Феминизм в Южной Африке
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |

Феминизм в Южной Африке касается организованных усилий по улучшению прав девочек и женщин Южной Африки . Эти усилия во многом связаны с вопросами феминизма и гендерного равенства, с одной стороны, и расового равенства и политических свобод африканских и других небелых южноафриканских этнических групп , с другой. Ранние феминистские усилия касались избирательного права белых женщин, позволяющего им голосовать на выборах, начиная с 1930-х годов, а также значительной активности в 1950-х годах, требующей равной оплаты труда мужчин и женщин. [1] 1980-е годы стали важным поворотным моментом в улучшении положения южноафриканских женщин. [2] а в 1994 году, после падения режима апартеида , статус женщин был улучшен благодаря изменениям в конституции страны. [3] После окончания апартеида южноафриканский феминизм стал вкладом, связанным с освобождением и демократизацией страны, однако движение все еще борется с укоренившимися консервативными и патриархальными взглядами в некоторых сегментах южноафриканского общества. [4] [5]
История
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Феминизм в Южной Африке сформировался в результате борьбы за политическое и расовое равенство, а также национальной и транснациональной борьбы за гендерное равенство. [6] Женщины в Южной Африке исторически сталкивались с множеством форм дискриминации со стороны государства и общества, включая дискриминацию в оплате труда. Одним из примеров была неспособность всех женщин голосовать до 1983 года и культурный сексизм, проявляющийся в жестоком насилии в отношении женщин. В Южной Африке высок уровень изнасилований и домашнего насилия, о котором часто не сообщается. [7] [4] Почти треть девочек-подростков сообщают о сексуальном принуждении со стороны мужчин к тому времени, когда им исполняется 16 лет. Эта статистика приводит к тому, что при поступлении в школу наблюдается высокий уровень сексуальных домогательств и нападений, которым подвергаются женщины. [7]
В ответ на эти проблемы и из-за отчаяния в переменах в политически нестабильное время 1980-х годов феминизм в Южной Африке начал набирать обороты, поскольку женщины стали более политически активными. [2] В частности, феминизм в Южной Африке обрел новую жизнь в 1994 году, когда конституция переписывалась с учетом требований демократического общества после апартеида. На этом этапе восстановления женщины объединились и лоббировали более справедливое положение женщин в конституционных рамках. Женщины выиграли от демократизации Южной Африки, поскольку женщины были наиболее подвержены влиянию и угнетению со стороны государственных репрессий, в которых доминировали мужчины. [3] Именно первоначальное движение за объединение и права женщин во время переговоров по конституции стимулировало другую активность, связанную с правами женщин и социальными обстоятельствами. Эти прогрессивные движения, возглавляемые женщинами, позже были названы одним из первых примеров современного южноафриканского феминизма. [8] Южноафриканское феминистское движение 1990-х годов также получило импульс от других примечательных движений за права женщин в соседних африканских странах. Такие страны, как Зимбабве и Мозамбик, послужили источником вдохновения, поскольку женщины в обеих странах успешно организовались и лоббировали, чтобы сделать нужды женщин заботой государства. [9]
Благодаря переходу страны к многорасовой демократии в середине 1990-х годов южноафриканский феминизм внес свой вклад в процесс реконструкции, стремясь к созданию нерасистского и несексистского общества. [8] [10] Однако феминистский активизм и радикальная трансформационная политика в этом процессе были в значительной степени ослаблены. Современный южноафриканский феминизм продолжает заниматься вопросами роли феминизма в более широкой национальной и международной борьбе за классовое и расовое равенство. [6] Южноафриканский феминизм соответствует повестке дня глобального феминизма как непрерывного проекта, призванного деконструировать и бросить вызов двойственности и бинарности между мужчинами и женщинами в глазах общества и государства. Феминизм в Южной Африке коренится в совершенно иных эпистемологиях и представлениях о женщинах и женском труде, чем убеждения, лежащие в основе других современных несправедливых социальных структур, таких как оплата труда работникам. Международная феминистская теория утверждает, что исключительная двойственность между мужчиной и женщиной служит основой, на которой лежат дискриминационные законы и практики. Современные южноафриканские феминистки стремятся разрушить эту двойственность, политизируя жизнь женщин и требуя принятия законов о гендерном равенстве. [11]
