Феминизм во франкистской Испании и демократический переходный период
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Феминизм во франкистской Испании и демократический переходный период происходили в специфическом социально-историческом контексте. В период франкизма испанский феминизм пережил несколько волн. В общих чертах это феминизм первой волны, продолжавшийся с середины девятнадцатого века до 1965 года, феминизм второй волны, продолжавшийся с 1965 по 1975 год, и феминизм третьей волны, продолжавшийся с 1975 по 2012 год.
Первая волна испанского феминизма включала феминисток, пытавшихся улучшить жизнь женщин в то время, когда патриархат продолжал укореняться в испанском обществе, несмотря на революционный характер Второй Испанской республики, когда дело касалось прав женщин. Большинство феминисток первой волны ушли в изгнание или исчезли, были заключены в тюрьму или приговорены к смертной казни после окончания Гражданской войны. Оставшиеся феминистки, как правило, были партизанами. Они координировали свою феминистскую деятельность с политическими партиями и профсоюзами. Другие феминистки этой волны были склонны использовать беспорядки из-за экономических условий вместо забастовок, чтобы попытаться добиться перемен. Режим пытался подавить эти беспорядки, поскольку считал их невероятно подрывными, бросая вызов их определению испанской женственности, которое ограничивало женщин домом. В то же время режим также создал свою собственную разновидность антифеминизма, санкционированного государством. Во многом это было поддержано работами Sección Feminina .
Вторая волна феминизма возникла в середине 1960-х годов в ответ на другие изменения, происходящие в испанском обществе. Женщины стали создавать открытые женские группы и подпольные феминистские организации. На них повлияли феминистские тексты, такие как Симоны де Бовуар » «Второй секс и Бетти Фридан » «Тайна женственности , которые начали распространяться в подполье. Международный женский год ООН 1975 года станет поворотным годом для испанских феминисток, как внутри, так и за пределами структуры режима, поскольку он, наконец, позволил движению выйти из тьмы и обрести международные связи. За этим последует работа Демократического движения женщин, которое вместе с Испанской ассоциацией университетских женщин (AEMU), Испанской ассоциацией отдельных женщин (AEMS), а также ассоциациями домохозяек и католических женщин (HOAC, JOC, MAS). Примеры Хорнадас. Это движение разработает единое и демократическое феминистское определение и список целей в последние дни франкизма и в первые дни демократического перехода.
Феминизм третьей волны возник в Испании в переходный период к демократии. Оно приняло несколько широких форм, включая «реформистский феминизм», который выступал за правовые и социальные изменения для женщин, не бросая вызов традиционным гендерным ролям Испании. Другой формой был « феминизм социалистический », также известный как «феминизм акрата», « радикальный » или «сексистский». Эта форма феминизма была связана с конкретной классовой борьбой женщин и считала, что женщины должны быть вовлечены в политический процесс, чтобы повлиять на изменения. Примером этого была Партия феминистов . Третьей формой феминизма был « феминизм де ла игуалдад » или « феминизм де ла диференсия ». Феминистки пытались участвовать в процессе перехода к демократии, включая принятие испанской конституции 1978 года и всеобщие выборы 1977, 1979 и 1982 годов. Они выступали за ряд причин, включая легализацию контрацепции и абортов, прекращение прелюбодеяния как уголовного преступления и легализацию развода.
Фон
[ редактировать ]Феминизм как глобальное движение зародился во Франции после окончания Французской революции , когда в 1791 году Олимпия де Гуж написала декларацию прав женщин и граждан. Француженка отправилась на гильотину за свои идеи. Ее усилия положили начало первой волне феминизма . Ее идеи подхватила англоговорящая Мэри Уолстонкрафт . [ 1 ] 8 марта 1908 года на текстильной фабрике в Нью-Йорке загорелся пожар, владелец которого запер внутри своих работниц. Он заставлял их работать по 10 часов в день, изготавливая ткани розовато-сиреневого цвета. В огне погибли 129 рабочих. Цвета ткани, над которой они работали, были выбраны как символ международного движения за права женщин. Два года спустя, на Второй Международной конференции женщин-социалисток, немецкая революционерка Клара Цеткин предложила отмечать 8 марта как день памяти трудящихся женщин. С тех пор этот день отмечается как Международный женский день или Международный день трудящихся женщин. Для женщин на этой встрече этот день был посвящен требованию права на труд без дискриминации. Этот день широко не отмечался в Испании до 1975 года. [ 1 ]
Испанский феминизм впервые возник в конце 1800-х годов. [ 2 ] Французский, итальянский, немецкий и американский феминизм развивались иначе, чем в Испании, потому что в этих странах существовали более демократически идеальные правительства как во время Второй республики, так и во время франкистского периода. [ 3 ] [ 4 ]
Испанские определения феминизма и изучение различий между мужчинами и женщинами отличаются от англоязычных определений тем, что в Испании в качестве основы используются биологические различия по признаку пола, тогда как носители английского языка используют гендерный подход, фокусирующийся на различных мужских и женских чертах. заимствование идей Симоны де Бовуар , которая говорила, что женщины не рождаются, а создаются своим опытом. В испанском контексте гендер часто используется только для того, чтобы избежать использования слова «феминизм». [ 1 ]
Большая часть исследований феминизма использует англосаксонские модели дискурса. По мнению итальянских ученых, таких как Рози Брайдотти , Джанна Помата и Паола ди Кор , эта модель может быть проблематичной в контексте средиземноморского феминизма, поскольку она игнорирует специфический культурный багаж женщин этого региона. Чтобы компенсировать это, Помата предлагает провести дальнейшую разработку социально-исторического контекста, чтобы правильно разместить этот феминизм в более широком глобальном контексте. [ 5 ] [ 6 ] Эти модели также особенно проблематичны в контексте Испании, поскольку они не учитывают саму природу франкизма, который стремился очистить общество от всей женской идентичности посредством принудительной ассимиляции, узаконенной страхом и насилием. В этом контексте испанский феминизм признает три отдельные группы женщин: женщины, которые приняли навязанную режимом патриархальную модель; Женщины, которые обрели определенную степень независимости внутри режима, участвуя в таких группах, как Sección Femenina, Acción Católica и « chicas topolino »; и Женщины, которые чувствовали себя репрессированными со стороны режима и участвовали в политическом сопротивлении режиму. [ 5 ]
Волны используются как метафора для объяснения различных движений в феминизме, одновременно предполагая текучесть между ними, когда между ними скачут разные поколения феминисток. Каждая волна определяется опытом поколений людей и их вовлеченностью в феминистскую деятельность, а также эволюцией их идей и ресурсов, которыми они располагают для поддержки своих феминистских целей. Все это может меняться с возрастом человека, что подтверждает волновую метафору. [ 7 ] Феминизм первой волны был посвящен гражданским правам женщин и избирательному праву. Феминизм второй волны возник в ответ на то, что женщины в большом количестве вышли на рынок труда и получили высшее образование и получили возможность выбирать свою собственную траекторию в этих областях. Третья волна заключалась в полном юридическом равенстве перед законом, включая право распоряжаться своим телом так же, как это могут делать мужчины. Все волны объединяет подрыв гендерных ролей и вызов иерархическим патриархальным пространствам. [ 8 ] Общей чертой всех волн испанского феминизма является то, что они основывались на осознании того, что реальность биологических половых различий не должна приводить к социальной маргинализации и исключению из определенных сфер жизни. В этот период испанский феминизм постоянно бросал вызов иерархии различий между мужчинами и женщинами. [ 1 ] Феминизм в Испании определяется стремлением к равенству женщин. [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]В период франкизма испанский феминизм пережил несколько волн. В общих чертах это феминизм первой волны, продолжавшийся с середины девятнадцатого века до 1965 года, феминизм второй волны, продолжавшийся с 1965 по 1975 год, и феминизм третьей волны, продолжавшийся с 1975 по 2012 год. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ]
Феминизм первой волны в период Франко (1939–1965)
[ редактировать ]Испанский феминизм первой волны был направлен на то, чтобы женщины помогали другим женщинам улучшить свою жизнь. [ 13 ] Несмотря на революционный характер Второй Испанской республики и Гражданской войны в Испании, поскольку они касались прав женщин, ни одна из них не привела к фундаментальным изменениям в отношении испанского общества к женщинам. Патриархат продолжал играть огромную роль в жизни испанских женщин в оба периода, а затем и в эпоху Франко. [ 5 ] После окончания гражданской войны в Испании многие ведущие феминистки Испании были вынуждены покинуть страну. [ 11 ] Феминистки франкистского периода были в значительной степени разделены по возрасту и стороне гражданской войны, к которой они принадлежали. Двумя основными возрастными группами были женщины, родившиеся между 1910 и 1930 годами, и женщины, родившиеся между 1930 и 1950 годами. эти феминистки столкнулись с активными преследованиями. [ 14 ] Феминизм и социализм продолжали иметь непростые отношения в ранний франкистский период. [ 14 ]
Одной из проблем феминисток 1930-х, 1940-х, 1950-х и 1960-х годов было то, что они так и не смогли успешно бросить вызов режимному определению женственности как материнства. Те, кто это сделал, не считались представителями движений, из которых они вышли. Сюда входили феминистки периода до гражданской войны, такие как Хильдегарт Родригес и Люсия Санчес Саорнил . Более распространенным было то, что феминистки придерживались концепции материнства, и Федерика Монтсени принадлежала к этому типу феминисток. [ 15 ]
