Jump to content

История женщин в Канаде

История женщин в Канаде
Общая статистика
Материнская смертность (на 100 000) 7
Женщины в парламенте 28.3%
Женщины старше 25 лет со средним образованием 100.0%
Женщины в рабочей силе 74% [М: 81%]
Индекс гендерного неравенства [1]
Ценить 0.069 (2021)
Классифицировать 17 место из 191
Глобальный индекс гендерного разрыва [2]
Ценить 0.777 (2022)
Rank24th out of 146

История женщин в Канаде - это исследование исторического опыта женщин, живущих в Канаде, а также законов и законодательства, затрагивающих канадских женщин. В колониальный период канадской истории роль женщин коренных народов часто оспаривалась христианскими миссионерами , а их браки с европейскими торговцами мехом часто приводили их общины к более тесному контакту с внешним миром. На протяжении всего колониального периода европейских женщин поощряли иммигрировать в канадские колонии и увеличивать белое население. После создания Конфедерации в 1867 году жизнь женщин определялась федеральными законами и законами, принятыми законодательными собраниями провинций Канады.

Женщины на протяжении веков были ключевой частью канадского рынка труда, социальных движений и культуры, и тем не менее они сталкивались с систематической дискриминацией. Женщины получили федеральное право голоса в 1918 году, участвовали как в Первой мировой войне , так и во Второй мировой войне , а также участвовали во второй волне феминистского движения с 1960-х годов. Историки все чаще исследуют и пишут об истории женщин в Канаде с 1960-х годов. [3]

Quebec

[edit]
One group of King's Daughters arrives at Quebec, 1667

In the 1660s, the French government sent about 800 young women (single or widowed) called King's Daughters ("filles du roi"[4][5]). They quickly found husbands among the predominantly male settlers, as well as a new life for themselves. They came mostly from poor families in the Paris area, Normandy, and the central-western regions of France. A handful were ex-prostitutes, but only one is known to have practised that trade in Canada.[5] As farm wives with very good nutrition and high birth rates, they played a major role in establishing family life and enabling rapid demographic growth. They had about 30% more children than comparable women who remained in France. Landry says, "Canadians had an exceptional diet for their time. This was due to the natural abundance of meat, fish, and pure water; the good food conservation conditions during the winter; and an adequate wheat supply in most years."[6]

Besides household duties, some women participated in the fur trade, the major source of cash in New France. They worked at home alongside their husbands or fathers as merchants, clerks, and provisioners. Some were widowed and took over their husbands' roles. A handful were active entrepreneurs in their own right.[7]

Léa Roback (1903–2000) was a Canadian trade union organizer, social activist, pacifist, and feminist from Quebec
Henrietta Edwards (1849–1931) was a Canadian women's rights activist and reformer from Quebec. She was a member of The Famous Five.

In the early 19th century down to the 1950s, upper-class Anglos dominated high society in Montreal, and their women constructed and managed their identity and social position through central events in the social life, such as the coming out of debutantes. The elite young women were trained in intelligent philanthropy and civic responsibility, especially through the Junior Leagues. They seldom connected with the reform impulses of the middle-class women, and for and were paternalistic in their views of the needs of working-class women.[8]

Catholic nuns

[edit]

Outside the home, Canadian women had few domains which they controlled. An important exception came with Roman Catholic nuns, especially in Quebec. Stimulated by the influence in France of the popular religiosity of the Counter Reformation, new orders for women began appearing in the seventeenth century.[9] In the next three centuries, women opened dozens of independent religious orders, funded in part by dowries provided by the parents of young nuns. The orders specialized in charitable works, including hospitals, orphanages, homes for unwed mothers, and schools. In the first half of the twentieth century, about 2–3% of Quebec's young women became nuns; there were 6,600 in 1901 and 26,000 in 1941. In Quebec in 1917, 32 different teaching orders operated 586 boarding schools for girls. At that time, there was no public education for girls in Quebec beyond elementary school. Hospitals were another specially, the first of which was founded in 1701. In 1936, the nuns of Quebec operated 150 institutions, with 30,000 beds to care for the long-term sick, the homeless, and orphans.[10] On a smaller scale, Catholic orders of nuns operated similar institutions in other provinces.

The Quiet Revolution of the 1960s combined declericalization with the dramatic reforms of Vatican II. There was a dramatic change in the role of nuns. Many left the convent, while very few young women entered. The provincial government took over the nuns' traditional role as provider of many of Quebec's educational and social services. Often, ex-nuns continued the same roles in civilian dress, but also men for the first time started entering the teaching profession.[11]

Historiography

[edit]

The history of women in Quebec was generally neglected before 1980.[10] The advent of the feminist movement, combined with the "New social history" that featured the study of ordinary people, created a new demand for a historiography of women. The first studies emerged from a feminist perspective and stressed their role as the terms who had been reduced to inferiority in a world controlled by men. Feminists sought the family itself as the centrepiece of the patriarchal system, where fathers and husbands oppressed and alienated women. The second stage came when historians presented a more positive and balanced view.[12] Research has often been interdisciplinary, using insights from feminist theory, literature, anthropology, and sociology to study gender relations, socialization, reproduction, sexuality, and unpaid work. Labour and family history have proved particularly open to these themes.[13]

Marriage and family law

[edit]

In Quebec, women's rights within marriage and family law have advanced slower than in the rest of Canada. Quebec has been slow on giving civil rights to married women: until 1954, a married woman was legally listed as "incapable of contracting", together with minors, "interdicted persons", "persons insane or suffering a temporary derangement of intellect ... or who by reason of weakness of understanding are unable to give a valid consent", and "persons who are affected by civil degradation".[14] The removal of the married woman from this list, however, did little to improve her legal situation, due to marriage laws which restricted her rights and gave the husband legal authority over her: legal incapacity was still the general rule.[14] A major change followed in 1964: Bill 16 (An Act respecting the legal capacity of married women) removed the obligation of the wife to obey her husband, and gave the married woman full legal capacity subject to restrictions that may result from the matrimonial regime.[14][15] However, discriminatory provisions resulting from matrimonial regimes and from other legal regulations still remained. In July 1970, Bill 10 came into force, reforming matrimonial regimes, and improving the situation of married women.[14] In 1977 another important change took place: the wife obtained equal rights with the husband with regard to legal authority over the children during marriage, abolishing the previous rule of 'paternal authority' which gave the husband more legal rights with regard to judicial matters concerning the children; the new law created the concept of parental authority shared equally between the wife and husband.[16] A major change also happened in April 1981, when new family regulations based on gender equality came into force.[16][17] Other reforms followed throughout the 1980s, including the introduction of the concept of family patrimony in 1989, in order to ensure financial equality between spouses when the marriage ends.[17] On January 1, 1994 the new Civil Code of Quebec came into effect, replacing the old one. This new code contains the current family law of Quebec, and it is based on gender equality: article 392 reads: "The spouses have the same rights and obligations in marriage."[18]

Due to its Catholic heritage and traditionally strong influence of the church on political issues, Quebec has been very reluctant to accept divorce. Until 1968, there was no uniform federal divorce law in Canada, Quebec did not have a divorce law, and spouses in Quebec could only end their marriage if they obtained a private Act of Parliament.[19] Since 1968, divorce law throughout Canada is under exclusive jurisdiction of the federal Parliament; the current law being the Divorce Act (Canada) 1985, which came into force in June 1986. It has been argued that one of the explanations for the current high rates of cohabitation in Quebec is that the traditionally strong social control of the church and the Catholic doctrine over people's private relations and sexual morality, resulting in conservative marriage legislation and resistance to legal change, has led the population to rebel against traditional and conservative social values and avoid marriage altogether.[20] Since 1995, the majority of births in Quebec are outside of marriage; as of 2015, 63% of births were outside of marriage.[21]

Maritimes

[edit]
Bessie Hall (1849–1935) was a seafaring woman from Granville Ferry, Nova Scotia.

In the 19th century, middle-class Anglo women across Canada, especially in the Maritime provinces, transformed the interior decoration of their homes. Instead of austere functionality, they enlivened their living spaces with plush furniture, deep carpets, handmade fancy-work, hanging plants, bookcases, inexpensive paintings, and decorations. They gleaned their ideas from ladies' magazines and from each other. They were taking more and more control of their "separate sphere" of the home, which they transformed into a comfortable retreat from the vicissitudes of a competitive masculine business world.[22]

From the late 19th century to the Great Depression, thousands of young, single women from the Maritime provinces migrated to better paying jobs in New England. Their family needed the money, and most worked as household servants or factory workers in the textile mills and shoe factories. After 1900, some came to work as professional women, especially teachers and nurses. Most returned home permanently to get married.[23] Some women in the Maritimes pursued work in heavily male dominated work such as seafaring. An increasing number of women went to sea in the 19th century, although usually in the more traditional domestic role as stewardesses. Bessie Hall from Granville Ferry, Nova Scotia trained as a navigator and took command of a fever-ridden ship in the 1870s, but she left the sea, as women were not permitted to be officers. Molly Kool of Alma, New Brunswick, broke the professional barriers against women at sea in 1938, when she became the first woman in the western world to win her captain's licence.[24]

While New Brunswick gave women the right to vote in 1919,[25] women in this province obtained the right to hold political office only in 1934.[26]

Ontario

[edit]
Portrait of Adelaide Hunter Hoodless, a Canadian advocate for the welfare of women and children. Photograph taken c. 1895.
Emily Murphy (1868–1933) was a women's rights activist, jurist, and author. In 1916, she became the first female magistrate in Canada, and in the British Empire. She was a member of The Famous Five.