Избирательное право женщин и гражданская активность
[ редактировать ]В Южной Африке борьба за избирательное право женщин началась в 1889 году и в основном велась Ассоциацией Союза по предоставлению избирательных прав женщинам . Белым женщинам было предоставлено право голоса в соответствии с Законом о предоставлении избирательных прав женщинам 1930 года . [1] Первыми всеобщими выборами, на которых женщины могли голосовать, были выборы 1933 года. Из-за патриархальной структуры, заложенной в культурные нормы и руководящие органы Южной Африки, женщины столкнулись с трудностями в борьбе за равенство, особенно цветные женщины, которые из-за уникальной расовой истории страны столкнулись с еще большими трудностями из-за апартеида . [9] Азиатские и цветные женщины в Южной Африке получили избирательное право в 1983 году, более чем через пять десятилетий после того, как избирательное право было предоставлено белым женщинам. [12] : 371
В 1933 году Лейла Райт , жена Дениса Рейца , была избрана первой женщиной-членом парламента. [13]
Организация «Черный пояс» была основана в 1950-х годах и первоначально называлась « Женская лига защиты Конституции» , но в конечном итоге пресса сократила ее до «Черный пояс» из-за привычки женщин носить черные пояса на своих митингах протеста. [14] : 79 В этот период члены Black Sash выступали против исключения избирателей цветной или смешанной расы из списка избирателей в Капской провинции правительством Национальной партии . Когда система апартеида начала проникать во все аспекты жизни Южной Африки, члены Black Sash выступили против законов о пропусках и введения других законов об апартеиде. Позже было открыто консультационное бюро для предоставления информации об их законных правах небелым южноафриканцам, на которых распространяется действие этого законодательства. [15] : 61
2 мая 1990 года Африканский национальный конгресс опубликовал заявление под названием «Заявление Национального исполнительного комитета Африканского национального конгресса об эмансипации женщин в Южной Африке», которое стало первым национальным признанием необходимости гендерного равенства в Южной Африке. для развития подлинно демократической нации. В заявлении также признается, что существует поразительный дисбаланс среди женщин на государственных должностях, и это пагубно, поскольку взгляды и проблемы женщин часто игнорируются. Первоначально документ получил высокую оценку со стороны феминисток Южной Африки, но в последующие годы женщины раскритиковали конгресс за то, что он не принял мер по устранению проблем, изложенных в заявлении. [9] Однако с 1990 года женщины получили больше властных позиций в правительстве, поскольку сегодня Южная Африка входит в пятерку африканских стран с высоким представительством женщин в национальном законодательном органе. [16] Это улучшение во многом связано с обязательными квотами, которые сейчас требуются политическими партиями в Южной Африке для обеспечения минимального представительства женщин на государственных должностях. [11]
Равная оплата
[ редактировать ]Из-за структуры оплаты труда, основанной на идеалах нуклеарной семьи, заложенных в обществе, раньше считалось, что мужчины являются основным источником дохода для дома, а вся заработная плата, получаемая женщинами, дополняет доход семьи. Нуклеарная семейная структура становится все менее распространенной среди южноафриканских семей, поскольку все больше женщин и мужчин отказываются от брака, а уровень разводов растет, оставляя дома с одним доходом. [4]
Хотя в Южной Африке запрещено платить больше или меньше за одну и ту же работу представителям обоих полов в час или в год, женщины выбирают профессии, которые обесцениваются в плане вознаграждения, что приводит к общему разрыву в оплате труда между мужчинами и женщинами. Равная оплата труда в Южной Африке по закону уже реализована в теории, но не на практике. Женщины в высокооплачиваемых сферах в среднем работают меньше часов, чем их коллеги-мужчины, из-за давнего бремени ответственности за детей и семейных обязанностей. Этот разрыв в оплате труда является наследием поколений гендерного неравенства, и женщины неуклонно добиваются успехов, на протяжении десятилетий доминируя в определенных областях STEM, таких как биология, ботаника и статистика.
