Jump to content

Феминизм в Чили

Чилийские женщины протестуют против режима Пиночета.

Феминизм в Чили имеет свой собственный освободительный язык и активистские стратегии защиты прав, которые формируются политической, экономической и социальной системой Чили. Начиная с 19 века, чилийские женщины объединялись, стремясь отстоять свои политические права. [1] Этим стремлениям пришлось противоречить тому факту, что Чили является одной из самых социально консервативных стран Латинской Америки. [2] Círculo de Estudios de la Mujer (Кружок женских исследований) является одним из примеров новаторской женской организации во время диктатуры Пиночета (1973–1989), которая пересмотрела обязанности и права женщин, увязав «права матери» с правами женщин и гражданскими свободами женщин. [3] Члены-основатели Círculo de Estudios de La Mujer состояли из небольшой группы феминисток Сантьяго, выходцев из Академии гуманизма Криштиану. Эти женщины собрались «чтобы обсудить положение женщин в Чили». Их первая встреча собрала толпу из более чем 300 участников и оттуда бросила вызов авторитарной жизни в Сантьяго. Эти женщины помогли сформировать права женщин в Чили. [4]

Ранняя история феминизма в Чили

[ редактировать ]

По иронии судьбы , из-за сильного влияния католицизма в Чили некоторые из первых феминистских движений исходили от социально консервативных женщин. В 1912 году женщины из высшего сословия начали защищать женщин из рабочего класса, что было выгодно консервативным группам того времени. [5] Первые женские организации, появившиеся в Чили, возникли примерно в 1915 году, но в отличие от многих других стран и их групп, эти женщины, скорее всего, принадлежали к высшему среднему классу. [6] Таким образом, им в значительной степени удалось собрать вместе эти группы, в которых исследование интереса к феминизму стало возможным, проливая особый свет на проблемы, которые феминистки среднего и высшего класса считали наиболее важными. Один из самых ранних примеров этого в истории Чили произошел 17 июня 1915 года, когда молодая студентка университета, а позже дипломат и суфражистка по имени Аманда Лабарка решила создать группу под названием Círculo de Lectura , где она могла продвигать Чилийская культура по отношению к женщинам. [7] Благодаря этому ей удалось объединить позитив и перемены среди женщин в ее сообществе, поскольку она стремилась обеспечить, чтобы всем женщинам был предоставлен шанс быть услышанными посредством образования, независимо от их принадлежности и социального статуса. [8] Ранний феминизм в Чили также учитывал международную феминистскую мобилизацию, одновременно ориентируясь на специфическую культуру Чили. Например, такие феминистки, как Аманда Лабарка, продвигали внутреннюю форму феминизма, которая была чувствительна к социально и политически консервативным правительственным силам того времени. [9] Вообще говоря, это было воспринято как начало первой волны феминизма среди чилийских женщин. [10]

Наиболее компактно организованное феминистское движение в Южной Америке в начале 20 века было в Чили. [ нужна ссылка ] Существовали три крупные организации, которые представляли три разных класса людей: Клуб сеньора Сантьяго представлял более преуспевающих женщин; Consejo Nacional de Mujeres представлял рабочий класс, например, школьных учителей; другие работницы организовали еще одно активное общество для улучшения общеобразовательных и социальных условий. [11] Цирк лекций сеньора был основан в 1915 году в Сантьяго, Чили, Делией Матте де Искьердо . [12] Всего месяц спустя Клуб де Сеньора был создан и основан Амандой Лабаркой. [13] Такие женщины, как Аманда Лабарка, добились особенно успеха в своих феминистских усилиях, главным образом благодаря некоторым международным контактам и опыту, полученному в результате обучения за границей. [9]