The care of illegitimate children was a high priority for private charities. Before 1893, the Ontario government appropriated grants to charitable infants' homes for the infants and for their nursing mothers. Most of these infants were illegitimate; most of their mothers were poor. Many babies arrived in poor physical condition, and their chances of survival outside such homes was poor.[27]

Ontario's Fair Employment Practices Act combatted racist and religious discrimination after the Second World War, but it did not cover gender issues. Indeed, most human rights activists did not raise the issue before the 1970s, because they were family-oriented and subscribed to the deeply embedded ideology of the family wage, whereby the husband should be paid enough so the wife could be a full-time housewife. After lobbying by women, labor unions, and the Co-operative Commonwealth Federation (CCF), the Conservative government passed the Female Employees Fair Remuneration Act in 1951. It required equal pay for women who did the same work as men. Feminists in the 1950s and 1960s were unsuccessful in calling for a law that would prohibit other forms of sex discrimination, such as discrimination in hiring and promotion. The enforcement of both acts was constrained by their conciliatory framework. Provincial officials interpreted the equal pay act quite narrowly and were significantly more diligent in tackling racist and religious employment discrimination.[28]

Prairie provinces

[edit]

Gender roles were sharply defined in the West. Men were primarily responsible for breaking the land; planting and harvesting; building the house; buying, operating, and repairing machinery; and handling finances. At first, there were many single men on the prairie, or husbands whose wives were still back east, but they had a hard time. They realized the need for a wife. As the population increased rapidly, wives played a central role in settlement of the prairie region. Their labor, skills, and ability to adapt to the harsh environment proved decisive in meeting the challenges. They prepared bannock, beans, and bacon; mended clothes; raised children; cleaned; tended the garden; sold eggs and butter; helped at harvest time; and nursed everyone back to health. While prevailing patriarchal attitudes, legislation, and economic principles obscured women's contributions, the flexibility exhibited by farm women in performing productive and nonproductive labor was critical to the survival of family farms, and thus to the success of the wheat economy.[29]

Aboriginals

[edit]
Kenojuak Ashevak was a Canadian artist. She is regarded as one of the most notable Canadian pioneers of modern Inuit art.

There have been relatively few scholarly studies of indigenous women.[30]

In the 20th century, Native Homemakers' Clubs have played a central role for women in First Nation communities. They were first organized in Saskatchewan in 1937. The clubs were a vehicle for education, activism, and agency for Native women. The Department of Indian Affairs (DIA) encourage the expansion of homemakers’ clubs, which numbered 185 by 1955.[31]

Employment

[edit]

In the early 19th century cities, most women were housewives. However, some were employed, chiefly as domestic laborers, unskilled workers, prostitutes, nuns (in Catholic areas), and teachers; a few were governesses, washerwomen, midwives, dressmakers, or innkeepers. The great majority of Canadian women lived in rural areas, where they worked at home, or as domestic servants, until they married and became housewives.[32] British women, such as Maria Rye, set up organizations to help girls and women emigrate to Canada.[33]

Domestic servants

[edit]

From the late 19th century to 1930, 250,000 women immigrated from Europe, especially from Britain and Ireland. Middle class housewives eagerly welcomed domestic workers, many of them Irish, as the rising income of the middle class created an increasing demand for servants that was greater than the local supply.[34] However, the turnover was very high, as most servants soon married.[35]

Proprietors

[edit]

In the 19th century, few women were sole proprietors of businesses or professional services, like law and medicine. However, many did work closely with their husbands, fathers, brothers, and sons in operating shops and stores. The reform of married women's property law in the 19th century made it legally possible for wives to run businesses independently of their husbands. In reality, however, the interpretation of the courts made the wife a dependent partner in the marriage who owed her labour and services primarily to her husband. Therefore, most of the women running businesses were widows who had inherited their husband's business.[36]

Nursing and medicine

[edit]
Emily Stowe (1831–1903) was the first female doctor to practise in Canada. Her daughter, Augusta Stowe-Gullen, was the first woman to earn a medical degree in Canada.

In the late nineteenth and early twentieth centuries, women made inroads into various professions, including teaching, journalism, social work, and public health. Nursing was well-established.[37] These advances included the establishment of a Women’s Medical College in Toronto (and in Kingston, Ontario) in 1883, attributed in part to the persistence of Emily Stowe, the first female doctor to practise in Canada. Stowe’s daughter, Augusta Stowe-Gullen, became the first woman to graduate from a Canadian medical school.[38] Graduating from medical school did not ensure that women were allowed to attain licensing. Elizabeth Scott Matheson graduated in 1898, but she was refused her licence to practise by the Northwest Territories College of Physicians and Surgeons. The government contracted with her as the district physician for $300 annually in 1901, though she was unable to secure her licence until 1904.[39]

Apart from a token few, women were outsiders to the male-dominated medical profession. As physicians became better organized, they successfully had laws passed to control the practice of medicine and pharmacy and banning marginal and traditional practitioners. Midwifery—practised along traditional lines by women—was restricted and practically died out by 1900.[40] Even so, the great majority of childbirths took place at home until the 1920s, when hospitals became preferred, especially by women who were better educated, more modern, and more trusting in modern medicine.[41]

Prairie provinces

[edit]
Irene Parlby (1868–1965) was a Canadian women's farm leader, activist, politician, and a member of The Famous Five

In the Prairie provinces, the first homesteaders relied on themselves for medical services. Poverty and geographic isolation empowered women to learn and practice medical care with the herbs, roots, and berries that worked for their mothers. They prayed for divine intervention but also practiced supernatural magic that provided as much psychological as physical relief. The reliance on homeopathic remedies continued, as trained nurses and doctors and how-to manuals slowly reached the homesteaders in the early 20th century.[42]

After 1900, medicine and especially nursing modernized and became well organized.

The Lethbridge Nursing Mission in Alberta was a representative Canadian voluntary mission. It was founded, independent of the Victorian Order of Nurses, in 1909 by Jessie Turnbull Robinson. A former nurse, Robinson was elected as president of the Lethbridge Relief Society and began district nursing services aimed at poor women and children. The mission was governed by a volunteer board of women directors and began by raising money for its first year of service through charitable donations and payments from the Metropolitan Life Insurance Company. The mission also blended social work with nursing, becoming the dispenser of unemployment relief.[43]

Richardson (1998) examines the social, political, economic, class, and professional factors that contributed to ideological and practical differences between leaders of the Alberta Association of Graduate Nurses (AAGN), established in 1916, and the United Farm Women of Alberta (UFWA), founded in 1915, regarding the promotion and acceptance of midwifery as a recognized subspecialty of registered nurses. Accusing the AAGN of ignoring the medical needs of rural Alberta women, the leaders of the UFWA worked to improve economic and living conditions of women farmers. Irene Parlby, the UFWA's first president, lobbied for the establishment of a provincial Department of Public Health, government-provided hospitals and doctors, and passage of a law to permit nurses to qualify as registered midwives. The AAGN leadership opposed midwife certification, arguing that nursing curricula left no room for midwife study, and thus nurses were not qualified to participate in home births. In 1919 the AAGN compromised with the UFWA, and they worked together for the passage of the Public Health Nurses Act that allowed nurses to serve as midwives in regions without doctors. Thus, Alberta's District Nursing Service, created in 1919 to coordinate the province's women's health resources, resulted chiefly from the organized, persistent political activism of UFWA members and only minimally from the actions of professional nursing groups clearly uninterested in rural Canadians' medical needs.[44]

The Alberta District Nursing Service administered health care in the predominantly rural and impoverished areas of Alberta in the first half of the 20th century. Founded in 1919 to meet maternal and emergency medical needs by the United Farm Women (UFWA), the Nursing Service treated prairie settlers living in primitive areas lacking doctors and hospitals. Nurses provided prenatal care, worked as midwives, performed minor surgery, conducted medical inspections of schoolchildren, and sponsored immunization programs. The post-Second World War discovery of large oil and gas reserves resulted in economic prosperity and the expansion of local medical services. The passage of provincial health and universal hospital insurance in 1957 precipitated the eventual phasing out of the obsolete District Nursing Service in 1976.[45]

Military services

[edit]

Over 4,000 women served as nurses in uniform in the Canadian Armed Forces during the Second World War. They were called "Nursing Sisters" and had already been professionally trained in civilian life. However, in military service, they achieved an elite status well above what they had experienced as civilians. The Nursing Sisters had much more responsibility and autonomy, and they had more opportunity to use their expertise than civilian nurses. They were often close to the front lines, and the military doctors – mostly men – delegated significant responsibility to the nurses because of the high level of casualties, the shortages of physicians, and the extreme working conditions.[46]

Upper classes in 19th century

[edit]
Victorian Order of Nurses founder Lady Aberdeen was the first woman to receive an honorary degree in Canada.[47]

The upper classes of Canada, apart from some Quebec French families were largely of British origin. Military and government officials and their families came to British North America from England or Scotland; some arrived from Ulster. Most business interests were controlled by men of British descent. French-Canadians remained largely culturally isolated from English-speaking Canadians (a situation later described in Two Solitudes by Hugh MacLennan).

