Хронология феминизма
Ниже приводится хронология истории феминизма .
18 век
[ редактировать ]- 1700: Серьезное предложение дамам для продвижения их истинных и величайших интересов и некоторые размышления о браке, опубликованные Мэри Эстелл .
- 1791: Декларация прав женщины и гражданки опубликована издательством Olympe de Gouges .
- 1792: «Защита прав женщины», опубликованная Мэри Уолстонкрафт .
- 1793: Общество революционных республиканских женщин . Во Франции основано
19 век
[ редактировать ]- Феминизм первой волны — это период феминистской деятельности и мысли, который произошел в 19 и начале 20 века по всему миру. Основное внимание в нем уделялось правовым вопросам, в первую очередь вопросам получения женщинами избирательного права (права голоса).
- 1854: «Краткое изложение простым языком наиболее важных законов, касающихся женщин», опубликованное Барбарой Бодишон .
- 1869: «Подчинение женщин», опубликованное Джоном Стюартом Миллем и Гарриет Тейлор Милль .
- 1872: Декларация прав женщин Соединенных Штатов опубликована Сьюзен Б. Энтони .
1910-е годы
[ редактировать ]- 1911: Книга «Рукотворный мир», опубликованная Шарлоттой Перкинс Гилман .
- 1913 год. Британская суфражистка Эмили Дэвисон бежала впереди королевской лошади и погибла на скачках в Эпсоме Дерби .
- 1919: Заработная плата мужчин и женщин: должна ли она быть равна? опубликовано Беатрис Уэбб .
1920-е годы
[ редактировать ]- 1929: «Собственная комната» Опубликована книга Вирджинии Вулф .
1940-е годы
[ редактировать ]- 1949: «Второй пол» Опубликован роман Симоны де Бовуар .
1960-е годы
[ редактировать ]- 1963: «Женская мистика» Опубликована ; Эта книга, написанная Бетти Фридан , считается началом второй волны феминизма в Соединенных Штатах. [1] [2] Феминизм второй волны — это период феминистской деятельности и мысли, который начался в начале 1960-х годов в Соединенных Штатах и распространился по всему западному миру и за его пределами. В Соединенных Штатах движение продолжалось до начала 1980-х годов. [3]
- Черный феминизм стал популярным в ответ на сексизм движения за гражданские права и расизм феминистского движения.
- Бодипозитив Феминизм зародился в конце 1960-х годов. Бодипозитивный феминизм — это социальное движение , которое включает в себя феминистские темы равенства, социальной справедливости и культурного анализа, основанного на весе, формах и общем внешнем виде женщины или небинарной женственной личности. [4]
- радикальный феминизм . В США возник [5] Это точка зрения внутри феминизма, которая призывает к радикальному переустройству общества, в котором мужское превосходство будет устранено во всех социальных и экономических контекстах. [6] Тем не менее, радикальные феминистки также признают, что женский опыт различается в зависимости от других слоев общества, таких как раса и сексуальная ориентация. [7] [8]
- «Недовольство женщин» ; произведение Джока Кул-Смитса 1967: Опубликовано [9] публикацию этого эссе часто считают началом второй волны феминизма в Нидерландах. [10] В этом эссе Смит описывает разочарование замужних женщин, говоря, что им надоело быть исключительно матерями и домохозяйками.
- 1969: Феминизм чикана , также называемый ксиканизмой, — это социально-политическое движение в Соединенных Штатах, которое анализирует исторические, культурные, духовные, образовательные и экономические пересечения мексикано-американских женщин, идентифицирующих себя как чикана . 1969 года Конференция по освобождению молодежи чикано положила начало движению чикано и, в конечном итоге, MEChA . На конференции женщины начали участвовать в диалоге, в котором доминируют мужчины, для решения феминистских проблем. После конференции женщины вернулись в свои общины в качестве активисток и, таким образом, положили начало феминистскому движению Чикана. [11]
1970-е годы
[ редактировать ]- В своей современной форме еврейское феминистское движение зародилось в начале 1970-х годов в США. По словам Джудит Пласкоу , главным недовольством первых еврейских феминисток было исключение женщин из мужской молитвенной группы или миньяна , освобождение женщин от позитивных, ограниченных по времени мицвот (мицвот означает 613 заповедей, данных в Торе на горе Синай и семи раввинских заповедях). заповеди, введенные позднее (всего 620), а также неспособность женщин выступать в качестве свидетелей и инициировать развод в еврейских религиозных судах. [12]
- В 1970-х годах французские теоретики-феминистки подошли к феминизму с концепцией écriture feminine (что переводится как женское или женское письмо). [13]
- Термин «материалистический феминизм» появился в конце 1970-х годов; Материалистический феминизм подчеркивает, что капитализм и патриархат занимают центральное место в понимании угнетения женщин. В рамках материалистического феминизма гендер рассматривается как социальная конструкция , и общество навязывает женщинам гендерные роли, такие как рождение детей. Идеальным видением материалистического феминизма является общество, в котором к женщинам относятся так же, как и к мужчинам, в социальном и экономическом отношении. Теория сосредоточена на социальных изменениях, а не на поиске трансформации внутри капиталистической системы. [14]
1980-е годы
[ редактировать ]- Радикальное лесбийское движение — франкоязычное лесбийское движение, примерно аналогичное англоязычному лесбийскому сепаратизму. Вдохновленный трудами философа Моники Виттиг , [15] движение зародилось во Франции начале 1980-х годов и вскоре распространилось на канадскую провинцию Квебек в .
