Адельфопоэз
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Адельфопоэзис , или адельфопоия (от греческого ἀδελφοποίησις/ἀδελφοποιία , образованного от ἀδελφός , adelphos , букв. « Я делаю » , буквально « братство «брат», и ποιέω, букв. » ) церемония , исторически практикуемая в православных -Христианская традиция объединять двух людей одного пола (обычно мужчин) в признанных церковью отношениях, аналогичных братству и сестре. [примечание 1]
Подобные церемонии можно встретить в истории католической церкви вплоть до 14 века. [1] и в Восточной Православной Церкви до начала 20 века. [2] [3] [4] Задокументированные в византийских рукописях девятого и пятнадцатого веков, молитвы признавали участников «духовными братьями» ( pneumatikoi adelphoi ) и содержали упоминания о парах святых, в первую очередь о святых Сергии и Вакхе , а также святых Косме и Дамиане , которые были известны их дружба». [5] В Англии некоторые ученые полагают, что адельфопоэзис также мог иметь место между Уильямом Невиллом и Джоном Клэнвоу . [6]
В конце двадцатого века христианская традиция получила известность как объект споров между сторонниками и противниками светской и религиозной легализации однополых отношений. [7]
Адельфопоэзис в христианской традиции
[ редактировать ]Русский ученый-эрудит, священник и мученик Павел Флоренский предложил знаменитое описание адельфопоэза в своей монументальной книге 1914 года «Столп и утверждение истины: очерк православной теодицеи в двенадцати письмах» , которая включала раннюю библиографию по этой теме. [8] Флоренский описывал традиционную христианскую дружбу, выраженную в адельфопоэзисе, как «молекулу общины [а не атомистический индивидуализм], пару друзей, которая является здесь принципом действия, подобно тому, как такой молекулой для языческой общины была семья, «отражая слова Христа о том, что «где двое или более из вас собраны во имя Мое, там Я посреди вас». [9] Флоренский в своем богословском толковании обряда описал пересечение христианской агапической, филической и эротической любви в адельфопоэзисе. Он определяет эрос как «чувственную, страстную любовь», сторге как «любовь к родным и близким», агапе как «любовь к оценке, уважению» и филию как «любовь внутреннего принятия, личного понимания, дружелюбия». [10] Затем он говорит: «Но на самом деле ни одно из этих слов не выражает той любви к дружбе, которую мы рассматриваем в настоящем письме, любви, сочетающей в себе аспекты филии, эроса и агапе , любви, которую древние пытались выразить в некоторых степень составным словом philophrosunē ». [10] Если бы мы выбрали хотя бы одно из этих слов, он говорит, что «наиболее подходящее слово здесь — это филеин с его производными», такими как philia («дружба») и philos («друг»). Внутри Церкви, говорит Флоренский, такие филические отношения «расцветают в сакраментальном адельфопоэзисе [ sic ] и сопричастии Святой Евхаристии и питаются этим причащением для со-подвижничества, со-терпения и со-мученичества». [11] Подобное сомученичеству призвание заключено и в православном обряде бракосочетания, который содержит обращение к мученикам, получившим свои венцы, [12] но различные дошедшие до нас обряды Адельфопоэзиса, хотя и в некоторых отношениях напоминают обряд бракосочетания, по-видимому, не содержат какого-либо венчания, подобного тому, которое имеет место в православном обряде бракосочетания. Скорее, ритуальным актом, помимо совместного причащения в Евхаристии, который обычно символизировал адельфопоэтические отношения в России, Греции и других православных странах, был обмен крестильными крестами (обычно носимыми на протяжении всей жизни). Этот обмен обычно происходил не публично, а при частной встрече между теми, кто вступал в эти филические отношения. Такая частная беседа изображена между Парфеном и князем в 20-й главе «Идиота» Федора Достоевского :
— Вы желаете обменяться крестами? Очень хорошо, Парфен, если так, то я очень рад, — это, знаете ли, делает нас братьями.
Князь снял свой оловянный крест, Парфен — золотой, и обмен состоялся.