English-speaking Canadian writers became popular, especially Catharine Parr Traill and her sister Susanna Moodie, middle-class English settlers who published memoirs of their demanding lives as pioneers. Traill published The Backwoods of Canada (1836) and Canadian Crusoes (1852), and Moodie published Roughing it in the Bush (1852) and Life in the Clearings (1853). Their memoirs recount the harshness of life as women settlers but were nonetheless popular.[48]

Upper-class Canadian women emulated British culture and imported as much of it as possible across the Atlantic. Books, magazines, popular music, and theatre productions were all imported to meet women's consumer demand.

Upper-class women supported philanthropic causes similar to the educational and nursing charities championed by upper-class women in England. The Victorian Order of Nurses, still in existence, was founded in 1897 as a gift to Queen Victoria to commemorate her Diamond Jubilee. The Imperial Order of the Daughters of the Empire, founded in 1900, supports educational bursaries and book awards to promote Canadian patriotism but also to support knowledge of the British Empire. One of the patrons of Halifax's Victoria School of Art and Design (founded in 1887 and later named the Nova Scotia College of Art and Design) was Anna Leonowens. Women began making headway in their struggle to gain access to higher education. In 1875, the first woman university graduate in Canada was Grace Annie Lockhart (Mount Allison University). In 1880, Emily Stowe became the first woman licensed to practise medicine in Canada.

Women's clubs

[edit]
Members of a Catholic Women's Club drinking tea in 1940

Women's suffrage was achieved during World War I. Suffrage activism began during the later decades of the Victorian era. In 1883, the Toronto Women's Literary and Social Progress Club met and established the Canadian Women's Suffrage Association.

WCTU

[edit]

Before the 1870s, there were few organizations for women, apart from charitable groups associated with particular denominations and largely under the control of the male ministry. The main breakthrough came with the formation of the Woman's Christian Temperance Union (WCTU), in the 1870s.[49] The movement began in Ohio and rapidly spread internationally. It started a chapter in Ontario in 1874 and became a national union in 1885; it reached 16,000 members across Canada in 1914. The central demand was for prohibition, a provincial law that was designed to minimize the power of the liquor interests, reduce violence among men, reduce violence towards wives and children, and keep more money in the family. The leadership in most numbers came from evangelical Protestant churches, especially the Methodists and Baptists. Episcopalians seldom joined, and Catholics almost never joined. They held that the plurality should be under the control of the churches, not under the control of private societies or the government. The WCTU took the lead in demanding votes for women. Its argument was based on a maternal feminist position to the effect that women possessed superior moral standards, especially regarding issues affecting the home and family life, and needed the votes to guarantee that the government supported proper public morals.[50]

Starting in the late 1870s, the Ontario WCTU demanded that schools teach "scientific temperance", which reinforced moralistic temperance messages with the study of anatomy and hygiene, as a compulsory subject in schools. Although initially successful in convincing the Ontario Department of Education to adopt scientific temperance as part of the curriculum, teachers opposed the plan and refused to implement it. The WCTU then moved to dry up the province through government action. They started with "local option" laws, which allowed local governments to prohibit the sale of liquor. Many towns and rural areas went dry in the years before 1914, but the larger cities did not.[51]

The WCTU was always committed to prohibition and suffrage, but it had alternative priorities as well. For example, the Alberta WCTU stressed prohibition, women's suffrage, and temperance education. Its leader wasNellie McClung (1873–1951), a best-selling novelist and social activist who led the struggle for women's suffrage in Alberta and Canada; in 1921, she was elected to the Alberta legislature.[52] Meanwhile, the emphasis of the Saskatchewan group was charitable activities, due to the interests of its leadership, immigration and rural needs, and its commitment to Saskatchewan's "agrarian destiny".[53] Many chapters were involved in the local, provincial, and federal campaigns for age restrictions on smoking and cigarette prohibition during 1892–1914.[54]

Local clubs

[edit]
Kit Coleman (1856–1915) was the world's first accredited female war correspondent, covering the Spanish–American War, and was the first president of the Canadian Women's Press Club.

The Calgary Current Events Club, started in 1927 by seven women, rapidly gained popularity with professional women of the city. In 1929, the group changed its name to the Calgary Business and Professional Women's Club (BPW) in response to a call for a national federation of such groups. Members traveled to London, England in 1929 to make the case for recognizing women as full legal citizens. In the 1930s, the group addressed many of the controversial political issues of the day, including the introduction of a minimum wage, fair unemployment insurance legislation, the compulsory medical examination of school children, and the requirement of a medical certificate for marriage. The national convention of the BPW was held in Calgary in 1935. The club actively supported Canadian overseas forces in the Second World War. At first, most of the members were secretaries and office workers; more recently, it has been dominated by executives and professionals. The organization continues to attend to women's economic and social issues.[55]

Лауретта Хьюз Нил была представительной активисткой в ​​годы своего пребывания в Эдмонтоне, с 1909 по 1923 год. Ее работа в Католической женской лиге и местном отделении Национального совета женщин Канады обеспечивала обучение гражданским делам, публичным выступлениям и лоббированию в правительстве, что доказало свою эффективность. полезен в ее благотворительной деятельности. Кнейл был назначен членом Совета общественного благосостояния в 1914 году, стал провинциальным инспектором фабрик в 1917 году и способствовал продвижению Закона о пособии матерям 1919 года. [56]

Женщины-журналистки сформировали Канадский женский пресс-клуб (CWPC), чтобы потребовать права на бесплатные железнодорожные билеты для освещения Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе , штат Миссури . У него были местные отделения в крупных городах, а позже он был переименован в Медиа-клуб Канады. [57] Первым президентом CWPC был Кит Коулман (1864–1915), а псевдонимом газетного обозревателя была Кэтлин Блейк Коулман. Коулман родилась в Ирландии и была первой в мире аккредитованной женщиной-военным корреспондентом, освещавшей испано-американскую войну для The Toronto Mail в 1898 году. Элла Кора Хинд (1861–1942) была первой женщиной-журналистом в Западной Канаде и активисткой за права женщин.

Профсоюзы

[ редактировать ]

В Новой Шотландии Объединенные горняки взяли под свой контроль шахтеров в 1919 году. Женщины играли важную, хотя и тихую, роль в поддержке профсоюзного движения в угольных городах в неспокойные 1920-е и 1930-е годы. Они никогда не работали на шахтах, но оказывали психологическую поддержку, особенно во время забастовок, когда не приходили зарплатные пакеты. Они были семейными финансистами и поощряли других жен, которые в противном случае могли бы уговорить своих мужчин принять условия компании. Женские трудовые союзы организовывали различные социальные, образовательные и благотворительные мероприятия. Женщины также яростно противостояли « струпам », полицейским и солдатам. Им пришлось растратить деньги на еду и проявить изобретательность в одежде своих семей. [58]

Феминизм и избирательное право женщин

[ редактировать ]
Нелли МакКлунг (1873–1951) была канадской феминисткой, политиком, писателем и общественным деятелем. Она была участницей The Famous Five .
Агнес Макфейл (1890–1954) была первой женщиной, избранной в Палату общин Канады , и одной из первых двух женщин, избранных в Законодательное собрание Онтарио .

Первая волна феминизма началась в конце 19 века. Юридические права женщин развивались медленно на протяжении всего XIX века. В 1859 году в Верхней Канаде был принят закон, разрешающий замужним женщинам владеть собственностью. В 1885 году Альберта приняла закон, разрешающий незамужним женщинам, владеющим собственностью, право голосовать и занимать должности в школьных вопросах. Этот ранний активизм был сосредоточен на повышении роли женщин в общественной жизни, включая избирательное право женщин, расширение прав собственности, расширение доступа к образованию и признание в качестве «личностей» перед законом. [38] Эта ранняя версия канадского феминизма была в значительной степени основана на материнском феминизме: идее о том, что женщины являются естественными опекунами и «матерями нации», которые должны участвовать в общественной жизни из-за их предполагаемой склонности к принятию решений, которые приведут к хорошей заботе об обществе. С этой точки зрения женщины рассматривались как цивилизующая сила общества, что составляло значительную часть участия женщин в миссионерской работе и в Женском христианском союзе трезвости (WCTU). [59]

Религия была важным фактором на ранних этапах канадского женского движения. Некоторые из первых групп организованных женщин собирались вместе с религиозной целью. Когда церкви и миссионерские общества отвергли женщин в качестве миссионеров, они основали свои собственные миссионерские общества и собрали средства для отправки женщин-миссионеров за границу. Некоторые из них собрали достаточно средств, чтобы обучить некоторых из своих миссионеров учителям или врачам. [38]

Политический статус женщин без права голоса активно продвигался Национальным советом женщин Канады с 1894 по 1918 год. Он продвигал концепцию «трансцендентного гражданства» для женщин. В избирательном бюллетене не было необходимости, поскольку гражданство должно было осуществляться посредством личного влияния и морального убеждения, путем избрания людей с сильными моральными качествами и путем воспитания сыновей, движимых общественностью. Позиция Национального совета была интегрирована в его программу национального строительства, направленную на сохранение Канады как страны белых поселенцев. Хотя женское избирательное движение было важно для расширения политических прав белых женщин, оно также было санкционировано посредством расовых аргументов, которые связывали предоставление избирательных прав белым женщинам с необходимостью защитить нацию от «расового вырождения». [60]

