Лесбиянки в переходный период к демократии в Испании
Лесбиянки в переходный период к демократии в Испании (1975–1982) испытали расширение гражданских прав по сравнению с правлением франкистов , включая отмену в 1978 году национального закона, криминализирующего гомосексуализм. После смерти Франсиско Франко в 1975 году отношение общества к гомосексуалистам стало репрессивным. Переход привел к изменениям, но это был медленный процесс. гомосексуальность был незаконен при режиме Франко. [ 1 ] В переходный период возникло первоначальное ощущение либерализации и большей свободы выражения мнений. Отношение общества к гомосексуализму игнорировалось на начальном этапе переходного периода, но однополые отношения не признавались с юридической точки зрения. Лишь в конце 20-го и 21-го веков в Испании наблюдался значительный прогресс в области прав ЛГБТК+. Правовые реформы и общественные движения постепенно привели к декриминализации гомосексуализма, а затем и к признанию однополых браков. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Лесбиянки пришли в этот период после того, как режим Франко их стер или игнорировал. [ 2 ] Официально во франкистской Испании лесбиянства не существовало. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Их история в этот более ранний период в основном не была написана, а их культурный вклад в период франкизма не был признан. [ 5 ] В некоторых случаях истории гомосексуализма в более ранний период и в этот период не включают лесбиянок, потому что они относятся к ним так, как будто лесбиянок не существует, поскольку гомосексуалы и геи были единственными гомосексуалистами. [ 7 ] [ 8 ] Когда в тот период задумывались о гомосексуализме, единственное, что приходило на ум, — это мужчины-геи. Женщины, включая такие подгруппы женщин, как лесбиянки, вошли в переходный период как маргинализированная группа. [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] Они стали жертвами преследований со стороны полиции в период Франко. Во всем мире в этот период лесбиянки почувствовали себя вдвойне вытесненными; они часто находили гей- и транс-освободительное движение глубоко женоненавистническим и патриархальным, в то же время чувствуя, что феминизм игнорирует их и их потребности как женщин. Эта ситуация привела к росту лесбийского феминизма и лесбийских сепаратистских движений.
Mujeres Lesbianas, написанная Викторией Сау и позже отредактированная Анабель Гонсалес, опубликованная в 1979 году, была единственной отечественной историей лесбиянства, написанной в переходный период. [ 5 ]
Политическая и правовая ситуация лесбиянок
[ редактировать ]Независимая история лесбиянства как политического движения в Испании началась только в 1975 году, поскольку до этого голоса лесбиянок намеренно замалчивались. Такое позднее появление означало, что лесбиянкам пришлось самостоятельно определять себя как внутри устоявшегося феминистского движения, так и в движении геев и трансгендеров, в то время как испанское общество в целом и движения испытывали серьезный стресс в результате смерти Франко. . [ 4 ] [ 9 ] [ 10 ] Несмотря на это, лесбиянство как политическое движение по-прежнему оставалось в тени и имело ограниченный голос в рамках более широких дискуссий. В политическом отношении лесбиянки в Испании, начавшейся сразу после Франко, часто были не чем иным, как сторонниками своих более громких и заметных коллег-мужчин из-за большей заметности геев в прошлом и продолжающегося патриархата. [ 11 ] [ 9 ] [ 10 ] Некоторые радикальные феминистки того периода выбирали лесбиянство как форму контроля над своей сексуальностью, которая подавлялась режимом Франко. [ 10 ] [ 12 ] В то время были споры о том, можно ли быть одновременно феминисткой и лесбиянкой. [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ] Лесбийское политическое движение того времени в основном пришло к выводу, что лесбийская сексуальность «не обязательно должна быть мягкой или агрессивной или следовать каким-либо феминистским или женским образцам». [ 13 ] [ 10 ]
Женское отделение Фонда Триангуло Мадрида объяснило невидимость лесбиянок в этот и другие периоды следующим образом: «Мужчина-гей всегда мог переехать в другое место, стремясь жить своей идентичностью на свободе. В то время как женщина-лесбиянка оставалась рядом В ее доме всегда есть родители, братья или дети, о которых нужно заботиться, и те, кто не подводит». [ 15 ] Росио Хименес объяснил это далее, сказав: «И именно так лесбиянки развились со времен невидимости, за счет той алой буквы, с которой мужчине никогда не приходилось иметь дело». [ 16 ] По словам мексиканской феминистки Глории Кареаги , феминизм часто «отходит от таких аспектов, как сексуальность и интимная жизнь, и сосредотачивается на социальном и политическом». Росио Гонсалес из Fundación Triángulo заявила, что феминистки опасаются «заразы стигмы» и отмежевываются от лесбиянок. [ 16 ]
Испанские лесбиянки в этот период, как правило, участвуют в партийной политике Izquierda Unida ( Объединенные левые ) или PSOE . Лесбиянки, вероятно, были вовлечены в эти партии не столько потому, что партии поддерживали права лесбиянок, сколько потому, что в остальном они были склонны соответствовать их общим политическим взглядам. С течением времени эти партии стали более тесно соответствовать политическим целям лесбиянок. [ 17 ]
Лесбиянки впервые стали политически активными через феминистское движение и феминистские коллективы. Во многом это произошло потому, что, когда они пытались присоединиться к гомосексуальным коллективам, особые потребности лесбиянок часто отодвигались на второй план как менее важные. В феминистском движении такого барьера не было. Этот союз с феминистками создал в Испании концепцию « политической лесбиянки ». [ 18 ] [ 19 ] Одной из областей, из-за которой лесбиянки оказались в стороне, была гомосексуальная ориентация мужчин на СПИД, которая оказала гораздо меньшее влияние на лесбийское сообщество. [ 18 ] В то же время более поздние исследования, посвященные этому периоду феминистами и геями, игнорировали вклад лесбиянок в феминистское движение. Результатом этого является то, что в исследованиях ЛГБТК+ сообществ в этот период часто отсутствует гендерный аспект движения за права ЛГБТК+. Лесбийский опыт исчезает из обеих историй. Испанское лесбиянство отличается от лесбиянства в Соединенных Штатах тем, что лесбиянки сохраняют уникальную политическую и социальную идентичность. В Соединенных Штатах лесбиянство как идентичность в значительной степени было подчинено более широкому ЛГБТК+-движению, которое устранило гендерные и половые классификации, а затем использовало более широкую групповую идентичность, используя свою собственную экономическую мощь для поддержки своих целей. [ 19 ]