Парфен молчал. С грустным удивлением князь заметил, что выражение недоверия, горькая, ироническая улыбка еще не совсем сошли с лица его новоиспеченного брата. Иногда, во всяком случае, это проявлялось слишком явно. [13]
Отношения «перекрестного братства», возникающие здесь в « Идиоте » Достоевского , кажутся лишь печальной насмешкой над взаимоназидательными, верными, интимными отношениями, цветущими «в сакраментальном адельфопоэзисе» Павла Флоренского . [11] Флоренский приводит отношения между князем Ионафаном и будущим царем Давидом-Пастырем как пример качества отношений, которые излагает его письмо, цитируя Первое Царств 18: 1, 3-4; 20:4, 8, 17 и 41 в качестве доказательства. [14] Он пишет, что «дружба Давида с Ионафаном также возвышается над уровнем утилитарной дружбы Ветхого Завета и предвосхищает трагическую дружбу Нового». [15]
Альтернативные взгляды [16] [17] Дело в том, что этот обряд использовался разными способами, например, для заключения постоянных договоров между лидерами наций или между религиозными братьями. Это была замена « кровному братству », которое в то время было запрещено церковью. Другие, такие как Брент Шоу, также утверждали, что эти союзы были больше похожи на «кровное братство» и не имели сексуального подтекста. [18]
Тем не менее, исключающей эрос интерпретации ритуала явно противоречит собственная Книга канонического права Восточной Православной Церкви, « Педалион», которая, как сообщает историк Франко Мормандо, «признает часто эротический характер отношений, ритуализируемых в «братстве церемония усыновления или «брачного брата»: запрещая эту церемонию (в главе о браке), « Педалион» утверждает, что супружеское братство «просто дает возможность некоторым людям удовлетворить свои плотские желания и насладиться чувственными удовольствиями, как это показывают бесчисленные примеры реального опыта». показан в разное время и в разных местах...» [19]
Обряды «адельфопоэза» содержатся в византийских рукописях, датируемых IX-XV веками. [20]
«Однополый союз» или «братство»
[ редактировать ]Однако ритуал привлек популярное внимание на Западе после того, как Йельский историк Джон Босуэлл в своей книге «Однополые союзы в досовременной Европе» , также опубликованной как «Брак по подобию» , утверждал, что эта практика заключалась в объединении двух людей в браке. как союз. Его теория была оспорена другими академическими экспертами по этому вопросу, в частности историком Клаудией Рапп в специальном выпуске католического научного журнала Traditio (том 52) в 1997 году, а также византийским литургическим историком Стефано Паренти, который определил истоки проблем в Анализ рукописи Босуэлла. [21] Работа Босуэлла также оспаривалась сегодняшним религиозным сообществом, происходящим самым непосредственным образом от той, которая участвовала в первоначальной практике, Греческой православной церкви , которая рассматривала его работу как современное американское культурное присвоение своей традиции и переводила адельфопоэзис как «братание», включающее в себя целомудренная дружба. [22] Аналогичный перевод термина – «братство». [23]
Хотя многие ученые критиковали выводы Босуэлла, некоторые согласились с ним, в том числе либеральные американские епископальные ученые Робин Скроггс и Уильям Л. Кантримэн. [24] Босуэлл дал текст и перевод ряда версий церемонии «братания» на греческом языке , а также перевод ряда славянских версий ( «Братотворение» или «Побратимство» ), хотя Рапп и другие оспаривали точность его переводов. Сам Босуэлл отрицал, что адельфопоэзис следует правильно переводить как «гомосексуальный брак». [25] но он утверждал, что «создание братьев» или «создание братьев» было «анахроничным буквальным» переводом, и предлагал в качестве предпочтительного перевода «однополый союз». Предпочтение Босуэлла было проблематичным для восточно-православных канонистов, а также для таких ученых, как Рэпп, которые утверждали, что оно включает в себя анахронически современную светскую эпистемологию и антропологию, отличную от традиционного христианства. Босуэлл предположил потенциальную параллель с современными конструкциями сексуальной идентичности, хотя обряды адельфопоэза явно подчеркивали духовную природу союза в досовременных христианских терминах. [26]
Некоторые более поздние ученые исследовали утверждение Босвелла с этнографической точки зрения. Ник Йовчич-Сас в своей статье «Традиция гомофобии: реакция на однополые отношения в сербском православии с девятнадцатого века до наших дней» подчеркивает отчетливо сексуальные и романтические качества побратимства, зафиксированные в Сербии XIX и начала XX веков. . [27] Глядя на работы антропологов и этнографов, таких как Мэри Эдит Дарем , Пол Нэке , Динко Томашич и Тих Р. Грегорович, Йовчич-Сас утверждает, что братские союзы не были просто платоническими или политическими союзами, как учит Сербская Православная Церковь . Он также обращает внимание на последствия западноевропейского культурного стыда для сербского общества – стыда, приводящего к подавлению и культурной амнезии относительно фактической практики и воплощения побратимства в более ранних однополых отношениях. [28]
Критики Босвелла
[ редактировать ]Холсолл (1996) составил подробный список дебатов (включая обзоры сторонников и скептиков) вокруг работ Босуэлла. [29] Следующее получено от некоторых наиболее известных критиков.
См. также
[ редактировать ]- Броманс
- Братства
- Дэвид и Джонатан
- Женская связь
- Закон усыновления (мормонизм)
- Мужская связь
- Филия
- Платоническая любовь
- Романтическая дружба
- Вторая половинка
- Содалии
- женщина
Примечания
[ редактировать ]- ^ В албано-греческом и валахском диалектах используется следующий термин: (по-гречески) « Βλάμης » ( Вламис , поет.) или « Βλάμηδες » ( Вламид , мн.). Викисловарь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эбнер, Адалаберт «Монашеские молитвенные братства до конца эпохи Каролингов. Исследование церковной истории» (1890).
- ^ Кристофер Ишервуд , Кристофер и ему подобные 1929-1939 (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1976), 137.
- ↑ Тих Р. Георгевич., «Сербские привычки и обычаи», Фольклор 28:1 (1917) 47.