В некоторых провинциях женщины иногда имели право голоса на местном уровне, как, например, в Онтарио с 1850 года, где женщины, владевшие собственностью, могли голосовать за попечителей школы. К 1900 году другие провинции приняли аналогичные положения, а в 1916 году Манитоба взяла на себя инициативу по расширению полного избирательного права для женщин. [61] В то же время суфражистки оказали решительную поддержку движению за сухой закон, особенно в Онтарио и западных провинциях. [62]

Закон о военных избирателях 1917 года предоставил право голоса канадским женщинам, которые были вдовами войны или чьи сыновья или мужья служили за границей. Премьер-министр юнионистов сэр Роберт Борден во время кампании 1917 года пообещал предоставить женщинам избирательное право. После своей убедительной победы в 1918 году он представил законопроект о расширении избирательных прав на женщин. Это прошло без разделения, но не распространялось на Квебек. Женщины Квебека не получили полного избирательного права до 1940 года. Первой женщиной, избранной в парламент, была Агнес Макфейл в Онтарио в 1921 году. [63]

Провинция Дата избирательного права женщин [25] Дата вступления женщин в должность [64] [65] [66] [67]
Манитоба 28 января 1916 г. 28 января 1916 г.
Саскачеван 14 марта 1916 г. 14 марта 1916 г.
Альберта 19 апреля 1916 г. 19 апреля 1916 г.*
Британская Колумбия 5 апреля 1917 г. 5 апреля 1917 г.
Онтарио 12 апреля 1917 г. 24 апреля 1919 г.
Новая Шотландия 26 апреля 1918 г. 26 апреля 1918 г.
Нью-Брансуик 17 апреля 1919 г. 9 марта 1934 г.
Остров Принца Эдуарда 3 мая 1922 г. 3 мая 1922 г.
Ньюфаундленд 13 апреля 1925 г. 13 апреля 1925 г.
Квебек 25 апреля 1940 г. 25 апреля 1940 г.
Доминион Канады (федеральное правительство) Родственники военнослужащих - 20 сентября 1917 г. Все британские подданные женского пола в Канаде, 24 мая 1918 г. 7 июля 1919 г.**
  • Первыми женщинами, избранными в Британской империи, были две женщины из Альберты (Луиза МакКинни и Роберта Макадамс), избранные в 1917 году.
    • Первой женщиной, избранной в Палату общин, была кандидат от прогрессивной партии Агнес Макфейл, избранная в 1921 году.

Первая мировая война

[ редактировать ]
Тип униформы, которую носили медсестры и столовая медицинской службы канадской армии во время Первой мировой войны.

Первая мировая война открыла для женщин множество новых возможностей для оплачиваемой занятости и неоплачиваемой волонтерской работы. Они поддерживали семьи и поддерживали моральный дух, несмотря на то, что многие мужчины ушли. [68]

Около 3411 женщин стали медсестрами в военной форме. Когда разразилась война, Лаура Гэмбл записалась в Медицинский корпус канадской армии , потому что знала, что ее опыт работы в больнице Торонто будет полезен для военных действий. [69] Практикующим врачам приходилось сталкиваться с медицинскими аномалиями, которых они никогда не видели до Первой мировой войны. Ядовитый газ вызвал травмы, протоколы лечения которых еще не были разработаны. Единственным лечением, которое успокоило канадских солдат, пострадавших от газа, была постоянная забота медсестер. [69]

В тылу Канады женщины могли участвовать в военных действиях множеством способов. Лоис Аллан присоединилась к Корпусу сельскохозяйственных служб в 1918 году, чтобы заменить мужчин, отправленных на фронт. [70] Аллан поместили в компанию EB Smith and Sons , где она чистила клубнику для варенья. По мере роста промышленного производства открывались рабочие места и на заводах. Рабочий день этих женщин составлял от десяти до двенадцати часов шесть дней в неделю. Поскольку дни представляли собой долгую монотонную работу, многие женщины сочиняли пародии на популярные песни, чтобы пережить день и поднять боевой дух. В зависимости от района Канады некоторым женщинам предоставлялась возможность спать либо в бараках, либо в палатках на фабрике или ферме, на которой они работали. [70] Согласно брошюре, выпущенной Канадским департаментом общественных работ , существует несколько областей, в которых женщинам разрешено работать. Это были:

  1. На фруктовых или овощных фермах.
  2. В лагерях готовят для рабочих.
  3. На смешанных и молочных фермах.
  4. В фермерском доме, чтобы помочь накормить тех, кто выращивает урожай.
  5. На консервных заводах для консервирования фруктов и овощей.
  6. Взять под контроль молочные маршруты. [71]

Кроме того, многие женщины были вовлечены в благотворительные организации, такие как Оттавский женский канадский клуб , который помогал обеспечивать нужды солдат, семей солдат и жертв войны. [70] Женщин считали «солдатами в тылу», поощряли использовать меньше или почти ничего и быть бережливыми, чтобы экономить припасы для военных действий. [70] [72]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Канадские женские вспомогательные военно-воздушные силы (CWAAF) были сформированы в 1941 году как часть Королевских ВВС Канады . В 1942 году это подразделение, преобразованное в Женскую дивизию (WD), было сформировано для того, чтобы занять позиции, которые позволили бы большему количеству мужчин участвовать в боевых и учебных обязанностях. Среди множества профессий, выполняемых сотрудниками WD, они становились клерками, водителями, рабочими на фабриках, парикмахерами, ассистентами больниц, механиками по приборам, парашютистами , фотографами, переводчиками с аэрофотоснимков, офицерами разведки, инструкторами, метеорологами, фармацевтами, радистами и Служба полиции . Хотя женская дивизия была расформирована в 1946 году после службы в военное время, женщинам не разрешалось вступать в RCAF до 1951 года. [73]

королевская военно-морская служба Канады (WRCNS), являющаяся частью Королевского военно-морского флота Женская Канады, действовала во время Второй мировой войны и послевоенные годы. Это подразделение входило в состав Королевского военно-морского резерва Канады до объединения в 1968 году . [74] WRCNS (или Wrens ) была создана по образцу Женской королевской военно-морской службы , которая действовала во время Первой мировой войны, а затем возродилась в 1939 году. Королевский военно-морской флот Канады не спешил с созданием женской службы и создал WRCNS в июле 1942 года, почти через год после Канадского женского армейского корпуса и женской дивизии Королевских ВВС Канады . [75] Однако к концу войны в WRCNS служили почти 7000 женщин по 39 различным профессиям. [76]

Члены канадского женского армейского корпуса в августе 1942 года.

Канадский женский армейский корпус был небоевым подразделением канадской армии для женщин, созданным во время Второй мировой войны с целью освободить мужчин от небоевых ролей и тем самым расширить военные усилия Канады. Большинство женщин служили в Канаде, но некоторые служили за границей, в основном на таких должностях, как секретари, механики, повара и так далее. CWAC был окончательно упразднен как отдельный корпус в 1964 году, когда женщины были полностью интегрированы в канадские вооруженные силы.

Участие женщин в военной службе проложило путь для будущего участия женщин в боевых действиях. Десятки тысяч женщин, участвующих в этих организациях, предоставили канадским женщинам возможность внести свой вклад в глобальный конфликт. Хотя их участие имело решающее значение для победы союзников, оно не изменило динамику сил внутри Канады в отношении военного участия. [77] Сексизм вернулся с полной силой после Второй мировой войны, вынудив женщин в Канаде и во всем мире вернуться в свои дома и на кухни. «Прием женщин в армию во время Второй мировой войны не привел к изменению распределения власти между полами в Канаде». [78] Свобода, которую они испытали во время войны, закончилась — пришло время вернуться к своим «нормальным» и «должным» домашним обязанностям.

Вторая мировая война предоставила женщинам первую масштабную возможность покинуть дома своих родителей, мужей и детей и заняться оплачиваемым трудом. Никогда прежде это не происходило с такой высокой частотой среди женщин. Этот массовый исход женщин из канадских семей позволил женщинам обрести новую идентичность в качестве военнослужащих и военных работников из-за их вновь обретенной способности зарабатывать зарплату, выполняя работу в общественной сфере. [79]

Женская хоккейная команда в 1921 году.

Спорт является высоким приоритетом в канадской культуре, но женщины долгое время были отнесены к статусу второго сорта. Существовали также региональные различия: в восточных провинциях упор делался на более женственную игру в баскетбол, в то время как западные провинции предпочитали идентичные правила. Развитие женского и женского спорта традиционно замедлялось рядом факторов: исторически у девочек и женщин был низкий уровень интереса и участия; было очень мало женщин на руководящих должностях в академической администрации, по делам студентов или в легкой атлетике; женщин-тренеров было мало; СМИ решительно подчеркивали мужской спорт как демонстрацию мужественности, предполагая, что женщины, серьезно интересующиеся спортом, пересекают гендерные границы; мужской спортивный истеблишмент был настроен активно враждебно; а убежденные феминистки отвергли спорт как недостойный их поддержки. Прогресс женщин был в гору; сначала им пришлось противостоять широко распространенному мнению, что женские тела настолько ограничены и хрупки, что энергичная физическая активность опасна. Эти представления впервые были оспорены «новой женщиной» примерно в 1900 году. Эти женщины начали с езды на велосипеде; они въехали в новые гендерные пространства в образовании, работе и избирательном праве. [80]

Этель Катервуд выиграла первую олимпийскую золотую медаль Канады в индивидуальных соревнованиях по прыжкам в высоту среди женщин на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме.

