Феминизм в Чили

Феминизм в Чили имеет свой собственный освободительный язык и активистские стратегии защиты прав, которые формируются политической, экономической и социальной системой Чили. Начиная с 19 века, чилийские женщины объединялись, стремясь отстоять свои политические права. [1] Этим стремлениям пришлось противоречить тому факту, что Чили является одной из самых социально консервативных стран Латинской Америки. [2] Círculo de Estudios de la Mujer (Кружок женских исследований) является одним из примеров новаторской женской организации во время диктатуры Пиночета (1973–1989), которая пересмотрела обязанности и права женщин, увязав «права матери» с правами женщин и гражданскими свободами женщин. [3] Члены-основатели Círculo de Estudios de La Mujer состояли из небольшой группы феминисток Сантьяго, выходцев из Академии гуманизма Криштиану. Эти женщины собрались «чтобы обсудить положение женщин в Чили». Их первая встреча собрала толпу из более чем 300 участников и оттуда бросила вызов авторитарной жизни в Сантьяго. Эти женщины помогли сформировать права женщин в Чили. [4]
Ранняя история феминизма в Чили
[ редактировать ]По иронии судьбы , из-за сильного влияния католицизма в Чили некоторые из первых феминистских движений исходили от социально консервативных женщин. В 1912 году женщины из высшего сословия начали защищать женщин из рабочего класса, что было выгодно консервативным группам того времени. [5] Первые женские организации, появившиеся в Чили, возникли примерно в 1915 году, но в отличие от многих других стран и их групп, эти женщины, скорее всего, принадлежали к высшему среднему классу. [6] Таким образом, им в значительной степени удалось собрать вместе эти группы, в которых исследование интереса к феминизму стало возможным, проливая особый свет на проблемы, которые феминистки среднего и высшего класса считали наиболее важными. Один из самых ранних примеров этого в истории Чили произошел 17 июня 1915 года, когда молодая студентка университета, а позже дипломат и суфражистка по имени Аманда Лабарка решила создать группу под названием Círculo de Lectura , где она могла продвигать Чилийская культура по отношению к женщинам. [7] Благодаря этому ей удалось объединить позитив и перемены среди женщин в ее сообществе, поскольку она стремилась обеспечить, чтобы всем женщинам был предоставлен шанс быть услышанными посредством образования, независимо от их принадлежности и социального статуса. [8] Ранний феминизм в Чили также учитывал международную феминистскую мобилизацию, одновременно ориентируясь на специфическую культуру Чили. Например, такие феминистки, как Аманда Лабарка, продвигали внутреннюю форму феминизма, которая была чувствительна к социально и политически консервативным правительственным силам того времени. [9] Вообще говоря, это было воспринято как начало первой волны феминизма среди чилийских женщин. [10]
История
[ редактировать ]Наиболее компактно организованное феминистское движение в Южной Америке в начале 20 века было в Чили. [ нужна ссылка ] Существовали три крупные организации, которые представляли три разных класса людей: Клуб сеньора Сантьяго представлял более преуспевающих женщин; Consejo Nacional de Mujeres представлял рабочий класс, например, школьных учителей; другие работницы организовали еще одно активное общество для улучшения общеобразовательных и социальных условий. [11] Цирк лекций сеньора был основан в 1915 году в Сантьяго, Чили, Делией Матте де Искьердо . [12] Всего месяц спустя Клуб де Сеньора был создан и основан Амандой Лабаркой. [13] Такие женщины, как Аманда Лабарка, добились особенно успеха в своих феминистских усилиях, главным образом благодаря некоторым международным контактам и опыту, полученному в результате обучения за границей. [9]
