выяснилось, что «розовые дела» жертв операций до сих пор хранятся в Институте национальной памяти (ИПН). Несмотря на письма ЛГБТ-активистов с просьбой уничтожить их, IPN заявил, что это будет незаконно. [ 26 ]
Варшавское гей-движение
[ редактировать ]
В ответ на операцию «Гиацинт» на закрытом собрании в 1987 году было создано Варшавское гей-движение, первоначально предназначенное только для геев. Учредителями стала группа активистов во главе с Вальдемаром Зборальским , Славомиром Старостой и Кшиштофом Гарватовским . [ 57 ] Однако лесбиянки начали присоединяться к группе уже в первый месяц ее деятельности. [ 58 ] [ 59 ]
Первые мероприятия WRH были сосредоточены на безопасном сексе, профилактике СПИДа и поощрении геев к прохождению тестов на ВИЧ . Реакция ведущих польских СМИ и Министерства здравоохранения на существование Варшавского гей-движения была положительной, в отличие от реакции генерала Чеслава Кищака , министра внутренних дел , который в марте вмешался в попытки легализовать WRH как организацию в соответствии с Законом об ассоциациях. 1988 г. – находился под влиянием католической церкви. [ 60 ]
Варшавское гей-движение упоминалось под названием «Варшавское гомосексуальное движение» как политически активная группа польского движения за независимость Радио «Свободная Европа» аналитиком Иржи Пехе в его обзоре, опубликованном в 1988 и 1989 годах. [ 61 ] [ 62 ]
Третья Польская Республика
[ редактировать ]28 октября 1989 года была создана ассоциация групп, известная как «Лямбда», и зарегистрирована Воеводским судом в Варшаве 23 февраля 1990 года. Среди ее приоритетов было распространение толерантности, повышение осведомленности и профилактика ВИЧ. [ 63 ] С распространением СПИДа весной 1990 года Ярослав Эндер и Славомир Староста начали кампанию под названием Kochaj, nie zabijaj (Люби, не убивай), «социальное молодежное движение, направленное на повышение осведомленности о СПИДе». [ 26 ]

Первый номер Inaczej ( По-другому ), журнала для сексуальных меньшинств или «любящих по-другому» (который стал распространенным эвфемизмом в польском языке), был опубликован в июне 1990 года. Автором был Анджей Бульский под псевдонимом Анджей Бул. . Он был владельцем издательской компании Softpress, которая в 1990-х годах опубликовала несколько книг, ориентированных на ЛГБТ и связанных с ними. [ 26 ] 7 октября 1990 года состоялся день открытия клуба Café Fiolka на Пулавской, 257 в Варшаве — первого официального гей-клуба в Польше. Он был закрыт в 1992 году после неоднократных актов вандализма. [ 63 ] В 1991 году вышел первый польский ежемесячный журнал для геев «Окей» (закрывшийся в 1992 году), который распространялся по всей стране в «Рух газетных киосках . Первоначально он был отредактирован писателем и поэтом Тадеушем Ольшевским под псевдонимом Томаш Селедин. [ 64 ]
Первым официальным сообщением в польских СМИ стала статья в сентябрьском номере журнала Kobieta i Życie ( Женщина и жизнь ) за 1992 год об известном и известном актере Мареке Барбасевиче. [ 65 ] Первым публичным лесбийским каминг-аутом стало заявление Изабелы Филипяк в журнале Viva в 1998 году. [ 66 ]
Несмотря на зарождение ЛГБТ-активизма, некоторые политики решили использовать запугивание граждан ЛГБТ в качестве стратегии для завоевания популярности. В их число входил Казимеж Капера, вице-министр здравоохранения, которого отозвали с этой должности в результате телефонного звонка премьер-министра Яна Кшиштофа Белецкого в мае 1991 года после того, как он заявил на общественном телевидении, что гомосексуальность является отклонением и причиной эпидемии СПИДа. [ 26 ] 14 февраля 1993 года группа людей, связанных с Лямбдой, провела демонстрацию под Колонной Сигизмунда , призывая к своему «праву на любовь». Это была первая публичная манифестация ЛГБТ в Польше. В 1998 году произошел случай, когда несколько представителей ЛГБТ, в том числе активист Шимон Неемец , держали в