По оценкам Всемирного экономического форума в 2017 году, предполагаемый заработанный доход (по паритету покупательной способности) в Южной Африке для женщин составлял 9 938 долларов США, а для мужчин - 16 635 долларов США. В Южной Африке доля неоплачиваемой работы , также известной как родительские или взрослые обязанности, в день составляет 56,1 для женщин и 25,9 для мужчин. [17]
Антидискриминационные законы
[ редактировать ]9 августа 1956 года 20 000 женщин провели марш протеста у здания Союза в Претории в знак протеста против пропусков для женщин . Марш был организован под знаменем Федерации южноафриканских женщин (FSAW). Позже этот день стал известен как Национальный женский день в Южной Африке. [1]
Закон № 88 о супружеской собственности был принят 1 ноября 1984 года и отменил экономическое, социальное, юридическое и имущественное положение, а также подчинение белых, индийских и цветных замужних женщин своим супругам-мужчинам. До этого закона женщины считались несовершеннолетними в глазах закона после вступления в брак, который лишал их любой правовой защиты или индивидуальных социальных свобод и предусматривал, что все экономические или имущественные активы передаются по мужской линии. 2 декабря 1988 года в Закон были внесены поправки, которые также защищают африканских женщин, состоящих в гражданских браках. [4]
После первых демократических выборов в стране в 1994 году многие дискриминационные законы в Южной Африке были отменены и заменены Законом о домашнем насилии 1998 года . [18] Конституция 1994 года также учредила первую Комиссию по гендерному равенству, чтобы гарантировать, что права и защита, изложенные в новой конституции, соблюдаются, соблюдаются и адаптируются к меняющимся потребностям южноафриканских женщин. [8] [4]
Закон об изнасиловании в браке
[ редактировать ]Традиционно в Южной Африке разрешалось вступать в половой акт с женой без согласия, и это не квалифицировалось как изнасилование. В 1987 году Юридическая комиссия предложила закон, который устанавливал уголовную ответственность за изнасилование в браке в Южной Африке. Министр юстиции представил законопроект предварительному комитету, который отклонил проект, в котором изнасилование в браке квалифицировалось как преступление. Законопроект был пересмотрен, чтобы сделать изнасилование в браке отягчающим обстоятельством для осуждения за нападение. Этот недавно разработанный законопроект был принят парламентом и принят в 1989 году, став частью закона Южной Африки. Причина, по которой парламент изначально не хотел криминализировать изнасилование в браке, заключается в том, что это потенциально увеличило бы и без того высокий уровень разводов в Южной Африке в то время. [19] Согласно законодательству Южной Африки, изнасилование в браке не является таким серьезным, как «обычное» изнасилование, и поэтому не должно иметь столь суровых последствий. [20]
В 1993 году Южная Африка приняла Закон о предотвращении семейного насилия. Этот закон ввел уголовную ответственность за изнасилование в браке и другие виды домашнего насилия. Изнасилование в браке теперь классифицировано и включено в состав преступления изнасилования. Этот закон также отменил «правило предосторожности», которое позволяет судье принимать решение о достоверности лица, пережившего изнасилование.