Хотя в то время Чили была очень консервативной в социальном и церковном отношении, ее образовательные учреждения были открыты для женщин примерно с 1870-х годов. Когда Сармьенто в изгнании жил в Сантьяго , он рекомендовал либеральное обращение с женщинами и их поступление в университет. Эта последняя привилегия была предоставлена, когда Мигель Луис Амунатеги был министром образования. В 1859 году, когда бывший министр образования объявил конкурс на лучшую работу по народному образованию, Амунатеги получил приз. Среди вещей, которые он отстаивал в этой газете, было разрешение женщинам поступать в университет - идея, которую он получил от Сармьенто. Развитие женского образования сильно задержалось из-за войны между Чили, Перу и Боливией. Президент Балмаседа был большим другом народного образования. При нем примерно в 1890 году была открыта первая национальная средняя школа, или «лисео», для девочек. Первая волна феминизма началась примерно в 1884 году. [14] Чили была одной из первых стран Латинской Америки, которая принимала женщин в высшие учебные заведения, а также отправляла женщин на обучение за границу. [9] К 1920-м годам существовало 49 национальных «лицео» для девочек, и все они возглавлялись женщинами. Помимо этого, в Сантьяго существовало две профессиональные школы для молодых женщин и по одной в каждой провинции. [11]

Национальный совет женщин содержал приют для девочек, посещающих университет в Сантьяго, и помогал студенткам в столице. В начале 20 века в Чилийском университете обучалось около 1000 молодых женщин. Консервативный элемент этого клуба сосредоточился в первую очередь на занятиях женской интеллектуальной работой, а позже Национальный совет принял во внимание более прогрессивные идеи. В их состав входили впечатляющие женщины из среднего класса, аристократки, имевшие большое влияние на свои сообщества, включая государственный и частный сектор. [13] Лабарка написала несколько интересных томов, таких как «Actividades femeninas en Estados Unidos» ( 1915 ) и «A dónde va la mujer?» ( 1934 ). В работе ее сопровождал кружок женщин, большинство из которых были связаны с просветительской работой в Чили. В этот период в Чили было опубликовано несколько женских периодических изданий, одним из которых является « Эль Пефлека » под руководством Эльвиры Санта-Крус . [11] Лабарка, пожалуй, считается одним из самых выдающихся феминистских лидеров Чили.

В обращении 1922 года перед Клубом сеньора Сантьяго чилийский издатель Рикардо Салас Эдвардс заявил следующее: «За последние 25 лет произошли важные явления, которые улучшили общую культуру женщины и развитие ее независимости. Среди них были распространение учреждений начального и среднего образования для женщин; профессии, которые они нашли в качестве учителей нынешнего поколения, которое больше не может вызывать сомнений в женских интеллектуальных способностях, создание крупных фабрик и торговых домов; которые уже дали ей прибыльную работу, независимую от дома; весь секс за последние годы». [11]

Аманда Лабарка изначально считала, что требовать избирательного права в Чили неуместно. В 1914 году она написала: «Я не воинствующая феминистка и не суфражистка, поскольку, прежде всего, я чилийка, а сегодня в Чили голосование за женщин не в порядке». [9] Это мнение начало меняться, когда разразился экономический кризис после Первой мировой войны, и все больше и больше женщин были вытеснены в рабочий класс. Чтобы дополнить эту новую экономическую ответственность, женщины начали бороться за политические, юридические и экономические права. В 1919 году Лабарка преобразовала Женский читательский кружок в Национальный женский совет, о чем информировали международные женские советы. [9] Новый политический орган был сформирован в начале 1920-х годов под названием Прогрессивная феминистская партия с целью получения всех прав, на которые претендуют женщины. Платформа была:

  1. Право на муниципальное и парламентское голосование и право на избрание на должность.
  2. Публикация списка женщин-кандидатов партии на государственные должности.
  3. Основание министерства общественного благосостояния и образования, возглавляемого женщиной-руководителем, для защиты женщин и детей и улучшения условий жизни. [15]

Основательницы партии (женщины из среднего класса) провели тихую и осторожную кампанию по всей стране. Никакого различия между социальными позициями приверженцев партии не делалось, сотрудничество всех отраслей женской деятельности стремилось к достижению целей партии. Пресса исследовала общественное мнение относительно нового движения. Конгресс уже положительно принял законопроект о предоставлении гражданских и юридических прав женщинам. Наибольшее давление оказывалось с целью добиться уступки законных прав женщин распоряжаться определенным имуществом, особенно продуктом их собственного труда, а также передачи матери, в отсутствие отца, права распоряжаться имуществом ребенка. ребенка и доходов от него до достижения несовершеннолетним совершеннолетия. Подразумевалось, что уступка этих прав повысит авторитет матери и принесет больше уважения к женщинам, а также принесет пользу семейной жизни и социальному обеспечению. [15]