1920-е годы ознаменовали прорыв для женщин, включая молодых женщин из рабочего класса, а также спортсменок-новаторов из среднего класса. Женская любительская федерация Канады (WAAF) была основана в 1926 году, чтобы открыть новые возможности, особенно на международных соревнованиях. WAAF стремилась опровергнуть стереотип о том, что активная физическая активность и интенсивные соревнования «неженственны». Одной из тактик было создание системы медицинского наблюдения за всеми спортсменками. WAAF заключила союз с мужчинами, которые доминировали в Любительском спортивном союзе Канады. Это позволило женщинам участвовать в Олимпийских играх и Играх Британской Империи.

Многие барьеры рухнули в 1920-е годы: выпускники Эдмонтона стали чемпионками мира по женскому баскетболу, первые канадские женщины приняли участие в Олимпийских играх, а женщины-спортивные обозреватели, такие как Филлис Гриффитс, были наняты для освещения их подвигов на спортивных страницах.

Энн Хеггтвейт выиграла первое олимпийское золото Канады в горнолыжном спорте на Олимпийских играх в Скво-Вэлли в 1960 году.

1930-е годы принесли неудачи, поскольку критики рекомендовали несоревновательные спортивные занятия как вид отдыха, наиболее подходящий для женщин. В 1930-х годах команда женщин из небольшого городка Престон, Онтарио , преодолела трудности с получением достаточного времени для тренировок на льду и проблему сбора достаточных средств от своих небольших фанатов. «Ривулеттс» доминировали в женском хоккее, выиграв десять чемпионатов провинций и четыре из шести чемпионатов Доминиона. [81] Из-за нехватки денег во время Великой депрессии после 1939 года гипермужественность Второй мировой войны заблокировала возможности женщин. Женский хоккей практически исчез во время Второй мировой войны. После войны консерватизм, направленный на возвращение к семье, оставил женский спорт в тени. Феминистки 1970-х годов редко способствовали прорывам женщин в спорте. Тем не менее, все больше женщин занимаются аэробикой и организуют спорт. Фигуристка Барбара Энн Скотт была выдающейся спортсменкой 1940-х годов: олимпийская чемпионка 1948 года, двукратная чемпионка мира (1947–1948) и четырехкратная чемпионка Канады (1944–46, 48) в женских фигурных катаниях. синглы. Ее очень активно освещали средства массовой информации. Однако внимание было сосредоточено не столько на ее спортивном мастерстве и спортивных достижениях, сколько на ее красоте и имидже «милой». [82]

Клара Хьюз катается на коньках в 2007 году

Изменения для женщин в спорте начались медленно, но затем ускорились после 1980 года. Закон о фитнесе и любительском спорте 1961 года (Законопроект C-131) и отчет Королевской комиссии по положению женщин в 1970 году ознаменовали серьезные достижения. Возможно, самое критическое событие произошло в 1974 году, когда Мэрион Лэй и Отделение фитнеса и любительского спорта федерального правительства (FASB) спонсировали Национальную конференцию по проблемам женщин и спорта. На нем собрались тренеры, академические администраторы и спортсмены, чтобы обсудить проблемы, поднятые Королевской комиссией, и наметить путь вперед. Несмотря на это, не было возможности контролировать процесс и выполнять рекомендации. 1980-е годы ускорили движение вперед благодаря Женской программе «Спорт Канады» в 1980 году, Конференции женщин-спортсменок в 1981 году, программе «Женщины в спорте» в 1981 году и Закону о Конституции 1982 года. В 1981 году директором была назначена Эбби Хоффман, бывшая олимпийская чемпионка. генерал Спортивной Канады. Его «Политика в отношении женского спорта» призывала к равенству. AAU Канады теперь стал более благосклонным. Судебные дела закрепили право женщин на участие. В провинциях комиссии по правам человека рассмотрели десятки дел, касающихся равенства женщин в спорте. Гендерные барьеры в спорте стали политической темой, о чем свидетельствует отчет рабочей группы министра в 1992 году и знаковое решение Канадского спортивного совета включить квоты гендерного равенства в свои принципы работы. К 1990-м годам женщины проявили желание заняться видами спорта, которые раньше были исключительно мужскими, такими как хоккей с шайбой, регби и борьба. Их активность и мастерство на игровом поле разрушили старые стереотипы и открыли новые социальные роли для женщин-спортсменок в университетском городке и в ее сообществе. Перед спортсменками, пытавшимися добиться равного статуса со спортсменами, возникли новые проблемы: сбор денег, привлечение популярной аудитории и завоевание спонсоров. [80]

Харриган рассматривает появление женской легкой атлетики в системе высшего образования в 1961–2001 годах. Создание Национального консультативного совета по фитнесу и любительскому спорту помогло женскому межвузовскому спорту набрать обороты. Одновременно с этим увеличилась доля женщин в студенческом составе, что повысило известность их спорта. Чтобы преодолеть институциональную инерцию, женщины сосредоточились на организации занятий спортом и повышении сознательности как студентов мужского, так и женского пола. В 1969 году был сформирован Канадский женский межвузовский спортивный союз для наблюдения за мероприятиями и санкционирования национальных чемпионатов; в 1978 году он объединился с Канадским межвузовским спортивным союзом. После 1980 года женщины стали более активными. [83]

Насилие в отношении женщин

[ редактировать ]

Внимание к насилию в отношении женщин в Канаде начало приобретать известность в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. В 1982 году, после того как член парламента Маргарет Митчелл подняла вопрос о насилии в отношении женщин в парламенте и была высмеяна членами парламента-мужчинами в Палате общин, этот инцидент вызвал общественный резонанс, и женские группы начали лоббировать правительство, чтобы оно приняло меры по этому вопросу. . [84]

Резня в Политехнической школе, вероятно, является самым печально известным случаем насилия над женщинами в Канаде. В декабре 1989 года 25-летний Марк Лепин открыл огонь в Политехнической школе в Монреале , Квебек , убив 14 женщин, а затем покончил жизнь самоубийством. Он начал свою атаку с того, что вошёл в класс университета, где разделил студентов мужского и женского пола. Заявив, что он «борется с феминизмом», и назвав женщин «кучей феминисток», он застрелил всех девятерых женщин в комнате, убив шестерых. Затем он прошел через коридоры, столовую и еще один класс, специально выбирая для стрельбы женщин. В целом он убил четырнадцать женщин и ранил еще десять женщин и четырех мужчин менее чем за 20 минут, прежде чем направить пистолет на себя. [85] [86] В его предсмертной записке утверждались политические мотивы и он обвинял феминисток в разрушении его жизни. В записке содержался список из 19 женщин Квебека, которых Лепин считала феминистками и, по всей видимости, хотела убить. [87]

Насилие в отношении женщин-аборигенов в Канаде является серьезной проблемой. [88] По данным Amnesty International , «Масштаб и жестокость насилия, с которым сталкиваются женщины и девочки из числа коренных народов в Канаде — коренные народы, инуиты и метисы, — представляют собой национальный кризис в области прав человека». [89]

Расследование пропавших без вести женщин Британской Колумбии — это продолжающееся уголовное расследование исчезновения по меньшей мере 60 женщин из Ванкувере в центра Истсайда с начала 1980-х по 2002 год. Многие из пропавших без вести женщин были находящимися в крайне неблагоприятном положении секс-работницами, наркоманами из центра Истсайда в Ванкувере. . Большая часть расследования сосредоточена на Роберте Уильяме Пиктоне , серийном убийце , осужденном в 2007 году за убийства шести женщин и приговоренном к пожизненному заключению .

Многие проблемы, с которыми сталкиваются женщины из числа коренных народов в Канаде, были решены с помощью инициатив «Убитые и пропавшие без вести женщины из числа коренного населения» (MMIW). Сотни коренных канадских женщин пропали без вести или были убиты за последние 30 лет при незначительном представительстве или внимании со стороны правительства. Усилия по информированию канадской общественности об исчезновениях этих женщин в основном предпринимались общинами аборигенов, которые часто оказывали поддержку друг другу в разных провинциях. В 2015 году премьер-министр Стивен Харпер отметил, что проблема убитых и пропавших без вести женщин из числа коренного населения «не находится в центре нашего внимания». [90] [ не удалось пройти проверку ] вызывая возмущение в и без того разочарованных общинах коренных народов. Несколько месяцев спустя премьер-министр Джастин Трюдо начал официальное расследование убитых и пропавших без вести женщин из числа коренного населения . [91]

Рассел Уильямс — канадский осужденный убийца , насильник и бывший полковник канадских вооруженных сил , преследовавший женщин. В 2010 году он был приговорен к двум пожизненным заключениям за убийство первой степени, двум 10-летним срокам заключения за другие виды сексуального насилия, двум 10-летним срокам заключения за принудительное заключение и 82 годам лишения свободы за взлом и проникновение, причем все они должны отбываться одновременно. . [92]

Проституция

[ редактировать ]

После создания Конфедерации в 1867 году законы были объединены в Уголовный кодекс. В основном они касались сутенерства, сводничества, управления публичными домами и вымогательства. Большинство поправок, внесенных на сегодняшний день, касаются последнего, первоначально классифицировавшегося как правонарушение бродяжничества. В 1972 году это положение было изменено на вымогательство и информирование в 1985 году. С тех пор, как Хартия прав и свобод стала законом в 1982 году, конституционность канадских законов о проституции неоднократно подвергалась сомнению.