Хотя в то время Чили была очень консервативной в социальном и церковном отношении, ее образовательные учреждения были открыты для женщин примерно с 1870-х годов. Когда Сармьенто в изгнании жил в Сантьяго , он рекомендовал либеральное обращение с женщинами и их поступление в университет. Эта последняя привилегия была предоставлена, когда Мигель Луис Амунатеги был министром образования. В 1859 году, когда бывший министр образования объявил конкурс на лучшую работу по народному образованию, Амунатеги получил приз. Среди вещей, которые он отстаивал в этой газете, было разрешение женщинам поступать в университет - идея, которую он получил от Сармьенто. Развитие женского образования сильно задержалось из-за войны между Чили, Перу и Боливией. Президент Балмаседа был большим другом народного образования. При нем примерно в 1890 году была открыта первая национальная средняя школа, или «лисео», для девочек. Первая волна феминизма началась примерно в 1884 году. [14] Чили была одной из первых стран Латинской Америки, которая принимала женщин в высшие учебные заведения, а также отправляла женщин на обучение за границу. [9] К 1920-м годам существовало 49 национальных «лицео» для девочек, и все они возглавлялись женщинами. Помимо этого, в Сантьяго существовало две профессиональные школы для молодых женщин и по одной в каждой провинции. [11]
Национальный совет женщин содержал приют для девочек, посещающих университет в Сантьяго, и помогал студенткам в столице. В начале 20 века в Чилийском университете обучалось около 1000 молодых женщин. Консервативный элемент этого клуба сосредоточился в первую очередь на занятиях женской интеллектуальной работой, а позже Национальный совет принял во внимание более прогрессивные идеи. В их состав входили впечатляющие женщины из среднего класса, аристократки, имевшие большое влияние на свои сообщества, включая государственный и частный сектор. [13] Лабарка написала несколько интересных томов, таких как «Actividades femeninas en Estados Unidos» ( 1915 ) и «A dónde va la mujer?» ( 1934 ). В работе ее сопровождал кружок женщин, большинство из которых были связаны с просветительской работой в Чили. В этот период в Чили было опубликовано несколько женских периодических изданий, одним из которых является « Эль Пефлека » под руководством Эльвиры Санта-Крус . [11] Лабарка, пожалуй, считается одним из самых выдающихся феминистских лидеров Чили.
В обращении 1922 года перед Клубом сеньора Сантьяго чилийский издатель Рикардо Салас Эдвардс заявил следующее: «За последние 25 лет произошли важные явления, которые улучшили общую культуру женщины и развитие ее независимости. Среди них были распространение учреждений начального и среднего образования для женщин; профессии, которые они нашли в качестве учителей нынешнего поколения, которое больше не может вызывать сомнений в женских интеллектуальных способностях, создание крупных фабрик и торговых домов; которые уже дали ей прибыльную работу, независимую от дома; весь секс за последние годы». [11]
Аманда Лабарка изначально считала, что требовать избирательного права в Чили неуместно. В 1914 году она написала: «Я не воинствующая феминистка и не суфражистка, поскольку, прежде всего, я чилийка, а сегодня в Чили голосование за женщин не в порядке». [9] Это мнение начало меняться, когда разразился экономический кризис после Первой мировой войны, и все больше и больше женщин были вытеснены в рабочий класс. Чтобы дополнить эту новую экономическую ответственность, женщины начали бороться за политические, юридические и экономические права. В 1919 году Лабарка преобразовала Женский читательский кружок в Национальный женский совет, о чем информировали международные женские советы. [9] Новый политический орган был сформирован в начале 1920-х годов под названием Прогрессивная феминистская партия с целью получения всех прав, на которые претендуют женщины. Платформа была:
- Право на муниципальное и парламентское голосование и право на избрание на должность.
- Публикация списка женщин-кандидатов партии на государственные должности.