масках карточки с названиями своих профессий. [ 63 ] Весной 1995 года польские иммигранты основали в Нью-Йорке группу под названием «Разем» («Вместе») , которая помогала польским ЛГБТ-иммигрантам устанавливать контакты с ЛГБТ-сообществом в Польше и интегрироваться в Америке. Разем работал в Центре общественных услуг для лесбиянок и геев (L&GCSC). [ 26 ] В 1996 году, вдохновленный Ольгой Стефанией, был создан OLA-Archiwum (Польский феминистский лесбийский архив), зарегистрированный как ассоциация 1998 в . году журнал». [ 26 ] Первый интернет-портал гей-сообщества Inna Strona («Другой сайт») был создан в сентябре 1996 года. Он был переименован в Queer.pl и действует до сих пор. В том же году был создан Сайт польских лесбиянок. [ 26 ] В 1998 году впервые была вручена премия Tęczowe Laury (Радужные лавры) за пропаганду толерантности и уважения к ЛГБТ. Инициаторами идеи были Ярослав Эндер и Славомир Староста. Среди лауреатов премии: Кора , Зофья Куратовская , Моника Олейник , Ежи Яскерня и ежедневная газета Gazeta Wyborcza . [ 63 ]

В 2001 году первый Парад равенства в Варшаве прошел , в котором приняли участие более 300 человек. Это был первый масштабный протест против гомосексуальной дискриминации. В том же году была создана Кампания против гомофобии . [ 26 ] Кампания Niech nas zobaczą (Пусть они нас увидят) была проведена в 2003 году. Это была первая художественная социальная кампания против гомофобии, состоящая из 30 фотографий Каролины Брегулы. На них были изображены пары геев и лесбиянок, они выставлялись на выставках в галереях и печатались на рекламных щитах, которые часто подвергались вандализму. [ 67 ] В 2004 и 2005 годах официальные лица отказали в разрешении на проведение Варшавского прайда, ссылаясь, среди прочего, на вероятность контрдемонстраций, вмешательство в религиозные или национальные праздники, отсутствие разрешения. [ 68 ] Против парада выступил «Право и справедливость» из консервативной партии Лех Качиньский (в то время мэр Варшавы, а затем президент Польши), который заявил, что разрешение официального гей-парада в Варшаве будет пропагандировать гомосексуальный образ жизни. [ 69 ] другое мероприятие — Wiec Wolności (« Вече свободы»). В знак протеста в 2004 году в Варшаве было организовано [ 70 ] и, по оценкам, привлекло от 600 до 1000 посетителей. [ 71 ] В ответ на запрет 2005 года около 2500 человек 11 июня того же года прошли маршем в знак гражданского неповиновения , что привело к нескольким кратковременным арестам. [ 72 ] Вступая в Европейский Союз , Польша должна была полностью включить в свою правовую структуру антидискриминационные законы , в том числе те, которые касаются дискриминации по признаку сексуальной ориентации. 1 января 2004 года закон, запрещающий дискриминацию на рабочем месте по признаку сексуальной ориентации, стал частью польского трудового законодательства. [ 26 ]
На выборах 2011 года Польша вошла в историю, избрав своих первых членов парламента от ЛГБТ — Роберта Бедроня , открытого гея, и Анну Гродзку , женщину -трансгендера , одну из инициаторов фонда Trans-Fuzja . [ 66 ]
С 2015 года
[ редактировать ]

В преддверии парламентских выборов в Польше в 2015 году правящая партия «Право и справедливость » (ПиС) заняла антимигрантскую позицию, в преддверии парламентских выборов в Польше в 2019 году партия сосредоточила свои усилия на противодействии западной « идеологии ЛГБТ ». [ 73 ] Несколько польских муниципалитетов и четыре воеводства сделали так называемые декларации о « зоне, свободной от ЛГБТ декларации в поддержку прав ЛГБТК », отчасти в ответ на подписание мэром Варшавы Рафалом Тшасковским . [ 73 ] [ 76 ] Хотя это лишь символично, объявленные зоны сигнализируют об исключении ЛГБТ-сообщества. Правая газета Gazeta Polska раздала читателям наклейки с надписью «Зона, свободная от ЛГБТ». [ 77 ] Польская оппозиция и дипломаты, в том числе посол США в Польше Джорджет Мосбахер , осудили наклейки. [ 78 ] [ 79 ] Окружной суд Варшавы постановил прекратить распространение наклеек до решения суда. [ 80 ] Однако редактор «Газеты» отклонил это решение, заявив, что это «фейковые новости» и цензура, и что газета продолжит распространять наклейку. [ 81 ] «Газета» продолжила раздачу наклеек, но изменила надпись на «Зона, свободная от идеологии ЛГБТ». [ 80 ]