Одна группа, которая особенно выделяется как исторический краеугольный камень феминизма в Чили. [ по мнению кого? ] Движение за эмансипацию чилийских женщин (МЕМЧ) . Основанная в 1935 году влиятельными феминистками, такими как Марта Вергара, МЕМЧ боролась за юридическую, экономическую и репродуктивную эмансипацию женщин, а также за их участие в жизни общества для улучшения социальных условий. [9] MEMCh выпустил вдохновляющий ежемесячный бюллетень ( La Mujer Nueva) , в котором освещалась работа, проводимая в Чили, с международным феминизмом. В то время как феминизм в Чили десятилетием ранее был сосредоточен на более националистических и религиозных целях, MEMCh инициировал объединение женщин Южной и Северной Америки в защиту демократии.

В декабре 1948 года Конгресс Чили одобрил законопроект, предоставляющий полные политические права женщинам Чили. [9]

Во время диктатуры Пиночета в конце 1970-х и начале 1980-х годов коалиции и федерации женских групп (не все из которых обязательно называли себя феминистками) собирались на кухнях, в гостиных и других неполитических аренах, чтобы разработать стратегии свержения правление диктатора. Во время его президентства произошла вторая волна феминизма. [14] Поскольку политические движения, в которых в основном доминировали мужчины, во время диктатуры практически прекратили свое существование, женщины собирались в политическую манеру за пределами того, что традиционно было мужским. Благодаря этому они создали массовые организации, такие как Moviemento pro emancipación de la Mujer , которой приписывают непосредственное влияние на падение Пиночета. [16] Правление Пиночета также включало массовое изгнание - по оценкам, к 1980 году их было более 200 000. Пока чилийские женщины жили в изгнании в Ванкувере, Канада, феминистский журнал, созданный латиноамериканцами, под названием Aquelarre . широко распространялся [17]

Существовало множество причин, по которым женщины стремились получить больше свободы. Одна из причин заключалась в том, что чилийские женщины пытались отразить независимость, которой обладали женщины в Северной Америке в индустриальную эпоху. Женщины стремились работать и зарабатывать деньги. Однако существовало очень распространенное мнение, что если женщины будут работать, то домохозяйства развалятся. Некоторыми стратегическими предпочтениями, которые допускали права женщин, были автономия, двойная воинственность и интеграция.

Даже внутри феминистского сообщества Чили существует общее разногласие относительно того, как демократия после диктатуры повлияла на феминизм. Несмотря на то, что в 1990-е годы было введено больше феминистской политики, феминистки, как это ни парадоксально, в значительной степени потеряли свой политический голос. Эта реконфигурация феминистского движения после диктатуры создала определенные проблемы для продвижения феминистских идеалов. В истории феминизма в Чили наблюдалась общая тенденция игнорирования этого момента, хотя существовали значительные организации, которые продолжали работать в направлении освобождения. [18] В 1990-е годы часто существовала дихотомия между группами, которые работали внутри институтов, чтобы добиться перемен, и теми, кто хотел дистанцировать свои мотивы как можно дальше от патриархата. В то время как привилегированные профессора недавно созданных программ гендерных и женских исследований в университетах получили больше права голоса, обычные граждане обнаружили, что их голоса часто были заглушены и ограничены институционализированным феминизмом. [19]

В 1999 году Чили объявила изнасилование в браке незаконным. [20]

В последнее время чилийские женские движения продолжают отстаивать свои права и участие на всех уровнях демократического общества и через неправительственные организации. Аналогичным образом, большой политический барьер для женщин был преодолен, когда Мишель Бачелет стала первой женщиной-президентом Чили. Лаура Альборнос также была делегирована на пост министра по делам женщин во время первого президентского срока Бачелет. В обязанности этой должности входит руководство Национальной службой женщин или Национальной службой женщин. Национальная служба женщин (СЕРНАМ) – защищает законные права женщин в государственном секторе. В начале своего создания некоторые мнения сводились к тому, что организация SERNAM ослабила программу защиты прав женщин из-за того, что она не добилась успеха в политическом влиянии. Позже выяснилось, что организация преуспела в создании программ и законов, которые способствовали защите прав женщин на работе, в школе и работали над криминализацией домашнего насилия и защиты. [21] Успех этой организации обсуждается, но она предприняла существенные шаги для пропаганды проблем, с которыми сталкиваются женщины по всему Чили.