- Основание министерства общественного благосостояния и образования, возглавляемого женщиной-руководителем, для защиты женщин и детей и улучшения условий жизни. [15]
Основательницы партии (женщины из среднего класса) провели тихую и осторожную кампанию по всей стране. Никакого различия между социальными позициями приверженцев партии не делалось, сотрудничество всех отраслей женской деятельности стремилось к достижению целей партии. Пресса исследовала общественное мнение относительно нового движения. Конгресс уже положительно принял законопроект о предоставлении гражданских и юридических прав женщинам. Наибольшее давление оказывалось с целью добиться уступки законных прав женщин распоряжаться определенным имуществом, особенно продуктом их собственного труда, а также передачи матери, в отсутствие отца, права распоряжаться имуществом ребенка. ребенка и доходов от него до достижения несовершеннолетним совершеннолетия. Подразумевалось, что уступка этих прав повысит авторитет матери и принесет больше уважения к женщинам, а также принесет пользу семейной жизни и социальному обеспечению. [15]
Одна группа, которая особенно выделяется как исторический краеугольный камень феминизма в Чили. [ по мнению кого? ] Движение за эмансипацию чилийских женщин (МЕМЧ) . Основанная в 1935 году влиятельными феминистками, такими как Марта Вергара, МЕМЧ боролась за юридическую, экономическую и репродуктивную эмансипацию женщин, а также за их участие в жизни общества для улучшения социальных условий. [9] MEMCh выпустил вдохновляющий ежемесячный бюллетень ( La Mujer Nueva) , в котором освещалась работа, проводимая в Чили, с международным феминизмом. В то время как феминизм в Чили десятилетием ранее был сосредоточен на более националистических и религиозных целях, MEMCh инициировал объединение женщин Южной и Северной Америки в защиту демократии.
В декабре 1948 года Конгресс Чили одобрил законопроект, предоставляющий полные политические права женщинам Чили. [9]
Во время диктатуры Пиночета в конце 1970-х и начале 1980-х годов коалиции и федерации женских групп (не все из которых обязательно называли себя феминистками) собирались на кухнях, в гостиных и других неполитических аренах, чтобы разработать стратегии свержения правление диктатора. Во время его президентства произошла вторая волна феминизма. [14] Поскольку политические движения, в которых в основном доминировали мужчины, во время диктатуры практически прекратили свое существование, женщины собирались в политическую манеру за пределами того, что традиционно было мужским. Благодаря этому они создали массовые организации, такие как Moviemento pro emancipación de la Mujer , которой приписывают непосредственное влияние на падение Пиночета. [16] Правление Пиночета также включало массовое изгнание - по оценкам, к 1980 году их было более 200 000. Пока чилийские женщины жили в изгнании в Ванкувере, Канада, феминистский журнал, созданный латиноамериканцами, под названием Aquelarre . широко распространялся [17]
Существовало множество причин, по которым женщины стремились получить больше свободы. Одна из причин заключалась в том, что чилийские женщины пытались отразить независимость, которой обладали женщины в Северной Америке в индустриальную эпоху. Женщины стремились работать и зарабатывать деньги. Однако существовало очень распространенное мнение, что если женщины будут работать, то домохозяйства развалятся. Некоторыми стратегическими предпочтениями, которые допускали права женщин, были автономия, двойная воинственность и интеграция.
Даже внутри феминистского сообщества Чили существует общее разногласие относительно того, как демократия после диктатуры повлияла на феминизм. Несмотря на то, что в 1990-е годы было введено больше феминистской политики, феминистки, как это ни парадоксально, в значительной степени потеряли свой политический голос. Эта реконфигурация феминистского движения после диктатуры создала определенные проблемы для продвижения феминистских идеалов. В истории феминизма в Чили наблюдалась общая тенденция игнорирования этого момента, хотя существовали значительные организации, которые продолжали работать в направлении освобождения. [18] В 1990-е годы часто существовала дихотомия между группами, которые работали внутри институтов, чтобы добиться перемен, и теми, кто хотел дистанцировать свои мотивы как можно дальше от патриархата. В то время как привилегированные профессора недавно созданных программ гендерных и женских исследований в университетах получили больше права голоса, обычные граждане обнаружили, что их голоса часто были заглушены и ограничены институционализированным феминизмом. [19]
В 1999 году Чили объявила изнасилование в браке незаконным. [20]
В последнее время чилийские женские движения продолжают отстаивать свои права и участие на всех уровнях демократического общества и через неправительственные организации. Аналогичным образом, большой политический барьер для женщин был преодолен, когда Мишель Бачелет стала первой женщиной-президентом Чили. Лаура Альборнос также была делегирована на пост министра по делам женщин во время первого президентского срока Бачелет. В обязанности этой должности входит руководство Национальной службой женщин или Национальной службой женщин. Национальная служба женщин (СЕРНАМ) – защищает законные права женщин в государственном секторе. В начале своего создания некоторые мнения сводились к тому, что организация SERNAM ослабила программу защиты прав женщин из-за того, что она не добилась успеха в политическом влиянии. Позже выяснилось, что организация преуспела в создании программ и законов, которые способствовали защите прав женщин на работе, в школе и работали над криминализацией домашнего насилия и защиты. [21] Успех этой организации обсуждается, но она предприняла существенные шаги для пропаганды проблем, с которыми сталкиваются женщины по всему Чили.