В августе 2019 года несколько членов ЛГБТ-сообщества заявили, что чувствуют себя в Польше небезопасно. , финансируемая из-за границы, Неправительственная организация All Out начала кампанию по противодействию атакам: около 10 000 человек подписали петицию вскоре после запуска кампании. [ 82 ] В 2019 году наблюдался рост насилия, направленного против прайдов, включая нападения на первый Марш равенства в Белостоке. [ 83 ] [ 84 ] и попытка взрыва на марше в Люблине , пресеченная полицией. [ 85 ] [ 86 ]
На президентских выборах в Польше 2020 года президент Анджей Дуда уделил большое внимание вопросам ЛГБТ, заявив, что «ЛГБТ - это не люди, это идеология, которая более вредна, чем коммунизм». Он с небольшим перевесом выиграл переизбрание. [ 87 ] [ 88 ] Согласно отчету ILGA-Europe за 2020 год, Польша занимает худшее место среди стран Европейского Союза по правам ЛГБТ. [ 89 ] 7 августа 2020 года в ходе массового ареста «Радужной ночи» были арестованы 47 человек . Некоторые из них мирно протестовали против ареста Марго , ЛГБТ-активистки, а другие были прохожими. [ 90 ] Польский омбудсмен раскритиковал нарушения прав человека полицией. [ 91 ]
27 сентября 50 послов и представителей со всего мира (в том числе: представители в Польше Европейской комиссии и УВКБ ООН , первый заместитель директора Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ , руководитель офиса ОБСЕ) Международная организация по миграции , генеральный секретарь Сообщества демократий ) опубликовала открытое письмо польским властям под названием « Права человека не являются идеологией – они универсальны. С этим согласны 50 послов и представителей » . [ 92 ] [ 93 ] и оказывая поддержку усилиям ЛГБТ по обеспечению равных прав, уважению основных прав человека, необходимости защиты от словесных и физических оскорблений и разжигания ненависти; заканчивая текстом внизу:
Права человека универсальны, и каждый, включая представителей ЛГБТИ, имеет право на их полную реализацию. [ 92 ] [ 94 ]
11 ноября 2021 года, когда польские крайне правые националисты на митинге в Калише, на котором присутствовали сотни людей, кричали «Смерть евреям», организатор митинга заявил: «ЛГБТ, педерасты и сионисты — враги Польши». [ 95 ] [ 96 ]
См. также
[ редактировать ]- Ночь радуги - массовый арест протестующих за права ЛГБТ в Польше в 2020 году
- Зона, свободная от ЛГБТ
- Права ЛГБТ в Польше
- Список ЛГБТ-политиков в Польше
- Политическая деятельность Католической церкви по вопросам ЛГБТ в Польше
Примечания
[ редактировать ]- ^ Они были созданы и управлялись на основе привилегии местоположения, известной как «соглашение с немецким законодательством».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шульц, Лукаш; Спрингер Интернэшнл Паблишинг АГ (2018). Транснациональные гомосексуалисты в коммунистической Польше. Трансграничные потоки в журналах для геев и лесбиянок . Спрингер. стр. 8, 97. ISBN. 978-3-319-58901-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «ГЛБТК» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Где быть геем незаконно?» . Новости Би-би-си . 10 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2014 г. . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Права ЛГБТ в Польше» . Эквалдекс . Архивировано из оригинала 2 марта 2021 года . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Ивахив, Адриан (2005). «Возрождение украинской родной веры». В Майкле Ф. Стрмиске (ред.). Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы . Санта-Барбара: ABC-CLIO . стр. 209–239. ISBN 9781851096084 .