В этот период лесбиянкам грозило тюремное заключение из-за их ориентации. Обычно семьи лесбиянок не одобряли это, и иногда применялась конверсионная терапия с использованием электрошоковой терапии. [ 20 ] [ 21 ] Некоторые женщины умерли в течение нескольких лет после лечения электрошоком. [ 22 ] Подобная конверсионная терапия и проблемы с отчуждением семей продолжались и в период перехода Испании к демократии . [ 20 ] [ 21 ] [ 23 ] Для многих лесбиянок стоял трудный выбор, что хуже: тюрьма или психиатрическая лечебница, где проходит эта конверсионная терапия. [ 21 ] Помимо угрозы конверсионной терапии, лесбиянкам приходилось беспокоиться о других аспектах своей семьи, раскрывающих их ориентацию. Это включало отвержение семьи или нападение со стороны членов семьи из-за их ориентации. [ 21 ]
В течение переходного периода, предшествовавшего приходу правительства Гонсалеса, в культурном и политическом плане существовало влияние режима Франко с точки зрения правового статуса и культурного отношения к геям и лесбиянкам периода Франко. В этот период лесбиянки и геи все еще подвергались законному преследованию со стороны правительства. Полиция также продолжала преследование лесбиянок, геев и транссексуалов. Однако лесбиянкам удалось избежать худшего, поскольку большая часть преследований по-прежнему была сосредоточена на геях. [ 24 ] Это привело к тому, что многие лесбиянки и геи не захотели принимать политическое участие в переходном процессе. [ 24 ] Одной из наиболее важных политических организаций лесбиянок и геев в переходный период было Испанское движение за освобождение гомосексуалистов (MELH). [ 24 ]
В 1978 году Col·lectiu de Lesbianes de Barcelona опубликовала заявление, в котором говорилось о необходимости объединения лесбиянок: «Поэтому необходимо, чтобы наш голос был услышан, чтобы раскрыть и раскрыть аспекты нашей женской реальности и заявить о наших различиях как лесбиянок. ." [ 25 ]
Напряженность между геями и лесбиянками привела к созданию в 1981 году «Коллективо де феминситас лесбиянок Мадрида» (CFLM) и «Группы действий за освобождение гомосексуалистов» (GALHO), которые были несколько менее радикальными, чем Фронт освобождения гомосексуалистов Кастилии ( Фронт освобождения гомосексуалистов Кастилии (FLHOC). [ 26 ] [ 16 ] Эта группа была первой лесбийской организацией в Мадриде. [ 16 ] В 1979 году состоялась первая Хорнада о лесбиянках. [ 27 ] В 1983 году состоялся первый Jornadas Lesbianas, посвященный лесбийской сексуальности. Они возникли в результате Первой встречи лесбиянок-феминисток Испании и создания CFLM. Хорнады 1983 года ознаменовали официальное начало организованного политического движения лесбиянок в Испании. [ 28 ] Несмотря на внешнюю напряженность, политически активные лесбиянки сталкивались с меньшим количеством проблем, связанных с внутренними разногласиями по поводу идеологии, чем их коллеги-мужчины. Общий опыт во время режима Франко сыграл роль социального и политического клея, который прочно связал их вместе. Они часто оказывались в политическом положении среди радикальных феминисток того периода. [ 29 ] [ 9 ] В политическом отношении лесбиянки и их коллеги-геи продолжали быть разделенными до конца переходного периода в 1985 году и оставались разделенными до начала 1990-х годов, когда равенство в браке стало целью многих в более широком движении ЛГ. [ 29 ] [ примечание 1 ]
Испанское движение за освобождение гомосексуалистов (MELH – Испанское движение за освобождение гомосексуалистов)
[ редактировать ]Agrupación Homófila para la Igualdad Sexual (AGHOIS), позже переименованная в 1975 году в Испанское движение за освобождение гомосексуалистов (MELH), была создана в 1910 году как освободительное движение гомосексуалистов. MELH была одной из новаторских организаций по защите прав ЛГБТК+ в Испании в конце 1970-х годов. Они были там сразу после диктатуры Франсиско Франко. Целью группы было повлиять на церковь, искусство, медицину, право, социологию и прессу, чтобы изменить их стереотипные взгляды на гомосексуальность и бороться с негативной идеологической обработкой, которая утверждала, что гомосексуальность является злом. Базирующаяся в Барселоне группа собирала на собрания восемь или меньше человек, чтобы не привлекать внимание правительства. Они почувствовали себя обязанными начать организовываться в ответ на Закон о социальной реабилитации и реабилитации 1970 года . Их работа встревожила других членов сообщества ЛГБТК+, поскольку они считали, что она влечет за собой слишком большой риск без какого-либо существенного вознаграждения. В 1972 году они начали публиковать одноименный информационный бюллетень с тем же названием.
Группа сыграла решающую роль, когда дело дошло до защиты прав геев, их видимости и социального признания в то время, когда лесбиянки были отвергнуты или в значительной степени маргинализированы в испанском обществе. Секретность была необходима из-за репрессивных законов и социальной стигмы в отношении гомосексуализма. Организация намеревалась бороться за правовые реформы и бросить вызов взглядам общества на ЛГБТК+ лиц. Их первым делом было писать письма из Парижа, чтобы бороться за права лесбиянок и геев. [ 30 ]
Несмотря на то, что MELH действовала тайно и скрывалась от враждебного окружения, она занималась различными формами активизма. [ 31 ] Они организовывали публичные протесты, публиковали информационные бюллетени и брошюры, борющиеся за права геев, и выступали за декриминализацию гомосексуализма. Они стремились просветить все общество Испании о правах и борьбе геев, чтобы способствовать более инклюзивной и принимающей Испании. Однако на этом пути они столкнулись с серьезными проблемами из-за социальных и правовых ограничений. Несмотря на эти проблемы, они заложили основу для будущих групп и их движений. Они оказали огромное влияние на постепенный переход к более принимающему обществу.