Идеи анархистских феминисток об абортах в ранний франкистский период были основаны на мнениях, выраженных директором Главного управления здравоохранения и социальной помощи Женералитата Каталонии Феликсом Марти Ибаньесом во время гражданской войны, проводившим политику под названием «Реформа евгеники», которая включала поддержку абортов устранение этого как тайной практики. Их политика также включала поддержку женщин из рабочего класса, пытаясь предоставить им экономическую помощь, чтобы в выборных абортах не было необходимости. Во время Гражданской войны единственной женской антифашистской группой, поддержавшей легализацию абортов, была ПОУМ . Mujeres Libres никогда не упоминала ни аборты, ни контрацепцию. Следовательно, поддержку политики в пользу легализации в основном оказывали мужчины левого толка. Женщины не рассматривали аборты как часть политики освобождения женщин. [ 15 ]
В ранний франкистский период господствующие феминистки в значительной степени позволяли режиму доминировать в повествовании о контроле над рождаемостью и половом воспитании. Они не бросили вызов франкистскому правительству через свои немногочисленные санкционированные государством организации, такие как Sección Femenina, по легализации контрацепции. [ 15 ]
Большая часть сопротивления в Испании в ранний период Франко была результатом партизан, которые координировали свои действия внутри страны как с политическими боевиками в изгнании, так и с боевиками в тюрьмах. Большинство испанских воинствующих женщин, оставшихся в Испании, находились в тюрьмах или ушли в подполье, где они играли важную роль в координации действий между всеми тремя группами. Тюрьмы в данном случае оказались неоценимыми для многих воинствующих женщин, поскольку они позволили им восстановить свои активистские сети или создать новые. Они также были одним из крупнейших источников женского сопротивления режиму Франко, ежедневно оказывая сопротивление за стенами тюрьмы. [ 16 ] Женщины, как правило, не участвовали в создании партизанских группировок, действовавших в 1940-х годах. Они были привлечены позже, как часть недовольного класса, посредством личных и политических контактов. Почти все женщины, участвовавшие в партизанских отрядах, были из сельской местности и имели в этом свои семьи. Это отличалось от предыдущего периода, когда многие женщины-бойцы были выходцами из среднего класса и городских районов. [ 16 ]
Большинство женщин в 1940-е годы не были политически активными и не были связаны с партизанскими группами или боевиками. Это были женщины, сталкивавшиеся с трудностями, бедностью и навязыванием гендерных норм, которые накладывались на их повседневную жизнь. Их процесс выживания и выживания часто приводил к тому, что их личная деятельность пересекалась с активизмом, поскольку они тонко бросали вызов режиму и ограничениям, налагаемым им. [ 16 ]
В 1940-х годах появилась мода «chicas topolino» . Названные в честь итальянского автомобиля, женщины этого движения носили туфли на танкетке с пробковой подошвой, юбки длиной чуть выше колена, нейлоновые чулки и обтягивающие платья. Они ходили на танцы и курили. [ 17 ] [ 18 ] Им хотелось поехать в Чикот и выкурить американские сигареты. Они пытались подражать известным актрисам, таким как Ампаро Ривеллес , Конча Монте , Ирен Данн или Мирна Лой . Они были наиболее заметны на каталонском побережье, где также шокировали людей своим ношением бикини. [ 18 ] В свое время эта группа девушек и женщин из среднего класса была испанскими феминистками 1970-х годов. [ 19 ]
Что касается женщин, делавших аборты в 1940-х годах, то, по-видимому, они делали это не из-за каких-либо сознательных попыток ниспровергнуть идеологическую позицию режима относительно роли женщин; скорее, эти женщины пытались защитить себя, свои семьи и свое экономическое благополучие, предприняв единственный доступный им шаг перед лицом нежелательной беременности. [ 5 ]
В дофранкистский период женщины иногда использовали беспорядки вместо забастовок, чтобы попытаться добиться перемен. Этот метод индивидуального бунта протеста против экономических условий, которые на них повлияли, повлек за собой меньший риск, чем аналогичные события, совершаемые коллегами-мужчинами, поскольку женщины в значительной степени были невосприимчивы к последствиям, потому что они были женщинами. Режим Франко хотел подавить этот тип женской активности, когда они пришли к власти, поскольку считал это подрывной деятельностью и попыткой дестабилизировать их. В отличие от более ранних периодов, они заключали в тюрьму женщин и наказывали их за организацию голодных бунтов. Несмотря на это, в 1940-е годы женщины все еще время от времени участвовали в индивидуально организованных бунтах по вопросам, связанным с их повседневным выживанием. Один из таких протестов, возглавляемых женщинами в 1940-х годах, произошел возле прокуратуры города Теруэль из-за хлеба и голода. В целом такие случаи были редки, особенно в сельской местности, где было большое присутствие полиции и не было анонимности. Таким образом, крупнейшими актами индивидуального бунта со стороны женщин в 1940-х годах были осуждения Гражданская гвардия за то, что отметила своих родственников-мужчин как причастных к подрывным группам, таким как коммунисты. Кармен Сипре была самой известной участницей подрывной деятельности этого типа. Во время почти ежедневных рейдов примерно в 1944 и 1945 годах, когда полиция разыскивала ее партнера, боевика CNT и партизана Хосе Рамиа Сипре , Кармен Сипре говорила что-то вроде: «Если хочешь пойти спать прямо сейчас, меня ничего не волнует. Если ты хочешь пойти спать прямо сейчас, я посплю с тобой». в ответ на вопросы, кто спит в еще теплой постели. [ 16 ]
Во время гражданской войны в Испании PCE адаптировала лозунг: «Мужчины на фронте, женщины на арьергарде». ( Испанский : «los hombres al frente, las mujeres a la retaguardia» ). Это гендерно-разделенное мышление продолжалось и в франкистский период, когда PCE перестраивалась. Женщины должны были быть организованы отдельно от мужских партизанских групп как внутри, так и снаружи. С этой целью Союз испанских женщин PCE создал Долорес Ибаррури , который в 1947 году был переименован в Союз испанских антифашистов (UMAE) . Президентом UMAE была . Как ее лидер, она определила организацию, роль женщин в PCE, то, что женщины должны делать внутри страны и в изгнании, а также то, как женщины, участвующие в PCE, могут решить свою воинственность с помощью своей способности быть хорошей домохозяйкой и матерью. [ 16 ]
В 1960-е годы в женских произведениях начнут наблюдаться изменения в основных темах: женщины начнут оспаривать свою роль в обществе и больше выступать за права женщин. Это представляло собой как самореализацию женщин, выраженную в художественной литературе, так и начало возврата к размышлениям о женщинах республиканской эпохи. Эти писатели не собирались свергать режим Франко, католическую церковь или своих родителей, а вместо этого стремились улучшить свое собственное положение и создать больше возможностей. Эти женщины не были идеологически едины по ряду причин, в том числе из-за их образования, смены позиций в санкционированных режимом организациях, таких как Sección Feminina, отсутствия четкой идеологической точки зрения со стороны фашистского франкизма, а также того, что их убеждения противоречили общественным нормам, которые им необходимо было изучить. более социально приемлемыми методами, чтобы избежать цензуры. [ 20 ] Появляется группа женщин-романисток, которые описывают феминистскую жизнь в Испании после Гражданской войны в этот период. Эти женщины начали писать в 1940-х годах, а вторая группа присоединилась к ним в 1960-х, когда цензоры начали ослабевать. [ 21 ]
Seminario de Estudios Sociólogicos sobre la Mujer была создана в 1960 году. Целью либеральной женской католической организации было положить конец дискриминации в образовании и подготовить женщин к вступлению в более широкое испанское общество в качестве рабочей силы. Она имела связи с испанским женским движением 1960-х и 1970-х годов благодаря такие члены, как Мария, Кондеса де Кампо Аланге. Это стало менее важным, поскольку позже испанский феминизм отверг католическую модель. [ 22 ]
В этот период было разрешено очень мало произведений писателей-феминисток. Главными исключениями были работы Марии Кампо Аланге и Мерседес Формика . Formica была одним из основных сторонников реформ Гражданского кодекса 1958 года, которые уменьшили ограничения, налагаемые на замужних испанских женщин. В этот период Formica активно развивала феминистское сознание в Мадриде. [ 11 ] Книга , La mujer Moderna y sus derechos Кармен де Бургос, испанской Симоны де Бовуар , вышедшая в 1927 году , была запрещена Франко. Книга считалась библией раннего испанского феминизма. После запрета Франко книга была предана забвению. [ 23 ] [ 24 ]
Более высокий авторитет позволил некоторым женщинам легче высказываться по женским проблемам. Так было с Кармен де Икаса , баронессой де Кларе. Ее связи с режимом Франко и фалангистским движением всегда вызывали подозрения во многих кругах. Хотя она, возможно, писала о женщинах с большей симпатией, чем многие из ее современников, ее приверженность правым поставила под сомнение, была ли она настоящей феминисткой. [ 25 ] [ 26 ]
Франкистский антифеминизм
[ редактировать ]Франкистские идеологии о женственности и антифеминизме отражали идеологию итальянских фашистов и немецких нацистов 1930-х и 1940-х годов. Более широкие цели, связанные с женщинами, включали их использование для увеличения населения, укрепления семьи вокруг патриархальной структуры и контроля над жизнью женщин. [ 5 ] Франкоизм лишил женщин всей их индивидуальной автономии. Он определял женщин на основе их социальной морали. Государство навязало это законодательными средствами. [ 3 ] Женщины должны были быть «покорными, преданными и набожными». [ 27 ] Хосе Антонио сказал: «Настоящий феминизм должен состоять не в том, чтобы женщины хотели выполнять мужские роли, которые сейчас считаются высшими, а в том, чтобы все больше проникаться человеческим и социальным достоинством женских ролей». [ 14 ] Отец Дельгадо Капеанс сказал в 1953 году о феминизме: «Современный феминизм [...] является символом упадка для многих людей и приносит фатальное правление многим душам [...] сегодняшним женщинам с короткими волосами, в рубашках с юбками, которые играют в азартные игры, пить и курить [...] принесет печальные и печальные последствия для человечества». Далее он предположил, что феминизм превратит женщин в современных монстров по образцу королевы Виктории , Екатерины Медичи или Екатерины Великой . [ 14 ]