- ^ Эбнер, Адалаберт «Монашеские молитвенные братства до конца эпохи Каролингов. Исследование церковной истории» (1890).
- ^ Кристофер Ишервуд , Кристофер и ему подобные 1929-1939 (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру , 1976), 137.
- ^ Тих Р. Георгевич., «Сербские привычки и обычаи», Фольклор 28:1 (1917) 47
- ^ М. Е. Дарем, Некоторые племенные корни, законы и обычаи Балкан (Лондон: George Allen & Unwin Ltd, 1928) 174
- ^ Перейти обратно: а б Наумов, Александр; Каслей, Анджей (2004). Церковнославянские рукописи в Польше (PDF) . Скриптум. ISBN 9788391981443 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2019 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Фиялковский, Павел (2009). Гомосексуализм: исключение, трансгрессия, принятие (на польском языке). Энетея - Издательство психологии и культуры. ISBN 9788361538080 .
- ^ Крачик Я., Рожек М., Разбойники, злодеи, блудницы в бывшем Кракове: о социальной маргинализации XVI-XVIII веков, Краков, 1986, стр. 53.
- ^ Тазбир Дж., Отклонения от старопольских обычаев, стр.9.
- ^ Пенкацка-Фальковска, Катажина (31 мая 2015 г.). «Баварский андрогин из «Эфемеры», или о тайне пола» . www.wilanow-palac.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Очко П., Настульчик Т., Старопольский гомосексуализм: вклад в исследование, Краков, 2012, стр. 280.
- ^ Леон Вахгольц, Обойнак перед судом в Казимеже, RP 1561. Вклад в историю обойнаства, "Przegląd Lekarski", L, 1911, № 10.
- ^ Очко П., Настульчик Т., Старопольский гомосексуализм: вклад в исследование, Краков, 2012, стр. 277.
- ^ Вислич Т., Из вопросов сексуальных обычаев крестьян..., стр. 57-58.
- ^ Кучович З., Человек польского барокко, Лодзь 1992, стр. 319.
- ^ Кучович З., Человек польского барокко, Лодзь 1992, стр. 321.
- ^ Тазбир Ю., Staropolskie deviacje obyczajowe [в:] «Przegląd Historical», № 7/8 1985, стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с «Почему я не хочу писать о старопольских любовниках-мужчинах? Вклад в «археологию» гей-исследований в Польше» (PDF) (на польском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ . Мемуары Я. Китовича или польская история, изд. и введение П. Матушевской, сообщение З. Левиновны, PIW, Варшава 2005, стр. 63-64.
- ^ Калета, Роман (1971). Просвещенные и сентиментальные: исследования литературы и жизни в Польше во время трех разделов (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум. ОСЛК 604024003 .
- ^ Тазбир Ю., Staropolskie deviacje obyczajowe [в:] «Przegląd Historical», № 7/8 1985, стр. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С «Квир-исследования. Учебное пособие» (PDF) . Кампания против гомофобии. 2010. Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Права сексуальных меньшинств - права человека, «Библиотека государственного уполномоченного по равному статусу женщин и мужчин», выпуск 5, Варшава, 2003, стр. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томасик, Кшиштоф (2014). Гомобиографии . Издатель Критика Политическая. ISBN 978-83-64682-22-3 . OCLC 915574182 .