Материнство также было важным аспектом феминистского движения в Чили. В связи с огромным влиянием католицизма в стране первые (1940-е годы) женские центры материнства возникли по религиозным мотивам. Однако большинство этих центров обслуживали женщин из высшего сословия, в результате чего беднейшие женщины получали наименьшую поддержку. CEMA Чили (Центр матерей) был создан в 1954 году, чтобы «обеспечить духовное и материальное благополучие чилийских женщин». [22] CEMA в большей степени, чем другие женские центры, работала над предоставлением услуг малообеспеченным женщинам в Чили. [23] Из-за материнства чилийскую женщину политизировали: ее не только высмеивали за перенаселенность страны, хотя ей давали минимальные средства репродуктивной поддержки, но ее также воспринимали как пассивный объект управления. [24]
Паритет, продвигаемый Бачелет, не пережил ее. Половину министерств в ее первом правительстве занимали женщины; в команде ее преемника Себастьяна Пиньеры они едва достигли 18%. [25]
Доступ женщин к голосованию в Чили
[ редактировать ]Чили считается одной из самых социально консервативных стран Латинской Америки. [ кем? ] Примером этого является борьба женщин за свободу голосования. Правительство Чили уважает католицизм, который ставит женщин в патриархальную, одомашненную среду и используется в качестве аргумента для ограничения прав женщин. Несмотря на то, что первая женщина (Домитила Сильва-и-Лепе) проголосовала в 1875 году, голосование еще в 1900-х годах считалось препятствием для прав женщин в Чили. [26] К 1922 году Грасиела Мандухано и другие женщины основали Partido Cívico Femenino (Женская гражданская партия), которая сосредоточила усилия на получении женщинами права голоса. [ нужна ссылка ] Женщины формально получили право голоса в 1949 году. [27] В течение этого времени женщины и мужчины голосовали на разных избирательных участках, чтобы предоставить женщинам меньше влияния на их предпочтения. [27] Женщины также склонны голосовать более консервативно, чем мужчины, что демонстрирует влияние религии на избирательные предпочтения. [27] Хотя большинство организаций распались после предоставления избирательного права, Partido Femenino Chileno (Партия чилийских женщин), основанная Марией де ла Крус в 1946 году, на протяжении многих лет продолжала расти и бороться за расширение прав женщин. [28] Влияние чилийских женщин на политику неоднократно демонстрировалось во время президентских выборов - например, если бы женщины не голосовали на выборах 1958 года, Сальвадор Альенде . победил бы [29] Во время диктатуры Чили (1973-1990 гг.) развитие ситуации с правами женщин сравнительно застопорилось. Однако это не помешало некоторым феминистским группам высказаться, примером чему является женский марш 1971 года против Сальвадора Альенде. Этот марш имел долгосрочные последствия, в частности, за счет установления роли женщин в политике и превращения дня марша в Национальный женский день. [30] После диктатуры женщины, как это ни парадоксально, также потеряли свой политический голос. [19] В связи с недавним всплеском феминизма в Чили первая женщина-лидер Мишель Бачелет стала 34-м президентом в 2006–2010 годах. Хотя ее и не удалось немедленно переизбрать на следующих выборах, она была назначена первым исполнительным директором Структуры Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ООН-женщины). 11 марта 2014 года она стала 36-м президентом, начав свой второй срок.
Лидеры феминистского движения в Чили
[ редактировать ]Джульету Кирквуд , родившуюся в 1937 году, считали [ кем? ] основательница феминистского движения 1980-х годов и инициатор организации гендерных исследований в университетах Чили. После учебы в Чилийском университете она находилась под влиянием революции 1968 года во Франции. В основе ее идеологии лежала мантра: «Нет демократии без феминизма». [31] Под влиянием идеологии социолога Энцо Фалетто , она внесла свой вклад в теоретическую основу FLACSO бунтарских практик во имя феминизма. Кирквуд не только теоретизировал, но и вел активную жизнь, будучи частью MEMCh 83 , а также Центра женских исследований. Она также писала самоуверенные статьи в журнале Furia . В ее книге «Политическая политика в Чили» показано, как академические круги внесли свой вклад в социальные движения 1980-х годов. [1] Она выступала за равный доступ к научным знаниям для женщин, а также за более справедливую систему образования.