Юридический статус
[ редактировать ]В период с 1970 по 1979 год было возбуждено более 3600 полицейских дел по расследованию нарушений Закона 1970 года об опасности и социальной реабилитации . Закон заменил Закон о бродягах и преступниках (ley de vagos y Maleantes) , который был принят в 1933 году. Закон 1970 года был направлен на наказание «антиобщественных» членов общества, таких как нищие, вандалы, торговцы наркотиками, порнографы, проститутки, сутенеры и нелегалы. иммигранты. Закон отнес гомосексуалистов к этой категории. [ 27 ]
были внесены некоторые изменения В 1978 и 1979 годах в Закон 1970 года об опасности и социальной реабилитации , включая ссылку на гомосексуализм. [ 25 ] [ 6 ] В статье Хорди М. Монферрера Томаса он пишет о репрессивном характере Закона во время франкистского режима и тюремном заключении гомосексуалистов, действия которых считались незаконными. Существовала концепция двойного или тройного обвинения за определенные действия, о которых говорит Томас, с использованием различных юридических оснований для тюремного заключения. [ 32 ]
Лишь позже, в 1980 году, гомосексуальные организации впервые получили юридическое признание. [ 6 ]
Более широкое политическое движение LG
[ редактировать ]Барселона была в авангарде раннего испанского активизма ЛГ в последние дни режима и переходного периода. [ 29 ] Более широкие испанские движения за освобождение гомосексуалистов в 1970-е годы были ближе к французскому движению, где личное и сексуальное освобождение воспринималось как необходимые цели для развития геями и лесбиянками нового социального сознания, которое привело бы к социальной революции. Она отличалась от американских и британских активистов, которые стремились развивать политические связи и менять правовой статус членов ЛГ-сообщества, сохраняя при этом связи с явно левыми организациями. [ 29 ]
В переходный период геев, лесбиянок и женщин часто объединяли в группы по интересам или группы меньшинств. Этот институциональный подход во время перехода к этим сообществам повлиял на то, как они организовались, самоидентифицировались и какие требования предъявляли эти группы. Первым крупным толчком более широкого движения за права гомосексуалистов стала декриминализация гомосексуализма, которая произошла в Испании в 1978 году. [ 2 ]
После достижений, связанных с изменениями в законе о декриминализации гомосексуализма в конце 1970-х годов, после смерти Франко и перехода к демократии, большая часть активистской структуры GL была демонтирована, поскольку насущные потребности переходного периода считались выполненными. [ 2 ] Следовательно, сообщество также начало раскалываться по идеологическим основаниям, особенно среди геев-освободителей . [ 29 ]
Закон о Королевском указе от июля 1976 года и Закон об амнистии 1977 года мало повлияли на мужчин-гомосексуалистов, находящихся в тюрьмах за гомосексуализм, поскольку они не считались политическими заключенными. [ 33 ] В 1978, 1970 гг. Закон об опасности и социальной реабилитации . был исключен из уголовного кодекса Испании, что фактически декриминализовало однополые сексуальные отношения. [ 34 ] [ 35 ] В 1978 году правительство Барселоны снова запретило ЛГБТК+-активистам маршировать по улицам. Активисты ЛГБТК+, в том числе лесбиянки, бросили вызов этой инициативе и провели марш по улице Лас-Рамблас . Из-за политических связей ЛГБТК+-активистов в то время к ним присоединились каталонские коммунисты, социалисты, каталонские националисты, феминистки и члены профсоюзов. [ 36 ]
Guerrilleros of the Great Gay Generation и FULIGEC — две правые гей-группы на Канарских островах, обе вышли из Лас-Пальмаса. То, что отстаивал FULIGEC, никогда не упоминалось. В организации было два видных представителя, гей и лесбиянка, но в основном она оставалась анонимной, объясняя это так: «Мы знаем, чего хотим, и боремся за то, чтобы спасти это лицемерное общество за права, которые соответствуют нам. Мы делаем ментализирующую работу, делаем ты понимаешь? Сначала надо заняться самообразованием. Вот почему мы ходим из комнаты в комнату, из клуба в клуб. Мы разговариваем, много разговариваем. Но не более того. [ 33 ]
Международная ассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ILGA) была основана в Ковентри, Великобритания, в 1978 году. Первоначально в название не входили лесбиянки, поскольку при ее создании не присутствовали лесбиянки. [ 37 ] С 4 по 7 апреля 1980 года в Барселоне проходила 2-я Всемирная конференция IGA, организованная Grup en Lluita for l'Alliberament de la Lesbiana (GLAL) и Front d'Alliberament Gai de Catalunya (FAGC). [ 37 ] На этой международной встрече значительно увеличилось число участвующих женщин, что привело к созданию женского секретариата - Международной службы информации для лесбиянок (ILIS). Женщины-участницы встречи отвергли изменение имени, включив в него слово «лесбиянка», поскольку, по их мнению, это создаст ощущение гендерного разделения в движении за права геев. Вместо этого на пленарном заседании они изменили название на «Международная ассоциация геев и мужчин». На встрече также обсуждался отказ правительства Испании признать две организации, участвовавшие в проведении конференции. [ 37 ]
Международная ассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ILGA) была основана в Ковентри, Великобритания, в 1978 году. Первоначально в название не входили лесбиянки, поскольку при ее создании не присутствовали лесбиянки. [ 37 ] С 4 по 7 апреля 1980 года в Барселоне проходила 2-я Всемирная конференция IGA, организованная Grup en Lluita for l'Alliberament de la Lesbiana (GLAL) и Front d'Alliberament Gai de Catalunya (FAGC). [ 37 ] На этой международной встрече значительно увеличилось число участвующих женщин, что привело к созданию женского секретариата - Международной службы информации для лесбиянок (ILIS). Женщины-участницы встречи отвергли изменение имени, включив в него слово «лесбиянка», поскольку, по их мнению, это создаст ощущение гендерного разделения в движении за права геев. Вместо этого на пленарном заседании они изменили название на «Международная ассоциация геев и мужчин». На встрече также обсуждался отказ правительства Испании признать две организации, участвовавшие в проведении конференции. [ 37 ]
Более широкое феминистское движение
[ редактировать ]Англосаксонский, скандинавский и голландский феминизм со временем развился и превратился в нечто вроде управляемой извне кампании за признание и права на более институционализированную форму, и был признан движением, называемым государственным феминизмом . Это воплощение в основном уже существовало к тому времени, когда Испания достигла демократического переходного периода в 1976 году. [ 38 ] Испанский феминизм, освободившийся от ограничений диктатуры, немедленно начал процесс перехода к государственному феминизму, используя левые политические партии, такие как PSOE , и создавая союзы с профсоюзами . Некоторые из этих институциональных феминисток, поддерживаемые мужчинами, находящимися у власти, взяли за основу феминистские политические идеологии, исходящие из других стран Западной Европы; они часто были отстранены от феминизма, которого придерживалось молодое поколение испанских феминисток, которое отвечало конкретным потребностям, которые они видели в испанском обществе. [ 39 ] Лесбиянство и особенно радикальное лесбиянство будут играть важную роль в феминистском движении того времени. Однако важно то, что эти радикальные лесбийские и феминистские движения осознавали контекст, в котором они существовали, и служили источником информации о патриархальных испанских системах во время диктатуры и о том, как различные элементы общества будут реагировать на их потребности. Эти лесбийские и феминистские сообщества, хотя и не всегда были едины, часто сливали информацию, пытаясь нанести вред друг другу, и имели разногласия, приводившие к разделению групп женщин и образованию новых групп. [ 39 ]
Лесбиянки участвовали в первых Jornades Catalanes de la Dona в 1976 году. Некоторые попали в эти Jornadas через Коммунистическое движение Каталонии. [ 40 ] [ 41 ] В Стране Басков Colectivos de Lesbianas Feministas оказали поддержку Asambleas de Mujeres в написании их платформы из 12 пунктов, посвященной правам женщин, которую они хотели видеть в демократической Испании. [ 19 ] В этот период лесбиянство и феминизм пересеклись. [ 4 ] В этих отношениях была напряженность. [ 4 ] В середине и конце 1970-х годов лесбиянка Гретель Амманн сыграла большую роль в определении различия феминизма в Каталонии и, следовательно, в Испании в более широком смысле. [ 40 ] [ 41 ]