- ^ Кучалска-Рейншмит, Паулина; Завишевская, Агата (2012). Наши пути и цели: произведения о женской деятельности . Завишевская, Агата (1-е издание). Варшава: Издательство «Феминотеки». ISBN 978-83-62206-56-8 . OCLC 868987902 .
- ^ Мария Дерналович (1977), «Пётр Мисменец Власт», Twórczość , вып. 3, с. 79–95
- ^ Тушиньска А., Кшивицка. Долгая жизнь скандалиста, Wydawnictwo Literackie, Варшава, 2009, стр. 18.
- ^ Кыдриньский Л., Опера на весь год. Календарь, том 1, Польское музыкальное издательство, 1989 г.
- ^ Пайонк, Паулина (2 января 2022 г.). «1933 год: год лесбийского модернизма в Польше?» . Обзор женской истории . 31 (1): 28–50. дои : 10.1080/09612025.2021.1954333 . ISSN 0961-2025 .
- ^ Перейти обратно: а б Карчевский, Камиль. «Тетушки с площади Наполеона» . www.dwutygodnik.com (на польском языке) . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карчевский, Камил (сентябрь 2022 г.). « Зови меня своим именем: «Странная и непонятная» страсть в польских Кресиях 1920-х годов» . Славянское обозрение . 81 (3): 631–652. дои : 10.1017/slr.2022.224 . hdl : 1814/75389 . ISSN 0037-6779 .
- ^ Сот, Войцех (6 февраля 2013 г.). "homiki.pl :article : Кто будет исследовать Мекленбург?" . homiki.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Сот, Войцех (2020). Мисс доктор Садовска . Варшава. ISBN 978-83-65970-41-1 . OCLC 1227934496 . Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Проверено 31 января 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Марек Телер (30 ноября 2020 г.). «Женщина, ставшая мужчиной» . Реплика . Варшава: Фонд Реплика. ISSN 1896-3617 . OCLC 759913113 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Островская, Иоанна. «Публичное припудривание носа» . www.dwutygodnik.com (на польском языке) . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Островская, Иоанна (2021). Они: Гомосексуалисты во Второй мировой войне . Историческая серия (первое издание). Варшава: Издательство Krytyka Polityczna. ISBN 978-83-66586-58-1 . OCLC 1261283578 .
- ^ Островская, Иоанна (1 апреля 2022 г.). «Добрый Стас» . Реплика Онлайн (на польском языке) . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «Разыскиваются, разыскиваются. Геи и лесбиянки и реальность Польской Народной Республики» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2009 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Снейдерс, Тим Игорь. «Скрытая странная история коммунистической Польши» . Проект «Железный занавес» . Архивировано из оригинала 27 августа 2019 года . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Кшиштоф Томасик (2018). Геерель: сексуальные меньшинства в Польской Народной Республике (на польском языке). Варшава: Издательство Krytyka Polityczna. ISBN 978-83-65853-53-0 . OCLC 1050782877 .
- ^ Имелински, Казимеж; Дулко, Станислав (1989). Гендерный апокалипсис . Щецин: Глобус. стр. 202–233. ISBN 83-7007-224-0 . OCLC 749261787 . Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ «Вельцы и непомяни: Ежи Завейский» . queer.pl. 17 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 г. Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ HOSI, "Inaczej", № 12, май 1991 г., стр. 7.
- ↑ Постскриптум к «Воспоминаниям ветерана», «Иначей», № 13, июнь 1991 г., стр. 3.
- ^ Варкоцкий, Блажей (2014). «Три волны гомосексуальной эмансипации в Польше» . Сравнения . 15 : 121. дои : 10.14746/стр.2014.15.10896 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ «СПИД – хроника заразы» . www.e-teatr.pl . Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ "Театр в Польше - польский вортал театральный" . www.e-teatr.pl . Архивировано из оригинала 15 января 2020 года . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ «FilmPolski.pl» . FilmPolski (на польском языке). Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ «Человек, бросивший вызов СПИДу» . www.e-teatr.pl . Архивировано из оригинала 21 июня 2018 года . Проверено 5 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зелинска, Ивона. «Кто боится сексуальных меньшинств? Гомосексуалистов, моральной паники и осуществления социального контроля» (PDF) . Университет Шеффилда. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2011 года . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Что делать с «розовыми файлами»?» . Странный (на польском языке). 14 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 г. . Проверено 12 марта 2021 г.