Вплоть до 1880-х годов в прерийных провинциях допускалась проституция. До 1909 года арестов за проституцию было мало, а штрафов еще меньше, отчасти потому, что пойманных поощряли покинуть город, а не сажать в тюрьму. Однако по мере того, как население становилось более оседлым, общественное мнение относительно этого ресурса для странствующих мужчин стало враждебным. Например, эпидемия оспы в кварталах красных фонарей Калгари спровоцировала репрессии, как того требовали женщины-реформаторы из среднего класса. Местные отделения Женского христианского союза трезвости решительно выступали против салунов и проституции и призывали к избирательному праву женщин как к инструменту, позволяющему положить конец этому злу. [53] [93]

Историография и признание

[ редактировать ]
Статуя Луизы МакКинни в Калгари, Альберта. Луиза МакКинни (1868–1931) была провинциальным политиком и активисткой за права женщин из Альберты, а также членом «Знаменитой пятерки» .

Женское историческое движение зародилось в 1970-х годах и быстро росло в канадских университетах, привлекая поддержку со стороны исторических факультетов и других дисциплин. Канадский комитет по женской истории (CCWH) был основан в 1975 году. Франка Яковетта сообщила в 2007 году:

Хотя самые престижные награды и кафедры по-прежнему достаются в основном мужчинам, а мужчин по-прежнему больше, чем женщин на должностях профессоров, большее влияние историков-феминисток в более широкой профессии проявляется в их растущем присутствии в качестве редакторов журналов и книжных серий, многие научные премии, активное присутствие женской и гендерной истории в программах конференций, а также растущее число их студентов, работающих полный рабочий день. [94]

Мемориалы

[ редактировать ]

Мемориал в Салмон-Арме, Британская Колумбия, был посвящен 14 августа 2000 года всем канадским женщинам, участвовавшим в Первой и Второй мировых войнах, а также в Корейской войне. [95]

Бронзовая мемориальная статуя высотой 6 футов 4 дюйма «Канадский женский армейский корпус» (2000 г.) работы Андре Готье (скульптор) перед Оружейной палатой Китченера в Китченере, Онтарио , посвящена женщинам, служившим в Канадском женском армейском корпусе в период с 1941 по 1945 год. Там же перечислены те, кто погиб при исполнении служебных обязанностей. [96]

Эстрада в Мемориальном парке ветеранов в Лэнгфорде, Британская Колумбия , была посвящена в 2001 году всем канадским женщинам-морякам, служившим своей стране в военное время. На мемориальной доске перечислены восемь из этих мужественных женщин, погибших в бою. [97]