Радикальный феминизм и лесбийский сепаратизм
[ редактировать ]Гретель Амманн , Долорс Майораль и двое других оказали влияние на начало радикального феминистского движения и лесбийско-сепаратистского движения в Испании в Барселоне, начиная с 1980 года, благодаря их участию в Casa de la Dona на улице Carrer del Cardenal Casañas. [ 42 ] [ 43 ] [ 40 ] [ 41 ]
Лесбийский сепаратизм идеологически основывался на разностном феминизме , но пошел еще дальше, потому что феминистское движение не давало лесбиянкам достаточно средств для удовлетворения их политических требований и желаний; они хотели чего-то исключительно для лесбиянок и не заимствовали у моделей других групп. [ 43 ] [ 41 ]
Европейские лесбийские политические и юридические усилия
[ редактировать ]9 октября 1979 года Совет Европы предпринял первые шаги по обеспечению моральной и правовой защиты лесбиянок и геев, когда Комиссии было сделано предложение внести поправку в статью 14 Конвенции о правах человека, чтобы добавить сексуальную ориентацию в качестве защищенного класса из дискриминация. [ 44 ]
В 1981 году Совет Европы принял Резолюцию 756. В том же году Европейская Парламентская Ассамблея приняла Рекомендацию 934. Они представляли собой первые шаги нынешнего Европейского Союза по борьбе с дискриминацией гомосексуалистов в блоке, сделав борьбу с гомофобией частью Политическая повестка дня Европейской комиссии. [ 44 ] В начале 1980-х годов Европейский суд поддержал наказание двух людей одного пола, совершивших сексуальные действия. Лишь в середине 1980-х годов мнение Суда изменилось, утверждая, что преследование людей, вступающих в половые акты по обоюдному согласию с людьми того же пола, является вторжением в частную жизнь. [ 44 ]
Культура
[ редактировать ]Лесбиянки как группа и культура по-прежнему игнорировались испанским обществом по сравнению с геями. Они оставались довольно незаметными. Сведения о лесбиянках того периода получены не из тех же источников, что и об испанских геях того периода. [ 45 ] [ 46 ] [ 3 ] Одна из причин, по которой лесбиянки продолжали оставаться невидимыми в этот период, заключается в том, что их труднее узнать, чем геев, поскольку их обычно сначала идентифицируют как женщин. [ 45 ]
Несмотря на то, что после смерти Франко лесбиянкам было предоставлено больше свободы, лесбийская культура продолжала оставаться в основном невидимой для большей части испанского населения вплоть до 1990-х годов, и ее называли скрытым гомосексуализмом ( испанский : una homoсексуалidad oculta ). Мужчины-геи перестали скрываться, но лесбиянки продолжали оставаться маргинализированными и скрытыми. [ 11 ] В книге под названием « Квир-переходы в современной испанской культуре » автор Хема Перес-Санчес утверждает: «Диктатура Франко стремилась как кодифицировать, так и сдерживать гомосексуалистов-мужчин, в то же время она имела тенденцию стирать или подвергать сомнению существование настоящих лесбиянок... само молчание». — хотя в некоторых контекстах это опасно и ограничивающе, в других контекстах оно может передавать политический смысл, раскрывать скрытые эмоции и указывать на нерассказанные истории». [ 47 ]
Лесбийскую культуру в переходный период можно охарактеризовать как многогранную роль культуры, служащую инструментом как для сохранения, так и для бросания вызов социальным нормам и структурам власти. Мария дель Мар Альберка Гарсия указывает, что «интерпретация культуры как средства выражения и распространения идей всегда имеет две стороны. С одной стороны,... это средство распространения сложной системы идей и взглядов». С другой стороны, культурная сцена представляет собой пространство борьбы за представительство меньшинств, претендующих на легитимность альтернативной культуры, пытающихся обнажить противоречия господствующей системы. Оба вида использования [культуры] — один направлен на сохранение, а другой — на изменение или разрушение — у нас есть хорошие примеры в испанской культуре двадцатого века». [ 48 ] Культура, будь то через искусство, язык или традиции, служит каналом для передачи и распространения идей. Специально для переходного периода он используется как способ усилить расстановку сил и сохранить контроль. Цитата предполагает, что культура используется для укрепления их политической программы. В то же время культура служит для маргинализированных групп методом борьбы. Лесбиянки стремятся к представительству и легитимности своей собственной культуры и бросают вызов этим доминирующим нарративам, чтобы не быть невидимыми. Включение этой двойственности подчеркивает, что правительство склоняется к сохранению, в то время как лесбиянки хотят перемен, бросая вызов существующим нормам, чтобы иметь право голоса.
В период Франко Чуэка был рабочим районом, в котором также проживало множество испанских проституток из рабочего класса. Позже этот район превратился в один из самых важных центров радикального левого испанского мышления и стал неотъемлемой частью идентичности ЛГБТК + Мадрида. [ 49 ] Испания состоит из множества субкультур, включая каталонскую, баскскую и кастильскую. Эти субкультуры приводят к ситуации, когда испанская лесбийская культура не едина. [ 46 ]
Женщины, получившие электрошоковую терапию в последние дни правления Франко, продолжали страдать от последствий этой конверсионной терапии в этот период. [ 50 ] Было создано учреждение для заключения гомосексуалистов. Учреждение называлось «Центр для гомосексуалистов Хеулвы», и ему предъявили иск за внедрение государственной системы перевоспитания, которая включала электрошок. Это стало угрозой для лесбиянок и геев Испании, поскольку они были вынуждены опасаться за свое физическое и психологическое благополучие. [ 51 ]
Баскское националистическое правительство продвигало историю баскской солдатки-лесбиянки в Америке Каталин Эраузо в конце 1970-х и 1980-х годах. [ 52 ] Лесбиянки того периода часто пытались ниспровергнуть общепринятую сексуальную идентичность и гендерные роли. Лесбиянство заключалось в том, чтобы бросить вызов гетеросексуальным представлениям о принятом женском поведении. [ 5 ] Слово «лесбиянка» подвергалось цензуре на протяжении большей части переходного периода, поэтому лесбиянки находили обходные пути, например, идентифицировали себя как феминистские коллективы. Такое сокрытие принесло пользу лесбиянкам в переходный период, поскольку помогло им избежать репрессий, изнасилований, исправительных изнасилований, арестов полицией и интернирования, которые до сих пор иногда случались с геями. [ 16 ]
Сексуальность и дискриминация
[ редактировать ]Для лесбиянок позднего переходного периода половой акт стал продолжением переговоров о личном сексуальном удовольствии, поскольку лесбийская идентичность и культура были связаны с концепцией способности лесбиянок выражать свою собственную сексуальность и сексуальные потребности. [ 9 ] Мужественных женщин в этот период часто обвиняли в том, что они лесбиянки, из-за того, что они нарушали традиционные испанские гендерные нормы. Это существовало, несмотря на то, что не все испанские лесбиянки являются мужчинами, и не все мужчины-женщины были лесбиянками. [ 53 ]
Для политически активных лесбиянок на поздних этапах переходного периода ключевым компонентом их активизма была лесбийская сексуальность и возможность свободно выражать ее, несмотря на стереотипы, согласно которым женщины, и лесбиянки в частности, меньше интересовались сексом, потому что в нем нет ничего интересного. после секса, как только акт проникновения прекращен. Для лесбиянок того периода половой акт стал продолжением переговоров о личном сексуальном удовольствии. [ 9 ]
Гордость ( исп . Orgullo )
[ редактировать ]Первая крупная демонстрация геев и лесбиянок в период после Франко состоялась в Барселоне 26 июня 1977 года на Лас-Рамблас , в ней приняли участие от 4000 до 5000 человек, включая лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. [ 54 ] [ 55 ] [ 28 ] Среди их скандирований было: «Мы не боимся, мы существуем». ( Каталанский : Nosaltres no tenim por, nosaltres som ). Основным призывом на этой демонстрации были амнистия за сексуальные преступления и отмена Закона об опасности и социальной реабилитации. [ 54 ] [ 55 ] На ранних этапах организационного процесса лесбиянки добились согласия феминистских организаций и местных групп поддержать их. Лесбийская воинствующая феминистка Эмпар Пинеда также привлекла к участию местных коммунистов, поскольку в то время она была главой коммунистического движения.