Материнство также было важным аспектом феминистского движения в Чили. В связи с огромным влиянием католицизма в стране первые (1940-е годы) женские центры материнства возникли по религиозным мотивам. Однако большинство этих центров обслуживали женщин из высшего сословия, в результате чего беднейшие женщины получали наименьшую поддержку. CEMA Чили [ es ] (Центр матерей) был создан в 1954 году, чтобы «обеспечить духовное и материальное благополучие чилийских женщин». [22] CEMA в большей степени, чем другие женские центры, работала над предоставлением услуг малообеспеченным женщинам в Чили. [23] Из-за материнства чилийскую женщину политизировали: ее не только высмеивали за перенаселенность страны, хотя ей давали минимальные средства репродуктивной поддержки, но ее также воспринимали как пассивный объект управления. [24]

Паритет, продвигаемый Бачелет, не пережил ее. Половину министерств в ее первом правительстве занимали женщины; в команде ее преемника Себастьяна Пиньеры они едва достигли 18%. [25]

Доступ женщин к голосованию в Чили

[ редактировать ]

Чили считается одной из самых социально консервативных стран Латинской Америки. [ кем? ] Примером этого является борьба женщин за свободу голосования. Правительство Чили уважает католицизм, который ставит женщин в патриархальную, одомашненную среду и используется в качестве аргумента для ограничения прав женщин. Несмотря на то, что первая женщина (Домитила Сильва-и-Лепе) проголосовала в 1875 году, голосование еще в 1900-х годах считалось препятствием для прав женщин в Чили. [26] К 1922 году Грасиела Мандухано и другие женщины основали Partido Cívico Femenino (Женская гражданская партия), которая сосредоточила усилия на получении женщинами права голоса. [ нужна ссылка ] Женщины формально получили право голоса в 1949 году. [27] В течение этого времени женщины и мужчины голосовали на разных избирательных участках, чтобы предоставить женщинам меньше влияния на их предпочтения. [27] Женщины также склонны голосовать более консервативно, чем мужчины, что демонстрирует влияние религии на избирательные предпочтения. [27] Хотя большинство организаций распались после предоставления избирательного права, Partido Femenino Chileno (Партия чилийских женщин), основанная Марией де ла Крус в 1946 году, на протяжении многих лет продолжала расти и бороться за расширение прав женщин. [28] Влияние чилийских женщин на политику неоднократно демонстрировалось во время президентских выборов - например, если бы женщины не голосовали на выборах 1958 года, Сальвадор Альенде . победил бы [29] Во время диктатуры Чили (1973-1990 гг.) развитие ситуации с правами женщин сравнительно застопорилось. Однако это не помешало некоторым феминистским группам высказаться, примером чему является женский марш 1971 года против Сальвадора Альенде. Этот марш имел долгосрочные последствия, в частности, за счет установления роли женщин в политике и превращения дня марша в Национальный женский день. [30] После диктатуры женщины, как это ни парадоксально, также потеряли свой политический голос. [19] В связи с недавним всплеском феминизма в Чили первая женщина-лидер Мишель Бачелет стала 34-м президентом в 2006–2010 годах. Хотя ее и не удалось немедленно переизбрать на следующих выборах, она была назначена первым исполнительным директором Структуры Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ООН-женщины). 11 марта 2014 года она стала 36-м президентом, начав свой второй срок.