Некоторые феминистки в франкистской Испании пытались подорвать цели правительства и изменить политику, напрямую участвуя в работе государственных институтов. Кастильская ассоциация домохозяек и потребителей была одной из организаций, которая привлекла тот тип феминисток, которые считали, что перемены должны идти изнутри. Они стали признанными режимом средствами выражения женского инакомыслия. [ 28 ]
Женская секция
[ редактировать ]Одной из целей Женской секции было использование фашистской идеологии о роли женщин и учения Фаланги в индивидуальной женской деятельности для привлечения левых женщин, которые стремились насладиться неким подобием свобод, которыми они пользовались в 1920-х и 1930-х годах. Частично они сделали это благодаря образовательным усилиям и предоставлению политического выхода. [ 29 ]
Sección Femenina de Falange стремилась изобразить феминизм как форму разврата. Феминизм ассоциировался с злоупотреблением наркотиками и другими пороками, от которых страдает общество. [ 30 ] Поддерживаемый государством феминизм, выраженный через Sección Femenina, предложил Изабелле Католичке и Терезе Авильской в качестве символов, на которые испанские женщины могли обратить внимание. Впервые они были использованы франкистскими женщинами во время Гражданской войны и напоминали женщинам, что их роль заключалась в том, чтобы стать матерями и заниматься благочестивым домашним хозяйством. [ 31 ] Издание Медины 1944 года. Семанарио де ла СФ сказал: «Жизнь каждой женщины, как бы она ни притворялась, — это не что иное, как постоянное желание найти кого-то, кому она сможет поддаться. Добровольная зависимость, отдача каждой минуты, каждого желания и иллюзии — самое лучшее прекрасная вещь, потому что она подразумевает очищение любовью от всех плохих микробов — тщеславия, эгоизма, легкомыслия». [ 32 ]
Группа предлагала занятия для женщин. Их внимание было сосредоточено на дискредитации феминистского дискурса Второй республики и поддержке государства в определении роли женщины как жены и матери. [ 33 ] Sección Femenina занималась созданием сельскохозяйственных школ и школ для взрослых, спортивных центров и библиотек. Они организовали культурные группы и дискуссионные группы. Они издавали собственный журнал. Они работали над сохранением традиционной сельской жизни. Все это делалось с основной целью поощрения традиционной женственности, оставаться в доме хорошей дочерью, а затем и хорошей женой и матерью. [ 28 ] охарактеризовала Гордость, которую испытывают женщины, выполняя домашние задачи, связанные с учением Sección Femenina, Гильяна Ди Фебо как христианский феминизм . [ 28 ]
Феминизм второй волны (1965–1975)
[ редактировать ]В 1960-е годы в Испании произошла смена поколений испанских феминисток в ответ на другие изменения, происходящие в испанском обществе. Это включало расширение контактов с иностранными идеями в результате эмиграции и туризма, расширение возможностей образования и трудоустройства для женщин и крупные экономические реформы. [ 11 ] Феминизм в конце периода Франко и в начале переходного периода не был единым. Оно имело множество различных политических измерений. Все эти различные движения пересекались в своей убежденности в необходимости большего равенства женщин в Испании и необходимости защищать права женщин. [ 10 ] Феминизм перешел от индивидуальности к коллективу. [ 4 ] Именно в этот период в Испанию пришла вторая волна феминизма . [ 11 ] [ 14 ] [ 34 ]
Испанский феминизм второй волны был посвящен борьбе за права женщин в контексте диктатуры. PCE начнет в 1965 году продвигать это движение вместе с MDM, создавая феминистскую политическую ориентацию вокруг укрепления солидарности женщин и помощи политическим деятелям, находящимся в заключении. MDM начало свое движение в Мадриде, создав ассоциации среди домохозяек Тетуана и Хетафе в 1969 году. В 1972 году была создана Asociación Castellana de Amas de Casa y Consumidora, чтобы расширить возможности группы по привлечению членов. [ 11 ]
Феминизм второй волны вошел в комическое сообщество к началу 1970-х годов. В испанских комиксах это проявилось двояко. Во-первых, это увеличило число женщин, участвующих в производстве комиксов в качестве писателей и художников. Во-вторых, это изменило способ изображения женских персонажей, сделав женщин менее пассивными и менее склонными к чисто сексуальным существам. [ 35 ]
Женщины-феминистки играли непризнанные роли в PCE, PSOE и других политических организациях, обычно работая над поддержкой более широких политических целей, не специфичных для женщин. [ 2 ] Начиная с 1960-х годов начали возникать женские группы и феминистские организации. [ 1 ] [ 36 ] Режим терпимо относился к женским ассоциациям, но не был полностью законным. [ 1 ] Многие встречались тайно, и их было немного. [ 36 ] Ситуация начала меняться, когда в 1964 году женским ассоциациям было разрешено по закону. В 1974 и 1975 годах полноценных женских ассоциаций не существовало, поскольку правительство требовало, чтобы в них было более 19 членов, а католическая церковь все еще пыталась воспрепятствовать официальному признанию таких ассоциаций. [ 1 ] Примерно с 1965 по 1975 год испанский феминизм был делом этих женских организаций, женских секций левых политических партий и женских групп специального назначения, таких как студентки университетов и женщины-юристы. [ 1 ] Эти феминистки, которые начали создавать группы в середине 1960-х годов, часто были выходцами из профсоюзных и политических групп. Эти ассоциации создали бы непростые отношения между феминистками и профсоюзными активистами, при этом профсоюзные активисты поддерживали бы феминистские цели. [ 37 ]
Seminario de Estudios Sociólogics sobre la Mujer была создана в 1960 году. Целью либеральной женской католической организации было положить конец дискриминации в образовании и подготовить женщин к вступлению в более широкое испанское общество в качестве рабочей силы. Она имела связи с испанским женским движением 1960-х и 1970-х годов благодаря такие члены, как Мария, Кондеса де Кампо Аланге. Это стало менее важным, поскольку позже испанский феминизм отверг католическую модель. [ 22 ]
Многие женские организации в начале 1970-х годов были прикреплены к соседским группам. Они были не столько о феминизме, сколько о поддержке антифранкистской деятельности, политических или профсоюзных целях. [ 36 ]
К середине 1960-х годов Лидия Фалькон , юрист из Барселоны, зарекомендовала себя как ведущая феминистка в Испании в то время, когда женское освободительное движение в стране не имело формализованной идеологии и структуры, характерных для других европейских стран и США. . В то же время феминистские тексты, такие как Симоны де Бовуар » «Второй секс и Бетти Фридан » «Тайна женственности , начали распространяться в подполье, помогая формировать зарождающееся женское движение. [ 22 ] В 1960-х и 1970-х годах феминистки внутри и за пределами Испании начали признавать важную роль, которую сыграли « Свободные женщины» во время гражданской войны в Испании. [ 38 ]
В 1969 году на конференции Международной федерации женщин юридических профессий Мария Тело Нуньес в Мадриде представила доклад о правах женщин в соответствии с гражданским кодексом Испании. Эта презентация вдохновила на создание в 1971 году Испанской ассоциации женщин-юристов . Целью группы было реформирование семейного права, что и было сделано с изменениями, внесенными 2 мая 1975 года. [ 11 ]
Frente Armado Feminista — феминистская группа, созданная примерно в 1970 году и целью которой было насильственное свержение режима Франко. В ее состав входили Изабель Грау, Инес Фуэнтес Фернандес, Марта Агилар Гальего, Пилар Ортега Гарсия и Майте Кабальеро Идальго. Базирующаяся в Валенсии группа планировала атаковать пристройку женской тюрьмы Тринитат Велья в Барселоне, которой управляла монахиня крестовых походов Христа-Царя. Поскольку никто из группы не имел связей со студенческими движениями или профсоюзной деятельностью, они полагали, что находятся в безопасности от государственного надзора. Группа создала собственный манифест своих требований к режиму в отношении прав женщин. Полиция обнаружила их планы, а женщины попытались спрятать все доказательства своих планов среди других документов, манифестов, книг и журналов. Тем не менее, они все же нашли свой экземпляр «Руководства городского партизана» . Полиция жестоко избила женщин, и в ближайшие дни большинство из них умрет в результате неясных причин самоубийства или внесудебных казней. Следовательно, в результате этого инцидента и задержания других студентов и сотрудников, связанных с PCE, Совет управляющих Университет Валенсии начал проводить репрессивную политику в отношении преподавателей, стал более политизированным, не продлевая контракты на обучение, и ввел санкции против студентов. [ 39 ]
Поскольку аборты были незаконны в Испании, в 1970-х годах испанские женщины, которые могли себе это позволить, ездили в Лондон, чтобы сделать аборт. В 1974 году в Лондоне 2863 испанки сделали аборт. В 1975 году в Лондоне 4230 испанских женщин сделали аборт. За четырехмесячный период 1976 года 2726 испанок приехали в Лондон, чтобы сделать аборт. В 1979 году в Лондоне 16 433 испанки сделали аборт. В 1981 году 22 000 испанских женщин приехали в Лондон, чтобы сделать аборт. [ 1 ] Бедные женщины, у которых было мало вариантов, иногда делали аборт, если кто-то ударил их в живот. [ 27 ] Первая организация, созданная по вопросам репродуктивного здоровья женщин и контроля над рождаемостью, была открыта в Мадриде в 1976 году Федерико Рубио. [ 1 ] Asociación de Mujeres de Aluche была одним из первых центров женского репродуктивного здоровья и контроля рождаемости, созданных в первые годы после окончания диктатуры. [ 1 ]