Член Ca la Dona Мерсе Отеро сказал об этом первом матче: «Это было очень единое явление, и вы чувствовали себя очень сопровождаемым, и об этом стоит помнить, даже если вы проводите его каждый год». [ 55 ]
Front d'Alliberament Gai de Catalunya был основан в 1975 году в Барселоне, а два года спустя, в 1977 году, проведет первый испанский гей-парад, в котором примут участие лесбиянки, политики и члены профсоюзов. [ 29 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] Это было первое политическое мероприятие ЛГБТ в истории страны в то время, когда подобные протесты еще были незаконными. [ 21 ] [ 59 ] В нем приняли участие 4000 человек, а лесбийские марши скандировали: «За окнами лесбиянки!» Среди участниц-лесбиянок была Мария Гиральт . [ 59 ]
Год спустя, в 1978 году, Мадрид проведет свой первый прайд. [ 28 ] Он будет продолжать проводиться каждый год, за исключением 1980 года, когда его проведение было запрещено. [ 28 ]
Организации
[ редактировать ]Гомосексуальная ассоциация за социальное равенство (AGHOIS) была создана в основном геями в Барселоне еще до смерти Франко. Это оказало влияние на других гомосексуальных активистов начала 1970-х годов в таких городах, как Валенсия, Майорка, Мадрид, Малага, Сарагоса, Сантьяго-де-Компостела, Бильбао. Он также оказал влияние на основателей Испанского движения за освобождение гомосексуалистов (MELH), которое было основано в 1972 году и в основном возглавлялось мужчинами-гомосексуалистами. [ 33 ]
Фронт всеобщего освобождения Каталонии (FAGC) был основан в конце 1975 года. Он сыграет важную роль в переходный период. [ 33 ] В 1978 году FAGC впервые раскололась, создав организацию Col·lectius per l'Alliberament Gai (CCAG). Этот раскол также привел к тому, что многие лесбиянки покинули FAGC и вместо этого присоединились к воинствующим феминистским группам. [ 55 ]
Colectivo de Lesbianas del FAHPV был основан в 1977 году в Валенсии и до февраля 1978 года входил в состав Front d'Alliberament Homosensual del País Valencia. Позже они присоединились к Colectivos de Lesbianas Feministas. [ 25 ]
Первая встреча лесбиянок-феминисток Испании состоялась в июне 1980 года. Именно в результате этого в январе 1981 года был основан Коллектив лесбийских феминисток Мадрида ( исп . Colectivo de Feministas Lesbianas de Madrid ). [ 28 ] [ 19 ] Это была первая лесбийская организация в Мадриде. [ 16 ] У них были проблемы со своим именем, потому что слово «лесбиянка» часто подвергалось цензуре, и существовали возможные юридические последствия для продвижения лесбиянок в результате того, что в закон 1970 года в то время не были полностью внесены поправки. [ 16 ] Чтобы защитить себя и иметь возможность юридически сотрудничать, им пришлось носить название «Женский коллектив за сексуальное освобождение» ( испанский : Colectivo de Mujeres para la Liberación sexy ). Они также использовали CFLM, чтобы не столкнуться с цензурой вокруг слова «лесбиянка». [ 16 ]
Coordinaadora Gai-Lesbiana была основана в 1980 году в Барселоне. Женщины в группе работали с геями, христианами и студентами университетов, чтобы продвигать права лесбиянок и геев. [ 60 ] Colectivo Canario de Liberación de la Mujer Lesbiana была основана в 1980 году на Гран-Канарии. [ 33 ]
Первая лесбийская организация Grup de Lluita per l'Alliberament de la Dona в Испании была основана только в 1979 году в Барселоне. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Несмотря на это, лесбиянки по-прежнему будут занимать более низкую позицию в ЛГБТК+ сообществе Испании, чем их сверстники-геи. [ 62 ] [ 63 ] Когда они не сохраняли более низкий статус, их сверстники-мужчины активно игнорировали их как совершенно неважных. [ 63 ]
Первая лесбийская организация на Бискайском полуострове была создана в 1979 году как группа внутри EHGAM под названием Emakumearen Sexaul Askpenerako Mugimendua (ESAM). Они хотели работать над сексуальной свободой женщин и освобождением лесбиянок. Они подготовили « Досье лесбиянства» , в котором объяснялись их цели. Они заняли позицию, согласно которой все женщины являются латентными бисексуалками и что сексуальная ориентация не зафиксирована. Они не верили в использование таких терминов, как мужчина, женщина, лесбиянка или гомосексуал. [ 19 ] [ 64 ] К 1982 году лесбиянки организовались в Ируне вокруг EHGAM. [ 19 ]
СМИ
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Испанская лесбийская литература имеет три основных периода. Первый период — с 1964 по 1975 год, в последние годы режима Франко. Второй – переходный период с 1975 по 1985 год. Последний период – с 1985 года по настоящее время. «Время вишен» ( испанский : Tiempo de cerezas ) Монсеррет Роиг в 1976 году является примером клише о том, что ученицы школы для девочек имеют лесбийский сексуальный опыт. [ 11 ]
В 1960-е годы Эстер Тускетс и ее брат Оскар были владельцами и влиятельными силами левого антидиктаторского издательства Editorial Lumen. Начиная с 1968 года, после ухода Оскара, издательство начало публиковать произведения геев, женщин в целом и лесбиянок в частности, а также зарубежные произведения, тексты по теории культуры и детские рассказы. [ 49 ] «То же море, что и каждое лето » ( испанский : El mismo mar de todos los veranos ) было опубликовано Тускетсом в 1978 году, а «Любовь — это одиночная игра» ( испанский : El amor es un juego solitario ) была опубликована годом позже, а последняя книга ее трилогия «На мель» ( испанский : Varada tas el último naufragio ) была опубликована в 1980 году. Эти работы были частью важной лесбийской политической литературной критики стрессов, с которыми сталкиваются лесбиянки, пытаясь существовать в гетеросексистском обществе. [ 20 ] [ 65 ] [ 66 ] Они были опубликованы в тот же период, что и « Кармен Риеры 1980 года Женское слово» ( испанский : Palabra de mujer ), еще одна важная работа в лесбийском литературном каноне того периода. [ 65 ] «Фиолетовый час » ( испанский : La hora Violea ) Монтсеррат Ройг, опубликованный в 1980 году, был одним из наиболее важных произведений переходного периода, поскольку он представлял лесбийскую сексуальность как обязательство перед другими женщинами. [ 66 ]
Сразу после Франко Барселона была крупным литературным центром литературного сообщества лесбиянок Испании. Среди писателей города были Марта Песарродона , Ана Мария Мойш , Карме Риера и Монтсеррат Роиг . [ 66 ]
Первой крупной писательницей-лесбиянкой была Андреа Лука. Глория Фуэртес , Ана Мария Мойш , Ана Розетти, Эстер Тускетс , Карме Риера , Элана Фортун и Изабель Франк — все они были в чулане во время режима Франко или на первых этапах переходного периода. Писатели-лесбиянки начали появляться только в 1990-х годах. [ 67 ] Большая часть лесбийских литературных групп в этот период прибыла из-за пределов Мадрида и Кастилии , причем многие из них говорили на нескольких языках. Каталония произвела Риеру, Ройга и Лафоре. Галисия произвела Майораль. Экстебаррия была баском из Валенсии . [ 20 ]