- В Турции [16] и Израиль , [17] вторая волна феминизма началась в 1980-х годах.
- Дифференциальный феминизм был разработан феминистками в 1980-х годах, отчасти как реакция на популярный либеральный феминизм (также известный как « феминизм равенства »), который подчеркивает сходство между женщинами и мужчинами, чтобы отстаивать равное обращение с женщинами. Феминизм различий, хотя он по-прежнему направлен на равенство между мужчинами и женщинами, подчеркивает различия между мужчинами и женщинами и утверждает, что идентичность или сходство не являются необходимыми для того, чтобы к мужчинам и женщинам, а также к мужским и женским ценностям относились одинаково. [18] Либеральный феминизм стремится сделать общество и закон гендерно-нейтральными, поскольку он рассматривает признание гендерных различий как барьер для прав и участия в рамках либеральной демократии, в то время как дифференциальный феминизм утверждает, что гендерная нейтральность вредит женщинам, «будь то вынуждая их подражать мужчинам, лишая общество их особого вклада или позволяя им участвовать в жизни общества только на условиях, благоприятствующих мужчинам». [19]
- Справедливый феминизм (также стилизованный под «справедливый феминизм») — это форма либерального феминизма, обсуждаемая с 1980-х годов. [20] [21] в частности, своего рода классический либеральный феминизм и либертарианский феминизм. [21] [22]
1990-е годы
[ редактировать ]- Опубликована книга «Миф о красоте» Наоми Вульф .
- Третья волна феминизма связана с появлением riot grrrl , феминистской панк-субкультуры , в начале 1990-х годов в Олимпии, штат Вашингтон . [23] В 1991 году Анита Хилл дала показания в Вашингтоне, округ Колумбия состоящим исключительно из мужчин и белых, , перед судебным комитетом Сената, о том, что Кларенс Томас , номинированный в Верховный суд Соединенных Штатов , подвергал ее сексуальным домогательствам. Ребекка Уокер отреагировала на назначение Томаса статьей в журнале Ms. Magazine «Стать третьей волной» (1992), в которой был введён термин «третья волна»: «Не голосуйте за них, если они не работают на нас. Не занимайтесь с ними сексом, не преломляйте с ними хлеб, не взращивайте их, если они не ставят во главу угла нашу свободу контролировать свое тело и свою жизнь. Я не феминистка постфеминизма, я — третья волна». [24] [25] Третья волна сосредоточилась на отмене гендерно-ролевых стереотипов и расширении феминизма, включив в него женщин всех рас, классов и культур. [26] [27]
2010-е годы
[ редактировать ]- Четвертая волна феминизма началась примерно в 2012 году и характеризуется акцентом на расширении прав и возможностей женщин. [28] и использование интернет-инструментов, [29] и сосредоточен на интерсекциональности . [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маргалит Фокс (5 февраля 2006 г.). «Бетти Фридан, которая зажгла причину в «Загадке женственности», умерла в возрасте 85 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ «Публикация книги Бетти Фридан «Женская мистика» - Архив еврейских женщин» . jwa.org .
- ^ Сара Гэмбл, изд. Спутник Рутледжа по феминизму и постфеминизму (2001), с. 25
- ^ Болинг, Патрисия (2011). «Об обучении преподаванию толстого феминизма». Учитель-феминистка . 21 (2): 110–123. дои : 10.5406/femteacher.21.2.0110 . ISSN 0882-4843 . JSTOR 10.5406/femteacher.21.2.0110 . S2CID 143946770 .
- ^ Уиллис, Эллен (1984). «Радикальный феминизм и феминистский радикализм». Социальный текст . 10/9: 60-е без извинений (10/9): 91–118. дои : 10.2307/466537 . JSTOR 466537 .
- ^ Уиллис, Эллен (1984). «Радикальный феминизм и феминистский радикализм» . Социальный текст (9/10): 91–118. дои : 10.2307/466537 . JSTOR 466537 .