Аманда Лабарка была одной из первых феминисток в Чили и проложила путь к тому, чем феминизм является сегодня. [ нужна ссылка ]
Феминистская волна 2018 года
[ редактировать ]Движения Ni una menos и Me Too вызвали в Чили марши протеста против насилия в отношении женщин в ноябре 2016, марте 2017 и октябре 2017 года . После вступления Себастьяна Пиньеры на пост президента в марте 2018 года женские марши и занятия в университетах были расширены с апреля по июнь 2018 года в знак протеста против мужественности , домашнего насилия , сексуальных домогательств и сексистского поведения в университетах и школах, а также в защиту права на аборт . [32] [33]
См. также
[ редактировать ]- Насильник на вашем пути
- Феминизм в Латинской Америке
- Феминизм в Аргентине
- Феминизм в Мексике
- Женщины в Чили
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Миллер Клубок, Томас (2001). «Написание истории женщин и гендера в Чили двадцатого века». Историческое обозрение латиноамериканцев . 81 (3–4): 493–518. дои : 10.1215/00182168-81-3-4-493 . S2CID 144382150 – через Duke University Press.
- ^ Ромеро, Саймон; Боннефой, Паскаль (15 декабря 2013 г.). «Чилийские избиратели возвращают к власти бывшего президента» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Мун, Ядвига Э. Пипер; Кэмпбелл, Джин (март 2009 г.). «Феминистский активизм и мобилизация прав женщин в чилийском Circulo de Estudios de la Mujer : за пределами матерналистской мобилизации» (PDF) . ЦЕНТР ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Феминистский активизм и мобилизация прав женщин в чилийском цирке Estudios de la Mujer: за пределами матерналистской мобилизации» . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 г. Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Власть, Маргарет (2010). Правые женщины в Чили: женская сила и борьба против Альенде, 1964–1973 гг . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 49. ИСБН 9780271046716 .
- ^ Лаврин, АсунсьоÌ n. Женщины, феминизм и социальные изменения в Аргентине, Чили и Уругвае, 1890–1940 гг. Линкольн, Небраска: Университет Небраски, 1995. Печать.
- ^ «Аманда Лабарка» . icarito.cl . 1 декабря 2009 года . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Университет Чили и его регистрация на марках чилийской почты» . uchile.cl . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Перне, Корин А. (ноябрь 2000 г.). «Чилийские феминистки, Международное женское движение и избирательное право, 1915–1950 (Избирательное право женщин: взгляд из Тихого океана)». Тихоокеанский исторический обзор . 69 (4): 663–688. дои : 10.2307/3641229 . JSTOR 3641229 .
- ^ Франческет, Сьюзен . «Объяснение результатов социального движения». Сравнительные политические исследования. Университет Акадии, 1 июня 2004 г. Интернет. 5 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Панамериканский союз (1922 г.). Бюллетень Панамериканского союза . Том. 54 (изд., являющееся общественным достоянием). Союз. стр. 355–.
- ^ «Либералы, радикалы и женское гражданство в Чили, 1872–1930» .
- ^ Перейти обратно: а б Верба, Эрика Ким (25 марта 2010 г.). «Círculo de Lectura de Señoras [Женский читательский кружок] и Club de Señoras [Женский клуб] Сантьяго, Чили: Феминистские беседы среднего и высшего класса (1915–1920)» . Журнал женской истории . 7 (3): 6–33. дои : 10.1353/jowh.2010.0453 . ISSN 1527-2036 . S2CID 142381124 .
- ^ Перейти обратно: а б Франческе, Сьюзен (1 июня 2004 г.). «Объяснение результатов социального движения, рамок коллективных действий и стратегического выбора в феминизме первой и второй волны в Чили» . Сравнительные политические исследования . 37 (5): 499–530. дои : 10.1177/0010414004263662 . ISSN 0010-4140 . S2CID 145122438 .