Развод в конце периода Франко и в начале переходного периода был возможен через церковные трибуналы. Эти суды могли аннулировать брак за определенную плату. Следовательно, они были в основном доступны только богатым, причем самые известные типы этого аннулирования включали Изабель Прейслер и Карменситу Мартинес Бордиу . [ 1 ]
1975 Международный женский год ООН
[ редактировать ]Sección Femenina пыталась организовать Congreso Internacional de la Mujer с 1967 года. Их первоначальные усилия были отложены на несколько лет, в том числе по бюджетным причинам в 1969 году. Конгресс наконец состоялся в 1970 году с 7 по 14 июня в Мадриде. В мероприятии приняли участие 900 человек из 44 стран. Эта конференция сыграет важную роль в провозглашении Года женщины Организации Объединенных Наций в 1975 году. Люди и группы Международная федерация женщин-перевозчиков юридических лиц, основательница Мария Тело, социолог и профессор Мадридского университета Мария Анхелес Дуран, Мария Молинер и Мария дель Кампо Аланге, Ассоциация домохозяек и итальянский историк Джулия Гадалета. Большинство приехали как частные лица, а не как официальные представители различных организаций. Это произошло потому, что многие участники не хотели, чтобы их организации считались поддерживающими организацию Sección Femenina, которую они считали ретроградной, когда дело касалось прав женщин. Несмотря на то, что многие участники считали, что аборты, разводы и противозачаточные средства важны для понимания положения испанских женщин, эти темы в значительной степени оставались за пределами внимания из-за позиции Sección Femenina по ним. Sección Femenina пыталась побудить рабочие группы обсудить потребности детей и способы включения женщин в общественную жизнь. [ 40 ] Конференция Sección Feminina контактирует с другими испанскими и международными женскими группами. То, что Sección Feminina больше не могла игнорировать эти группы, было частью реальности, поскольку в Испании начались социальные потрясения из-за противоречивых требований режима, предъявляемых к женщинам. [ 22 ]
О намерении организовать Международный год женщин было объявлено Организацией Объединенных Наций в 1972 году. Затем Sección Feminina начала политическую кампанию за то, чтобы стать головной организацией для реализации планов Организации Объединенных Наций в отношении женщин. В отсутствие какой-либо другой организации, способной сделать это, правительство согласилось и опубликовало свое решение в Декрете 950/1974. После этого режим выступил с заявлениями о планах реформировать или отменить законы, лишающие женщин дееспособности. [ 40 ] [ 41 ] Имея дело с развивающимися проблемами женщин, президент правительства Ариас Наварро заявил в 1974 году накануне Международного года женщины, что Испании нужен «подлинный и прибыльный испанский феминизм», феминизм, имеющий испанское происхождение и свободный от иностранного влияния. . Оно не должно исходить от «сообществ традиций, сильно отличающихся от наших или находящихся на совершенно иной стадии развития». Наварро, вероятно, выразил поддержку Sección Femenina, а не другим квалифицированным испанским феминисткам того периода, таким как Мерседес Формика и Мария Анхелес Дуран . В преддверии Года женщины правительство создало восемь комиссий по расследованию положения испанских женщин. Это были «Международный год женщин в Организации Объединенных Наций и международных организациях»; «Анализ положения дезадаптации и маргинализированной женщины»; «Женщины и социальное обеспечение»; «Женщины и работа»; «Женщины в образовании и культуре»; «Женщины в социально-экономическом развитии»; «Женщина и семья»; и «Женщины в гражданско-социальном и политическом сообществе». Правительство использовало отчеты этих комиссий для подготовки двух отчетов, которые были опубликованы в 1975 году. Положение женщин в Испании и отчет Международного года женщин . [ 22 ] Несмотря на намерения организаторов и правительства, Год женщин Организации Объединенных Наций был в значительной степени проигнорирован или неизвестен большинству женщин в Испании. [ 22 ]
Международный год женщин, организованный Организацией Объединенных Наций в 1975 году, имел огромное влияние в Испании, поскольку был связан с зарождающимся феминистским движением в Испании. [ 36 ] [ 2 ] [ 34 ] Испанские женщины воспользовались Международным годом женщин, объявленным Организацией Объединенных Наций в 1975 году, чтобы донести до режима свои опасения по поводу прав женщин. Они указали на неразвитость и дискриминационный характер законов о женщинах. [ 11 ] Адвокат Мария Тело сыграла важную роль в юридическом смягчении ограничений для женщин в мае 1975 года. Режим допустил снятие ограничений в рамках своих попыток изменить свой международный имидж в свете Международного года женщин ООН 1975 года. [ 42 ]
В 1975 году, в Международный год женщин ООН, Banco de Bilbao сделал телевизионную рекламу, призывающую женщин открывать у них счета, в которой говорилось: «Эта решительная походка является символом женщины наших дней, ответственной женщины, которая работает и живет своей жизнью». И именно ей банк впервые адресует это послание дружбы, эту дань восхищения». [ 42 ]
Из-за феминистских связей Испании с профсоюзными и политическими организациями Международный женский день 8 марта был более известен как Día Internacional de la Mujer Trabajadora и включал в себя всеобщую забастовку, чтобы показать важность женщин в трудовой деятельности. [ 11 ]
Демократическое женское движение
[ редактировать ]Демократическое движение женщин (ДДМ) было одной из важнейших антифранкистских организаций. Они сыграли решающую роль в возрождении феминизма в поздний франкистский период в Испании и в демократическом переходе. [ 43 ]
MDMn была создана в 1965 году в Барселоне женщинами-коммунистками и каталонскими социалистками. [ 22 ] Основные проблемы MDM отражают проблемы PCE, включая снижение цен на продукты питания, повышение безопасности пешеходов за счет создания большего количества пешеходных переходов и проявление солидарности с политическими заключенными. PCE считала, что это единственные проблемы, для решения которых можно было мобилизовать домохозяек. [ 36 ] [ 44 ] [ 43 ] Организация быстро нашла тайную поддержку среди других женщин северной Испании, пытавшихся достичь социально-политических целей. » МДМ Из-за их откровенно феминистской идеологии некоторые сторонники беспокоились, что « двойная милитанция снизит их эффективность в стремлении работать над достижением конкретных политических целей. Организация опиралась на представителей двух разных эпох испанских феминисток. Первым было сообщество пожилых женщин, которые больше всего пострадали от перехода от Второй республики к франкистской Испании. Вторая группа была известна как поколение «pro preso», которое достигло совершеннолетия благодаря тайному активизму, возглавляемому соседями. Это означало, что феминистские цели организации иногда противоречили и не были четко определены, поскольку членам приходилось преодолевать идеологические различия в том, что значит быть феминисткой. [ 22 ] В 1969 году эти идеологические разногласия между PCE и каталонскими социалистами привели к расколу организации в Каталонии. Поскольку PCE была более организована в Мадриде, MDM продолжала действовать там и в других оплотах PCE. [ 22 ]
MDM попыталось проникнуть в санкционированную режимом Кастильскую ассоциацию домохозяек и потребителей в рамках своих тайных усилий по оспариванию ограничений режима на активистскую деятельность. Поскольку эти попытки не увенчались успехом, MDM основала собственную организацию — Ассоциацию кастильских домохозяек ( исп . Asociación de Amas de Casa Castellana ). [ 22 ]
В 1974 году МДМ изменило свое название на Movimeinto para la Liberación de la Mujer (MDM-MLM) и стало более явно феминистским в своей политической активности. В этот новый период деятельности они подверглись нападкам со стороны многих левых организаций, которые считали, что они слишком буржуазны и что сосредоточенность на феминистских целях отвлекает от более широкой классовой борьбы в Испании. В то же время МДМ-МЛМ также бросила вызов традиционным патриархальным левым взглядам на женщин. Они также подверглись нападкам со стороны правых за то, что они были коммунистами, противниками женщин и режима. Группа столкнулась с внутренними разногласиями по поводу того, нужны ли им активисты-мужчины для достижения женских политических целей, или же им следует сохранять сегрегацию по признаку пола, чтобы бросить вызов патриархальным убеждениям. [ 22 ]
Первые дни
[ редактировать ]Начиная с 1974 года в Барселоне, были установлены контакты между различными феминистскими группами, такими как Испанская ассоциация университетских женщин (AEMU), Испанская ассоциация раздельных женщин (AEMS), а также ассоциации домохозяек и католических женщин (HOAC, JOC, MAS), чтобы начать развиваться. единое и демократическое феминистское определение и список целей. Была создана программа, разработана платформа и высказана идея организации конференции. Сначала документ ратифицировали группы из Барселоны, а вскоре его подписали и женские группы из Галисии, Валенсии и Андалусии. [ 11 ] Благодаря этому семена Primeras Jornadas por la Liberación de la Mujer пустили корни: на полутайной конференции, проведенной всего через две недели после смерти Франко в районе Консепсьон в Мадриде 6–8 декабря 1975 года, приняли участие 500 женщин. На конференции участники одобрили политическую резолюцию, подписанную более чем 100 участниками, которая затем была опубликована в средствах массовой информации. Темы, упомянутые в манифесте, включали образование, занятость, семью и общество. [ 11 ] [ 42 ] [ 4 ]
В документе «Первые дни освобождения женщин» 1975 года содержалось требование: [ 1 ] [ 45 ]
-Устранить всю дискриминацию в отношении женщин, которая сохраняется в законодательстве.