Южная Африка считается одним из самых прогрессивных государств Африки в отношении прав женщин. Однако в Южной Африке еще многое предстоит сделать в отношении изнасилования в браке. Изнасилование в браке глубоко укоренилось в культуре, особенно в сельских районах Южной Африки. Законы способствовали социальным изменениям, но необходимо провести больше преобразований внутри институтов по всей стране. [21]
Закон о домашнем насилии № 116 от 1998 года был призван защитить жертв от домашнего насилия. Это государство Южной Африки объявляет и обязуется противостоять домашнему насилию. Закон требует, чтобы полиция сообщала о любом акте домашнего насилия и давала им возможность арестовывать любого потенциального преступника. В нем говорится, что любая жалоба может быть подана в качестве охранного ордера для суда. В законе также указано, как судебная система должна обрабатывать такие приказы. [22]
Изнасилование в браке в Южной Африке часто рассматривается как наследие апартеида. Существовала культура доминирования, власти и агрессии, которая приводила к более частым изнасилованиям. Ученые считают, что изнасилование переплетается с расовой несправедливостью в системе апартеида. Историки обнаружили, что, исследуя культуру изнасилования в Южной Африке в то время, оно было настолько распространенным, что общины просто воспринимали его как часть повседневной жизни. Многие женщины стеснялись признаться в изнасиловании в браке, потому что правительством и обществом управляла патриархальная власть. [23] [24]
Преследование активистов
[ редактировать ]В 1950-х годах активистки Федерации южноафриканских женщин (FSAW) предстали перед судом по обвинению в государственной измене вместе с членами Африканского национального конгресса (АНК), Коммунистической партии Южной Африки и других организаций. [25] : 60–61
Проблемы
[ редактировать ]Согласно исследованиям по истории Федерации южноафриканских женщин , изначально борьба женщин в ЮАР рассматривалась как двуединая проблема: во-первых, проблема апартеида , который дискриминировал цветное население, и, во-вторых, проблема апартеида, который дискриминировал цветное население. проблема законов и институтов, дискриминирующих женщин. Во времена апартеида цветные женщины испытывали значительное неравенство, поскольку были частью обеих репрессированных групп. Цветные женщины страдали от структурного насилия, связанного с дискриминацией небелых, а также от неравенства, которое испытывают все женщины. [26] Угнетение, с которым столкнулись эти цветные женщины, также повлияло на их социально-экономическое положение: рабочий класс почти полностью состоит из цветных женщин, что вынуждает цветных женщин сталкиваться с тремя отдельными формами угнетения и дискриминации. [8] [4] Кроме того, цветные женщины были основной группой населения, занятой в сельском хозяйстве и сфере услуг - двух сферах труда, которые не подпадали под действие защитного трудового законодательства до 1994 года. [4] В течение нескольких десятилетий идеи и протесты против апартеида преобладали над инициативами по обеспечению гендерного равенства. После отмены апартеида в 1991 году и перехода к демократии в 1994 году больше внимания стало уделяться правам женщин. [27]
Некоторые утверждают, что феминизм в Южной Африке часто ассоциировался с белыми женщинами из среднего класса. [28] Для чернокожих южноафриканцев феминизм зачастую может быть весьма напряженной позицией; его считали импортированным из колоний белым и средним классом. [29] Есть современные чернокожие африканские женщины-феминистки, такие как Тули Мадонсела.
В целом феминизм в Южной Африке встретил разную реакцию. Некоторые поддерживают эти усилия и рассматривают улучшение положения женщин как проблему, параллельную улучшению и освобождению нации. Другие отвергают феминистское движение, поскольку оно воспринимается как угроза традиционным патриархальным практикам и мужской власти в Южной Африке. [4] [5]
Организации
[ редактировать ]Хотя в Южной Африке нет высшего органа женской организации, то, что считается женским движением, представляет собой совокупность разрозненных НПО, таких как «Люди, выступающие против жестокого обращения с женщинами», «Сонке-гендерная справедливость» и «Прогрессивное женское движение Южной Африки». [18] Женские организации в Южной Африке борются не только за освобождение женщин, но и за национальное освобождение от расовой истории страны, поскольку одно освобождение не может полноценно существовать без достижения другого. [2]
Другие организации, сыгравшие историческую роль в продвижении прав и привилегий южноафриканских женщин, включают:
- Федерация южноафриканских женщин ( FSAW ) – женская группа, активно протестующая против дискриминационных законов о пропусках, направленных на ограничение передвижения цветных женщин.