- ↑ Воспоминания ветерана, «Иначей», № 9, февраль 1991 г., стр. 3.
- ^ Костшева, Юга; Миналто, Михал; Пьетрас, Марчин; Сот, Войцех; Теодорчик, Марцин; Томасик, Кшиштоф; Заблоки, Кшиштоф; Пьетрас, Марчин (2010). КвирВаршава. Историко-культурный путеводитель по Варшаве (весь выпуск) . Перевод Матеуша Урбана; и др. Варшава: Варшавская ассоциация Lambda. стр. 201–204. ISBN 978-83-926968-1-0 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г. (страницы 201–204). Архивировано 17 августа 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Пьер Ноэль (февраль 1988 г.). «Новые Полони» (на французском языке). Журнал Tels Quels (Бельгия). Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Франц Вернер (июнь 1988 г.). «Педаль в Полене» (на немецком языке). Роза Флидер (Германия). Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Анджей Селерович (2010). Лексикон людей, которые любят иначе (на польском языке). Познань : Издательство СОФТПРЕСС. стр. 19–28. ISBN 978-83-900208-6-0 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Иржи Пехе (17 ноября 1988 г.). «Независимые движения в Восточной Европе, стр. 18, (RAD BR/228)» . osaarchivum.org . Архив открытого общества Блинкена . Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
Варшавское гомосексуальное движение. Основан: Дата неизвестна в Варшаве; неофициально сообщили, что в этом году она будет легализована как независимая ассоциация. Предполагаемое количество членов: «Несколько сотен». Цели: Цели не заявлены. Ведущие личности: Вальдемар Зборальский.
- ^ Иржи Пехе (13 июня 1989 г.). «Аннотированный обзор независимых движений в Восточной Европе, стр. 28, (RAD BR/100)» . osaarchivum.org . Архив открытого общества Блинкена . Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томасик К., 20 лет польскому ЛГБТ-движению, «Реплика», 06.05.2009, № 19, с.
- ^ «АртПапье» . artpapier.com . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «Польский каминг-аут: Марек Барбасевич» . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «О ИСТОРИИ РУЧУ ЛГБТ В ПОЛЬШЕ» . 9 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Пусть они нас увидят: гомосексуальность: геи, лесбиянки – посмотрите на них!» . 8 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2012 г.
- ^ Таунли, Бен (20 мая 2005 г.). «Польская столица снова запрещает прайд» . Гей, ком. Архивировано из оригинала 13 марта 2007 года.
- ↑ Участники марша геев игнорируют запрет в Варшаве. Архивировано 20 апреля 2019 г. в Wayback Machine , BBC News Online, 11 июня 2005 г.
- ^ «Краткая история Парада равенства | Парад равенства» . Paradarownosci.eu. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 7 мая 2014 г.
- ^ «Вец Волнощи» . Mediateka.ngo.pl. 11 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 7 мая 2014 г.
- ^ «Европа | Участники марша геев игнорируют запрет в Варшаве» . Новости Би-би-си . 11 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 г. Проверено 7 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Польские города выступают за зоны, свободные от ЛГБТ, в то время как правящая партия их поддерживает. Архивировано 14 августа 2019 года в Wayback Machine , Washington Post, 21 июля 2019 года, перепечатка в Independent . Архивировано 25 апреля 2020 года в Wayback Machine.
- ^ "Gdzie w Polsce przyjęto uchwały przeciw "идеологии ЛГБТ"?" [Где в Польше принимались резолюции против «идеологии ЛГБТ»?] (на польском языке). ОНЕТ. 23 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2019 года . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Фиглерович, Марта (9 августа 2019 г.). «Новая угроза сексуальным меньшинствам Польши» . Иностранные дела: Америка и мир . ISSN 0015-7120 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 года . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Правящая партия Польши разжигает ненависть к ЛГБТК в преддверии выборов на фоне «зон, свободных от геев» и нападений на марше прайда. Архивировано 14 августа 2019 г. в Wayback Machine , Telegraph, 9 августа 2019 г.