- Сделать так, чтобы использование противозачаточных средств и прелюбодеяние исчезли как преступления.
- Принятие закона, регулирующего развод.
- Право на оплачиваемый труд без дискриминации (на равный труд, равную заработную плату и равное продвижение по службе).
- Обучение и продвижение женщин в целях обеспечения экономической независимости.
- Создание яслей по соседству или на рабочих местах для помощи работающим женщинам.
- Кампании по половому воспитанию в школах и создание центров планирования семьи.
-Распределение семейных обязанностей.
-Изменить традиционный менталитет и образование. Равенство в доступе к образованию. Совместное обучение на всех уровнях преподавания и обзор текстов и школьных игр.
-Отказ от ответственности в рекламных объявлениях, в которых указано, что женщины используются просто как декоративный объект или сексуальное существо.
..
Феминизм третьей волны во франкистский и переходный период (1975–1982)
[ редактировать ]Для многих жителей Испании период, ознаменовавший начало перехода Испании к демократии, наступил 20 декабря 1973 года со смертью Луиса Карреро Бланко в результате нападения ЭТА. [ 1 ] Концом переходного периода обычно считается 1982 год, когда состоялись выборы, на которых PSOE пришла к власти. [ 1 ]
Феминизм в период, последовавший за Франко, было нелегко классифицировать, хотя существовало несколько различных типов. Одной из форм был «реформистский феминизм», который выступал за правовые и социальные изменения для женщин, не бросая вызов традиционным гендерным ролям Испании. Другой формой был «феминизм социалистический», также известный как «феминизм акрата», «радикальный» или «сексистский». Эта форма феминизма была связана с конкретной классовой борьбой женщин и считала, что женщины должны быть вовлечены в политический процесс, чтобы повлиять на изменения. Примером этого была Партия феминистов. Третьей формой феминизма был «феминизм де ла игуалдад» или «феминизм де ла диференсия». [ 1 ] Испанский феминизм 1970-х годов определил, что женщины, выходящие за пределы своей репродуктивной способности, должны быть матерями. В нем говорится, что женщины заслуживают телесного контроля над своим репродуктивным выбором и собственной сексуальностью. [ 1 ]
Феминизм третьей волны пришел в Испанию в 1970-х годах. [ 1 ] [ 22 ] Как и во многих других западных странах, это движение определяло феминизм как социальное, политическое и культурное движение. [ 1 ] Испанский феминизм третьей волны стал результатом громких ссор среди левых женщин и все более активного участия политических организаций, в которых доминируют мужчины. Эта новая волна феминизма была одновременно похожа и заметно отличалась от своих одноименных американских аналогов, будучи более явно социалистической и политически ориентированной на класс в своей ориентации. [ 22 ] Испанский феминизм третьей волны сосредоточился на автономии женщин в их способности определять свои собственные приоритеты и стратегии. Основной организацией в ранней истории волны был Фронт освобождения женщин , основанный в 1976 году в Мадриде. [ 11 ] Другие женщины-феминистки третьей волны основали Partido Feminist (PF) и Seminario Colectivo Feminista , организацию, основанную в 1976 году в результате раскола внутри PF. [ 22 ]
Одним из ключевых успехов феминисток в этот период было то, что они смогли бросить вызов доминирующему мнению о том, что женственность определяется материнством. Они создали гендерную идентичность, основанную на общем женском опыте, способности делать выбор, социальном маршруте и построении собственной истории отдельно от материнства. [ 15 ]
В конце франкистского периода в испанском феминизме произошел кризис, аналогичный кризису, который пережили другие страны Западной Европы после окончания Первой мировой войны, что затем привело к затишью в феминистской деятельности. С 1979 по 1982 год многие феминистки стали бездействовать, поскольку женщины чувствовали, что достигли многих своих целей в новой конституции Испании. Феминизм снова набрал силу в 1983 году, когда социалистическое правительство основало Институт женщин с целью устранения патриархальных структур в правительстве и культуре, одновременно финансируя многие женские группы и проводя исследования женской истории в Испании. [ 14 ]
В период с 1974 по 1978 год феминистки протестовали за амнистию для женщин, в том числе осужденных за аборты, противозачаточные средства, прелюбодеяние и преступления, связанные с проституцией, которые находились в тюрьме. Эти феминистки подверглись нападению со стороны полиции с применением слезоточивого газа и дымовых шашек. Феминистки также проводили акции протеста в поддержку декриминализации супружеской измены, равенства в рабочей силе, права на собрания, права на забастовку и подавления изображений, которые, по мнению движения, унижали женщин. [ 1 ] [ 44 ]
После смерти Франко феминизм возродился в консервативном городе Саламанка. Их борьба была видна в газетах, радио и журналах, когда они обсуждали феминизм и его политические пересечения. Феминистки Саламанки в период с 1975 по 1985 год участвовали в разговорах о разводе, абортах и контроле над рождаемостью со стороны католической церкви. [ 1 ]
Несмотря на то, что мужчины-геи были наиболее заметными гомосексуалистами в период Франко и в переходный период, женщины-писатели были в авангарде нормализации гомосексуализма в литературе для среднего испанского читателя в последние годы Франко и в первые годы переходного периода. Женщины-писатели, такие как Эстер Тускетс, были первыми, кто нарушил табу на такие темы, как женское желание. Политический феминизм, который рассматривал лесбиянство как естественную конечную точку для женщин, стал становиться более важной темой в некоторых феминистских произведениях этого периода. [ 46 ]
Хотя проблема порнографии интересовала феминисток в переходный период, она не была центром их политической деятельности, поскольку у них были другие цели, над которыми они хотели поработать в первую очередь, прежде чем серьезно заняться этой темой. Следовательно, большинство осуждений порнографии в этот период исходило от консервативных женщин, выступавших против секса в целом и стремившихся вернуться к более традиционному периоду, ориентированному на семью. [ 22 ]
Феминистские движения третьей волны
[ редактировать ]Социалистический феминизм возник из марксистской философии 1960-х годов. Он был основан на идее о том, что эмансипация женщин возникает не в результате политических реформ или борьбы за юридическое равенство, а в результате полного включения женщин в рабочую силу и посредством социализации домашних задач в доме. Женщины рассматриваются как отдельный класс общественного труда, нуждающийся в защите. [ 47 ] Флора Тристан , Алехандра Коллонтай и Клара Цеткин были одними из ключевых женщин, сформулировавших философию, лежащую в основе социалистического феминизма . [ 48 ] [ 49 ] Зилла Эйзенштейн , Шанталь Муфф и Шейла Роуботам — три наиболее важные женщины, определившие это движение в испанском контексте. [ 50 ]
феминизм де ла игуалдад и феминизм де ла различие — испанские ответвления радикального феминизма третьей волны, появившегося в 1970-х годах. [ 51 ]
Феминизм де ла игуалдад включал критическое исследование того, как мир устроен вокруг мужчин, включая разделение труда по половому признаку. [ 51 ]
У феминизма де ла диференсия был девиз: «Быть женщиной прекрасно». Этот подход определяется половыми различиями, а не неравенством между полами. Он предложил форму феминизма, которая была отделена от левой, либеральной и марксистской идеологий и носила исключительно женский характер. Виктория Сендон де Леон объяснила, что эта ветвь феминизма такова: «Противоположностью равенства является не различие, а неравенство. Мы противопоставили равенство различиям, тогда как на самом деле невозможно достичь истинного равенства без сохранения различий, иначе это было бы ничем». больше, чем колонизация путем разграбления». [ 51 ]
Первая конференция 1975 г.