- ^ М. Е. Дарем, Некоторые племенные корни, законы и обычаи Балкан (Лондон: George Allen & Unwin Ltd, 1928) 174
- ^ Патрик Вискузо. « «Неудачная попытка переписать историю». Рецензии на новые книги Оксфорда, декабрь 1994 г.» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Олдрич, Р.; Уотерспун, Г. (2005). Кто есть кто в истории геев и лесбиянок, том 1: от древности до середины двадцатого века . Тейлор и Фрэнсис. п. 334. ИСБН 978-1-134-72215-0 . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Однополые союзы в досовременной Европе (1994), Villard Books, ISBN 0-679-43228-0
- ^ Флоренский, Столп и утверждение истины , перевод Бориса Якима, Принстон, 1997, с. 571-72.
- ^ Флоренский, Столп и утверждение истины , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Флоренский, Павел (31 декабря 1997 г.). Столп и утверждение истины . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 289. дои : 10.1515/9780691187990 . ISBN 978-0-691-117676 .
- ^ Jump up to: а б Флоренский, Павел (31 декабря 1997 г.). Столп и утверждение истины . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 296. дои : 10.1515/9780691187990 . ISBN 978-0-691-117676 .
- ^ «Служба бракосочетания — Литургические тексты Православной Церкви — Греческой Православной Архиепископии Америки» . www.goarch.org . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Идиот Федора Достоевского: Глава 20» . www.online-literature.com . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Флоренский, Павел (31 декабря 1997 г.). Столп и утверждение истины . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 299. дои : 10.1515/9780691187990 . ISBN 978-0-691-117676 .
- ^ Флоренский, Павел (31 декабря 1997 г.). Столп и утверждение истины . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 300. дои : 10.1515/9780691187990 . ISBN 978-0-691-117676 .
- ^ «Некоторые ответы и опровержения из обсуждения православного списка» . 1994 . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ «Обряд Братства» . Архивировано из оригинала 27 июня 2003 года . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Шоу, Брент (июль 1994 г.). «Свой жених?» . Новая Республика . стр. 43–48. Архивировано из оригинала 7 мая 2006 года . Проверено 25 июня 2009 г.
- ^ Франко Мормандо, Демоны проповедника: Бернардино Сиенский и социальный преступный мир Италии раннего Возрождения (Чикаго: University of Chicago Press, 1999, стр. 301-02, № 154), цитирование из «Кратких и точных инструкций относительно браков», гл. 10, «Братство по усыновлению», Руль (педальон) метафорического корабля Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православных Христиан, или Все Священные и Божественные Правила..., пер. Д. Каммингс (Чикаго: Православное христианское образовательное общество, 1957), с. 997; в указателе к последней книге, стр. 1033 г. церемония получила название «брачное братство».
- ^ «Вискусо, Патрик. «Неудачная попытка переписать историю», New Oxford Review , декабрь 1994 г.» . Архивировано из оригинала 27 мая 2014 г. Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ Паренти, Стефано (1996). «Однополые союзы в досовременной Европе, Нью-Йорк, 1994» . Византийский журнал . 89 : 448–449 . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ о. Евангелос К. Манцунеас; Секретарь комитета Греческого Синода по правовым и каноническим вопросам. Николас Зимарис (ред.). «Отчет об адельфопоэзисе 1982 года: «Братство с канонической точки зрения», Афины, 1982 год» . перевод Эфтимиоса Маврогеоргиадиса . Проверено 3 февраля 2009 г.
- ^ «Обзор Босвелла» . Фордхэм.edu . Проверено 4 декабря 2013 г.
- ^ «Проект справочников по истории Интернета» . sourcebooks.web.fordham.edu . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Босуэлл, Однополые союзы в досовременной Европе , с. 298-299.
- ^ hina genontai pneumatikoi adelphoi Hyper tous sarkikous (перевод Босуэлла: «чтобы они были объединены больше духом, чем плотью»). Греческий текст Босуэлла, Однополые союзы , стр. 316, н. 198.
- ^ Ник Йовчич-Сас, 2018, «Традиция гомофобии: реакция на однополые отношения в сербском православии с девятнадцатого века до наших дней», В: Чепмен, Марк, Джейнс, Доминик. «Новые подходы в истории и теологии к однополой любви и желанию» Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, 55–77 стр.
- ^ Йовчич-Сас, Ник (2018), «Традиция гомофобии: реакция на однополые отношения в сербском православии с девятнадцатого века до наших дней», Новые подходы в истории и теологии к однополой любви и желаниям , Чам: Springer International Publishing, стр. 55–77, номер документа : 10.1007/978-3-319-70211-7_4 , ISBN. 978-3-319-70210-0
- ^ Холсолл, Пол. «Джон Босуэлл Пейдж» . Проект «Справочники по истории Интернета» . Фордэмский университет . Проверено 31 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание церемонии Адельфопоэзис, Православная история.org
- Однополые браки: переосмысление истории Церкви , главное
- (на греческом) Евангелист И. Донти. Нравы и обычаи: Братство (братство - вламиды) . Влахой.нет (Vlahoi.net). 20 августа 2006 г.