Первый общественный памятник женщине в Канаде был установлен в 1870 году в Пагуоше, Новая Шотландия , Законодательным собранием Новой Шотландии. Мемориал Кроули увековечивает героическую смерть Мэри Элизабет Кроули, которая умерла 15 октября 1869 года в возрасте 12 лет после того, как спасла своих младших брата и сестру из огня дома своих родителей. [98]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . Проверено 18 октября 2022 г.
  2. ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2022 год» (PDF) . Всемирный экономический форум . Проверено 10 февраля 2023 г.
  3. ^ Кэмпбелл, Лара; Майерс, Тамара; Перри, Адель, ред. (2016). Переосмысление Канады: обещания женской истории (седьмое изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-1990-1108-7 .
  4. ^ «Общество дочерей короля и солдат Кариньяна, Inc» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2017 г. Проверено 16 декабря 2017 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кумбс, Ян Грегуар (2009). Наши запутанные франко-канадские корни . Полиграфические услуги Джанет Пулвермахер. п. 48.
  6. ^ Ландри, Ив (1993). «Рождаемость во Франции и Новой Франции: отличительные особенности поведения канадцев в семнадцатом и восемнадцатом веках». История социальных наук . 17 (4): 577–592. дои : 10.1017/S0145553200016928 . JSTOR   1171305 .
  7. ^ Ноэль, Ян (2009). «Больше не быть ничьим делегатом: переоценка роли женщин в торговле в Новой Франции» . Revue d’Histoire de l’Amérique Française . 63 (2): 209–241. дои : 10.7202/044453ар .
  8. ^ Шенье, Элиза (2009). «Класс, пол и социальные стандарты: Монреальская юниорская лига, 1912–1939». Канадский исторический обзор . 90 (4): 671–710. дои : 10.3138/chr.90.4.671 .
  9. ^ Карр, Томас (2009). «Написание монастыря в Новой Франции: колониалистская риторика канадских монахинь» . Квебекские исследования . 47 : 3–24. дои : 10.3828/qs.47.1.3 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Дюмон, Мишлин; и др. (1987). Женщины Квебека: история . Женская пресса. стр. 94–96, 218–20, 241. ISBN.  978-0-88961-101-6 .
  11. ^ Д'Аллер, Мишлин (1986). «Религиозные женщины Квебека в движении секуляризации». Культуры французской Канады (на французском языке). 3 :38–45.
  12. ^ Уэлле, Фернан (1991). «Социальное положение женщин и женское движение» . В Уэлле, Фернан; Барбье, Жак А. (ред.). Экономика, класс и нация в Квебеке: интерпретирующие эссе . Копп Кларк Питман. стр. 265–289. ISBN  978-0-7730-4769-3 .
  13. ^ Левеск, Андре (1997). «Размышления об истории женщин в истории Квебека» (PDF) . Revue d'Histoire de l'Amérique Française (на французском языке). 51 (2): 271–284. дои : 10.7202/305649ар .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Фридман, Фрэнсис Шанфилд (1975). «Юридическая правоспособность замужней женщины в Квебеке: в отношении партнерства нажитого имущества и последних поправок к Гражданскому кодексу» (PDF) . Юридический журнал Макгилла . 21 (4): 518–555.
  15. ^ «Важные даты в истории гражданского права Квебека — Группа международного сотрудничества» . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «П. (Д.) против С. (К.)» . Решения Верховного суда Канады . 21 октября 1993 года.
  17. ^ Перейти обратно: а б Секретариат по положению женщин Министерства культуры (2009 г.). Равные во всех отношениях! Гендерное равенство в Квебеке (PDF) (Отчет). Правительство Квебека.
  18. ^ «Глава CCQ-1991» . Гражданский кодекс Квебека . Правительство Квебека. 30 ноября 2017 г.
  19. ^ Дуглас, Кристен (30 сентября 2008 г.). Закон о разводе в Канаде (PDF) (Отчет). Парламентская информационная и исследовательская служба.
  20. ^ Лаплант, Бенуа (зима 2006 г.). «Рост сожительства в Квебеке: сила религии и власть над религией». Канадский журнал социологии . 31 (1): 1–24. дои : 10.2307/20058678 . JSTOR   20058678 .
  21. ^ «Доля внебрачных рождений по порядку рождения, Квебек, 1976–2016 гг.» (на французском языке). Институт статистики Квебека.
  22. ^ Кук, Дженни (осень 1993 г.). «Внедрение внешнего: женщины и трансформация внутреннего морского канадского среднего класса, 1830-1860» . Обзор истории материала . 38 : 36–49.
  23. ^ Битти, Бетси (осень 1992 г.). « Поднимаясь к Линну: одинокие женщины, рожденные в море, в Линне, Массачусетс, 1879–1930» . Акадиенсис . 22 (1): 65–86. JSTOR   30302890 .
  24. ^ Бэрд, Донал (2001). Женщины в море в эпоху парусного спорта . Галифакс: Нимбус. стр. 4–6 , 139, 216. ISBN.  978-1-55109-267-6 .
  25. ^ Перейти обратно: а б «Право женщин на голосование в Канаде» . Парламент Канады.
  26. ^ Женщины в Палате представителей: читатель о женщинах Нью-Брансуика в Законодательном собрании (PDF) . Консультативный совет НБ по положению женщин. Май 2010 г. ISBN.  978-1-55471-373-8 .
  27. ^ Нефф, Шарлотта (2013). «Финансирование правительства Онтарио и надзор за приютами для младенцев 1875–1893». Журнал семейной истории . 38 (1): 17–54. дои : 10.1177/0363199012469956 . S2CID   143755620 .
  28. ^ Фрагер, Рут А.; Патрияс, Кармела (2012). «Активисты по правам человека и вопрос дискриминации по признаку пола в послевоенном Онтарио». Канадский исторический обзор . 93 (4): 583–610. дои : 10.3138/chr.732 .
     •  Тиллотсон, Ширли (1991). «Закон о правах человека как призма: женские организации, союзы и Закон Онтарио о справедливом вознаграждении сотрудниц, 1951 год». Канадский исторический обзор . 72 (4): 532–557. дои : 10.3138/CHR-072-04-05 . S2CID   162272723 .
     •  Сангстер, Джоан (1995). «Работники-женщины, политика занятости и государство: создание Женского бюро Онтарио, 1963–1970» . Труд/Le Travail . 36 (1): 119–145. дои : 10.2307/25143976 . JSTOR   25143976 .
  29. ^ Роллингс-Магнуссон, Сандра (май 2000 г.). «Самые разыскиваемые в Канаде: женщины-пионеры в западных прериях». Канадский обзор социологии и антропологии . 37 (2): 223–238. дои : 10.1111/j.1755-618X.2000.tb01265.x .
     •  Роулз, Эдит (1952). «Бэннок, фасоль и бекон: исследование диеты пионеров». История Саскачевана . 5 (1): 1–16.
  30. ^ Вайс, Джиллиан, изд. (2000). Пытаясь вернуть это: женщины коренных народов, образование и культура . Издательство Университета Уилфрида Лорье. ISBN  978-0-88920-561-1 .
     •  Цосие, Ребекка (1988). «Меняющиеся женщины: перекрестные течения женской идентичности американских индейцев» . Журнал культуры и исследований американских индейцев . 12 (1): 1–37. дои : 10.17953/aicr.12.1.3723328898018383 .
  31. ^ Маги, Кэтрин (2009). « «Для дома и страны»: образование, активизм и активность в клубах домохозяек коренных жителей Альберты, 1942–1970». Обзор местных исследований . 18 (2): 27–49.
  32. ^ Манн, Сьюзен (2002). Мечта о нации: социальная и интеллектуальная история Квебека . Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 56, 58. ISBN.  978-0-7735-2410-1 .
  33. ^ Парр, Джой (1994). «Рожь, Мария Сьюзан» . В Куке, Рамзи; Хамельн, Жан (ред.). Словарь канадской биографии . Том. XIII (1901–1910) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
  34. ^ Барбер, Мэрилин (сентябрь 1980 г.). «Женщины Онтарио приветствуются: прислуга-иммигрантка в домах Онтарио, 1870-1930». История Онтарио . 73 (3): 148–172.
  35. ^ Сагер, Эрик В. (2007). «Преобразование канадской домашней прислуги, 1871–1931» (PDF) . История социальных наук . 31 (4): 509–537. дои : 10.1017/S0145553200013845 . S2CID   143077268 .
  36. ^ Чемберс, Лори (2012). «Замужние женщины и бизнес» . История Онтарио . 104 (2): 45–62. дои : 10.7202/1065437ar .
  37. ^ Бейтс, Кристина; Додд, Дайан Элизабет; Руссо, Николь, ред. (2005). На всех границах: четыре столетия канадской медсестры . Канадский музей цивилизации. Университет Оттавы Press. ISBN  978-0-7766-0591-3 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с Прентис, Элисон; Борн, Паула ; Брандт, Гейл Катберт; и др. (1988). Канадские женщины: история . Харкорт Брейс Йованович. ISBN  978-0-7747-3112-6 .
  39. ^ Хакер, Карлотта (1984). Неукротимые леди-врачи . Галифакс: Биографии Goodread. стр. 123–135 . ISBN  978-0-88780-129-7 .
     •  Хьюстон, К. Стюарт (2012). «Мэтисон, Элизабет (1866–1958)» . Энциклопедия Саскачевана . Регина, Саскачеван, Канада: Исследовательский центр канадских равнин, Университет Реджайны . Архивировано из оригинала 2 июля 2017 года . Проверено 3 августа 2017 г.
  40. ^ Биггс, К. Лесли (1983). «Дело о пропавших без вести акушерках: история акушерства в Онтарио с 1795 по 1900 год». История Онтарио . 75 (1): 21–35. ПМИД   11615035 .
  41. ^ Оппенгеймер, Джо (1983). «Роды в Онтарио: переход из дома в больницу в начале двадцатого века». История Онтарио . 75 (1): 36–60. ПМИД   11615036 .
  42. ^ Войвитка, Энн (2001). «Пионеры в болезни и здравии» . История Альберты . 49 (1): 16–20.
  43. ^ Ричардсон, Шэрон (1997). «Женское предприятие: создание Летбриджской миссии медсестер, 1909–1919». Обзор истории сестринского дела . 5 (1): 105–130. дои : 10.1891/1062-8061.5.1.105 . ПМИД   8979731 . S2CID   30101177 .
  44. ^ Ричардсон, Шэрон (1998). «Политические женщины, профессиональные медсестры и создание районной службы медсестер Альберты, 1919–1925». Обзор истории сестринского дела . 6 (1): 25–50. дои : 10.1891/1062-8061.6.1.25 . ПМИД   9357295 . S2CID   25123680 .
  45. ^ Ричардсон, Шэрон (1998). «Пограничное здравоохранение: районные и муниципальные службы медсестер Альберты, 1919–1976 годы» . История Альберты . 46 (1): 2–9.
  46. ^ Томан, Синтия (2007). «Линии фронта и границы: война как законная работа медсестер, 1939–1945» . Социальная история . 40 (79): 45–74.
     •  Томан, Синтия (2007). Офицер и леди: канадская военная медсестра и Вторая мировая война . ЮБК Пресс. ISBN  978-0-7748-5816-8 .
  47. ^ Дауни, Мэри Элис; Робертсон, Барбара; Эррингтон, Элизабет Джейн (2010). Ранние голоса: портреты Канады, написанные женщинами-писателями, 1639–1914 гг . Дандурн. п. 153. ИСБН  978-1-55488-769-9 .
  48. ^ Фаулер, Мэриан (1982). Вышитая палатка: пять джентльменов в ранней Канаде; Элизабет Симко, Кэтрин Парр Трэйл, Сюзанна Муди, Анна Джеймсон, леди Дафферин . Ананси.
  49. ^ Митчинсон, Венди (1979). «WCTU: Для Бога, дома и родной земли: исследование феминизма девятнадцатого века» . В Линде Кили (ред.). Небезосновательное утверждение: женщины и реформы в Канаде, 1880-1920-е годы . Женская пресса. стр. 155–167 . ISBN  978-0-88961-052-1 .
  50. ^ Кук, Шэрон Энн (1995). « Посев семени для мастера»: WCTU Онтарио». Журнал канадских исследований . 30 (3): 175–194. дои : 10.3138/jcs.30.3.175 . S2CID   141552245 .
     •  Кук, Шэрон Энн (1995). Сквозь свет и тень: Женский христианский союз воздержания, евангелизм и реформы в Онтарио, 1874–1930 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  978-0-7735-1305-1 .
  51. ^ Кук, Шэрон Энн (1994). «« Серьезные христианские женщины, стремящиеся спасти нашу канадскую молодежь »: Христианский союз женщин Онтарио и научная инструкция по воздержанию, 1881–1930». История Онтарио . 86 (3): 249–267.
  52. ^ Суонн, Мишель; Стронг-Бог, Вероника (2016). «Муни, Хелен Летиша (МакКланг)» . В Куке, Рамзи; Беланжер, Реаль (ред.). Словарь канадской биографии . Том. XVIII (1951–1960) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
  53. ^ Перейти обратно: а б Шиэн, Нэнси М. (январь 1981 г.). «Женский христианский союз воздержания в прериях, 1886–1930: сравнение Альберты и Саскачевана». Прерийский форум . 6 (1): 17–33.
  54. ^ Руди, Джарретт (2001). «Отказ от мужественного курения: церковь, государство, управление и первые кампании по борьбе с курением в Монреале, 1892–1914 годы» (PDF) . Журнал Канадской исторической ассоциации . 12 (1): 95–114. дои : 10.7202/031143ар .
  55. ^ Эндрюс, Д. Ларрейн (1997). «Клуб деловых и профессиональных женщин Калгари» . История Альберты . 45 (1): 20–25.
  56. ^ Чоун, Диана (2006). «Женщина из раннего Эдмонтонского клуба за работой: Лауретта Хьюз Кнейл» . История Альберты . 54 (2): 2–6.
  57. ^ Мьюир, Ширли; Митчелл, Пенни (осень 2012 г.). «Женщины-журналистки Виннипега всегда лидировали» . История Манитобы . 70 : 47–48.
  58. ^ Пенфолд, Стивен (весна 1994 г.). « Разве в тебе нет мужественности?» Гендер и класс в угольных городах Кейп-Бретона, 1920-1926 годы». « . Acadiensis . 23 (2): 21–44.
  59. ^ Ньюман, Жакетта А.; Уайт, Линда Энн, ред. (2006). Женщины, политика и государственная политика: политическая борьба канадских женщин . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-541805-7 .
  60. ^ Кинахан, Анн-Мари (2008). «Трансцендентное гражданство: избирательное право, Национальный совет женщин Канады и политика организованной женственности» . Журнал канадских исследований . 42 (3): 5–27. дои : 10.3138/jcs.42.3.5 . S2CID   145534080 .
  61. ^ Стронг-Бог, Вероника (25 августа 2016 г.). «Избирательное право женщин в Канаде» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады .
  62. ^ Томпсон, Джон Х. (1972). « Начало нашего возрождения: Великая война и реформаторские движения Западной Канады» (PDF) . Исторические документы . 7 (1): 227–245. дои : 10.7202/030750ар .
     •  Войзи, Пол (лето 1975 г.). « Движение «Голосует за женщин» . История Альберты . 23 (3): 10–23.
  63. ^ Клевердон, Кэтрин (1974). Движение за избирательное право женщин в Канаде: Начало освобождения, 1900–20 (второе изд.). Университет Торонто Пресс. ISBN  978-0-8020-6218-5 .
  64. ^ «Хронология истории знаменитых канадских женщин 1910–1919» . Февраль 2018.
  65. ^ «Хронология знаменитых канадских женщин 1920-1929 годов» . Февраль 2018.
  66. ^ «Хронология истории знаменитых канадских женщин 1930-1939» . Февраль 2018.
  67. ^ «Хронология истории знаменитых канадских женщин 1940–1949» . Февраль 2018.
  68. ^ Шоу, Эми (2014). «Расширение повествования: Первая мировая война с женщинами, детьми и горем». Канадский исторический обзор . 95 (3): 398–406. дои : 10.3138/chr.95.3.398 . S2CID   162293670 .
  69. ^ Перейти обратно: а б «Лора Гэмбл» . Канада и Первая мировая война: мы там были . Библиотека и архивы Канады. 7 ноября 2008 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д «Лоис Аллан» . Канада и Первая мировая война: мы там были . Библиотека и архивы Канады. 7 ноября 2008 г.
  71. ^ «Женский труд на земле» . Канада и Первая мировая война: мы там были . Библиотека и архивы Канады. 7 ноября 2008 г.
  72. ^ Глассфорд, Сара; Шоу, Эми Дж., ред. (2012). Сестричество страданий и служения: женщины и девушки Канады и Ньюфаундленда во время Первой мировой войны . ЮБК Пресс. ISBN  978-0-7748-2258-9 .
  73. ^ «Женская дивизия Королевских ВВС Канады» . Канада во Второй мировой войне . Пляжный центр Джуно. 31 марта 2014 г. Проверено 9 февраля 2018 г.
  74. ^ Борх, Питер. «Женская королевская военно-морская служба Канады (WRCNS)» . Энциклопедия Саскачевана . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 г. Проверено 6 июня 2014 г.
  75. ^ «Женская королевская военно-морская служба Канады — WRCNS» . Военно-морской и военный музей CFB Esquimalt . Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 г. Проверено 6 июня 2014 г.
  76. ^ Плуги, Эмили Энн. «Служение своей стране: история крапивников, 1942–1946» (PDF) . Канадский военный журнал . 9 (2): 83–91.
  77. ^ Пирсон, Рут Роуч (1986). В конце концов, они все еще женщины: Вторая мировая война и канадская женственность . Макклелланд и Стюарт. п. 13 . ISBN  978-0-7710-6958-1 .
  78. ^ Пирсон, Рут Роуч (1978). « Джилл Кэнак: CWAC на все руки, но не мама с пистолетами» . Исторические документы . 13 (1):116. дои : 10.7202/030480ар .
  79. ^ Парр, Джой (1995). Разнообразие женщин: Онтарио, 1945–1980 гг . Университет Торонто Пресс. п. 179. ИСБН  978-0-8020-7695-3 .
  80. ^ Перейти обратно: а б Холл, М. Энн (2002). Девушка и игра: история женского спорта в Канаде . Бродвью Пресс. ISBN  978-1-55111-268-8 .
  81. ^ Адамс, Карли (май 2008 г.). « Королевы ледовых дорожек: Престон Ривулетт и женский хоккей в Канаде, 1931–1940» (PDF) . Обзор истории спорта . 39 (1): 1–29. дои : 10.1123/шр.39.1.1 .
  82. ^ Морроу, Дон (1987). «Милый спорт: Барбара Энн Скотт и образ спортсменки в Канаде после Второй мировой войны». Канадский журнал истории спорта . 18 (1): 36–54. дои : 10.1123/cjhs.18.1.36 .
  83. ^ Харриган, Патрик Дж. (весна 2003 г.). «Женское агентство и развитие женской межвузовской легкой атлетики, 1961–2001» . Исторические исследования в образовании . 15 (1): 37–76.
  84. ^ Альфонсо, Кэролайн; Фарахбакш, Марджан (27 марта 2017 г.). «Канадский закон изменился всего 26 лет назад» . Глобус и почта .
     •  Уайт, Нэнси Дж. (13 июня 2008 г.). «Депутаты смеялись, когда она говорила об избитых женщинах» . Торонто Стар .
  85. ^ Сурур, Тереза ​​​​К. (10 мая 1991 г.). Отчет коронерского расследования (PDF) (Отчет).
  86. ^ Бучиньяни, Уолтер (8 декабря 1989 г.). «Среди трагедии чудеса выживания». Газета . Монреаль. п. А3.
  87. ^ Чун, Венди Хуэй Кён (весна 1999 г.). «Невыносимый свидетель: к политике слушания» . Журнал феминистских культурных исследований . 11 (1): 112–149. дои : 10.1215/10407391-11-1-112 . S2CID   146456143 .
  88. ^ «Информационный бюллетень: насилие в отношении женщин-аборигенов» (PDF) . Правительство Ньюфаундленда и Лабрадора.
  89. ^ Насилие в отношении женщин и девочек из числа коренного населения в Канаде: Краткое изложение обеспокоенности Amnesty International и призыв к действию (PDF) (Отчет). Международная амнистия . Февраль 2014.
  90. ^ «Полный текст интервью Питера Мэнсбриджа со Стивеном Харпером» . Новости ЦБК . 7 сентября 2015 года . Проверено 9 мая 2016 г.
  91. ^ Ван, Яньань (9 декабря 2015 г.). «Трюдо начинает расследование смертей и исчезновений женщин коренных народов Канады» . Вашингтон Пост .
  92. ^ «Уильямс получил два пожизненных срока за «гнусные преступления» » . ЦБК. 21 октября 2010 г.
  93. ^ Бедфорд, Джуди (1981). «Проституция в Калгари 1905-1914» . История Альберты . 29 (2): 1–11. ПМИД   11631367 .
  94. ^ Яковетта, Франка (2007). «Гендерная транснациональная историография: феминистки переписывают канадскую историю». Журнал женской истории . 19 (1): 206–213. дои : 10.1353/jowh.2007.0016 . S2CID   143779757 .
  95. ^ «Мемориал военной службы канадских женщин: Мемориал 59014-010 Салмон-Арм, Британская Колумбия» . Национальная инвентаризация канадских военных мемориалов . Канада по делам ветеранов . Проверено 31 декабря 2016 г.
  96. ^ «Мемориал Канадского женского армейского корпуса: Мемориал 35094-012 Китченер, Онтарио» . Национальная инвентаризация канадских военных мемориалов . Канада по делам ветеранов . Проверено 31 декабря 2016 г.
  97. ^ «Мемориал канадских женщин-моряков: Мемориал 59005-047 Лэнгфорд, Британская Колумбия» . Национальная инвентаризация канадских военных мемориалов . Канада по делам ветеранов . Проверено 31 декабря 2016 г.
  98. ^ Морган, Генри Джеймс , изд. (1903). Типы канадских женщин и женщин, которые связаны или были связаны с Канадой . Торонто: Уильямс Бриггс. п. 65 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Специальность