Несмотря на либерализацию испанского общества в переходный период , литература с участием персонажей-лесбиянок имела тенденцию соответствовать историческому типу второстепенных фигур и представлять неповиновение репрессивным гетеронормативным социальным нормам. [ 68 ] В то время как мужчины-геи были наиболее заметными гомосексуалистами в период Франко и в переходный период, женщины-писатели были в авангарде нормализации гомосексуализма в литературе для среднего испанского читателя в последние годы Франко и первые годы переходного периода. Женщины-писатели, такие как Эстер Тускетс, были первыми, кто нарушил табу на такие темы, как женское желание. Политический феминизм, который рассматривал лесбиянство как естественную конечную точку для женщин, стал становиться более важной темой в некоторых феминистских произведениях этого периода. [ 68 ]
Ана Мария Мойкс была одной из самых выдающихся поэтесс-лесбиянок испанского демократического переходного периода. [ 69 ] [ 5 ] В период франкизма она в некоторой степени занималась самоцензурой, когда писала о женщинах, чтобы не выражать явных тем, ориентированных на лесбиянок, и ей приходилось полагаться на подтекст. Один из примеров такой самоцензуры произошел в «Опасных добродетелях» ( испанский : Las virtudes peligrosas ). [ 3 ] Ее произведения в этот период больше придерживались идеологии, которая позже стала известна как квир-теория. [ 3 ]
Поэзия будет важна в этот период, более важна для сообщества геев и лесбиянок, чем для других частей населения Испании. [ 3 ]
Искусство и книги
[ редактировать ]Лесбийское искусство и художники этого периода практически неизвестны. Это результат ряда факторов, в том числе недостаточной институциональной поддержки и финансирования для исследования этой темы в более широком художественном сообществе. [ 39 ]
«Лесбийские женщины», написанные Викторией Сау и позже отредактированные Анабель Гонсалес, опубликованные в 1979 году, были единственной отечественной историей лесбиянства, написанной в переходный период. Художник под псевдонимом Оука Лиле был фотографом и художником в переходный период. Большая часть ее работ была посвящена движению la movida , но в своих работах она воплотила дух культурных и социальных изменений в Испании. Ее работа включала разнообразие, свободу самовыражения и бросала вызов социальным нормам, которые были обнаружены во время лесбийского движения. Ее работа способствовала созданию более открытой и приемлемой среды для лесбиянок. Ее работа способствовала созданию более открытой и приемлемой среды для лесбиянок. Ее работа помогла стимулировать дискуссии и представить различные идентичности, включая лесбийский опыт. [ 70 ]
Фильмы
[ редактировать ]Начиная с 1970-х годов в испанских фильмах гомосексуальность стал рассматриваться более открыто и либерально. Большинство важных работ были созданы мужчинами и изображали мужских персонажей-гомосексуалистов. Баск Элой де ла Иглесиа был важным режиссером такого рода в то время. [ 65 ] Большая часть кинематографии с участием лесбийских персонажей или лесбийских тем в этот период была создана мужчинами, а часто и геями. [ 27 ] Характер изображения лесбиянок геями в фильмах создал некоторые разногласия в феминистском движении того времени с формирующимся сообществом по защите прав гомосексуалистов, особенно потому, что на мужчин было наложено меньше ограничений и им было доступно больше ресурсов, когда дело доходило до создания фильмов. [ 27 ]
Настоящий декрет 1977 года привел к созданию в Испании рейтинга S для фильмов, «чье содержание или тема могут повредить чувствительность зрителя». Этот рейтинг в первую очередь коснулся лесбийских эротических фильмов. [ 71 ] Это оказало большое влияние на фильмы, изображающие лесбийский эротизм, поскольку в значительной степени положило конец цензуре в новой демократической Испании и впервые позволило снимать фильмы с явным эротическим содержанием. Это также привело к появлению множества изображений лесбиянок на экранах в различных вариантах и позволило отображать ранее подвергавшиеся цензуре темы, такие как добрачный секс, супружеская измена и аборты. [ 71 ]
В июне 1978 года в статье в Cineinforme говорилось: «Наши кинотеатры полны лесбиянок, извращенцев, зоофилов… продюсеры и дистрибьюторы стремятся найти новые фильмы с многообещающими названиями, такими как «Моя сестра, моя любовь». [ 71 ] В выходные, когда была опубликована статья, семь из девяти испанских фильмов, вышедших в прокат, были эротическими. [ 71 ] Лесбийские эротические фильмы или фильмы с лесбийским эротическим содержанием этого периода включают Llamada del Sexo «Секс-звонки» ( испанский : La ) ( Тулио Демичелли, 1976), «Джилл» (Энрике Гевара, 1977), «Безумная и сексуальная феерия » ( испанский : Una loca extravagancia Sexy ). (Энрике Гевара, 1977), Сексуальный заговор ( испанский : Trampa sexy ) (1977), El Última Sin de la Bourgeoisie ( исп . Последний грех буржуазии ) (1978), Любовные письма монахини ( испанский : Cartas de amor de монахиня ) (1978), Дорогая, что ты со мной сделала? ( Испанский : Моя дорогая, что ты со мной сделал? ) (1979), Венера Огня ( испанский : Venus de fuego ) (Херман Лоренте, 1979), Безумные каникулы Стеллы ( испанский : Безумные каникулы Стеллы ) (Закариас Урбиола, 1980) ), Развратные разоблачены ( испанский : Viciosas al nude ) (1980), Эваман, Машина любви ( испанский : Эваман, La maquina del amor ) (Антонио Д'Агостино 1980), Запретная страсть ( испанский : Pasión запрещена ) ( Армандо ) де Оссорио , 1980) и Южный Эдем ( исп . Al sur del Edén ) (Исмаэль Гонсалес, 1981). [ 71 ] Хотя в этих фильмах начали показывать женскую грудь, куннилингус и лесбийские поцелуи, секс втроем и мастурбацию, они не показывали лесбиянок или женщин в целом полностью обнаженными. [ 71 ]
Журналы и журналы для фанатов
[ редактировать ]В 1981 году Гретель Амманн создала Amazonas. Это был лесбийский журнал, издаваемый исключительно лесбиянками. [ 40 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ В отличие от некоторых других стран, концепция гражданского партнерства никогда широко не обсуждалась в Испании как альтернатива браку. Частично это произошло потому, что активисты ЛГ с самого начала разговора настаивали на том, что они требуют полного равенства перед законом. В то время как Partido Popular кратко рассматривала эту концепцию в 1997 и 2002 годах, политический партнер активистов ЛГБ, PSOE, понимал, что сообщество готово пойти на жертвы, необходимые для достижения полного юридического равенства в браке. Стремление сообщества ЛГБ к полному равенству в браке было отчасти ответом на то, что на самом деле будет означать создание меньших юридических партнерств в рамках Народной партии и как они будут реализованы. Они опасались, что с юридической точки зрения это может фактически означать просто сожительство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хема Перес-Санчес, Испания Франко, Странная нация?, 33 года, Университет MICH. JL РЕФОРМ 359 (2000). Доступно по адресу: https://repository.law.umich.edu/mjlr/vol33/iss3/7.