[ редактировать ]Начиная с 1975 года, сразу после смерти Франко, испанский феминизм радикально изменился: в декабре в Мадриде состоялось празднование «Primeras Jornadas por la liberación de la mujer». [ 1 ] [ 11 ] [ 52 ] Эти первые дни, основанные на более раннем движении и получившие широкую поддержку в Барселоне, изменили лицо испанского феминизма. [ 52 ] Эти первые дни создали период единого плюралистического феминизма и стали свидетелями создания самых разнообразных феминистских групп. [ 1 ]
Сразу после Франко феминисткам удалось декриминализировать супружескую измену, развод, аборты до трех месяцев и некоторые формы контроля над рождаемостью. [ 1 ] [ 44 ] Те, кто хотел развода, хотели, чтобы оно включало гражданские разводы для религиозных браков. [ 45 ] Сразу после Франко феминистки в Испании были едины в своей цели отменить закон, объявляющий супружескую измену уголовным преступлением. К их усилиям присоединились многие анонимные женщины и некоторые мужчины. Они нашли поддержку в своих целях со стороны прогрессивных политических партий. [ 1 ] [ 44 ] В то время были споры о том, можно ли быть одновременно феминисткой и лесбиянкой. [ 1 ] [ 53 ] [ 54 ] Лесбийское политическое движение того времени в основном пришло к выводу, что лесбийская сексуальность «не обязательно должна быть мягкой или агрессивной или следовать каким-либо феминистским или женским образцам». [ 53 ] [ 1 ] Некоторые радикальные феминистки в переходный период выбрали бы лесбиянство как форму контроля над своей сексуальностью, которая подавлялась режимом Франко. [ 1 ] [ 45 ] «Сексуальность — это не материнство» ( исп . Sexualidad no es maternidad ) стало лозунгом многих феминисток и феминистских организаций к концу 1975 года. [ 1 ] Феминистки того периода пытались распространить свое послание с помощью радио, телевидения и средств массовой информации. Они также пытались заставить своих союзников распространять их послание через эти средства массовой информации. Это привело к тому, что феминистки стали мишенью ультраправых, которые угрожали феминисткам, звонили им по ночам и иногда угрожали убить их. [ 45 ]
В январе 1976 года 2000 женщин прошли маршем к президентской штаб-квартире на Пасео-де-ла-Кастеллана , 3 со словами: «Женщина: боритесь за свое освобождение. Присоединяйтесь!» Их остановила возле Гойи вооруженная полиция с дубинками. Полиция в серой форме не позволила большинству женщин добраться до президентской штаб-квартиры. [ 45 ] В мае 1976 года в Университете Барселоны состоялось каталонское мероприятие Primeras Jornadas, на котором присутствовало более 4000 женщин. [ 52 ] Partido Feminista de España была основана в 1975 году Лидией Фалькон , образована в 1979 году в Барселоне и зарегистрирована в 1981 году. [ 14 ] [ 55 ] [ 56 ] Университетская ассоциация для изучения проблем женщин (AUPEPM) была первой женской группой, основанной в Саламанке. Смешанная гендерная организация была создана в начале 1970-х годов как ответвление организации, созданной Мадридским университетом Комплутенсе. Юридическое признание он получил в 1976 году. [ 1 ]
Проблема двойной воинственности вызвала проблемы у Primeras Jornadas por la Liberación de la Mujer. Некоторые из участников хотели присутствовать на всеобщей демонстрации с требованием освобождения и амнистии политических заключенных в мадридской тюрьме Карабанчель. Другие женщины хотели протестовать перед мадридской тюрьмой Есериас, в которой содержатся женщины. После долгих обсуждений группа решила не приостанавливать Primeras Jornadas, а вместо этого позволить участникам выбирать любую демонстрацию, если они того пожелают. Это помогло консолидировать и объединить более широкое феминистское движение. [ 1 ]
Референдум о политической реформе в Испании 1976 г.
[ редактировать ]В 1975 и 1976 годах одной из основных целей левых политических организаций Испании было достижение политической свободы и амнистия для политических заключенных. К сентябрю 1976 года они получили частичную амнистию. Испанскому феминизму пришлось бороться за то, чтобы оставаться единым и не быть включенным в более широкую политическую борьбу того времени. [ 1 ] Монахини ордена Евангелических крестовых походов Христа-Царя были созданы во время гражданской войны в Испании с целью наблюдения за пленными республиканцами. Монахини ордена Евангелических крестовых походов Христа-Царя продолжили свою работу во время режима Франко, управляя Тринитат Велла женской тюрьмой в Каталонии. Женщины находились в тюрьме за ряд преступлений, в основном женских, в том числе 30% за аборт и 50% за нарушение Закона о социальной опасности. Монахини ввели режимную политику перевоспитания с намерением помочь «падшим женщинам, которые хотели восстановить свое достоинство». [ 52 ]
После смерти Франко женщины и другие жители района собирались каждое воскресенье в полдень возле женской тюрьмы Тринитат Велья в Каталонии, чтобы протестовать против продолжающегося задержания заключенных и требовать их амнистии. [ 52 ]
Plataforma de Organizaciones y Grupos de Mujeres de Madrid объявила в пресс-релизе от 20 октября 1976 года, что их движение не является идеологически единым, но что они принципиально согласны по нескольким ключевым моментам, включая то, что с дискриминацией в отношении женщин необходимо бороться во всех социальных аспектах. , необходимость повышения осведомленности испанского общества о необходимости трансформировать концепцию испанской семьи, выйдя за рамки отношений между мужчиной и женщиной, и поддерживать демократию, гарантирующую свободы всех граждан. в новом испанском государстве, которое позволит существенные изменения в повседневной жизни женщин. [ 1 ]
Магда Оранич определила феминизм в 1976 году так: «Быть феминисткой со всем глубоким смыслом, который подразумевает этот термин, означает бороться за более справедливое общество, в котором все мужчины и женщины имеют абсолютно одинаковые права и обязанности. Быть феминисткой в нашей стране означает бороться против несправедливых структур, которые делают возможным особое угнетение, от которого страдают женщины, и против всей идеологической надстройки, пропитавшей мачизм и фаллократические схемы в самых непонятных местах. нашего общества». [ 1 ] Феминистские организации в основном не поддержали референдум о политической реформе 15 декабря 1976 года. В целом они не верили, что франкисты способны провести реформы, которые принесут пользу женщинам. [ 1 ]
Журнал Vindicación Feminista , издававшийся в период с 1976 по 1979 год. Вышедший после смерти Франко, это было первое воинственное феминистское издание, выходившее в Испании с 1930-х годов. [ 14 ] Члены профсоюза-мужчины часто резко критиковали Partido Feminista и их издание Vindicación Feminista , говоря этим женщинам, что им следует пойти домой и помыть посуду. Эти мужчины-члены профсоюзов не верили, что женщины представляют собой отдельный социальный класс. [ 1 ]
В ноябре 1976 года в Барселоне прошел марш, на котором 5000 человек протестовали против закона, объявлявшего прелюбодеяние незаконным. Акция протеста была ответом на дело Марии Анхелес Муньос , когда Анхелес Муньос был брошен мужем в 1970 году вместе с дочерью, переехал к другой женщине и позже был приговорен к тюремному заключению за прелюбодеяние. позже обвинил Анхелес Муньос После этого ее муж Рамон Сото Гомес в прелюбодеянии. [ 10 ] [ 1 ]
Первый протест, осуждающий насилие в отношении женщин, прошел в Барселоне в 1976 году. Женщины маршировали, скандируя такие фразы, как «Против изнасилования, кастрации» ( исп . Contra violación, castración ), «Мы хотим идти спокойно» ( исп . Queremos caminar quietas ), «Давай устроим нашу ночь» ( испанский : Hagamos nuestra la noche ), «Один, пьяный, я хочу пойти домой» ( испанский : Sola, borracha, quiero volver a casa ) и «Хватит нарушений!» ( Испанский : ¡Basta de violaciones! ). В то время в Испании изнасилование не рассматривалось как серьезная институциональная проблема, и жертвы изнасилования имели мало прав. [ 52 ]
Всеобщие выборы в Испании 1977 г.
[ редактировать ]В преддверии всеобщих выборов 15 июня 1977 года политические и социальные условия в основном остались неизменными. Левые партии не обязательно соглашались с требованиями большинства феминисток по определенным вопросам, таким как легализация зачатия. Многие феминистки, участвующие в политических группах, отказались от конкретных целей в пользу более широких политических целей, в результате чего основные левые партии адаптировали разбавленную форму феминизма. [ 1 ]
В переходный период к власти пришел Союз демократических центров (UCD) во главе с премьер-министром Адольфо Суаресом в 1977 году на либеральной платформе, поддерживающей права женщин. Поскольку его партии не хватало абсолютного большинства для управления страной, он был вынужден сформировать коалицию с другими, более правыми партиями. Это привело к размыванию женских приоритетов и разозлило многих защитников прав женщин и феминисток, способствуя расколу этих групп по идеологическим приоритетам, основанным на принципах, согласно которым одна сторона рассматривала участие в процессе разработки проекта конституции как часть эмансипированного гражданства, в то время как другая фракция рассматривала это как угнетенных женщин заставляют участвовать в собственных репрессиях. Радикальные феминистки, выступающие против UCD, почувствовали себя оправданными в своих сомнениях после всеобщих выборов 1979 года, на которых женщинам принадлежала 21 женщина, или 6 процентов из 350 мест, по сравнению с 22 на предыдущем конгрессе. В то же время UCD продолжал оставаться крупнейшей политической организацией женщин с наибольшим представительством среди всех партий в Конгрессе: 11 женщин-депутатов и 4 женщины-сенатора. ИСРП, напротив, отказалось рассматривать женские проблемы более широко и уделять приоритетное внимание проблемам женщин. Они не подняли позиции женщин вверх в своем списке, и, следовательно, число женщин-представительниц PSOE упало в 1979 году до 6 с предыдущего максимума в 11. [ 22 ] [ 57 ]
Среди женщин, избранных в 1977 году, были Хуана Арсе Молина (парламентская группа UCD), Мария Долорс Кальвет (коммунистка), Мария Белен Ландабуру Гонсалес (королевское назначение), Мерседес Молль Де Мигель (UCD), Елена Мария Морено (UCD), Мария Долорес Пелайо Дуке ( UCD), Мария Тереза Ревилья (UCD), Ана Мария Руис-Тагле Моралес (PSOE), Эстер Беатрис Телладо Альфонсо (UCD) и Нона Инес Вилариньо (UCD). Этим женщинам пришлось столкнуться с двойной борьбой: они были политиками в переходный период и были женщинами. В то время многие не понимали важности своей исторической роли. [ 57 ]
Конституция Испании 1978 года
[ редактировать ]Группы феминисток с беспокойством наблюдали за процессом создания новой испанской конституции. 6 декабря 1978 года ряд групп представили президенту Кортеса Антонио Эрнандесу Хилю список своих опасений по этому поводу. Среди подписавшихся были женщины, которые были членами UCD, PSOE, PC, MDM, ADM-PT и ORT-ULM. Они хотели, чтобы конституция обязывала правительство включать женщин в состав рабочей силы, чтобы брак был основан на равенстве супругов, чтобы браки могли быть расторгнуты по обоюдному согласию любого из супругов, чтобы каждая женщина имела право решать, сколько детей у нее будет. будут иметь, и что женщины должны иметь доступ к контролю над рождаемостью. Эти женщины были против статьи 15, в которой говорилось, что «каждый имеет право на жизнь» ( испанский : todos Tienen Derecho a La Vida ), поскольку они считали, что ее можно истолковать как защиту плода. Их опасения оправдались 11 апреля 1985 года, когда эта конституционная формулировка была использована для объявления закона об абортах незаконным. [ 1 ]
Ассоциации феминисток были официально разрешены с 1978 года, за год до того, как PCE стала легальной политической партией. [ 1 ] Poder y Libertad заменила движение «Феминистское оправдание» после ратификации новой конституции Испании в 1978 году. [ 14 ] 1978 год стал годом, когда контрацепция стала актуальной проблемой среди испанских феминисток. Их целью на этот год было добиться декриминализации противозачаточных средств к концу года. [ 58 ]
В мае 1978 года супружеская измена была исключена из уголовного кодекса Испании как уголовное преступление. Определения отказа также были изменены, поскольку они не были совместимыми для обоих полов: раньше женщины могли заявить об отказе только в том случае, если ее муж заставлял свою жену содержать свою любовницу, пока они жили в одном доме. 7 октября 1978 года в закон были внесены изменения, декриминализирующие продажу противозачаточных средств, а также информацию о том, как их использовать. [ 1 ]
Всеобщие выборы в Испании 1979 г.