- Женская лига Африканского национального конгресса ( ANCWL ) [30] – первоначально создан в 1948 году [1] и восстановлен в 1990-х годах с целью организации женщин в политической жизни, в рамках Африканского национального конгресса . в частности [3] Сегодня АНКЖЛ подвергается критике как инструмент вербовки АНК. [18]
- Женская национальная коалиция ( ЖНК ) – создана в начале 1990-х годов с целью вынести проблему гендерного равенства в общественный дискурс. [3] [1] [5]
- Федерация южноафриканских женщин (FSAW) - головная организация, созданная в 1954 году для всех женских организаций в Южной Африке. [2]
Другие национальные и региональные организации включают:
- Прогрессивное женское движение ЮАР ( PWMSA ) — национальное женское движение, основанное в 2006 году. [1]
- Rape Crisis ( RC ) – феминистская неправительственная организация, базирующаяся в Западной Капской провинции, которая выступает за гендерное равенство и свободу от гендерного насилия. [12] : 98
Люди
[ редактировать ]- Джани Аллан , медийная личность, писательница-феминистка, активистка по защите прав животных.
- Прег Говендер , активист, писатель и бывший член парламента.
- Энн МакКлинток , писательница и исследователь-феминистка.
- Элизабет Мария Молтено , активистка за права женщин 19 века, особенно активная участница женского избирательного движения.
- Диана Э. Х. Рассел , писательница-феминистка и активистка, родилась и выросла в Южной Африке, в настоящее время живет в Соединенных Штатах.
- Олив Шрайнер , автор «Истории африканской фермы», признанной одним из первых феминистских романов.
- Шамима Шейх , активистка за права мусульманских женщин.
- Джулия Солли , ранняя суфражистка и феминистка.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Хронология женской борьбы 1905-2006 гг.» . sahistory.org.za.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хасим, Ширин (26 июня 2006 г.). Женские организации и демократия в Южной Африке: оспариваемая власть . Университет Висконсин Пресс. ISBN 9780299213831 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хасим, Ширин . «Голоса, иерархии и пространства: реконфигурация женского движения в демократической Южной Африке». Политикон: Южноафриканский журнал политических исследований 32 , вып. 2 (2005): 175–193.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кадали, Рода (1995). «Конституционное равенство: последствия для женщин в Южной Африке». Социальная политика . 2 (2): 208–224. дои : 10.1093/sp/2.2.208 . ISSN 1072-4745 .
- ^ Перейти обратно: а б с Басу, Амрита (2018). Вызов локального феминизма: женские движения в глобальной перспективе . Нью-Йорк: Рутледж: Группа Тейлора и Фрэнсиса. ISBN 9780429961472 .
- ^ Перейти обратно: а б Бьютен, Дениз. «Феминизм в Южной Африке». Энциклопедия гендерных и сексуальных исследований Уайли Блэквелла .
- ^ Перейти обратно: а б Джукс, Рэйчел; Абрахамс, Наима (октябрь 2002 г.). «Эпидемиология изнасилований и сексуального принуждения в Южной Африке: обзор». Социальные науки и медицина . 55 (7): 1231–1244. дои : 10.1016/s0277-9536(01)00242-8 . ISSN 0277-9536 . ПМИД 12365533 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Стейн, Мелисса (январь 1998 г.). «Новая повестка дня». Международный форум женских исследований . 21 (1): 41–52. дои : 10.1016/S0277-5395(97)00086-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер, Черрил (1991). Женщины и сопротивление в Южной Африке . Новые книги Африки. п. 309.
- ^ Френкель, Ронит (апрель 2008 г.). «Феминизм и современная культура в Южной Африке». Африканские исследования . 67 (1): 1–10. дои : 10.1080/00020180801943065 .