- ^ Перейти обратно: а б с МЕНДЕС, Р.П. Различные конструкции и рамки интерпретации проблем лесбиянок и геев в Испании (1995–2005 гг.) . Багоас – Исследования геев: гендер и сексуальность, против. 1, нет. 01, 27 ноября. 2012.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вест-Сеттл, Сесиль; Шерно, Сильвия (2005). Современная испанская поэзия: слово и мир . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. ISBN 9780838640401 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Браун, Кэт; Феррейра, Эдуарда (3 марта 2016 г.). Лесбийская география: пол, место и власть . Рутледж. ISBN 9781317105640 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Перес-Санчес, Хема (1999–2000). «Испания Франко, странная нация» . Журнал правовой реформы Мичиганского университета . 33 : 359.
- ^ Перейти обратно: а б с д ЛГБТИ (25 июня 2017 г.). «1977: День, когда гомосексуалисты вышли из укрытия и вышли на улицы» . eldiario.es (на испанском языке) . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ Монсивайс, Карлос (2004). «Возникновение разнообразия: маргинальные сообщества и их борьба за известность». Феминистские дебаты . 29 : 187–205. doi : 10.22201/cieg.2594066xe.2004.29.1019 (неактивен 19 февраля 2024 г.). ISSN 0188-9478 . JSTOR 42624809 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Платеро, Ракель (1 октября 2011 г.). «История мобилизации прав трансгендеров в Испании» . Сексуальность . 14 (5): 597–614. дои : 10.1177/1363460711415336 . ISSN 1363-4607 . S2CID 147494234 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джонс, Энни Бруксбанк (1997). Женщины в современной Испании . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719047572 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Диес Бальда, мадам Антония. «Феминистское движение в Саламанке после смерти Франко» . женщины в сети . Университет Саламанки . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Восбург, Нанси; Коллинз, Джеки (18 марта 2011 г.). Лесбийские реалии/лесбийские выдумки в современной Испании . Издательство Бакнеллского университета. ISBN 9781611480214 .
- ^ Морено Секо, Моника (2005). Феминистские манифесты: антология текстов испанского феминистского движения (на испанском языке). Аликанте: Университет Аликанте. OCLC 191805092 .
- ^ Перейти обратно: а б Амман, Гретель (1979). «Как лесбиянка против новой феминистской морали». Доклад на феминистской конференции в Гранаде , декабрь 1979 года.
- ^ Марчанте Барробес, Кармеле. (1980) «Отношения между женщинами и бисексуальностью как сексуальные альтернативы в радикальном феминизме». Феминистские конференции в Барселоне , с. 10.
- ^ мастервеб. "Дом" . Фонд Триангуло (на испанском языке) . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Исторические причины, по которым лесбиянки остаются в шкафу» . Верн (на испанском языке). 06.07.2018 . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Сантос, А. (28 ноября 2012 г.). Социальные движения и сексуальное гражданство в Южной Европе . Спрингер. ISBN 9781137296405 .
- ^ Перейти обратно: а б «Подрывная деятельность | Годы СПИДа и лесбийского феминизма» . FELGTB (на европейском испанском языке) . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вильяр Саенс, Ампаро (апрель 2005 г.). Лесбиянка? В восторге, это удовольствие!! (Анализ лесбиянства в феминистском движении и в группах лесбиянок и геев) (на испанском языке). Витория: Университет Страны Басков.
- ^ Перейти обратно: а б с д МакКаллум, Эл.; Тухканен, Микко (17 ноября 2014 г.). Кембриджская история литературы для геев и лесбиянок . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316194560 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Перес, Беатрис (26 декабря 2018 г.). «Лесбиянки: настолько невидимы, что их освободили от закона об общественной опасности» . el periodico (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ «MCD, первая лесбиянка, подвергшаяся ответным мерам со стороны Франко, которая просит компенсацию» . www.publico.es . 19 октября 2012 года . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ МАКИЯС @fmacias_, ФЕРНАНДО (27 августа 2010 г.). «Лесбиянство во франкизме: осужденная любовь» . RTVE.es (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кальво, Керман (апрель 2001 г.). «Двадцать пять лет гомосексуальной политической активности в Испании» (PDF) . ECPR Совместные сессии семинаров . Гренобль 6–11.
- ^ Перейти обратно: а б с Гальван, Валентин (01.06.2013). «Влияние Мишеля Фуко на движения за сексуальное освобождение во время испанского перехода» . ЭНДОКСА (на испанском языке). 1 (31): 127–144. doi : 10.5944/endoxa.31.2013.9369 (неактивен 5 апреля 2024 г.). ISSN 2174-5676 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ « От Павлова до лоботомии ». Интервью . 5 февраля 2007 г. По состоянию на 2 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д НАВАРРЕТ, Кармен; Шум, Мария; Вила, Фефа (2005). «Будущие беспорядки: между феминистским и квир-искусством и политикой в испанском государстве» (PDF) . Разногласия. Об искусстве, политике и общественной сфере в испанском государстве. Тетрадь 2 (на испанском языке) . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «40 лет ЛГБТИ-прайду в Испании: от «нет» социально опасному закону до мирового прайда 2017» . ЛаСекста (на испанском языке). 22 июня 2017 г. Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Патернотт, доктор Дэвид; Джонсон, профессор Кэрол; Трамбле, профессор Манон (28 января 2013 г.). Движение лесбиянок и геев и государство: сравнительный анализ изменившихся отношений . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9781409494577 .
- ^ «MELH, первая испанская ЛГБТИ-организация» . La Izquierda Diario (на испанском языке). 20.12.2020 . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Каро Ромеро, Фелипе Сезар Камило (01 июля 2020 г.). «За пределами Стоунволла: движение за освобождение гомосексуалистов Колумбии и международные сети активизма, 1976–1989» . Критическая история (на испанском языке) (75): 93–114. дои : 10.7440/histcrit75.2020.05 . hdl : 20.500.12209/11973 . ISSN 0121-1617 .
- ^ Томас, Хорди М. Монферрер. «Строительство протеста в испанском гей-движении: Закон о социальной опасности (1970 г.) как ускоряющий фактор коллективных действий». Рейс , нет. 102, 2003, с. 171–204. ДЖСТОР , дои : 10.2307/40184541 . Доступ 4 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рамирес, Виктор М. (28 июня 2016 г.). «Гордость перехода: пионеры ЛГБТ-движения на Канарских островах» . eldiario.es (на испанском языке) . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ Фодор, Евгений (2004). Испания Фодора . Д. Маккей. ISBN 9781400012701 .