[ редактировать ]

Историография

[ редактировать ]
  • Буллен, Джон. «Сироты, идиоты, сумасшедшие и историки: последние подходы к истории защиты детей в Канаде», Histoire Sociale: Social History, май 1985 г., Vol. 18 Выпуск 35, стр. 133–145.
  • Кук, Шэрон Энн; Маклин, Лорна; и О'Рурк, Кейт, ред. Создавая наше прошлое: история канадских женщин в двадцатом веке (2001). 498 стр. Очерки ученых
  • Форестелл, Нэнси М., Кэтрин М. Макферсон и Сесилия Луиза Морган, ред. Гендерное прошлое: исторические очерки женственности и мужественности в Канаде (2003), отрывок из 370 стр. и текстовый поиск
  • Глисон, Мона и Адель Перри, ред. Переосмысление Канады: обещание женской истории. (5-е изд. 2006 г.) 407 стр.; 24 эссе ученых Онлайн-обзор
  • Яковетта, Франка. «Гендерная транснациональная историография: феминистки переписывают канадскую историю». Журнал женской истории (2007) 19 № 1, стр. 206–213.
  • Левеск, Андре. «Историография: история женщин в Квебеке с 1985 года». Квебекские исследования 12 (1991): 83–91. онлайн
  • Парр, Джой, изд. Гендер и история в Канаде (1996)
  • Парр, Джой. «Гендерная история и историческая практика», The Canadian Historical Review (1995) 76:354-376.
  • Педерсен, Диана. Изменение женщин, изменение истории: библиография по истории женщин в Канаде (3-е изд. Carleton University Press, 1996).
  • Прентис, Элисон и Трофименкофф, Сьюзен Манн, ред. Заброшенное большинство: очерки истории канадских женщин (2 том 1985 г.), очерки ученых
  • Роббинс, Венди и др. ред. Наши собственные умы: изобретение феминистской стипендии и женских исследований в Канаде и Квебеке, 1966–76 (2008) отрывок и текстовый поиск , Мемуары 40 ученых-новаторов
  • Сангстер, Джоан, изд. Глазами феминисток: очерки истории канадских женщин (Athabasca University Press, 2011), онлайн-обзор .
  • Сангстер, Джоан. «Феминизм и создание истории канадского рабочего класса: исследование прошлого, настоящего и будущего». Лейбористская партия/Le Travail (2000): 127–165. онлайн
  • Стронг-Бог, Вероника, Мона Глисон и Адель Перри, ред. Переосмысление Канады: обещание женской истории (2003)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9dec4d3cb7451f14fc71c2d9bb28caf2__1722218460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/f2/9dec4d3cb7451f14fc71c2d9bb28caf2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of women in Canada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)