- ^ Перейти обратно: а б Портер, Элизабет (18 сентября 2007 г.). Миростроительство: женщины в международной перспективе . Рутледж. ISBN 9781134151738 .
- ^ Перейти обратно: а б Бли, Кэтлин М. и Франс Виндданс Шпагат, ред. Феминизм и антирасизм: Международная борьба за справедливость. Нью-Йоркский Университет Пресс, 2001.
- ^ «Коммандос» . Издательство Седерберг. Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 г. Проверено 5 сентября 2016 г.
- ^ Вилла-Висенсио, Чарльз (1996). Дух свободы: южноафриканские лидеры о религии и политике . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520200456 .
- ^ Миллер, Роберт Э.; Уилфорд, Рик (2004). Женщины, этническая принадлежность и национализм: политика переходного периода . Рутледж. ISBN 9781134695492 .
- ^ Бауэр, Гретхен и Ханна Эвелин Бриттон, ред. Женщины в африканских парламентах. Боулдер, Колорадо: Издательство Lynne Rienner, 2006.
- ^ «Проводник данных» . Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2017 год . Архивировано из оригинала 16 декабря 2017 г. Проверено 05 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Южной Африке нужно сильное феминистское движение для борьбы с патриархатом» . Разговор.
- ^ Каганас, Фелисити; Мюррей, Кристина (1991). «Правовая реформа и семья: новое южноафриканское законодательство об изнасиловании в браке». Журнал права и общества . 18 (3): 287. дои : 10.2307/1410196 . ISSN 0263-323X . JSTOR 1410196 .
- ^ Каганас, Фелисити (1986). «Изнасилование в браке: изменения в законодательстве Южной Африки». Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 35 (2): 456–461. дои : 10.1093/iclqaj/35.2.456 . ISSN 0020-5893 .
- ^ Уэбб, Найджел Л. (29 апреля 2011 г.). «Когда будет достаточно, достаточно? Пропаганда, доказательства и критика в области городского сельского хозяйства в Южной Африке». Развитие Южной Африки . 28 (2): 195–208. дои : 10.1080/0376835x.2011.570067 . ISSN 0376-835X . S2CID 153942400 .
- ^ «Закон о домашнем насилии № 116 от 1998 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2019 г. Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Армстронг, Сью (1994). «Изнасилование в Южной Африке: невидимая часть наследия апартеида». Сосредоточьтесь на гендере . 2 (2): 35–39. дои : 10.1080/09682869308520009 . ISSN 0968-2864 . JSTOR 4030224 . ПМИД 12345530 .
- ^ Райан, Ребекка М. (1995). «Право на секс: правовая история освобождения от изнасилования в браке» . Право и социальные исследования . 20 (4): 941–1001. дои : 10.1111/j.1747-4469.1995.tb00697.x . ISSN 0897-6546 . JSTOR 828736 . S2CID 144216952 .
- ^ Шимони, Гидеон. Сообщество и совесть: евреи в условиях апартеида в Южной Африке . УПНЕ, 2003.
- ^ Грейбилл, Лин (январь 2001 г.). «Вклад комиссии по установлению истины и примирению в продвижение прав женщин в Южной Африке». Международный форум женских исследований . 24 (1): 1–10. дои : 10.1016/S0277-5395(00)00160-6 . ПМИД 17615659 .
- ^ Уокер, Черрил (1991). Женщины и сопротивление в Южной Африке . Новые книги Африки.
- ^ ван дер Мерве, Анита С. (декабрь 1999 г.). «Сила женщин-медсестер в Южной Африке». Журнал продвинутого сестринского дела . 30 (6): 1272–1279. дои : 10.1046/j.1365-2648.1999.01226.x . ПМИД 10583636 .
- ^ Водитель, Дороти (1996). «Трансформация через искусство: письмо, изображение и субъективность в современной южноафриканской художественной литературе». Мировая литература сегодня . 70 (1): 45–52. дои : 10.2307/40151851 . JSTOR 40151851 .
- ^ Также называется Женской секцией Африканского национального конгресса.