- ^ Плохо, Нил Эдвард (12 июня 2007 г.). Испания для чайников . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780470139127 .
- ^ Киндер, Марша (1997). Преобразование Испании: кино, СМИ, репрезентация . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822319382 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «История ИЛГА (1978–2012)» . Международная ассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов . 19 октября 2017 г. Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ НАВАРРЕТ, Кармен; Шум, Мария; Вила, Фефа (2005). «Будущие беспорядки: между феминистским и квир-искусством и политикой в испанском государстве» (PDF) . Разногласия. Об искусстве, политике и общественной сфере в испанском государстве. Тетрадь 2 (на испанском языке) . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с НАВАРРЕТ, Кармен; Шум, Мария; Вила, Фефа (2005). «Будущие беспорядки: между феминистским и квир-искусством и политикой в испанском государстве» (PDF) . Разногласия. Об искусстве, политике и общественной сфере в испанском государстве. Тетрадь 2 (на испанском языке) . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Неизвестная и увлекательная: Гретель Амманн, философ, радикальная феминистка, лесбийская сепаратистка, активистка и активистка. Многогранная и всегда настороже Изабель Франк и Долорс Майораль» . InOutradio, лесбийское радио (на европейском испанском языке). 01.12.2018 . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Мыслители-лесбиянки, видимые и свободные» (на европейском испанском языке) . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Элежабетия, Кармен де. (1987). Либерализм, марксизм и феминизм (1-е изд.). Барселона: Антропос. ISBN 8476580347 . OCLC 18891129 .
- ^ Перейти обратно: а б «Долорс Майораль: «Сепаратистское лесбиянство направлено на поиск собственных моделей лесбиянок» » . dosmanzanas - Сеть новостей ЛГБТ (на испанском языке) . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламас, Марта (2005). «Гей-свадьбы в Испании». Феминистские дебаты . 32 : 114–131. doi : 10.22201/cieg.2594066xe.2005.32.1225 (неактивен 19 февраля 2024 г.). ISSN 0188-9478 . JSTOR 42624895 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Санчо, Хесус (20 февраля 2009 г.). « В Испании лесбиянки выходят замуж реже, чем геи» « . Авангард (на испанском языке) . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Торрес, Лурдес; Перпетуса-Сева, Инмакулада (2003). Тортильерас: выражение латиноамериканских лесбиянок латиноамериканского происхождения и США . Издательство Университета Темпл. ISBN 9781592130078 .
- ^ Перес-Санчес, Хема (2007). Странные переходы в современной испанской культуре: от Франко к ла Мовиде . Серия Suny о латиноамериканской и иберийской мысли и культуре. Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-7914-7174-6 .
- ^ Перес-Санчес, Хема (2007). Странные переходы в современной испанской культуре: от Франко к ла Мовиде . Серия Suny о латиноамериканской и иберийской мысли и культуре. Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-7914-7174-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Роббинс, Джилл (2011). Пересечение Чуэка: лесбийская литературная культура в странном Мадриде . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 9780816669899 .
- ^ Купер, Сара Э. (13 сентября 2013 г.). Лесбийские образы в международной популярной культуре . Рутледж. ISBN 9781317992134 .
- ^ Хема Перес-Санчес, Испания Франко, Странная нация?, 33 U. MICH. JL РЕФОРМ 359 (2000). https://repository.law.umich.edu/mjlr/vol33/iss3/7
- ^ Маколифф, Мэри; Тирнан, Соня (26 марта 2009 г.). Трибады, Томми и Трансгрессивы; История сексуальности: Том I. Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443807883 .
- ^ Валиенте, Селия. «Обзор исследований гендера в испанском обществе». Гендер и общество , том. 16, нет. 6, 2002, стр. 767–92. JSTOR , JSTOR 3081934 . По состоянию на 6 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бернардо, Анджела (28 июня 2015 г.). «Гомосексуализм в Испании, история движения ЛГБТ» . Гипертекстовый (на европейском испанском языке) . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д ЛГБТИ (25 июня 2017 г.). «1977: День, когда гомосексуалисты вышли из укрытия и вышли на улицы» . eldiario.es (на испанском языке) . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ « Фронт освобождения геев Каталонии ». Энциклопедия.cat . Барселона: Группа каталонской энциклопедии.
- ^ «Франкисты на охоте за «дамами и педиками» » . www.publico.es . Март 2018 года . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ БАРСЕЛОНА, ЕЛЕНА ЛОПЕС / (27.06.2017). «Сер лесбиянка в 1977 году» . el periodico (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б БАРСЕЛОНА, ЕЛЕНА ЛОПЕС / (27.06.2017). «Мы шли по Рамбле с криками: «За окнами лесбиянки» » . el periodico (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ Хаггерти, Джордж; Циммерман, Бонни (1999). Энциклопедия историй и культур лесбиянок и геев: Энциклопедия. Гей-истории и культуры. Том. 2 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780815333548 .
- ^ Хупер, Джон (2006). Новые испанцы . Пингвин. 0-141-01609-4.
- ^ Перейти обратно: а б Хупер, Джон (2006). Новые испанцы . Пингвин. 0-141-01609-4.
- ^ Перейти обратно: а б с Паскуаль Рибас, Патрисия (30 мая 2017 г.). Мечты и реальность феминизма в Испании, 20-21 века (PDF) (итоговая работа проекта) (на испанском языке). Барселона: Факультет коммуникации, аудиовизуальных средств и рекламы, Автономный университет Барселоны.
- ^ "Дни " Центр женской документации . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Герстнер, Дэвид А. (1 марта 2006 г.). Международная энциклопедия квир-культуры Routledge . Рутледж. ISBN 9781136761812 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаггерти, Джордж; Циммерман, Бонни (2 сентября 2003 г.). Энциклопедия историй и культур лесбиянок и геев . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781135578701 .
- ^ Фостер, Дэвид Уильям (1999). Испанские писатели на темы геев и лесбиянок: биокритический справочник . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313303326 .
- ^ Перейти обратно: а б Саммерс, Клод Дж. (25 февраля 2014 г.). Литературное наследие геев и лесбиянок . Рутледж. ISBN 9781135303990 .
- ^ Перес-Санчес, Хема (1 февраля 2012 г.). Квир-переходы в современной испанской культуре: от Франко до LA MOVIDA . СУНИ Пресс. ISBN 9780791479773 .
- ^ Сея, Ванесса. «Картирование Мовиды: новое представление о контркультуре в Испании конца 20-го века». Ежегодный съезд MLA 2019 . 2019.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мелеро, Алехандро (01 февраля 2013 г.). «Эротическая лесбиянка в испанских фильмах о сексуальной эксплуатации 1970-х годов» . Феминистские медиа-исследования . 13 (1): 120–131. дои : 10.1080/14680777.2012.659029 . ISSN 1468-0777 . S2CID 145505290 .