- ^ Перейти обратно: а б Панамериканский союз (1922), с. 632
- ^ Шейн, Джули (2009). Нас называли ведьмами: чилийские изгнанники, культура и феминизм . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 22. ISBN 978-0-7391-1849-8 .
- ^ Шейн, Джули (2014). Риск: феминистский активизм и исследования в Америке . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 62. ИСБН 978-1-4384-5245-6 .
- ^ Тобар, Годой, Герреро, Марсела Риос, Лорена, Элизабет (2004). Новое феминистское молчание? Трансформация общественного движения в Чили после диктатуры (PDF) . Сантьяго: Центр женских исследований. стр. 1–85.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Тобар, Марсела Риос (2003). «Чилийский феминизм в 1990-е годы: парадоксы незавершенного перехода». Международный журнал феминистской политики . 5 (2): 256–280. дои : 10.1080/1461674032000080594 . S2CID 144087061 .
- ^ «Заключительные комментарии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Чили» (PDF) . Un.org . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Франческе, Сьюзен (1 января 2003 г.). « Государственный феминизм» и женские движения: влияние Национальной службы женщин Чили на женский активизм». Обзор латиноамериканских исследований . 38 (1): 9–40. дои : 10.1353/lar.2003.0006 . JSTOR 1555433 . S2CID 143527153 .
- ^ Усуарио, Супер. «СЕМА ЧИЛИ» . www.cemacile.cl (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 г. Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Пипер Муни, Ядвига Э. (2009). Политика материнства: Материнство и права женщин в Чили двадцатого века . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822973614 .
- ^ Пенья, Алехандро (июль 2012 г.). «Управление утробой: сексуальная и репродуктивная борьба во время правления Бачелет». Латиноамериканские перспективы . 39 (4): 145–162. дои : 10.1177/0094582X12439047 . S2CID 145513465 .
- ^ «Что меняется для женщин» .
- ^ Мощность, М. (2010). Правые женщины в Чили: женская сила и борьба против Альенде, 1964–1973 гг . Издательство Пенсильванского университета. п. 49. ИСБН 9780271046716 .
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис, Пол Х. (2004). «Гендерный разрыв» в Чили». Журнал латиноамериканских исследований . 36 (4): 719–742. дои : 10.1017/s0022216x04008144 . JSTOR 3875537 . S2CID 144819326 .
- ^ Национальная, Библиотека Конгресса. «Библиотека Национального конгресса | Политическая история» . bcn.cl. Проверено 07 марта 2018 г.
- ^ Авиэль, Джоанн Фагот (1981). «Политическое участие женщин в Латинской Америке». Западный политический ежеквартальный журнал . 34 (1): 156–173. дои : 10.2307/447897 . JSTOR 447897 .
- ^ Власть, Маргарет (2002). Правые женщины в Чили: женская сила и борьба против Альенде, 1964-1973 гг . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Университет штата Пенсильвания. ISBN 978-0-271-02174-4 .
- ^ «Джульета Кирквуд и феминистские знания (1937–1985) — Чилийская память» .
- ^ Десси, Джулия (25 июня 2018 г.). «Оккупация против патриархата» . Новый интернационалист . Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ Вергара, Ева (28 июня 2018 г.). «Движение «Я тоже» потрясает чилийские университеты» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 30 июня 2018 г.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из Бюллетеня Панамериканского союза, том 54 , издания Панамериканского союза, публикации 1922 года, которая сейчас находится в свободном доступе в Соединенных Штатах.
- В эту статью включен текст из Бюллетеня Панамериканского союза , том 54, Панамериканского союза, публикации 1922 года, которая сейчас находится в свободном доступе в Соединенных Штатах.
- Дандавати, Энни Г. (2005). Рождение демократии в Чили . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. стр. 130, 133. ISBN 0-8204-6143-1 .
- http://www.coha.org/chile-coha%E2%80%99s-women%E2%80%99s-studies-series-sernam-and-the-underrepresentation-of-women-in-chile/
- https://www.npr.org/2012/10/27/163778756/on-womens-rights-chile-is-full-of-contradictions