Лидеры феминистского движения в Чили

[ редактировать ]

Джульету Кирквуд , родившуюся в 1937 году, считали [ кем? ] основательница феминистского движения 1980-х годов и инициатор организации гендерных исследований в университетах Чили. После учебы в Чилийском университете она находилась под влиянием революции 1968 года во Франции. В основе ее идеологии лежала мантра: «Нет демократии без феминизма». [31] Под влиянием идеологии социолога Энцо Фалетто [ es ; pt ] , она внесла свой вклад в теоретическую основу FLACSO бунтарских практик во имя феминизма. Кирквуд не только теоретизировал, но и вел активную жизнь, будучи частью MEMCh 83 , а также Центра женских исследований. Она также писала самоуверенные статьи в журнале Furia . В ее книге «Политическая политика в Чили» показано, как академические круги внесли свой вклад в социальные движения 1980-х годов. [1] Она выступала за равный доступ к научным знаниям для женщин, а также за более справедливую систему образования.

Аманда Лабарка была одной из первых феминисток в Чили и проложила путь к тому, чем феминизм является сегодня. [ нужна ссылка ]

Феминистская волна 2018 года

[ редактировать ]

Движения Ni una menos и Me Too вызвали в Чили марши протеста против насилия в отношении женщин в ноябре 2016, марте 2017 и октябре 2017 года . После вступления Себастьяна Пиньеры на пост президента в марте 2018 года женские марши и занятия в университетах были расширены с апреля по июнь 2018 года в знак протеста против мужественности , домашнего насилия , сексуальных домогательств и сексистского поведения в университетах и ​​школах, а также в защиту права на аборт . [32] [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Миллер Клубок, Томас (2001). «Написание истории женщин и гендера в Чили двадцатого века». Историческое обозрение латиноамериканцев . 81 (3–4): 493–518. дои : 10.1215/00182168-81-3-4-493 . S2CID   144382150 – через Duke University Press.
  2. ^ Ромеро, Саймон; Боннефой, Паскаль (15 декабря 2013 г.). «Чилийские избиратели возвращают к власти бывшего президента» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 15 марта 2018 г.
  3. ^ Мун, Ядвига Э. Пипер; Кэмпбелл, Джин (март 2009 г.). «Феминистский активизм и мобилизация прав женщин в чилийском Circulo de Estudios de la Mujer : за пределами матерналистской мобилизации» (PDF) . ЦЕНТР ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
  4. ^ «Феминистский активизм и мобилизация прав женщин в чилийском цирке Estudios de la Mujer: за пределами матерналистской мобилизации» . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 г. Проверено 6 декабря 2016 г.
  5. ^ Власть, Маргарет (2010). Правые женщины в Чили: женская сила и борьба против Альенде, 1964–1973 гг . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 49. ИСБН  9780271046716 .
  6. ^ Лаврин, АсунсьоÌ n. Женщины, феминизм и социальные изменения в Аргентине, Чили и Уругвае, 1890–1940 гг. Линкольн, Небраска: Университет Небраски, 1995. Печать.
  7. ^ «Аманда Лабарка» . icarito.cl . 1 декабря 2009 года . Проверено 17 января 2017 г.
  8. ^ «Университет Чили и его регистрация на марках чилийской почты» . uchile.cl . Проверено 17 января 2017 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Перне, Корин А. (ноябрь 2000 г.). «Чилийские феминистки, Международное женское движение и избирательное право, 1915–1950 (Избирательное право женщин: взгляд из Тихого океана)». Тихоокеанский исторический обзор . 69 (4): 663–688. дои : 10.2307/3641229 . JSTOR   3641229 .
  10. ^ Франческет, Сьюзен . «Объяснение результатов социального движения». Сравнительные политические исследования. Университет Акадии, 1 июня 2004 г. Интернет. 5 декабря 2016 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Панамериканский союз (1922 г.). Бюллетень Панамериканского союза . Том. 54 (изд., являющееся общественным достоянием). Союз. стр. 355–.
  12. ^ «Либералы, радикалы и женское гражданство в Чили, 1872–1930» .