[ редактировать ]В 1981 году Соледад Бесеррил стала министром правительства Испании. Она была первой женщиной-министром в Испании со времен Второй Испанской республики. Бесеррил поддерживал концепцию двойной воинственности среди испанских феминисток, согласно которой женщины могли одновременно участвовать в политических организациях и быть феминистками. [ 10 ] Для феминисток в 1979 году самыми важными политическими проблемами были развод и аборты. [ 1 ]
Испанский феминизм был единодушен в необходимости легализации разводов. Движение считало, что невозможность законного развода приводит к социальному неравенству женщин. Они считали, что существует необходимость в разводе, который не затрагивает ни одну из партийных гильдий и не дискриминирует женщин. Вопрос развода играл важную роль в политической жизни испанских феминисток в 1979, 1980 и 1981 годах. Католическая церковь активно выступала против гражданского развода в середине и конце 1970-х годов. [ 1 ] На всеобщих выборах 1979 года почти все партии в своей программе использовали развод в той или иной форме. [ 1 ]
На XXXII Епископальной конференции в ноябре 1979 года было заявлено, что Церковь не хочет вмешиваться в способность законодателей выполнять свою работу. Тем не менее, они посоветовали законодателям, рассматривающим возможность легализации развода, допускаться только при определенных обстоятельствах. Это включало в себя то, что развод не является правом, взаимное согласие не допускается и что развод должен происходить только тогда, когда не существует другого средства правовой защиты от брака. Министерство юстиции попросило католическую церковь прекратить вмешательство, и католической церкви пришлось признать, что они не будут участвовать в гражданских браках и гражданских разводах. Последней просьбой монсеньора Жюбани из Барселоны на встрече с членами кортесов было сделать развод дорогостоящим, чтобы предотвратить его. [ 1 ]
Министр юстиции Франсиско Фернандес успешно боролся с включением пункта о жесткости в законодательство о разводе. Этот пункт позволил бы судьям предотвратить развод, если бы судья определил, что разрешение на развод нанесет исключительно серьезный ущерб другому супругу или любым детям в браке. [ 1 ] Закон о разводе вступил в силу 7 июля 1981 года. [ 1 ]
1979 год стал поворотным годом для права на аборт благодаря процессу в Бильбао ( испанский : Juicio de Bilbao ). В судебном процессе участвовали десять женщин и один мужчина, которых привлекли к ответственности за совершение абортов. Прокуроры заявили о намерении добиваться тюремного заключения сроком более 100 лет. Поскольку первоначальный судебный процесс был объявлен 26 октября 1979 года, он не проводился до 1982 года из-за того, что за это время его несколько раз приостанавливали. Суд освободил девять из причастных к делу женщин. Мужчина, спровоцировавший аборты, и женщина, осуществившая их, были признаны виновными. Решение было обжаловано, при этом апелляция несколько раз приостанавливалась, прежде чем была рассмотрена в конце 1983 года. По результатам апелляции четыре женщины были оправданы, а шесть женщин и мужчина были приговорены к тюремному заключению. В конце концов, эти семеро в конечном итоге были помилованы государством. [ 1 ] В 1982 году возле Дворца Женералитата прошла акция протеста в поддержку одиннадцати членов Бильбао. К тому моменту они находились в тюрьме уже шесть лет. По крайней мере, на одну женщину донес бывший муж. Помимо тюремного заключения, прокуроры стремились лишить обвиняемых права голоса. На акции протеста Palau de la Generalitat в Барселоне полиция жестоко расправилась с протестующими. Полиция нанесла нескольким женщинам ранения головы. [ 52 ] Петицию об амнистии для Бильбао-11 подписали более 1300 женщин, в том числе политики, певцы, художницы и журналисты, которые все подтвердили, что они тоже делают аборты. Все, кроме человека, сделавшего аборты, были амнистированы в 1982 году. [ 59 ] В 1981 году Мадридская комиссия за аборты подготовила 39-страничный документ с подробной статистической информацией об абортах в Испании на основе данных Центра женщин Вальекаса. По данным исследования, из 820 женщин, сделавших аборт, 68% были замужем, 3% овдовели и 29% были одиноки. Из 600 женщин, по которым были доступны данные, они обнаружили, что 86,9% сделали аборт до 12 недель, что 72% уехали за границу, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы для обеспечения аборта, и что 45,69% сделали аборт по экономическим причинам. [ 1 ] В середине 1970-х годов католическая церковь проповедовала, что во время секса не должно быть никаких физических препятствий и что даже посткоитальные подмывания являются проблематичными, поскольку они мешают основной цели секса - зачатию. Католическая церковь учила, что единственными приемлемыми методами репродуктивного контроля являются воздержание и метод ритма. Церковь пыталась вмешиваться в любые попытки изменить это. [ 1 ]
В 1979 году в Саламанке левые мужчины продолжали выступать против присутствия женщин в их движении, заявляя, что им необходимо вернуться в свои дома. [ 1 ]
Всеобщие выборы в Испании 1982 г.
[ редактировать ]Всеобщие выборы в Испании 1982 года стали убедительной победой ИСРП: 18 из 22 женщин в Конгрессе стали членами партии. Несмотря на это, женщины, связанные с PSOE, продолжали заниматься вопросами двойной воинственности, борясь как за свои политические цели, так и за феминистскую идеологию, которая иногда могла противоречить друг другу. [ 22 ]
После этих выборов Alianza Popular стала основной оппозиционной партией, набрав около 25% голосов. Более половины их избирателей составляли женщины. [ 15 ] PNV и Convergència i Unió (CiU) считались умеренными региональными партиями. На выборах 1982 года женщины-избиратели в целом отдавали предпочтение центристским партиям, таким как PNV, CiU и Centro Democrático y Social (CDS). Женщины больше отрекались от экстремистских элементов, таких как ЭТА, Херри Батасуна (ХБ), каталонских националистов ERC и галисийских радикалов. [ 15 ] Эта картина повторилась на выборах 1986 года. [ 15 ]
В 1980-х годах феминистки были единственной крупной группой, требующей от правительства удовлетворения потребностей женщин в доступе к услугам по прерыванию беременности. [ 60 ] Аборт был узаконен Конгрессом в 1983 году, но не вступил в юридическую силу до 1985 года, когда «Народная коалиция» (ныне «Народная партия» ) оспорила конституционность закона. Декриминализация абортов была разрешена по трем причинам. Во-первых, это было этично в случае изнасилования. Во-вторых, это могло быть необходимо для спасения жизни матери. Третья причина заключалась в том, что евгеническая, допускающая аборт при пороках развития плода. [ 1 ] В то же время другие страны легализовали аборты. Парламент Португалии легализовал аборты в ноябре 1982 года. Италия легализовала аборты в мае 1981 года в результате референдума. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб Диес Бальда, мадам Антония. «Феминистское движение в Саламанке после смерти Франко» . женщины в сети . Университет Саламанки . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Переход феминистского движения в Испании» . Видимые голоса . 29 марта 2015 года . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ортис Херас, Мануэль (2006). «ЖЕНЩИНА И ФРАНКО-ДИКТАТУРА» . Ставка. Журнал социальных наук (28).