- ↑ Польская газета выпустит стикеры «Зона, свободная от ЛГБТ». Архивировано 26 июля 2019 г. в Wayback Machine , BBC, 18 июля 2019 г.
- ↑ В жестокости по отношению к геям в польском городе виновата ядовитая пропаганда. Архивировано 8 октября 2020 г. в Wayback Machine , New York Times, 27 июля 2019 г.
- ↑ Консервативный польский журнал выпускает наклейки «Зона, свободная от ЛГБТ». Архивировано 14 августа 2019 г. в Wayback Machine , Reuters, 24 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Польский суд отвергает наклейки с надписью «Зона, свободная от ЛГБТ», заархивированные 7 ноября 2019 года в Wayback Machine , HRW, 1 августа 2019 года
- ↑ Польский журнал отклонил решение суда по наклейкам «Зона, свободная от ЛГБТ». Архивировано 27 июля 2019 г. в Wayback Machine , Politico, 26 июля 2019 г.
- ↑ Активисты предупреждают, что ЛГБТ-сообщество Польши «подвергается нападкам». Архивировано 26 июля 2021 г. в Wayback Machine , Euronews, 8 августа 2019 г.
- ^ Сантора, Марк; Берендт, Джоанна (27 июля 2019 г.). «Жестокость против геев в польском городе объясняется ядовитой пропагандой» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Тара Джон; Мухаммад Дарвиш (21 июля 2019 г.). «Польский город проводит первый парад ЛГБТК, несмотря на насилие со стороны крайне правых» . CNN . Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «Пара арестована за взрывное устройство на польском параде» . Журнал Инстинкт . 6 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 27 января 2020 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «Польша: поскольку правительственная кампания против ЛГБТК+ усиливается, гомофобы приносят бомбу на Марш гордости» . Новости свободы . 4 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 31 января 2020 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Прончук, Моника (30 июля 2020 г.). «Польским городам, объявившим себя «свободными от ЛГБТ», отказывают в средствах ЕС» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Делланна, Алессио (15 июня 2020 г.). «ЛГБТ-активисты осуждают комментарии президента Дуды о «коммунизме» » . Евроньюс . Архивировано из оригинала 27 августа 2020 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ «Рейтинг стран | Радужная Европа» . Rainbow-Europe.org . Архивировано из оригинала 14 мая 2015 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ «Польская каменная стена? Протестующие осуждают анти-ЛГБТК-отношение правительства» . Новости АВС . Ассошиэйтед Пресс. 10 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Чобану, Клаудия (13 августа 2020 г.). «Массовые аресты ЛГБТ стали поворотным моментом для Польши» . Балканский взгляд . Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Открытое письмо: Права человека не являются идеологией, они универсальны. С этим согласны 50 послов и представителей» . pl.usembassy.gov . 27 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г. . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Бикс Алиу [@USAmbPoland] (27 сентября 2020 г.). «Права человека – это не идеология, они универсальны. С этим согласны 50 послов и представителей» ( Твиттер ) . Проверено 12 марта 2021 г. - через Twitter .
- ^ «Письмо послов. «Выражаем признательность за напряженную работу ЛГБТИ-сообщества в Польше » . wyborcza.pl . 27 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г.
- ^ «Польша: скандируя «Смерть евреям», крайне правые националисты сжигают книгу о правах евреев» . I24news . 23 ноября 2021 г.
- ^ Тиллес, Дэниел (12 ноября 2021 г.). « Смерть евреям» скандировали на факельном марше крайне правых в польском городе» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аустерманн, Юлия (2021). Визуализация политического: гомофобия и квир-культура протеста в Польше с 1980 года (на немецком языке). издательство транскриптов. ISBN 978-3-8394-5403-9 .