- ^ Джардина, Кэрол. (2010). Свобода женщин: создание женского освободительного движения, 1953–1970 гг . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3456-0 . OCLC 833292896 .
- ^ «Феминистское сознание: раса и класс – ПЛОЩАДКА ВСТРЕЧИ онлайн» . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Кул-Смитс, Дж. Э. (1967). «Женский дискомфорт» (PDF) (на голландском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2010 г.
- ^ «Шутка Смита: феминистка в журналистке» . 6 октября 2012 г.
- ^ «Изучение феминистского движения чикана» . Мичиганский университет . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Пласкоу, Юдит. «Еврейская феминистская мысль» у Фрэнка, Дэниела Х. и Лимана, Оливера. «История еврейской философии» , «Рутледж», впервые опубликовано в 1997 году; это издание 2003 года.
- ^ Райт, Элизабет (2000). Лакан и постфеминизм (Встречи с постмодерном) . Книги тотемов или книги иконок. ISBN 978-1-84046-182-4 .
- ^ Джексон, Стеви (май – август 2001 г.). «Почему материалистический феминизм (все еще) возможен и необходим». Международный форум женских исследований . 24 (3–4): 283–293. дои : 10.1016/S0277-5395(01)00187-X .
- ^ Тюркотт, Луиза. (предисловие) «Прямой ум и другие эссе» , Моник Виттиг, Beacon Press, 1992, ISBN 0-8070-7917-0 , с. ix
- ^ Бадран, Марго, Феминизм в исламе: светские и религиозные конвергенции (Оксфорд, англ.: Oneworld, 2009), с. 227
- ^ Фридман, Марсия, «Теоретизация израильского феминизма, 1970–2000», в Мисре, Калпане и Мелани С. Рич, Еврейский феминизм в Израиле: некоторые современные перспективы (Ганновер, Нью-Хэмпшир: Univ. Press of New England (Brandeis Univ. Press) ) 2003) стр. 9–10.
- ^ Воэт, Риан (1998). Феминизм и гражданственность . SAGE Публикации Лтд.
- ^ Гранде Йенсен, Памела. В поисках нового феминизма: переосмысление женского вопроса для либеральной демократии . п. 3.
- ^ Блэк, Наоми (1989). Социальный феминизм . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-2261-4 .
- ^ Jump up to: а б Хафманн, Йост (28 июля 1989 г.). «3. Социальные изменения и политическая мобилизация в Западной Германии» . В Катценштейне, Питер Дж. (ред.). Промышленность и политика в Западной Германии: на пути к Третьей республике . п. 79. ИСБН 0801495954 .
Феминизм равенства отличается от феминизма равенства
- ^ «Либеральный феминизм» . Стэнфордская энциклопедия философии. 18 октября 2007 г. Проверено 24 февраля 2016 г. . (пересмотрено 30 сентября 2013 г.)
- ^ Пипмайер, Элисон (2009). Женские журналы: создание средств массовой информации, занятие феминизмом . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 45.
- ^ Уокер, Ребекка (январь 1992 г.). «Становление третьей волны» (PDF) . Г-жа : 39–41. ISSN 0047-8318 . OCLC 194419734 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2017 г. Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Баумгарднер, Дженнифер ; Ричардс, Эми (2000). Манифеста: Молодые женщины, феминизм и будущее . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру . п. 77 . ISBN 978-0-374-52622-1 .
- ^ Хьюитт, Нэнси (2010). Никаких перманентных волн . Издательство Университета Рутгерса. стр. 99 . ISBN 978-0-8135-4724-4 .
- ^ Тонг, Розмари (2009). Феминистская мысль: более полное введение (Третье изд.). Боулдер : Вествью Пресс . стр. 284–285, 289. ISBN. 978-0-8133-4375-4 . OCLC 156811918 .
- ^ Абрахамс, Джессика (14 августа 2017 г.). «Все, что вы хотели знать о феминизме четвертой волны, но боялись спросить» . Перспектива . Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Грейди, Констанс (20 марта 2018 г.). «Объяснение волн феминизма и того, почему люди продолжают бороться из-за них» . Вокс . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Манро, Иласаид (сентябрь 2013 г.). «Феминизм: Четвертая волна?». Политическая проницательность . 4 (2): 22–25. дои : 10.1111/2041-9066.12021 . S2CID 142990260 . Переиздано как Манро, Иласаид (5 сентября 2013 г.). «Феминизм: четвертая волна?» . Ассоциация политических исследований . Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2018 г. / «Феминизм: четвертая волна? | Ассоциация политических исследований (PSA)» . Феминизм: четвертая волна? | Ассоциация политических исследований (PSA) . Проверено 27 июня 2020 г.