  13. ^ Перейти обратно: а б Верба, Эрика Ким (25 марта 2010 г.). «Círculo de Lectura de Señoras [Женский читательский кружок] и Club de Señoras [Женский клуб] Сантьяго, Чили: Феминистские беседы среднего и высшего класса (1915–1920)» . Журнал женской истории . 7 (3): 6–33. дои : 10.1353/jowh.2010.0453 . ISSN   1527-2036 . S2CID   142381124 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Франческе, Сьюзен (1 июня 2004 г.). «Объяснение результатов социального движения, рамок коллективных действий и стратегического выбора в феминизме первой и второй волны в Чили» . Сравнительные политические исследования . 37 (5): 499–530. дои : 10.1177/0010414004263662 . ISSN   0010-4140 . S2CID   145122438 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Панамериканский союз (1922), с. 632
  16. ^ Шейн, Джули (2009). Нас называли ведьмами: чилийские изгнанники, культура и феминизм . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 22. ISBN  978-0-7391-1849-8 .
  17. ^ Шейн, Джули (2014). Риск: феминистский активизм и исследования в Америке . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 62. ИСБН  978-1-4384-5245-6 .
  18. ^ Тобар, Годой, Герреро, Марсела Риос, Лорена, Элизабет (2004). Новое феминистское молчание? Трансформация общественного движения в Чили после диктатуры (PDF) . Сантьяго: Центр женских исследований. стр. 1–85. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  19. ^ Перейти обратно: а б Тобар, Марсела Риос (2003). «Чилийский феминизм в 1990-е годы: парадоксы незавершенного перехода». Международный журнал феминистской политики . 5 (2): 256–280. дои : 10.1080/1461674032000080594 . S2CID   144087061 .
  20. ^ «Заключительные комментарии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Чили» (PDF) . Un.org . Проверено 16 июля 2016 г.
  21. ^ Франческе, Сьюзен (1 января 2003 г.). « Государственный феминизм» и женские движения: влияние Национальной службы женщин Чили на женский активизм». Обзор латиноамериканских исследований . 38 (1): 9–40. дои : 10.1353/lar.2003.0006 . JSTOR   1555433 . S2CID   143527153 .
  22. ^ Усуарио, Супер. «СЕМА ЧИЛИ» . www.cemacile.cl (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 г. Проверено 15 марта 2018 г.
  23. ^ Пипер Муни, Ядвига Э. (2009). Политика материнства: Материнство и права женщин в Чили двадцатого века . Издательство Питтсбургского университета. ISBN  9780822973614 .
  24. ^ Пенья, Алехандро (июль 2012 г.). «Управление утробой: сексуальная и репродуктивная борьба во время правления Бачелет». Латиноамериканские перспективы . 39 (4): 145–162. дои : 10.1177/0094582X12439047 . S2CID   145513465 .
  25. ^ «Что меняется для женщин» .
  26. ^ Мощность, М. (2010). Правые женщины в Чили: женская сила и борьба против Альенде, 1964–1973 гг . Издательство Пенсильванского университета. п. 49. ИСБН  9780271046716 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Льюис, Пол Х. (2004). «Гендерный разрыв» в Чили». Журнал латиноамериканских исследований . 36 (4): 719–742. дои : 10.1017/s0022216x04008144 . JSTOR   3875537 . S2CID   144819326 .
  28. ^ Национальная, Библиотека Конгресса. «Библиотека Национального конгресса | Политическая история» . bcn.cl. ​Проверено 07 марта 2018 г.
  29. ^ Авиэль, Джоанн Фагот (1981). «Политическое участие женщин в Латинской Америке». Западный политический ежеквартальный журнал . 34 (1): 156–173. дои : 10.2307/447897 . JSTOR   447897 .
  30. ^ Власть, Маргарет (2002). Правые женщины в Чили: женская сила и борьба против Альенде, 1964-1973 гг . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Университет штата Пенсильвания. ISBN  978-0-271-02174-4 .
  31. ^ «Джульета Кирквуд и феминистские знания (1937–1985) — Чилийская память» .
  32. ^ Десси, Джулия (25 июня 2018 г.). «Оккупация против патриархата» . Новый интернационалист . Проверено 30 июня 2018 г.
  33. ^ Вергара, Ева (28 июня 2018 г.). «Движение «Я тоже» потрясает чилийские университеты» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 30 июня 2018 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c5a9d6137f70dc2e47ed25bdf0c8269__1720746840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/69/5c5a9d6137f70dc2e47ed25bdf0c8269.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feminism in Chile - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)