- ^ Jump up to: а б с Сира, Марита (29 ноября 2015 г.). «История феминизма в Испании» . Видимые голоса . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Херранц, Инмакулада Бласко (1999). «Отношение женщин при первом режиме Франко: практика абортов в Сарагосе в 1940-е годы» . Ареналь: Женский исторический журнал . 6 (1): 165–180. ISSN 1134-6396 .
- ^ Помата, Джанна: «Женская история, гендерная история». В Перро, Мишель и ДЮБИ, Жорж, ред.: Женщины и история. Конференция, организованная Ж. ДЮБИ, М. ПЕРРО и руководителями истории женщин на Западе. Париж, Плон, ноябрь 1992 г., стр. 25-37.
- ^ Айкау, Хокулани К.; Эриксон, Карла А.; Пирс, Дженнифер Л. (2007). Феминистские волны, феминистские поколения: истории жизни из Академии . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 9780816649341 .
- ^ «Для чего нужен феминизм?» . Каталония во множественном числе (на европейском испанском языке). 27 сентября 2018 г. Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Виго, Фару (28 марта 2008 г.). «Я восхищаюсь Матильдой Фернандес и Кармен Ромеро» . www.farodevigo.es (на испанском языке) . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «И мы стали видимы » . ЭЛЬМУНДО (по-испански). 08.03.2015 . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ниэльфа Кристобаль, Глория. Женские движения в Мадридской энциклопедии S.XX.
- ^ «Четвертая волна феминизма: от сестринства и социальных сетей к новому гражданству?» . Instituto Internacional de Sociologia Juridica de Oñati . 24 января 2018 г. Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ де ла Гуардиа, Кармен (1998). «Великое пробуждение. Романтики и реформисты в США и Испании». Социальная история (31): 3–25. ISSN 0214-2570 . JSTOR 40340673 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дэвис, Кэтрин (1 января 1998 г.). Испанское женское письмо 1849-1996 гг . А&С Черный. ISBN 9780485910063 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эндерс, Виктория Лоре; Рэдклифф, Памела Бет (1 января 1999 г.). Конструирование испанской женственности: женская идентичность в современной Испании . СУНИ Пресс. ISBN 9780791440292 .
- ^ Jump up to: а б с д и Родриго, Мерседес Юста (2004). «Индивидуальный бунт, семейные обязательства, коллективные действия: женщины в сопротивлении Франко в 1940-е годы» . История настоящего (4): 63–92. ISSN 1579-8135 .
- ^ «Лето тополиных девушек (1942)» . abc (на испанском языке). 18 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б МУНЬОЗ (@munoz_rafa), РАФАЭЛЬ (04.10.2016). «Соната тишины | 1946, патчи для сердца и мода» . RTVE.es (на испанском языке) . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ «Трибуна | 26 / Девочки-тополя» . Эль Паис (на испанском языке). 04.11.1985. ISSN 1134-6582 . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ О'Бирн, Патрисия (2014). Послевоенные испанские женщины-романистки и восстановление исторической памяти . Boydell & Brewer Ltd. ISBN 9781855662742 .
- ^ Дэвис, Кэтрин (1 января 1998 г.). Испанское женское письмо 1849-1996 гг . А&С Черный. ISBN 9780485910063 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Джонс, Энни Бруксбанк (1997). Женщины в современной Испании . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719047572 .
- ^ «Феминистская библия Кармен де Бургос, книга, запрещенная Франко, снова видит свет» . www.publico.es . 15 октября 2018 года . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Образовательная толерантность (09.12.2018). «Андалузская феминистка, запрещенная Франко, предвосхитившая Симону де Бовуар» . Educatolerancia (на европейском испанском языке) . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ «40 лет без бабушки Мендеса де Виго, феминистки, которая нравилась Франко» . El Confidencial (на испанском языке). 16 марта 2019 г. Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ «Феминистка и фалангистка, так бабушка Мендеса де Виго троллила дворянство» . Испанский (на европейском испанском языке). 14 октября 2017 г. Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Бакеро, Хуан Мигель (16 февраля 2014 г.). «Женщина и память: от «покорной и преданной» Франко до разрыва с патриархатом» . eldiario.es (на испанском языке) . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Райан, Лоррейн (январь 2006 г.). Пелан, Ребекка (ред.). Особый случай: эволюция испанского феминизма . Голуэй: Национальный центр женских исследований.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Ричмонд, Кэтлин Дж.Л. (2 сентября 2003 г.). Женщины и испанский фашизм: Женская секция Фаланги 1934-1959 гг . Рутледж. ISBN 9781134439362 .
- ^ Бидер, Мэриеллен; Джонсон, Роберта (01 декабря 2016 г.). Испанские женщины-писательницы и гражданская война в Испании . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781134777167 .
- ^ Память и культурная история гражданской войны в Испании: Царства забвения . БРИЛЛ. 04.10.2013. ISBN 9789004259966 .
- ^ Карбайо-Абенгосар, Мерседес (2001). «Формирование женщин: национальная идентичность посредством использования языка во франкистской Испании» (PDF) . Нации и национализм . 7 (1): 75–92. дои : 10.1111/1469-8219.00005 . ISSN 1469-8129 .
- ^ Морсильо, Аврора Г. (2010). Соблазн современной Испании: женское тело и политика франкистского тела . Издательство Бакнеллского университета. ISBN 9780838757536 .
- ^ Jump up to: а б Марти, Висента Вердуго (31 декабря 2010 г.). «Демонтаж патриархата: политические практики и лозунги испанского феминистского движения в период демократического перехода» . Феминизм/С (на испанском языке) (16): 259–279. дои : 10.14198/fem.2010.16.12 . ISSN 1989-9998 .
- ^ Альмерини, Катя (01 марта 2017 г.). «Появление феминизма в испанском комиксе семидесятых / Появление феминизма в испанском комиксе 1970-х годов» . Ежегодник кафедры истории и теории искусства (на испанском языке). 27 (2015). дои : 10.15366/anuario2015.009 . hdl : 10486/677364 . ISSN 2530-3562 .
- ^ Jump up to: а б с д и Трелфолл, Моника (июнь 1985 г.). «Моника Трелфолл, Женское движение в Испании, NLR I/151, май – июнь 1985 г.» . Обзор новых левых (I/151): 44–73 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Банасзак, Ли Энн; Беквит, Карен; Рухт, Дитер (3 марта 2003 г.). Женские движения перед лицом реконфигурированного государства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521012195 .
- ^ Акельсберг, Марта А. (2005). Свободные женщины Испании: анархизм и борьба за эмансипацию женщин . АК Пресс. ISBN 9781902593968 .
- ^ «ФАФ, вооруженная феминистская группа, которую Франко заставил исчезнуть. · Бинарный» . Двоичный (на испанском языке). 2018-11-19. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 г. Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Сильва, Елена Диас (08 октября 2009 г.). «Международный год женщин в Испании: 1975» . Тетради по современной истории (на испанском языке). 31 : 319–339–339. ISSN 1988-2734 .
- ^ «BOE.es — Документ BOE-A-1974-37317» . www.boe.es. Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Ногейра, Чаро (06 марта 2018 г.). «Освобождение испанских женщин» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Аррьеро Ранц, Франциско. «Демократическое женское движение. От борьбы против Франко к феминизму (1965-1985) — Катарата» . Книги о катаракте (на испанском языке) . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Белый Касарес, Розовый. «Феминистские заметки о переходном периоде» . Популярная хроника (на испанском языке) . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Морено Секо, Моника (2005). Феминистские манифесты: антология текстов испанского феминистского движения (на испанском языке). Аликанте: Университет Аликанте. OCLC 191805092 .
- ^ Саммерс, Клод Дж. (25 февраля 2014 г.). Литературное наследие геев и лесбиянок . Рутледж. ISBN 9781135303990 .
- ^ «Спор с ПО – Что такое социалистический феминизм?» . Новый MAS (на европейском испанском языке). 28 июля 2016 г. Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Тристан Флора (под редакцией Аны де Мигель и Розалии Ромеро), Феминизм и социализм. Антология , Книги Водопада, 2003.
- ^ Арруцца, Чинция, Опасные связи: браки и разводы марксизма и феминизма , Merlin Press, 2013.
- ^ «Социалистический феминизм определяется как связанный с обществом, а не с политическими партиями» . www.mujeresenred.net . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хлеб, Монсеррат Барба. «Разница между феминизмом равенства и феминизмом различия» . об испанском языке . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Феминистский город» . ЭЛЬМУНДО (по-испански). 07.03.2019 . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Амман, Гретель (1979). «Как лесбиянка против новой феминистской морали». Доклад на феминистской конференции в Гранаде , декабрь 1979 года.
- ^ Марчанте Барробес, Кармеле. (1980) «Отношения между женщинами и бисексуальностью как сексуальные альтернативы в радикальном феминизме». Феминистские конференции в Барселоне , с. 10.
- ^ «Кто мы» . Феминистская партия Испании (на испанском языке) . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Бонильо, Серджио (18 мая 2018 г.). «Partido Feminista de España» [Феминистская партия Испании]. Ежедневный скачок (на испанском языке) . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Дань уважения первым женщинам-парламентариям учредительного законодательного собрания за их борьбу за равенство» . женщины онлайн . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Баллестерос, Соня (14 июня 2017 г.). «Декриминализация контрацептивов» . Cadena SER (на испанском языке) . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ «Амнистия 11-го Бильбао 1983 года. Фотографии» . женщины онлайн . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Рот, Силке (1 сентября 2008 г.). Гендерная политика в расширяющемся Европейском Союзе: мобилизация, включение, исключение . Книги Бергана. ISBN 9780857450708 .